Рабочая программа ПМ. 01 Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины 2018 г.
рабочая программа

Лисунова Светлана Николаевна

В рабочей программе Проффесионального модуля 01 Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины по специальности 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины, рассмотены паспорт рабочей программы, результаты освоения профессионального модуля, структура и содержание профессионального модуля, условия реализации профессионального модуля, контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля. Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Управлять технологическими процессами получения волокнистых полуфабрикатов, бумаги и картона, древесноволокнистых (древесностружечных) плит, лесохимической продукции по стадиям производства;

2. Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования;

3. Контролировать качество сырья, полуфабрикатов, химикатов, материалов, готовой продукции комплексной переработки древесины;

 

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки работников в области лесопромышленного комплекса при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_pm._01_2018.docx68.54 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАПОУ  РБ «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Профессионального модуля  ПМ. 01. Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины

По  специальности      35.02.04 Технология комплексной переработки древесины

 

Селенгинск

2018

Автор:

1. Лисунова Светлана Николаевна – преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ РБ «Политехнический техникум», первой квалификационной категории

Рецензенты:  

1. Крылова Татьяна Николаевна- преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ РБ «Политехнический техникум», первой квалификационной категории

2.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины

1.1. Область применения рабочей  программы

Рабочая  программа профессионального модуля (далее –рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности

35.02.04  Технология комплексной переработки древесины, направления  

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Управлять технологическими процессами получения волокнистых полуфабрикатов, бумаги и картона, древесноволокнистых (древесностружечных) плит, лесохимической продукции по стадиям производства;

2. Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования;

3. Контролировать качество сырья, полуфабрикатов, химикатов, материалов, готовой продукции комплексной переработки древесины;

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки работников в области лесопромышленного комплекса при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

      - ведения технологических процессов в соответствии с технологической документацией;

- эксплуатации технологического оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией;

- ведения контроля  технологических процессов с применением средств информационно-автоматизированных систем;

- проведения анализа причин возникновения дефектов и брака при выпуске продукции с разработкой мероприятий по их предупреждению;

уметь:

- осуществлять технологические операции по всем стадиям производства переработки древесины в соответствии с требованиями технологического регламента на заданную продукцию;

- осуществлять контроль и регулирование параметров по стадиям технологического процесса с применением средств автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУТП);

- рассчитывать материальные и тепловые балансы технологических процессов;

- составлять и оформлять изменения (дополнения) к технологическим регламентам;

-  составлять карты и принципиальные схемы технологических процессов;

-  производить подготовку оборудования к работе с выявлением и устранением возможных неисправностей;

- осуществлять контроль работы технологического оборудования в соответствии с требованиями правил эксплуатации и использованием средств автоматизированных систем управления;

- обеспечивать подготовку оборудования к проведению планово-предупредительных ремонтов;

-   разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда;

-   использовать экобиозащитную технику в процессе трудовой деятельности

знать:

- технологические процессы и режимы производства комплексной переработки древесины;

- виды и характеристику сырья, полуфабрикатов, химикатов, материалов и теплоэнергетических ресурсов для комплексной переработки древесины;

- устройство, принцип действия технологического оборудования и расчёт технических параметров;

- химические, физико-химические, гидромеханические, тепловые и массообменные процессы, происходящие при переработке древесины;

- методы контроля производства продукции по стадиям технологического процесса;

-  виды нормативно-технической и технологической документации;

-  виды дефектов и брака продукции, способы их устранения;

-  принцип работы регулирующей и контрольно-измерительной аппаратуры и автоматизированных систем управления технологическим процессом;

-  современные технологии и оборудование переработки древесины;

-  использование вторичного сырья и энергоресурсов

- требования ЕСКД и ЕСТД к оформлению технической и технологической документации;

-  классификацию и номенклатуру негативных  факторов производственной среды;

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии;

- методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей  программы профессионального модуля:

всего – 1818 час, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1350 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 900 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 450 часов;

 производственной практики –  468  часов


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1

Управлять технологическими процессами получения волокнистых полуфабрикатов, бумаги и картона, древесноволокнистых (древесностружечных) плит, лесохимической продукции по стадиям производства

ПК 2

Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования

ПК 3

Контролировать качество сырья, полуфабрикатов, химикатов, материалов, готовой продукции комплексной переработки древесины

ОК 1

Понимать  сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать нормативно-техническую, технологическую документацию и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовой проект,

