Учебно-методическое пособие для выполнения практической работы по междисциплинарному курсу МДК.02.01 "Планирование и организация работы структурного подразделения" и МДК.03.01 "Основы управления подразделением организации" студентам.
учебно-методический материал

Овчинникова Лариса Александровна

Данное учебно-методическое пособие предназначено как для аудиторной работы студентов, так и для самостоятельной. Выполняя практическую работу с помощью пособия, студент занимается самопознанием своей личности с помощью психологических тестов, а также узнает дополнительный материал по предлагаемым темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_po_mdk.03.01_v_el._vide.docx78.73 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Приморского края

краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для выполнения  практической  работы  

по междисциплинарному курсу  МДК.02.01 «Планирование и организация работы структурного подразделения» и МДК.03.01 «Основы управления подразделением организации»

студентам специальности:

  • 15.02.08 «Технология машиностроения»
  • 26.02.02 «Судостроение»

                       

 

                     

                                                        2018

ОДОБРЕНА

Предметной цикловой комиссией

Составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по социально-экономическим и технологическим специальностям

Протокол № 1 от «5» сентября 2018г.

Председатель ПЦК

О.В. Кононова____________

Зам. директора по УР

Ю.Н. Топеха____________

«___»____________   2018 г.

Автор: преподаватель  КГА ПОУ «Владивостокский судостроительный колледж»

Овчинникова Лариса Александровна

      Методическое пособие для выполнения практических  работ по междисциплинарному курсу МДК.03.01 «Основы управления подразделением организации» и МДК.02.01 «Планирование и организация работы структурного подразделения» предназначено для студентов очного и заочного отделения специальности: 15.02.08 «Технология машиностроения», 26.02.02 «Судостроение».

     

 

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………4-5
  2. Практическая работа №1…………………………..………………………6-9
  3. Практическая работа №2………..…………………………..……………10-15
  4. Практическая работа №3………..…………………………..……………16-24
  5. Практическая работа №4………..…………………………..……………25-28
  6. Практическая работа №5………..…………………………..……………29-32
  7. Список используемых источников………………………………………33

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Это методическое пособие разработано в помощь студентам, изучающим междисциплинарный курс МДК.03.01 «Основы управления подразделением организации» и МДК.02.01 «Планирование и организация работы структурного подразделения» с практической точки зрения. Необходимую помощь оно окажет тем, кто выполняет практические работы по данному междисциплинарному курсу самостоятельно, в том числе,  студентам-выпускникам заочного отделения  КГА ПОУ «ВСК».

      Данное методическое пособие разработано с ориентацией на выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Новые образовательные стандарты выдвигают высокие требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников в рамках специальных дисциплин и междисциплинарных курсов по технологическим специальностям. Цель пособия  заключается в ознакомлении с методическими подходами  к выполнению практических работ, в формировании психолого-аналитической направленности профессиональной деятельности, в преодолении коммуникативных барьеров и улучшении коммуникации, в самопознании себя как личности будущего специалиста СПО. Настоящее пособие позволит сформировать и реализовать в своей деятельности необходимые в современной практике профессиональные и общие компетенции. Дипломированный специалист СПО должен обладать психологической культурой, которая является неотъемлемой частью общей культуры. Психологическая культура включает три необходимых элемента: познание себя, познание другого человека и умение регулировать свое поведение. Специалист среднего профессионального образования должен уметь не только ориентироваться на современном производстве, но и знать личные и профессиональные свои качества, основы делового общения, способы профилактики производственных конфликтов, пути построения профессиональной карьеры.

      В настоящее время большинство людей работает в составе организаций. В сфере экономики вся работа любой организации построена на стремлении к достижению конкретных целей – прежде всего прибыли. Однако детальные исследования опыта и теории управления показали, что получение максимальной прибыли возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами исполнителей – рабочих и служащих. В связи с этим возникает внимание к человеческому фактору в области экономики и управления. Поэтому так важен научный подход к описанию личности. Наука, в рамках которой он разрабатывается, называется психологией. Игнорировать психологическую составляющую в области управления нельзя, нередко это губительно для управляемой организации и для карьеры самого руководителя. Управление по своей сути – психологический процесс, включающий в себя сбор данных, размышление над ними и задачами коммуникации, принятие решения и реализация его с помощью других людей. Все это протекает на эмоциональном фоне, хотя и не всегда явно выраженном. Остальное в управлении – производное от этого процесса, его продукт. Знание особенностей собственной психики и умение анализировать поведение другого человека необходимо менеджеру. Они создают условия  для того, чтобы в нужный момент можно было сосредоточиться и найти оптимальные способы действия.

В сборник вошли методические указания по выполнению пяти практических работ,  основной задачей выполнения которых  является практическое изучение психологических особенностей личности.   В методические указания по выполнению практических работ включены краткие сведения по теории, структура работы и задания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1.

