ПРИМЕРНАЯ ОБРАОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФОРТЕПИАНО
рабочая программа на тему

Башкирова Джанетта Геннадьевна

 

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями ДШИ и ДМШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchee_fo-no.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ п.Озерный

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФОРТЕПИАНО


2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФОРТЕПИАНО

Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями ДШИ и ДМШ.

Пояснительная записка

Обучение игре на фортепиано неотделимо от воспитания характера  учащегося в целом. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие  способностей человека в  различных областях, порой не связанных с музыкой.

Работая с учащимися, педагог воспитывает эстетический вкус, развивает  способности, музыкальное мышление, учит словесно охарактеризовывать  исполняемые произведения.  Часто в  представлении  ученика,  пение связано с выразительностью музыкальной или речевой  интонации, а  игра на фортепиано воспринимается  отдельно от вокального искусства. Используя вокально-хоровые навыки в классе фортепиано, педагог существенно сокращает путь к главной цели своих занятий - воспитанию  юного музыканта.

По окончании обучения, учащийся  сумеет  грамотно разбирать нотный текст. По нотам или наизусть исполнять музыкальные произведения, научится  игре в ансамбле. Получит навык чтения с листа.

В учебном процессе педагог учитывает индивидуальность каждого, пытаясь найти наиболее правильные методы работы. Независимо от степени одаренности учит  понимать характер, форму, штрихи, стиль музыкальных произведений.

Репертуар программы отражает не только академическую направленность. Большой интерес проявляется к произведениям современных композиторов, джазовой музыке. Такое  разнообразие дает возможность выбора для одного и того же класса различных по трудности вариантов программ.  

Программа рассчитана на 8-летний срок обучения, рекомендуемый возраст для начала занятий 6,5 – 9 лет. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме индивидуального занятия . 1-4 классы – 1 ч. в неделю, 5-8 классы — 1,5 ч. в неделю в неделю. Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.

Цель программы – сформировать правильный  художественный вкус к музыкальной культуре. Развить музыкально-творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонический), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.

Задачи:

  1. индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром.
  2. способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма.
  3. научить ученика самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения.
  4. сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях.
  5. приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений.  
  6. привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;
  7. сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.

Ожидаемые результаты

В процессе обучения учащиеся должны:

- овладеть навыками индивидуальной  и групповой работы, концертной деятельности, навыками игры на фортепиано;

- уметь грамотно, выразительно исполнять фортепианные произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле

- читать нотный текст с листа;

- владеть знаниями в области музыкального искусства;

- уметь словесно проанализировать фортепианное произведение, т.е. сделать его анализ.

Результаты освоения программы и способы их проверки:

  1. воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  2. сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  3.  знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
  4. знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  5. знание профессиональной терминологии;
  6. наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений различных жанров и форм, несложных хоровых партитур;
  7. навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  8. навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  9. наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на 8 лет обучения,  для детей в возрасте с 6,5-9 лет. В соответствии с учебным планом, на предмет «Фортепиано» на 8 лет  обучения отводится: максимальная учебная нагрузка – 1218ч., из них 889ч. – самостоятельная работа и 329 – аудиторные занятия.

Структура и примерное содержание учебной дисциплины

1 КЛАСС

  1. введение ребенка в мир музыки;
  2. знакомство с музыкальным   инструментом, его возможностями;
  3. постановка пианистического аппарата;
  4. познание принципа нотописания, запоминание расположения нот на нотоносце;
  5. хорошего ориентирования на клавиатуре фортепиано;
  6. первые представления о характере мелодии, фразе, цезуре (дыхание),

          сходстве и контрастности мелодических построений;

  1. выработка слуховых различий простейших длительностей;
  2. основные приемы звукоизвлечения (legato, non legato, staccato);
  3. развитие элементарных навыков выразительного исполнения легчайших

          одноголосных мелодий.

2 КЛАСС

  1. владение элементарных, двигательных навыков (экономичность и

          пластичность движений, удобство и легкость исполнения);

  1. знакомство с иностранными обозначениями темпов, динамики;
  2. добиваться выразительного интонирования мелодии и осмысленного исполнения фразировки;
  3. развивать слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани двумя руками одновременно;
  4. совершенствовать мелкую технику и овладевать элементарными приемами аккордово-интервальной техники.

3 КЛАСС

  1. добиваться темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения;
  2. понятие основных темповых и динамических обозначений;
  1. осознание учащимися характера, образа исполняемых произведений;
  2. накопление музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений;
  3. привитие самостоятельности в разборе текста;
  4. развитие гармонического, тембро-динамического слуха.

4 КЛАСС

  1. естественное усвоение двигательных навыков на базе изучения художественных произведений;
  2. понятие основных темповых, динамических обозначений;
  3. освоение пунктирного ритма;
  4. понимание музыки, ее формы и содержания;
  5. развитие музыкального компонента: эмоционального воздействия и переживания музыки;
  6. осмысление закономерности развития музыкальной ткани, логики гармонических последовательностей и движения голосов.

5 КЛАСС

  1. развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы); других видов фортепианной техники;
  2. совершенствование единства двигательно-технических задач с художественно-музыкальными;
  3. понятие основных темповых и динамических обозначений;
  4. формирование активного, самостоятельного, творческого мышления;
  5. владение интонационной сферой звучания, динамической и агогической нюансировкой, ритмо-темповой выразительностью.

6 КЛАСС

  1. формирование масштабного музыкального мышления при исполнении произведений крупной формы;
  2. овладение навыками полифонического мышления и исполнения (имитационная полифония);
  3. добиваться естественной связи педализации с интонированием мелодии, сменами гармонии и темпо-динамической нюансировкой;
  4. работа над разными видами мелкой и крупной техники;
  5. подбор песен с аккомпанементом;
  6. чтение 2-х и 3-х-голосных партитур.

7 КЛАСС

  1. привитие творческого музыкального мышления, осознанного исполнения музыки;
  2. чтение гармонических схем, записанные буквенными или цифровыми символами;
  3. освоение ритмических фигур, мелизмов (мордентов, группетто, коротких трелей и т.д.);
  4. воспитание музыкального вкуса, ориентации в стилевых и жанровых особенностях музыки;
  5. подбор песен с аккомпанементом;
  6. чтение 2-х и 3-х-голосных партитур.

8 КЛАСС

  1. овладение новыми, более тонкими и дифференцированными средствами выразительности;
  2. педализация исполняемых произведений;
  3. работа над развитием способности мыслить более масштабно;
  4. сочетать контрастные образы и темы, владение различными  видами фактур;
  5. подбор песен с более сложным аккомпанементом;
  6. чтение 2-х, 3-х-голосных хоровых партитур.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№  класса

ТЕМА

Кол. часов

1.

  1. введение ребенка в мир музыки;
  2. знакомство с музыкальным   инструментом, его возможностями;
  3. постановка пианистического аппарата;
  4. познание принципа нотописания, запоминание расположения нот на нотоносце;
  5. хорошего ориентирования на клавиатуре фортепиано;
  6. первые представления о характере мелодии, фразе, цезуре (дыхание), сходстве и контрастности мелодических построений;
  7. выработка слуховых различий простейших длительностей;
  8. основные приемы звукоизвлечения (legato, non legato, staccato);
  9. развитие элементарных навыков выразительного исполнения легчайших одноголосных мелодий.

Аудиторные занятия:

16

Практические занятия:

15,5

Контрольные уроки:

0,5

Самостоятельная работа:

64

2.

  1. владение элементарных, двигательных навыков (экономичность и пластичность движений, удобство и легкость исполнения);
  2. знакомство с иностранными обозначениями темпов, динамики;
  3. добиваться выразительного интонирования мелодии и осмысленного исполнения фразировки;
  4. развивать слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани двумя руками одновременно;
  5. совершенствовать мелкую технику и овладевать элементарными приемами аккордово-интервальной техники.

Аудиторные занятия:

16

Практические занятия:

15,5

Контрольные уроки:

1

Самостоятельная работа:

82,5

3.

  1. добиваться темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения;
  2. понятие основных темповых и динамических обозначений;
  3. осознание учащимися характера, образа исполняемых произведений;
  4. накопление музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений;
  5. привитие самостоятельности в разборе текста;
  6. развитие гармонического, тембро-динамического слуха.

Аудиторные занятия:

33

Практические занятия:

31

Контрольные уроки:

2

Самостоятельная работа:

115,5

4.

  1. естественное усвоение двигательных навыков на базе изучения художественных произведений;
  2. понятие основных темповых, динамических обозначений;
  3. освоение пунктирного ритма;
  4. понимание музыки, ее формы и содержания;
  5. развитие музыкального компонента: эмоционального воздействия и переживания музыки;
  6. осмысление закономерности развития музыкальной ткани, логики гармонических последовательностей и движения голосов.

Аудиторные занятия:

33

Практические занятия:

31

Контрольные уроки:

2

Самостоятельная работа:

115,5

5.

  1. развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы); других видов фортепианной техники;
  2. совершенствование единства двигательно-технических задач с художественно-музыкальными;
  3. понятие основных темповых и динамических обозначений;
  4. формирование активного, самостоятельного, творческого мышления;
  5. владение интонационной сферой звучания, динамической и агогической нюансировкой, ритмо-темповой выразительностью.

Аудиторные занятия:

33

Практические занятия:

31

Контрольные уроки:

2

Самостоятельная работа:

115,5

6.

