Рабочая программа по дисциплине ЕН.03 Физика
рабочая программа

Татьяна Александровна Бабенко

Для обучающихся по специальности 10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.02.04_en.03_fizika_rp.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

«МИРЭА – Российский технологический университет»

РТУ МИРЭА

Колледж приборостроения и информационных технологий

СОГЛАСОВАНО

        

Заместитель директора по МР

        

_______________ Е.В. Садыкова

        

«___»  ___________ 2021г.

УТВЕРЖДАЮ

        

Директор колледжа ПИТ

        

_______________ О.В. Книга

        

«___»  ___________ 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины ЕН.03 Физика

специальность 10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем

Москва

2021

Одобрена

Предметно-цикловой комиссией  

Информационной безопасности         

Протокол № _____1________

От «_31_»_августа____  2021г.

Председатель предметно-цикловой комиссии

_________   Е. В. Садыкова          подпись                 ФИО    

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем

Составитель:

Бабенко Татьяна Александровна, преподаватель первой квалификационной категории Колледжа приборостроения и информационных технологий

Рецензент:


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании предметно-цикловой комиссии  

Информационной безопасности

Информационная безопасность

Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __

Председатель ПЦК____________________   ____________________

Подпись                                Расшифровка подписи

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании предметно-цикловой комиссии  

Информационная безопасность

Протокол от __ __________ 2023 г.  №  __

Председатель ПЦК____________________   ____________________

Подпись                                Расшифровка подписи

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании предметно-цикловой комиссии  

Информационная безопасность

Протокол от __ __________ 2024 г.  №  __

Председатель ПЦК ___________________   ____________________

Подпись                                Расшифровка подписи

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании предметно-цикловой комиссии  

Информационная безопасность

Протокол от __ __________ 2025 г.  №  __

Председатель ПЦК ___________________   ____________________

Подпись                                Расшифровка подписи


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

13

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

15


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина ЕН.03Физика относится к математическому и общему естественнонаучному циклу, является базовой учебной дисциплиной.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 09.

Описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

Делать выводы на основе экспериментальных данных;

Приводить примеры практического использования физических знаний;

Применять полученные знания для решения физических задач;

планировать свое профессиональное развитее с использование полученных знаний;

Делать выводы на основе экспериментальных данных;

информационные технологии для поиска и решения профессионально значимых задач

Смысл физических понятий;

Смысл физических законов;

Смысл физических величин;

Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

методы самоконтроля в решении профессиональных задач;

способы и методы сбора, анализа и систематизации

данных посредством информационных технологий

1.3. Использование часов вариативной части.

Из вариативной части использовано 27 часов.        

№ п/п

Дополнительные знания, умения

№, наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу

1

Знать:

Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Уметь:

- Описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

Делать выводы на основе экспериментальных данных;

 Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов.

Раздел 1. Физические основы механики

6

Будущие специалисты в области информационной безопасности телекоммуникационных систем должны уметь профессионально и грамотно использовать

электрическое оборудование и рассчитывать его параметры при реализации сетевых технологий.

2

Знать:

- Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

Делать выводы на основе экспериментальных данных;

 Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов.

Раздел 2. Постоянный и переменный ток

7

3

Знать:

Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд.

Уметь:

- Описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

Делать выводы на основе экспериментальных данных;

 Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов.

Раздел 3. Основы физики колебаний и волн

7

4

Знать:

Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Уметь:

- Описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

Делать выводы на основе экспериментальных данных;

 Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов.

Раздел 4. Оптические явления. Атомная физика

7


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем учебной дисциплины

75

Самостоятельная работа

15

Консультации

2

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

58

в том числе:

        теоретическое обучение

40

        практические занятия

18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в 4 семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.03 Физика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

Раздел 1. Физические основы механики

12

Тема 1.1Кинематика, Динамика.

Содержание учебного материала

12

1

Система СИ. Погрешности измерения.

Основные понятия и законы движения механики.

Механические колебания и волны

6

ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 09.

Практические занятия

6

1

Расчет погрешностей

2

2

Решение задач на законы движения механики

2

3

Решение задач по теме «Механические колебания и волны»

2

Раздел 2. Постоянный и переменный ток

23

Тема 2.1 Законы постоянного тока.

Содержание учебного материала

7

ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 09.

1

Постоянный ток в различных средах. Законы Ома для участка и полной цепи

2

Практические занятия

2

4

Решение задач на законы Ома

Самостоятельная работа студента

3

1

Решение задач по теме «Законы постоянного тока».

Тема 2.2 Переменный электрический ток.

Содержание учебного материала

8

ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 09.

1

Переменный электрический ток. Активное, индуктивное и емкостное сопротивления в цепи переменного тока.

Методы расчета цепей синусоидального тока при последовательном и параллельном соединении элементов.

4

Практические занятия

4

5

Расчёт неразветвленной цепи переменного тока

6

Расчёт разветвленной цепи переменного тока

Тема 2.3 Электромагнитные волны

Содержание учебного материала

8

ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 09.

1

Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитные волны, их физическая природа.  Физические основы радиопередачи и радиоприема.

6

Практическое занятие

2

7

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Раздел 3. Основы физики колебаний и волн

12

Тема 3.1 Световые волны

Содержание учебного материала

8

ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 09.

1

Электромагнитная природа света. Распространение света. Полное отражение света. Волоконно-оптические линии связи.

6

Практические занятия

2

8

Решение задач на законы оптики

Тема 3.2 Волновые свойства света

Содержание учебного материала

4

1

Дифракция, интерференция, дисперсия света. Спектры

4

ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 09.

Раздел 4. Оптические явления. Атомная физика

26

Тема 4.1 Квантовая оптика

Содержание учебного материала

4

ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 09.

1

Фотоэлектрический эффект. Квантовый генератор (лазер), устройство и принцип действия.

4

Тема 4.2 Атомная физика

Содержание учебного материала

8

ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 09.

1

Планетарная модель атома

2

Самостоятельная работа студента

6

1

Написание рефератов и создание презентаций по теме: «Планетарная модель атома»

Тема 4.3Физика атомного ядра

Содержание учебного материала

6

ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 09.

1

Радиоактивность. Ядерный реактор. Его устройство и применения. Термоядерный синтез. Эволюция Вселенной

4

Практическое занятие

2

9

Решение задач по теме «Квантовая физика»

Тема 4.4 Научно – технический прогресс, роль физики в его развитии

Содержание учебного материала

8

1

Научно – технический прогресс, роль физики в его развитии.

Использование основных положений и законов физики применительно к будущей специальности студентов.

2

Самостоятельная работа студента

6

1

Написание рефератов и создание презентаций по теме: «Научно – технический прогресс, роль физики в его развитии».

Консультации

2

Дифференцированный зачет

Всего:

75

3.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Информационное обеспечение обучения

3.1.1. Основные печатные источники:

1. Агеев, И. М. Физика электронных приборов : учебное пособие / И. М. Агеев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 324 с. ЭБС Лань [Электронный экземпляр]

2. Физика. Практикум по решению задач : учебное пособие / Л. Л. Гладков, А. О. Зеневич, Ж. П. Лагутина, Т. В. Мацуганова. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 288 с. ЭБС Лань [Электронный экземпляр]

3.1.2. Дополнительные печатные источники:

1. Бирюкова, О. В. Физика. Электричество и магнетизм. Задачи с решениями: учебное пособие для спо / О. В. Бирюкова, Б. В. Ермаков, И. В. Корецкая. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 180 с. ЭБС Лань [Электронный экземпляр]

2. Аксенова, Е. Н. Общая физика. Механика (главы курса) : учебное пособие для спо / Е. Н. Аксенова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020.-437с. ЭБС Лань [Электронный экземпляр]

3. Бодунов, Е. Н. Базовый курс физики: механика, молекулярная физика, электростатика, постоянный электрический ток, магнетизм, волновая оптика, элементы квантовой механики, атомной и ядерной физики : учебник / Е. Н. Бодунов. — Санкт-Петербург: ПГУПС, 2020. — 319 с. ЭБС Лань [Электронный экземпляр]

3.1.3. Электронные источники:

1. https://www.book.ru/ - электронная библиотечная система book. ru

2. https://lib.rucont.ru/ -  электронная библиотечная система «РУКОНТ»

3 https://e.lanbook.com/ -  электронная библиотечная система «ЛАНЬ»

4. https://www.urait.ru/ - электронная библиотечная система «ЮРАЙТ»

5. https://library.mirea.ru/ - электронные учебники РТУ МИРЭА

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знания:

Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Применять полученные знания для решения физических задач;

Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Устный и письменный опрос

Решение практических задач

Защита рефератов

Защита практических работ

Электронное тестирование

Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов (выполнение домашних заданий, подготовка рефератов, оформление отчетов по практическим работам, подготовка к электронному тестированию, подготовка к дифференцированному зачету).