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

ПК 1.1 – 1.3

Раздел 1. Ведение технологических процессов производства волокнистых полуфабрикатов

672

328

32

164

-

180

ПК 1.1 – 1.3

Раздел 2.  Ведение технологических процессов производства бумаги и картона

726

388

202

20

194

34

-

144

ПК 1.1 – 1.3

Раздел 3.  Ведение технологических процессов производства древесных плит

126

60

20

30

-

36

ПК 1.1 – 1.3

Раздел 4.  Ведение технологических процессов лесохимического производства

294

124

52

62

-

108

ПК 1.1 – 1.3

Производственная практика по модулю (по профилю специальности), часов

468

468

Всего:

1818

900

306

20

450

34

-

468

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовой проект

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Ведение технологических процессов производства волокнистых полуфабрикатов

672

МДК 1.

Технология и оборудование производства волокнистых полуфабрикатов

492

Тема 1.1.

Сырьё для производства волокнистых полуфабрикатов

Содержание

62

1

Виды и характеристика сырья

Древесина хвойных и лиственных пород. Отходы лесопиления и деревообработки. Тростник и однолетние растения. Тряпьё и другие волокнистые материалы

42

3

2

Строение древесины

Части растущего дерева, их промышленное использование. Макро- и микроскопическое  строение древесины.

3

Физические и химические свойства растительного сырья

Основные физические свойства. Роль физических свойств в производстве волокнистых полуфабрикатов. Химический состав растительного сырья. Целлюлоза, гемицелюллозы, лигнин, их свойства

4

Пороки  древесины

Виды и разновидности пороков, их характеристики. Влияние пороков на качество древесины и получаемой из неё продукции

5

Подготовка сырья к переработке

Доставка, способы  хранения и учёт сырья. Грузоподъёмные и транспортные устройства. Основные стадии переработки сырья, применяемое оборудование. Современные технологии в подготовке сырья. Требования безопасности труда при работе с грузоподъемными механизмами и транспортными устройствами. Вредные и опасные производственные факторы по стадиям технологического процесса

Практические занятия

20

1

Определение производительности и мощности конвейера

2

Расчет производительности и полезной мощности резания  рубительной машины. Порядок пуска и останова РМ.

3

Модернизация древесно-подготовительного цеха  производства сульфатной беленой целлюлозы ОАО «Селенгинский ЦКК»

Тема 1.2.

Переработка сырья для производства волокнистых полуфабрикатов

Содержание

222

1

Производство целлюлозы

Виды и марки целлюлозы, область применения. Общие схемы производства сульфитной и сульфатной целлюлозы. Подготовка варочных реагентов.

Процессы, происходящие при варке, промывке, очистке и сортировании, отбелке, сушке целлюлозы.

Влияние факторов на ход технологических процессов. Применяемое оборудование: устройство, принцип действия. Интенсификация производственных  процессов. Новые технологии и оборудование для производства целлюлозы. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. АСУТП. Вредные и опасные производственные факторы  по стадиям технологического процесса

160

3

2

Регенерация щелоков

Подготовка щелоков в производстве сульфатной целлюлозы. Стадии  регенерации щелоков: выпаривание, сжигание, каустизация щелоков и регенерации извести. Утилизация тепла и химикатов. Применяемое оборудование: устройство, принцип действия. Современные достижения в регенерации щелоков. Производственный контроль переработки и регенерации щелоков. Вредные и опасные производственные факторы  по стадиям технологического процесса.

3

Производство полуфабрикатов высокого выхода

Виды полуфабрикатов высокого выхода, их значение в производстве готовой продукции. Общие схемы производства полуцеллюлозы и древесных масс.

Основные стадии технологического процесса производства полуцеллюлозы. Применяемое оборудование.

Технологические схемы производства механических древесных масс: дефибрерной древесной массы (ДДМ), термомеханической (ТММ), химико-термомеханической (ХТММ). Применяемое оборудование: устройство, принцип действия.

Современные технологии в производстве древесной массы. Производственный контроль по стадиям технологических процессов. Вредные и опасные производственные факторы  по стадиям технологического процесса

4

Производство полуфабрикатов из вторичного сырья

Перспективы использования вторичного сырья. Сорта и марки вторичного сырья. Роль вторичного сырья в производстве готовой продукции. Схемы приготовления макулатурной массы и тряпичной полумассы с учётом современных технологий. Основные стадии переработки, химические реагенты. Применяемое оборудование. Производственный контроль по стадиям производства. Вредные и опасные производственные факторы по стадиям технологического процесса.

5

Образование и характеристика сточных вод

Количество и качество сточных вод. Образование и состав сточных вод в процессах комплексной переработки древесины: в подготовке сырья, производстве полуфабрикатов и готовой продукции

6

Методы очистки сточных вод

Механические, физико-химические, биохимические методы очистки сточных вод: классификация, общая характеристика, область применения. Применяемое оборудование: устройство, принцип действия. Схемы очистных установок. Современные технологии в очистке сточных вод. Производственный контроль сточных вод. Вредные и опасные производственные факторы.

7

Образование и характеристика газопылевых выбросов

Характер и особенности газопылевых выбросов. Основные производства, источники и состав газопылевых выбросов в процессах комплексной переработки древесины: в подготовке сырья, производстве полуфабрикатов и готовой продукции

8

Методы очистки газопылевых выбросов

Технология пылеулавливания в различных производствах: сухая и мокрая механическая, сухая фильтрационная и электрическая очистка пылевых выбросов. Методы очистки газов от загрязняющих компонентов: абсорбционный, адсорбционный, термические методы обезвреживания. Схемы очистных установок. Применяемое оборудование: устройство, принцип действия. Современные технологии в очистке газопылевых выбросов. Производственный контроль газопылевых выбросов. Вредные и опасные производственные факторы.

9

Предупреждение промышленных выбросов путем совершенствования технологических процессов

Предупреждение и сокращение выбросов при варке целлюлозы, при выпаривании, сжигании черных щелоков и энергетического топлива

Практические занятия

62

1

Расчёт материального баланса непрерывной варки сульфатной целлюлозы (6 ч)

2

Составление схем кислотных цехов, работающих на разных основаниях с подбором оборудования и обоснованием принятых решений (4 ч)

3

Перепрофилирование сульфитного завода на сульфатный способ производства беленой целлюлозы с увеличением производительности (4 ч)

4

Составление схем сортирования различных видов целлюлозы с подбором оборудования и обоснованием принятых решений (4 ч)

5

Построение принципиальных схем отбелки различных видов целлюлозы с подбором оборудования и обоснованием принятых решений  (4 ч)

6

Проектирование цеха по переработке макулатуры для производства писче-печатных видов бумаги (4 ч)

7

Расчет материального баланса воды и волокна древесно-массного завода (6 ч)

8

Анализ негативных производственных факторов цеха с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч)

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Энерго- и ресурсосберегающие технологии в отрасли (на базовых предприятиях)
  2. Чтение технологических схем
  3. Составление принципиальных схем технологических процессов с подбором оборудования
  4. Разработка технологических карт по стадиям процесса
  5. Изучение нормативно-технической и технологической документации
  6. Разработка комплекса мероприятий по снижению травматизма на производственном участке

142

Раздел 2.

Ведение технологических процессов производства бумаги и картона

726

МДК 2.

Технология и оборудование производства бумаги и картона

582

Тема 2.1.

Подготовка бумажной (картонной) массы

Содержание

146

1

Классификация и свойства бумаги и картона

Виды, группы  бумаги и картона, область применения. Свойства бумаги и картона.

66

3

2

Общая схема производства бумаги (картона) 

Характеристика основных волокнистых полуфабрикатов. Общая схема производства бумаги (картона)

3

Приготовление бумажной (картонной) массы

Основные стадии подготовки бумажной (картонной) массы: назначение, теория, факторы. Особенности подготовки массы для производства картона. Химические реагенты. Применяемое оборудование. Современные технологии в подготовке бумажной (картонной) массы. Отбелка и облагораживание волокнистых полуфабрикатов. Производственный контроль приготовления бумажной (картонной) массы. Вредные и опасные производственные факторы  по стадиям технологического процесса. Подготовка и размол бумажной массы. Наполнение бумажной массы. Проклейка бумажной массы. Крашение бумажной массы. Разбавление и очистка массы перед подачей в БДМ. Выпуск массы на сетку. Прессование бумажного волокна. Сушка бумажного волокна. .Отделка бумажного волокна. Изготовление многослойного листового картона на папочной машине. Изготовление многослойного ролевого картона.

4

Микроскопическое исследование волокон различных полуфабрикатов

5

Определение концентрации и степени помола бумажной массы

6

Приготовление растворов глинозема, каолиновой суспензии. Определение их плотности и массовой концентрации

Практические занятия

80

1

Расчет материального баланса размольно-подготовительного отдела

Требования стандарта к качеству продукции. .Выбор и обоснование технологической схемы. Характеристика используемых химикатов. Расчет волокнистых полуфабрикатов. Расчет химикатов. Химикаты для проклейки.

2

Расчёт установки для приготовления канифольного клея с подбором оборудования. Канифоль и ее свойства. Приготовление канифольного клея. Горячий способ получения белого и бурого клеев. Варка клея. Приготовление клеевого молочка. Приготовление клея с высоким содержанием свободной смолы. Клеемешалки марок КМ40-10 И КМ75-10. Шнековый смеситель. Установка для вспенивания клея. Автоматические клееприготовительные аппараты.

3

Составление схем размольно-подготовительного отдела для производства различных видов бумаги с подбором оборудования и обоснованием принятых решений (с учётом современных технологий)

Тема 2.2.

Изготовление бумаги и картона

Содержание

222

1

Общие сведения о бумаго- и картоноделательных машинах (БДМ, КДМ)

Классификация БДМ, КДМ. Основные части машины.  «Одежда» машин.

120

2

2

Обезвоживание массы на бумагоделательной (картоноделательной) машине

Подготовка бумажной массы к отливу. Применяемое оборудование. Формование, прессование и сушка бумажного полотна: теория, факторы. Устройство и работа сеточного стола, прессовой и сушильной частей. Интенсификация процесса обезвоживания. Отделка бумаги: назначение, теория, факторы, оборудование.  Использование оборотной воды на БДМ (КДМ). Образование и использование оборотного брака. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы. Упаковка и резка. Критерии качества бумаги.

3

Технико-экономические показатели

Технико-экономические показатели предприятия. Удельные нормы расхода сырья, химикатов, энергоресурсов на единицу продукции и способы их снижения.

4

Определение физико-механических свойств бумаги и картона

5

Анализ дефектов бумаги и картона: определение, причины возникновения, разработка мероприятий по их устранению

6

Анализ оборотных вод

Практические занятия

102

1

Расчёт материального баланса воды и волокна отдельных узлов БДМ

2

Составление схем образования и использования оборотной воды на БДМ (КДМ) при изготовлении продукции с обоснованием принятых решений (с учётом современных технологий)

3

Расчёт производительности и конструктивных размеров БДМ (КДМ). Порядок пуска и останова оборудования

4

Расчет экономии свежего волокна, используемого в производстве бумаги (картона)

5

Анализ негативных производственных факторов цеха с разработкой мероприятий по их снижению

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Чтение технологических схем изготовления бумаги и картона на базовом предприятии
  2. Составление принципиальных схем производства различных видов бумаги и картона с подбором оборудования и обоснованием принятых решений с учётом современных технологий
  3. Разработка технологических карт по стадиям процесса
  4. Изучение нормативно-технической и технологической документации
  5. Разработка комплекса мероприятий по снижению травматизма на производственном участке
  6. Разработка мероприятий по снижению удельных норм расхода сырья, химикатов и энергоресурсов на единицу продукцию на базовом предприятии

160

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовому проекту

20

Тематика курсовых проектов

-Проект (модернизация или реконструкция) цеха по производству полуфабрикатов заданной производительности;

- Проект (модернизация или реконструкция) цеха по производству готовой продукции заданной производительности

Самостоятельная работа по курсовому проекту

34

Раздел 3.

Ведение технологических процессов производства древесных плит

126

МДК 3.

Технология и оборудование производства древесных плит

90

Тема 3.1.

Производство древесностружечных плит

Содержание

28

1

Общие сведения о древесностружечных плитах (ДСтП)

Классификация, виды и свойства ДСтП. Применение. Технологические схемы производства плит различного назначения

20

3

2

Древесное сырьё и химикаты для производства ДСтП

Характеристика древесного сырья. Подготовка и переработка древесного сырья в стружку. Применяемое оборудование. Характеристика связующих и химических добавок.

3

Изготовление ДСтП

Технологические процессы изготовления ДСтП. Применяемое оборудование. Современные технологии изготовления ДСтП. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы  при изготовлении ДСтП.

Практические занятия

8

1

Составление схем технологических процессов изготовления ДСтП с выбором оборудования и обоснованием принятых решений (с учётом современных технологий) (12 ч.)

2

Определение производительности сушильного барабана по номограмме ( 2 ч.)

3

Расчет производительности пресса. Правила пуска и останова оборудования. (4 ч.)

4

Анализ негативных производственных факторов цеха с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.)

Тема 3.2.

Производство древесноволокнистых плит (ДВП)

Содержание

26

1

Общие сведения о древесноволокнистых плитах (ДВП)

Классификация, виды и свойства ДВП. Применение. Технологические схемы производства плит различного назначения

20

3

2

Древесное сырьё и химические реагенты для производства ДВП

Характеристика древесного сырья. Подготовка древесноволокнистой массы. Характеристика и приготовление химических реагентов. Применяемое оборудование.

3

Изготовление ДВП

Технологические процессы изготовления ДВП. Применяемое оборудование. Современные технологии изготовления ДВП. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы  при изготовлении ДВП.

Практические занятия

6

1

Составление карт технологического контроля производства ДВП ( 4 ч.)

2

Построение циклограммы работы пресса горячего прессования (2 ч.)

3

Расчет конструктивных размеров сеточного стола листоотливной машины (2 ч.)

4

Анализ негативных производственных факторов цеха с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.)

Тема 3.2.

Производство фанеры

Содержание

26

1

Общие сведения о производстве фанеры

Классификация и область применения клееной фанеры. Сырьё для производства фанеры. Тепловая обработка сырья.

20

3

2

Изготовление клееной фанеры

Лущение шпона на лущильных станках. Раскрой шпона на ножницах. Способы сушки шпона. Факторы, влияющие на сушку. Сушка шпона в прессах и сушилках различных видов. Режимы сушки шпона. Продолжительность сушки. Сортировка и обработка сухого шпона. Технология производства строганного шпона и шпона специального назначения. Характеристика клеев для склеивания фанеры. Процесс склеивания. Обработка и сортировка фанеры. Предупреждение выбросов в производстве древесных плит и гидролизных производствах.

Практические занятия

6

1

Определение и расчет физико-химических показателей фанеры (2 ч.)

2

Изучение технологии склеивания, обработки и сортировки фанеры на предприятии (2 ч.)

3

Анализ негативных производственных факторов при изготовлении фанеры и фанерной продукции с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.)

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Составление схем технологических процессов производства древесных плит с выбором оборудования и обоснованием принятых решений (с учётом современных технологий)
  2. Составление схем технологических процессов производства фанеры и  фанерной продукции различных видов с выбором оборудования и обоснованием принятых решений (с учётом современных технологий)
  3. Чтение технологической схемы производства твердых ДВП
  4. Чтение технологических схем производства фанеры
  5. Определение марки и сорта ДВП, фанеры по данным анализа качества
  6. Подготовка презентаций по направлениям применения фанеры и фанерной продукции
  7. Оформление отчета по итогам экскурсии на  ООО «Селенгинский ЦКК»
  8. Разработка комплекса мероприятий по снижению травматизма на производственном участке

30

Раздел 4.

Ведение технологических процессов лесохимического производства

294

МДК 4.

Технология и оборудование лесохимического производства

186

Тема 4.1.

Пиролизное производство

Содержание

30

1

Общие сведения о пиролизе

Роль лесохимии  в лесопромышленном комплексе.  Современное состояние пиролизного производства. Характеристика сырья и подготовка его к пиролизу. Этапы  пиролиза.

24

3

2

Термическая переработка древесины

Технологические схемы пиролиза древесины. Применяемое оборудование. Первичные продукты пиролиза, их химический состав. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы  при поведении процессов пиролиза.

3

Переработка продуктов пиролиза

Жидкие продукты пиролиза, их получение и классификация. Древесный уголь и его переработка. Область применения продуктов пиролиза.

Практические занятия

6

1

Анализ сравнительной характеристики оборудования для проведения пиролиза: реторты, углевыжигательные печи (2 ч.)

2

Расчет конструктивных размеров сушилки к реторте (2 ч.)

3

Анализ негативных производственных факторов с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.)

Тема 4.2.

Канифольно-скипидарное производство

Содержание

38

1

Общие сведения о производстве

Характеристика, использование и химический состав экстрактивных веществ древесины. Перспективы развития канифольно-скипидарного производства

30

3

2

Канифольно-терпентинное производство

Сбор и подготовка живицы к переработке. Технологическая схема производства живичной канифоли. Применяемое оборудование. Контроль качества продуктов производства. Вредные и опасные факторы по стадиям технологического процесса.

