Календарно-тематическое планирование по химии
календарно-тематическое планирование

Шилова Надежда Николаевна

Календарно- тематическое планирование по предмету химия для студентов СПО технического профиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективно - тематический план по предмету «Химия»

 1-2 курс 114 часов  на  2019-2020 учебный год

Дата урока

Тема учебной программы (урока)

Количество часов по плану

Форма организации учебной деятельности

ТСО, пособия, дидактические материалы

Связь с другими предметами

Учебная литература справочники, ГОСТы, НТИ

Повторение, задание на дом

Введение -1 час.

Научные методы познания веществ и химических явлений. Инструктаж по технике безопасности.

1

вводный урок

инструкции, №1,13,15

введение

2. Органическая химия-52

Раздел. I. Основные понятия органической химии и теории строения органических соединений.- 4часа

2

Предмет органической химии. соединений.

1

урок изучения нового материала

Коллекция органических веществ,

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§ 1 стр.5-12 уп.3 .

3

Теория строения органических

1

урок изучения нового материала

Коллекция органических веществ,

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§2 стр.13-21  упр. 3-4 .

4

Классификация органических веществ.

Гомологи и гомология

1

урок изучения нового материала

модели молекул углеводородов

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

стр. 13-21, упр.8, 9

5

Классификация реакций  в органической химии.

1

урок изучения нового материала

д.Качественное определение углерода, водорода, хлора

Неорганическая химия, биология

О.С. Габриелян, Химия, 11 к

Стр.118-125

Раздел.II Углеводороды и их природные источники - 19часов

6

 Алканы. Гомологический ряд. Изомерия. Номенклатура

1

урок изучения нового материала

модели молекул органических соединений. Презентация « Природный газ»

география, биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§3,стр.23-28

7

Алканы.  Химические свойства. Применение

1

урок актуализации знаний

д: горение и взрыв метана с воздухом

география, биология

О.С.Габриелян, Химия, 10 кл.

§3стр.28-31, упр.7, 8,

8

 

Циклоалканы.

1

урок изучения нового материала

Модели циклоалканов

география, биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§3стр.28-31, упр.7, 12

9

Алкены. Этилен. Гомологический ряд. Номенклатура. Свойства

1

урок изучения нового материала

модели молекул органических веществ. д: горение этилена, взаимодействие этилена с бромной водой

экология

О.С. Габриелян, Химия, 10 к

§4,стр.33-35

10

Алкены. Химические свойства. Применение

1

урок изучения нового материала

модели молекул органических веществ. д: горение этилена, взаимодействие этилена с бромной водой

экология

О.С. Габриелян, Химия, 10 к

§4,стр.36-40, упр.4

11

Алкадиены. Химические свойства. Применение

1

урок изучения нового материала

модели молекул органических веществ.

биология, экология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§5,стр.42-46, упр.4

12

Каучуки. Натуральный и синтетический каучук. Резина

1

урок актуализации знаний

коллекция «Каучуки»

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§5 стр.43-44,

171-172

13-14

Алкины. Ацетилен. Химические свойства. Применение

2

урок изучения нового материала

о: получение и физические свойства ацетилена

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§6, стр.47-51, упр.4б

15

П/р №9 «Получение и свойства ацетилена»

1

урок практической работы

оборудование для проведения лабораторной работы

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

 Стр. 175¸упр.8

16

Арены. Бензол. Строение, свойства, применение.

1

урок изучения нового материала

модели молекул органических веществ

экология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§7,стр.52-54, упр.4а

17

Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола

1

урок изучения нового материала

Презентация « Арены»

экология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§7,стр.52-54, упр.4а

18

Природные источники углеводородного сырья. Природный газ: состав, применение

1

урок актуализации знаний

Презентация «Природные источники углеводородов»

экология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

Стр. 25-26,28

19-20

Нефть и способы ее переработки (крекинг, риформинг) Октановое число бензинов

2

урок изучения нового материала

коллекция «Нефть и способы ее переработки»

биология, экология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

стр.55-61, упр.6

21

Каменный уголь. Коксование каменного угля. Пиролиз.

