САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЖ"
рабочая программа на тему

 

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1 по всем специальностям среднего профессионального образования (далее СПО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr1.docx44.83 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                     БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для образовательных учреждений, реализующих образовательные                 программы СПО

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1 по всем специальностям среднего профессионального образования (далее СПО).

Организация-разработчик: Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт развития образования».

Разработчики:

Микрюков Василий Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор Академии военных наук РФ.

Рекомендована Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГУ «ФИРО») в качестве примерной программы для использования образовательными учреждениями при разработке программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Заключение Экспертного совета № 094 от «22» марта 2012 г.

(Основание: Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ «Федеральный институт развития образования» от «25» января 2012 г. № 1).


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                              стр.

1.        ПАСПОРТ        РАБОЧЕЙ         ПРОГРАММЫ        

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                    4

2.        СТРУКТУРА   И      СОДЕРЖАНИЕ        

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                    6

3.        УСЛОВИЯ        РЕАЛИЗАЦИИ       РАБОЧЕЙ        10

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.        КОНТРОЛЬ      И     ОЦЕНКА     РЕЗУЛЬТАТОВ        11

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1.        Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных изделий».

Рабочая  программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2.        Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к общепрофессиональному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3.        Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:

Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

•   разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

        прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;

•   принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;

  • выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации;
  • своевременного оказания доврачебной помощи.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

•    применять первичные средства пожаротушения;

•    ориентироваться  в  перечне  военно-учетных  специальностей  и

                       •     применять    профессиональные    знания    в    ходе    исполнения

                         обязанностей   военной   службы   на   воинских   должностях   в

соответствии с полученной специальностью;

              •     владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в

повседневной деятельности и экстремальных условиях военной

службы;

        оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

•  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  • основы военной службы и обороны государства;
  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
  • способы защиты населения от оружия массового поражения;
  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов
  • самостоятельная работа обучающихся - 34 часа;

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

домашняя работа

34

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если

предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Гражданская оборона

56

Тема 1.1. Единая государственная

система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного материала

4

репродуктивный

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Тема 1.2. Организация гражданской

обороны

Содержание учебного материала

6

репродуктивный

1. Ядерное оружие.

             1

2. Химическое и биологическое оружие.

1  

3. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения.

1    

4. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.

1  

5. Приборы радиационной и химической разведки и контроля.

1

6. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения.

 

1

Практические занятия

             6

   ознакомительный

1. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК.

             2

2. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.

2

3. Приборы радиационной и химической разведки и контроля.

2

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, выполнение заданий по учебнику

4

Тема 1.3. Защита населения и территорий при

стихийных бедствиях

Содержание учебного материала

             3

1. Защита при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах, грозах.

             1

2. Защита при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях.

             1

3. Защита при наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах.

 

             1

Тема 1.4. Защита населения и территорий при авариях

(катастрофах) на транспорте

Содержание учебного материала                         

2

1. Защита при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах).

1

2. Защита при авариях (катастрофах) на воздушном и водно транспорте.

1

Тема 1.5. Защита населения и территорий при

авариях (катастрофах) на производственных

объектах

Содержание учебного материала

               

5

репродуктивный

1. Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах.

1

2. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах.

1

3. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамически опасных объектах.

1

4. Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах.

1

5. Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах.

             1

Практические занятия

8

1. Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения.

2

2. Отработка действий при возникновении аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ.

2

3. Отработка действий при возникновении радиационной аварии.

              2

4. Составление планов-схем эвакуации.

2

Тема 1.6. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке

Содержание учебного материала

2

ознакомительный

1. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке.

2

Тема 1.7. Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке

Содержание учебного материала

4

ознакомительный

1. Обеспечение безопасности при эпидемии.

1

2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков.

1

3. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником.

1

4. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершённом теракте.

1

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику

12

 Раздел 2. Основы военной службы

12

репродуктивный

Тема 2.1. Вооружённые Силы России на современном этапе

1. Состав и организационная структура Вооружённых Сил.

             1

2. Виды Вооружённых Сил и рода войск.

             1

3. Система руководства и управления Вооружёнными Силами.

1

4. Воинская обязанность и комплектование Вооружённых Сил личным составом.

1

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику, изучение нормативных документов, Общевоинских уставов ВС РФ.

8

Раздел 3.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

34

             

репродуктивный

Тема 3.1.

Медико-санитарная подготовка

Содержание учебного материала

10

1. Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ран.

1

2. Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей.

1

3. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания.

2

4. Первая (доврачебная) помощь при ожогах.

1

5. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током.