3

Канифольно-экстракционное производство

Подготовка осмола. Технологические схемы производства экстракционной канифоли. Применяемое оборудование. Контроль качества продуктов производства. Вредные и опасные факторы по стадиям технологического процесса

4

Переработка канифоли и скипидара

Переработка канифоли и скипидара, получаемые продукты, их химический состав

Практические занятия

8

1

Составление карт технологического контроля канифольно-скипидарного производства (2 ч.)

2

Расчёт числа тарелок канифолеварочной колонны (2 ч.)

3

Анализ негативных производственных факторов с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.)

4

Изучение и анализ ГОСТов и других нормативных документов на продукцию, сырье и химикаты (4 ч.)

Тема 4.3.

Переработка древесной зелени и коры

Содержание

30

1

Переработка древесной зелени

Современные тенденции использования древесной зелени и коры. Состав и заготовка древесной зелени. Технологические схемы получения различных продуктов из древесной зелени.  Комплексная переработка древесной зелени. Применяемое оборудование. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы.

20

3

2

Переработка коры

Состав коры. Производство дубильных экстрактов. Другие направления использования коры. Применяемое оборудование. Производственный контроль по стадиям процесса. Вредные и опасные производственные факторы

Практические занятия

10

1

Изучение и анализ  ГОСТов на продукцию переработки древесной зелени и коры (4 ч.)

2

Составление технологических схем  и блок-схем для получения различных продуктов с подбором оборудования и обоснованием принятых решений.(4 ч.)

3

Анализ негативных производственных факторов с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.)

Тема 4.4.

Производство талловых продуктов

Содержание

32

1

Получение сырого таллового масла

Современное состояние производства талловых продуктов. Выделение и сбор сульфатного мыла. Схема разложения сульфатного мыла. Применяемое оборудование. Характеристика и применение таллового масла. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы.

20

3

2

Переработка таллового масла

Ректификация сырого таллового масла. Схемы установок для ректификации. Продукты ректификации, их применение. Очистка сульфатного скипидара – сырца. Производственный контроль по стадиям технологических процессов. Вредные и опасные факторы производства

Практические занятия

12

1

Составление технологической схемы очистки сульфатного скипидара - сырца с подбором оборудования и обоснованием принятых решений (2 ч.)

2

Изучение и анализ технологического регламента участка разложения сульфатного мыла ОАО «Архангельский ЦБК» и вычерчивание технологической схемы (2 ч.)

3

Составление карты пооперационного контроля на участке разложения сульфатного мыла (экскурсия) (4 ч.)

Изучение  работы оборудования участка разложения сульфатного мыла ОАО «Архангельский ЦБК» (экскурсия) (4 ч.)

Тема 4.5.

Гидролизное и биохимическое производство

Содержание

46

1

Общие сведения о гидролизе

Современное состояние гидролизного производства. Характеристика сырья и подготовка его к гидролизу. Основы теории гидролиза растительного сырья.

30

3

2

Техника и технология гидролиза

Технологическая схема гидролиза древесины. Применяемое оборудование. Продукты гидролиза, их переработка, область применения и химический состав. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы  при поведении процессов пиролиза.

3

Биохимическая переработка сульфитных щелоков

Состав щелоков. Подготовка щелока к переработке. Стадии переработки. Теория, факторы. Продукты переработки, их применение. Современные технологии в биохимической переработке щелоков.

Практические занятия

16

1

Составление технологической схемы очистки гидролизата от примесей с подбором оборудования и обоснованием принятых решений (2 ч.)

2

Определение производительности гидролизаппарата. Порядок пуска и останова (2 ч.)

3

Характеристика направлений и области применения сульфитных щелоков (2 ч.)

4

Определение направленности метаболизма дрожжей в зависимости от условий их культивирования и внешней среды (2 ч.)

5

Составление технологической схемы производства этилового спирта и углекислоты с подбором оборудования и обоснованием принятых решений (2 ч.)

6

Анализ негативных производственных факторов с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.)

7

Изучение и анализ  ГОСТов и других нормативных документов на сырье, химикаты и готовую продукцию гидролизного и биохимического производства (4 ч.)