  1. формирование масштабного музыкального мышления при исполнении произведений крупной формы;
  2. овладение навыками полифонического мышления и исполнения (имитационная полифония);
  3. добиваться естественной связи педализации с интонированием мелодии, сменами гармонии и темпо-динамической нюансировкой;
  4. работа над разными видами мелкой и крупной техники;

подбор песен с аккомпанементом;

  1. чтение 2-х и 3-х-голосных партитур.

Аудиторные занятия:

66

Практические занятия:

64

Контрольные уроки:

2

Самостоятельная работа:

132

7.

  1. привитие творческого музыкального мышления, осознанного исполнения музыки;
  2. чтение гармонических схем, записанные буквенными или цифровыми символами;
  3. освоение ритмических фигур, мелизмов (мордентов, группетто, коротких трелей и т.д.);
  4. воспитание музыкального вкуса, ориентации в стилевых и жанровых особенностях музыки;
  5. подбор песен с аккомпанементом;
  6. чтение 2-х и 3-х-голосных партитур.

Аудиторные занятия:

66

Практические занятия:

64

Контрольные уроки:

2

Самостоятельная работа:

132

8.

овладение новыми, более тонкими и дифференцированными средствами выразительности;

педализация исполняемых произведений;

работа над развитием способности мыслить более масштабно;

сочетать контрастные образы и темы, владение различными  видами фактур;

подбор песен с более сложным аккомпанементом;

чтение 2-х, 3-х-голосных хоровых партитур.

Аудиторные занятия:

66

Практические занятия:

64

Контрольные уроки:

2

Самостоятельная работа:

132

В процессе обучения учащиеся должны:

- овладеть навыками индивидуальной  и групповой работы, концертной деятельности, навыками игры на фортепиано;

- уметь грамотно, выразительно исполнять фортепианные произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле

- читать нотный текст с листа;

- владеть знаниями в области музыкального искусства;

- уметь словесно проанализировать фортепианное произведение, т.е. сделать его анализ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Способы проверки знаний:

- контрольные уроки, зачеты по развитию технических навыков (в зависимости от степени подготовленности учащегося),

- академические концерты (2 раза в год) с оценкой по 5-ти бальной системе,

- творческие вечера,

- в конце обучения учащийся 8-го класса сдает экзамен.

Список рекомендуемой литературы для педагога.

 

  1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». – М., 1978.
  2. Айзенштадт С.А. «Детский  альбом» П. И. Чайковского. - М.;Классика. 2003.
  3. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974 .
  4. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. Советский композитор,1979.
  5. Болино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. – М. Музыка, 1974.
  6. Браудо И. А. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» - Музыка,1979.
  7. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М., Классика,2005.
  8. Вицинский А. В. Беседы с пианистами. – М. Классика – 21,2004.
  9. «Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П.И. Чайковского, вып.11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997.
  10. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.
  11. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961.
  12. Голубовская Н. «Искусство педализации». Л., 1974 .
  13. Коган Г. «Работа пианиста». – М., 1979.
  14. Корто А. О фортепианном искусстве.- М.: Классика , 2005.
  15. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. – М: Музыка,1971.
  16. Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967.
  17. Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» - Классика XXI, М., 2001.
  18. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». М., 1967.
  19. Николаев А.Очерки  по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М.: Музыка, 1980.
  20. Носина В. «Символика музыки Баха».
  21. Смирнова Т. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: Музыка,1992.
  22. Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI.  М., 2002.
  23. Тимакин Е. «Воспитание пианиста».  М., 1984.
  24.  Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста.- М.: Советский композитор,1987.
  25. Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001 .
  26. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта».  М., 1958.
  27. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика,2002.
  28. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.;Классика, 2002.
  29. Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира». – М. Классика, 2002.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
  2. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.
  3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  4. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
  5. Финкельштейн Э.И.  Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.

      6.  Юдовина – Гольперина Т. «За роялем без слез, или я – детский      педагог». – СПб. Союз художников, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная образовательная программа учебной дисциплины Слушание музыки

Примерная образовательная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».Пр...

Примерная образовательная программа учебной дисциплины Основы дирижирования

Примерная образовательная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».Пр...

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».Прим...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

СОДЕРЖАНИЕПояснительная запискаПримерное содержание учебной дисциплиныТеоретическая частьПрактическая частьПримерный тематический планТребования к результатам обученияТребования к результатам обучения...

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЖ"

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1...

Примерная программа учебной дисциплины "Почвоведение"

Фрагмент примерной программы учебной дисциплины "Почвоведение" по специальности 280711 "Рациональное использование природохозяйственных комплексов"...

Рабочая программа учебной дисциплины "Чтение с листа" по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство,, специализация "Фортепиано"

Данный предмет предусматривает развитие навыка чтения нотного текста с листа в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущего специалиста....