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОГО ТИПА ОБЩЕНИЯ.

Краткие сведения по теории

      Смысл глагола «Общение» - делать общим, разделять и не только сходство, но и различия. Ошибочно, но под общением понимают исключительно самовыражение. В действительности наш собеседник реагирует не на то, что мы сказали, а скорее на собственную интерпретацию наших слов и куда более внимательно прислушивается к тому резонансу, который они вызвали в его душе, нежели к нашим истинным намерениям.

Общение с другими невозможно отделить от взаимоотношений со своим внутренним «Я».

      Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В его основе лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках, и сам будет нести за нее ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

В своей концепции Э. Берн выдели следующие три составляющие личности человека, которые обуславливают характер общения между людьми: родительское, взрослое и детское.

      Необходимо отметить, что в личности каждого человека обнаруживается все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начнет подавлять другие, что обуславливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

позиция

Ребенка (Д)

Родителя (Р)

Взрослого (В)

определение понятия

эмоциональность,

беззащитность,

безответственность

тот, кто воспитывает, наказывает и т.д.

реальное видение мира

слова и выражения

хочу

надо

могу

тон

неуверенный,

капризный

категоричный, самоуверенный

спокойный

эмоции и чувства

беспокойство,

тревожность,

страх, огорчение

гнев, злость, презрение, ненависть

спокойствие, удовлетворение, уравновешенность

поведение

неуверенное

агрессивное

уверенное

        Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я».

        И для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три «Я» в поведении, можно воспользоваться следующим тестом.

Структура работы

       А) Ответьте на вопросы теста и зафиксируйте их в тетради (если это необходимо, по методике теста занесите ответы в таблицу). Данный вид работы выполняется под заголовком  Этап 1. Ответы на вопросы.

       Б) Обработайте результаты теста: подсчитайте количество баллов, соотнесите свои ответы с предлагаемым  «ключом», составьте график, таблицу, если это необходимо по методике теста. Данный вид работы выполняется под заголовком  Этап 2. Обработка результатов.

       В) Интерпретируйте результаты: составьте психологический портрет испытуемого, то есть себя, опираясь на интерпретацию, предложенную тестом (психологический портрет составляется о третьем лице, об испытуемом, так как подобная методика позволяет взглянуть на  себя со стороны, оценить свои сильные и слабые стороны). Данный вид работы выполняется под заголовком Этап 3. Психологический портрет испытуемого.

Рекомендации

        Отвечая на вопросы психологического теста, стремитесь уловить первый ответ, который придет в голову. Именно такой ответ связан с интуицией, необходимой для корректного результата. Долго рассуждая же над ответом, вы включаете логику, которая  укажет, в конечном результате, на некорректные сведения.

       Оформляя работу в тетради, соблюдайте аккуратность, исключая помарки и зачеркивания; все данные (вычисления, подсчеты, графики, таблицы) должны быть отражены в тетради; подзаголовок «психологический портрет» должен предварять данный вид работы; местоимения и существительные, называющие испытуемого, должны быть согласованы между собой.

Этап 1. Ответы на вопросы.

Инструкция: оцените в баллах от 0 до 10, насколько эти высказывания характеризуют вас. Результаты запишите в тетрадь.

  1. Мне порой не хватает выдержки.
  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
  3. Родители как более зрелые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
  5. Меня провести нелегко.
  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
  8. Думаю, я правильно понимаю происходящие события.
  9. Каждый должен выполнять свой долг.
  10. Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.
  11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
  12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
  13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
  15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
  16. Я – увлекающийся человек.
  17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
  18. Мои взгляды непоколебимы.
  19. Бывает, что я не уступаю в споре, потому что не хочу уступать.
  20. Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.
  21. Люди должны соблюдать все правила, независимо от обстоятельств.

Этап 2. Обработка результатов.

        В тетради подсчитайте сумму баллов отдельно по трем блокам вопросов. Результаты запишите. Ниже запишите полученную формулу, составленную на убывание (например, Д-самый большой результат, В-средний результат, Р-самый маленький результат: полученная формула ДВР).

Вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – позиция Ребенка (Д).

Вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – позиция Взрослого (В).

Вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – позиция Родителя (Р).

Этап 3. Составление психологического портрета испытуемого. Интерпретация.

Если вы получили формулу ВДР (на первом месте буква В) – это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Если ваша формула имеет вид РДВ (на первом месте буква Р), то у вас могут возникнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь обладателю такой формулы. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании, и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет, и вы захотите передвинуть свое «Р» на второе и даже на третье место, то это вполне осуществимо.

«Д» на первом месте – это вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно, и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.

Составьте психологический портрет испытуемого, где опишите позицию испытуемого в общении, соответствующую формуле полученной.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2.

ВЫЯВЛЕНИЕ ГРУППОВЫХ РОЛЕЙ В ГРУППОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.