Умения:

Рассчитывать электрические токи и напряжения.

Описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

Делать выводы на основе экспериментальных данных;

 Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов;

Приводить примеры практического использования физических знаний;

Применять полученные знания для решения физических задач;

Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

Измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Экспертная оценка результатов деятельности студента при выполнении

практических занятий, тестирования,

проведения дифференцированного зачета.


5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

5.1. Типовые контрольные вопросы и задания

  1. Система СИ.
  2. Погрешности измерения.
  3. Основные понятия и законы движения механики.
  4. Механические колебания и волны
  5. Постоянный ток в различных средах.
  6. Законы Ома для участка и полной цепи
  7. Переменный электрический ток.
  8. Активное, индуктивное и емкостное сопротивления в цепи переменного тока.
  9. Электромагнитное поле.
  10. Электромагнитные колебания.
  11. Колебательный контур.
  12. Электромагнитные волны, их физическая природа.
  13. Физические основы радиопередачи и радиоприема.
  14. Электромагнитная природа света.
  15. Распространение света.
  16. Полное отражение света.
  17. Волоконно-оптические линии связи.
  18. Дифракция, интерференция, дисперсия света.
  19. Спектры.
  20. Фотоэлектрический эффект.
  21. Квантовый генератор (лазер), устройство и принцип действия.
  22. Планетарная модель атома
  23. Радиоактивность.
  24. Ядерный реактор. Его устройство и применения.
  25. Термоядерный синтез.
  26. Эволюция Вселенной.
  27. Научно – технический прогресс, роль физики в его развитии.

5.2. Фонд оценочных средств

Полный перечень оценочных средств представлен в приложении 1.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ кабинета

Наименование кабинета в соответствии с приказом

Оснащенность кабинета (лабораторное, учебное оборудование)

Инвентарный номер

261

  1. Лаборатория электронной техники
  2. Лаборатория электротехнических измерений

Лабораторное и учебное оборудование не используется

-


7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Самостоятельная работа обучающихся направлена на подготовку к учебным занятиям и на развитие знаний, умений и навыков, предусмотренных программой дисциплины.

В соответствии с учебным планом дисциплина может предусматривать лекции, практические занятия и лабораторные работы, а также выполнение и защиту курсового проекта (работы). Успешное изучение дисциплины требует посещения всех видов занятий, выполнение заданий преподавателя и ознакомления с основной и дополнительной литературой

При подготовке к лекционным занятиям студентам необходимо:

перед очередной лекцией необходимо просмотреть конспект материала предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если разобраться в материале опять не удалось, то обратитесь к лектору (по графику его консультаций) или к преподавателю на практических занятиях.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя.

При подготовке к практическим занятиям студентам необходимо:

приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;

до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;

в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;

в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;

на занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю.

Студентам, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющие письменного решения задач или не подготовившиеся к данному практическому занятию, рекомендуется не позже чем в 2-недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изученную на занятии.

Методические указания необходимые для изучения и прохождения дисциплины приведены в составе образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 ФИЗИКА для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности/ профессии  230115...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 08 ФИЗИКА по профессии СПО (ППКРС) 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 08 Физика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по профессии СПО (ППКРС)...

Рабочая программа учебной дисциплины ПД.03 Физика по специальности 49.02.01 "Физическая культура"

Разработка рабочей программы по учебной дисциплине ПД.03 Физика для специальности СПО 49.02.01 "Физическая культура"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.09 «Физика»

Программа учебной дисциплины ОУД.09 «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 09 ФИЗИКА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.09Физика предназначена для реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...

Рабочая программа по дисциплине ЕН.03 Физика

Рабочая программа предназначена для обучающихся по специальности 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи...