Программа обучения в творческом объединении театр кукол
рабочая программа по теме

Попцова Ольга Владимировна

Педагогическая наука давно ищет пути воспитания гармоничного, образованного и доброго человека. И один из таких путей – это воспитание искусством. Искусство, прежде всего, воздействует на чувства человека, а чувства всегда очень индивидуальны. Они всегда зависят от качества личности, и каждый из нас был бы счастлив иметь рядом такого человека, который умеет сочувствовать, сердце которого открыто для добра.

Актуальной и целесообразной данную программу делает то, что открыть эти качества в ребенке, развить их, научить понимать другого человека, сочувствовать ему лучше всего помогает искусство театра. Программа актуальна еще и тем, что в ней содержатся материалы, которые могут пригодиться в работе педагогам дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_20092.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа творческого объединения кукольный театр «Золотой ключик»

Педагог дополнительного образования Попцова О.В.

Пояснительная записка.

Творческое объединение театр кукол «Золотой ключик» образовано в 1989 году. Основателем и руководителем в течение семнадцати лет была Иванова Нина Михайловна.

В коллективе занимаются дети с 7 лет. Театр стал для них вторым домом, в котором можно сообща заниматься творчеством, решать проблемы и делиться успехами.

Первые выпускники театра кукол «Золотой ключик» стали уже взрослыми людьми, создали семьи, но поддерживают связь с театром. Некоторые выбрали своей профессией театральную деятельность. Так, например я, Попцова Ольга Владимировна, 5 лет занималась у Ивановой Н.М., в 1994 г. прошла конкурсный отбор в Ивановском областном театре кукол, где работала в качестве актрисы. Параллельно я получила образование в Ивановском училище культуры. Также выпускница творческого объединения Иванова Юлия закончила обучение в ГИТИСе и сейчас работает в театрах г.Москвы, она снимается в различных фильмах; Теплякова Анастасия закончила обучение в Ивановском училище культуры и стала актрисой Ивановского областного музыкального театра.

За время своего существования творческий коллектив неоднократно занимал первые места в областных и городских конкурсах и фестивалях. Я возглавила театральное объединение «Золотой ключик» в 2006 – 2007 учебном году и стараюсь не уронить честь и славу коллектива,  в нем сохранены многие традиции преподавания и воспитания, заложенные Ивановой Н.М.

Творческое объединение кукольный театр «Золотой ключик» и его воспитанники стали участниками, призерами и лауреатами конкурсов различных уровней:

2008 г – Попцова О.В. – Диплом  участника городского конкурса «Педагог года» в номинации «Педагог дополнительного образования»;

2008 г – кукольный театр «Золотой ключик» - лауреат городского фестиваля «Лицедей – 2008» в номинации «Кукольный театр»;

2008 г – Павлюкова Елена – Диплом за роль Лисы в спектакле Г.Остера «Клочки по заулочкам» на фестивале «Лицедей – 2008»;

2008 г – Ефимов Егор – Диплом за роли Волка и Петуха в спектакле Г.Остера «Клочки по заулочкам» на фестивале «Лицедей – 2008»;

2008 г – Кисляков Андрей – Диплом за роли Медведя и Быка  в спектакле Г.Остера «Клочки по заулочкам» на фестивале «Лицедей – 2008»;

2007 г – театр кукол «Золотой ключик» - I место областного конкурса театральных коллективов образовательных учреждений «Калейдоскоп» в номинации «Кукольный спектакль»;

2006 г – Попцова О.В. – II место в областном конкурсе «Сердце отдаю детям»

 Также воспитанники стали победителями в номинациях «Мельпомена», «Верность делу» ежегодной церемонии награждения одаренных детей ЦДТ № 4 «К вершинам творчества».

В репертуаре театра насчитывается более двадцати спектаклей и концертных номеров.

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение, фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры.

Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.), театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Народная сказка  в этом отношении отвечает потребностям ребенка; её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности» -  путем развёртывания конкретных фактов, событий. По словам К.Д. Ушинского сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, он не думал, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.

Не менее важно и то, что театрализованные занятия по русским народным сказкам развивают эмоциональную сферу ребенка, в процессе сопереживания создаются определенные отношения к различным жизненным ситуациям и моральные оценки событий.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность также позволяет ребенку решать многие про6лемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать  неуверенность в себе, застенчивость.

Программа театра кукол «Золотой ключик» позволяет:

  1. создавать условия для развития творческой активности детей (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и непринужденно держаться на выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.п.);
  2. приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, подробнее узнавать об особенностях кукольных театров разных народов мира);
  3. организовать взаимосвязь театральной деятельности с другими видами искусства в едином педагогическом процессе;
  4. создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей различных возрастов;
  5. предоставлять всем детям равные возможности для участия в инсценировке (дети должны действовать в одинаковых или равных ролях, в зависимости от их способностей).

Репертуар творческого объединения подобран так, чтобы все дети группы могли принимать участие в спектаклях и действовать, по возможности, в равноценных ролях.