Краткие сведения по теории

          Человеческое общество состоит из различных социальных групп.

Основная их часть – это малые группы. Малая группа отличается от других

видов человеческих объединений тем, что она представляет собой официально или неофициально существующую ячейку общества, выполняющую в нем определенную социальную функцию и имеющую свою

внутреннюю структуру. Разновидностью малой социальной группы является рабочая группа – команда – коллектив.

        Социальные роли и отношения в коллективе можно рассматривать с двух позиций: межличностных (ведущие и ведомые) и производственных (их

восемь типов).

       Каждый член коллектива может выполнять несколько ролей, дополняя одной другую. Повседневная деятельность членов коллектива подчинена ряду законов,  которые оказывают положительное и отрицательное влияние на результат деятельности группы. Тест Меридита Белбина позволяет определить групповую роль, выполняемую при групповом взаимодействии.

Структура работы

       А) Ответьте на вопросы теста и зафиксируйте их в тетради (если это необходимо, по методике теста занесите ответы в таблицу). Данный вид работы выполняется под заголовком  Этап 1. Ответы на вопросы.

       Б) Обработайте результаты теста: подсчитайте количество баллов, соотнесите свои ответы с предлагаемым  «ключом», составьте график, таблицу, если это необходимо по методике теста. Данный вид работы выполняется под заголовком  Этап 2. Обработка результатов.

       В) Интерпретируйте результаты: составьте психологический портрет испытуемого, то есть себя, опираясь на интерпретацию, предложенную тестом (психологический портрет составляется о третьем лице, об испытуемом, так как подобная методика позволяет взглянуть на  себя со стороны, оценить свои сильные и слабые стороны). Данный вид работы выполняется под заголовком Этап 3. Психологический портрет испытуемого.

Рекомендации

        Отвечая на вопросы психологического теста, стремитесь уловить первый ответ, который придет в голову. Именно такой ответ связан с интуицией, необходимой для корректного результата. Долго рассуждая же над ответом, вы включаете логику, которая  укажет, в конечном результате, на некорректные сведения.

       Оформляя работу в тетради, соблюдайте аккуратность, исключая помарки и зачеркивания; все данные (вычисления, подсчеты, графики, таблицы) должны быть отражены в тетради; подзаголовок «психологический портрет» должен предварять данный вид работы; местоимения и существительные, называющие испытуемого, должны быть согласованы между собой.

Этап 1. Ответы на вопросы.

 Инструкция:

          В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в таблицу ответов испытуемого.

  1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:

А. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я могу работать хорошо со множеством людей.

В. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.

Г. У меня получается помогать другим людям выдвигать их идеи.

Д. Я способен очень эффективно работать и мне нравиться интенсивная работа.

Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам.

Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.

З. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативному действию.

  1. У меня есть недостатки в групповой работе. Возможно, это то, что:

А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.

Б. Я даю слишком большую свободу людям, чью точку зрения я считаю обоснованной.

В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются новые идеи.

Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег.

Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.

Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.

Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.

З. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.

  1. Когда я включен в работу с другими:

А. Я влияю на людей, подавляя их.

Б. Я очень внимателен, так, что ошибок из-за небрежности быть не может.

В. Я готов настаивать на каких-либо действиях, чтобы не потерять время и не упустить из вида главную цель.

Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.

Д. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.

Ж. Окружающим нравиться моя холодная рассудительность.

З. Мне модно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

  1. В групповой работе для меня характерно, что:

А. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег.

Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.

В. У меня всегда найдется хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.

Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу по плану.

Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.

Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.

Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы.

З. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.

  1. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б. Мне нравиться находить практические решения проблемы.

В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г. Ине приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.

Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.

Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.

Ж. Мне нравиться сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.

З. Мне нравится работать в области, где я могу применить свое воображение и творческие способности.

  1. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми:

А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.

Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.

В. Я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом уменьшив объем работы.

Г. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отставать от графика.

Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.

Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.

З. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.

  1. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

А. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.

Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.

В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.

Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.

Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.

Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.

Ж. Я понимаю, что требую от других сделать то, что сам сделать не могу.

З. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить свою точку зрения.

Таблица ответов испытуемого

Вопрос

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

Этап 2. Обработка результатов.

  1.       Постройте таблицу, вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.

роли

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

Г

Б

А

З

Е

В

Ж

Е

Д

В

Б

Г

Ж

А

В

Ж

Г

Д

З

А

Е

З

Г

Ж

В

А

Д

Б

Ж

А

З

Г

Б

Е

Д

Б

Е

Д

А

В

Б

З

А

В

Е

Ж

Д

З

Г

Д

З

Б

Е

Ж

Г

В

сумма

  1. Найдите сумму баллов по каждому из восьми столбцов.
  2. Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе.

Этап 3. Составление психологического портрета испытуемого.

Интерпретация.

          Прочитайте и проанализируйте описание ролей в групповом взаимодействии:

I роль – председатель; функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.

II роль – формирователь; функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористый тип; тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе.

III роль – генератор идей; функции: источник идей; свойства: умен, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV роль – оценщик идей (критик); функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V роль – организатор работы; функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.

VI роль – организатор группы; функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.

VII роль – исследователь ресурсов; функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

VIII роль – завершитель; функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

          Следует отметить, что I и II роли – два противоположных подхода к общему управлению группой.

          И чтобы управленческая команда была эффективны, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга.

        Составьте психологический  портрет испытуемого, описав ту роль или роли, которые испытуемый выполняет в групповом взаимодействии (максимальное количество баллов).

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3.

 ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Краткие сведения по теории

      Лидерство – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Часто делается разграничение между неформальным лидерством (лидер не обладает официальными командно-административными функциями) и формальным (лидер как официальный руководитель наделен этими функциями со стороны организации или социального института).

        В рамках исследования данной проблемы основной темой являлись вопросы о том, как человек становится лидеров и есть ли совокупность каких-либо определенных личностных качеств, которые позволяют индивиду стать лидером или быть эффективным в качестве лидера.

        На практике наиболее часто используемыми индикаторами, «предсказателями» поведения и функционирования потенциального лидера являются интеллектуальные качества, профессиональная компетентность и опты руководства.

Структура работы

       А) Ответьте на вопросы теста и зафиксируйте их в тетради (если это необходимо, по методике теста занесите ответы в таблицу). Данный вид работы выполняется под заголовком  Этап 1. Ответы на вопросы.

       Б) Обработайте результаты теста: подсчитайте количество баллов, соотнесите свои ответы с предлагаемым  «ключом», составьте график, таблицу, если это необходимо по методике теста. Данный вид работы выполняется под заголовком  Этап 2. Обработка результатов.

       В) Интерпретируйте результаты: составьте психологический портрет испытуемого, то есть себя, опираясь на интерпретацию, предложенную тестом (психологический портрет составляется о третьем лице, об испытуемом, так как подобная методика позволяет взглянуть на  себя со стороны, оценить свои сильные и слабые стороны). Данный вид работы выполняется под заголовком Этап 3. Психологический портрет испытуемого.

Рекомендации

        Отвечая на вопросы психологического теста, стремитесь уловить первый ответ, который придет в голову. Именно такой ответ связан с интуицией, необходимой для корректного результата. Долго рассуждая же над ответом, вы включаете логику, которая  укажет, в конечном результате, на некорректные сведения.

       Оформляя работу в тетради, соблюдайте аккуратность, исключая помарки и зачеркивания; все данные (вычисления, подсчеты, графики, таблицы) должны быть отражены в тетради; подзаголовок «психологический портрет» должен предварять данный вид работы; местоимения и существительные, называющие испытуемого, должны быть согласованы между собой.

Этап 1. Ответы на вопросы.

Инструкция.

I часть. Степень индивидуальной выраженности лидерства.

Инструкция. Если хотите узнать, присущи ли вам качества лидера, выберите из пары вопросов тот вариант ответа, который наиболее совпадает с вашим мнением.

  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

А) да;

Б) нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

А) да;

Б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

А) да;

Б) нет.

4. Когда вы были ребёнком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?

А) да;

Б) нет.

5. Испытываете ли вы большое удовлетворение, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?

А) да;

Б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

А) да;

Б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»?

А) да;

Б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

А) да;

Б) нет.

9. Теряли ил вы хладнокровие в беседе с людьми?

А) да;

Б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас?

А) да;

Б) нет.

11. Во всех обстоятельствах (рабочее совещание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?

А) да;

Б) нет.

12. Считают ли обычно, что ваша внешность производит внушительно (импозантное) впечатление?

А) да;

Б) нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

А) да;

Б) нет.

14. Легко ли вы теряетесь, если среди окружающих вас людей есть несогласные с вашим мнением?

А) да;

Б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.п.) групп?

А) да;

Б) нет.

16. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:

А) вы рады, если ответственность возложат на кого-либо другого;

Б) вы сумеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято.

17. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному?

А) настоящий руководитель должен сам уметь делать дело, даже в мелочах;

Б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

18. С кем вы предпочитаете работать?

А) с людьми покорными;

Б) с людьми строптивыми.

19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?

А) да;

Б) нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

А) да;

Б) нет.

21. умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону тех, кто раньше с вами был не согласен?

А) да;

Б) нет.

22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:

А) вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;

Б) вы просто полагаетесь на решение других.

23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы предпочли?

А) быть первым в деревне;

Б) быть вторым в городе.

24. Считаете ли, что вы – человек, сильно влияющих на других людей?

А) да;

Б) нет.

25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы?

А) да;

Б) нет.

26. С вашей точки зрения, истинный лидер в группе тот, кто:

А) самый компетентный;

Б) у кого сильный характер.

27. Всегда ли стараетесь понимать (оценивать) людей?

А) да;

Б) нет.

28. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас?

А) да;

Б) нет.

29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более предпочтительным?

А) тот, который все решает сам;

Б) тот, который постоянно советуется.

30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия (фирмы):

А) коллегиальный тип;

Б) авторитарный тип.

31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?

А) да;

Б) нет.

32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу:

А) громкий голос, экспрессивные жесты, з словом в карман не полезет;

Б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.

33. На рабочем совещании в один имеет мнение, противоположное мнение других, но уверены в своей правоте. Как вы себя поведете?

А) будете молчать;

Б) будете отстаивать свою точку зрения.

34. Называют ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?

А) да;

Б) нет.

35. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?

А) да;

Б) нет.

36. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?

А) работать под руководством хорошего руководителя;

Б) работать независимо.

37. Как вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»?

А) это верно;

Б) это не верно.

38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц?

А) да;

Б) нет.

39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?

А) да;

Б) нет.

40. Как вы обычно себя ведете, встретившись с трудностями?

А) трудности обескураживают;

Б) трудности заставляют действовать активнее.

41. Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам (сокурсникам), когда они их заслуживают?

А) да:

Б) нет.

42. Считаете ли, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженность жизни?

А) да;

Б) нет.

43. если вам предстоит провести реорганизацию, то как вы поступаете?

А) ввожу изменения немедленно;

Б) предлагаю медленные, эволюционные изменения.

44. Если это необходимо, сумеете ли прервать слишком болтливого собеседника?

А) да;

Б) нет.

45. Согласны ли вы с такой мыслью: «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

А) да;

Б) нет.

46. считаете ли вы, что каждый из людей благодаря своим человеческим способностям должен сделать что-то выдающееся?

А) да;

Б) нет.

47. Кем (из предложенных профессий) вам в молодости хотелось стать?

А) известным художником, композитором, поэтом и т.д.;

Б) руководителем коллектива.

48.Какую музыку вам приятнее слушать?

А) торжественную, могучую;

Б) тихую, лирическую.

49. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями?

А) да;

Б) нет.

50. Часто ли вы встречаете людей с более сильной волей, чем у вас?

А) да;

Б) нет.

Этап 2.Обработка результатов.

Начислите по 1 баллу за ответы «А»  на вопросы: 1, 2, 4, 5, 7, 10, 11, 12, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 31, 32, 33, 34, 37, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 48;

 и ответы «Б» на вопросы: 3, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 27, 29, 30, 35, 36, 38, 40, 45, 47, 49, 50.

Интерпретация.

Суммируйте баллы:

до 25 баллов – лидерство выражено слабо;

от 26 до 35 – лидерство в определенной степени выражено;

от 36 до 40 баллов – лидерство выражено в сильной степени;

свыше 40 баллов – склонность к диктату.

      Результаты интерпретации занесите в психологический портрет испытуемого в конце практической работы.

II часть. Эффективный руководитель.

Инструкция.

Если хотите узнать, насколько вы – эффективный руководитель, ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы. Подсчитайте общее количество положительных ответов.

  1. Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в области профессиональной деятельности?
  2. Ориентированы ли вы на сотрудничество с другими людьми?
  3. Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?
  4. Поясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение?
  5. Доверяют ли вам подчиненные?
  6. Вовлекаете ли всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т.д.?
  7. Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения или высказывать замечания?
  8. Помните ли имена всех деловых партнеров, с которыми общаетесь?
  9. Предоставляете ли свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?
  10. Контролируете ли ход выполнения задания?
  11. Помогаете ли подчиненным только тогда, когда они об этом попросят?
  12. Выражаете ли свою благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу?
  13. Стремитесь ли в людях найти лучшие качества?
  14. Знаете ли, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?
  15. Знаете ли устремления и интересы ваших подчиненных?
  16. Умеете ли быть внимательным слушателем?
  17. Благодарите ли сотрудника в присутствии его партнеров по работе?
  18. Делаете ли своим подчиненным критические замечания наедине?
  19. Отмечаете ли хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководству?
  20. Стремитесь ли дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?
  21. Поясняете ли сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?
  22. Оставляете ли время себе и подчиненным для планирования работы?
  23. Есть у вас план самосовершенствования, по крайне мере, на год вперед?
  24. Существует ли в вашей фирме, банке, предприятии план повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями времени?
  25. Регулярно ли читаете специальную литературу по своей специальности?
  26. Имеете ли достаточную библиотеку по специальности?
  27. Заботитесь ли о состоянии своего здоровья и работоспособности?
  28. Любите ли выполнять сложную, но интересную работу?
  29. Эффективно ли проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы?
  30. Доверяете ли своим подчиненным?
  31. Занимаетесь ли с готовностью проблемами, жалобами своих подчиненных?
  32. Знаете ли, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?
  33. Держите ли определенную дистанцию со своими подчиненными?
  34. Относитесь ли к сотрудникам с пониманием и уважением?
  35. Вы уверены в себе?
  36. Хорошо ли знаете свои сильные и слабые стороны?
  37. Часто ли применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?
  38. Регулярно ли повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?
  39. Достаточно ли гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?
  40. Готовы ли изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?

