Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Ведение технологического процесса
рабочая программа на тему

Никишаева Нина Васильевна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

ПМ.03 Ведение технологического процесса

 

 

для специальности 240111   «Производство тугоплавких неметаллических и

силикатных материалов и изделий»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr._vvedenie.docx118.73 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФОКИНСКИЙ ИНДУСТВРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Утверждаю

зам. директора по УР

                   С.Г.Васина

«       »                    2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03 Ведение технологического процесса

для специальности 240111   «Производство тугоплавких неметаллических и

силикатных материалов и изделий»

Рассмотрена и одобрена на заседании

цикловой комиссии технологических и

механических дисциплин

Протокол №1 от «29» августа     2014 г.

Председатель                    Никишаева Н.В.

                

2014 г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), входящей в состав укрупненной группы специальностей  240000 Химические биотехнологии 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.

 Организация-разработчик:

Государственное  бюджетное образовательное  учреждение среднего профессионального образования «Фокинский индустриальный техникум»

Разработчики:

Никишаева Н.В. преподаватели ГБОУ СПО «ФИТ»

          Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

 

        Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

          Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

     

  Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (ГАУДПО(ПК)С БИПКРО).

 Заключение Экспертного совета №_____________ от «_____»_____________________201__г.

                                                               Номер

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

3

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

25

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

29

2

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Ведение технологического процесса

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Ведение технологического процесса и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Осуществлять контроль параметров технологического процесса и их регулирование;
  2. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции;
  3. Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса для выявления резервов экономии.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • работы с контрольно-измерительными приборами;
  • работы с нормативной документацией;
  • оформления технологической документации;
  • работы со справочной литературой и другими информационными источниками;
  • проведения визуального контроля полуфабриката и готовой продукции;
  • проведения анализов полуфабриката и готовой продукции;
  • работы с измерительным инструментом и лабораторным оборудованием;
  • расчета технико-экономических показателей;

уметь:

  • выбирать метод контроля параметров технологического процесса;
  • оперативно выявлять и анализировать нарушения в технологическом процессе;
  • предупреждать и устранять отклонения от норм технологического режима;
  • анализировать причины брака;
  • работать с нормативной документацией;

3

  • пользоваться измерительным инструментом и лабораторным оборудованием;
  • обеспечивать рациональное использование производственных мощностей;

знать:

  • технологию производства;
  • методики расчета технико-экономических показателей;
  • нормы расхода сырья и материалов на единицу продукции;
  • методы оптимизации технологических процессов;
  • ресурсы и энергосберегающие технологии;
  • физико-химические свойства полуфабриката и готовой продукции;
  • требования нормативной документации к качеству полуфабриката и готовой продукции;
  • методы контроля качества продукции;
  • методики анализов;
  • виды и причины брака и мероприятия по его предупреждению и ликвидации;
  • способы переработки брака;
  • виды нормативной документации;
  • методы и средства измерения и регулирования параметров технологического процесса;
  • устройство и принцип работы приборов КИП и автоматики.

1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего – 579 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 591 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 394 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 197 часов;

учебной и производственной практики – 216 часов.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВДП) Ведение технологического процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

Осуществлять контроль параметров технологического процесса и их регулирование

ПК 3.2

Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции

ПК 3.3

Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса для выявления резервов экономии

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством

ОК 7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11

Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной и экологической безопасности

5


3. СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1

Раздел 1. Контроль и регулирование параметров технологического процесса производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

375

250

126

-

125

-

-

-

ПК 3.2

Раздел 2. Контроль качества полупродуктов и готовой продукции при производстве тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

192

104

44

-

52

-

36

-

ПК 3.3

Раздел 3. Расчет технико-экономических показателей технологического процесса производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

60

40

-

30

20

15

-

-

Производственная практика (по профилю специальности)

180

180

Всего:

807

394

170

30

197

15

36

180

6


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов

профессионального модуля

(ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Контроль и регулирование параметров технологического процесса производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

375

МДК.03.01. Основы производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

250

Тема 1.1. Основы технологии производства керамики и огнеупоров

Содержание

2

1

Классы и группы керамических изделий. Свойства керамических изделий.

1

Тема 1.2. Производство изделий строительной стеновой керамики

Содержание

2

1.

Формование кирпича и керамических камней. Сушка кирпича и керамических камней. Применяемое оборудование. Режимы сушки. Интенсификация процессов сушки. Обжиг, режимы обжига.

1

2.

Производство кирпича полусухим способом. Характеристика применяемого оборудования. Производство лицевых керамических камней и кирпича.

2

1

Тема 1.3. Производство теплоизоляционных материалов

Содержание

2

1.

Общая характеристика керамических теплоизоляционных материалов и изделий. Производство керамзита, его технические свойства. Обжиг керамзита. Печи для обжига. Охлаждение керамзита. Аглопорит, его свойства, применение, технология получения.

1

Тема 1.4. Производство огнеупорных  изделий и материалов

Содержание

2

1.

Огнеупоры, их назначения. Классификация. Свойства. Производство кремнеземистых огнеупоров (динаса). Динас, его назначение, виды изделий, свойства, применение.

2

2.

Производство алюмосиликатных огнеупоров. Классификация. Шамотные огнеупоры, их свойства. Высокоглиноземистые огнеупоры, их свойства, область применения. Цирконийсодержащие, магнезиальные и другие виды огнеупоров. Особенности технологии производства.

2

2

7

1

2

3

4

3.

Производство легковесных огнеупорных материалов, их назначение. Производство огнеупорного припаса.

2

2

Практические занятия

2

1.

Составление технологических схем производства огнеупоров.

2.

Составление технологических схем производства легковесных огнеупорных материалов.

2

3.

Работа с нормативно-технической документацией:

2

Тема 1.5. Производство изделий тонкой строительной керамики

Содержание

2

1.

Классификация изделий тонкой керамики. Особенности технологии производства.

Производство плиток  для внутренней облицовки стен. Производство плиток для полов.

2

Практические занятия

2

1.

Составление технологических схем производства тонкой строительной керамики.

Тема 1.6. Производство санитарно-технических и бытовых изделий.

Содержание

2

1

Классификация и ассортимент санитарно-технических изделий; требования, предъявляемые к ним нормативно-технической документацией. Способы формования. Сушка изделий. Обжиг изделий. Сортировка и упаковка изделий.