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Составление схем технологических процессов лесохимического производства с выбором оборудования и обоснованием принятых решений (с учётом современных технологий)
  2. Изучение и анализ нормативно-технической и технологической документации
  3. Разработка комплекса мероприятий по снижению травматизма на производственном участке

62

Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю

Виды работ

-участие в ведении технологических процессов комплексной переработки древесины с использованием АСУТП

-участие в организации работ по эксплуатации и обслуживанию технологического оборудования

-участие в осуществлении технологического контроля по стадиям производства

-оформление технологической документации

468

Всего

1818

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Технологии и оборудования комплексной переработки древесины»  и лаборатории «Технологического контроля производства».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Технологии и оборудования комплексной переработки древесины»:

- модели, макеты оборудования;

- натуральные образцы;

- плакаты, технологические схемы;

- комплект нормативно-технической и технологической документации;

- комплект учебно-методической документации;

- технические средства обучения: компьютер, программное обеспечение, мультимедийный проектор.

Реализация программы модуля предполагает обязательную итоговую производственную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Азаров, В. И. Комплексная химическая переработка древесины. Технология лесохимических и гидролизных производств: учеб.-методич. пособие / В. И. Азаров, Г. Н. Кононов, С. М. Тарасов. – М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2008.
  2. Аким Э.Л. и др. Технология целлюлозно-бумажного производства. Методические указания по курсовому проектированию / сост. Э. Л. Аким, Р. Е. Смирнов, Ю. С. Иванов, В. М. Василев. ГОУВПО СПбГТУРП. - СПб. , 2007
  3. Волынский В. Н.. Технология древесных плит и композитных материалов. – СПб: Лань, 2010 г.
  4. Гордон, Л. В. Технология и оборудование лесохимических производств. - 5-е изд., - М. : Лесная промышленность, 1988
  5. Девисилов В. А.. Охрана труда. – СПБ: Форум, 2009 г
  6. Иванов С.Н. Технология бумаги – М .: Школа бумаги, 2006 г
  7. Ковернинский И.Н., Комаров В.И., Третьяков С.И. и др. Комплексная химическая переработка древесины.  – Архангельск. АГТУ, 2015
  8. Лаптев В.Н., Ванчаков Н.В. Практикум по технологии и оборудованию целлюлозно-бумажного производства. – М.Экология, 1991
  9. Непенин Н.Н. Технология целлюлозы. Т.1 – М.: Лесная промышленность, 1976
  10. Непенин Н.Н., Непенин Ю.Н. Технология целлюлозы. Т.3 – М.: Экология, 1994
  11. Непенин Ю.Н. Технология целлюлозы. Т.2 – М.: Лесная промышленность, 1990
  12. Никитин В.М., Оболенская А.В., Щеголева В.П. Химия древесины и целлюлозы. – М.: Лесная промышленность, 1987
  13. Пен Р. Технология целлюлозы в 2-х томах. – Красноярск. СибГТУ, 2012
  14. Сидоренкова В.В., Казакова К.М. Контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. – М.: Лесная промышленность, 1987
  15. Уголев Б.Н. Древесиноведение и лесное товароведение. – М.:Академия, 2010
  16. Нормативно-техническая и технологическая документация (ГОСТы, ОСТы, ТУ, СТП, РСТ, регламенты и др.) на сырьё, материалы, полуфабрикаты, готовую продукцию комплексной переработки древесины
  17. Основные законодательные и нормативные правовые акты по безопасности труда

Дополнительные источники:

  1. Карасев Е.И. Технология и оборудование производства древесных плит. Методические указания. –М.:МГУЛ, 2002
  2. Справочник по древесностружечным плитам. Отлев И.А., Штейнберг Ц.Б. М.: Лесная промышленность, 1983
  3. Справочник бумажника в 3-х томах.  – СПб.: Политехника, 2003
  4. Справочник по древесно-волокнистым плитам. – М.: Лесная промышленность, 1983
  5. Справочник лесохимика. – М.: Лесная промышленность, 1987
  6. Фляте Д. М. Технология бумаги. Учебник для вузов. М.: Лесная промышленность, 1988
  7. Эйдлин И.Я. Бумагоделательные и отделочные машины. – М.: Лесная промышленность, 1970
  8. Отраслевые журналы
  • ЛесПромИнформ;
  • Лесной журнал;
  • Эксперт;
  • Бумажная промышленность;
  • Дерево.RU
  • Бумага и жизнь;
  • Мир бумаги;
  • Целлюлоза Бумага Картон

Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, среди которых: профессиональные информационные системы CAD и CAM; www.lesprom.com

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Программа профессионального модуля «Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины» обеспечивается учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам.

Учебная практика реализуется концентрированно в рамках междисциплинарных курсов.

  1. Реализация программы профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику (по профилю специальности), которую рекомендуется проводить концентрированно после освоения модуля.
  2. При работе над курсовым проектом обучающимся оказываются консультации.

Освоению модуля предшествует изучение общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и общего естественно-научного цикла, дисциплин профессионального цикла:

  • Инженерная и компьютерная графика;
  • Электротехника и электроника;
  • Техническая механика;
  • Аналитическая химия;
  • Физическая и коллоидная химия

Дисциплины:

  • Метрология, стандартизация и сертификация;
  • Процессы и аппараты;
  • Автоматизация технологических процессов;
  • Экономика организации

могут изучаться параллельно с профессиональным модулем.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины» и специальности «Технология комплексной переработки древесины».

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, преподаватели должны проходить стажировку в  профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также преподаватели дисциплин профессионального цикла.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1  Управлять технологическими процессами получения волокнистых полуфабрикатов, бумаги и картона, древесноволокнистых (древесностружечных) плит, лесохимической продукции по стадиям производства

-выполнение  технологических операций по всем стадиям производства переработки древесины в соответствии с требованиями технологического регламента на заданную продукцию;

- осуществление контроля и регулирования параметров по стадиям технологического процесса с применением средств автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУТП);

-обоснование эффективного использования вторичного сырья и энергоресурсов;

- обоснование и оформление изменений (дополнений) к технологическим регламентам;

-создание карт и принципиальных схем технологических процессов;

- планирование мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда;

- использование экобиозащитной техники в процессе трудовой деятельности

Практические работы

Защита курсового проекта

ПК 2 Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования

-осуществление подготовки оборудования к работе с выявлением и устранением возможных неисправностей;

-осуществление контроля работы технологического оборудования в соответствии с требованиями правил эксплуатации и использованием средств автоматизированных систем управления;

-обеспечение подготовки оборудования к проведению планово-предупредительных ремонтов;

-выполнение расчетов технических параметров основного технологического оборудования

Практические работы

Защита курсового проекта

ПК 3 Контролировать качество сырья, полуфабрикатов, химикатов, материалов, готовой продукции комплексной переработки древесины

-выполнение расчетов материальных и тепловых балансов технологических процессов;

-осуществление контроля качества сырья, полуфабрикатов, химикатов, материалов, готовой продукции по стадиям технологического процесса

Практические работы

Защита курсового проекта

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • демонстрация интереса к будущей профессии через:

- повышение качества обучения по ПМ;

- участие в НСО;

- участие в студенческих научных конференциях;

- участие в органах студенческого самоуправления;

- участие в социально-проектной деятельности;

- портфолио студента

Наблюдение;

мониторинг, оценка содержания портфолио студента

ОК 2 .Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области ведения технологических процессов комплексной переработки древесины;
  • оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач;

Мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной и производственной практике

ОК 3 . Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

  • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области ведения технологических процессов комплексной переработки древесины;

Практические работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций

ОК 4 . Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

  • эффективный поиск необходимой информации;
  • использование различных источников, включая электронные

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников

ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

  • оформление результатов самостоятельной работы  с использованием ИКТ;
  • использование АСУТП

Наблюдение за  навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
  • умение работать в команде;
  • наличие лидерских качеств

Наблюдение за ролью обучающихся в группе;

Портфолио

ОК 7 . Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

  • проявление ответственности за работу в команде;
  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Деловые игры -

моделирование социальных и профессиональных ситуаций;

Мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося;

портфолио

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

  • организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;
  • самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих проектных работ (курсовых, рефератов, докладов и т.п.);
  • составление резюме;
  • посещение дополнительных занятий;
  • освоение дополнительных рабочих профессий;
  • обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки;
  • уровень профессиональной зрелости

- Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося;

- открытые защиты творческих и проектных работ;

- сдача квалификационных экзаменов и зачётов по программам ДПО

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

  • анализ инноваций в области комплексной переработки древесины;
  • использование «элементов реальности» в работах обучающихся (курсовых, рефератов, докладов и т.п.)

- Семинары,

- учебно-практические конференции;

- конкурсы профессионального мастерства;

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

  • соблюдение техники безопасности;
  • соблюдение корпоративной этики (выполнение правил внутреннего распорядка);
  • ориентация на воинскую службу с учетом профессиональных знаний

-тестирование по ТБ;

-своевременность постановки на воинский учёт;

- проведение воинских сборов

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.