Лабораторная работа "Химические свойства солей"
опыты и эксперименты на тему

Зубко Ираида Александровна

Тема: Химические свойства солей.

Цель: Изучение свойств солей.

Задачи:

   - сформировать представление о свойствах солей;

   - совершенствовать практические умения в постановке эксперимента;

   - развивать умения наблюдать, анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Химические свойства солей37.47 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа.

Тема: Химические свойства солей.

Цель: Изучение свойств солей. 

Задачи:

   - сформировать представление о свойствах солей;

   - совершенствовать практические умения в постановке эксперимента;

   - развивать умения наблюдать, анализировать.

Выполнение практической работы:

   Оборудование: штативы с пробирками, спиртовка, держатели.

   Реактивы: серная  кислота, азотная кислота,  силикат натрия, карбонат натрия, сульфата натрия, гидроксид натрия, сульфата аммония, гидроксид калия, нитрат бария,  хлорид бария, раствор сульфата меди (II), раствор сульфата железа (II),  раствор сульфата железа (III).

 Инструктаж по ТБ.

СОЛИ.

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и ионов кислотного остатка.

Ход работы:

 1. В одну пробирку нальем силиката натрия и серной кислоты, во вторую – карбонат натрия и азотную кислоту, а в третью нитрат натрия и серную кислоту.

             а). Na2SiO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2SiO3↓ (выпал осадок)

                    SiO32- + 2H+  =  H2SiO3

              б).  Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2↑ + H2O (выделение газа)

                     CO32- + 2H+ = CO2↑ + H2O

                 в). NaNO3 + H2SO4 ≠ (изменений не наблюдаем)

Химические реакции прошли только в двух пробирках.

   Вывод:     Соли реагируют с кислотами, но только в том случае, если образуется осадок, или выделяется газ. Этот тип реакций относится к реакциям обмена.

2. Нальём в первую пробирку раствор сульфата железа (III) и добавим гидроксида натрия, во вторую сульфата аммония и гидроксида калия, слегка нагреем содержимое пробирки, а в третью нальём раствор нитрата бария и добавим гидроксида калия.

а) Fe2(SO4)3 + 6NaOH = 2Fe(OH)3↓ + 3Na2SO4

        Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3↓ (осадок бурого цвета)

                            б) (NH4)2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2NH3↑ + 2H2O

NH4+ + OH- = NH3↑ + H2O (газ с резким запахом)

                             в)  Ba(NO3)2 + KOH ≠ (изменений не наблюдаем)

        

 Вывод:   Соли вступают в реакции обмена со щелочами, при этом образуется новая соль и новое основание. Но соли реагируют с основаниями в том случае, если образуется слабое основание или нерастворимое в воде основание.

3.  Если мы к раствору хлорида бария добавим раствор сульфата натрия, то у нас образуется осадок белого цвета.

    BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaCl (одна соль выпадает в виде осадка)

        Ba2+ + SO42- = BaSO4

Вывод: Соли могут реагировать между собой. Эти реакции относятся к реакциям обмена. При этом образуется две новые соли, одна из них должна быть нерастворимой.

 4. В первую пробирку поместим железный гвоздь, во вторую – свинцовую пластину, а в третью – медную пластину. В первые две пробирки нальём раствора сульфата меди (II), а в третью – раствор сульфата железа (II).

а) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu↓ (на железном гвозде осела медь)

Fe0 + Cu2+ = Fe2+ + Cu0

                                           

                 б) Pb + CuSO4 ≠ (нет никаких изменений)

                                   

                     

                  в)  Cu + FeSO4 ≠(нет никаких изменений)

 В первой пробирке находился более активный металл, который вытеснил медь из раствора, во второй пробирке реакция не пошла, т.к. образующая соль (сульфат свинца (II)) является нерастворимой, в третьей пробирке реакция не прошла, т.к. медь стоит правее железа в ряду напряжений и не может вытеснить его из раствора соли

Вывод: Соли могут вступать в реакции замещения с металлами. При этом образуется другая соль и другой металл.  Однако  для прогнозирования протекания этих реакций необходимо использовать ряд активности металлов. Каждый металл вытесняет из раствора соли металлы, расположенные правее его в ряду напряжений. 

При этом должны соблюдаться условия:

  1.  соли (и реагирующая, и образующаяся) должны быть растворимыми;
  2. металлы не должны реагировать с водой

 

ОФОРМИТЬ ОТЧЁТ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ:

Реактив

Уравнения

Результаты

наблюдений

Выводы

  1. Поспелова, С.В. Практические работы по химии [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/prakticheskie-raboty-po-khimii-dlya-8-11-klassov, свободный. - Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты. Лабораторная работа по химии.

Разработка лабораторной работы по теме: Свойства корбоновых кислот на примере уксусной кислоты.в разработку включены цель и задачи лабораторной работы и практический материал для проведения лабораторн...

проект "Соль-Илецк город солнца и соли."

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников, владение речью как средством общения и культуры является одним из главных показателей психологической готовности ребёнка к школьному обучению, важ...

Лабораторная работа: исследование свойств последовательного соединения

Предназначена для студентов колледжей электротехнических профессий....

Лабораторная работа: исследование свойств смешанного соединения.

Предназначена для студентов колледжей элпектротехнических профессий....

Лабораторная работа: исследование свойств параллельного соединения. 2

Предназначена для студентов колледжей электротехнических профессий....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к лабораторной работе «Анализ соли растворимой в воде»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к лабораторной работе «Анализ соли растворимой в воде»...

Конкурс детских исследовательских работ и научных проектов: "Полезные и вредные свойства поваренной соли"

Цель исследовательской работы: изучить научный материал о поваренной соли и узнать её полезные и вредные свойства в разных сферах применения....