Методическая разработка «Дизайн куклы»
методическая разработка по теме

Кирпилянская Наталья Николаевна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО  (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

Методическая разработка

 

 

 

 

«Дизайн куклы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Авторы: Шевченко Ольга Николаевна

     Кирпилянская Наталья Николаевна

 

 

 

г. Армавир

2012г.


 

Содержание

 

Пояснительная записка……………………………………………………….3

План-конспект занятия: «Цветоведение.Дизайн куклы».....………………5

План-конспект занятия: «Вывязывание куклы»…………………………….8

План-конспект занятия: «Сборка и оформление куклы»………….……….14

 Литература……………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

   Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почете. Многие хотят украсить свою  комнату красивыми и современными  игрушками. Кукла, как талантливый актер, может выступать в разных ролях. Ею прежде всего играют, она служит забавой. Кроме того, игрушка может быть просто украшением жилища – как детского, так и взрослого. Большинство игрушек выполняют обе эти функции. Однако надо признать, что кукла существует в первую очередь для игры.  XVI веке французский гуманист Монтень говорил: «Игры де­тей для них не игры, а их самые серьезные дела». За этими «дела­ми», за этой радостной, но будничной «работой» перед ребенком раскрывается все многообразие и своеобразие неведомого мира. И сегодня взрослые придают куклам огромное значение. Современ­ные дети не просто играют; с помощью различных кукол они изучают иностранные языки, развивают свое логическое мышле­ние, готовятся к школе... Иначе говоря, куклы не только прино­сят детям радость, но и выполняют различные педагогические функции.

   Во   все времена в игрушке можно было проследить развитие других видов искусства, например, увлечение пышными прическами, роскошными туалетами отразилось и на внешнем облике куклы. Таким образом, можно смело утверждать, что игрушка любого времени является бесценным памятником культуры, истории, религии, этнографии. Кукла не только реагирует на все изменения жизни, но сама является отражением жизни.  Куклы не только служат ребятам, но и воспитывают их вкус, влияют на настроение, Вот почему очень важно, чтобы эти изделия были выполнены с большим вкусом и мастерством.

Вязание один из древнейших видов декоративно-прикладного творчества. Техника его прошла через века и в наше время получила большое развитие.

Занятие по рукоделию имеют большое воспитательное значение. В процессе работы у учащихся воспитываются  такие качества, как  точность в работе, самостоятельность, аккуратность, чувство ответственности и т.д.

Методическая разработка адресована учителям технологии, педагогам дополнительного образования и всем кто захочет научиться вязать кукол спицами.

Работа с воспитанниками строится на основе  взаимосотрудничества,  уважительного, искреннего, деликатного, тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий  требованиям познавательной деятельности ребят.

Отличительной особенностью данной  разработки является изучение народных традиций и региональных особенностей в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.

 В данной разработке представлены планы - конспекты занятий для учащимися 10-12 лет по двум темам, которые неразрывно связаны между собой: цветоведение и вязание куклы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект занятия.

Тема «Цветоведение.Дизайн куклы».

 

Цель:сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству на примере изготовления вязаной куклы.

Задачи:

- пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству и желание создавать вязаную куклу своими руками.

Инструменты и материалы:стенды с образцами игрушек, книги и журналы по рукоделию, стенд по технике безопасности.

Ходзанятия.

  1.        Организационная  часть.
  2. Теоретическая часть.

1. Вступительное слово педагога.

Сколько себя помнит человечество, столько дети и играют в кукол. В Африке, Америке, Египте, Австралии…  и у нас в России. У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.  Игрушки несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. Произошло это потому, что игрушки рождались в труде и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы. Кукол делают из чего угодно (из дерева, глины, бересты, соломы, пакли, кожи, тряпичных лоскутков, бисера, ниток, кукурузных листьев, теста, проволочек, золы, и даже из сыра)!  Возраст древнейшей на земле куклы более 4 тысяч лет!

Теплые воспоминания о детстве неразрывно связаны с любимыми куклами. У каждого из нас в детстве была любимая кукла, мы переживали, если она ломалась, «лечили» ее, берегли.  Всем известно, что игрушки не могут научить чему-то плохому и существование этого игрушечного мира для всех детей является просто необходимым. Кукла, как талантливый актер, может выступать в разных ролях. Ею прежде всего играют, она служит забавой. Кроме того, игрушка может быть просто украшением жилища – как детского, так и взрослого. Большинство игрушек выполняют обе эти функции. Однако надо признать, что кукла существует в первую очередь для игры.  XVI веке французский гуманист Монтень говорил: «Игры де­тей для них не игры, а их самые серьезные дела». За этими «дела­ми», за этой радостной, но будничной «работой» перед ребенком раскрывается все многообразие и своеобразие неведомого мира. И сегодня взрослые придают куклам огромное значение. Современ­ные дети не просто играют; с помощью различных кукол они изучают иностранные языки, развивают свое логическое мышле­ние, готовятся к школе... Иначе говоря, куклы не только прино­сят детям радость, но и выполняют различные педагогические функции.

Во   все времена в игрушке можно было проследить развитие других видов искусства, например, увлечение пышными прическами, роскошными туалетами отразилось и на внешнем облике куклы. Таким образом, можно смело утверждать, что игрушка любого времени является бесценным памятником культуры, истории, религии, этнографии. Кукла не только реагирует на все изменения жизни, но сама является отражением жизни. Любой взрослый, выбирая куклу для ребенка, обязательно будет учитывать следующее критерии.

  • Соответствие возрасту.  Куклы приоб­ретаются в соответствии с возрастными особенностями.
  • Цвет. Любая кукла обязательно должна быть жизнерадо­стной, и цвет играет огромную роль в создании яркого художест­венного образа. Как бы хорошо ни была сделана кукла, но если у нее мрачный, отталкивающий вид, то вряд ли она будет пользо­ваться популярностью.
  • Форма. Она в каждом отдельном случае может быть разной, все зависит от идеи и фантазии того человека, кто делает игрушку. Например, куклу, которую мы сейчас вяжем на занятиях, можно представить в различных вариантах.
  • Материал. Изделия из меха и трикотажа в последние десяти­летия пользуются особым спросом. Они мягкие, теплые, легкие. С ними приятно играть, несложно взять с собой в гости, на дачу... Если игрушки из бумаги могут легко потерять форму, то игрушки из меха и трикотажа более долговечны. Более того, их даже можно стирать и после долгого пользования они опять приобретут свежий вид.

Игрушки из пластмассы также весьма распространены. Как правило, это различные куклы, машинки, мебель и многое другое. Если раньше отечественные игрушки значительно уступали по внешнему виду импортным, то сейчас на прилавках можно встре­тить много красивых и ярких пластмассовых игрушек для детей любого возраста.

Материал, ко всему остальному, должен быть еще и прочным, так как дети играют много и не всегда берегут игрушки. Недопус­тимо, чтобы после короткой, активной игры у куклы, например, отрывались руки, ноги  и т. д.

•Эстетический вид изделия. Все предметы, окружающие ре­бенка, должны быть красивыми, нести свет, добро, любовь. Кроме любящих родителей с ним должны быть и художественно выпол­ненные игрушки. Через них он познает мир, общается с ровесника­ми, учится ценить близких людей.

•Безопасность. Совершенно очевидно, что любая игрушка должна быть безопасной во всех отношениях. В ней не должно быть колющих, режущих, острых деталей.

Говоря о безопасности, необходимо отметить, что игрушка должна быть выполненной из экологически чистого материала. Де­ти, особенно маленькие, постоянно берут ее в рот, поэтому к иг­рушкам, изготовленным в фабричных цехах, предъявляются осо­бые гигиенические требования. Самодельные игрушки в основном вяжутся, изготавливаются из ткани, меха, бумаги, поэтому не пред­ставляют особой опасности.

  • Цена. Считается, что все эти необходимые для ребенка изделия являются наиболее дешевыми произведениями искусства, они дос­тупны всем. Массовую игрушку могут позволить себе купить мно­гие родители. А вот авторские куклы, которые существуют в единст­венном экземпляре, стоят очень дорого. Если же что-то изготавлива­ется в домашних условиях, то делается это из остатков пряжи, ниток, кожи и др., поэтому можно сказать, что ничего не стоит.
  • Современность. Любая игрушка должна соответствовать ду­ху времени. Вряд ли родители купят своему ребенку куклы или машинки, которые пролежали на складах несколько десятилетий. Меняются времена, меняются и требования к игрушкам. Самодель­ным изделиям в этом плане проще: изготовленные любящей ба­бушкой или мамой, они таят в себе теплоту их рук и необычную притягательность, поэтому любому ребенку будут нравиться.

Сегодня мы с вами попробуем создать свою игрушку. Конечно, вряд ли она сохранится  много лет – трикотаж не камень или глина, он недолговечен, но я думаю, именно эта первая игрушка, изготовленная собственными руками, будет вам особенно дорога.

Посмотрите на куклы, которые у меня в руках (педагог показывает образцы). Все они вяжутся при помощи прибавления и убавления петель. Используя этот способ, можно создать огромное количество игрушек или других красивых и нужных вещей.

 

  Информация о необходимых инструментах и материалах для изготовления куклы.

Педагог.Для начала мы поговорим о том, какие нам понадобятся материалы и инструменты (демонстрация инструментов и материалов).

 Материалом для различных вязаных поделок, могут послужить не только новая пряжа, но и остатки любой пряжи (шерстяной, полушерстяной, искусственной, синтетической, хлопчатобумажной).  Кроме вязальной пряжи понадобятся: швейные нитки различных цветов, мулине, леска,  корд разного цвета и толщины для усов, цветная клеенка и искусственная кожа для носа и глаз, пуговицы, для каркаса можно использовать мягкую проволоку диаметром 1,5 - 2 мм, синтепон, или холофайбер, иголки, спицы и крючки, ножницы, плоскогубцы, кусачки, цветные карандаши, фломастеры.

    Инструктаж по технике безопасности.

Педагог. Работа со спицами и крючком требует особой осторожности и внимания, нам необходимо не только уметь правильно выполнять технологические операции, но и соблюдать правила безопасной работы, чтобы не пораниться самим и не поранить других.  Давайте повторим технику безопасности на занятиях.

Требования безопасности перед началом работы:

- проверьте отсутствие ржавых иголок и булавок;

- рабочий  инструмент  и  материал разложите  в  установленном  месте,  в удобном и безопасном для пользования порядке.

Требования безопасности во время работы:

- содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором;

- ни в коем случае не берите в рот иголок и булавок;

- храните иголки, булавки, спицы в определенном месте (подушечке, пенале и др.), не оставляйте их на рабочем месте;

- будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;

- не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;

- свет на вашу работу должен падать с левой стороны;

- положение   тела   при   работе   должно   быть   удобным,   расстояние   до выполняемой работы должно быть 25-30 см;

- в случае плохого  самочувствия прекратите работу, поставьте в известность педагога.

Требования безопасности при работе с ножницами:

- кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

- следите за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или работающего рядом;

- передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями;

- не подходите во время работы с ножницами к другим обучающимся.

Требования безопасности при работе с иглами, булавками:

- запомните количество игл и булавок, взятых для работы, в конце занятия проверьте их наличие;

- не держите иглы и булавки губами, можно случайно вдохнуть их;

- иглы и булавки вкалывайте только в игольницу, но не в одежду.

Требования безопасности по окончании работы:

- приведите в порядок рабочее место;

- уберите инструменты и материалы.

III. Повторение пройденного материала.
Вопросыдля повторения:

-Назовите материалы, с которыми вы будете работать на занятиях.

- Какие инструменты вам потребуются для работы?

- Какие правила вы должны соблюдать при организации рабочего места?

  Игра  «Что сделано не так?»

       Педагог выполняет какие-либо технологические операции или действия с инструментами  (вырезание детали ножницами, передача ножниц  другому ребенку), учащиеся должны рассказать, что во время показа было сделано неправильно.IV. Подведение итогов.

       В настоящее время, когда молодые люди не могут найти работу, когда заработная плата у большинства населения крайне скудна, умение делать качественные, красивые и простые вещи для себя и своих близких сравнительно дешево – это надежное подспорье в жизни.
Для вас, еще не зарабатывающих на жизнь, умение вязать простые вещи, единственные в своем роде – хороший стимул для занятий в объединении. Сегодня вы увидели куклы,    которые вы можете связать. Занятие было плодотворным, каждый из вас узнал что-то полезное интересное. Желаю вам удачи, и творческих успехов!

 

 


 

План-конспект занятия.

Тема: «Вывязывание куклы».

Цель:изучить технологическую последовательность и приемы вывязывания куклы.

 

Задачи:

- научить вывязывать  куклу спицами;

- развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов и  инструментов;

- дать понятие о цвете;

- научить гармонично сочетать цвета.

Материалы и инструменты:спицы № 1, пряжа разных цветов, ножницы, тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Ходзанятия

I. Организационная часть.

II. Повторение пройденного материала.

Вопросыдля повторения:

  • Какие существуют способы соединения деталей изделия? (Вручную и на швейной машине.)
  • Какие инструменты применяют при соединении деталей вручную? (Иглу с большим ушком или крючок.)
  • Перечислите украшения, которые применяются для декора­тивной отделки изделия? (Бисер, бусины, блестки и др.)