             1

6. Первая (доврачебная) помощь при утоплении.

             1

7. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании.

             1

8. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях.

1

9. Доврачебная помощь при клинической смерти.

1

Практические занятия

10

репродуктивный

1. Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий.

2

2. Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности.

2

3. Наложение шины на место перелома, транспортировка поражённого.

2

4. Отработка на тренажёре прекардиального удара и искусственного дыхания.

2

5. Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца.

2

Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, работа с учебником

             10

Тема 3.2.

Здоровый образ жизни.

Содержание учебного материала.

4

репродуктивный

Здоровье человека и здоровый образ жизни.

              1

Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье.

 1

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

Профилактика  злоупотребления психоактивными веществами.

1

Всего:

102


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация   программы   дисциплины   требует   наличия   учебного кабинета безопасности жизнедеятельности. Оборудование учебного кабинета:

  1. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
  2. Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
  3. Гепкалитовый патрон ДП-5В
  4. Изолирующий   противогаз   в   комплекте   с   регенеративным патроном
  5. Респиратор Р-2
  6. Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 9, 10, 11)
  7. Ватно-марлевая повязка
  8. Противопыльная тканевая маска

9.        Медицинская сумка в комплекте
10.Носилки санитарные

11 .Аптечка индивидуальная (АИ-2)

  1. Бинты марлевые
  2. Бинты эластичные
  3. Жгуты кровоостанавливающие резиновые
  4. Индивидуальные перевязочные пакеты
  5. Косынки перевязочные

17.Ножницы для перевязочного материала прямые

  1. Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
  2. Шинный материал (металлические, Дитерихса)
  3. Огнетушители порошковые (учебные)
  4. Огнетушители пенные (учебные)
  5. Огнетушители углекислотные (учебные) 23.Устройство отработки прицеливания 24.Учебные автоматы АК-74

  1. Винтовки пневматические
  2. Комплект плакатов по Гражданской обороне
  3. Комплект плакатов по Основам военной службы

Технические средства обучения:

  1. Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
  2. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
  3. Рентгенметр ДП-5В
  4. Робот-тренажер (Гоша 2 или Максим-2)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и приёма нормативов, а также сдачи обучающимися экзамена.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их      последствий      в      профессиональной деятельности и быту;

- использовать   средства   индивидуальной   и коллективной   защиты   от   оружия   массового поражения;

- применять        первичные        средства пожаротушения;

- ориентироваться  в перечне военно-учетных специальностей  и  самостоятельно  определять среди       них       родственные       полученной специальности;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских    должностях    в    соответствии    с полученной специальностью;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим.

Усвоенные знания:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

-        основы военной службы и обороны государства;

-        задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения;
  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении        (оснащении)        воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

-        область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

-        порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Формы контроля обучения:

- домашние   задания   проблемного характера;

- практические задания по работе с информацией,              документами, литературой;

- подготовка        и        защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера.

Формы   оценки   результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе     которой         выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах   за   каждую   выполненную работу,      на      основе      которых выставляется итоговая отметка

Методы  контроля  направлены  на проверку умения учащихся:

- выполнять   условия   задания   на творческом уровне с представлением собственной позиции;

– делать осознанный выбор способов  действий из ранее известных;

– осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на  новом уровне предлагаемых заданий;

– работать в группе и представлять как

свою, так и позицию группы;

Методы оценки результатов обучения:

– мониторинг роста творческой самостоятельности

и навыков получения нового знания каждым

обучающимся;

– формирование результата итоговой

аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего  контроля.

Для проверки знаний студентов по окончании изучения отдельных разделов и тем можно рекомендовать рубежный контроль, в том числе в форме рейтинга. Для контроля и оценки знаний по всем темам дисциплины рекомендуется использовать компьютерные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Сафиной Людмилы Ивановны за 2011-2012 учебный год....

Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога

Самоанализ  профессиональной деятельности социального педагога...

Самоанализ педагогической деятельности преподавателя общепрофессиональных дисциплин Мельниковой Елены Викторовны

Дан подробный самоанализ методов и приемов работы, использования различных типов уроков, сочетания различных форм и методов контроля знаний студентов; проанализиро...

Самоанализ педагогической деятельности преподавателя за год

Самоанализ педагогической деятельности преподавателя химии и спецдисциплин  за 2013-2014 учебный год....

Самоанализ опыта педагогической деятельности по единой методической теме «Развитие навыков самостоятельной работы – основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста»

В данной работе предоставлен опыт работы преподавателя немецкого языка над единой методической темой техникума "Развитие навыков самостоятельной работы- основа качественной подготовки конкурентоспособ...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности...