Материал для клубного часа "Мезенская роспись"
статья по теме

Блохина Ирина Борисовна

Данный материал содержит информацию об уникальном явлении в истории народных  промыслов -- мезенской росписи. Эта информация может быть полезна воспитателям ГПД и учителям в проведении классных и клубных часов в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezenskaya_rospis.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Мезенская, или палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.
Росписывались ею нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки. Позднее центром мезенской росписи стала деревня Палащелье (отсюда и второе название).
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых мезенских мастеров.
Невозможно коротко рассказать о знаках и символах мезенской росписи. Это предмет научных исследований. Несколько более подробно вы можете ознакомиться со значениями символов мезенской росписи в разделе "символика" сайта. Или же просто можем положиться на внутреннее знание мастеров мезенской росписи и насладиться всем тем великолепием, что предлагает нам этот добрый старый народный промысел.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки. Пермогорские прялки - корневого типа с большой широкой лопаской. Верх завершается "маковками", "городками", низ - "серьгами", по-местному "чусками". Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части (ставы) . Верхняя была больше, чем нижняя, но при этом не создавалось впечатления неустойчивости, так как переход от лопаски к стояку был ступенчатым, широким и уравновешивал такую композицию.
Сюжеты на пермогорских прялках можно условно разделить на два чаще других встречающихся варианта. "В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирии в райских кущах или несколько птиц у Древа жизни: Внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд, на более ранних прялках рисовали выезд купца. Вокруг одного такого купеческого выезда среди прочих занятных надписей есть и такая: "Сей человек купеческое содержание имеетъ большима всякима товарыма дорогима занимается". А в верхней части около одной из птиц дается такое пояснение: "Сия птица отца нашего истиннаго сотворение" (орфография сохранена).
Кстати сказать, такие сопроводительные надписи которыми больше других росписей изобилует Пермогорка, тоже свидетельство традиции книжников-рукописцев. В Государственном музее этнографии хранится пермогорская прялка с изображением рукописной мастерской. А ведь народные художники изображали только то, что хорошо знали, с чем сталкивались в быту. Такая связь крестьян с книгами, лицевыми рукописями не должна удивлять.
В другом варианте на фасадной (лицевой) стороне прялки изображались "супрядки", как по-местному назывались посиделки. Девицы и женщины сидели, как полагается пряхам, под окошками - по-пермогорски в "шашечку". В нижнем ставе изображался свадебный поезд. Кстати сказать, "супрядки" начинали свадебную тему и в жизни, и в рисунках художников. На тыльной стороне прялок вверху изображались птицы в райских кущах как символ благополучия в доме, а внизу - счастливая семья за трапезой.

На одной из прялок под шатровой крышей мы видим семейное застолье, а внизу под ними свинью. Так и было: жили в верхнем этаже, а внизу держали сено и скот.
Первый вариант росписи оказался более устойчивым. Также встречаются пермогорские прялки, поверхность которых не разделена на ставы: пряхи, домашние животные и птицы, повозки, охотники и прочее, находятся как бы в одном временном пространстве посреди растительных мотивов. Есть на прялках и изображения кораблей.
Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. Сохранились необыкновенной красоты людьки „хлебные короба, туески (бурачки), ендовы. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели - сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде - большая рыба. Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.
Чтобы легче представить, что изображали на утвари, можно рассмотреть хлебницу (см. рис.). На крышке в центре - розетка в зубчатом круге, семейная трапеза, лев, единорог и птицы. На стенках - одна за одной по окружности следуют жанровые сценки: поездка в возке, бык, единорог, охотник и птицы, ткачиха за станом, пряха за прялкой, швея за швейкой, мальчик на коне, мужчина с пестерем за плечами и кузовком в руке, мальчик с собакой на поводке. Свободное поле стенок заполнено растительным узором, а по ободкам крышка и низ расписаны геометрическим орнаментом из полурозеток и "городков".
А еще изображали служивых солдатиков, сбор березового сока, рубку леса, доение коровы и многое другое. Современные художники могут делать свои житейские наблюдения и отражать их в рисунке, следуя примеру старых мастеров. Те были очень конкретны, насыщали изображения деталями: тут и новомодная шаль на плечах у пряхи, высокий гребень в прическе, повойники, кустушки, оконца где слюдяные, где стеклянные. Именно эти бытовые подробности помогли искусствоведам определить время изготовления многих предметов.

Удивительно своеобразна и красива природа Севера. Мы отправимся с вами в путешествие по Северной Двине - в гости к мастерам Пермогорья. Чем ближе цель нашей поездки, тем выше горы. Вот и Пермогорье, расположенное на самом высоком берегу Северной Двины. Поэтому и названа Пристань "Пермогорье", что здесь первые по высоте горы.
Роспись превращала их в подлинные произведения искусства. Используя всего несколько элементов: бордюры-ленточки, округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы, петушков, птицу Сирии, а также жанровые сценки из повседневной жизни, небогатую палитру - красный, желтый, зеленый цвет и черный контур, гусиное или сорочье перо, пермогорские мастера расписывали предметы быта, которые служили им долгую службу.
Крестьянские семьи были большие, соль дорогая, и ее выносили на праздничный стол в солонице - конике.

Городецкая роспись - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.

История неповторимой сюжетной росписи насчитывает уже более полутора веков. В своих композициях крестьянские художники открывали уникальный образный мир.

Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Недаром один из французских искусствоведов сказал, что такие вещи должны находиться в Лувре.

Среди самых распространенных сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц.

Как возникла городецкая роспись? В буквальном смысле со дна реки. Жители приузольских деревень часто доставали из реки колоды мореного дуба. Фактура дерева, пролежавшая под водой неведомое количество лет, была необыкновенна по своей красоте: то иссиня-черная, то темно-коричневая. Кроме того древесина как бы внутри тускло переливалась. Этот материал стали использовать для украшения донец прялок, промежутки заполняли геометрическим орнаментом, изображениями всадников, нарядных барынь, коней, диковинных птиц, цветов напоминающих розу. Героев композиции группировали так, словно они застыли перед фотоаппаратом. Писали клеевыми красками, как в иконописи. Красок для росписи применяли не больше пяти- красная, желтая, синяя, белила и сажа, добавляли иногда и зелень. Рассказывают и такую легенду о происхождении промысла. в 1870-х гг. в село Курцево, расположенное неподалеку от Городца пришел иконописец Огуречников поправлять фрески в церкви. От него жители села и научились расписывать донца прялок. Новый промысел быстро распространился по округе. В конце 19 века

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа "Батик. Роспись по ткани." Один год обучения.

В программе приведены основные приемы и навыки украшения и орнаментации тканей ручным способом разными группами  красок по тканям....

Организация культурного досуга старших подростков. Развитие творческих способностей обучающихся на примере клубной деятельности в образовательной организации

В настоящее время становится актуальным поиск новых форм организации свободного времени – молодежного туризма, комплексных культурно - досуговых программ, различных ток-шоу, презентаций, массовых игро...

Открытое занятие "Орнамент", программа "Роспись по дереву. Роспись по стеклу».

Конспект занятия Составитель: педагог дополнительного образования ГБОУ ДО ЦДЮТТ «Охта» Дольникова Валерия АндреевнаНазвание дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) програ...

Клубный час "12 апреля - День космонавтики" в 4б классе

Познакомить учащихся с историей освоения космоса, историей отечественной космонавтики, профессией космонавта....

Программа клубного формирования. Кружок рисования "Волшебный мир красок".

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.Каждый человек рождается художником.Нужно только помочь ему разбкдить в себе творческие способности, открыть его сердце до...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО НАПИСАНИЮ ПРОГРАММ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КЛУБНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Манный материал послужит хорошим подспорьем для тех, кто работает в ПМК и ПМЦ.  В нем подробно изложенно, что необходимо отразить в программе своей деятельности руководителю клубных формирований....

Метод проектов Клубный час ШПД

Цель:  обобщение работы  над   проектом,  раскрытие  значения молока для правильного питания младшего школьника. Задачи: - расширить представление  о молочных п...