Мастер-класс «Техника исполнения и история возникновения венского вальса»
учебно-методический материал по теме

 

Цель проведения мастер-класса: Поделиться с педагогами-хореографами опытом работы в подготовке пар и соло для исполнения классического венского вальса.

 

Задачи: Расширить информационный багаж педагогов-хореографов о технике исполнения и этапах подачи материала при обучении классическому венскому вальсу.

Оборудование: музыкальный центр, танцевальный класс с зеркалами.

 

Ход проведения мастер-класса:

Часть 1. Теоретическая часть: сообщение «История венского вальса. Две версии».

Цель: расширить знания педагогов-хореографов относительно происхождения венского вальса.

(ведущий рассказывает доклад, 5-7 минут)

Часть 2. Практическая часть:

- маленькая разминка (вращения в основных суставах, общий разогрев всего тела);

- линии и направления в танцевальном зале при обучении танцам европейской программы;

- правый поворот венского вальса (схема движения);

- постановка в пару (стойка партнера, стойка партнёрши);

- «маленькие секреты».

- демонстрация постановок: Вальс «Мой ласковый и нежный зверь», вальс «D’oro e d’argento»

Цель. Ознакомление педагогов-хореографов с техникой исполнения классического венского вальса с точки зрения бальной хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_venskomu_valsu.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Техника исполнения и история возникновения венского вальса»

Цель проведения мастер-класса: Поделиться с педагогами-хореографами опытом работы в подготовке пар и соло для исполнения классического венского вальса.

Задачи: Расширить информационный багаж педагогов-хореографов о технике исполнения и этапах подачи материала при обучении классическому венскому вальсу.

Оборудование: музыкальный центр, танцевальный класс с зеркалами.

Ход проведения мастер-класса:

Часть 1. Теоретическая часть: сообщение «История венского вальса. Две версии».

Цель: расширить знания педагогов-хореографов относительно происхождения венского вальса.

(ведущий рассказывает доклад, 5-7 минут)

Часть 2. Практическая часть:

- маленькая разминка (вращения в основных суставах, общий разогрев всего тела);

- линии и направления в танцевальном зале при обучении танцам европейской программы;

- правый поворот венского вальса (схема движения);

- постановка в пару (стойка партнера, стойка партнёрши);

- «маленькие секреты».

- демонстрация постановок: Вальс «Мой ласковый и нежный зверь», вальс «D’oro e d’argento»

Цель. Ознакомление педагогов-хореографов с техникой исполнения классического венского вальса с точки зрения бальной хореографии.

Ожидаемые результаты:

 Материал данного мастер-класса позволит руководителям хореографических коллективов детских садов и школ разнообразить свой педагогический репертуар.

Использованная литература:

1 Ю. Пин. «Венский вальс, техника исполнения», Лондон-Санкт-Петербург, 1995.

2 Шутиков Ю. Н. «Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам», санкт-Перетбург, 2006.

3 Интернет-ресурс http://dances.nsk.su/library/waltz.html 

Автор и докладчик Ладыгина Екатерина Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДТ»

Часть 1

Вступительная часть

История венского вальса

Годом создания венского вальса считается 1775 год. Однако, первое упоминание о танцах, подобных вальсу, относится к 12, 13 столетию, когда в Баварии танцевали «Nachtanz». Основные споры вызывают две версии происхождения танца - германская, в Англии долго называли его «немецкий» вальс, и французская, а точнее, французско-итальянская. Очевидно только одно — венский вальс точно не из Австрии, а называют его так, поскольку пик популярности он пережил в начале 19 века в Вене под музыку Штрауса. Рассмотрим обе версии, при этом стоит заметить, что большинство исследователей считает его все-таки французским…

Первая версия.

Вальс - это танец, который исполняется под музыку с тремя ударами в такте. Каждый такт начинается с ударного счета, а заканчивается менее выделенным, что создает большие трудности для начинающих, а для опытного танцора такой ритм создает восхитительные романтические переливы. Историю танцев на «три четверти» можно проследить достаточно легко, поскольку большинство танцев танцевалось и танцуется на два и четыре счета (все таки ног у нас две!), а танцев на три счета не очень много.

Один из первых танцев в ритме «три четверти» — крестьянский французский танец из Прованса (Provence), о годе появления которого - 1559, писала Парижская газета «Lа Patrie» («Родина») 17 января 1882 года. Этот танец исполнялся под народную музыку, называемую "Volta", хотя с данным названием в то же время существовал народный итальянский танец. На итальянском слово «volta» означает «поворот». Уже в первых вариантах танца основой его являлось непрерывное вращение.

В течение XVI столетия вольта становится популярной в залах королевских судов Западной Европы, где тогда проводились танцы. Arbeau описывает этот танец похожим на «гальярду» (Galliard), исполняемый под музыку в ритме 3/2, но быстрее. При этом вольта и гальярда танцевались в пять шагов на шесть ударов по музыке.

В вольте партнеры танцевали в закрытой позиции, но леди смещалась влево относительно джентльмена! Партнер держал партнершу за талию, леди клала правую руку на плечо джентльмена, поддерживая юбку левой рукой. Платье приходилось держать, поскольку во время вращений юбка запутывалась вокруг пары и мешала двигаться дальше.

Самое известное изображение этого танца — картина, на которой нарисована королева Англии Elizabeth I, танцующая вольту с графом Ланкастером (Leicester), взлетающая над полом в руках графа. Интересно, что фоном картины является зал Французского королевского суда!

Вольта тех дней похожа на современный, норвежский фольклорный вариант вальса. Как в любом танце с вращениями, так как один из партнеров фактически выполняет шаги вокруг другого, их приходится делать длиннее, чем в обычных шагах в сторону. При этом обычно ноги партнера длиннее ног партнерши, и для того, чтобы партнерша могла обойти партнера, в норвежском вальсе он поднимает ее над полом и переносит по воздуху. В вольте партнеры делали то же самое, при этом так держась друг за друга, что в светском обществе танец стал считаться крайне безнравственным и был запрещен королем Франции Луи XIII (1610-1613).

Вольта, изначально исполнявшаяся на три счета, но фактически в пять шагов, постепенно стала исполняться под музыку в пять счетов. Очередные описания танца на три счета под названием "Hole in the Wall" были сделаны Playford в 1695. На этом кончается история вальса во Франции…

Вторая версия возникновения вальса.

В 1754 в Германии появилась первая музыка, которая отдаленно напоминала современные вальсы и называлась «Waltzen». До сих пор исследователям, изучающим происхождение современных танцев, неизвестно, каким образом происходило слияние и взаимодействие двух танцев — «Waltzen» и «Volta», хотя по-немецки слово «waltzen» тоже означает «вращаться». Музыка, по ритму и характеру совпадающая с современными мелодиями венского вальса, появилась в 1770 году. Танцы, "похожие на вальс", впервые исполнялись в Париже в 1775 году.

«Waltzen», как и вольта, не соответствовал нормам морали того времени, в 1779 году появился памфлет некоего «Волка» (Wolf) под названием: «Доказательства того, что вальсирование — основной источник слабости тела и вырождения нашего поколения».

В 1799 Arnedt описывал этот танец: «Леди подняли длинные платья так, чтобы не запутаться и не наступить на них, платья понесли их, как ковер, над землей, прижимая тела партнеров близко друг к другу…»

Бальная публика заинтересовалась вальсом после того, как в 1787 г. в поставленной в Вене опере «Редкая вещь, или Красота и добродетель» композитора В. Мартин-и-Солера его станцевало несколько пар. Именно там танец стал очень популярным. Специально для вальса открывались большие танцевальные залы, такие как «Sperl» в 1807, «Apollo» в 1808 (в котором могли разместиться 3000 пар!). В 1812 танец появляется в Англии под названием «немецкий вальс» и вызывает большую сенсацию, наибольшей популярности достигая в 1816 году.

Первоначально вальс танцевали довольно медленно; постепенно ритм его ускорился. То, что во время танца кавалер брал даму за талию, было очень необычным — ведь в большинстве танцев той эпохи партнеры соприкасались лишь кончиками пальцев. Из-за этого поначалу многие сочли вальс «безнравственным» танцем.

Разгневанный лорд Байрон в 1813 году, увидев свою жену в руках друга на недопустимом расстоянии, писал: «Здоровый джентльмен, как гусар, раскачивается с дамой, как на качелях, при этом они вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило».

Борьба против «немецкого вальса» продолжалась, в 1833 в книге «Правил хорошего поведения» Мисс Селбарт писала: «этот танец — только для девиц легкого поведения!»

Когда вальс появился в России, ни Екатерина II, ни Павел I, ни особенно его жена Мария Федоровна его не одобрили. Взойдя на престол, Павел специальным указом запретил танцевать вальс в России, и вплоть до самой смерти его жены (а умерла Мария Федоровна только в 1830 г.) дорога вальсу к русскому двору была закрыта. Оба сына Марии Федоровны — и Александр I, и Николай I — не осмеливались перечить матери.

Зато на частных балах после Отечественной войны 1812 г. вальс стал одним из любимейших танцев. В особую моду его ввел Венский конгресс (1814-1815), на котором решалась судьба Европы. Днем дипломаты решали важные проблемы послевоенного устройства, а вечерами вели активную светскую жизнь и танцевали на балах, где вальс был коронным танцем. Много людей съехалось тогда в Вену: короли и императоры, целые европейские дворы, журналисты и писатели, великосветские красавицы, и все с упоением вальсировали. Естественно, что участвовавшие в Конгрессе русские привезли вальс в Петербург.

Еще довольно долго репутация вальса оставалась сомнительной. «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности… чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбило бы приличие», — говорилось в танцевальном руководстве 1825 г, (Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков, 1825). Молодежь, однако, была от вальса без ума, и к этому времени без него не обходился уже ни один провинциальный, а тем более столичный бал. После 1830 г, вальсировать стали и на придворных балах, а вскоре мода на этот танец обрела второе дыхание. В Вене появился «король вальса» Иоганн Штраус, музыка которого облагородила и усовершенствовала хореографию танца. Он стал исполняться более красиво и грациозно, а темп его еще ускорился.

Современники вспоминали, что в России вальс танцевали быстро, так что аристократическая молодежь умением быстро кружиться в вальсе выгодно отличалась от исполнителей медленных танцев, не трудных всякому. «При немастерстве моем танцовать, чувствую, что для ваших русских вальсов не только я, но и никто из моих товарищей неспособен, — писал англичанин Ж.К. Пойл русскому журналисту М.Н. Макарову в 1805 году, — для них, для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и, кроме русских дам, этих чересчур быстрых, почти воздушных лепестков не выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка».

В 1999 году, 3 июня, исполнилось сто лет со дня смерти Йохана Штрауса, «Короля вальсов». Он родился 25 августа 1825 года в Вене, умер в 1899 году. Отец его, родившийся в Вене в 1804 году, был тогда самым популярным композитором в Австрии, звали его тоже Johann Strauss. Благодаря его воспитанию, а также тому, что оба они родились в Вене, вальс стал носить имя «венского». Очень долгую по тем временам жизнь «Король вальсов» прожил в музыке, написав более 500 вальсов, различные польки, кадрили, марши. Он был трижды женат, его первая жена Jetty Treffz, певица, убедила его попробовать силы в оперетте, и его «Летучая мышь» (1874) и «Цыганский барон» (1885) стали классикой оперетты. Огромное число композиторов середины 19 века, братья и племянники Штрауса писали вальсы, вдохновленные творчеством Йохана Штрауса (Johann Strauss).

В настоящее время «Венский Вальс» исполняется в ритме около 180 ударов в минуту, с ограниченным набором движений: change steps, hesitations, hovers, passing changes, natural и reverse turns, перемещение в центр и вращение (Fleckerls), переходящее в contracheck.

http://dances.nsk.su/library/waltz.html 

Часть 2

Линии и направления в танцевальном зале при обучении танцам европейской программы.

Правый поворот венского вальса.

Исходное положение — закрытая позиция, партнеры развернуты диагонально к центру по линии танца.

Партнер делает интенсивный первый шаг правой ногой (счет «раз») по линии танца с одновременным поворотом корпуса направо (скрутка направо), второй шаг (счет «два») – вбок по линии танца, третье движение – подтяжка ноги (счет «три»).

Партнёрша делает интенсивный шаг левой ногой (счёт «раз») по линии танца с одновременным поворотом корпуса направо (скрутка направо), второй шаг (счёт «два») – вбок по линии танца, третье движение – подтяжка ноги (счёт «три»).

Постановка в паре.

Партнёры стоят друг напротив друга со смещением в полкорпуса вправо. То есть правые стороны корпусов партнёров касаются друг друга. Правая стопа каждого из партнёра «смотрит» в направление между стоп пары. Правая рука партнёра опускается на левую лопатку партнёрши. Левая рука партнёра и правая рука партнёрши соединены на уровне глаз партнёра, локоть в линии спины, «смотрит» в сторону. Левая рука партнёрши касается правого предплечья партнёра. Вес на подушечках, колени слегка мягкие.

«Маленькие секреты»

Шаги  по длине у партнера и партнерши разные. У партнера – второй шаг длинный, у партнерши – короткий, то есть тот, кто идёт назад, делает шаг на счёт «два» короче.

Второй шаг «крадет» время у первого, чтобы попадать в музыку.

Линия танца

Линия танца

Д/ц (Диагонально стене)

Д/ц (Диагонально к центру

Ц (к центру)

Д/с (диагонально к стене)

Д/ц (диагонально к центру)

Ц (центр)

С (к стене)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Сравнение технико-экономических показателей различных источников света"

Мастер-класс «Проверка достоверности рекламной информации осветительных приборов» Анализ информации, размещенной на упаковке энергосберегающих ламп и ламп накаливания путем сравнения характе...

Презентация мастер - класса (приложение к структуре мастер - класса) Тема: «Профессиональная и инфекционная безопасность медицинского персонала. Применение медицинских перчаток. Техника надевания стерильных перчаток»

Мастер - класс или обучающий тренинг предназначен для отработки практического навыка "Техника надевания стерильных перчаток" с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА ВАЗА В ТЕХНИКЕ ПАПЬЕ-МАШЕ «ВЕСЕННИЙ ВАЛЬС»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССАВАЗА В ТЕХНИКЕ ПАПЬЕ-МАШЕ«ВЕСЕННИЙ ВАЛЬС»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА ПО ХОРЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЭКЗЕРСИСА НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА В ТЕХНИКЕ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА» (для детей 10-12 лет)

Современный танец – самая молодая танцевальная система. В настоящее время она находится в стадии формирования. Особенность развития современной хореографии – в эклектическом использовании ...

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования"

Данный мастер-класс рассчитан на обучающихся 2 класса.  Цель: приобретение знаний о жанре пейзажа, постижение практических приемов работы с гуашью нетрадиционными техниками, изучение последовател...

Мастер-класс "Современные техники рисования". Представлен на Чемпионате "Абилимпикс"

Разработка содержания мастер-класса по нетрадиционным техникам рисования....