Методическая разработка "Мозговой штурм- эффективная современная педагогическая методика"
методическая разработка
Разработка содержит примерный план, который позволит провести эффективный мозговой штурм, способствующий разработке оптимальной стратегии работы над темой занятия.
А так же в документе предложены планы занятий по предмету "Качественный и количественный анализ природных и промышленных материалов": 1. Отбор проб нефти; 2. Анализ нефти в лаборатории;. 3. Методы анализа нефти и нефтепродуктов в аналитической лаборатории; 4. Отбор проб почв дя анализа; 5. Методы отбора проб твердого топлива; 6. Методы вскрытия проб; 7. Оформление документации при отборе проб природных и промышленных материалов; 8. Отбор проб и анализ продуктов органического синтеза; 9.Отбор проб и анализ продуктов неорганического синтеза.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Данный план позволит провести эффективный мозговой штурм, способствующий разработке оптимальной стратегии работы над темой занятия.
Основные этапы мозгового штурма:
Этап 1. Постановка проблемы
Цель: Формулировка четких целей исследования и определение ключевых вопросов.
Вопросы для обсуждения (пример составлен на основе темы «Отбор проб воды»)
Какие виды загрязнений чаще всего встречаются в воде?
Каковы цели отбора проб (мониторинг качества питьевой воды, оценка загрязнения водоемов)?
Какие показатели наиболее важны для оценки состояния водоема?
Этап 2. Генерация идей
Цель: Сбор максимального количества предложений по методикам и процедурам отбора проб.
Методы генерации идей:
Свободная дискуссия («брейнрайдинг»)
Разделение группы на подгруппы для параллельной разработки идей
Использование карточек ассоциаций для стимулирования креативности
Примеры возможных идей:
Автоматизация процесса отбора проб
Интеграция спутниковых технологий для мониторинга водных ресурсов
Создание базы данных географического распределения показателей качества воды
Этап 3. Анализ и отбор лучших решений
Цель: Оценка предложенных идей по критериям реализуемости, эффективности и экономичности.
Критерии оценки:
Возможность реализации идеи силами существующих лабораторий
Стоимость внедрения новых методик
Надежность полученных результатов анализов
Совместимость с существующими стандартами ГОСТ
Метод оценки: матрица приоритетов (SWOT-анализ, многокритериальная балльная система).
Этап 4. Подготовка рекомендаций и плана действий
Цель: Составление перечня конкретных шагов и мероприятий для внедрения отобранных методов.
Пример плана действий:
Проведение пилотных испытаний выбранных методик
Обучение персонала новым технологиям отбора проб
Закупка необходимого оборудования и реактивов
Регулярная аттестация лабораторных сотрудников
Итоговые результаты:
Документирование всех обсуждений и выработанных рекомендаций. Определение ответственных лиц и сроков исполнения каждого этапа плана.
План занятия-мозгового штурма по теме «Отбор проб нефти»
Цели занятия:
Выявить ключевые моменты правильного отбора проб нефти.
Определить факторы, влияющие на качество пробы.
Найти оптимальные способы подготовки образцов для последующих анализов.
Участники (роли студентов)
Лаборанты нефтехимической отрасли
Геологи-нефтяники
Инженеры-технологи нефтеперерабатывающих заводов
Специалисты-эксперты анализа продуктов нефтяной отрасли
Этапы занятий:
Этап 1. Постановка проблемы
Задача: описать важность качественного отбора проб нефти для точного анализа состава сырья.
Основные вопросы:
Почему важно правильно брать пробы нефти?
Что влияет на чистоту и представительность образца?
Чем отличается отбор сырой нефти от готовой продукции?
Этап 2. Генерация идей
Задача: предложить возможные решения проблем, возникающих при отборе проб нефти.
Метод генерации идей:
Свободная дискуссия участников
Групповая работа с последующим объединением мнений
Творческое использование визуальных образов и метафор
Идеи, подлежащие рассмотрению:
Использовать автоматическое оборудование для отбора проб
Повышать квалификацию сотрудников
Улучшить системы хранения проб перед анализом
Упростить процесс маркировки проб
Оптимизировать логистику транспортировки образцов
Этап 3. Оценка и выбор лучших решений
Задача: проанализировать и выбрать лучшие идеи по следующим критериям:
Практичность реализации
Экономическая эффективность
Экологическая безопасность
Научная обоснованность метода отбора проб
Оценочные критерии:
Степень влияния на точность анализа
Удобство эксплуатации нового оборудования
Соотношение затрат и выгод
Соответствие международным стандартам отбора проб
Этап 4. Составление итогового документа
Задача: оформить рекомендации по улучшению процессов отбора проб нефти, включив в документ конкретные шаги и назначения ответственных исполнителей.
Итоговый документ включает:
Рекомендации по модернизации процедуры отбора проб
График обучения сотрудников новым методам
План закупки необходимых материалов и оборудования
Критерии оценки качества полученного материала для анализа
Результаты занятия:
Подготовленный перечень рекомендаций и мероприятий по совершенствованию процедур отбора проб нефти, для утверждения руководством предприятия.
План занятия-мозгового штурма по теме «Анализ нефти в лаборатории»
Цели занятия:
Выработать эффективные методики анализа нефти.
Определить порядок оптимизации рабочих процессов в лаборатории.
Рассмотреть возможности повышения точности и надежности результатов анализов.
Участники (роли студентов)
Сотрудники лаборатории химико-аналитических исследований
Нефтехимики и технологи нефтепереработки
Специалисты нефтегазодобывающей промышленности
Преподаватели профильных вузов и научных учреждений
Этапы занятия:
Этап 1. Постановка проблемы
Задача: определить актуальность улучшения качества анализа нефти в лабораториях.
Основные вопросы:
Какие существуют ограничения современных методов анализа нефти?
Какие параметры являются ключевыми при анализе сырой нефти?
Насколько надежны современные технологии анализа?
Этап 2. Генерация идей
Задача: генерировать новые подходы и методы для улучшения анализа нефти.
Методы генерации идей:
Метод свободного обсуждения
Работа в группах над конкретными проблемами
Применение техники ассоциативного мышления и аналогий
Возможные идеи для рассмотрения:
Использование автоматизированных систем анализа
Модернизация существующих приборов и оборудования
Оптимизация стандартных методик с использованием инновационных подходов
Внедрение цифровых платформ для управления качеством анализов
Этап 3. Выбор и ранжировка идей
Задача: оценить предложенные идеи и определить приоритеты развития направлений анализа нефти.
Оценочные критерии:
Реалистичность внедрения инноваций
Финансовая доступность предлагаемых решений
Воздействие на повышение качества конечных результатов
Безопасность применяемых методик и инструментов
Этап 4. Составление программы действий
Задача: подготовить программу дальнейших шагов по внедрению изменений в практику лабораторного анализа нефти.
Программа действий должна включать:
Перечень рекомендованных методов анализа
Календарный график внедрения новшеств
Назначение ответственных лиц за выполнение каждой задачи
План обучения сотрудников новым технологиям
Результат занятия:
Формирование комплексного подхода к повышению качества анализа нефти в лаборатории, включая внедрение инновационных технологий и улучшение рабочего процесса.
План занятия-мозгового штурма по теме «Отбор проб почвы для анализа»
Цели занятия:
Определить оптимальные методы отбора почвенных проб.
Выяснить условия, необходимые для правильной интерпретации результатов анализа.
Создать комплексную стратегию организации отбора проб.
Участники (роли студентов)
Почвоведы и агрономы-практики
Биологи-экоаналитики
Представители лабораторий экологического контроля
Специалисты аграрных компаний
Этапы занятия:
Этап 1. Постановка проблемы
Задача: осознать значимость грамотного отбора проб почвы для объективного анализа её свойств.
Основные вопросы:
Для чего необходим отбор проб почвы?
Какие бывают типы почв и как это влияет на процедуру отбора?
Какие внешние факторы влияют на свойства почвы и требуют учёта при взятии проб?
Этап 2. Генерация идей
Задача: наработать максимальное количество вариантов оптимального отбора проб почвы.
Методы генерации идей:
Дискуссионные сессии
Кластеризация идей
Ментальное картирование проблем и путей их преодоления
Предложения для рассмотрения:
Стандартизация методов сбора проб для разных типов почв
Автоматизация отбора проб с применением роботизированных устройств
Широкомасштабное применение дистанционных методов обследования почвенного покрова
Совершенствование образовательных программ по подготовке специалистов-почвоведов
Этап 3. Анализ и отбор перспективных решений
Задача: оценить реалистичность и целесообразность предложенных идей.
Критерии оценки:
Простота реализации
Точность результатов анализа
Минимизация погрешностей и ошибок отбора проб
Совместимость с действующими международными стандартами
Этап 4. Принятие решений и разработка дорожной карты
Задача: сформировать дорожную карту дальнейшего совершенствования практики отбора проб почвы.
Необходимо разработать:
Нормативные требования к отбору проб
Алгоритмы выбора точек отбора
Рекомендованные методы подготовки и консервации проб
Программу регулярного обновления стандартов отбора проб
Результатом занятия станет:
Комплекс мер и рекомендаций по усовершенствованию процедур отбора проб почвы, направленных на повышение надёжности и точности проводимых лабораторных анализов.
План занятия-мозгового штурма по теме «Методы анализа нефти и нефтепродуктов в аналитической лаборатории»
Цели занятия:
Изучить существующие методы анализа нефти и нефтепродуктов.
Определить перспективы развития аналитических методик.
Выработать рекомендации по выбору эффективных методов анализа.
Участники (роли студентов)
Химики-аналитики
Химико-технические специалисты нефтеперерабатывающих производств
Представители научно-исследовательских институтов
Экспериментаторы-лаборанты
Этапы занятия:
Этап 1. Постановка проблемы
Задача: установить необходимость улучшений и нововведений в области анализа нефти и нефтепродуктов.
Основные вопросы:
Какова роль анализа нефти и нефтепродуктов в обеспечении качества продуктов переработки?
Какие проблемы возникают при проведении текущих видов анализа?
Существуют ли трудности в интерпретации полученных результатов?
Этап 2. Генерация идей
Задача: предложить новые направления и инструменты для усовершенствования методов анализа.
Методы генерации идей:
Индивидуальная письменная подготовка идей
Открытая групповая дискуссия
Использование диаграмм связей и графических схем
Предполагаемые идеи:
Применение новых спектроскопических методов
Улучшение хроматографических техник разделения компонентов
Разработка автоматизированных систем обработки результатов
Упрощение технологических цепочек анализа
Этап 3. Анализ и сортировка идей
Задача: оценить предложенные варианты по нескольким ключевым параметрам.
Критерии оценки:
Доступность оборудования и реагентов
Сложность освоения новых методик персоналом
Время и стоимость проведения анализа
Уровень воспроизводимости и повторяемости результатов
Этап 4. Подведение итогов и составление плана действий
Задача: подобрать оптимальный набор методик и подготовить рекомендационный материал для внедрения в работу лаборатории.
Предлагаемые пункты плана:
Обзор и обоснование рекомендуемых методов анализа
Организация семинаров и тренингов для сотрудников лаборатории
Покупка современного оборудования и обучение работе с ним
Регулярный мониторинг обновлений нормативных документов и требований
Результатом занятия станет:
Перечень эффективных методов анализа нефти и нефтепродуктов, утвержденный для использования в практической деятельности аналитической лаборатории.
План занятия-мозгового штурма по теме «Методы отбора проб твердого топлива»
Цели занятия:
Определить оптимальные методы отбора проб твердых топлив.
Выявить основные проблемы и препятствия при отборе проб.
Создать алгоритм подбора способов отбора проб для эффективного анализа.
Участники (роли студентов)
Энергетики, занимающиеся работой с твердым топливом
Химики-аналитики специализированных лабораторий
Инженеры-теплотехники энергетических станций
Работники горнодобывающей промышленности
Этапы занятия:
Этап 1. Постановка проблемы
Задача: определить важность правильного отбора проб твёрдых топлив для последующего анализа.
Основные вопросы:
Зачем нужен правильный отбор проб твёрдого топлива?
Какие особенности имеют разные виды топлива (уголь, торф, биотопливо)?
Какие потенциальные ошибки допускаются при отборе проб?
Этап 2. Генерация идей
Задача: нарушить шаблонное мышление и предложить оригинальные идеи по отбору проб твёрдого топлива.
Методы генерации идей:
Индивидуальное предложение идей каждым участником
Структурированная дискуссия по отдельным вопросам
Использование ассоциативных рядов и творческих упражнений
Примеры возможных идей:
Внедрение автоматизированных систем отбора проб
Улучшение методов консервирования проб для долгосрочного хранения
Расширение доступности экспресс-методов отбора проб на местах добычи топлива
Этап 3. Анализ и отбор перспективных решений
Задача: оценить выдвинутые идеи и выбрать наиболее полезные и выполнимые меры.
Критерии оценки:
Эффективность и универсальность предложенной методики
Стоимость реализации идеи
Сложность технического оснащения и квалификации работников
Соответствие современным требованиям и стандартам
Этап 4. Формирование рекомендаций и практических выводов
Задача: подготовить свод рекомендаций по дальнейшему развитию методов отбора проб твёрдого топлива.
Рекомендуемый список пунктов итогового документа:
Методы систематизации участков отбора проб
Способы минимизации потерь качества проб
Техника обеззараживания проб перед проведением анализа
Рекомендации по обучению персонала правильному обращению с образцами топлива
Результат занятия:
Создание комплекса эффективных методов отбора проб твёрдого топлива, позволяющего повысить точность анализа и снизить вероятность возникновения ошибок.
План занятия-мозгового штурма по теме «Методы вскрытия проб»
Цели занятия:
Определить оптимальные методы вскрытия различных типов проб.
Выявить преимущества и недостатки существующих методик.
Разработать рекомендации по применению наилучших методов вскрытия.
Участники (роли студентов)
Лаборанты физико-химической лаборатории
Специалисты фармацевтических компаний
Медработники лабораторий медицинских учреждений
Представители органов санитарного надзора
Этапы занятия:
Этап 1. Постановка проблемы
Задача: определить необходимость повышения эффективности и безопасности методов вскрытия проб.
Основные вопросы:
Какие проблемы возникают при вскрытии проб в лабораторных условиях?
Есть ли риски повреждения проб при применении определенных методов?
Какие типы проб представляют наибольшую сложность при вскрытии?
Этап 2. Генерация идей
Задача: предложить альтернативные и инновационные методы вскрытия проб.
Методы генерации идей:
Брейнрайтинг (метод записи индивидуальных идей)
Метод «Шесть шляп мышления»
Коллективное обсуждение преимуществ и недостатков существующих методов
Примеры возможных идей:
Автоматизация процессов вскрытия проб
Внедрение стерильных одноразовых инструментов
Использование ультразвукового воздействия для открытия герметичных упаковок
Этап 3. Анализ и отбор перспективных решений
Задача: оценить предлагаемые идеи по ряду критериев.
Критерии оценки:
Скорость и простота вскрытия
Сохранность целостности содержимого проб
Безопасность для лаборантов и окружающей среды
Универсальность метода для различных типов проб
Этап 4. Формирование рекомендаций и принятие решений
Задача: создать рекомендации по выбору наиболее подходящих методов вскрытия проб.
Структура итогового документа:
Рекомендуемые методы вскрытия в зависимости от типа проб
Правила и инструкции по безопасной обработке и хранению проб
Список дополнительного оборудования и расходных материалов
Результат занятия:
Разработанные рекомендации по эффективному и безопасному вскрытию различных типов проб, учитывающие специфику лабораторных условий и потребности исследовательской работы.
План занятия-мозгового штурма по теме «Оформление документации при отборе проб природных и промышленных материалов»
Цели занятия:
Выявить ключевые элементы оформления документации при отборе проб.
Определить правила и стандарты составления отчетов и протоколов.
Разработать практические рекомендации по оформлению документов для дальнейшего использования.
Участники (роли студентов)
Специалистов лабораторий экологической экспертизы
Представителей производственных организаций
Юристов, работающих в сфере природоохранного права
Сотрудников контролирующих государственных служб
Этапы занятия:
Этап 1. Постановка проблемы
Задача: выделить основную проблему оформления документации при отборе проб.
Основные вопросы:
Какие сложности возникают при оформлении документации при отборе проб?
Какие законодательные нормы регулируют оформление документов?
Нуждаются ли действующие формы отчетности в доработке?
Этап 2. Генерация идей
Задача: предложить оптимальные подходы к составлению документации.
Методы генерации идей:
«Свободная запись» идей участниками
«Ассоциативный ряд»: выявление взаимосвязей между различными аспектами оформления документации
Групповая дискуссия с распределением ролей («за», «против» отдельных элементов документации)
Примеры возможных идей:
Унификация форм документов для упрощения заполнения
Автоматизация учета отбора проб с использованием программного обеспечения
Включение специальных инструкций по заполнению документации непосредственно в бланки отчетов
Этап 3. Анализ и отбор перспективных решений
Задача: оценить предложенные идеи и выявить наиболее подходящие пути совершенствования оформления документации.
Критерии оценки:
Легкость восприятия и заполнения документации сотрудниками
Полезность сведений для последующей обработки и анализа
Соответствие законодательству и нормативным актам
Удобство дальнейшей передачи данных другим учреждениям и органам власти
Этап 4. Формирование рекомендаций и заключение
Задача: оформить итоги обсуждения в виде набора практических рекомендаций по оформлению документации.
Форма представления рекомендаций:
Перечень обязательных реквизитов и полей отчета
Типовые образцы актов отбора проб и сопроводительных документов
Алгоритм последовательности действий при составлении документации
Результат занятия:
Обобщенный документ с правилами и формами оформления документации при отборе проб природных и промышленных материалов, пригодный для широкого использования специалистами различных отраслей.
План занятия-мозгового штурма по теме «Отбор проб и анализ продуктов органического синтеза»
Цели занятия:
Определить оптимальные методы отбора проб органических соединений.
Исследовать актуальные методики анализа продуктов органического синтеза.
Выработать единые рекомендации по проведению работ.
Участники (роли студентов)
Учёные-химики, занимающиеся синтезом веществ
Лаборанты и аналитики химических лабораторий
Специалисты химической промышленности
Преподаватели химии университетов и колледжей
Этапы занятия:
Этап 1. Постановка проблемы
Задача: определяемся с основными трудностями, возникающими при отборе и анализе проб продуктов органического синтеза.
Основные вопросы:
Какие вещества особенно сложно анализировать?
Какие типы примесей затрудняют проведение анализов?
Можно ли упростить процедуры отбора проб?
Этап 2. Генерация идей
Задача: предлагаются разнообразные идеи по решению выявленных проблем.
Методы генерации идей:
Запись свободных мыслей участников
Ассоциативное связывание ранее используемых методик
Диаграммы кластеров и ментального моделирования
Примеры возможных идей:
Автоматизация процесса отбора проб синтетических продуктов
Исключение промежуточных этапов фильтрации и концентрирования проб
Развитие высокочувствительной аппаратуры для быстрого выявления малых концентраций загрязняющих веществ
Этап 3. Анализ и отбор перспективных решений
Задача: осуществляется критический разбор представленных идей и выбираются самые перспективные решения.
Критерии оценки:
Эффективность выбранного метода анализа
Простота и удобство применения
Стоимостные затраты на реализацию проекта
Совпадение с современными научными достижениями и стандартами
Этап 4. Подведение итогов и формирование рекомендаций
Задача: Итогом становится согласованный план мероприятий по улучшению методов отбора и анализа продуктов органического синтеза.
Рекомендации по улучшению методов отбора проб и анализа проуктов
Алгоритм отбора проб различных классов органических соединений
Протокол проведения стандартного анализа
Специальные рекомендации по технике безопасности при выполнении анализа
Результат занятия:
Развернутые рекомендации по улучшению практик отбора проб и анализа продуктов органического синтеза, направленные на повышение точности и ускорение научного и производственного процесса.
План занятия-мозгового штурма по теме «Отбор проб и анализ продуктов неорганического синтеза»
Цели занятия:
Разработать оптимальные методы отбора проб продуктов неорганического синтеза.
Выбрать надежные и точные методики анализа.
Согласовать единый подход к процедуре отбора и анализа.
Участники (роли студентов)
Химические инженеры и химики-исследователи
Лаборанты и аналитики аналитических лабораторий
Производственники химической промышленности
Преподаватели кафедр неорганической химии
Этапы занятия:
Этап 1. Постановка проблемы
Задача: обсудить проблемы, возникающие при отборе и анализе продуктов неорганического синтеза.
Основные вопросы:
Какие именно продукты неорганического синтеза сложнее всего исследовать?
Как минимизировать влияние внешних факторов на точность анализа?
Нужно ли менять подходы к оценке чистоты продукта?
Какие существуют трудности при отборе проб неорганических продуктов?
Как минимизировать влияние примесей на результаты анализа неорганических веществ?
Какие современные методы анализа рекомендуются для неорганических продуктов?
Этап 2. Генерация идей
Задача: предложить свежие и нестандартные подходы к решению обозначенных проблем.
Методы генерации идей:
Метод мозгового штурма (свободная фиксация идей)
Ассоциативное мышление
Группа распределяется на команды для выработки коллективных решений
Примеры возможных идей:
Создание единого алгоритма отбора проб для различных категорий неорганических веществ
Использование микрометодов анализа для снижения расхода дорогостоящих реактивов
Внедрение дистанционного контроля качества на этапах производства
Этап 3. Анализ и отбор перспективных решений
Задача: оценить предложенные идеи по определённым критериям и выбрать наиболее жизнеспособные решения.
Критерии оценки:
Применимость предложенных методик в реальных условиях промышленного производства
Затраты на внедрение новых методов
Надежность и достоверность полученных результатов
Требования соблюдения норм безопасности труда
Этап 4. Подведение итогов и формулирование рекомендаций
Задача: сформулировать общие рекомендации по улучшению процессов отбора проб и анализа продуктов неорганического синтеза.
Результат работы:
Разработанный регламент отбора проб различных классов неорганических соединений
Документированные протоколы проведения анализа
Рекомендации по повышению уровня информированности сотрудников относительно особенностей проводимой работы
Результат занятия:
Четкий алгоритм действий по отбору проб и последующему анализу продуктов неорганического синтеза, позволяющий обеспечить высокую точность и достоверность проводимых измерений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования
В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования" рассказывается об ообоснованном выборе возд...

Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий на занятиях обществознания и истории как способ формирования профессиональных компетенций будущего специалиста."
Применение современных педагогических технологий в комплексе....

Методическая разработка учебного занятия с использованием современных педагогических технологий для профессии 23.01.03 Автомеханик
Занятие по изучению трудовых приемов и операций по профессии Автомеханик...

«Методические аспекты воспитательной работы в группе на основе современных педагогических технологий и ИКТ».
Использование компьютерных технологий - это не влияние моды,а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития....

Учебно-методическое пособие. Применение современных педагогических технологий в решении задач по генетике.
Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Сестринское дело». Пособие предназна...

Выступление на объединенном заседании ЦМК по теме "Тьюторство как эффективная практика педагогического сопровождения в современном образовании"
Материал содержит основные моменты и понятие тьютерства....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА ТЕМА ДОКЛАДА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Использование современных педагогических технологий на занятияхСовременный образовательный процесс предъявляет новые требования...