Методический курс "Fullstack-разработка бизнес-приложений на 1С и React"
методическая разработка
Цель курса: сформировать у студентов компетенции по сквозной разработке бизнес-приложения, от проектирования backend-логики на платформе 1С до создания современного пользовательского интерфейса на React, в рамках командной работы по методологии Scrum.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.12 КБ | |
| 35.4 КБ | |
| 25.86 КБ | |
| 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс: «Fullstack-разработка бизнес-приложений на 1С и React»
Цель курса: сформировать у студентов компетенции по сквозной разработке бизнес-приложения, от проектирования backend-логики на платформе 1С до создания современного пользовательского интерфейса на React, в рамках командной работы по методологии Scrum.
Обучающие задачи:
- Сформировать у студентов понимание архитектуры fullstack-приложения и принципов взаимодействия frontend и backend через REST API.
- Обучить практическим навыкам разработки HTTP-сервисов на платформе 1С для предоставления данных во внешние системы.
- Обучить практическим навыкам создания клиентских приложений на React, включая работу с состоянием, маршрутизацией и HTTP-запросами.
- Закрепить навыки проектирования API (API-First) и написания технической документации к нему.
- Освоить базовые практики командной работы по методологии Scrum (планирование спринтов, ежедневные стендапы, ретроспективы).
Развивающие задачи:
- Развивать системное и архитектурное мышление, способность видеть проект как единое целое, а не как набор разрозненных модулей.
- Развивать навыки критического мышления и анализа для выбора оптимальных решений при проектировании API и устранении ошибок интеграции.
- Развивать навыки самостоятельного поиска и анализа информации (документация, профессиональные сообщества) для решения нестандартных задач.
- Развивать коммуникативные навыки и умение эффективно взаимодействовать в кросс-функциональной команде, находить общий язык с разработчиками другой технологической специализации.
- Сформировать навыки проектного мышления: от постановки задачи до ее реализации, тестирования и презентации результата.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать профессиональную ответственность и дисциплину, понимание важности соблюдения согласованных "контрактов" (API) для успеха общей работы команды.
- Формировать культуру качества и внимательного отношения к деталям при написании кода, его тестировании и документировании.
- Воспитывать умение конструктивно воспринимать обратную связь в ходе код-ревью и совместной работы, а также давать ее.
- Развивать гражданско-патриотическую позицию через осознание вклада в создание современных, конкурентоспособных отечественных IT-решений для бизнеса на стыке платформы 1С и современных веб-технологий.
- Стимулировать осознанное отношение к собственному профессиональному и личностному росту как к непрерывному процессу.
Структура и Распределение Часов (72 часа)
Спринт 1: Введение и формирование команд (4 часа)
- Исследование (2 ч): Зачем 1С и React вместе? Обзор современных подходов к разработке (монолит vs micro-frontend/api). Роль fullstack-разработчика в бизнесе. Знакомство с методологией Scrum.
- Практика (2 ч): Формирование кросс-функциональных команд (2-3 человека со стороны 1С, 2-3 человека со стороны Web). Выбор и согласование сквозного проектного задания (например, «Система управления заявками», «Личный кабинет сотрудника»). Проведение первого планирования (Planning Poker).
Спринт 2: Проектирование и контракты (API-First) (10 часов)
- Исследование (4 ч): Концепция API как договора между командами. Принципы REST API. Форматы данных (JSON, XML). Стандарт OData. Инструменты для проектирования (Postman, Swagger).
- Практика (6 ч): Совместная работа команд. Разработка технического задания на API для выбранного проекта. Команда 1С описывает, какие данные и методы нужны фронтенду. Команда React согласовывает и формализует это в виде документации API (например, в Postman). Результат: утвержденный всеми участниками "Контракт API".
Спринт 3: Реализация модулей (36 часа)
- Реализация Backend на 1С (Преподаватель 1С)
- Исследование (8 ч): Создание HTTP-сервисов в 1С. Обработка CORS. Структурирование кода для веб-API. Аутентификация и авторизация (Базовая, OAuth). Работа с JSON.
- Практика (28 ч): Реализация командой 1С-разработчиков ранее спроектированного API.
- Создание справочников и документов по ТЗ.
- Написание HTTP-сервисов для операций CRUD.
- Реализация бизнес-логики (проведение документов, расчеты).
- Настройка безопасности.
- Разработка Frontend на React (Преподаватель Web)
- Исследование (8 ч): React-компоненты для бизнес-интерфейсов (таблицы, формы, модальные окна). State-менеджмент (Redux Toolkit/MobX) для хранения состояния приложения. Работа с HTTP-запросами (Axios/Fetch).
- Практика (28 ч): Реализация командой React-разработчиков клиентской части.
- Настройка проекта (Vite, роутинг).
- Разработка UI-компонентов (списки, формы ввода).
- Интеграция с API 1С (на основе "Контракта").
- Реализация взаимодействия с пользователем (отправка данных, обработка ошибок).
Спринт 4: Интеграция, тестирование и DevOps (18 часов)
- Исследование (2 ч): Принципы непрерывной интеграции. Концепции DevOps для fullstack-разработки. Стратегии тестирования (юнит-тесты, интеграционные тесты).
- Практика (4 ч): Совместная работа команд.
- Сборка и настройка единого стенда.
- Сквозное (end-to-end) тестирование приложения.
- Доработка кода по результатам тестирования.
Спринт 5: Защита проектов (4 часа)
- Практика (4 ч): Финальная презентация проектов. Каждая команда представляет:
- Демонстрацию работающего приложения.
- Рассказ о архитектуре (1С-часть + React-часть).
- Анализ возникших трудностей и путей их решения.
- Ответы на вопросы преподавателей и других команд.
Связь с Компетенциями ФГОС СПО 09.02.07
Курс напрямую формирует следующие профессиональные компетенции (ПК) из стандарта:
- ПК 1.2. Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием.
- Проявление: Разработка модулей backend (1С) и frontend (React) по единому ТЗ проекта.
- ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
- Проявление: Использование отладчика 1С и инструментов разработчика в браузере (React DevTools, сетевая панель).
- ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
- Проявление: Модульное тестирование своих компонентов и интеграционное тестирование API.
- ПК 2.2. Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение.
- Проявление: Ключевая компетенция курса. Соединение frontend (React) и backend (1С) через REST API.
- ПК 2.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения.
- Проявление: Разработка end-to-end сценариев для проверки всего приложения (напр., "создание заявки").
- ПК 2.5. Производить инспектирование компонент программного обеспечения на предмет соответствия стандартам кодирования.
- Проявление: Ревью кода между студентами внутри команды и со стороны преподавателей.
- ПК 3.1. Осуществлять ревьюирование программного кода в соответствии с технической документацией.
- Проявление: Командное ревью кода на соответствие "Контракту API" и ТЗ.
- ПК 3.3. Производить исследование созданного программного кода с использованием специализированных программных средств с целью выявления ошибок и отклонения от алгоритма.
- Проявление: Анализ логов сервера 1С и стека вызовов в клиентском коде для поиска ошибок интеграции.
- ПК 5.2. Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в соответствии с требованиями заказчика.
- Проявление: Создание документации по API (в Postman или Swagger) как части проектной документации.
- ПК 5.4. Производить разработку модулей информационной системы в соответствии с техническим заданием.
- Проявление: Курс целиком посвящен этой задаче. 1С и React — модули единой информационной системы.
- ПК 5.5. Осуществлять тестирование информационной системы на этапе опытной эксплуатации с фиксацией выявленных ошибок кодирования.
- Проявление: Финальное сквозное тестирование готового приложения на учебном стенде.
- ПК 9.2. Разрабатывать веб-приложение в соответствии с техническим заданием.
- Проявление: Основная компетенция для React-разработчиков. Создание полноценного веб-приложения, потребляющего данные с бэкенда.
- ПК 9.3. Разрабатывать интерфейс пользователя веб-приложений в соответствии с техническим заданием.
- Проявление: Проектирование и реализация UI на React для бизнес-задач (формы, таблицы, навигация).
- ПК 9.5. Производить тестирование разработанного веб-приложения.
- Проявление: Тестирование UI, взаимодействия с API, обработки ошибок.
Ключевой акцент курса: ПК 2.2., ПК 5.4. и ПК 9.2. являются стержневыми для данного курса.
Наиболее активно формируемые ОК:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
- Проявление: Студенты постоянно выбирают: какой метод HTTP использовать (GET/POST/PUT), как структурировать JSON, как организовать код на React (компоненты, стейт-менеджмент), как построить запрос в 1С. Каждый выбор обосновывается контекстом (производительность, безопасность, согласованность API).
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
- Проявление: Это основа курса. Студенты ищут и анализируют документацию по REST API, 1С HTTP-сервисам, React, Axios. Они интерпретируют ошибки (коды HTTP 4xx/5xx) и находят решения в документации и на профессиональных форумах (Stack Overflow, Хабр).
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
- Проявление: Ключевая компетенция курса. Кросс-функциональные команды вынуждены постоянно взаимодействовать для согласования "контракта" API, решения проблем интеграции, проведения ежедневных стендапов и совместного планирования спринтов. Преподаватель выступает в роли "заказчика" и "руководства".
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке...
- Проявление:
- Устная: Презентации проекта, защита промежуточных результатов, ежедневные стендапы, обсуждения в команде.
- Письменная: Написание технического задания на API, создание документации для партнеров по команде, комментирование кода, ведение backlog в Jira/Trello.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
- Проявление: Курс целиком построен на использовании современных IT: среды разработки (1С, VS Code), системы контроля версий (Git), инструменты для работы с API (Postman), средства командной работы (Trello, Discord/Teams).
Частично формируемые ОК (второй план):
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
- Проявление: Курс показывает студентам новую, востребованную область (интеграция), мотивируя их на дальнейшее углубленное изучение 1С или React. Осознание своих сильных и слабых сторон в командной работе стимулирует личностный рост.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
- Проявление: Студенты активно используют документацию на русском (1С, learn.javascript.ru). Часть документации по React и сопутствующим библиотекам (напр., Redux Toolkit) часто изучается на английском, что формирует данный навык.
Ключевой акцент курса: Курс является мощным инструментом формирования мягких навыков (soft skills) через жесткие технические задачи.
Наиболее сильный акцент делается на:
- ОК 04 (Работа в команде)
- ОК 02 (Поиск и анализ информации)
- ОК 01 (Выбор способов решения)
- ОК 05 (Коммуникация)
Это идеально соответствует запросам работодателей, которые ценят в junior-специалистах не только технические знания, но и умение работать в команде и самостоятельно находить решения.
Организация учебного процесса
- Спринты: курс разбит на 3-4 учебных спринта.
- Артефакты Scrum: каждая команда ведет Product Backlog (на основе ТЗ), Sprint Backlog и проводит ежедневные стендапы (5 мин в начале пары).
- Роль преподавателей: выступают в роли Product Owner (заказчик) и Scrum Master (фасилитатор процессов). Читают лекции. Проводят ревью кода и архитектурных решений по итогам спринтов.
- Модуль 2 предполагает параллельную работу по реализации Backend и Frontend ИС
Данная структура превращает курс в интенсивную практическую лабораторию, максимально приближенную к реальным условиям IT-индустрии.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения курса «Fullstack-разработка бизнес-приложений на 1С и React» студент будет:
Знать:
- Архитектурные принципы построения fullstack-приложений и разделения ответственности между frontend и backend.
- Основы протокола HTTP: методы запросов (GET, POST, PUT, DELETE), коды состояний, структуру запроса и ответа.
- Принципы REST API и форматы обмена данными (JSON).
- Подход API-First и роль документации в командной разработке.
- Основы методологии Scrum: роли, артефакты (бэклог продукта), события (спринт, стендап, ретроспектива).
- Основы обеспечения безопасности при работе с веб-сервисами (CORS, аутентификация).
Уметь:
- Проектировать контракт API для взаимодействия между frontend и backend, документировать его.
- Разрабатывать и настраивать HTTP-сервисы на платформе 1С для предоставления данных по REST API.
- Создавать пользовательские интерфейсы на React для отображения данных и взаимодействия с пользователем (формы, списки, навигация).
- Организовывать взаимодействие React-приложения с backend через API с использованием клиента (Fetch API/Axios).
- Проводить отладку и сквозное тестирование приложения, выявлять и исправлять ошибки на стороне клиента и сервера.
- Работать в команде по Scrum: участвовать в планировании спринта, проводить ежедневные стендапы, оценивать задачи.
Иметь практический опыт (Владеть):
- Опытом совместной работы в кросс-функциональной команде над общим проектом.
- Опытом формализации технических требований в виде согласованного API.
- Навыками реализации backend-части бизнес-приложения на 1С с веб-интерфейсом.
- Навыками реализации frontend-части бизнес-приложения на React.
- Опытом интеграции двух различных технологических стеков (1С и React) в единую работающую систему.
- Опытом презентации готового программного продукта и защиты принятых проектных решений.
Критерии оценки усвоения материала
Оценка выставляется на основе совокупности результатов работы студента в команде и его индивидуальных достижений. Рекомендуется использовать балльно-рейтинговую систему.
1. Критерии оценки итогового проекта (40% итоговой оценки)
Это демонстрация того, чем студент овладел.
Критерий | Высокий уровень (85-100 баллов) | Средний уровень (65-84 балла) | Пороговый уровень (50-64 балла) | Неудовлетворительно (0-49 баллов) |
Работоспособность и интеграция (ПК 2.2) | Приложение полностью работоспособно. Все ключевые и дополнительные функции реализованы. Интеграция стабильна, ошибки обрабатываются. | Реализованы все ключевые функции. Есть незначительные ошибки, не нарушающие основную логику. | Реализованы только базовые функции. Приложение работает нестабильно, есть критические ошибки. | Приложение не работает или интеграция не реализована. |
Качество кода и архитектура (ПК 2.5, ПК 3.1) | Код чистый, хорошо структурирован, документирован. API спроектирован логично и эффективно. | Код читаем, но есть области для улучшения. Архитектура не оптимальна, но функциональна. | Код запутан, слабо читаем. Архитектурные решения необоснованны. | Код нечитаем, архитектура отсутствует. |
Соответствие ТЗ и полнота функционала (ПК 1.2, ПК 9.2) | Реализован весь функционал по ТЗ. Учтены все нюансы и пограничные случаи. | Реализован весь основной функционал по ТЗ. | Реализована только часть основного функционала. | Функционал не соответствует ТЗ. |
Качество интерфейса (UI/UX) (ПК 9.3) | Интерфейс интуитивно понятен, отзывчив, соответствует принципам UX. Дизайн последователен. | Интерфейс функционален, но есть проблемы с удобством или адаптивностью. | Интерфейс реализован, но неудобен в использовании, содержит грубые ошибки UI. | Интерфейс неработоспособен или отсутствует. |
Презентация и защита проекта (ОК 05) | Четкая и структурированная презентация. Докладчик уверенно отвечает на вопросы, обосновывает решения. | Презентация логична, но не хватает глубины. На вопросы отвечает, но не всегда полно. | Презентация слабо структурирована. Ответы на вопросы затруднены. | Не может объяснить суть проекта и свои решения. |
2. Критерии оценки текущей работы в спринтах (40% итоговой оценки)
Это оценка того, как студент умеет применять знания на практике.
- Выполнение задач спринта (ПК 1.4, ПК 2.4):
- Высокий уровень: Задачи выполнены в срок, протестированы, соответствуют критериям приемки.
- Средний уровень: Задачи выполнены с незначительными отклонениями от критериев или с задержкой.
- Низкий уровень: Задачи не выполнены или выполнены некачественно.
- Активность и качество коммуникации в команде (ОК 04):
- Высокий уровень: Активно участвует в обсуждениях, предлагает идеи, помогает коллегам, четко докладывает о статусе на стендапах.
- Средний уровень: Участвует в коммуникации по необходимости, докладывает о своих задачах.