2

2

Ассортимент бытовых изделий. Требования к бытовым фарфоровым изделиям. Формование и глазурование изделий. Обжиг изделий. Декорирование изделий. Керамические краски.

2

2

Практические занятия

2

1

Составление технологических схем производства санитарно-технических и бытовых изделий.

Тема 1.7. Ведение технологического процесса варки стекла

Содержание

2

1

Стадии процесса варки стекла. Характеристика стадий варки, температурные пределы. Физические, химические и физико-химические явления в процессе варки стекла. Факторы, влияющие на скорость варки. Интенсификация процессов варки стекла; гидродинамические, термические и химические способы интенсификации варки. Потоки стекломассы.

2

2

Пороки стекломассы. Классификация пороков стекломассы. Газообразные, стекловидные и твердые включения в стекле. Причины их появления и способы устранения. Меры по предупреждению их образования. Методы исследования пороков.

2

2

Практические занятия

2

1

Распознавание пороков стекломассы на образцах изделий.

2

Анализ причин появления пороков стекломассы.

2

8

1

2

3

4

Тема 1.8. Ведение технологического процесса формования тепловой обработки и упрочнения стекла и стеклоизделий

Содержание

2

1

Формование стеклоизделий. Формовочные свойства стекла, их общая характеристика. Основные способы формования. Влияние вязкости, скорости затвердевания и поверхностного натяжения при формовании стеклоизделий. Понятие о «длинных» и «коротких» стеклах.

2

2

Отжиг стекла. Режимы отжига стеклоизделий, расчет режима отжига. Контроль качества отжига. Закалка стекла. Процессы, происходящие при закалке. Свойства закаленных стекол. Преимущества закаленных стекол перед отожженными.

2

2

Практические занятия

2

1

Характеристика способов формования стеклоизделий.

2

Сравнительная характеристика свойств отожженных и закаленных стекол.

2

Тема 1.9. Производство стеклянной тары и сортовой посуды.

Содержание

2

1

Классификация и ассортимент стеклянной тары. Технические требования к стеклянной таре. Составы и свойства стекол для различных видов изделий. Классификация, ассортимент и технические требования к изделиям сортовой посуды. Химический состав различных видов сортового стекла.

Требования к сортовым стеклам. Условия варки стекол.

2

Практические занятия

2

1

Составление технологических схем производства стеклянной тары.

2

Составление технологических схем производства сортовой посуды ручным способом.

2

Тема 1.10. Производство листового стекла

Содержание

2

1

Классификация листовых стекол. Технические требования, предъявляемые к листовым стеклам. Выработка листового стекла способом лодочного вертикального вытягивания (ВВС). Применяемые составы стекол.Принцип формования. Температурный режим выработки и отжига ленты стекла. Пороки на ленте стекла, их предупреждение. Технико-экономические показатели производства стекла способом ВВС. Достоинства и недостатки лодочного способа ВВС.

2

2

Выработка стекла методом безлодочного вертикального вытягивания (БВВС). Применяемые составы стекол. Принцип формования. Температурный режим выработки. Отжиг, охлаждение и последующая обработка ленты стекла. Контроль за режимом формования и отжига стекла. Технико-экономические показатели, преимущества и недостатки производства листового стекла методом БВВС.

2

2

3

Производство листового стекла способом непрерывного проката. Технические требования к прокатному стеклу. Принцип формования. Применяемые составы стекол. Особенности технологии производства

2

2

9

1

2

3

4

Принцип получения полированного стекла флоат-способом. Особенности получения стекла различной толщины. Отжиг ленты  стекла. Механическая обработка изделий из листового полированного стекла.

Практические занятия

2

1

Составление технологических схем производства листового стекла.

2

Составление технологических схем производства прокатного стекла.

2

3

Составление технологических схем производства полированного стекла.

2

Тема 1.11. Производство архитектурно-строительных изделий из стекла

Содержание

2

1

Классификация архитектурно-строительных изделий из стекла. Характеристика пустотелых строительных блоков. Технология производства пустотелых строительных блоков. Классификация стеклопакетов, их характеристика. Технические требования, предъявляемые к стеклопакетам. Технология производства стеклопакетов.

2

Практические занятия

2

1

Составление технологических схем производства архитектурно-строительных изделий из стекла.

Тема 1.12. Производство химико-лабораторного, медицинского стекла

Содержание

2

1

Классификация и ассортимент изделий из химико-лабораторного стекла. Технология производства изделий из химико-лабораторного стекла. Классификация и ассортимент изделий из медицинского стекла. Технология производства стеклоизделий медицинского назначения.

2

Тема 1.13. Производство ситаллов и шлакоситаллов

Содержание

2

1

Ситаллы, их свойства, эффективность применения. Теоретические основы получения стеклокристаллических  материалов. Шлакоситаллы. Сравнительная оценка физико-химических свойств шлакоситаллов и других строительных материалов. Эффективность применения шлакоситалловых изделий. Химический состав шлаковых стекол. Катализаторы шлаковых стекол. Режим варки и формования. Характеристика применяемого оборудования. Режим термообработки.

2

Практические занятия

1

Составление технологических схем производства шлакоситаллов (с построением графика двухступенчатой кристаллизации)

2

Тема 1.14.  Приготовление строительных растворов, бетонов и производство

Содержание

2

1

 Классификация бетонов, характеристика сырьевых материалов, их классификация. Приготовление бетонной смеси и бетона, их свойства.

2

10

1

2

3

4

изделий на их основе

Бетонные и железобетонные изделия, технологические схемы их производства. Составление технологических схем. Легкие бетоны, газобетоны и пенобетоны. Строительные растворы

Практические занятия

2

1

Составление технологических схем производства бетонных и железобетонных изделий.

2

Определение области применения бетонных и железобетонных изделий.

2

3

Составление технологических схем производства легких бетонов, пенобетонов и газобетонов.

2

4

Работа с нормативно-технической документацией:

2

Тема 1.15. Производство асбестоцементных изделий

Содержание

2

1

Классификация асбестоцементных изделий и конструкций, их технологические и конструктивные особенности. Сырьевые материалы, применяемые для производства асбестоцементных изделий. Цемент для производства асбестоцементных изделий. Технические требования к портландцементу. Вода, красители, химические добавки, вспомогательные материалы. Приготовление асбестоцементной массы при разных способах распушки асбеста. Применяемое оборудование, его характеристика.

2

2

Формование асбестоцементных листов на круглосетчатой машине. Устройство листоформовочных машин. Способы профилирования листовых изделий. Типы профилей волнистых листов.

2

2

3

Классификация и ассортимент асбестоцементных труб. Требования, предъявляемые к асбестоцементным трубам согласно нормативно-технической документации. Технологические схемы производства труб. Формование труб на трубоформовочных машинах. Твердение асбестоцементных изделий на портландцементе и песчанистом портландцементе. Факторы, влияющие на условия твердения изделий и качество продукции.

2

2

4

Производство цветных, окрашенных листов и отделочных материалов. Способы окраски изделий. Окраска затвердевших изделий эмалями, силикатными красками.

2

2

Практические занятия

2

1

Составление технологических схем производства асбестоцементных листов и труб.

2

Составление технологических схем производства окрашенных и цветных асбестоцементных листов и отделочных материалов.

2

3

Работа с нормативно-технической документацией:

2

Тема 1.16. Производство гипсовых вяжущих и

Содержание

2

1

Виды гипсовых вяжущих материалов. Процесс дегидратации гипсового камня.

2

11


1

2

3

4

изделий на их основе

Низкообжиговые гипсовые вяжущие материалы, их состав, свойства и применение. Технологические схемы производства высокопрочных гипсовых вяжущих материалов.

2

Технология производства гипсовых вяжущих материалов из отходов химических производств: фосфогипса, борогипса, фторогипса. Внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий. Ангидритовые вяжущие вещества, состав, свойства. Технологические схемы производства, применение. Высокообжиговые гипсовые вяжущие вещества (эстрих-гипс) его производство, свойства и применение. Свойства и применение гипсовых вяжущих материалов.

2

2

3

Классификация изделий на основе гипсовых вяжущих материалов. Гипсовые растворы; гипсобетонные смеси. Технологическая схема производства.

2

2

Практические занятия

2

1

Составление технологических схем производства гипсовых вяжущих материалов и изделий на их основе.

2

Определение области применения гипсовых вяжущих и изделий на их основе.

2

3

Работа с нормативно-технической документацией:

2

Тема 1.17. Производство известковых вяжущих материалов и изделий на их основе

Содержание

2

1

Разновидность строительной извести, ее состав, свойства. Физико-химические основы процесса декарбонизации известняков. Влияние технологических факторов на процесс обжига и качество извести. Особенности обжига известняка в шахтных печах. Интенсификация процесса обжига. Технология обжига извести во вращающихся печах. Использование ресурсо- и энергосберегающих технологий.

2

2

Молотая негашеная известь. Безотходное производство воздушной извести. Технология производства гидратной извести (пушонки). Аппараты для гашения извести. Свойства гидратной (гашеной) извести. Гашение извести в тесто. Твердение известковых растворов. Применение воздушной извести. Классификация изделий на основе извести. Технологическая схема производства силикатного кирпича. Автоклавная обработка силикатных изделий.

2

2

Практические занятия

2

1

Составление технологических схем производства строительной извести и изделий на ее основе.

2

Определение области применения извести и изделий на ее основе.

2

3

Работа с нормативно-технической документацией:

2

12

1

2

3

4

Тема 1.18. Ведение технологического процесса обжига клинкера.

Содержание

2

1

Основы теории обжига клинкера. Реакции протекающие в твердом состоянии. Сущность влияния состава и количества жидкой фазы на скорость образования и структуры алита. Факторы, влияющие на процесс клинкерообразования

2

2

Интенсификация процесса обжига клинкера за счет введения минерализаторов, способствующих ускорению процесса клинкерообразования.

2

2

Практические занятия

4

1

Расчет химического и минералогического состава клинкера.

2

Характеристика способов корректирования сырьевой смеси

2

3

Работа с нормативно-технической документацией

2

Тема 1.19. Ведение технологического процесса обжиг клинкера по мокрому способу производства.

Содержание

2

1

Определение понятия «клинкер». Минералогический и химический состав клинкера. Влияние содержания клинкерных минералов на свойства портландцемента. Технологические схемы производства портландцемента по мокрому способу.

2

2

Последовательное распределение технологических зон в печи, протяженность зон, распределение температурно-газового потока и обжигаемого материала.

2

2

3

Скорость продвижения материала. Работы В.Н.Юнга по изучению процессов обжига сырьевой смеси.

2

2

Практические занятия

2

1

Составление технологических схем производства клинкера с применением вращающихся печей мокрого способа.

2

Расчет коэффициента использования вращающихся печей мокрого

способа.

2

Тема 1.20. Ведение технологического процесса обжиг клинкера по сухому способу производства.

Содержание

4

1

Технология обжига клинкера в печах сухого способа производства (с конвейерным кальцинатором, циклонными теплообменниками. и декарбонизатором). Интенсификация процесса обжига клинкера за счет установки двухогневых вращающихся печей.

2

Практические занятия

4

1

Составление технологических схем производства клинкера с применением вращающихся печей сухого способа.

2

Расчет коэффициента использования вращающейся печи сухого способа.

2

Тема 1.21. Ведение технологического процесса охлаждения и хранения клинкера.

   Содержание

4

1

Влияние режима клинкера на его качество, структуру и размолоспособность. Стабильность отдельных клинкерных минералов. Интенсификация процессов охлаждения клинкера: использование двойного прососа воздуха в  колосниковом

холодильнике  и другие методы.

2

13

1  

2

3

4

2

Складирование клинкера. Процессы,  протекающие при  магазинировании клинкера, их сущность и назначение. Назначение складов и их механизация. Выбор типа  и расчет  складов согласно нормативным запасам.

4

2

   Практические занятия

2

1

Расчет складов для хранения клинкера .

Тема 1.22. Ведение технологического процесса  измельчения  клинкера и добавок

  Содержание

4

1

Определение понятия «портландцемент». Основные пути совершенствования ассортимента и улучшение качества цемента. Влияние дисперсности портландцемента на его свойства. Размолоспособность клинкера и способы ее определения. Сравнительная  размолоспособность  клинкера в зависимости  от его минералогического состава.

2

2

Основные закономерности процесса тонкого измельчения. Степень измельчения цемента. Технология измельчения клинкера и добавок  в мельницах  работающих по открытому циклу. Интенсификация процесса помола  цемента

2

2

3

Технология измельчения клинкера и добавок  в мельницах  работающих по замкнутому циклу. Одностадийный  и двухстадийный помол в замкнутом цикле. Схемы двухстадийного помола, его эффективность.

2

2

4

Теория твердения. Химические реакции, протекающие при затворении цемента с водой  Современные работы в области твердения цемента.

2

2

5

Формирование структуры и свойств цементного теста: структура цементного теста и структурно - механические  свойства Влияние минералогического состава цемента на скорость гидратации.

2

2

6

 Понятие о коррозии. Виды коррозии. Коррозия первого вида, обусловленная растворением гидрооксида кальция. Коррозия второго вида - кислотная и магнезиальная. Коррозия третьего вида - сульфоалюминатная и щелочная.

2

2

7

Влияние свойств портландцемента на качество цементного камня. Характеристика важнейших свойств портландцемента .Требования стандартов на портландцемент Строительно-технические свойства.

2

2

8

Влияние теплоты твердения, термохимические свойства портландцемента. Значение  обеспыливания , создание нормативных санитарных условий труда.  

2

2

   Практические занятия

2

1

Расчет коэффициента использования цементных мельниц

2

Меры предотвращения коррозии.

2

3

Работа с нормативно-технической документацией.

2

Тема 1.23. Ведение технологического процесса охлаждения и хранения  цемента и добавок .

  Содержание

2

1

Цель охлаждения цемента. Влияние продолжительности хранения цемента на его свойства. Силосы для хранения добавок и  цемента. Загрузка и выгрузка  силосов. Упаковка  и отгрузка цемента

2

14

1        

2

3

4

  Практические занятия

4

1

Расчет складов для хранения добавок и цемента.

Тема 1.24. Производство специальных цементов на основе портландцементного клинкера.

  Содержание

2

1

Оптимизация химического и минералогического состава портландцемента и мероприятия , позволяющие направленно изменять свойства вяжущего.

2

2

Особенности технологии портландцемента: быстротвердеющий, особобыстротвердеющий, высокопрочные; сульфатостойкие разновидности; пластифицированные и гидрофобные; белые и цветные; тампонажный; для производства асбестоцементных изделий.

6

2

3

Понятие об активности добавок. Классификация активных минеральных добавок Сравнительная характеристика активных минеральных добавок.

2

2

4

Особенности технологии производства пуццоланового портландцемента. Общие сведения об известково-пуццолановых, известково-зольных и  других смешанных цементах

2

2

5

Виды и состав шлаков. Химический и минералогический состав доменных шлаков. Классификация доменных шлаков Способы грануляции доменных шлаков. Гидратационная  активность доменных шлаков.

2

2

6

Особенности технологии производства шлакопортландцемента и  быстротвердеющего шлакопортландцемента

2

2

  Практические занятия

10

1

Составление технологических схем производства особых видов портландцемента. Подбор состава цементной шихты

2

Определение свойств и области применения особых видов портландцемента

2

3

Составление технологических схем производства  многокомпонентных цементов с природными минеральными добавками. Подбор состава цементной шихты

6

4

Определение свойств и области применения многокомпонентных цементов с природными минеральными добавками.

2

5

Составление технологических схем производства  шлаковых цементов

4

6

Определение свойств и области применения шлаковых цементов

2

Тема 1.25. Производство глиноземистого и расширяющегося  цементов.

Содержание

2

1

Понятия, состав глиноземистого цемента.  Характеристика глиноземистого цемента по химическому и минералогическому составу. Способы производства глиноземистого цемента. Разновидности глиноземистого цемента.

2

2

Виды расширяющихся цементов, их строительно-технические свойства и применения. Разновидности напрягающих цементов, эффективность их применения.

2

2

Практические занятия

2

1

Составление технологической схемы производства глиноземистого цемента.

15

1

2

3

4

2

Составление технологической схемы расширяющегося  цемента.

2

3

Составление технологической схемы напрягающего цемента.

2

4

Работа с нормативно-технической документацией.

2

5

Определение свойств и области применения глиноземистого и расширяющегося цементов. Подбор состава цементной шихты

4

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.

Систематическая проработка конспектов занятий.

Изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам и главам учебных пособий).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций.

Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам и подготовка к их защите.

125

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка сообщений на темы:

  • ассортимент гипсовых и гипсобетонных изделий;
  • способы обжига извести в «кипящем слое» и во взвешенном состоянии;
  • теории твердения портландцемента;
  • выработка конструкционных асбестоцементных изделий;
  • технология формования асбестоцементных листов сухим и полусухим способом;
  • основные исторические сведения о развитии керамической промышленности;
  • огнеупорные растворы и бетоны;
  • виды изделий и материалов технической керамики;
  • основные исторические сведения о развитии стекольной промышленности;
  • гипотезы строения стекла и современные взгляды на строение стекла;

Выполнение графических схем:

  • способы формования;
  • технологические линии по производству тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий;
  • оборудование, применяемое в производстве тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.

Составление таблиц:

  • техническая характеристика тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий;
  • показатели внешнего вида тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий;
  • техническая характеристика приборов КИП и автоматики;

                    -     виды и содержание нормативно-технической документации.

Раздел ПМ 2. Контроль качества полупродуктов и готовой продукции при производстве тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и

192

16

1

2

3

4

изделий

МДК.03.01. Основы производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

104

Тема 2.1.  Контроль качества керамических изделий.

Содержание

2

1

Контроль качества керамических изделий. Требования нормативно-технической документации к керамическим изделиям.

3

2

Контроль качества керамических изделий. Значение контролируемых параметров. Инструментальная база. Методики проведения контроля.

2

3

3

Контроль качества керамических изделий с использованием лабораторного оборудования. Значение контролируемых параметров (влияние контролируемых параметров на качество готовой продукции). Методики проведения контроля.

2

3

Лабораторные работы.

4

1

Определение кажущейся плотности, открытой и общей пористости и водопоглощения керамических изделий.

Практические занятия

2

1

Работа с нормативно-технической документацией: Методика определения огнеупорности керамических изделий.

2

Работа с нормативно-технической документацией: Методика определения предела прочности при сжатии керамических изделий.

2

Тема 2.2. Контроль качества сортовой посуды и стеклянной тары.

Содержание

2

1

Контроль качества сортовой посуды. Требования нормативно-технической документации к сортовой посуды.

Контроль качества стеклянной тары. Требования нормативно-технической документации к стеклянной таре.

3

Практические занятия

2

1

Визуальный контроль стеклянной тары и сортовой посуды по показателям внешнего вида.

Тема 2.3. Контроль качества листового стекла

Содержание

2

1

Контроль качества листового стекла. Требования нормативно-технической документации к листовому стеклу.

3

2

Визуальный контроль листового стекла. Пороки листового стекла. Допустимые нормы визуально определяемых пороков в соответствии с нормативно-технической документацией.

2

3

Практические занятия

2

1

Проведение технического контроля листового стекла

 17

1

2

3

4

2

Определение оптических искажений листового стекла различных марок.

2

Тема 2.4. Контроль качества воздушных вяжущих материалов

Содержание

2

1

Контроль качества гипсовых вяжущих материалов. Требования нормативно-технической документации к гипсовым вяжущим материалам.

3

2

Контроль физико-механических свойств гипсовых вяжущих в соответствии с нормативной документацией. Влияние контролируемых параметров на свойства готовой продукции. Методики контроля гипсовых вяжущих материалов.

2

3

3

Химический анализ гипсовых вяжущих материалов с использованием лабораторного оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией. Методики проведения анализа.

2

3

4

Контроль качества строительной извести. Требования нормативно-технической документации к строительной извести.

2

3

5

Контроль физико-механических свойств строительной извести в соответствии с нормативной документацией. Влияние контролируемых параметров на свойства готовой продукции. Методики контроля строительной извести.

2

3

6

Химический анализ строительной извести с использованием лабораторного оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией.

2

3

Лабораторные работы.

2

1

Определение нормальной густоты гипсового теста.

2

Определение сроков схватывания гипсового теста.

2

3

Определение сроков гашения строительной извести.

2

4

Определение количества непогасившихся частиц строительной извести.

2

Тема 2.5. Контроль качества портландцементного клинкера и добавок.

Содержание

2

1

Контроль качества сырьевой смеси. Требования нормативно-технической документации к  сырьевой смеси.

3

2

Контроль физико-механических свойств  сырьевой смеси в соответствии с нормативной документацией. Влияние контролируемых параметров на свойства готовой продукции. Методики контроля  сырьевой смеси.

2

3

3

Химический анализ  сырьевой смеси с использованием лабораторного оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией.

2

3

4

Контроль качества полуфабриката : клинкера. Требования нормативно-технической документации к  полуфабрикату.

2

3

5

Контроль физико-механических свойств полуфабриката в соответствии с нормативной документацией. Влияние контролируемых параметров на свойства клинкера. Методики контроля полуфабриката.

4

3

6

Химический анализ  клинкера с использованием лабораторного оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией

2

3

18

1

2

3

4

7

Контроль качества  гипса и гидравлических добавок. Требования нормативно-технической документации к  добавкам для цемента

2

3

8

Контроль физико-механических свойств гипса и гидравлических добавок в соответствии с нормативной документацией. Влияние контролируемых параметров на свойства гипса и гидравлических  добавок Методики контроля к  добавкам для цемента.

4

3

9

Химический анализ добавок с использованием лабораторного оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией.

2

3

  Лабораторные работы. 

4

1

Определение содержания в клинкере свободной извести сахаратным методом.

2

Определение содержания  гидравлических добавок

2

3

Иммерсионный метод анализа путем подсчета количества алита и белита в клинкере.

4

4

Определение содержания свободной извести  в клинкере путем подсчета количества кристаллов фенолята кальция.

4

5

Определение содержания в цементе серного ангидрида методом ионного обмена.

4

Тема 2.6. Контроль качества специальных цементов на основе портландцементного клинкера.

  Содержание.

2

1

Контроль качества  специальных цементов на основе портландцементного клинкера. Требования нормативно-технической документации к специальным цементам.

3

2

Контроль физико-механических свойств специальных цементов в соответствии с нормативной документацией. Влияние контролируемых параметров на свойства готовой продукции. Методики контроля специальных цементов.

8

3

  Практические занятия

2

1

Составление схем технологического контроля  помола специальных цементов.

Тема 2.7. Контроль качества глиноземистого и расширяющегося  цементов.

  Содержание.

2

1

Контроль качества   глиноземистого и расширяющегося цементов. Требования нормативно-технической документации к  глиноземистым и расширяющимся цементам.

3

2

Контроль физико-механических свойств  глиноземистого и расширяющегося  цементов в соответствии с нормативной документацией. Влияние контролируемых параметров на свойства готовой продукции. Методики контроля   глиноземистого и расширяющегося  цементов.

2

3

  Практические занятия.

2

1

Составление схем технологического контроля  помола  глиноземистого и расширяющегося  цементов

19

   1

2

3

4

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.

Систематическая проработка конспектов занятий.

Изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам и главам учебных пособий).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций.

Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам и подготовка к их защите.

52

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.   Составление таблиц

  • требования по физико-химическим показателям к изделиям:
  • на основе гипса,
  • на основе извести,
  • асбестоцементным изделиям,
  • -огнеупорам различных видов и марок,
  • техническим стеклам;
  • классификация вяжущих материалов;
  • марки цемента в соответствии с его назначением;
  • упаковка различных видов цемента;

2. Выполнение графических схем:

  • установка для определения строительно-технических свойств цемента;
  • стенд для определения прочности цемента в стандартные сроки;
  • прибор для микроскопического анализа клинкера. 

Учебная практика

Виды работ

  1. определение тонкости помола цементов
  2. определение удельной поверхности цемента методом воздухопроницаемости
  3. определение нормальной густоты и сроков схватывания цемента
  4. определение равномерности изменения объема твердеющего цемента
  5. определение водоотделения и водоудерживающей способности цемента
  6. определение прочности цемента в стандартные сроки
  7. определение прочности цемента при пропаривании

36

Раздел ПМ 3. Расчет технико-экономических показателей технологического процесса производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

60

МДК.03.01. Основы производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

40

20

1

2

3

4

Тема 3.1. Расчет производственной мощности сырьевого цеха

Содержание.

4

1

Методика расчета  годового, суточного и  часового расхода сырьевых материалов. Методика расчета и подбора технологического оборудования и режима его работы.

3

2

Методика расчета складских помещений, силосных башен, вертикальных и горизонтальных бассейнов и проектирование бункерных складов.

2

3

Тема 3.2. Расчет производственной мощности цеха обжига.

  Содержание.

2

1

Методика расчета производительности  вращающихся печей. Методика расчета количества вращающихся печей  Методика расчета годовой мощности цеха

3

Тема 3.3. Расчет производственной мощности цеха помола

  Содержание.

2

1

Методика расчета производительности  шаровых мельниц. Методика расчета количества шаровых мельниц . Методика расчета годовой мощности цеха

3

Обязательная аудиторная нагрузка по курсовому проекту

Методика выбора способа производства.

Методика расчета производственной программы цеха.

Методика расчета производительности основного  и вспомогательного оборудования.

Методика расчета конструктивных размеров основного оборудования.

Методика расчета  удельных норм  сырья, сырьевой смеси, клинкера и добавок.

Методика расчета  годового фонда рабочего времени.

Методика расчета  материального баланса сырьевого цеха

Методика расчета  материального баланса цеха обжига.

Методика расчета  материального баланса цеха помола.

Методика расчета  материального баланса цеха сушки добавок.

Методика расчета складов кусковых и сыпучих материалов.

Методика расчета и подбора технологического оборудования.

Методика выполнения графической части курсового проекта.

Теоретическая часть курсового проекта

30

Тематика курсовых проектов.

   Цех помола цемента для производства асбестоцементных изделий в условиях ЗАО «Мальцовский портландцемент» мощностью 500 тыс.т в год

Формовочное отделение для производства силикатного кирпича в условиях ЗАО «Брянский завод силикатного кирпича». Годовая программа 220 млн. шт. кирпича

21

1

2

3

4

Отделение сушки шлака мощностью 400 тыс. т. в год. База - ЗАО «Липецкцемент»

Отделение подготовки форсуночного топлива мощностью 150 тыс.т. в год  База «Сланцевский цементный завод» «Цесла»

Технология подготовки грубомолотого шлама для завода мощностью 1,8 млн.г клинкера в год в условиях ЗАО «Мальцовский портландцемент»

Технологическая линия сушки трепела мощностью  150 тыс. т в год в условиях ЗАО «Мальцовский портландцемент»

Организация производства высокопрочного портландцемента мощностью 600 тыс. тонн в год. ЗАО «Мальцовский портландцемент»

Отделение тонкого помола шлама для завода мощностью 1,8. тонн клинкера в год в условиях ЗАО «Мальцовский портландцемент»    

Технология подготовки тонкомолотого шлама для завода мощностью 1,3 млн. тонн клинкера в год- База- ПРУП «Кричевцсментношифер»

Цех помола дорожного портландцемента мощностью 700 тыс. тонн в год. База- ЗАО «Мальцовский портландцемент»

Цех помола быстротвердеющего портландцемента мощностью 1,4 млн. т. База-ЗАО «Мальцовский портландцемент»

Организация выпуска сульфатостойкого портландцемента мощностью 300 тыс. т в год в условиях ОАО «Подольск-цемент»

Цех подготовки сырьевой муки для завода мощностью 1.3 млн.т. клинкера в условиях ОАО «Сланцевский цементный завод» «Цесла»

Цех обжига извести по сухому способу мощностью 130  млн. т. в год.

База-Орловский силикатный  завод

Цех подготовки сырьевой муки для завода мощностью 0,8 млн.т. клинкера в год .База-ПРУП «Белорусский цементный завод.»

Технология обжига извести по мокрому способу в условиях ЗАО «Брянский завод силикатного кирпича» Годовая программа 170 тыс. тонн.

Цех помола белого портландцемента мощностью 400 тыс. т в год. База - ОАО «Щуровский цемент».

Цех подготовки сырьевой смеси для производства белого портландцемента в условиях ОАО «Щуровский цемент». Годовая  программа 350 тыс. т. клинкера

Технологическая линия обжига клинкера мощностью 500 тыс. т. клинкера

в год. База-ЗАО «Мальцовский портландцемент»

Цех помола шлакопортландцемента мощностью 1.4 млн. т.  База  ОАО «Липецкцемент»

Цех помола пуццоланового портландцемента мощностью 1.4 млн. т в год. База- ЗАО «Мальцовский портландцемент»

22

1

2

3

4

Отделение сушки активных минеральных добавок в условиях    ЗАО «Мальцовский портландцемент».  Годовая программа 180 тыс.т.

Организация выпуска пуццоланового портландцемента в условиях   ЗАО «Мальцовский портландцемент» Годовая программа 1,3 млн. т.

Цех обжига клинкера мощностью 1,5 млн.т. в условиях ОАО « Михайловцемент»

Технология помола портландцемента для производства асбестоцементных изделий в условиях ЗАО «Мальцовский портландцемент» Годовая программа 400 тыс. т.

Организация выпуска  белого портландцемента в условиях ОАО «Щуровский цемент».                            Годовая программа 600 тыс.т.

Цех тонкого помола шлама для завода мощностью 2,2 млн.т  клинкера в год   База  ЗАО «Мальцовский портландцемент».

Цех помола сульфатостойкого портландцемента мощностью 450 тыс. т. в год в условиях ОАО «Подольск-цемент»

Цех обжига извести мощностью 150 тыс. т. в год. База - Орловский силикатный завод.

Цех помола портландцемента мощностью 1,1 млн. т. в год в условиях ЗАО «Мальцовский портландцемент».

Формовочное отделение для производства силикатного кирпича мощностью 190 млн. шт. в год  в условиях ЗАО «Брянский завод силикатного кирпича».

Отделение подготовки сырьевой муки для завода мощностью 1,0 млн. т. клинкера в год. База - ПРУП «Белорусский цементный завод».

Цех помола шлакопортландцемента в условиях ОАО «Щуровский цемент» годовая программа - 1,2 млн. т.

Цех помола быстротвердеющего портландцемента мощностью 1,4 млн. т. в год.  База - «Щуровский цемент».

Организация выпуска высокопрочного портландцемента мощностью 400 тыс. т. в год в условиях ЗАО «Осколцемент».

Цех подготовки сырьевой смеси для завода мощностью 1,1 млн. т. клинкера в год в условиях ПРУП «Кричевцементношифер».

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3.

Систематическая проработка конспектов занятий.

Изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам и главам учебных пособий).

Работа над курсовым проектом.

Подготовка к защите курсового проекта.

20

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Определение нормативного запаса сырьевых материалов.

2. Выполнение расчетов: 

23

1

2

3

4

  • расчет вместимости силосных складов и бункеров;
  • расчет   питателей и дозаторов;
  • расчет систем пневмотранспорта;
  • расчет  системы аэрации силосов для хранения порошкообразных материалов;
  • расчет системы пневмоперемешивания сырьевой муки

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ

1. Осуществление контроля технологического процесса производства  вяжущих материалов и изделий на их основе:

  • оформление технологической документации;
  • работа со справочной литературой и другими информационными источниками;
  • работа с нормативной документацией;
  • работа с контрольно-измерительными приборами.

2. Осуществление контроля качества полупродуктов и готовой продукции:

  • работа с нормативной документацией;
  • проведение визуального контроля полуфабрикатов  готовой продукции;
  • проведение анализов полуфабрикатов готовой продукции;
  • работа с измерительным инструментом и лабораторным оборудованием.

3. Осуществление контроля выполнения технико-экономических показателей технологического процесса:

          -    расчет технико-экономических показателей.

180

Всего

807

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

24


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие лаборатории «Технологии производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий».

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • рабочие места обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методической документации;
  • комплект нормативно-технической документации на готовую продукцию;
  • комплект нормативно-технической документации на методы контроля и анализа, измерительный инструмент и лабораторное оборудование;
  • наглядные пособия (плакаты по ведению технологического процесса в производстве тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий).

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится концентрированно.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест лаборатории:

  • Электрошкаф сушильный СНОЛ – 3,5.3,5.3,5/3,5-И*М;
  • Электроплитки;
  • Водяная баня;
  • Вытяжной шкаф;
  • Весы лабораторные Серия AF модель AF-R220СЕ;
  • Ступка агатовая;
  • Ступка фарфоровая;
  • Бюксы;
  • Линейки металлические;
  • Штангенциркуль;
  • Установка для определения водостойкости;
  • Чаша металлическая
  • Прибор Вика
  • Встряхивающий столик
  • Вибрационная площадка
  • Форма для изготовления балочек
  • Ванна с гидравлическим затвором
  • Бачок для пропаривания
  • Поверхностемер ПСХ-2
  • Прибор МИИ-100
  • Пресс

25

  • Поляризационный микроскоп МИМ-8;
  • Набор иммерсионных жидкостей;
  • Мерные цилиндры;
  • Термометры;
  • Комплект химических реактивов;
  • Комплект химической посуды;

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Колбасов В.М.. Леонов И.И.. Сулименко Л.М. Технология цемента и других вяжущих материалов. -М: Стройизлат.1987

2. Л.М.Сулименко Технология минеральных вяжущих  материалов и изделий на их основе -М., Высшая школа, 2005

3. Сулименко Л.М. Общая технология силикатов: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 336 с. – (Среднее профессиональное образование)

Дополнительные источники:

  1. ГОСТ 30515-97 Цементы. Общие и технические условия
  2. ГОСТ 125-79 Вяжущие вещества. Технические условия
  3. ГОСТ 969-91 Цементы глиноземистые и высокоглиноземистые. Технические условия
  4. ГОСТ 9179-77 Известь строительная. Технические условия
  5. ГОСТ 11052-74 Цемент глиноземистый расширяющийся
  6. ГОСТ 15825-80 Портландцемент цветной. Технические условия
  7. ГОСТ 965-89 Портландцементы белые. Технические условия
  8. ГОСТ 24640-91 Добавки для цементов. Классификация
  9. ГОСТ 26871-86 Материалы вяжущие гипсовые. Правила приемки. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
  10. ГОСТ 25328-82 Цемент для строительных растворов. Технические условии

 11 .   ГОСТ 4013-82 Камень гипсовый и гнпсоангидрнтовый для   производства вяжущих материалов. Технические условия

12    ГОСТ 4.205-79 СПКП. Строительство. Стекло строительное и изделия из стекла и шлокоситалла. Номенклатура показателей.

13   ГОСТ 7151-74 Изделия огнеупорные алюмосиликатные блочные для стекловаренных печей.

14   ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия.

15   ГОСТ 111-91 Стекло листовое. Технические условия.

26

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Занятия проводятся преподавателями на базе учебного заведения в помещении лаборатории «Технологии производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий», оборудованной согласно п.п. 4.1 настоящей рабочей программы.

Освоение обучающимися теоретического материала, выполнение лабораторных и практических работ по разделам модуля осуществляется в лаборатории и при этом основными видами занятий являются:

  • лекция;
  • практическое занятие;
  • лабораторная работа;
  • семинар;
  • деловая игра;
  • консультация;
  • аудиторная самостоятельная работа;
  • контрольная работа.

Одной из форм руководства учебной работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала является консультация

Консультации по профессиональному модулю проводятся преподавателями регулярно в часы самостоятельной подготовки, согласно семестрового графика консультаций, разрабатываемого учебной частью специальности. Консультации носят как индивидуальный, так и групповой характер.

Учебная практика «Контроль качества полупродуктов и готовой продукции» также осуществляется в лаборатории на базе техникума, во время которой проводятся такие занятия, как:

  • практическая работа;
  • лабораторная работа;
  • консультация;
  • аудиторная самостоятельная работа;

Учебная практика для получения первичных профессиональных навыков проводится после изучения раздела 2 модуля – УП.03 «Контроль качества полупродуктов и готовой продукции при производстве тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий» в объеме 36 часов.

В процессе изучения раздела 3 «Расчет технико-экономических показателей технологического процесса производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий» обучающиеся выполняют и защищают курсовой проект по тематике, согласованной с предприятиями-работодателями, и рассмотренной на цикловой комиссии технологических дисциплин.

Освоение учебной практики, а также выполнение и защита курсового проекта в рамках профессионального модуля «Ведение технологического процесса» является обязательным условием допуска к производственной

27

практике (по профилю специальности) в рамках данного профессионального модуля – ПП.03 «Ведение технологического процесса производства  вяжущих материалов».

Производственная практика по модулю ПМ.03 проводится на промышленных предприятиях по выпуску  вяжущих материалов и изделий на их основе , являющихся социальными партнерами учебного заведения.

Освоение обучающимися данного профессионального модуля основывается на умениях и знаниях, приобретенных при изучении следующих учебных дисциплин и профессиональных модулей:

  • Математика;
  • Экологические основы природопользования;
  • Общая и неорганическая химия;
  • Химия кремния;
  • Теоретические основы химической технологии;
  • Физическая химия;
  • Хранение и подготовка сырья;
  • Эксплуатация технологического оборудования.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

  • наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля специальности «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»;
  • опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы – производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий;
  • прохождение стажировки в профильных организациях 1 раз в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав:

Дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарного курса:

  • наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля и специальности «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»;
  • опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы – производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий;
  • прохождение стажировки в профильных организациях 1 раз в 3 года.

28

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

1

2

3

Осуществлять контроль параметров технологического процесса и их регулирование

Правильность оформления технологической документации

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Демонстрация способности работы со справочной литературой и другими информационными источниками

Экспертное наблюдение за выполнением практических и лабораторных работ.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Демонстрация способности работы с нормативной документацией

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Демонстрация способности работы с контрольно-измерительными приборами

Экспертное наблюдение за выполнением практических и лабораторных работ.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Демонстрация способности выявлять и анализировать нарушения в технологическом процессе

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

29

1

2

3

Правильность проведения работ по предупреждению и устранению отклонений от норм технологического режима

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Демонстрация способности анализировать причины брака

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Правильность выбора метода контроля параметров технологического процесса

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Демонстрация знаний технологии производства

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Демонстрация знаний физико-химических свойств полуфабриката и готовой продукции

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Демонстрация знаний методов оптимизации технологических процессов

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Демонстрация знаний ресурсов и энергосберегающих технологий

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Демонстрация знаний видов, причин брака и мероприятий по его предупреждению и ликвидации

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Демонстрация знаний способов переработки брака

Устный опрос.

Демонстрация знаний видов нормативной документации

Устный опрос.

30

1

2

3

Демонстрация знаний методов, средств измерения и регулирования параметров технологического процесса

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Демонстрация знаний устройства и принципа работы приборов КИП и автоматики

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции

Демонстрация способности работы с нормативной документацией

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Правильность проведения визуального контроля полуфабриката и готовой продукции

Экспертное наблюдение за выполнением работ на учебной практике.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Правильность проведения анализов полуфабриката и готовой продукции

Экспертное наблюдение за выполнением работ на учебной практике.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Демонстрация способности работать с измерительным инструментом и лабораторным оборудованием

Экспертное наблюдение за выполнением работ на учебной практике.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

31

1

2

3

Правильность эксплуатации измерительного инструмента и лабораторного оборудования

Экспертное наблюдение за выполнением работ на учебной практике.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Демонстрация знаний требований нормативной документации к качеству полуфабриката и готовой продукции

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертное наблюдение за выполнением работ на учебной практике.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Демонстрация знаний методов контроля качества продукции

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертное наблюдение за выполнением работ на учебной практике.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Демонстрация знаний методик анализа

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертное наблюдение за выполнением работ на учебной практике.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

32

1

2

3

Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса для выявления резервов экономии

Правильность расчета технико-экономических показателей

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертное наблюдение за выполнением курсового проекта.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Демонстрация умения обеспечивать рациональное использование производственных мощностей

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертное наблюдение за выполнением курсового проекта.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

Методики расчета технико-экономических показателей

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертное наблюдение за выполнением курсового проекта.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

нормы расхода сырья и материалов на единицу продукции

Устный опрос.

Экспертное наблюдение за выполнением практических работ.

Экспертное наблюдение за выполнением курсового проекта.

Экспертное наблюдение за выполнением работы на производственной практике.

Экспертная оценка на квалификационном экзамене по результатам производственной практики.

33

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

1

2

3

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Правильность объяснения сущности и социальной значимости избранной специальности.

Устный опрос.

Оценка выступлений с сообщениями на занятиях по результатам самостоятельной работы.

Наличие положительных отзывов по итогам учебной и производственной практики.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Демонстрация способности поиска и использования информации для выполнения работ

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Демонстрация способности использовать информационно-коммуникационные технологии

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике

34

1

2

3

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителем

Умение общаться с товарищами по группе, преподавателями в процессе обучения, прохождения учебной и производственной практик.

Экспертное наблюдение и оценка работы в малых группах на теоретических занятиях, на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике.

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результаты выполнения заданий

Проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

Экспертное наблюдение и оценка работы в малых группах на теоретических занятиях. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике

Обеспечить соблюдение правил охраны труда, промышленной и экологической безопасности

Наличие положительных отзывов по итогам производственной практики.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике

Правильность соблюдения техники безопасности.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике

Правильность выбора экологически безопасных способов производства

Устный экзамен.

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики ПМ.03 Ведение технологического процесса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ.03 Ведение технологического процесса  для специальности 240111 «Производство тугоплавких неметаллических исиликатных материалов и изделий»...

Аннотация рабочей программы профессионального модуля ПМ 01 «Ведение технологических процессов производства электроизоляционной, кабельной и конденсаторной техники»

Аннотация рабочей программы профессионального модуля  ПМ 01 «Ведение технологических процессов производства электроизоляционной, кабельной и конденсаторной техники» для специальности 13.02.08 Эле...

Аннотация рабочей программы профессионального модуля ПМ 06 «Ведение технологических процессов производства волоконно-оптических кабелей»

Аннотация рабочей программы профессионального модуля  ПМ 06 «Ведение технологических процессов производства волоконно-оптических кабелей» для специальности 13.02.08 Электроизоляционная, кабельная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Профессионального модуля: ПМ.01. Ведение процесса по монтажу, технической эксплуатации и обслуживанию холодильно – компрессорных машин и установок ( по отраслям ).

 Рабочая программа профессионального модуля (далее основная программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО ...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 "Разработка технологических процессов и проектирований изделий"

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта. Программа составлена на основе системного подхода, характеризуется необходимой последовательностьб и логикой. В ней охв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля 01 Проведение эстетико-технологических процессов услуг маникюра и педикюра специальности 43.02.04 Прикладная эстетика

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 4...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 "Ведение технологических процессов обогащения полезных ископаемых согласно заданным параметрам" программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых

Рабочая  программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.18 Обогащение ...