Методический курс "Fullstack-разработка бизнес-приложений на 1С и React"
методическая разработка

Гальцкова Юлия Михайловна

Цель курса: сформировать у студентов компетенции по сквозной разработке бизнес-приложения, от проектирования backend-логики на платформе 1С до создания современного пользовательского интерфейса на React, в рамках командной работы по методологии Scrum.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс: «Fullstack-разработка бизнес-приложений на 1С и React»

Цель курса: сформировать у студентов компетенции по сквозной разработке бизнес-приложения, от проектирования backend-логики на платформе 1С до создания современного пользовательского интерфейса на React, в рамках командной работы по методологии Scrum.

Обучающие задачи:

  • Сформировать у студентов понимание архитектуры fullstack-приложения и принципов взаимодействия frontend и backend через REST API.
  • Обучить практическим навыкам разработки HTTP-сервисов на платформе 1С для предоставления данных во внешние системы.
  • Обучить практическим навыкам создания клиентских приложений на React, включая работу с состоянием, маршрутизацией и HTTP-запросами.
  • Закрепить навыки проектирования API (API-First) и написания технической документации к нему.
  • Освоить базовые практики командной работы по методологии Scrum (планирование спринтов, ежедневные стендапы, ретроспективы).

Развивающие задачи:

  • Развивать системное и архитектурное мышление, способность видеть проект как единое целое, а не как набор разрозненных модулей.
  • Развивать навыки критического мышления и анализа для выбора оптимальных решений при проектировании API и устранении ошибок интеграции.
  • Развивать навыки самостоятельного поиска и анализа информации (документация, профессиональные сообщества) для решения нестандартных задач.
  • Развивать коммуникативные навыки и умение эффективно взаимодействовать в кросс-функциональной команде, находить общий язык с разработчиками другой технологической специализации.
  • Сформировать навыки проектного мышления: от постановки задачи до ее реализации, тестирования и презентации результата.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать профессиональную ответственность и дисциплину, понимание важности соблюдения согласованных "контрактов" (API) для успеха общей работы команды.
  • Формировать культуру качества и внимательного отношения к деталям при написании кода, его тестировании и документировании.
  • Воспитывать умение конструктивно воспринимать обратную связь в ходе код-ревью и совместной работы, а также давать ее.
  • Развивать гражданско-патриотическую позицию через осознание вклада в создание современных, конкурентоспособных отечественных IT-решений для бизнеса на стыке платформы 1С и современных веб-технологий.
  • Стимулировать осознанное отношение к собственному профессиональному и личностному росту как к непрерывному процессу.


Структура и Распределение Часов (72 часа)

Спринт 1: Введение и формирование команд (4 часа)

  • Исследование (2 ч):  Зачем 1С и React вместе? Обзор современных подходов к разработке (монолит vs micro-frontend/api). Роль fullstack-разработчика в бизнесе. Знакомство с методологией Scrum.
  • Практика (2 ч): Формирование кросс-функциональных команд (2-3 человека со стороны 1С, 2-3 человека со стороны Web). Выбор и согласование сквозного проектного задания (например, «Система управления заявками», «Личный кабинет сотрудника»). Проведение первого планирования (Planning Poker).

Спринт 2: Проектирование и контракты (API-First) (10 часов)

  • Исследование (4 ч): Концепция API как договора между командами. Принципы REST API. Форматы данных (JSON, XML). Стандарт OData. Инструменты для проектирования (Postman, Swagger).
  • Практика (6 ч): Совместная работа команд. Разработка технического задания на API для выбранного проекта. Команда 1С описывает, какие данные и методы нужны фронтенду. Команда React согласовывает и формализует это в виде документации API (например, в Postman). Результат: утвержденный всеми участниками "Контракт API".

Спринт 3: Реализация модулей (36 часа)

  1. Реализация Backend на 1С (Преподаватель 1С)
  • Исследование (8 ч): Создание HTTP-сервисов в 1С. Обработка CORS. Структурирование кода для веб-API. Аутентификация и авторизация (Базовая, OAuth). Работа с JSON.
  • Практика (28 ч): Реализация командой 1С-разработчиков ранее спроектированного API.
  • Создание справочников и документов по ТЗ.
  • Написание HTTP-сервисов для операций CRUD.
  • Реализация бизнес-логики (проведение документов, расчеты).
  • Настройка безопасности.
  1.  Разработка Frontend на React  (Преподаватель Web)
  • Исследование (8 ч): React-компоненты для бизнес-интерфейсов (таблицы, формы, модальные окна). State-менеджмент (Redux Toolkit/MobX) для хранения состояния приложения. Работа с HTTP-запросами (Axios/Fetch).
  • Практика (28 ч): Реализация командой React-разработчиков клиентской части.
  • Настройка проекта (Vite, роутинг).
  • Разработка UI-компонентов (списки, формы ввода).
  • Интеграция с API 1С (на основе "Контракта").
  • Реализация взаимодействия с пользователем (отправка данных, обработка ошибок).

Спринт 4: Интеграция, тестирование и DevOps (18 часов)

  • Исследование (2 ч): Принципы непрерывной интеграции. Концепции DevOps для fullstack-разработки. Стратегии тестирования (юнит-тесты, интеграционные тесты).
  • Практика (4 ч): Совместная работа команд.
  • Сборка и настройка единого стенда.
  • Сквозное (end-to-end) тестирование приложения.
  • Доработка кода по результатам тестирования.