- Низкий уровень: Пассивен, не участвует в обсуждениях, не делится прогрессом.
- Качество документации (ПК 5.2):
- Высокий уровень: Документация по API (в Postman и т.д.) четкая, полная и актуальная.
- Средний уровень: Документация есть, но неполная или с неточностями.
- Низкий уровень: Документация отсутствует или не соответствует коду.
3. Критерии оценки теоретических знаний (20% итоговой оценки)
Это проверка того, что студент знает.
- Проводится в форме теста или устного опроса по ключевым темам:
- Принципы REST API.
- Методы HTTP.
- Основы Scrum (роли, артефакты, события).
- Основы безопасности веб-сервисов.
- Оценка выставляется по процентному соотношению правильных ответов.
Итоговая оценка выводится как взвешенная сумма всех компонентов. Это позволяет объективно оценить и теоретическую подготовку, и практические навыки, и важнейшие soft skills, такие как работа в команде.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для преподавателей курса
«Fullstack-разработка бизнес-приложений на 1С и React»
Сквозной кейс.
- Стартап «ПроектПлюс» — молодая IT-компания из 15 человек, которая разрабатывает мобильные приложения.
Проблема: Команда использует для управления задачами:
- WhatsApp — для обсуждений
- Google Таблицы — для учета задач
- Telegram-бота — для уведомлений
В результате:
- Задачи теряются
- Непонятно, кто что делает
- Руководитель не видит прогресс по проектам
2. Бизнес-запрос
Основатель стартапа говорит:
"Нам нужна ПРОСТАЯ система, где можно создавать задачи, назначать исполнителей и отслеживать статусы. Все в одном месте! Хочу видеть, кто чем занят и что уже сделано."
3. Что нужно сделать
Базовый функционал:
- Создавать задачи с названием и описанием
- Назначать задачу на сотрудника
- Менять статус задачи (Новая → В работе → Выполнена)
- Просматривать список всех задач
Ключевое ограничение:
- НЕТ сложных справочников! Только 2 объекта:
- Справочник "Сотрудники" (ФИО, должность)
- Документ "Задача" (Название, Описание, Срок, Исполнитель, Статус)
4. Пользователи системы
- Руководитель — создает задачи, назначает исполнителей
- Разработчик — видит свои задачи, меняет статусы
- Тестировщик — видит задачи на тестирование
5. Технический контекст для студентов
Backend (1С):
- Простая конфигурация "с нуля"
- 2 основных объекта метаданных
- REST API для работы с задачами
Frontend (React):
- 3 экрана: список задач, форма создания, просмотр задачи
- Минимальный дизайн — только функциональность
Интеграция:
- Обмен данными через JSON
- Базовая авторизация
Спринт 1: Введение и формирование команд (4 часа)
Исследование (2 ч): Зачем 1С и React вместе? Обзор современных подходов к разработке (монолит vs micro-frontend/api). Роль fullstack-разработчика в бизнесе. Знакомство с методологией Scrum.
Проблемный вопрос:
«Основатель стартапа платит за 3 разных сервиса, но не видит кто что делает. Почему так происходит и как одна система на 1С + React решит эту проблему?»
Детальный план исследования:
- Анализ текущих проблем:
- Почему фрагментация данных между разными сервисами мешает работе?
- Какие конкретно бизнес-процессы страдают от отсутствия единой системы?
- Как оценить потери времени и денег от текущего хаоса?
- Сравнение архитектурных подходов:
- В чем разница между монолитной системой и разделением на frontend/backend?
- Какие преимущества дает использование 1С как бэкенда + React как фронтенда?
- Почему именно такое разделение подходит для нашего кейса?
- Роль fullstack-разработчика:
- Какие задачи будет решать fullstack-разработчик в этом проекте?
- Почему понимание обеих технологий (1С + React) критически важно?
Ключевые ресурсы:
- Habr: «Микросервисы vs Монолит» - https://habr.com/ru/articles/258317/
- Статья на Infostart: «1С как бэкенд» - https://infostart.ru/1c/articles/1181001/
- «Scrum за 5 минут» - https://habr.com/ru/post/247319/
Практика (2 ч): Формирование кросс-функциональных команд (2-3 человека со стороны 1С, 2-3 человека со стороны Web). Выбор и согласование сквозного проектного задания (например, «Система управления заявками», «Личный кабинет сотрудника»). Проведение первого планирования (Planning Poker).
- Задание: Принять кейс «ПроектПлюс» и провести первое планирование
- Результат: Бэклог продукта с 5-7 ключевыми задачами для системы
Спринт 2: Проектирование и контракты (API-First) (10 часов)
Исследование (4 ч): Концепция API как договора между командами. Принципы REST API. Форматы данных (JSON, XML). Стандарт OData. Инструменты для проектирования (Postman, Swagger).
Проблемный вопрос: «Команды не могут договориться о формате данных. Как создать "контракт", который устроит всех?»
Детальный план исследования:
- Принципы REST API:
- Какие HTTP-методы нужны для CRUD операций с задачами?
- Как правильно структурировать URL для наших сущностей?
- Какие коды статусов HTTP использовать в разных ситуациях?
- Форматы данных:
- Почему JSON стал стандартом для веб-API?
- Как структурировать JSON для списка задач и отдельной задачи?
- Какие поля должны быть обязательными, а какие опциональными?
- Инструменты проектирования:
- Как использовать Postman для тестирования API до его реализации?
- Как документировать API так, чтобы обе команды понимали друг друга?
Ключевые ресурсы:
- «REST API на примерах» - https://habr.com/ru/post/483202/
- «JSON vs XML» - https://habr.com/ru/post/554274/
- Официальная документация Postman - https://learning.postman.com/docs/
Практика (6 ч): Совместная работа команд. Разработка технического задания на API для выбранного проекта. Команда 1С описывает, какие данные и методы нужны фронтенду. Команда React согласовывает и формализует это в виде документации API (например, в Postman).
- Конкретно: Определить формат JSON для:
- GET /tasks (список задач)
- POST /tasks (создание задачи)
- PUT /tasks/{id} (изменение статуса)
- Результат: Готовая коллекция Postman с утвержденными запросами
Чек-лист качества кода:
- Осмысленные имена методов и переменных
- Обработка исключений в HTTP-сервисах
- Оптимизация запросов к базе данных
- Комментарии к сложной бизнес-логике
Спринт 3: Реализация модулей (36 часа)
- Реализация Backend на 1С (Преподаватель 1С)
Исследование (8 ч): Создание HTTP-сервисов в 1С. Обработка CORS. Структурирование кода для веб-API. Аутентификация и авторизация (Базовая, OAuth). Работа с JSON.
Проблемный вопрос: «React-приложение не может получить данные из 1С из-за ошибок CORS и безопасности. Как настроить доступ?»
Детальный план исследования:
- HTTP-сервисы в 1С:
- Как создать HTTP-сервис для работы с задачами?
- Как настроить различные методы (GET, POST, PUT) для разных операций?
- Как обрабатывать параметры запросов и формировать ответы?
- Безопасность и CORS:
- Что такое CORS и почему он блокирует запросы из браузера?
- Как настроить CORS в конфигурации 1С?
- Какие методы аутентификации подходят для нашего кейса?
- Работа с JSON:
- Как преобразовать данные 1С в JSON и обратно?
- Как обрабатывать ошибки преобразования данных?
- Как обеспечить целостность данных при работе через API?
Ключевые ресурсы:
- Официальная документация 1С: HTTP-сервисы - https://its.1c.ru/db/metod8dev#content:4550:hdoc
- «Настройка CORS для 1С» - https://infostart.ru/1c/articles/1292952/
- «REST в 1С» - https://infostart.ru/1c/articles/1181001/
Практика (28 ч): Реализация командой 1С-разработчиков ранее спроектированного приложение.
- Задание: Реализовать backend системы управления задачами
- Конкретные задачи:
- Создать справочник "Сотрудники"
- Создать документ "Задача"
- Написать HTTP-сервисы для CRUD операций
- Настроить базовую безопасность
Чек-лист качества кода:
- Компоненты разбиты по ответственности
- Единый стиль именования
- Обработка состояний загрузки и ошибок
- Валидация вводимых данных
- Разработка Frontend на React (Преподаватель Web)
Исследование (8 ч): React-компоненты для бизнес-интерфейсов (таблицы, формы, модальные окна). State-менеджмент (Redux Toolkit/MobX) для хранения состояния приложения. Работа с HTTP-запросами (Axios/Fetch).
Проблемный вопрос: «Интерфейс "глючит" - данные теряются, формы сбрасываются. Как организовать стабильную работу?»
Детальный план исследования:
- Компоненты для бизнес-интерфейсов:
- Какие React-компоненты нужны для таблицы задач и формы создания?
- Как организовать переиспользуемые компоненты (кнопки, поля ввода)?
- Как управлять состоянием форм и валидацией?
- State-менеджмент:
- Когда использовать локальное состояние, а когда глобальное?
- Как синхронизировать состояние интерфейса с данными из API?
- Как обрабатывать состояния загрузки и ошибок?
- Работа с API:
- Как организовать модуль для работы с API 1С?
- Как обрабатывать ошибки сетевых запросов?
- Как реализовать автоматическое обновление данных?
Ключевые ресурсы:
- Официальная документация React - https://ru.reactjs.org/
- «React + TypeScript» - https://habr.com/ru/articles/665856/
- «Работа с API в React» - https://habr.com/ru/companies/otus/articles/529764/
Практика (28 ч): Реализация командой React-разработчиков клиентской части.
- Задание: Разработать интерфейс системы задач
- Конкретные задачи:
- Экран "Список задач" (таблица с фильтрацией)
- Форма создания/редактирования задачи
- Компонент выбора сотрудника
- Интеграция с API 1С
Спринт 4: Интеграция, тестирование и DevOps (18 часов)
Исследование (2 ч): Принципы непрерывной интеграции. Концепции DevOps для fullstack-разработки. Стратегии тестирования (юнит-тесты, интеграционные тесты).
Проблемный вопрос: «После обновления 1С "сломался" интерфейс. Как автоматически обнаруживать такие проблемы?»
Детальный план исследования:
- Непрерывная интеграция:
- Какие этапы должен включать pipeline сборки и тестирования?
- Как автоматизировать тестирование API и интерфейса?
- Какие инструменты CI/CD подходят для нашего стека?
- Стратегии тестирования:
- Какие тесты писать для 1С (модульные, интеграционные)?
- Как тестировать React-компоненты и их взаимодействие с API?
- Как организовать end-to-end тестирование всей системы?
- Деплой и мониторинг:
- Как организовать процесс развертывания обновлений?
- Какие метрики отслеживать для оценки работоспособности системы?
- Как настроить оповещения о проблемах?
Ключевые ресурсы:
- «CI/CD для 1С» - https://habr.com/ru/companies/skyeng/articles/588662/
- «Тестирование React-приложений» - https://habr.com/ru/company/otus/blog/529764/
- GitHub Actions документация - https://docs.github.com/ru/actions
Практика (4 ч): Совместная работа команд.
- Задание: Протестировать и доработать интеграцию
- Конкретные задачи:
- Настроить общий стенд развертывания
- Провести end-to-end тестирование
- Исправить критические ошибки
- Подготовить демонстрацию системы (7-8 минут)
ЧЕК-ЛИСТ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕ
- Протестирована демонстрация проекта
- Подготовлена презентация (5-7 слайдов)
- Распределены роли в команде для ответов на вопросы
- Проведена репетиция выступления
- Готовы ответы на типовые вопросы:
- "Какая была самая сложная техническая проблема?"
- "Что бы вы сделали иначе, если бы начали сначала?"
- "Как вы распределяли роли в команде?"
Спринт 5: Защита проектов (4 часа)
- Практика (4 ч): Финальная презентация проектов.
- Формат: Демо-день стартапа «ПроектПлюс»
- Что представить:
- Демонстрация системы: Показать полный цикл работы с задачей
- Архитектура: Объяснить, как связаны 1С и React
- Проблемы и решения: Что было самым сложным в интеграции
- Ответы на вопросы: Отстоять свои технические решения
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ:
1. Подготовительный этап (до защиты)
- Техническая проверка: За 1-2 дня до защиты проверьте, что у всех команд развернуты и работают их проекты
- Регламент: Четко определите время для каждой команды:
- 7-8 минут — презентация
- 5-6 минут — вопросы и ответы
- 1-2 минуты — переход между командами
- Экспертная комиссия: Пригласите 1-2 внешних эксперта (разработчиков из IT-компаний)
2. Организация пространства
- Рабочие места: Подготовьте 2 компьютера — один для презентации, второй для демонстрации проекта
- Тайминг: Используйте видимые часы с таймером
- Атмосфера: Создайте атмосферу "демо-дня стартапа", а не экзамена
3. Роли преподавателей во время защиты
Преподаватель 1С:
- Задает вопросы по backend-архитектуре
- Интересуется качеством кода и безопасностью API
- Оценивает соответствие реализованного API изначальному "контракту"
Преподаватель Web:
- Фокусируется на UX/UI и клиентской логике
- Проверяет обработку ошибок и отзывчивость интерфейса
- Оценивает качество React-компонентов
Оба преподавателя:
- Следят за соблюдением регламента
- Задают уточняющие вопросы о процессе разработки
- Оценивают работу в команде и распределение ролей
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ
БЛОК 1: ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ (40 баллов)
Критерий | 10-9 баллов (Отлично) | 8-7 баллов (Хорошо) | 6-5 баллов (Удовл.) | Менее 5 (Неуд.) |
Работоспособность системы | Все функции работают стабильно, ошибок нет | Основные функции работают, есть незначительные баги | Работает только базовый функционал | Критические ошибки, система неработоспособна |
Качество интеграции | Данные синхронизируются в реальном времени, ошибки обрабатываются | Интеграция работает, но есть задержки | Данные передаются, но с ошибками | Интеграция не работает |
Соответствие ТЗ | Реализован весь функционал + дополнительные улучшения | Реализован весь основной функционал | Реализовано 70-80% функционала | Менее 70% функционала |
БЛОК 2: ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО (30 баллов)
Критерий | Макс. 10 баллов | Оценка |
Архитектура backend (1С) | Чистая архитектура, грамотное использование метаданных | _____ |
Качество frontend (React) | Оптимальные компоненты, правильный state-менеджмент | _____ |
Безопасность и обработка ошибок | Валидация данных, защита от уязвимостей | _____ |
БЛОК 3: ПРЕЗЕНТАЦИЯ И КОМАНДНАЯ РАБОТА (30 баллов)
Критерий | Макс. 10 баллов | Оценка |
Качество демонстрации | Четкий сценарий, убедительная подача | _____ |
Ответы на вопросы | Глубокое понимание проекта, аргументированные ответы | _____ |
Работа в команде | Равномерное распределение ролей, слаженность | _____ |
ШАБЛОН ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА
Команда: _________________________
Проект: Система управления задачами «ПроектПлюс»
БЛОК 1: Функциональность (40 баллов)
- Работоспособность системы: ___/10
- Качество интеграции: ___/10
- Соответствие ТЗ: ___/10
- Полнота функционала: ___/10
БЛОК 2: Техническое качество (30 баллов)
- Архитектура backend (1С): ___/10
- Качество frontend (React): ___/10
- Безопасность и обработка ошибок: ___/10
БЛОК 3: Презентация (30 баллов)
- Качество демонстрации: ___/10
- Ответы на вопросы: ___/10
- Работа в команде: ___/10
ОБЩИЙ БАЛЛ: ___/100
Сильные стороны проекта:
Рекомендации по улучшению:
Подписи преподавателей:
1С: ___________________ Web: ___________________
Предварительный просмотр:
Технический чек-лист подготовки:
- Установлены 1С, Node.js, VS Code, Postman
- Созданы шаблоны проектов React
- Подготовлены тестовые данные для кейса
- Подготовлены SCRUM материалы
Шаблон рабочего пространства:
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКРАМ-ПРОЦЕССА
1. ШАБЛОН PRODUCT BACKLOG (Excel/Google Sheets)
Структура таблицы:
ID | User Story | Описание | Критерии приемки | Приоритет | Story Points | Спринт | Статус | Ответственный |
US-01 | Как руководитель, я хочу создавать задачи | Создание новой задачи с назначением исполнителя | - Кнопка "Создать задачу" | Высокий | 5 | 2 | Done | [Имя] |
US-02 | Как разработчик, я хочу видеть свои задачи | Просмотр списка назначенных задач |
Готовые User Stories для кейса "ПроектПлюс":
US-01: Как руководитель, я хочу создавать задачи, чтобы назначать работу сотрудникам
US-02: Как сотрудник, я хочу видеть свои задачи, чтобы понимать что делать
US-03: Как сотрудник, я хочу менять статус задачи, чтобы отражать прогресс
US-04: Как руководитель, я хочу видеть все задачи, чтобы контролировать работу
US-05: Как все пользователи, я хочу видеть историю изменений, чтобы отслеживать progress
ШАБЛОН SCRUM-DOСКИ – ссылка на гугл таблицу
ЕЖЕДНЕВНЫЙ СТЕНДАП (15 минут)
Формат проведения:
⏰ Время: 9:00-9:15 (строго!)
🎯 Цель: Синхронизация, а не отчет
👥 Участники: Вся команда + Scrum Master
Карточки для стендапа:
## Вчера я сделал(a):
- [Задача 1]
- [Задача 2]
## Сегодня я буду делать:
- [Задача 1]
- [Задача 2]
## Проблемы/Блокеры:
- [Описание проблемы]
- [Нужна помощь с...]
Роли на стендапе:
- Scrum Master (преподаватель) — следит за временем, помогает с блокерами
- Team Members (студенты) — отвечают на 3 вопроса
- Time Keeper (студент по очереди) — следит за таймингом (1-2 мин на человека)
PLANNING POKER (Планирование спринта)
Набор карт для оценки:
0, ½, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 20, 40, 100, ?, ☕
Процесс проведения:
- Product Owner (преподаватель) объясняет User Story (5 мин)
- Команда задает уточняющие вопросы (3 мин)
- Одновременный показ карт — все оценивают сложность
- Обсуждение расхождений — почему разные оценки?
- Повторное голосование до консенсуса
Шкала сложности:
1 = 2-4 часа работы
2 = 1 день работы
3 = 2-3 дня работы
5 = Целая неделя работы
8 = Слишком сложно, нужно разбить на части
SPRINT REVIEW (Обзор спринта)
План встречи (30 минут):
## 🎯 Sprint Review - Спринт [№]
**Демонстрация выполненных задач (20 мин):**
- [ ] US-01: Создание задач - ДЕМО
- [ ] US-02: Просмотр задач - ДЕМО
- [ ] US-03: Смена статуса - ДЕМО
**Обсуждение (10 мин):**
- Что получилось хорошо?
- Что можно улучшить?
- Обратная связь от "заказчика"
Чек-лист готовности к Review:
- Код протестирован
- Функционал работает
- API соответствует контракту
- Готова короткая демонстрация (3-5 мин)
RETROSPECTIVE (Ретроспектива)
Формат "Start, Stop, Continue":
## 🔄 Ретроспектива Спринта [№]
### START (Начать делать)
- [ ] Ежедневные код-ревью
- [ ] Парное программирование для сложных задач
- [ ] Автоматические тесты
### STOP (Прекратить делать)
- [ ] Пропускать ежедневные стендапы
- [ ] Менять API без согласования
- [ ] Работать в главной ветке
### CONTINUE (Продолжить делать)
- [ ] Совместное проектирование API
- [ ] Помощь внутри команды
- [ ] Использование инструментов Scrum
Чек-лист Scrum Master'а:
# Ежедневные обязанности:
- [ ] Провести стендап (15 мин)
- [ ] Проверить актуальность доски задач
- [ ] Помочь с блокерами
- [ ] Убедиться, что все понимают свои задачи
# Еженедельные обязанности:
- [ ] Подготовить Sprint Review
- [ ] Провести Retrospective
- [ ] Обновить Product Backlog
- [ ] Подвести итоги спринта
METRICS И ОТСЛЕЖИВАНИЕ ПРОГРЕССА
Burndown Chart (шаблон):
Спринт: 1 | Всего Story Points: 20
День 1: 20 (осталось) | Сделано: 0
День 2: 18 (осталось) | Сделано: 2
День 3: 15 (осталось) | Сделано: 5
...