Целью данной программы является развитие творческой личности через приобщение ребенка к театрализованной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  1. обучение основам вождения различных систем кукол (перчаточной, механизированно-перчаточной, тростевой, мимирующей, планшетной и др.);
  2. обучение дыхательной и артикуляционной гимнастике;
  3. обучение пальчиковой гимнастике;
  4. обучение основам сценической речи;
  5. обучение основам сценического движения;
  6. обучение основам сценического самочувствия, действия  и взаимодействия.

Развивающие:

  1. развитие художественного вкуса;
  2. развитие образного мышления;
  3. развитие мелкой и общей моторики;
  4. развитие эмоциональной сферы;
  5. развитие коммуникативных навыков;
  6. развитие интеллектуальных способностей (текстовой и предметной памяти, воображения, зрительного и слухового внимания);
  7. развитие мотивации к познанию и творчеству;
  8. развитие одаренности.

Воспитательные:

  1. воспитание чувства ответственности;
  2. воспитание культуры поведения на сцене;
  3. воспитание умения давать верную этическую оценку различным ситуациям и моделям поведения;
  4. воспитание умения правильно пользоваться различными средствами речевого этикета;
  5. воспитание чувства патриотизма;
  6. воспитание духовно-нравственных основ.

Педагогическая наука давно ищет пути воспитания гармоничного, образованного и доброго человека. И один из таких путей – это воспитание искусством. Искусство, прежде всего, воздействует на чувства человека, а чувства всегда очень индивидуальны. Они всегда зависят от качества личности, и каждый из нас был бы счастлив иметь рядом такого человека, который умеет сочувствовать, сердце которого открыто для добра.

Актуальной и целесообразной данную программу делает то, что открыть эти качества в ребенке, развить их, научить понимать другого человека, сочувствовать ему лучше всего помогает искусство театра. Программа актуальна еще и тем, что в ней содержатся материалы, которые могут пригодиться в работе педагогам дополнительного образования.

Новизна данной программы заключается в применении в одном спектакле разных планов: закрытого (вождение куклы за ширмой), открытого (вождение куклы без ширмы) и живого (ребенок играет сам), которое используется в профессиональных театрах кукол.

Программа основывается на следующих принципах:

  1. принцип учета возрастных особенностей воспитанника;
  2. принцип гуманизации (подход к каждому ребенку, как к неповторимой личности, создание условий для нравственного и эстетического совершенствования);
  3. принцип дидактики (от простого к сложному).

Прогнозируемый результат ЗУНов воспитанников

Обучающий

Воспитательный

Развивающий

1-й год обучения

Умеют делать гигиенический массаж.

Умеют делать элементарную пальчиковую гимнастику.

Знают и умеют делать простейшую артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Умеют регулировать высоту звука.

Владеют понятиями «прогон», «премьера», «дебют».

Имеют начальные навыки вождения перчаточной и планшетной систем кукол.

Могут дать верную этическую оценку различным ситуациям.

Проявляют волевые качества.

Обладают чувством личной ответственности.


Проявляют интерес к искусству слова и театра кукол.

Наблюдается динамика в развитии мелкой и общей моторики.

Проявляют творческий подход к вождению перчаточной и планшетной систем кукол.

2-год обучения

Владеют понятиями «сюжет», «мизансцена», «диалог», «жанр».

Умеют с помощью голоса показывать характер и настроение персонажа.

Имеют навыки вождения перчаточной системы кукол.

Умеют работать с реквизитом.

Уверенно держат себя на сцене.

Готовы помочь друг другу в различных ситуациях.

Проявляют творческий подход к мизансценическому построению спектакля.

Наблюдается динамика в развитии интеллектуальных способностей (память, воображение, фантазия).

3- й год обучения

Владеют понятиями «закрытый план», «открытый план», «живой план», «подтекст»

Имеют основные навыки вождения механизировано-перчаточной системы кукол.

Умеют находить адекватные способы содействия.

Обладают чувством коллективной ответственности.

Уверенно пользуются навыками трансформации голоса.

Проявляют творческий подход к вождению механизировано-перчаточной системы кукол.

Наблюдается динамика в развитии интеллектуальных способностей (образное мышление, зрительное и слуховое внимание).

4-й год обучения

Владеют понятиями «сверхзадача», «сквозное действие».

Знают и умеют делать упражнения для укрепления речевого аппарата.

Имеют основные навыки вождения тростевой системы кукол.

Правильно пользуются различными средствами речевого этикета.

Имеют стойкую заинтересованность в ведении здорового образа жизни.

Уверенно пользуются голосовыми способностями.

Проявляют творческий подход к вождению тростевой системы кукол.

Наблюдается устойчивый интерес к театральному искусству.

5-й год обучения

Имеют основные навыки вождения различных систем кукол.

Знают и умеют использовать приемы актерского мастерства.

Умеют вести себя на публичных выступлениях.

Имеют четко сформированную гражданско-патриотическую позицию  в жизни.

Имеют хорошо развитую предметную и текстовую память.

Проявляют творческий подход к постановке спектакля.

Модель выпускника творческого объединения театр кукол «Золотой ключик»:

  1. знает основы вождения различных систем кукол (перчаточной, механизированно-перчаточной, тростевой, мимирующей, планшетной и др.);
  2. знает упражнения для развития и укрепления речевого аппарата;
  3. умеет находить адекватные способы содействия;
  4. умеет вести себя на публичных выступлениях;
  5. знает и умеет использовать приемы ораторского искусства;
  6. обладает образным мышлением;
  7. имеет хорошо развитую предметную и текстовую память;
  8. обладает чувством ответственности;
  9. умеет верно давать этическую оценку различным ситуациям;
  10. имеет четко сформированную гражданско-патриотическую позицию в жизни;
  11. может продолжить свое обучение в театральной студии при Ивановском областном театре кукол,  а также в Ивановском училище культуры на факультете «режиссер самодеятельных театральных коллективов».

Наиболее распространенными формами промежуточного и итогового контроля деятельности обучающихся являются:

  1. анкетирование;
  2. теоретические и практические тестовые задания, диагностические карты (см приложение № 3);
  3. выступления на мероприятиях различного уровня;
  4. отзывы о спектаклях;
  5. участия в смотрах театральных коллективов;
  6. участия в фестивалях.

Организация учебной деятельности.

Комплектование групп в нашем коллективе проходит по желанию детей и заявлениям родителей.

  1. 1-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа = 4 часа в неделю (144 часа в год).
  2. 2-й и последующие года обучения 2 раза в неделю по 3 часа = 6 часов в неделю (216 часов в год).

Возраст детей:

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

5-й год обучения

7 – 9 лет

8 – 10 лет

9 – 11 лет

10 – 12 лет

11 – 18 лет

Кол-во обучающихся по годам обучения.

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

5-й год обучения

15 чел

13 чел

12 чел

10 чел

10 чел

Условия реализации дополнительной образовательной программы.

Для занятий необходимо просторное, хорошо освещенное помещение, с ровным половым покрытием (можно со сценической площадкой). Обязательно должен присутствовать музыкальный инструмент (фортепиано, баян, аккордеон) и музыкальный центр с набором необходимых музыкальных фонограмм на CD или аудио носителях, а также ширма с учетом роста воспитанников и набор кукол, декораций и реквизита по теме занятия. Для иллюстративных занятий может понадобиться ПК, экран и проектор.

Для обеспечения музыкального оформления занятий требуется обязательное присутствие концертмейстера.

Для постановки хореографических композиций в живом плане спектакля или миниатюры, по необходимости, приглашается хореограф.

Для изготовления кукол, декораций и реквизита участники коллектива, с помощью родителей, находят необходимые материалы и активно помогают педагогу.

Учебно-тематический  план первого года обучения

Темы

Часы

Всего

Теория

Практ.

1

Развитие общей и мелкой моторики.

18

18

2

Речевая постановка и развитие голоса.

18

5

13

3

Введение в мир театра.

10

2

8

4

Вождение планшетной и перчаточной системы кукол.

20

20

5

Инсценировка русских народных сказок.

8

3

5

6

Постановка спектакля.

70

2

68

        

Итого

144

15

129

Содержание

  1. Развитие общей и мелкой моторики.

Имитация движений животных.

Пальчиковая гимнастика.

Формы: игры направленные на развитие координации движений; пальчиковые тренинги.

  1. Речевая постановка и развитие голоса.

Развитие навыков правильного вдоха и выдоха на основе упражнений хатха-йоги.

Обучение детей гигиеническому массажу.

Знакомство с термином «Речевой звук».

Развитие слухового внимания, изменение голоса по тональности.

Работа над чистотой произношения: обучение  артикуляционной гимнастике, четкое произношение чистоговорок и скороговорок.

Формы:  упражнения  направленные на постановку дыхания; игры, развивающие слуховое внимание; тренинги по чистоте произношения и тональной окраске голоса.

  1. Введение в мир театра.

Знакомство с историей театра и различными системами кукол.

Просмотры спектаклей в Ивановском театре кукол.

Творческие встречи с детьми старшей группы и с актерами театра кукол.

Формы: рассказ, показ, беседа.

  1. Вождение планшетной и перчаточной систем кукол.

Разбор понятий «открыто управляемая» и «верховая» кукла.

Кукольная зарядка.

Походка куклы.

Знакомство с терминами «пружинка», «грядка ширмы».

Разучивание миниатюр с использованием планшетной системы кукол.

Формы: тренинг по кукловождению, этюды с куклой, выступления перед своими одноклассниками.

  1. Инсценировка русских народных сказок.

Прочтение русских народных сказок.

Выявление отношения к происходящим событиям, определение морали сказки, оценивание детьми поведения героев сказки.

Обогащение словарного запаса у детей.

Разучивание песен.

Отрабатывание интонационной выразительности речи.

Выявление артистических способностей у детей.

Сказочная викторина «Знаете ли вы сказки?»

Формы: беседа, ролевые игры, драматизация, викторина.

  1. Постановка спектакля.

Сказка, предназначенная к постановке.

  1. Прочтение сказки,
  2. анализ художественных образов сказки,
  3. проигрывание сказки с речевой характеристикой каждого персонажа,
  4. инсценировка сказки, придание сказке драматической формы, пригодной для остановки спектакля.

Музыка к спектаклю.

  1. Прослушивание музыки,
  2. разучивание песен,
  3. построение хореографических композиций.

Репетиция.

  1. Понятие «репетиция»,
  2. отрабатывание интонационной выразительности речи,
  3. соблюдение пауз, оценка происходящих событий.

Выпуск спектакля.

Разбор понятий «прогон», «генеральная репетиция», «премьера», «дебют».

Формы: беседа, ролевые игры, этюды на заданную тему, драматизация, актерские пробы, выступления для школы раннего развития ЦДТ № 4.

Учебно-тематический  план второго года обучения

Темы

Часы

Всего

Теория

Практ.

1

Начала сценического движения. Развитие мелкой моторики.

18

2

16

2

Речевая постановка и развитие голоса.

21

4

17

3

Изучение театрального искусства. Разновидности театров.

12

2

10

4

Инсценировка стихотворений.

21

4

17

5

Вождение перчаточной системы кукол.

30

30

6

 Постановка спектакля.

114

3

111

        

Итого

216

14

202

Содержание

  1. Начала сценического движения. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика.

Понятие «мимика».  Отображение с помощью мимики настроения, отношения  к чему-либо.

Язык жестов: демонстративные жесты, неосознанные жесты, применение жестов для раскрытия образа героев.

Развитие сценического самочувствия.

Формы: игры направленные на развитие сценического внимания, ролевые игры, тренинг пальчиковой гимнастики, тренинг для развития предметной памяти, этюды на заданную тему.

  1. Речевая постановка и развитие голоса.

Слово.

Введение детей в многообразный мир слов.

Сила слов:

  1. слово утешает, огорчает, смешит и т.д.
  2. знакомство детей с разнообразными словами и ситуациями, в которых слово смешит, веселит, огорчает, утешает,
  3. добрые слова: доброе утро, добрый день.
  1. Развитие чувства слова, цвет, вкус, построение,
  2. знакомство с понятием «диалог» на примере любой сказки,
  3. знакомство с понятием «рифма» (примеры: потешка, загадка, шумелка, ворчалка, пыхтелка.),
  4. считалки – звуковая основа тренинга.

Волшебница речь – речь художественная.

  1. умение отличить художественное исполнение от обычной речи,
  2. воспитание любви к художественному слову,
  3. выразительное чтение стихотворений.

Формы: беседа, игра – стихосложение, ролевые игры, разучивание стихотворений.

  1. Изучение театрального искусства. Разновидности театров.

Посещения Ивановских областных театров (драматического, музыкального, кукольного).

Творческие встречи с работниками театра кукол (бутафорами, костюмерами, художниками и др.).

Формы: просмотр спектакля, беседа, экскурсия.

  1. Инсценировка стихотворений.
  1. Прочтение, поэтического произведения,
  2. определение характеров персонажей в стихотворениях,
  3. развитие дикции, выразительности, эмоциональности и смысловой насыщенности речи,
  4. умение согласовывать игровое действие с происходящими в стихотворении событиями
  5. проверка звучания голоса.

Литературно-сказочная викторина

  1. закрепление названий стихотворений, сказок и авторов,
  2. выявление эмоционально одаренных детей.

Формы: беседа, разучивание, драматизация, выступления перед одноклассниками.

  1. Вождение перчаточной системы кукол.

Кукольная зарядка.

Развитие умения работать с реквизитом.

Освоение заширменного пространства.

Освоение понятий «передний план», «задний план».

Формы: тренинг по кукловождению, этюды с куклами и реквизитом на заданную тему.

  1. Постановка спектакля.

Введение в мир сказки

  1. знакомство с пьесой, куклами, реквизитом, декорациями,
  2. определение характера каждого персонажа,
  3. чтение пьесы, с включением речевой характеристики каждого персонажа.

Знакомство с музыкой к спектаклю.

  1. прослушивание музыки,
  2. отгадывание персонажей сказки по их музыкальным характеристикам,
  3. разучивание песен,
  1. обучение четкой смене декораций под музыку,
  2. освоение театральных понятий «сюжет», «мизансцена»,  «жанр»,
  3. построение хореографических композиций.

Репетиция  отдельных сцен.

  1. отрабатывание интонационной выразительности речи,
  2. соблюдение пауз, оценка происходящих событий.

Выпуск спектакля.

Формы: беседа, ролевые игры, этюды на заданную тему, драматизация, актерские пробы, выступления для одноклассников и школы раннего развития ЦДТ № 4.

Учебно-тематический  план третьего года обучения

Темы

Часы

Всего

Теория

Практ.

1        

Развитие сценической речи.

24

3

21

2        

Развитие сценического движения.

27

3

24

3        

Изучение театрального искусства. Мастерство актера.

12

2

10

4

Освоение вождения механизировано-перчаточной системы кукол.

30

30

5        

Постановка спектакля.

123

3

118

        

Итого

216

9

207

Содержание

  1. Развитие сценической речи.

Темп речи.

  1. понятие о темпе речи,
  2. распознавание ситуации, в которой надо говорить быстро, медленно, нормально.
  1. четкое произношение скороговорок в разном темпе,
  2. освоение понятия «подтекст»,
  3. произношение скороговорок с различными подтекстами.

Тембр голоса.

  1. распознавание по голосу кто это?
  2. трансформация голоса, умение изменять речевую окраску, в зависимости от  того, какая в руках кукла.

Формы: беседа, ролевые игры, тренинг четкости произношения, тренинг трансформации голоса.

  1. Развитие сценического движения.

Пальчиковая гимнастика.

Освоение понятий «действие», «противодействие».

Развитие умения находить адекватные способы содействия.

Развитие умения через пластику тела рассказать какое-либо литературное произведение.

Формы: беседа, тренинг сценического движения, тренинг пальчиковой гимнастики,  пластические этюды на заданную тему, игры направленные на  развитие образного мышления и взаимодействия.

  1. Изучение театрального искусства. Мастерство актера.

Посещения Ивановских областных театров (драматического, музыкального, кукольного).

Творческие встречи с интересными людьми.

Формы: просмотр спектакля, беседа.

        

  1. Освоение вождения механизировано-перчаточной системы кукол.

Изучение строения механизировано-перчаточной системы кукол.

Исполнение походки и  пластики куклы.

Развитие умения работать с реквизитом.

Освоение заширменного пространства.

Освоение понятий «закрытый план», «открытый план», «живой план».

Формы: тренинг по кукловождению, этюды с куклами и реквизитом на свободную тему.

  1. Постановка спектакля.

Введение в мир сказки

  1. знакомство с пьесой, куклами, реквизитом, декорациями,
  2. определение характера каждого персонажа,
  3. чтение пьесы, с включением речевой характеристики каждого персонажа.

Знакомство с музыкой к спектаклю.

  1. прослушивание музыки,
  2. отгадывание персонажей сказки по их музыкальным характеристикам,
  3. разучивание песен,
  1. обучение четкой смене декораций под музыку,
  2. освоение театральных понятий «сюжет», «мизансцена»,  «жанр»,
  3. построение хореографических композиций.

Репетиция  отдельных сцен.

  1. отрабатывание интонационной выразительности речи,
  2. соблюдение пауз, оценка происходящих событий.

Выпуск спектакля.

Формы: беседа, ролевые игры, этюды на заданную тему, драматизация, актерские пробы, выступления для одноклассников, школы раннего развития ЦДТ № 4, выступления на мероприятиях различного уровня.

Учебно-тематический  план четвертого года обучения

Темы

Часы

Всего

Теория

Практ.

1

Развитие сценического движения.

22

2

20

2

Развитие сценической речи.

21

3

18

3

Изучение театрального искусства. Мастерство актера.

12

2

10

4

Освоение вождения тростевой системы кукол.

30

30

5

Постановка спектакля.

131

3

128

        

Итого

216

11

205

Содержание

  1. Развитие сценического движения.

Пальчиковая гимнастика.

Развитие памяти физического действия.

Развитие умения находить адекватные способы содействия.

Развитие умения через пластику тела рассказать какое-либо литературное произведение.

Формы: беседа, тренинг сценического движения, тренинг пальчиковой гимнастики,  пластические этюды на заданную тему, игры направленные на  развитие образного мышления и взаимодействия.

  1. Развитие сценической речи.

Работа над поэтическими произведениями и ролью.

  1. знакомство с литературным произведениям,
  2. анализ средств художественной изобразительности произведения,
  3. освоение правил орфоэпического разбора текста,
  4. прочтение пьесы с отношением,
  5. соблюдение пауз, расстановка логических ударений.

Формы: беседа, упражнения для укрепления речевого аппарата, тренинг длинного выдоха, разучивание литературного произведения, выступление перед одноклассниками.

  1. Изучение театрального искусства. Мастерство актера.

Посещения Ивановских областных театров (драматического, музыкального, кукольного).

Творческие встречи с интересными людьми.

Формы: просмотр спектакля, беседа.

  1. Освоение вождения тростевой системы кукол.

Строение тростевой системы кукол.

Исполнение походки и пластики куклы.

Работа с реквизитом.

Формы: тренинг по кукловождению, этюды с куклами и реквизитом на свободную тему.

  1. Постановка спектакля.

Введение в мир сказки

  1. знакомство с пьесой, куклами, реквизитом, декорациями,
  2. определение характера каждого персонажа,
  3. чтение пьесы, с включением речевой характеристики каждого персонажа,
  4. освоение понятий «сверхзадача», «сквозное действие».

Знакомство с музыкой к спектаклю.

  1. прослушивание музыки,
  2. отгадывание персонажей сказки по их музыкальным характеристикам,
  3. разучивание песен,
  1. обучение четкой смене декораций под музыку,
  2. построение хореографических композиций.

Репетиция  отдельных сцен.

  1. отрабатывание интонационной выразительности речи,
  2. соблюдение пауз, оценка происходящих событий.

Выпуск спектакля.

Формы: беседа, ролевые игры, этюды на заданную тему, драматизация, актерские пробы, выступления для одноклассников, школы раннего развития ЦДТ № 4, выступления на мероприятиях различного уровня.

Учебно-тематический  план пятого года обучения

Темы

Часы

Всего

Теория

Практ.

1

Развитие сценического движения.

17

1

16

2

Развитие сценической речи.

16

3

13

3

Изучение театрального искусства. Мастерство актера.

12

2

10

4

Вождение различных систем кукол.

39

39

5

Постановка спектакля.

132

3

129

        

Итого

216

9

207

Содержание

  1. Развитие сценического движения.

Пальчиковая гимнастика.

Развитие умения находить адекватные способы содействия.

Развитие умения через пластику тела рассказать какое-либо литературное произведение.

Формы: беседа, тренинг сценического движения, тренинг пальчиковой гимнастики,  пластические этюды на заданную тему, игры направленные на  развитие образного мышления и взаимодействия.

  1. Развитие сценической речи.

Работа над поэтическими произведениями.

  1. знакомство с литературными произведениям,
  2. анализ средств художественной изобразительности произведения,
  3. орфоэпический разбор текста,
  4. прочтение стихотворения с отношением.

Формы: беседа, упражнения для укрепления речевого аппарата, разучивание литературного произведения, выступление перед одноклассниками.

  1. Изучение театрального искусства. Мастерство актера.

Посещения Ивановских областных театров (драматического, музыкального, кукольного).

Творческие встречи с интересными людьми.

Формы: просмотр спектакля, беседа.

  1. Вождение различных систем кукол.

Изучение строения и пластики различных систем кукол.

Освоение вождения кукол различных систем (мимирующей, ростовой, ляльки-на-потыке, антамарески и др.).

Постановка миниатюр с различными системами кукол.

Формы: тренинг по кукловождению, этюды с куклами и на свободную тему, разучивание миниатюр, выступления на мероприятиях различного уровня.

  1. Постановка спектакля.

Введение в мир сказки

  1. знакомство с пьесой, куклами, реквизитом, декорациями,
  2. определение характера каждого персонажа,
  3. чтение пьесы, с включением речевой характеристики каждого персонажа.

Знакомство с музыкой к спектаклю.

  1. прослушивание музыки,
  2. отгадывание персонажей сказки по их музыкальным характеристикам,
  3. разучивание песен,
  1. обучение четкой смене декораций под музыку,
  2. освоение театральных понятий «сюжет», «мизансцена»,  «жанр»,
  3. построение хореографических композиций.

Репетиция  отдельных сцен.

  1. отрабатывание интонационной выразительности речи,
  2. соблюдение пауз, оценка происходящих событий.

Выпуск спектакля.

Формы: беседа, ролевые игры, этюды на заданную тему, драматизация, актерские пробы, выступления для одноклассников, школы раннего развития ЦДТ № 4, выступления на мероприятиях различного уровня.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Учебная деятельность.

Занятия проходят для первого года обучения 2 раза в неделю по 2 часа, для других годов обучения 2 раза в неделю по 3 часа.

Они имеют групповой характер, здесь проводятся тренинги по кукловождению, упражнения по артикуляционной и дыхательной гимнастике, разбираются теоретические аспекты. Затем группа делится на звенья, с каждым из которых педагог и концертмейстер занимаются параллельно, и занятия принимают разнотемповый и разноуровневый характер. Из звеньев формируются I и II составы, занятые в спектакле.

На пятом году обучения группа формируется из детей разных возрастов, это обусловлено тем, что некоторые выпускники продолжают заниматься в объединении. Они помогают юным артистам в понимании искусства театра кукол, а младшие ребята стараются дорасти до уровня мастерства старших.

На занятиях первостепенное значение имеет индивидуальный подход для каждого ребенка, позволяющий создать ситуацию успеха.

Работа строится с учетом необходимости постоянно стимулировать потребности ребенка в лицедействе, поддерживать в нем интерес к сказкам и всячески поощрять его желание «играть в куклы», узнавать все больше и больше о «секретах» кукольных театров разных народов мира.

Учебно-воспитательный процесс носит творческий характер, что позволяет организовать самостоятельную, творческую, поисковую деятельность детей и охватить все аспекты актерского мастерства (голос и речь; сценическое обаяние; пение и дикция; характерность; сценическое самочувствие; темпо-ритм; упражнения и этюды).

Для обучения детей приемам вождения различных систем кукол, развития голосовых данных и моторных функций используется репродуктивный метод. В ходе занятий проводятся игры, упражнения по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, тренинг фонационного дыхания, а также упражнения и этюды для обучения кукловождению, что обеспечивает правильность вождения куклы (уметь «держать пол», не проваливаться в «ямы», уметь пластично двигаться по ширме).

Объяснительно-иллюстративный метод помогает ознакомить детей с историей театра, с различиями театров мира и с разными видами систем кукол. Для этого используются фотографии, книги с иллюстрациями, куклы разных систем, с которыми показываются небольшие зарисовки, компьютерные презентации.

Кроме того, дети проводят анализ произведений и тем, рассмотренных на занятиях, дают оценку деятельности себя и своих товарищей – метод рефлексии.

Итоговыми занятиями становятся  выступления на различных мероприятиях.

Воспитывающая деятельность.

Театральный коллектив представляет собой специально организованный воспитывающий социум, который компенсирует подросткам недостаток культурного, гуманистического воспитания с позиции их возможностей, индивидуальных способностей, самоопределения и самореализации в процессе творческой деятельности в условиях объединения.

Наиболее приемлемыми для воспитания детей в коллективе являются проблемный и эвристический методы.

Работа над сценами из спектаклей, над ролью дает пищу для размышления над поступками, мыслями, действиями героев с точки зрения нравственности и этики. В творческом процессе объединяются усилия всех участников. Дети проникают заботой друг о друге, переживают за партнеров, как за самих себя, и радость от успеха здесь особая, общая, одна на всех, дети испытывают чувство единения друг с другом, со зрителями, ощущение сопричастности к великому искусству театра.

Часто в начале обучения ребятам сложно объяснить мотивы поступков героев., поэтому преподаватель использует объяснительный метод. Через беседу воспитанники начинают понимать мотивацию тех или иных поступков героев театральных постановок, могут объяснить их действия и через это учатся понимать и принимать себя, а также тех, кто их окружает: сверстников и взрослых. Учатся быть терпимее.

После посещения спектаклей с участием профессиональных актеров расширяется круг интересов учащихся, обогащается их мир эмоций и чувств. Увиденные постановки обсуждаются, учащиеся обмениваются мнением, дискутируют, таким образом реализуется метод рефлексии. В процессе такой работы повышается самостоятельность и обоснованность суждений подростков, формируется культура речи, появляется желание поделиться своими мыслями и чувствами со сверстниками и педагогом.

Развивающая деятельность.

Одна из основных форм в развивающей деятельности – это работа над репертуаром, здесь ребенок реализует все свои знания, умения и навыки. При постановке какого-либо номера или спектакля у воспитанника развивается интерес к познанию и творчеству. Каждая новая постановка помогает развить одаренность и мастерство юного актера.

В большинстве занятий применяется поисковый метод, при котором ребенок выступает в роли исследователя, «открывающего» образы сказочных героев и отношения между ними. Такие занятия являются для ребенка необходимым элементом духовного развития, также они позволяют развивать самостоятельность мышления.

При работе по театрализованной деятельности используется репродуктивный метод, когда включаются в репетицию упражнения и игры, направленные на развитие памяти и внимания.

Упражнения и тренинги для дыхательной (по системе упражнений хатха-йоги) и артикуляционной системы укрепляют здоровье воспитанников. (см. приложение № 1, 2)

Примерный репертуарный план.

Для первого года обучения:

Инсценированные сказки К.Д. Ушинского, основанные на русских народных сказках:

«Волк и лиса» (закрытый и живой план, перчаточная система кукол);

«Кот и Петух» (закрытый и живой план, перчаточная система кукол);

 «Петух и собака» (закрытый и живой план, перчаточная система кукол).

Миниатюры:

«Три веселых гуся» (открытый план, планшетная система кукол);

«Жужжащие стихи» по стихотворению А.Усачева (открытый план, планшетная система кукол).

Для второго года обучения:

Инсценированные сказки К.Д. Ушинского, основанные на русских народных сказках:

«Плутишка кот» (закрытый и живой план, перчаточная система кукол);

«Страшная коза» (закрытый и живой план, перчаточная система кукол);

«Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» (закрытый и живой план, перчаточная система кукол).

Миниатюры:

«Багаж» по стихотворению С. Маршака  (открытый план, менажная система кукол);

 «Веселая мышка» по стихотворению А.Усачева (открытый и живой план, перчаточная система кукол).

Для третьего года обучения:

Спектакль по пьесе:

С.Я. Маршак «Теремок» (закрытый и живой план, механизировано-перчаточная система кукол);

Миниатюры:

«Дом, который построил Джек» по стихотворению С.Маршака (открытый план, менажная система кукол);

«Матросский танец» (открытый план, планшетно-перчаточная система кукол);

Для четвертого года обучения:

Спектакль по пьесе:

Ю. Страхов «Зеленая лисица» (закрытый план, тростевая система кукол);

Миниатюры:

«Баба-Яга» (закрытый план, тростевая система кукол).

«Глупая лошадь» (ростовая система кукол);

Для пятого года обучения:

Спектакль по пьесе:

Г. Остер «Клочки по заулочкам» (закрытый план, тростевая, механизировано-перчаточная и перчаточная система кукол).

Миниатюры:

«Домра Балалайкина» (закрытый план, сложная система кукол);

 «Калоша» (закрытый план, сложная система кукол);

«Корова» (ростовая система кукол);

 «Рыцарский турнир» (закрытый план, лялька-на-потыке);

В настоящее время ведется работа с группой пятого года обучения по инсценированию произведения Доктора Съюза «Слон Хортон высиживает яйцо». В постановке спектакля используются открытый план, закрытый и живой планы, планшетная, менажная и гапитная системы кукол.

Работа с родителями.

Подросткам часто не хватает родительской поддержки, взаимопонимания. Работа с родителями строится дифференцированно. Она включает в себя показательные выступления, где родители имеют возможность познакомиться с деятельностью творческого объединения, увидеть успехи и достижения своих детей.

А также:

  1. привлечение родителей к оформлению спектаклей (изготовление декораций, одежды для кукол, бутафории).
  2. привлечение родителей для организации выездных мероприятий.
  3. подготовка к проведению праздников.
  4. собрания родителей по группам для решения организационных вопросов 1 раз в квартал.
  5. приглашение на родительские конференции Центра детского творчества № 4.
  6. индивидуальные беседы о проблемах воспитания.
  7. творческие встречи с актерами и режиссерами театра кукол, экскурсии по театру, регулярные посещения спектаклей.

Список литературы.

Литература, использованная в работе педагогом:

  1. Закон РФ об образовании.
  2. Концепция развития дополнительного образования до 2010 года.
  3. Типовое положение об образовательном учреждении.

  1. Айслер-мерц К. Язык жестов. М, 2003
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999
  3. Доронова Т.Н., Доронова Е.Г.. Развитие детей в театрализованной деятельности. М. 1997
  4. Иванцова Л., Коржова О.. Мир кукольного тетра. Ростов-на-Дону «Феникс», 2002
  5. Козлянинова И.П. Сценическая речь. Ленинград, 1968
  6. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург, 1992
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. Санкт-Петербург, 2004
  8. Мочалов Ю.А. Язык театра. МГУК, 1995
  9. Немеровский П.Р. Пластическая выразительность актера. М. «Искусство», 1980
  10. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М. «Владос» 1999
  11. Савина Л.П.. Пальчиковая гимнастика. М. АСТ, 2004
  12. Сорокина Г.И., Сафонова И.В., Ладыженская Н.В. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. М. «Просвещение», 2000
  13. Сорокина Н.Ф.. Играем в кукольный театр. М. «Аркти», 2004
  14. Станиславский К.С.. Моя жизнь в искусстве. М. «Искусство», 1962

Литература, рекомендованная детям:

  1. Богуславская Н.Б., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998
  2. Васильева-Гангус А. Азбука вежливости. М., «Педагогика», 1988
  3. Козак О.Н. Чем бы дитя не тешилось. Считалки, дразнилки, мирилки. Ростов-на-Дону «Феникс»; Санкт-Петербург «Союз», 2004
  4. Михалков С. Золотые страницы стихов и сказок. Санкт-Петербург, «Нева», 2004
  5. Науменко Г., Новлянская З., От зимы до осени. М., «Детская литература», 1982
  6. Остер Г. Вредные советы. М., «Росмэн», 1996
  7. Пушкин А.С. Сказки. Ростов-на-Дону, «Проф-Пресс», 2008
  8. Смирнова Н.И.. И… оживают куклы. М., «Детская литература», 1982

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куклы для детского театра кукол Автор: Вера Яковлева

Комплект авторских кукол для спектакля "Необыкновенный концерт"  по мотивам популярных песенок из кинофильмов и мультфильмов....

Рабочая программа детского творческого объединения "Лоскутная мозаика" на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.ЛипецкаСогласовано на заседании...

Рабочая программа детского творческого объединения "Бумажная пластика" на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.Липецка    Согласовано на заседании...

В театре кукол

С детьми были на спектакле "Дюймовочка" в Тверском театре кукол . Младшие в восторге!...

Программа "Совершенствование форм и методов обучения на занятиях творческого объединения "Батик""

Условием эффективности освоения любой программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает....

Программа по выявлению творческих способностей обучающихся на занятия творческого объединения "Батик"

Задача обучения состоит в том, чтобы раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформулировать умение управлять процессами творчества, фантазированием, подготовить почву для тог...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"...