     III. Теоретическая часть.

1. Вступительное слово педагога.

Сегодня мы начинаем изучать новую тему - «Цветоведение», значение которой огромно при изготовлении красивых, со вкусом выполненных изделий. Цвет наряду с рисунком и фасоном (если это одежда) является основным элементом зрительного восприятия изделия.

В будущем вы научитесь вязать крупные вещи, как для себя,  так и для своих близких. И уже сейчас следует запомнить, что при  выборе цвета надо учитывать не только модную в наши дни гамму  цветов, но и то, что изделие должно украшать человека, подчерки­вать и оживлять его глаза, цвет лица и волосы. Не следует забывать и о его возрасте, телосложении и назначении изделия.

Некоторые думают, что правильно подбирать цвета необходи­мо только в одежде, а в изготовлении мелких изделий и сувениров можно не придерживаться правил и соединять цвета в любой по­следовательности. Но так же, как и одежда, небольшие изделия го­ворят об эстетическом и художественном вкусе  изготовителя.

Научиться соединять цвета мы сможем при изготовлении не­большой куклы.

Природа щедро наградила нас возможностью воспринимать все цвета, научила радоваться бесконечным оттенкам и цветовым соче­таниям. Присмотритесь... Все, что нас окружает, восхищает выра­зительностью своей раскраски.

Природа - великий художник, и человек, живя в этом прекрас­ном мире, всегда должен учиться у нее щедрости и богатству цвета. Даже настроение человека может зависеть от окружающего его цвета. Вот пошел дождь, темно-серые тучи заволокли все небо, и кажется, этому дождю не будет конца. Тогда и на душе тоже пас­мурно, невесело.

И вдруг на фоне мрачного неба засияла радуга. Засветился не­босвод красно-желто-синими полосками, переходящими в оранже­во-зелено-фиолетовые. Вы завороженно смотрите на нее, и сразу у вас поднимается настроение.

Так и для того чтобы связать красивую вещь, надо научиться правильно подбирать цвета. Тут-то и поможет радуга - она позна­комит вас с самой природой красок.

Есть три основных цвета - красный, желтый, синий. От их смешения зависит бесконечное разнообразие красок и их оттенков. Между красным и желтым - оранжевый цвет, между желтым и си­ним - зеленый, между зеленым и синим - голубой, между синим и красным - фиолетовый. Эти цвета называют промежуточными

Если после фиолетового расположить еще и пурпурный цвет, то образуется цветовой круг, на который можно опираться при из­готовлении любых изделий (рис. 1). И хотя принято различать семь цветов радуги, резких границ перехода от одного цвета к дру­гому установить нельзя - специалисты насчитывают около 300 цветовых оттенков.


 

красный

пурпурный

imageimage

 

Рис. 1. Цветовой круг

Кроме основных и промежуточных, есть еще одна группа цве­товых оттенков, которая не входит в состав радуги. Это нейтраль­ные цвета - белый, черный, серый, коричневый. Они очень хоро­шо сочетаются со всеми основными и промежуточными.

Все цвета - основные, промежуточные и нейтральные - имеют свою гамму, постепенный переход от светлого тона к темному.

 

 

Цветовые оттенки можно разделить на:

            теплые                      холодные

красный                  синий

желтый                    голубой

оранжевый              фиолетовый

Красный, желтый и оранжевый связаны с представлением о солнце, раскаленном металле, поэтому их и называют теплыми, а холодные - синие, голубые, фиолетовые, - связаны с представлени­ем о воде, снеге.

Теплые цвета более яркие, они отражают больше света и как бы приближают к нам предмет; холодные его как бы удаляют. Это по­могает в выборе цвета для изделия: холодные цвета зрительно уменьшают фигуру, теплые - увеличивают. На нитках светлых и теплых тонов лучше выделяется узор, а холодные и темные цвета скрывают его.

Следует помнить, что любые цвета при расположении рядом влияют друг на друга и могут производить различное впечатление. Всякий цвет в окружении более темных цветов светлеет, а в окру­жении более светлых - темнеет.

Гармоничные цветовые сочетания можно получить из оттенков, расположенных в одном сегменте цветового круга (гармония род­ственных оттенков). Красивы и оригинальны сочетания, состав­ленные из трех контрастных цветов. Эти цвета лежат на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.

Разобравшись с новыми понятиями, попробуем применить по­лученные знания на практике. Сегодня мы начнем работу над изго­товлением небольшой куклы, в которой будут присутствовать пять различных цветов пряжи.

Разложите перед собой все клубки. Вначале отберите ту, пряжу в которая одинаковая по толщине. Это могут быть разные клубки - состоящие из одной нити или из нескольких тонких. Отнеситесь к этому этапу работы ответственно. Новички, легкомысленно связы­вающие пряжу различной толщины, в итоге получают неравномер­ное полотно. Это очень влияет на внешний вид изделия.

Теперь посмотрите, какие цвета взаимодействуют друг с дру­гом. Мягкое, нежное сочетание дают розовый с голубым (или свет­ло-серым), бежевый с коричневым, желтый с зеленым. Красивыми могут оказаться и более контрастные сочетания: красный с белым, синий с белым и т. д. Может быть, у вас есть клубок, цвет которого не очень нравится, но удачное сочетание его с другим цветом мо­жет оказаться вам по вкусу.

Отберите клубки для вязания ботиночек (например, черный - нейтральный цвет), штанишек и пуловера (например, красный и розовый или синий и голубой), лица (белый или бежевый цвет), волос (любой темный цвет или, напротив, яркий - оранжевый, жел­тый).

IV. Практическая часть.

Перед вами схема, по которой мы будем работать. На ней обозначены части изделия, вывязанные отдель­ным цветом. Вязаное полотно должно получиться в виде горизон­тальных полос различного цвета, и его изготовление будет более трудоемким, чем одноцветного. Цифры сбоку обозначают размер каждой части в миллиметрах.

imageimageimageimage

 

Размер: высота ок. 13 см.

Вам потребуется: остатки тонкой пряжи для вязания различных цветов; комплект из 5 спиц для кругового вязания №1; вата в качестве наполнителя; крючок №1.

Техника выполнения: круговое вязание на спицах.

Описание работы.

На 2 сложенные вместе спицы набрать 32 п. и освободить одну из спиц. Очень туго провязать 1-й ряд, одновременно распределяя петли на 4 спицы по 8 п. на каждой, и затем еще петли с 1-й спицы. Далее будем вязать куколку, предполагая, что на 2-х спицах (2-й и 3-й) у нас будет ее перед, а на 2-х других (4-й и 1-й) — спинка (мы распределили спицы таким образом, чтобы незаметный шов, который образуется в месте соединения петель в круг, т. е. на стыке 4-й и 1-й спиц, приходился на середину спинки). Нужная форма игрушки достигается прибавлением или убавлением петель с левой и правой сторон куколки на первых и последних петлях переда и на первых и последних петлях спинки (если в тексте написано: убавить 3 п. слева и справа, имеется ввиду убавить 3 п. с левой и 3 п. с правой сторон куклы, а не с левой и правой сторон переда и спинки). Прибавления выполняются путем вывязывания 2-х петель (лицевой и лицевой скрещенной) из одной петли. Убавления выполняются путем провязывания 2-х петель лицевой за передние стенки.

 

Мальчик.

Последовательность вязания примерно показана на выкройке.

Нитью черного цвета набрать 32 п., распределить на 4 спицы и вязать 6 р. изн. петлями. Затем продолжить вязание лицевой гладью, при этом в 7-м, 8-м и 9-м рядах прибавить по 1 п. с обеих сторон для расширения ножек (=38 п.). Вязать 2 ряда светло-зеленой нитью, 2 ряда желтой, 2 ряда сиреневой и 12 рядов темно-зеленой.

В следующем (25-м) ряду пришло время выполнить прибавления петель для рук. Для этого прибавить по 3 п. в 25-м ряду и по 2 п. в 26-м ряду (=48 п.). При этом 25-26 ряды вязать темно-зеленой нитью, а следующие 18 рядов вязать лицевой гладью, чередуя полоски светло-зеленого, желтого и сиреневого цвета (ширина полосок — 2 ряда). Дальше нужно оформить переход к голове, для чего в 45-м и 46-м рядах убавить по 4 п. слева и справа (= 32 п.). На этих петлях нитью бежевого цвета вязать лицевой гладью 14 рядов. Наконец коричневой нитью вязать волосы (вводя в работу коричневую нить, оставьте длинный конец): 6 рядов прямо, а затем выполнить сужение головы. Для этого в 67-м ряду провязывать по 2 п. вместе через каждые 3 и 4 петли, в 69-м — через каждые 3 петли, в 71-м — через каждые 2 и 3 петли, а в 73-м ряду провязать оставшиеся 14 п. по 2 п. вместе лицевой и петли стянуть. На петлях 1-го коричневого ряда крючком дополнительно связать 1 ряд из вытянутых петель от оставленного конца нити.

Теперь вернемся к манишке. На средних 10 петлях 25-го ряда переда (в котором выполняются прибавки для рук) темно-зеленой нитью дополнительно вывязать 10 лицевых петель и далее вязать прямоугольник по сх.28 : 7 раз повторить 1-2 ряды и 2 раза — 3-4 ряды. Петли закрыть, нить на обрывать.

Через отверстие в ногах куклы плотно набить ее ватой (сначала голову, туловище, затем ноги), отверстие зашить. Прошить ноги и руки куклы в местах, отмеченных на выкройке, а также прошить и крепко стянуть шею. Манишку нужно шлейками соединить с брючками на спинке. Для этого от оставленного при закрытии петель конца нити связать цепочку необходимой длины из воздушных петель, и такую же цепочку от другого угла манишки. Шлейки перекинуть на спинку, перекрестить и закрепить в месте окончания штанишек. Оформить черты лица: черной нитью вышить глазки, бежевой — нос, красной — рот. Для украшения дополнительно можно связать цветок и прикрепить его на груди кавалера.

 

Девочка.

Девочка вяжется по той же выкройке, что и мальчик, цвета нитей смотрите на фото или подбирайте по своему усмотрению. Одно отличие — вместо манишки вяжется юбочка платья. Для юбочки нужно на отдельные спицы набрать 76 петель и связать по кругу 8 рядов резинкой *1 лицевая, 1 изнаночная*, в 9-м ряду петли провязать по 2 вместе лицевой за передние стенки (=38 п.). Затем петли юбки нужно соединить с петлями основной фигурки при вязании 24-го ряда. Для этого нужно провязывать по 2 петли вместе лицевой, захватывая 1 петлю юбки и 1 петлю основной фигурки. С 25-го ряда продолжать вязание аналогично описанию мальчика, за исключением другого подбора нитей.

 При работе можно фантазировать над элементами костюмов кукол и дополнительными украшениями.

V. Подведение итогов.

Анализ  работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


План-конспект занятия.

Тема:«Сборка и оформление куклы».

 

Цель:развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.

Задачи:

      -воспитывать аккуратность и усидчивость;

-закрепить знания по сочетанию цвета в изделии;

- научить практическим навыкам изготовления куклы, панно, искусством дизайна.

 Материалы и инструменты: спицы № 1, клубки пряжи разного цвета, ножницы, иголка с большим ушком, вата.

 

Ходзанятия

 I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Вопросыдля повторения.

  • Назовите основные цвета, существующие в природе. (Крас­ный, желтый, синий.)
  • Какие цвета относятся к промежуточным? (Оранжевый, зеле­ный, голубой, фиолетовый.)
  • Сколько цветов включает в себя цветовой круг? (Восемь цве­тов. Кроме вышеперечисленных сюда входит и пурпурный цвет.)
  • Какие цвета относятся к нейтральным? (Белый, черный, се­рый, коричневый.)
  • В чем особенность нейтральных цветов? (Они хорошо соче­таются со всеми основными и промежуточными цветами.)
  • На какие две группы можно поделить цветовые оттенки? (На теплые и холодные.)
  • Какие цвета называют теплыми? (Те, которые связаны с представлением о солнце, - красный, желтый, оранжевый.)
  • Какие цвета называют холодными? (Те, которые связаны с представлением, о воде и снеге, - синий, голубой, фиолетовый.)
  • В чем особенность теплых и холодных цветов? (Все теплые гвета более яркие, они отражают больше света и как бы при­ближают предмет к нам, а холодные как бы удаляют. Поэтому на нитках светлых и теплых тонов узор выделяется лучше, а холод­ные и темные цвета скрывают его.)

III. Теоретическая часть.

1. Сообщение педагога о цвете в вязаных изделиях.

Вы уже убедились в том, что многоцветное вязание является увлекательным и интересным занятием. Конечно, работать с не­сколькими клубками куда менее удобно, чем с одним-единствен-ным, но результат обычно превосходит все ожидания.

Изделия, сделанные своими руками, всегда несут в себе индиви­дуальный стиль автора, так как выполняя их, мы применяем понра­вившиеся нам узоры, нитки, отделку. Если говорить об одежде, то для каждого сезона обычно характерны и модны свои цвета. Однако при выборе того или иного цвета необходимо принимать во внима­ние не только то, насколько он подходит для данной вещи, но и по­дойдет ли он тому, кто будет эту вещь носить (если это одежда).

В вязаной одежде возможность применения различных цветов пряжи безгранична. В одном изделии может быть использована пряжа нескольких цветов; перед, спинка и рукава могут быть раз­ными. Между выбранными тонами пряжи должны быть согласо­ванность, гармония. Для этого и необходимо знать некоторые свойства цвета, о которых мы говорили на прошлом занятии.

Принимаясь за многоцветное вязание, всегда следует помнить, что многие цвета меняют свой оттенок при искусственном освеще­нии. Голубой, зеленый, фиолетовый принимают более или менее желтоватый оттенок; красный становится более чистым и сочным, а оранжевый краснеет (при этом и красный и оранжевый становят­ся более светлыми); желтый кажется менее ярким, а светло-желтый выглядит почти белым; синий темнеет, его светлые тона приобре­тают зеленоватый оттенок, а порой даже кажутся сероватыми или беловатыми. Заметнее других меняется фиолетовый цвет: он теряет яркость и чистоту тона, становится тусклым.

Однако мало знать свойства цвета. Для того чтобы правильно подобрать нитки, необходимо знать и свойства цветной пряжи. Так, гладкие хлопчатобумажные нитки с блеском (ирис), имея насы­щенные яркие цвета, в вязаном полотне кажутся светлее. Толстые крученые шерстяные нити «утепляют» любой цвет. Изделие из та­кой пряжи даже холодных тонов выглядит теплым и уютным. Ос­нова пушистых ниток, как правило, темнее, чем сам пух. Поэтому их не красят в яркие цвета, так как в готовом полотне получается боль­шая разница между основой и пухом, и цвет полотна будет белесым. Нежные, бледные тона не портят светлый пух. Интересно сочетание в изделии пушистых и гладких ниток разных цветов, если переход от одного к другому будет плавным. Необычный эффект получается, если чередовать при вязании различную пряжу: толстую и тонкую, блестящую (шелк) и матовую (шерсть или хлопок).

Чистошерстяная пряжа не может быть белой как снег, ведь бе­лоснежных овец не бывает. Неокрашенная пряжа белых овец имеет кремоватый или сероватый оттенок, что и является одним из пока­зателей ее натуральности. Если же пряжа белая, как бумага, это значит, что шерсть в ней с примесью синтетики или пряжа чисто синтетическая (лавсан, объемная пряжа).

Влияет на цвет и фактура вязаного полотна. Один и тот же цвет неблестящей и без пуха шерстяной пряжи кажется в мотке светлее, чем в вязаном полотне.

Интересна «игра» одного и того же цвета в сочетании лицевой и изнаночной сторон чулочной вязки. Изнаночная гладь кажется более темной, чем лицевая. Чтобы выделить какие-то детали на из­делии, не обязательно вязать их другим цветом, достаточно изме­нить на них узор. Например, если основное изделие выполнено гладкой вязкой, то детали будут выделяться за счет рельефного вы­пуклого узора или изнаночной глади. Выполнив изделие из одной пряжи, но с различным направлением полос - чередуя участки ли­цевой или изнаночной глади с рельефными узорами, - можно по­лучить цветовой эффект.

Сложный, необычный узор лучше выполнять из пряжи неярко­го, спокойного тона, чтобы все внимание было привлечено к узору, а не к цвету. И наоборот, имея яркую пряжу, не следует отвлекать от нее внимание сложным узором - сам цвет будет являться укра­шением изделия.

Для достижения наибольшего эффекта детские изделия лучше вязать из ярких ниток, хорошо сочетать их в цветной полоске, клетке и т. д.; спортивные костюмы можно выполнить из ярких контрастных цветов с крупным рисунком, а повседневная одежда, наоборот, должна быть более строгой и спокойной.

2. Советы по работе с несколькими клубками пряжи.

Работа с несколькими клубками приносит определенные труд­ности. Чтобы вязание каждой новой вещи приносило радость и удовольствие, стоит выполнять следующие советы:

Всегда:

- поворачивайте изделие так, чтобы нитки распутывались, а не спутывались еще больше.Привязании только в два цвета:

-держите один клубок слева от себя, а другой справа; или же можно держать оба клубка с од­ной стороны, но далеко друг от друга и обязательно в разных ко­робках или банках (рис.1).

При    вязании    в     два и более  цветов:

  • продерните нитку каждого цвета через отверстие либо боль­шой пуговицы, либо специально проколотой (по числу клубков) жесткой картонки (рис. 2);
  • каждый клубок должен нахо­диться в своей собственной емко­сти - коробке, банке и т. д. Если вы меняете порядок цветов, переме­щайте емкость (рис. 3);
  • храните клубки в длинном ящике, ширина которого не пре­вышает диаметр самого большого клубка, и всегда помещайте рабо­чий клубок (или клубки) с правого края (рис. 4);
  • оставляйте прикрепленными к работе только те нитки, которые задействованы в процессе. Срезай­те и присоединяйте новые нитки по мере необходимости.

IV. Практическая часть.

Сборка изделия. Судить о качестве работы можно не только по провязанным петлям, но и по заднему шву изделия.

Выверните заготовку наизнанку, соедините цветные полосы друг с другом. Ниткой, оставшейся от вязания головы, начните сборку изделия. Каждую цветную полосу желательно сшивать сво­им цветом. Можно использовать и одну нитку, но неконтрастного цвета, иначе она будет сильно выделяться из остальных.

Теперь выверните заготовку на лицевую сторону. Набейте го­лову ватой и туго перевяжите ее. Лучше для этого использовать те нитки, которыми вязали свитер или голову. Нитка пройдет по гра­нице двух цветов и будет практически незаметна.

После этого прошьем по пунктирным линиям руки и набьем их и верхнюю часть туловища. Затем по пунктиру прошьем ноги и тоже заполним набивкой. В работе опять будем использовать те нитки, которыми вязали каждую отдельную часть заготовки.

Ботиночки перевяжем каждый в отдельности и набьем ватой. Нижний шов ботиночек сделаем снизу, чтобы получились ступни.

Оформление лица. Проявите свою фантазию и вышейте на лице глаза, нос, рот. Особенно аккуратно вышивайте глаза - они должны быть не только симметричными, но одинаковыми по величине.

Оформление головы. Продумайте заранее, кого вы хотите сде­лать - мальчика или девочку. Наиболее интересный вариант, ко­нечно же, девочка. У нее могут быть одна или две косички, хвости­ки. Хорошо будет смотреться и куколка с распущенными волосами.

 

 

 

image

Рис. 2 2222222222222222222222222222222222222273

imageimage

Рис.2 333374

image

 

 

 

     Рис.1

image

Рис.4 576

imageimage

Рис 3

44. 75

image

 

 

 

 

 

Предположим, у нее будет один хвостик длиной 5 см. Отрежьте 10-13 нитей по 10 см. Каждую отдельную нитку сложите пополам и с помощью крючка протяните через петлю на макушке половину нитки. Завяжите узелок. Таким же образом присоедините и осталь­ные нитки. Куколка готова.

        V. Подведение итогов.

       Выставка творческих работ. Учащимся предлагается оценить работу своих товарищей, рассказать,  для кого предназначена работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Литература.

 

  1.  Раскутина Р.В. Вязание на спицах. П., 1992г.
  2. Гончарова Т.А. Вышивание, вязание, поделки из кожи. М., 1993г .
  3. Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000. 
  4. Гребёнкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. - Рязань, 2000г.
  5. .Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – Москва - Воронеж, 1995.
  6. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993г. Журнал «Школа и производство».
  7. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999г.
  8. Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997г.
  9. Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997.
  10. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 1999г.
  11. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992г.
  12. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Дизайн куклы»

Методическая разработка адресована учителям технологии, педагогам дополнительного образования и всем кто захочет научиться вязать кукол спицами....

Использование декоративных элементов при разработке дизайна сайта

Рассматриваются примеры и определяется назначение декоративных элементов в оформлении сайта...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.08 РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ПРОФЕССИОНАЛЬНОго МОДУЛя ПМ.08 РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЙпрограммы подготовки специалистов среднего звенадля специальности технического профиля09.02.07 Информацион...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПМ 0.8 РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮПМ 0.8 РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА WEB-ПРИЛОЖЕНИЙпрограммы подготовки специалистов среднего звенадля с...

СРС ПМ. 08. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮПМ. 08. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЙпрограммы подготовки специалистов среднего звенад...

ФОС ПМ.08 РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЙ

фонд оценочных средствпо профессиональному модулюПМ.08 РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЙпрограммы подготовки специалистов среднего звена(для специальностей технического профиля)09.02.07. Информационны...

Методическая разработка "Обрядовые куклы"

Занятие формирует представление у обучающихся об обрядовых куклах. В игровой форме дети узнают названия обрядовых кукол. Цель:Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, ч...