Спринт 5: Защита проектов (4 часа)

  • Практика (4 ч): Финальная презентация проектов. Каждая команда представляет:
  1. Демонстрацию работающего приложения.
  2. Рассказ о архитектуре (1С-часть + React-часть).
  3. Анализ возникших трудностей и путей их решения.
  4. Ответы на вопросы преподавателей и других команд.

Связь с Компетенциями ФГОС СПО 09.02.07

Курс напрямую формирует следующие профессиональные компетенции (ПК) из стандарта:

  • ПК 1.2. Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием.
  • Проявление: Разработка модулей backend (1С) и frontend (React) по единому ТЗ проекта.
  • ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
  • Проявление: Использование отладчика 1С и инструментов разработчика в браузере (React DevTools, сетевая панель).
  • ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
  • Проявление: Модульное тестирование своих компонентов и интеграционное тестирование API.
  • ПК 2.2. Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение.
  • Проявление: Ключевая компетенция курса. Соединение frontend (React) и backend (1С) через REST API.
  • ПК 2.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения.
  • Проявление: Разработка end-to-end сценариев для проверки всего приложения (напр., "создание заявки").
  • ПК 2.5. Производить инспектирование компонент программного обеспечения на предмет соответствия стандартам кодирования.
  • Проявление: Ревью кода между студентами внутри команды и со стороны преподавателей.
  • ПК 3.1. Осуществлять ревьюирование программного кода в соответствии с технической документацией.
  • Проявление: Командное ревью кода на соответствие "Контракту API" и ТЗ.
  • ПК 3.3. Производить исследование созданного программного кода с использованием специализированных программных средств с целью выявления ошибок и отклонения от алгоритма.
  • Проявление: Анализ логов сервера 1С и стека вызовов в клиентском коде для поиска ошибок интеграции.
  • ПК 5.2. Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в соответствии с требованиями заказчика.
  • Проявление: Создание документации по API (в Postman или Swagger) как части проектной документации.
  • ПК 5.4. Производить разработку модулей информационной системы в соответствии с техническим заданием.
  • Проявление: Курс целиком посвящен этой задаче. 1С и React — модули единой информационной системы.
  • ПК 5.5. Осуществлять тестирование информационной системы на этапе опытной эксплуатации с фиксацией выявленных ошибок кодирования.
  • Проявление: Финальное сквозное тестирование готового приложения на учебном стенде.
  • ПК 9.2. Разрабатывать веб-приложение в соответствии с техническим заданием.
  • Проявление: Основная компетенция для React-разработчиков. Создание полноценного веб-приложения, потребляющего данные с бэкенда.
  • ПК 9.3. Разрабатывать интерфейс пользователя веб-приложений в соответствии с техническим заданием.
  • Проявление: Проектирование и реализация UI на React для бизнес-задач (формы, таблицы, навигация).
  • ПК 9.5. Производить тестирование разработанного веб-приложения.
  • Проявление: Тестирование UI, взаимодействия с API, обработки ошибок.

Ключевой акцент курса: ПК 2.2., ПК 5.4.  и ПК 9.2.  являются стержневыми для данного курса.

Наиболее активно формируемые ОК:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

  • Проявление: Студенты постоянно выбирают: какой метод HTTP использовать (GET/POST/PUT), как структурировать JSON, как организовать код на React (компоненты, стейт-менеджмент), как построить запрос в 1С. Каждый выбор обосновывается контекстом (производительность, безопасность, согласованность API).

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

  • Проявление: Это основа курса. Студенты ищут и анализируют документацию по REST API, 1С HTTP-сервисам, React, Axios. Они интерпретируют ошибки (коды HTTP 4xx/5xx) и находят решения в документации и на профессиональных форумах (Stack Overflow, Хабр).

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

  • Проявление: Ключевая компетенция курса. Кросс-функциональные команды вынуждены постоянно взаимодействовать для согласования "контракта" API, решения проблем интеграции, проведения ежедневных стендапов и совместного планирования спринтов. Преподаватель выступает в роли "заказчика" и "руководства".

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке...

  • Проявление:
  • Устная: Презентации проекта, защита промежуточных результатов, ежедневные стендапы, обсуждения в команде.
  • Письменная: Написание технического задания на API, создание документации для партнеров по команде, комментирование кода, ведение backlog в Jira/Trello.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

  • Проявление: Курс целиком построен на использовании современных IT: среды разработки (1С, VS Code), системы контроля версий (Git), инструменты для работы с API (Postman), средства командной работы (Trello, Discord/Teams).

Частично формируемые ОК (второй план):

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

  • Проявление: Курс показывает студентам новую, востребованную область (интеграция), мотивируя их на дальнейшее углубленное изучение 1С или React. Осознание своих сильных и слабых сторон в командной работе стимулирует личностный рост.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

  • Проявление: Студенты активно используют документацию на русском (1С, learn.javascript.ru). Часть документации по React и сопутствующим библиотекам (напр., Redux Toolkit) часто изучается на английском, что формирует данный навык.

Ключевой акцент курса: Курс является мощным инструментом формирования мягких навыков (soft skills) через жесткие технические задачи.

Наиболее сильный акцент делается на:

  • ОК 04 (Работа в команде)
  • ОК 02 (Поиск и анализ информации)
  • ОК 01 (Выбор способов решения)
  • ОК 05 (Коммуникация)

Это идеально соответствует запросам работодателей, которые ценят в junior-специалистах не только технические знания, но и умение работать в команде и самостоятельно находить решения.


Организация учебного процесса

  • Спринты: курс разбит на 3-4 учебных спринта.
  • Артефакты Scrum: каждая команда ведет Product Backlog (на основе ТЗ), Sprint Backlog и проводит ежедневные стендапы (5 мин в начале пары).
  • Роль преподавателей: выступают в роли Product Owner (заказчик) и Scrum Master (фасилитатор процессов). Читают лекции. Проводят ревью кода и архитектурных решений по итогам спринтов.
  • Модуль 2 предполагает параллельную работу по реализации Backend и Frontend ИС

Данная структура превращает курс в интенсивную практическую лабораторию, максимально приближенную к реальным условиям IT-индустрии.


Планируемые результаты освоения курса

В результате освоения курса «Fullstack-разработка бизнес-приложений на 1С и React» студент будет:

Знать:

  • Архитектурные принципы построения fullstack-приложений и разделения ответственности между frontend и backend.
  • Основы протокола HTTP: методы запросов (GET, POST, PUT, DELETE), коды состояний, структуру запроса и ответа.
  • Принципы REST API и форматы обмена данными (JSON).
  • Подход API-First и роль документации в командной разработке.
  • Основы методологии Scrum: роли, артефакты (бэклог продукта), события (спринт, стендап, ретроспектива).
  • Основы обеспечения безопасности при работе с веб-сервисами (CORS, аутентификация).

Уметь:

  • Проектировать контракт API для взаимодействия между frontend и backend, документировать его.
  • Разрабатывать и настраивать HTTP-сервисы на платформе 1С для предоставления данных по REST API.
  • Создавать пользовательские интерфейсы на React для отображения данных и взаимодействия с пользователем (формы, списки, навигация).
  • Организовывать взаимодействие React-приложения с backend через API с использованием клиента (Fetch API/Axios).
  • Проводить отладку и сквозное тестирование приложения, выявлять и исправлять ошибки на стороне клиента и сервера.
  • Работать в команде по Scrum: участвовать в планировании спринта, проводить ежедневные стендапы, оценивать задачи.

Иметь практический опыт (Владеть):

  • Опытом совместной работы в кросс-функциональной команде над общим проектом.
  • Опытом формализации технических требований в виде согласованного API.
  • Навыками реализации backend-части бизнес-приложения на 1С с веб-интерфейсом.
  • Навыками реализации frontend-части бизнес-приложения на React.
  • Опытом интеграции двух различных технологических стеков (1С и React) в единую работающую систему.
  • Опытом презентации готового программного продукта и защиты принятых проектных решений.

Критерии оценки усвоения материала

Оценка выставляется на основе совокупности результатов работы студента в команде и его индивидуальных достижений. Рекомендуется использовать балльно-рейтинговую систему.

1. Критерии оценки итогового проекта (40% итоговой оценки)

Это демонстрация того, чем студент овладел.

Критерий

Высокий уровень (85-100 баллов)

Средний уровень (65-84 балла)

Пороговый уровень (50-64 балла)

Неудовлетворительно (0-49 баллов)

Работоспособность и интеграция (ПК 2.2)

Приложение полностью работоспособно. Все ключевые и дополнительные функции реализованы. Интеграция стабильна, ошибки обрабатываются.

Реализованы все ключевые функции. Есть незначительные ошибки, не нарушающие основную логику.

Реализованы только базовые функции. Приложение работает нестабильно, есть критические ошибки.

Приложение не работает или интеграция не реализована.

Качество кода и архитектура (ПК 2.5, ПК 3.1)

Код чистый, хорошо структурирован, документирован. API спроектирован логично и эффективно.

Код читаем, но есть области для улучшения. Архитектура не оптимальна, но функциональна.

Код запутан, слабо читаем. Архитектурные решения необоснованны.

Код нечитаем, архитектура отсутствует.

Соответствие ТЗ и полнота функционала (ПК 1.2, ПК 9.2)

Реализован весь функционал по ТЗ. Учтены все нюансы и пограничные случаи.

Реализован весь основной функционал по ТЗ.

Реализована только часть основного функционала.

Функционал не соответствует ТЗ.

Качество интерфейса (UI/UX) (ПК 9.3)

Интерфейс интуитивно понятен, отзывчив, соответствует принципам UX. Дизайн последователен.

Интерфейс функционален, но есть проблемы с удобством или адаптивностью.

Интерфейс реализован, но неудобен в использовании, содержит грубые ошибки UI.

Интерфейс неработоспособен или отсутствует.

Презентация и защита проекта (ОК 05)

Четкая и структурированная презентация. Докладчик уверенно отвечает на вопросы, обосновывает решения.

Презентация логична, но не хватает глубины. На вопросы отвечает, но не всегда полно.

Презентация слабо структурирована. Ответы на вопросы затруднены.

Не может объяснить суть проекта и свои решения.

2. Критерии оценки текущей работы в спринтах (40% итоговой оценки)

Это оценка того, как студент умеет применять знания на практике.

  • Выполнение задач спринта (ПК 1.4, ПК 2.4):
  • Высокий уровень: Задачи выполнены в срок, протестированы, соответствуют критериям приемки.
  • Средний уровень: Задачи выполнены с незначительными отклонениями от критериев или с задержкой.
  • Низкий уровень: Задачи не выполнены или выполнены некачественно.
  • Активность и качество коммуникации в команде (ОК 04):
  • Высокий уровень: Активно участвует в обсуждениях, предлагает идеи, помогает коллегам, четко докладывает о статусе на стендапах.
  • Средний уровень: Участвует в коммуникации по необходимости, докладывает о своих задачах.
  • Низкий уровень: Пассивен, не участвует в обсуждениях, не делится прогрессом.
  • Качество документации (ПК 5.2):
  • Высокий уровень: Документация по API (в Postman и т.д.) четкая, полная и актуальная.
  • Средний уровень: Документация есть, но неполная или с неточностями.
  • Низкий уровень: Документация отсутствует или не соответствует коду.

3. Критерии оценки теоретических знаний (20% итоговой оценки)

Это проверка того, что студент знает.

  • Проводится в форме теста или устного опроса по ключевым темам:
  • Принципы REST API.
  • Методы HTTP.
  • Основы Scrum (роли, артефакты, события).
  • Основы безопасности веб-сервисов.
  • Оценка выставляется по процентному соотношению правильных ответов.

Итоговая оценка выводится как взвешенная сумма всех компонентов. Это позволяет объективно оценить и теоретическую подготовку, и практические навыки, и важнейшие soft skills, такие как работа в команде.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для преподавателей курса

«Fullstack-разработка бизнес-приложений на 1С и React»

Сквозной кейс.

  1. Стартап «ПроектПлюс» — молодая IT-компания из 15 человек, которая разрабатывает мобильные приложения.

Проблема: Команда использует для управления задачами:

  • WhatsApp — для обсуждений
  • Google Таблицы — для учета задач
  • Telegram-бота — для уведомлений

В результате:

  • Задачи теряются
  • Непонятно, кто что делает
  • Руководитель не видит прогресс по проектам

2. Бизнес-запрос

Основатель стартапа говорит:

"Нам нужна ПРОСТАЯ система, где можно создавать задачи, назначать исполнителей и отслеживать статусы. Все в одном месте! Хочу видеть, кто чем занят и что уже сделано."

3. Что нужно сделать

Базовый функционал:

  • Создавать задачи с названием и описанием
  • Назначать задачу на сотрудника
  • Менять статус задачи (Новая → В работе → Выполнена)
  • Просматривать список всех задач

Ключевое ограничение:

  • НЕТ сложных справочников! Только 2 объекта:
  1. Справочник "Сотрудники" (ФИО, должность)
  2. Документ "Задача" (Название, Описание, Срок, Исполнитель, Статус)

4. Пользователи системы

  1. Руководитель — создает задачи, назначает исполнителей
  2. Разработчик — видит свои задачи, меняет статусы
  3. Тестировщик — видит задачи на тестирование

5. Технический контекст для студентов

Backend (1С):

  • Простая конфигурация "с нуля"
  • 2 основных объекта метаданных
  • REST API для работы с задачами

Frontend (React):

  • 3 экрана: список задач, форма создания, просмотр задачи
  • Минимальный дизайн — только функциональность

Интеграция:

  • Обмен данными через JSON
  • Базовая авторизация


Спринт 1: Введение и формирование команд (4 часа)

Исследование (2 ч):  Зачем 1С и React вместе? Обзор современных подходов к разработке (монолит vs micro-frontend/api). Роль fullstack-разработчика в бизнесе. Знакомство с методологией Scrum.

Проблемный вопрос: 

«Основатель стартапа платит за 3 разных сервиса, но не видит кто что делает. Почему так происходит и как одна система на 1С + React решит эту проблему?»

Детальный план исследования:

  1. Анализ текущих проблем:
  • Почему фрагментация данных между разными сервисами мешает работе?
  • Какие конкретно бизнес-процессы страдают от отсутствия единой системы?
  • Как оценить потери времени и денег от текущего хаоса?
  1. Сравнение архитектурных подходов:
  • В чем разница между монолитной системой и разделением на frontend/backend?
  • Какие преимущества дает использование 1С как бэкенда + React как фронтенда?
  • Почему именно такое разделение подходит для нашего кейса?
  1. Роль fullstack-разработчика:
  • Какие задачи будет решать fullstack-разработчик в этом проекте?
  • Почему понимание обеих технологий (1С + React) критически важно?

Ключевые ресурсы:

  1. Habr: «Микросервисы vs Монолит» - https://habr.com/ru/articles/258317/
  2. Статья на Infostart: «1С как бэкенд» - https://infostart.ru/1c/articles/1181001/
  3. «Scrum за 5 минут» - https://habr.com/ru/post/247319/

Практика (2 ч): Формирование кросс-функциональных команд (2-3 человека со стороны 1С, 2-3 человека со стороны Web). Выбор и согласование сквозного проектного задания (например, «Система управления заявками», «Личный кабинет сотрудника»). Проведение первого планирования (Planning Poker).

  • Задание: Принять кейс «ПроектПлюс» и провести первое планирование
  • Результат: Бэклог продукта с 5-7 ключевыми задачами для системы


Спринт 2: Проектирование и контракты (API-First) (10 часов)

Исследование (4 ч): Концепция API как договора между командами. Принципы REST API. Форматы данных (JSON, XML). Стандарт OData. Инструменты для проектирования (Postman, Swagger).

Проблемный вопрос: «Команды не могут договориться о формате данных. Как создать "контракт", который устроит всех?»

Детальный план исследования:

  1. Принципы REST API:
  • Какие HTTP-методы нужны для CRUD операций с задачами?
  • Как правильно структурировать URL для наших сущностей?
  • Какие коды статусов HTTP использовать в разных ситуациях?
  1. Форматы данных:
  • Почему JSON стал стандартом для веб-API?
  • Как структурировать JSON для списка задач и отдельной задачи?
  • Какие поля должны быть обязательными, а какие опциональными?
  1. Инструменты проектирования:
  • Как использовать Postman для тестирования API до его реализации?
  • Как документировать API так, чтобы обе команды понимали друг друга?

Ключевые ресурсы:

  1. «REST API на примерах» - https://habr.com/ru/post/483202/
  2. «JSON vs XML» - https://habr.com/ru/post/554274/
  3. Официальная документация Postman - https://learning.postman.com/docs/

Практика (6 ч): Совместная работа команд. Разработка технического задания на API для выбранного проекта. Команда 1С описывает, какие данные и методы нужны фронтенду. Команда React согласовывает и формализует это в виде документации API (например, в Postman). 

  • Конкретно: Определить формат JSON для:
  • GET /tasks (список задач)
  • POST /tasks (создание задачи)
  • PUT /tasks/{id} (изменение статуса)
  • Результат: Готовая коллекция Postman с утвержденными запросами

Чек-лист качества кода:

  • Осмысленные имена методов и переменных
  • Обработка исключений в HTTP-сервисах  
  • Оптимизация запросов к базе данных
  • Комментарии к сложной бизнес-логике

Спринт 3: Реализация модулей (36 часа)

  1. Реализация Backend на 1С (Преподаватель 1С)

Исследование (8 ч): Создание HTTP-сервисов в 1С. Обработка CORS. Структурирование кода для веб-API. Аутентификация и авторизация (Базовая, OAuth). Работа с JSON.

Проблемный вопрос: «React-приложение не может получить данные из 1С из-за ошибок CORS и безопасности. Как настроить доступ?»

Детальный план исследования:

  1. HTTP-сервисы в 1С:
  • Как создать HTTP-сервис для работы с задачами?
  • Как настроить различные методы (GET, POST, PUT) для разных операций?
  • Как обрабатывать параметры запросов и формировать ответы?
  1. Безопасность и CORS:
  • Что такое CORS и почему он блокирует запросы из браузера?
  • Как настроить CORS в конфигурации 1С?
  • Какие методы аутентификации подходят для нашего кейса?
  1. Работа с JSON:
  • Как преобразовать данные 1С в JSON и обратно?
  • Как обрабатывать ошибки преобразования данных?
  • Как обеспечить целостность данных при работе через API?

Ключевые ресурсы:

  1. Официальная документация 1С: HTTP-сервисы - https://its.1c.ru/db/metod8dev#content:4550:hdoc
  2. «Настройка CORS для 1С» - https://infostart.ru/1c/articles/1292952/
  3. «REST в 1С» - https://infostart.ru/1c/articles/1181001/

Практика (28 ч): Реализация командой 1С-разработчиков ранее спроектированного приложение.

  • Задание: Реализовать backend системы управления задачами
  • Конкретные задачи:
  • Создать справочник "Сотрудники"
  • Создать документ "Задача"
  • Написать HTTP-сервисы для CRUD операций
  • Настроить базовую безопасность

Чек-лист качества кода:

  • Компоненты разбиты по ответственности
  • Единый стиль именования
  • Обработка состояний загрузки и ошибок
  • Валидация вводимых данных

  1.  Разработка Frontend на React  (Преподаватель Web)

Исследование (8 ч): React-компоненты для бизнес-интерфейсов (таблицы, формы, модальные окна). State-менеджмент (Redux Toolkit/MobX) для хранения состояния приложения. Работа с HTTP-запросами (Axios/Fetch).

Проблемный вопрос: «Интерфейс "глючит" - данные теряются, формы сбрасываются. Как организовать стабильную работу?»

Детальный план исследования:

  1. Компоненты для бизнес-интерфейсов:
  • Какие React-компоненты нужны для таблицы задач и формы создания?
  • Как организовать переиспользуемые компоненты (кнопки, поля ввода)?
  • Как управлять состоянием форм и валидацией?
  1. State-менеджмент:
  • Когда использовать локальное состояние, а когда глобальное?
  • Как синхронизировать состояние интерфейса с данными из API?
  • Как обрабатывать состояния загрузки и ошибок?
  1. Работа с API:
  • Как организовать модуль для работы с API 1С?
  • Как обрабатывать ошибки сетевых запросов?
  • Как реализовать автоматическое обновление данных?

Ключевые ресурсы:

  1. Официальная документация React - https://ru.reactjs.org/
  2. «React + TypeScript» - https://habr.com/ru/articles/665856/
  3. «Работа с API в React» - https://habr.com/ru/companies/otus/articles/529764/

Практика (28 ч): Реализация командой React-разработчиков клиентской части.

  • Задание: Разработать интерфейс системы задач
  • Конкретные задачи:
  • Экран "Список задач" (таблица с фильтрацией)
  • Форма создания/редактирования задачи
  • Компонент выбора сотрудника
  • Интеграция с API 1С

Спринт 4: Интеграция, тестирование и DevOps (18 часов)

Исследование (2 ч): Принципы непрерывной интеграции. Концепции DevOps для fullstack-разработки. Стратегии тестирования (юнит-тесты, интеграционные тесты).

Проблемный вопрос: «После обновления 1С "сломался" интерфейс. Как автоматически обнаруживать такие проблемы?»

Детальный план исследования:

  1. Непрерывная интеграция:
  • Какие этапы должен включать pipeline сборки и тестирования?
  • Как автоматизировать тестирование API и интерфейса?
  • Какие инструменты CI/CD подходят для нашего стека?
  1. Стратегии тестирования:
  • Какие тесты писать для 1С (модульные, интеграционные)?
  • Как тестировать React-компоненты и их взаимодействие с API?
  • Как организовать end-to-end тестирование всей системы?
  1. Деплой и мониторинг:
  • Как организовать процесс развертывания обновлений?
  • Какие метрики отслеживать для оценки работоспособности системы?
  • Как настроить оповещения о проблемах?

Ключевые ресурсы:

  1. «CI/CD для 1С» - https://habr.com/ru/companies/skyeng/articles/588662/
  2. «Тестирование React-приложений» - https://habr.com/ru/company/otus/blog/529764/
  3. GitHub Actions документация - https://docs.github.com/ru/actions

Практика (4 ч): Совместная работа команд.

  • Задание: Протестировать и доработать интеграцию
  • Конкретные задачи:
  • Настроить общий стенд развертывания
  • Провести end-to-end тестирование
  • Исправить критические ошибки
  • Подготовить демонстрацию системы (7-8 минут)

ЧЕК-ЛИСТ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕ

  • Протестирована демонстрация проекта
  • Подготовлена презентация (5-7 слайдов)
  • Распределены роли в команде для ответов на вопросы
  • Проведена репетиция выступления
  • Готовы ответы на типовые вопросы:
  • "Какая была самая сложная техническая проблема?"
  • "Что бы вы сделали иначе, если бы начали сначала?"
  • "Как вы распределяли роли в команде?"

Спринт 5: Защита проектов (4 часа)

  • Практика (4 ч): Финальная презентация проектов.

  • Формат: Демо-день стартапа «ПроектПлюс»
  • Что представить:
  1. Демонстрация системы: Показать полный цикл работы с задачей
  2. Архитектура: Объяснить, как связаны 1С и React
  3. Проблемы и решения: Что было самым сложным в интеграции
  4. Ответы на вопросы: Отстоять свои технические решения

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ:

1. Подготовительный этап (до защиты)

  • Техническая проверка: За 1-2 дня до защиты проверьте, что у всех команд развернуты и работают их проекты
  • Регламент: Четко определите время для каждой команды:
  • 7-8 минут — презентация
  • 5-6 минут — вопросы и ответы
  • 1-2 минуты — переход между командами
  • Экспертная комиссия: Пригласите 1-2 внешних эксперта (разработчиков из IT-компаний)

2. Организация пространства

  • Рабочие места: Подготовьте 2 компьютера — один для презентации, второй для демонстрации проекта
  • Тайминг: Используйте видимые часы с таймером
  • Атмосфера: Создайте атмосферу "демо-дня стартапа", а не экзамена

3. Роли преподавателей во время защиты

Преподаватель 1С:

  • Задает вопросы по backend-архитектуре
  • Интересуется качеством кода и безопасностью API
  • Оценивает соответствие реализованного API изначальному "контракту"

Преподаватель Web:

  • Фокусируется на UX/UI и клиентской логике
  • Проверяет обработку ошибок и отзывчивость интерфейса
  • Оценивает качество React-компонентов

Оба преподавателя:

  • Следят за соблюдением регламента
  • Задают уточняющие вопросы о процессе разработки
  • Оценивают работу в команде и распределение ролей


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ

БЛОК 1: ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ (40 баллов)

Критерий

10-9 баллов (Отлично)

8-7 баллов (Хорошо)

6-5 баллов (Удовл.)

Менее 5 (Неуд.)

Работоспособность системы

Все функции работают стабильно, ошибок нет

Основные функции работают, есть незначительные баги

Работает только базовый функционал

Критические ошибки, система неработоспособна

Качество интеграции

Данные синхронизируются в реальном времени, ошибки обрабатываются

Интеграция работает, но есть задержки

Данные передаются, но с ошибками

Интеграция не работает

Соответствие ТЗ

Реализован весь функционал + дополнительные улучшения

Реализован весь основной функционал

Реализовано 70-80% функционала

Менее 70% функционала

БЛОК 2: ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО (30 баллов)

Критерий

Макс. 10 баллов

Оценка

Архитектура backend (1С)

Чистая архитектура, грамотное использование метаданных

_____

Качество frontend (React)

Оптимальные компоненты, правильный state-менеджмент

_____

Безопасность и обработка ошибок

Валидация данных, защита от уязвимостей

_____

БЛОК 3: ПРЕЗЕНТАЦИЯ И КОМАНДНАЯ РАБОТА (30 баллов)

Критерий

Макс. 10 баллов

Оценка

Качество демонстрации

Четкий сценарий, убедительная подача

_____

Ответы на вопросы

Глубокое понимание проекта, аргументированные ответы

_____

Работа в команде

Равномерное распределение ролей, слаженность

_____


ШАБЛОН ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА

Команда: _________________________
Проект: Система управления задачами «ПроектПлюс»

БЛОК 1: Функциональность (40 баллов)

  • Работоспособность системы: ___/10
  • Качество интеграции: ___/10
  • Соответствие ТЗ: ___/10
  • Полнота функционала: ___/10

БЛОК 2: Техническое качество (30 баллов)

  • Архитектура backend (1С): ___/10
  • Качество frontend (React): ___/10
  • Безопасность и обработка ошибок: ___/10

БЛОК 3: Презентация (30 баллов)

  • Качество демонстрации: ___/10
  • Ответы на вопросы: ___/10
  • Работа в команде: ___/10

ОБЩИЙ БАЛЛ: ___/100

Сильные стороны проекта:




Рекомендации по улучшению:




Подписи преподавателей:
1С: ___________________ Web: ___________________



Предварительный просмотр:

Технический чек-лист подготовки:

  • Установлены 1С, Node.js, VS Code, Postman
  • Созданы шаблоны проектов React
  • Подготовлены тестовые данные для кейса
  • Подготовлены SCRUM материалы

Шаблон рабочего пространства:



Предварительный просмотр:

 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКРАМ-ПРОЦЕССА

1. ШАБЛОН PRODUCT BACKLOG (Excel/Google Sheets)

Структура таблицы:

ID

User Story

Описание

Критерии приемки

Приоритет

Story Points

Спринт

Статус

Ответственный

US-01

Как руководитель, я хочу создавать задачи

Создание новой задачи с назначением исполнителя

- Кнопка "Создать задачу"
- Форма с полями
- Сохранение в 1С

Высокий

5

2

Done

[Имя]

US-02

Как разработчик, я хочу видеть свои задачи

Просмотр списка назначенных задач

Готовые User Stories для кейса "ПроектПлюс":

US-01: Как руководитель, я хочу создавать задачи, чтобы назначать работу сотрудникам

US-02: Как сотрудник, я хочу видеть свои задачи, чтобы понимать что делать

US-03: Как сотрудник, я хочу менять статус задачи, чтобы отражать прогресс

US-04: Как руководитель, я хочу видеть все задачи, чтобы контролировать работу

US-05: Как все пользователи, я хочу видеть историю изменений, чтобы отслеживать progress

 ШАБЛОН SCRUM-DOСКИ – ссылка на гугл таблицу

ЕЖЕДНЕВНЫЙ СТЕНДАП (15 минут)

Формат проведения:

 Время: 9:00-9:15 (строго!)

🎯 Цель: Синхронизация, а не отчет

👥 Участники: Вся команда + Scrum Master 

Карточки для стендапа:

## Вчера я сделал(a):

- [Задача 1]

- [Задача 2]

## Сегодня я буду делать:

- [Задача 1]

- [Задача 2]

## Проблемы/Блокеры:

- [Описание проблемы]

- [Нужна помощь с...]

Роли на стендапе:

  • Scrum Master (преподаватель) — следит за временем, помогает с блокерами
  • Team Members (студенты) — отвечают на 3 вопроса
  • Time Keeper (студент по очереди) — следит за таймингом (1-2 мин на человека)

PLANNING POKER (Планирование спринта)

Набор карт для оценки:

0, ½, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 20, 40, 100, ?, ☕

Процесс проведения:

  1. Product Owner (преподаватель) объясняет User Story (5 мин)
  2. Команда задает уточняющие вопросы (3 мин)
  3. Одновременный показ карт — все оценивают сложность
  4. Обсуждение расхождений — почему разные оценки?
  5. Повторное голосование до консенсуса

Шкала сложности:

1 = 2-4 часа работы

2 = 1 день работы  

3 = 2-3 дня работы

5 = Целая неделя работы

8 = Слишком сложно, нужно разбить на части

SPRINT REVIEW (Обзор спринта)

План встречи (30 минут):

## 🎯 Sprint Review - Спринт [№]

**Демонстрация выполненных задач (20 мин):**

- [ ] US-01: Создание задач - ДЕМО

- [ ] US-02: Просмотр задач - ДЕМО

- [ ] US-03: Смена статуса - ДЕМО

**Обсуждение (10 мин):**

- Что получилось хорошо?

- Что можно улучшить?

- Обратная связь от "заказчика" 

Чек-лист готовности к Review:

  • Код протестирован
  • Функционал работает
  • API соответствует контракту
  • Готова короткая демонстрация (3-5 мин)

RETROSPECTIVE (Ретроспектива)

Формат "Start, Stop, Continue":

## 🔄 Ретроспектива Спринта [№]

### START (Начать делать)

- [ ] Ежедневные код-ревью

- [ ] Парное программирование для сложных задач

- [ ] Автоматические тесты

### STOP (Прекратить делать)  

- [ ] Пропускать ежедневные стендапы

- [ ] Менять API без согласования

- [ ] Работать в главной ветке

### CONTINUE (Продолжить делать)

- [ ] Совместное проектирование API

- [ ] Помощь внутри команды

- [ ] Использование инструментов Scrum

Чек-лист Scrum Master'а:

# Ежедневные обязанности:

- [ ] Провести стендап (15 мин)

- [ ] Проверить актуальность доски задач

- [ ] Помочь с блокерами

- [ ] Убедиться, что все понимают свои задачи

# Еженедельные обязанности:

- [ ] Подготовить Sprint Review

- [ ] Провести Retrospective

- [ ] Обновить Product Backlog

- [ ] Подвести итоги спринта

METRICS И ОТСЛЕЖИВАНИЕ ПРОГРЕССА

Burndown Chart (шаблон):

Спринт: 1 | Всего Story Points: 20

День 1: 20 (осталось) | Сделано: 0

День 2: 18 (осталось) | Сделано: 2  

День 3: 15 (осталось) | Сделано: 5

...

День 10: 0 (осталось) | Сделано: 20

Velocity Tracking:

Команда: Alpha

Спринт 1: 20 story points

Спринт 2: 18 story points  

Спринт 3: 22 story points

Средняя скорость: 20 story points/спринт

🎯 ПАМЯТКА ДЛЯ КОМАНДЫ

Scrum-ценности:

  • Смелость — не бойтесь говорить о проблемах
  • Фокус — концентрируйтесь на задачах спринта
  • Приверженность — выполняйте взятые обязательства
  • Уважение — слушайте друг друга
  • Открытость — делитесь прогрессом и трудностями

Главные правила:

  • 📅 Стендап каждый день в одно время
  • 🎯 Не меняйте scope спринта после старта
  • 🔄 Регулярно обновляйте статус задач
  • 🆘 Сразу сообщайте о блокерах
  • 🤝 Помогайте друг другу

GOOGLE TABLES: SCRUM-ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ КУРСА

PRODUCT BACKLOG ТАБЛИЦА

Структура листов:

📋 Product Backlog (основной лист)

📊 Sprint Planning  

📈 Velocity Chart

Лист "Product Backlog":

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

ID

User Story

Описание

Критерии приемки

Приоритет

Story Points

Спринт

Статус

Ответственный

Комментарии

US-01

Как руководитель, я хочу создавать задачи

Создание новой задачи с назначением исполнителя

• Форма с полями
• Валидация данных
• Сохранение в 1С

Высокий

5

2

 Done

Иван И.

API готов

US-02

Как разработчик, я хочу видеть свои задачи

Просмотр списка назначенных задач

• Фильтрация по исполнителю
• Сортировка по дате
• Статусы задач

Высокий

3

2

🔄 In Progress

Мария К.

В работе

Формулы для автоматизации:

// Подсчет общего количества Story Points по спринту

=SUMIF(G:G, "2", F:F)

// Подсчет выполненных задач

=COUNTIF(H:H, " Done")

// Фильтр по приоритету

=FILTER(A:J, E:E="Высокий")

Лист "Sprint Planning":

A

B

C

D

E

Спринт

Всего SP

Выполнено SP

Прогресс

Velocity

1

20

18

90%

18

2

25

█████ 60%

=C2/B2

=C2

Формула для прогресс-бара:

=REPT("", ROUND(C2/B2*5, 0)) & REPT("", 5-ROUND(C2/B2*5, 0))


SCRUM ДОСКА (KANBAN BOARD)

Лист "Scrum Board":

A

B

C

D

E

F

📋 BACKLOG

🔄 TO DO

 IN PROGRESS

👀 CODE REVIEW

 DONE

🏆 THIS SPRINT

US-04

US-02

US-03

US-05

US-01

15/20 SP

Формулы для автоматического переноса задач:

// В колонке "TO DO" - задачи со статусом "To Do"

=FILTER('Product Backlog'!A:J, 'Product Backlog'!H:H="To Do", 'Product Backlog'!G:G=2)

// В колонке "IN PROGRESS" - задачи в работе

=FILTER('Product Backlog'!A:J, 'Product Backlog'!H:H="In Progress", 'Product Backlog'!G:G=2)

ДЕТАЛИЗИРОВАННАЯ КАРТОЧКА ЗАДАЧИ

Отдельный лист "Task Details":

A

B

C

D

E

F

G

ID

US-02

Статус

In Progress

SP

3

Приоритет

Высокий

Название

Просмотр списка задач для сотрудника

Описание

Разработать экран просмотра задач с фильтрацией по исполнителю

Критерии приемки

• Таблица с задачами
• Фильтр "Мои задачи"
• Сортировка по дате

Frontend Tasks

• Создать компонент TaskList
• Настроить роутинг
• Подключить API

Status

 50%

Backend Tasks

• Доработать метод GetUserTasks
• Добавить фильтрацию

Status

 80%

Блокеры

Нет ответа от API при фильтрации

Решение

Проверить CORS настройки

ДАШБОРД КОМАНДЫ

Лист "Team Dashboard":

A

B

C

D

E

F

Команда

Alpha

Спринт

2

Дней осталось

3

Velocity

18 SP

Прогресс

60%

Бурндаун

📉

Член команды

Роль

Активные задачи

SP в работе

Последний коммит

Статус

Иван И.

1С разработчик

US-03, US-05

8

2 часа назад

 Онлайн

Мария К.

React разработчик

US-02

3

1 час назад

 Онлайн

Алексей П.

React разработчик

US-04

5

30 минут назад

Формулы для автоматического статуса:

// Автоматический статус по времени последнего коммита

=IF(NOW()-E2>TIME(2,0,0), "⚠️ Отошел", " Онлайн")

ИНСТРУКЦИЯ ПО НАСТРОЙКЕ

Шаг 1: Заполнение начальных данных

1. В листе "Product Backlog" заполните готовые User Stories

2. В листе "Team Dashboard" укажите состав команды

3. Настройте фильтры для каждого члена команды

Шаг 2: Ежедневное использование

УТРО:

- Обновить статусы задач после стендапа

- Проверить блокеры в листе "Task Details"

ВЕЧЕР:

- Обновить прогресс по задачам

- Отметить выполненные задачи


6. ГОТОВЫЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ

Для прогресс-бара:

=REPT("", ROUND(progress*10, 0)) & REPT("", 10-ROUND(progress*10, 0))

Для автоматического цвета ячеек:

// Условное форматирование для приоритетов

Высокий → Красный фон

Средний → Желтый фон  

Низкий → Зеленый фон

Для расчета Velocity:

=AVERAGE(FILTER(C2:C10, A2:A10<=MAX(A2:A10)))


7. ЧЕК-ЛИСТ НАСТРОЙКИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

  • Созданы копии шаблонов для каждой команды
  • Настроен доступ для всех участников
  • Заполнены начальные User Stories
  • Назначены ответственные за ведение таблиц
  • Проведен инструктаж по использованию
  • Настроены уведомления об изменениях

Ссылки для быстрого доступа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...