1

урок изучения нового материала

Коллекция « Каменный уголь»

экология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§10,  стр.76

Упр.6-8

22-23

Генетическая связь между классами углеводородов

2

урок закрепления пройденного материала

дидактические карточки

биология, математика

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

Пов. §3-7

24

 Контрольная работа № 2

«Углеводороды»

1

урок закрепления пройденного материала

дидактические карточки

математика

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

Повторить § 2-10, стр.11-61

Раздел III. Кислородсодержащие органические соединения. 17 часов

25

Спирты. Строение. Классификация спиртов

1

урок изучения нового материала

д: образцы различных спиртов

биология, общество

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§9, стр.63-68

26

Спирты. Свойства. Применение.

1

урок изучения нового материала

о: горение спиртов; окисление глицерина

биология, общество

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§9, стр.69-71, упр.12

27

Многоатомные спирты. Свойства. Применение

1

урок изучения нового материала

0: взаимодействие глицерина с гидроксидом меди

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§9, стр.71-73

28

Фенол

1

урок изучения нового материала

модели молекул органических веществ

экология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§10, стр.74-78, упр.5

29

Альдегиды. Формальдегид и его свойства. Получение и применение.

1

урок изучения нового материала

о: реакция «серебряного зеркала», окисление спирта в альдегид

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§11, стр.80-83, упр.6

30

Понятие о кетонах. Ацетон, его применение

1

урок изучения нового материала

Презентация « Ацетон, его использование»

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§11, стр.81, упр.2, 6

31

Карбоновые кислоты. Классификация. Гомологический ряд.

1

урок изучения нового материала

о: сравнение силы органических и неорганических кислот

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§12, стр.84-86, 90,упр.8

32

Получение. Химические свойства уксусной кислоты

1

урок изучения нового материала

Презентация «Уксусная кислота»

Биология, кулинария

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§12, стр.86-88,упр.9

33

Высшие жирные кислоты на примере стеариновой и пальмитиновой.

Многообразие карбоновых кислот ( щавелевая, акриловая, бензойная)

1

урок изучения нового материала

Презентация «Классификация карбоновых кислот»

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§12, стр.89 упр.4

34

Сложные эфиры. Нахождение в природе. Получение. Их значение

1

урок изучения нового материала

Презентация:»Сложные эфиры»

Биология

экология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§13, стр.92-94 упр.11,12

35

Жиры как сложные эфиры. Классификация. Химические свойства и применение. Синтетические моющие средства. Мыло.

1

Урок актуализации знаний

о: исследование растворимости жиров

д.сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка

Биология

экология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§13, стр.92-96, упр.12

36

Углеводы. Классификация

1

Урок актуализации знаний

Презентация: «Углеводы»

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§14,стр.100-103, упр.7

37

Моносахариды

1

урок изучения нового материала

д: взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) и аммиачным раствором оксида серебра

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§14,стр.103-108, упр.9

38

Дисахариды

1

урок изучения нового материала

д: обезвоживание сахарозы серной кислотой; качественная реакция на крахмал

Биология, кулинария

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§15,стр.110-112, упр.7

39

Полисахариды

1

урок изучения нового материала

качественная реакция на крахмал

Биология, кулинария

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§15,стр.112-115, упр.7

40-41

Генетическая связь между классами кислородсодержащих углеводородов

2

урок закрепления пройденного материала

дидактические карточки

биология, математика

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§9-13

Раздел. IV.Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. -12 часов.

42

Амины. Классификация, номенклатура.

1

урок изучения нового материала

Пр. «Амины»

экология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§1,6 стр.116-118, упр.3

43

Анилин. Строение, свойства, применение

1

урок изучения нового материала

ф: «Применение анилина»

экология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§16, стр.118-121, упр.5

44

Аминокислоты. Классификация. Номенклатура. Свойства. Аминокапроновая к-та.

1

урок изучения нового материала

ф: «Строение аминокислот»

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§17, стр.122-127

45

Белки. Структура белков. Химические свойства белков. Биологические функции белков. Гидролиз белков  в промышленности.

1

урок изучения нового материала

о: цветные реакции белков

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§17, стр.127-133, упр. 10

46

 Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры

1

урок изучения нового материала

Презентация: « Биополимеры»

экология, биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§15, 17,

Стр.112-115

стр.127-133,

47

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Классификация пластмасс.

1

урок изучения нового материала

Презентация: «Пластмассы», коллекция пластмасс

экология, биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§21, стр.162-165

48

Волокна их классификация. Капрон. Промышленное производство химических волокон.

1

урок изучения нового материала

Д. коллекция «Волокна»

экология, биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

§22, стр.166-170

49

П/р №10 «Распознавание пластмасс и волокон»

1

урок практической работы

оборудование для проведения практической работы

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

стр.181

50-51

П/р №11«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»

2

урок практической работы

оборудование для проведения практической работы

биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

стр.100-133

52

Генетическая связь между классами

1

урок закрепления пройденного материала

дидактические карточки

биология, математика

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

53

Контрольная работа №3

1

контрольный урок

карточки с заданиями, тесты

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

Общая и неорганическая химия – 59 часа

Раздел V. Основные понятия и законы. -4 часов

1/ 54

Основные понятия  химии.

Вещество, Атом. Химический элемент.  Молекула. Аллотропия. Простые и сложные вещества.

1

урок актуализации знаний

Модели атомов химических элементов. Аллотропные модификации углерода.( алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова( серое, белое).

Физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр.3-6, упр.1-2

2/55

Основные понятия химии. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

1

урок актуализации знаний

Модели молекул простых и сложных веществ. Коллекция простых и сложных веществ.

Физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

Стр.3-6 уп. 3

3/56

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава .

Закон Авогадро и его следствия.

Понятие о химической технологии, биотехнологии и нано технологии/

1

урок актуализации знаний

Модель молярного объема газов.

Презентация « Закон Авогадро и его следствия»

Презентации по темам: «Биотехнологии», «Нанотехнологии»

Зика, биология

.

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

Стр.6-8 уп. 4-5

Подготовить сообщение

4/57

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы. Определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

1

урок закрепления изученного материала

физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

Зад.1,2.

Раздел VI.  Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

и строение атома.- 4  часов

5/58

Периодический закон Д.И.Менделеева. Открытие

Современная формулировка Периодического закона.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодичес. таблицы(малые и большие периоды, группы.

1

урок самостоятельной работы

таблица «Периодическая система»

физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

.

Стр.26-36, упр.10

Стр.36-40 упр.10

6/59

Строение атома( ядро, электронная оболочка). Изотопы. Строение электронных оболочек элементов малых периодов.

1

урок актуализации знаний

д: модель «Строение атома»

физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр.4-14-, упр.9

7/60

Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов. Рентгеновское излучение и его использование.

1

урок актуализации знаний

Презентация:«Радиоактивность»

физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

8/61

Значение  Периодического закона. Особенности строения электронных оболочек атомов больших периодов. Понятие об орбиталях.

1

урок актуализации знаний

таблица «Периодическая система»

физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр.40-42 стр.19-23, упр.8

Раздел VI I. Строение вещества. 10 часов

9/62

Ионная связь

1

урок изучения нового материала

д: вещества с ионными кристаллическими решетками

физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

. стр. 44-46

10/63

11/64

Ковалентная связь.

Полярность связи. Полярность молекул.

2

урок изучения нового материала

д: кристаллическая решетка графита и хлорида натрия

биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр.29-36

12/65

Металлическая связь

1

урок изучения нового материала

коллекция «Металлы и сплавы»

физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр.51-52

13/66

Молекулярные, атомные, ионные, металлические кристаллические решетки

1

урок изучения нового материала

д: кристаллическая решетка графита и хлорида натрия

биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр.46-51

14/67

Агрегатные состояния.  Водородная связь

1

урок изучения нового материала

д: «Вторичная структура белка»

биология, органическая химия

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр.52-53, упр.9

15/68

Чистые вещества. Понятие о смесях. Гомогенные и гетерогенные смеси

1

урок изучения нового материала

д: смеси и чистые вещества

биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр.105-110

16/69

Дисперсные системы.

1

урок изучения нового материала

д: образцы дисперсных систем

биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр.95-102

17/70

Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Аномалии физических свойств воды.

1

урок изучения нового материала

д: образцы дисперсных систем

биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр.

18/71

Л.р.Приготовление раствора суспензии карбоната кальция.

Решение задач.

1

урок закрепления изученного материала

дидактические карточки

математика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр.111, упр.5-6

Раздел VIII. Вода. Растворы.  Электролитическая диссоциация.- 6 часов.

19/72

Вода. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы.

1

урок изучения нового материала

д. Растворимость веществ в воде.

Биология, экология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 143-145

20/73

Растворение. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

1

урок закрепления изученного материала

д. Собирание газов методом вытеснения воды.

Физика, биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

стр. 145-149

21/74

Массовая доля растворенного вещества.

1

урок закрепления изученного материала

д. Собирание газов методом вытеснения воды.

Физика, биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

стр. 145-149

22/75

Электролитическая диссоциация.

Электролиты и неэлектролиты.

1

урок изучения нового материала

д. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония.

Образцы минеральных вод  различного назначения.

Физика, биология

О.С.Габриелян, Химия, 10 кл.

Стр.145-148

23/76

Степень электролитической диссоциации. Основные положения теории эл. Диссоциации

1

урок изучения нового материала

Приготовление жесткой воды и устранение её жесткости.

Физика, биология

О.С.Габриелян, Химия, 10 кл.

Стр. 149-153

24/77

П/р №1 «Приготовление раствора заданной концентрации». Инструктаж по т/б

1

урок практической работы

оборудование для проведения практической работы

физика, биология

О.С. Габриелян, Химия, 10 кл.

Раздел IX. Классификация неорганических соединений и их свойства. – 11часов

25-26/

78-79

Кислоты их свойства.

Кислоты как электролиты, классификация, химические свойства кислот

2

урок изучения нового материала

коллекция «Кислоты»

биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 180-187

27/80

Особенности взаимодействия азотной и серной кислот с металлами. Основные способы получения кислот

1

урок изучения нового материала

коллекция «Кислоты»

биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 180-187

28/81

Основания их свойства.

Основания как электролиты, классификация, химические свойства

1

урок изучения нового материала

д: основания

биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 188-192

29/82

Соли их свойства. Соли как электролиты.  Химические свойства.

1

урок изучения нового материала

коллекция «Соли»

биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 193-199

30/83

Гидролиз солей. Получение солей.

1

урок изучения нового материала

коллекция «Соли»

биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 150-154

31/84

Оксиды, классификация оксидов. Оксиды. Свойства оксидов

1

урок изучения нового материала

Коллекция «Оксиды»

биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

конспект

32-33

/85-86

Л/р №3«Идентификация неорганических соединений»

2

урок практической работы

оборудование для проведения практической  работы

математика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 214-216

2 курс (28 часов)

1-2/87-88

Генетическая связь между классами неорганический веществ

2

урок закрепления изученного материала

Дидактический материал

математика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

Стр.180-200

3/89

П/р №4 «Свойства оксидов, гидроксидов и солей»

1

урок практической работы

оборудование для проведения практической работы

органическая химия

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 220

Раздел X. Химические реакции. – 11 часов

4-5/

90-91

Химические реакции.

Классификация химических реакций

2

урок изучения нового материала

д: кристаллические решетки графита и хлорида натрия

физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 118-125

упр.6-9

6-7/ 92-93

Скорость химических реакций

2

урок изучения нового материала

д: зависимость скорости реакций от различных условий

физика, органическая химия

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 126-135, упр.10, 11

8/94

Обратимость химических реакций.

1

урок изучения нового материала

д: применение химического равновесия в промышленности

органическая химия

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 137-142, упр.6

9/95

Химическое равновесие. Условия его смещения

1

урок изучения нового материала

д: применение химического равновесия в промышленности

органическая химия

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 137-142

10/96

Роль воды в химических реакциях

1

урок изучения нового материала

таблица растворимости

биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр.143-149

11-12 /97-98

Окислительно-восстановительные реакции

2

урок изучения нового материала

д: реакции разложения, соединения, замещения, обмена

биология, органическая химия

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 155-162,

13/99

П/р №1 «Химические реакции»

1

Урок практической работы

Оборудование для проведения работы

Биология, физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

Стр.112-116

14/100

Контрольная работа № 1

1

Контрольный урок

карточки с заданиями, тесты

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 112-162,

Раздел. XI. Металлы и неметаллы. -13часов.

15-16/ 101-102

Металлы. Свойства металлов.

2

урок изучения нового материала

коллекция «Металлы»

физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 164-173

17-18/103-104

П/р.№5 « Свойства металлов»

2

урок практической работы

оборудование для проведения практической работы

физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 164-173

19-20/105-106

Неметаллы

2

урок изучения нового материала

д: неметаллы

физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 174-179

21/107

П/р № 6. « Свойства неметаллов»

1

урок практической работы

оборудование для проведения практической работы

физика

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 174-179

22/108

П/р №7 «Получение, собирание и распознавание газов». Инструктаж по т/б

1

урок практической работы

оборудование для проведения практической работы

физика, биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр.105-111

23-24/109-110

П/р №8 «Решение экспериментальных задач»

2

урок практической работы

оборудование для проведения лабораторной работы

органическая химия

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

стр. 220

25-26/111-112

Обобщение материала по теме «Металлы и неметаллы»

2

урок закрепления пройденного материала

дидактические карточки

физика, биология

О.С.Габриелян, Химия, 11 кл.

Стр.

164-180

27-28/113-114

Дифференцированный зачет                 - 2 часа


Филиал Государственного автономного профессионального образовательного

учреждения  Пензенской области

«Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» в  р.п.Шемышейка

Перспективно - тематическое планирование

по предмету «Химия»

                                                         2019-2020 учебный год

 подготовила

преподаватель химии

Шилова Надежда Николаевна


Рассмотрено                                                                                                                                             Утверждаю

на заседании МК                                                                                                                                       заведующий филиалом общеобразовательных дисциплин                                                                                                          Шашкин В.П.____________

Протокол №                                                                                                                                            «___»_______________2020 г.

от «___»______________2019г.

Председатель МК

Князева О.В.______

ПЕРСПЕКТИВНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Химия»

 на 114 часов

 

по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) химия в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении профессий НПО  технического профиля в учреждениях НПО химия изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основу  программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:

  • материальное единство веществ природы и их генетическая связь;
  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  • познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
  • объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;
  • конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических веществ и в химической эволюции;
  • законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
  • наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.

При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.

Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.

Специфика изучения химии при овладении профессиями и специальностями технического профиля отражена в каждой теме раздела «Содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение химического эксперимента – лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д.).

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.

При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.

Программа содержит тематику рефератов для организации самостоятельной деятельности обучающихся, овладевающих профессиями технического профиля в учреждениях НПО. На внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся отведено 39 часов.

В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

1. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

1.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул органических веществ.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.

1.2. Углеводороды и их природные источники

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического производства».

Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правило В.В. Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.

Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.

Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.

Основные направления промышленной переработки природного газа.

Попутный нефтяной газ, его переработка.

Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.

Коксохимическое производство и его продукция.

1.3. Кислородсодержащие органические соединения

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел.

Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.

Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола.

Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности.

Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).

Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.

Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.

1.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Лабораторные опыты. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Практические работы. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон.

2. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

2.1. Основные понятия и законы химии

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта–Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора, кислорода, олова.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.

2.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. Электризация тел и их взаимодействие.

Лабораторные опыты. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.

2.3. Строение вещества

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис.

2.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

Демонстрации. Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов. Изготовление гипсовой повязки. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. Иониты. Образцы минеральных вод различного назначения.

Практическая работа. Приготовление раствора заданной концентрации.

Профильные и профессионально-значимые элементы содержания. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.

2.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Демонстрации. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения в воде. Получение и свойства амфотерного гидроксида. Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый гидролиз солей различного типа.

Лабораторные опыты. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование.

Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.

2.6. Химические реакции

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Демонстрации. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Зависимость скорости химической реакции от присутствия катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы. Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Модель колонны синтеза аммиака.

Лабораторные опыты. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.

Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.

Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы.

2.7. Металлы и неметаллы

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Демонстрации. Коллекция металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с иодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия.

Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами.

Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.)

Лабораторные опыты. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа.

Практические работы.

Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.

Производство чугуна и стали.

Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.

Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен

знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
  • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

.


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века.

Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.

Современные методы обеззараживания воды.

Аллотропия металлов.

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

«Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».

Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.

Изотопы водорода.

Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.

Плазма – четвертое состояние вещества.

Аморфные вещества в природе, технике, быту.

Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.

Применение твердого и газообразного оксида углерода(IV).

Защита озонового экрана от химического загрязнения.

Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.

Косметические гели.

Применение суспензий и эмульсий в строительстве.

Минералы и горные породы как основа литосферы.

Растворы вокруг нас.

Вода как реагент и как среда для химического процесса.

Типы растворов.

Жизнь и деятельность С. Аррениуса.

Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.

Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

Серная кислота – «хлеб химической промышленности».

Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.

Оксиды и соли как строительные материалы.

История гипса.

Поваренная соль как химическое сырье.

Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.

Реакция горения на производстве.

Реакция горения в быту.

Виртуальное моделирование химических процессов.

Электролиз растворов электролитов.

Электролиз расплавов электролитов.

Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.

История получения и производства алюминия.

Электролитическое получение и рафинирование меди.

Жизнь и деятельность Г. Дэви.

Роль металлов в истории человеческой цивилизации.

История отечественной черной металлургии.

История отечественной цветной металлургии.

Современное металлургическое производство.

Специальности, связанные с обработкой металлов.

Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.

Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

Инертные или благородные газы.

Рождающие соли – галогены.

История шведской спички.

Химия металлов в моей профессиональной деятельности.

Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности.

Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии.

Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.

Витализм и его крах.

Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.

Современные представления о теории химического строения.

Экологические аспекты использования углеводородного сырья.

Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.

История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.

Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.

Углеводородное топливо, его виды и назначение.

Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.

Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.

Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней.

Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.

Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов.

Углеводы и их роль в живой природе.

Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.

Развитие сахарной промышленности в России.

Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности.

Метанол: хемофилия и хемофобия.

Этанол: величайшее благо и страшное зло.

Алкоголизм и его профилактика.

Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность.

Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.

Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.

История уксуса.

Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.

Жиры как продукт питания и химическое сырье.

Замена жиров в технике непищевым сырьем.

Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.

Мыла: прошлое, настоящее, будущее.

Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.

Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.

Аммиак и амины – бескислородные основания.

Анилиновые красители: история, производство, перспектива.

Аминокислоты – амфотерные органические соединения.

Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул.

Синтетические волокна на аминокислотной основе.

«Жизнь это способ существования белковых тел…»

Структуры белка и его деструктурирование.

Биологические функции белков.

Белковая основа иммунитета.

СПИД и его профилактика.

Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы.

Химия и биология нуклеиновых кислот.


 ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. 

Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова 

Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. 

 Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. 

 Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. –.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. –

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. .

Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова –

Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев –.

Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. –.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы. –

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. –.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. –.

Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук: В 2 т. – М., 1987.

Ерохин Ю.М. Химия. –.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. –

Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.

Титова И.М. Химия и искусство. –

Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. .

Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. –

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие. 

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник. .

Для преподавателя

Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова –.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов –.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская –.

Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля –.

Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. –.

Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. –,

Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. –.

Интернет – ресурсы:

www.enauki.ru – интернет-издание для учителей «Естественные науки» 1september.ru - методическая газета "Первое сентября"

www.alhimikov.net - Образовательный сайт для школьников

hvsh.ru - журнал «Химия в школе»

www.hij.ru/ -«Химия и жизнь» 

hemi.wallst.ru - «Химия. Образовательный сайт для школьников»

chem.msu.su - Электронная библиотека по химии

chemistry-chemists.com/index.html - электронный журнал «Химики и химия»

http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам;

http://edu.ru/ федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты;

http://www.ito.su/ информационные технологии в образовании;

http://www.ed.gov.ru/ сайт Министерства образования РФ;

http://www.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»;

http://www.school.edu.ru Российский общеобразовательный портал;

http://www.vlibrary.ru/ поисковая система газет и журналов «Виртуальная библиотека».

http://www.researcher.ru/ интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

http://www.it-n.ru/ сеть творческих учителей

http://en.edu.ru естественно-научный портал

http://www.allbest.ru/union/ Союз образовательных сайтов - проекта Allbest.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по химии для СПО 1 курс

Календарно - тематический планКурс I  По дисциплине Химия  Всего часов по предмету 117; аудиторных занятий 78 часов...

Календарно – тематическое индивидуальное планирование воспитанника ДДИ № 1 2012 – 2013 учебный год

 Составлено на основании следующих программ: « Сборник программ социальной адаптации лиц с выраженной умственной отсталостью, находящихся в детских и психоневрологических интернатах» ...

Календарно- тематическое планирование по химии для специальностей технического профиля-78 часов

Темы распределены по семестрам,включено большое количество лабораторных и самостоятельных работ....

Рабочая учебная программа и календарно-тематический план по ОД. "Химия"

Химия преподается на 2-х курсах в общем количестве 118 часов, заканчивается промежуточной аттестацией в форме устного экзамена....

Календарно-тематическое планирование по предмету Химия.

Курс расситан на 80 часов. Изучается на первом курсе. Итоговая аттестация в форме экзамена....

Календарно-тематическое планирование по химии 8 класса (ФГОС) по учебнику авторов Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Данное календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС, позволит вам опереться в своей работе...