Разработка заседания методического объединения воспитателей учебного курса 6-х классов «Адаптационные траектории в работе с воспитанницами 5-х классов Пансиона воспитанниц МО РФ»
методическая разработка на тему

Кадиевская Татьяна Георгиевна

Тема заседания МО является актуальной, т.к. адаптация ребенка в любой среде вызывает ряд проблем. В учебном учреждении закрытого типа в то же время есть больше возможных путей повышения эффективности и результативности адаптационного периода через использование большего спектра педагогических технологий воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кадиевская Т.Г. – методист (по  социальной работе)

отдела воспитательной работы

Разработка  заседания методического объединения

воспитателей учебного курса 6-х классов

«Адаптационные траектории в работе с воспитанницами 5-х классов  Пансиона воспитанниц МО РФ».

Содержание:

  1. Актуальность темы заседания методического объединения воспитателей.
  2. Цель и задачи заседания МО.
  3. Форма проведения заседания МО.
  4. План подготовки к заседанию МО.
  5. Программа проведения заседания МО.
  6. Проведение заседания МО.
  7. Дорожная карта адаптации.

1. Актуальность темы заседания методического объединения.

Пансион воспитанниц МО РФ – учебное учреждение по возрасту молодое. Осуществил только семь наборов кандидатов. Поэтому, тема заседания МО является актуальной, т.к. адаптация ребенка в любой среде вызывает ряд проблем. В учебном учреждении закрытого типа в то же время есть больше возможных путей повышения эффективности и результативности адаптационного периода через использование большего спектра педагогических технологий воспитательного процесса.

2. Цель и задачи заседания МО.

Цель заседания МО: Познакомить с основными проблемами воспитанниц, возникающими при адаптации в Пансионе, и предложить пути  их решения.

Задачи заседания МО:

  1. обобщить и систематизировать опыт методической работы воспитателей по теме заседания методического объединения;
  2. способствовать формированию профессионального педагогического роста педагогов;
  3. обмен педагогическим опытом: путем практических ситуаций познакомить воспитателей с приемами решения проблем адаптации;
  4. создать карту адаптации для воспитателей  Пансиона.

3. Форма проведения заседания МО.

Форма проведения заседания методического объединения «Адаптационные траектории в работе с воспитанницами 5-х классов  Пансиона воспитанниц МО РФ»: игра-квест.

4. План подготовки к заседанию МО:

  • создание инициативной группы по подготовке заседания МО;
  •  изучение педагогической и психологической литературы по обсуждаемой проблеме;
  • анализ воспитательной работы учебного курса за предыдущий год;
  • определение этапов адаптации воспитанниц;
  • создание с помощью воспитанниц видеоклипов;
  • создание компьютерных презентаций;
  • разработка Дорожной карты адаптации.

5. Программа проведения заседания МО:

  1. Цели, задачи, этапы адаптации воспитанниц 5-х классов.
  2. Сохранение физического здоровья.
  3. Преодоление тревожности.
  4. Формирование коллектива.
  5. Игра как способ адаптации.
  6. Индивидуальный подход.
  7. Творчество как метод адаптации.
  8. Труд как прием адаптации.

6. Проведение заседания МО:

Тема заседания методического объединения «Адаптационные траектории в работе с воспитанницами 5-х классов  Пансиона воспитанниц МО РФ» имеет 7 направлений (остановок), которые разрабатываются творческими группами: воспитателями учебного курса 6-х классов, объединенными по признаку их причастности, компетентности, опыта в данном вопросе.

Участники заседания МО разделены на 3 команды: красные, желтые, зеленые. В течение игры необходимо преодолеть путь с 7 остановками — загадками квеста. Чтобы узнать название остановки, на экране TV даются подсказки воспитанниц 6 курса. Ведь недаром говорится: «Устами воспитанниц глаголет истина». В процессе адаптации пятиклассниц сотрудники и воспитанницы  проходят 7 направлений, которые отображаются  в видео-видеоклипах.

Каждое направление  раскрывается с помощью 3 этапов:

1 — Видеоклип, который необходимо внимательно посмотреть и определить тему направления,

2 — прослушать выступление воспитателя на данную тему,

3 — разобрать предложенную педагогическую ситуацию.

  1. «Применение здоровьесберегающих  технологий в воспитательном процессе в период адаптации обучающихся»

«Через педагогику – к здоровью, через образование и воспитание – к здоровому образу жизни».

Цель: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни (культура здоровья).

Как Вы считаете, что является наиболее  значимым из предложенного списка?
1. Деньги;
2. Здоровье;
3. Знания и умения;
4. Положительные оценки учеников.

Результаты

Здоровье – это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
                                  ( Российская педагогическая энциклопедия)

Основные составляющие физического здоровья:

1) санитарно-гигиеническая культура;
2) рациональное питание;
3) соблюдение режима труда и отдыха;
4) оптимальный двигательный режим, основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом.

Показатели физического здоровья воспитанниц в период адаптации – первый триместр 2014 учебного года (паспорт класса):

  1. Отсутствие рационального питания до поступления в Пансион (по итогам собеседования – до 45%).
  2. Предрасположенность к простудным заболеваниям, отсутствие навыков укрепления здоровья (по итогам проверки здоровья воспитанниц медицинской службой Пансиона и собеседования – до 60%).
  3. Отсутствие навыков в формировании правильной осанки (предрасположенность к сколиозу (по итогам проверки здоровья воспитанниц медицинской службой Пансиона и собеседования – до 25%).
  4. Отсутствие навыков и незнание основ личной гигиены в период раннего полового созревания (по итогам собеседования – до 70%).
  5. Незнание основ безопасности жизнедеятельности (по итогам собеседования – до 80%).

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Проблемы, связанные с физическим здоровьем воспитанниц в период адаптации и технологии их решения:

Проблемы

-  Отсутствие навыков рационального питания

- Слабые навыки соблюдения личной гигиены

- Ухудшение зрения

- Слабое физическое развитие, риски развития сколиоза

- Простудные заболевания

Технология решения

Цикл бесед:

1. «Правильное питание залог здоровья и красоты»

2. «Роль витаминов в организме девочек»

3. «Правила приема пищи».

Цикл бесед направленных на привитие воспитанницам навыков личной гигиены.

Участие совместно с медицинскими работниками Пансиона в осмотрах воспитанниц.

Принятие мер по распределению (рассадке) воспитанниц в классе по рекомендации окулиста.

Практические занятия по выработке правильной осанки, контроль в ходе самоподготовки. Мотивация к занятию спортом, к сдаче норм ГТО.

Практические занятия, индивидуальные беседы, контроль физического состояния.

Рекомендации для учителя и воспитателя

Учитель (воспитатель) должен:
-  следить за осанкой воспитанниц;
-  проводить физкультминутку, находясь в хорошем настроении;
- обладать педагогическим тактом, владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения;
- уметь сочетать движения с музыкальным ритмом;
- знать основы терминологии физических упражнений.

  1.  «Преодоление детской тревожности»

Разлука с родителями,

Новые учителя, новые предметы

Четкий распорядок дня

Первые ошибки и неудачи.

        Преодоление с помощью:

Понятие «талисмана»

Доверительные беседы

Отвлекать, заинтересовывать

Разъяснительные беседы

Беседа об ошибках,

Признание трудности

Обеспечение ощущения собственной успешности, формирование высокого самоуважения

Проблемная ситуация:

Воспитанница, поговорив по телефону с мамой, расстроилась, заплакала и не смогла настроиться на выполнение домашнего задания.

  1.  «Формирование классного коллектива»

Первый этап – становления и первоначального сплочения.

 Второй этап – процесс стабилизации групп.

 Третий этап – этап развития.

Педагогическая ситуация:

Одна из воспитанниц класса держится демонстративно обособленно, не идет на контакт с девочками, заявляет, что ей никто не нужен, что и дома у нее не было подруг. Все усилия со стороны одноклассниц сблизиться с ней ни к чему не приводят. С другой стороны, она жалуется родителям и воспитателям, что с ней никто не дружит.

  1. «Игра как средство воспитания, обучения и развития  личности воспитанниц»

Функции игры:

Развитие познавательной деятельности

Развитие коммуникативных навыков

Формирование культуры поведения и дисциплины

Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций

Создание коллектива класса и курса

Создание условий детского творчества

Педагогическая ситуация: В классе будет проводиться интеллектуальная игра «Что такое здоровый образ жизни?». Класс будет поделен на 2 команды, у которых должен быть капитан. Девочки на роль капитана команды предлагают тех, кто более симпатичен им.

Как обратить внимание воспитанниц на то, что капитан команды должен быть не только лучшей подругой, а и лидером и интеллектуальной личностью?

  1. «Индивидуальный подход  в воспитании детей в рамках ФГОС 2-го поколения»

Ребенок, словно чистый лист бумаги,

Неосторожно не сомни его судьбу,

Ты помоги ему, придай отваги

И научи выигрывать борьбу.

Воспитательная система воспитателя строится на следующих принципах:

  • Принцип уважения личности;
  • Принцип разумной требовательности;
  • Принцип учета возрастных особенностей;
  • Принцип диалога;
  • Принцип стимулирования самовоспитания;

Индивидуальная работа с воспитанницами в преодолении трудностей в учебе: 

  • установка на деятельность – эмоциональная подготовка воспитанницы на решение учебной задачи,

• обеспечение деятельности – создание условий для успешного решения,

• сравнение полученных результатов с предполагаемыми – осознанное отношение к результатам своего труда

Индивидуальная работа со слабоуспевающими воспитанницами:

Цель – профилактика трудностей в обучении, формирование навыков эффективной учебной деятельности, раннее выявление воспитанниц «группы риска», решение кризисных ситуаций развития в период адаптации.

Индивидуальная работа  воспитанницами в преодолении трудностей адаптации

• Видеть в каждой воспитаннице уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

• Говорить с  воспитанницей как со взрослой, не ломать резко ее нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.

• Предоставлять  воспитаннице возможность проявить себя с положительной стороны.

  • Организовать переубеждение на ее собственном опыте.

• Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству воспитанницы.

• Быть искренним, не лицемерить с  воспитанницей, не морализировать, не унижать ее.

  • Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков воспитанницы

• Учить воспитанницу видеть личность, как в самой себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

  • Всячески поддерживать усилия воспитанницы по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации.

Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважения нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед воспитанницами или панибратство.

Ситуация для размышления:

В комнате проживают две воспитанницы. Одна из них слабоуспевающая, а другая воспитанница учится на «4» и «5» . Обе веселые и весьма озорные. В результате совместного проживания, успеваемость воспитанниц  резко начала снижаться. Чтобы вы, как классный руководитель, предприняли в данной ситуации?

  1. «Роль воспитателя выходного дня в развитии творческих способностей воспитанниц»

«Только в творчестве осуществляется личность,

а его отсутствие означает отсутствие личности»

(В. А. Никифоров)

Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.

Задачи, развивающие творческие способности:

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности воспитанниц к различным видам деятельности,
  • оказать помощь в поисках «себя»,
  • создать условия для индивидуального развития воспитанниц,
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей,
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков,
  • развить опыт взаимодействия, сотрудничества,
  • активизация познавательной и мыслительной деятельности,
  • воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, воспитание культуры общения.

Все данные задачи решаются с помощью следующих педагогических воспитательных технологий:

  1. Творческая познавательная деятельность

Первое направление - кружок «Страна рукоделия»: «Волшебная ягодка»  (ко Дню Учителя), «Новогодняя ёлочка» (к Новому году), «Весенний букет» (к 8 марта), «Поздравительная открытка-яйцо к Пасхе», «Открытка Ветерану» (к 9 мая), «Цветочная корзина» (к окончанию учебного года)

Второе направление – создание стенгазет ко Дню учителя, к Новому году, Ко дню Святого Валентина, к 8 марта «Женские штучки», к Дням рождения воспитателей и воспитанниц, к окончанию учебного года.

2. Коллективная творческая деятельность

Концерт, посвященный Дню именинника, конкурс «Я и мои косички», игра «Я - бизнесмен», праздничное мероприятие «Колядки», праздничный концерт «Весенний переполох», Викторина «День космонавтики», Открытое мероприятие «Колокола памяти».

3. Внеклассные мероприятия, развивающие творческие способности (часы общения, интеллектуальные игры, экскурсии).

Конкурсная программа «Осенний листопад», Час общения «Между нами, девочками», Конкурсная программа «Подрастем, девчата, и пойдем в курсанты», Коллективно-творческая игра «По цветным морям», Интеллектуальная игра «Мир знаний», экскурсии.

И самое главное – творите сами! Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов!

Педагогическая проблема:

Перед девочками стояла задача — подготовить внеклассное мероприятие КВН «Весенний переполох». Одним из условий данного мероприятия являлось участие всего класса. Наряду с яркими, активными воспитанницами, неоднократно проявивших себя на предыдущих мероприятиях, были девочки, которые в силу застенчивости, боялись участвовать в мероприятии.

Как Вы можете помочь девочкам проявить себя?

  1. «Практическая деятельность воспитателя в организации труда воспитанниц  5-го курса»

«Труд – важнейшее средство воспитания, в процессе трудового воспитания формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»

Макаренко А.С.

«Академия трудолюбия»
гармония трех понятий: надо, трудно, прекрасно

Принцип «Академии трудолюбия»: научился сам - научи другого.

Конкурсы: «Модница-комодница», «Лучший гардероб», «Самый аккуратный блок», «Королева мусора»

Элементы поощрения:

На совесть любишь ты трудиться,

Во всём старание проявлять!

Тобой мы от души гордимся

И дарим ценную медаль!

Молодец! Всегда старайся

И успехов добивайся!

Позитива и добра!

Пусть везёт тебе всегда!

«Академия трудолюбия»
метод естественных последствий:

Насорил – должен убрать за собой

Потерял – должен найти свою вещь

Оторвалась пуговица – пришей сам

Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день еще одним полезным делом.

Проблемная ситуация:

Воспитанница, несмотря на просьбу воспитателя, отказывается убирать свои разбросанные вещи, ссылаясь на усталость или нехватку времени.

Что делать?

7. Дорожная карта адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по курсу "Работа с программой 1С"

Методическое пособие по курсу "Работа с программой 1С"...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Терминология в профессии «Автомеханик» ( учебный курс для учащихся 1-2 курсов ОУ СПО, 16 часов)

Данный элективный курс «Терминология в профессии “Автомеханик”» составлен для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования , которые выбрали профессию автомеханика и хо...

Учебно-методическое пособие для выполнения практической работы по междисциплинарному курсу МДК.02.01 "Планирование и организация работы структурного подразделения" и МДК.03.01 "Основы управления подразделением организации" студентам.

Данное учебно-методическое пособие предназначено как для аудиторной работы студентов, так и для самостоятельной. Выполняя практическую работу с помощью пособия, студент занимается самопознанием своей ...

УММ для учебного курса "Методология и основы работы в программе «1С: Зарплата и управление персоналом»"

Тестирования (входное и итоговое), лекционный и практический материал предназначены и разработаны с целью выявления целостной и точной информации, позволяющей оценить уровень и структуру остаточных зн...