Интерпретация.

Если вы набрали:

больше 33 баллов – у вас высокий управленческий потенциал;

от 15 до 32 баллов – вы успешный руководитель, но необходимо подумать над выработкой собственного индивидуального стиля;

меньше 14 баллов – ваш стиль должен быть существенно изменен.

      Результаты интерпретации после прохождения 2 части работы занесите в психологический портрет в конце практической работы.

III часть. Неэффективный руководитель.

Инструкция.

Этот тест поможет уточнить результаты, полученные в предыдущем тесте. Ответьте на вопросы «да» или «нет».

  1. Вы постоянно сталкиваетесь с непредвиденными трудностями?
  2. Стараетесь все делать сами, так как компетентнее других?
  3. Основная часть рабочего времени уходит на детали и второстепенные вопросы?
  4. Приходится делать много дел одновременно?
  5. Вам приходится работать по 10-14 часов в сутки?
  6. Ваш стол постоянно завален бумагами без приоритета важности?
  7. Дома часто приходится заниматься производственными проблемами?
  8. Предпочитаете отложить решения вопроса, чтобы вернуться к нему тогда, когда возникнут для этого соответствующие условия?
  9. Стараетесь принять наилучшее решение, не всегда заботясь о его реалистичности?
  10. Стремитесь к тому, чтобы ваш авторитет не пострадал ни при каких обстоятельствах?
  11. Приходится ли идти на постоянные уступки и компромиссы?
  12. В случае неуспеха дела обычно ищите, кто из подчиненных виноват?
  13. Чувствуете ли себя средством в руках других людей?
  14. Действуете по привычной схеме в различных деловых ситуациях?
  15. Считаете ли, что полная информированность подчиненных о ходе дел на фирме снижает эффективность их работы?
  16. Предпочитает ли в экстремальных ситуациях не брать на себя персональную ответственность, а принять коллективное решение?
  17. Считаете ли, что подчинённые не должны обсуждать решения руководства?
  18. Считаете ли, что стаж практической работы всегда дает преимущество перед специальным образованием и профессиональными способностями?
  19. Стараетесь не рисковать, «не высовываться»?
  20. Поскольку работаете в узкой профессиональной области, остальное вас не касается?

Интерпретация.

Каждый ответ «да» оценивается в 1 балл. Подсчитайте общую сумму таких ответов.

Можете считать себя:

эффективным руководителем, если набрали сумму баллов менее 10;

достаточно эффективным руководителем, если набрали сумму от 11 до 15 баллов;

малоэффективным, если набрали от 16 до 20 баллов.

Этап 3. Составление психологического портрета испытуемого.

        Теперь составьте психологический портрет испытуемого из результатов трех частей практической работы.

Психологический портрет испытуемого

(пример)

        У испытуемого лидерство в определенной степени выражено

(1 часть). Он может быть успешным руководителем, но необходимо подумать над выработкой собственного индивидуального стиля (2 часть). В будущем он может стать достаточно эффективным руководителем (3 часть).

         

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4.

НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Краткие сведения по теории

            Этот психологический тест, основанный на теории Херси и Бланшара. Он поможет лучше оценить присущие вам стили руководства и определить эффективность их использования. Отметим, в основании этой теории лежит утверждение, что НЕТ НАИЛУЧШЕГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ, все зависит от ситуации, в которой он используется, и еще от способности руководителя менять эти стили. Такое утверждение является краеугольным камнем широко распространенной ныне в мире теории ситуационного управления.

Структура работы

       А) Ответьте на вопросы теста и зафиксируйте их в тетради (если это необходимо, по методике теста занесите ответы в таблицу). Данный вид работы выполняется под заголовком  Этап 1. Ответы на вопросы.

       Б) Обработайте результаты теста: подсчитайте количество баллов, соотнесите свои ответы с предлагаемым  «ключом», составьте график, таблицу, если это необходимо по методике теста. Данный вид работы выполняется под заголовком  Этап 2. Обработка результатов.

       В) Интерпретируйте результаты: составьте психологический портрет испытуемого, то есть себя, опираясь на интерпретацию, предложенную тестом (психологический портрет составляется о третьем лице, об испытуемом, так как подобная методика позволяет взглянуть на  себя со стороны, оценить свои сильные и слабые стороны). Данный вид работы выполняется под заголовком Этап 3. Психологический портрет испытуемого.

Рекомендации

        Отвечая на вопросы психологического теста, стремитесь уловить первый ответ, который придет в голову. Именно такой ответ связан с интуицией, необходимой для корректного результата. Долго рассуждая же над ответом, вы включаете логику, которая  укажет, в конечном результате, на некорректные сведения.

       Оформляя работу в тетради, соблюдайте аккуратность, исключая помарки и зачеркивания; все данные (вычисления, подсчеты, графики, таблицы) должны быть отражены в тетради; подзаголовок «психологический портрет» должен предварять данный вид работы; местоимения и существительные, называющие испытуемого, должны быть согласованы между собой.

Этап 1. Ответы на вопросы.

Инструкция.

          Отвечая на вопросы, оцените в баллах степень своего согласия.

1 балла – нет, так совсем не бывает;

2 балла – нет, как правило, так не бывает;

3 балла – неопределенная оценка;

4 балла – да, как правило, так бывает;

5 баллов – да, так бывает всегда.

Вопросы:

  1. Я давал бы подчиненным нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.
  2. У меня всегда много идей и планов.
  3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.
  4. Мне в основном удается привести логически правильные аргументы при обсуждениях.
  5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.
  6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.
  7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.
  8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.
  9. Свои ошибки я по большей части признаю.
  10. Я предлагаю альтернативы к предложениям других.
  11. Защищаю тех, у кого есть трудности.
  12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.
  13. Мой энтузиазм заразителен.
  14. Я принимаю во внимание точку зрения других и стараюсь включить ее в проект решения.
  15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.
  16. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы.
  17. Ясно выражаю свои мысли.
  18. Я всегда признаюсь в том, что не все знаю.
  19. Энергично защищаю свои взгляды.
  20. Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.
  21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы.
  22. Я помогаю другим советом, как организовать сой труд.
  23. Увлекаясь своими проектами, я обычно не беспокоюсь о чужих работах.
  24. Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей собственной.
  25. Если кто-то не согласен с моим  проектом, то я не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого.
  26. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.
  27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.
  28. Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов.
  29. Я понимаю чувства других людей.
  30. Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю другие.
  31. Прежде чем защищаться, я всегда выслушиваю критику.
  32. Излагаю свои мысли системно.
  33. Я помогаю другим иметь возможность высказаться.
  34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.
  35. Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.
  36. Как правило, я никого не перебиваю.
  37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.
  38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступать.
  39. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.
  40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, которые очень редко просят слова.

Этап 2. Обработка результатов.

  1. Сложите балльные оценки, проставленные вами в вопросах 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40, и обозначьте сумму через А (она находиться в интервале от 20 до 100).
  2. Сложите баллы в вопросах 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39 и обозначьте сумму через Б.
  3. Если сумма А на 10 баллов превышает сумму Б, то большая часть людей считает вас хорошим дипломатом. Вы способны учесть мнения других, склонны к демократическому стилю управления. Если сумма А ≥ 285, вы склонны к либерально-попустительскому стилю.
  4. Если сумма Б на 10 баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно, бесцеремонно, агрессивно; склонны к авторитарному стилю руководства.

Если сумма А и Б различается менее чем на 10 баллов, то вы либо еще не выработали свой стиль управления, либо склонны к непоследовательному стилю.

Этап 3. Составление психологического портрета испытуемого.

 

Психологический портрет испытуемого

(пример)

           Испытуемый либо еще не выработал свой стиль управления, либо склонен к непоследовательному стилю.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5.

ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТИ К ЭМПАТИИ

Краткие сведения по теории

         Способность к сопереживанию - эмпатии - понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку соединиться с миром людей и не ощущать в нем своего одиночества.
      Для диагностики способности к эмпатии может быть применен опросник
А. Мехрабиена  и  Н. Эпштейна, состоящий из 33 предложений-утверждений.   

Структура работы

       А) Ответьте на вопросы теста и зафиксируйте их в тетради (если это необходимо, по методике теста занесите ответы в таблицу). Данный вид работы выполняется под заголовком  Этап 1. Ответы на вопросы.

       Б) Обработайте результаты теста: подсчитайте количество баллов, соотнесите свои ответы с предлагаемым  «ключом», составьте график, таблицу, если это необходимо по методике теста. Данный вид работы выполняется под заголовком  Этап 2. Обработка результатов.

       В) Интерпретируйте результаты: составьте психологический портрет испытуемого, то есть себя, опираясь на интерпретацию, предложенную тестом (психологический портрет составляется о третьем лице, об испытуемом, так как подобная методика позволяет взглянуть на  себя со стороны, оценить свои сильные и слабые стороны). Данный вид работы выполняется под заголовком Этап 3. Психологический портрет испытуемого.

Рекомендации

        Отвечая на вопросы психологического теста, стремитесь уловить первый ответ, который придет в голову. Именно такой ответ связан с интуицией, необходимой для корректного результата. Долго рассуждая же над ответом, вы включаете логику, которая  укажет, в конечном результате, на некорректные сведения.

       Оформляя работу в тетради, соблюдайте аккуратность, исключая помарки и зачеркивания; все данные (вычисления, подсчеты, графики, таблицы) должны быть отражены в тетради; подзаголовок «психологический портрет» должен предварять данный вид работы; местоимения и существительные, называющие испытуемого, должны быть согласованы между собой.

Этап 1. Ответы на вопросы.

Инструкция.

Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на ваше отношение к ситуации, выразите свое согласие “+” или несогласие “־  “ с каждым из них.

  1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других одиноко.
  2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
  3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
  4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
  5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
  6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
  7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
  8. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
  9. Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
  10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.
  11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
  12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
  13. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
  14. Мне очень нравиться наблюдать, как люди принимают подарки.
  15. По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.
  16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.
  17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
  18. Когда я читаю книгу (роман, повесть), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
  19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
  20. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
  21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
  22. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
  23. Чужой смех меня раздражает.
  24. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило. Роли не играет.
  25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
  26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
  27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
  28. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
  29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
  30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.
  31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
  32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
  33. Маленькие дети плачут бес причины.

Этап 2. Обработка результатов.

Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений.

Ответ

Номера утверждений-предложений

согласен “+”

1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

не согласен“—“

2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) проанализируйте, сравнив свой результат с показателями, представленными в нижеследующей таблице.

Пол

Уровень эмпатических тенденций

высокий

средний

низкий

очень низкий

юноши

33-26

25-17

16-8

7-0

девушки

33-30

29-23

22-17

16-0

Этап 3. Составление психологического портрета испытуемого.

Интерпретация.

             Составьте психологический портрет испытуемого, описав уровень эмпатических тенденций испытуемого и объяснив, что это значит.

           Эмпатия – эмоциональная отзывчивость, чувствительность, внимание к другим людям, их проблемам, радостям и горестям; стремление оказывать помощь и поддержку. Развитие эмпатических тенденций подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, личностный рост. Без этого не возможна полная реализация личности. Эмпатия соединяет человека с миром людей и помогает ему не чувствовать свое одиночество.

Психологический портрет испытуемого

(пример)

            Испытуемый обладает средним уровнем развития эмпатических тенденций. То есть ему свойственна средняя эмоциональная отзывчивость, средняя чувствительность, средний уровень внимания к людям, их проблемам, радостям и горестям; среднее стремление оказывать помощь и поддержку. Развитие эмпатических тенденций подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, личностный рост. Без этого не возможна полная реализация личности. Эмпатия соединяет человека с миром людей и помогает ему не чувствовать свое одиночество.

 

Список используемых источников:

  1. Д.М. Рамендик. Управленческая психология: учебник, М. – ФОРУМ: ИНФРА – М, 2012. – 256с.
  2. Л.Д. Столяренко. Основы психологии: учебник, Ростов/Дону – 2014г.,  324с.
  3. В.А. Соснин, Е.А. Красникова.  Социальная психология: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 336с. (серия проф. обр-е).
  4. Е.Н. Кишкель Управленческая психология: учебное пособие, М, 2014г. – 246с.
  5. Ю.Н. Акимова Психология управления: учебник и практикум, М.: Юрайт – 2018. – 317с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических работ по междисциплинарным курсам

     Предлагаю Вашему вниманию методические указания по выполнению практических работ по междисциплинарным курсам  Методические указания разработаны в соответствии с програм...

Учебно-методическое пособие к выполнению практических работ по МДК 02.01 Технология выполнения работ кассира билетногок

Учебно-методическое пособие к  выполнению практических работ МДК 02.01 по профессии "Оператор по обработке перевозочных документов"...

Учебно-методическое пособие к выполнению самостоятельной работы обучающихся 2 курса по МДК 05.02 Технология обслуживания в барах. Для специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

Данное методическое пособие  предназначено  обучающимся  по МДК 05.02 Технология обслуживания в барах в рамках основной профессиональной образовательной программы среднего профессиональ...

КОМПЛЕКТ ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРСУ: МДК . 01.01 «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ» ( ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПМ. 01 «МОДЕЛИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ»;

Комплект инструкционно – технологических картдля выполнения практических работ  по Междисциплинарный курсу:МДК . 01.01 «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ»...

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга"

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга" предназначено для студентов, проходящих обучение по специальности "...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу 01.02 Технология и организация турагентских услуг

Согласно п.28 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образова...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МДК. 05.01. Организация приготовления, оформления и подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

Настоящее пособие по выполнению практических работ предназначено для преподавателей и обучающихся по специальности 43.01.09 «Повар, кондитер» по дисциплине «МДК. 05.01. Организация п...