День 10: 0 (осталось) | Сделано: 20 ✅
Velocity Tracking:
Команда: Alpha
Спринт 1: 20 story points
Спринт 2: 18 story points
Спринт 3: 22 story points
Средняя скорость: 20 story points/спринт
🎯 ПАМЯТКА ДЛЯ КОМАНДЫ
Scrum-ценности:
- Смелость — не бойтесь говорить о проблемах
- Фокус — концентрируйтесь на задачах спринта
- Приверженность — выполняйте взятые обязательства
- Уважение — слушайте друг друга
- Открытость — делитесь прогрессом и трудностями
Главные правила:
- 📅 Стендап каждый день в одно время
- 🎯 Не меняйте scope спринта после старта
- 🔄 Регулярно обновляйте статус задач
- 🆘 Сразу сообщайте о блокерах
- 🤝 Помогайте друг другу
GOOGLE TABLES: SCRUM-ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ КУРСА
PRODUCT BACKLOG ТАБЛИЦА
Структура листов:
📋 Product Backlog (основной лист)
📊 Sprint Planning
📈 Velocity Chart
Лист "Product Backlog":
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J |
ID | User Story | Описание | Критерии приемки | Приоритет | Story Points | Спринт | Статус | Ответственный | Комментарии |
US-01 | Как руководитель, я хочу создавать задачи | Создание новой задачи с назначением исполнителя | • Форма с полями | Высокий | 5 | 2 | ✅ Done | Иван И. | API готов |
US-02 | Как разработчик, я хочу видеть свои задачи | Просмотр списка назначенных задач | • Фильтрация по исполнителю | Высокий | 3 | 2 | 🔄 In Progress | Мария К. | В работе |
Формулы для автоматизации:
// Подсчет общего количества Story Points по спринту
=SUMIF(G:G, "2", F:F)
// Подсчет выполненных задач
=COUNTIF(H:H, "✅ Done")
// Фильтр по приоритету
=FILTER(A:J, E:E="Высокий")
Лист "Sprint Planning":
A | B | C | D | E |
Спринт | Всего SP | Выполнено SP | Прогресс | Velocity |
1 | 20 | 18 | 90% | 18 |
2 | 25 | █████▁ 60% | =C2/B2 | =C2 |
Формула для прогресс-бара:
=REPT("█", ROUND(C2/B2*5, 0)) & REPT("▁", 5-ROUND(C2/B2*5, 0))
SCRUM ДОСКА (KANBAN BOARD)
Лист "Scrum Board":
A | B | C | D | E | F |
📋 BACKLOG | 🔄 TO DO | ⏳ IN PROGRESS | 👀 CODE REVIEW | ✅ DONE | 🏆 THIS SPRINT |
US-04 | US-02 | US-03 | US-05 | US-01 | 15/20 SP |
Формулы для автоматического переноса задач:
// В колонке "TO DO" - задачи со статусом "To Do"
=FILTER('Product Backlog'!A:J, 'Product Backlog'!H:H="To Do", 'Product Backlog'!G:G=2)
// В колонке "IN PROGRESS" - задачи в работе
=FILTER('Product Backlog'!A:J, 'Product Backlog'!H:H="In Progress", 'Product Backlog'!G:G=2)
ДЕТАЛИЗИРОВАННАЯ КАРТОЧКА ЗАДАЧИ
Отдельный лист "Task Details":
A | B | C | D | E | F | G | |
ID | US-02 | Статус | In Progress | SP | 3 | Приоритет | Высокий |
Название | Просмотр списка задач для сотрудника | ||||||
Описание | Разработать экран просмотра задач с фильтрацией по исполнителю | ||||||
Критерии приемки | • Таблица с задачами | ||||||
Frontend Tasks | • Создать компонент TaskList | Status | ✅ 50% | ||||
Backend Tasks | • Доработать метод GetUserTasks | Status | ✅ 80% | ||||
Блокеры | Нет ответа от API при фильтрации | Решение | Проверить CORS настройки |
ДАШБОРД КОМАНДЫ
Лист "Team Dashboard":
A | B | C | D | E | F |
Команда | Alpha | Спринт | 2 | Дней осталось | 3 |
Velocity | 18 SP | Прогресс | 60% | Бурндаун | 📉 |
Член команды | Роль | Активные задачи | SP в работе | Последний коммит | Статус |
Иван И. | 1С разработчик | US-03, US-05 | 8 | 2 часа назад | ✅ Онлайн |
Мария К. | React разработчик | US-02 | 3 | 1 час назад | ✅ Онлайн |
Алексей П. | React разработчик | US-04 | 5 | 30 минут назад |
Формулы для автоматического статуса:
// Автоматический статус по времени последнего коммита
=IF(NOW()-E2>TIME(2,0,0), "⚠️ Отошел", "✅ Онлайн")
ИНСТРУКЦИЯ ПО НАСТРОЙКЕ
Шаг 1: Заполнение начальных данных
1. В листе "Product Backlog" заполните готовые User Stories
2. В листе "Team Dashboard" укажите состав команды
3. Настройте фильтры для каждого члена команды
Шаг 2: Ежедневное использование
УТРО:
- Обновить статусы задач после стендапа
- Проверить блокеры в листе "Task Details"
ВЕЧЕР:
- Обновить прогресс по задачам
- Отметить выполненные задачи
6. ГОТОВЫЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ
Для прогресс-бара:
=REPT("█", ROUND(progress*10, 0)) & REPT("▁", 10-ROUND(progress*10, 0))
Для автоматического цвета ячеек:
// Условное форматирование для приоритетов
Высокий → Красный фон
Средний → Желтый фон
Низкий → Зеленый фон
Для расчета Velocity:
=AVERAGE(FILTER(C2:C10, A2:A10<=MAX(A2:A10)))
7. ЧЕК-ЛИСТ НАСТРОЙКИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
- Созданы копии шаблонов для каждой команды
- Настроен доступ для всех участников
- Заполнены начальные User Stories
- Назначены ответственные за ведение таблиц
- Проведен инструктаж по использованию
- Настроены уведомления об изменениях
Ссылки для быстрого доступа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)
Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования
Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова
В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...

