Самостоятельная домашняя работа учащихся-музыкантов
учебно-методический материал по теме

Бодягина Людмила Васильевна

Человеку по природе свойственно чувство самостоятельности, стремление самому все попробовать, испытать.

В данной работе изложена, проблема повышения эффективности самостоятельной домашней работы учащихся–музыкантов, а также вопросы организации этой работы, использования существующих рациональных методов и приемов, экономящих время и энергию учащегося.

Повышать качество самостоятельной работы учащихся- значит развивать мышление, самоконтроль, приучать к преодолению трудностей, к умению самому справляться со все более и более усложняющимися заданиями.

Человеку по природе свойственно чувство самостоятельности, стремление самому все попробовать, испытать.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_domashnyaya_rabota_uchashchihsya.doc139.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Нижнесортымская ДШИ»

Бодягина Людмила Васильевна

преподаватель по классу аккордеон

Самостоятельная домашняя работа учащегося-музыканта

В наши дни из-за увеличивающегося потока информации и постоянного дефицита времени, проблема повышения эффективности самостоятельной домашней работы учащихся - музыкантов стоит достаточно остро. Поэтому вопросы организации этой работы, использования существующих рациональных методов и приемов, экономящих время и энергию учащегося, выдвигаются на первый план.

Прежде, всего, остановимся на внешних условиях, которые обеспечивают плодотворную работу музыканта.

Игра на музыкальном инструменте - это физический труд, при котором, как и при любом физическом труде, человеческий организм расходует большое количество кислорода. Поэтому необходимо, чтобы помещение, в котором проводятся  занятия было обязательно проветрено и был обеспечен приток свежего воздуха.

Значение имеет и температура комнаты, где проходят занятия. По мнению врачей - гигиенистов, она не должна превышать 16 -18 градусов тепла. Именно при такой температуре окислительные процессы и обмен веществ в организме протекают оптимально. Пониженная температура переносится легче, потому что музыкант, разогреваясь в процессе работы, перестает ощущать холод. Если же учащийся начинает работать в теплом (более 20 градусов) помещении, то у него быстро усиливается сердцебиение, учащается дыхание, а это ведет к преждевременному развитию утомления. Следовательно, это еще один довод в пользу необходимости проветривания и охлаждения помещения.

Немаловажное значение имеет и освещение клавиатуры инструмента и нот. Освещение должно быть равномерным, ярким. Источник света должен находиться сбоку, лучше слева, и ни в коем случае недопустимо, чтобы свет бил в глаза спереди.

Необходимо сказать несколько слов и об  игровых качествах инструмента, за которым  приходится  работать музыканту дома. Многие не понимают, как вредно играть на инструменте ненастроенном, а также со слишком тугой клавиатурой или западающими клавишами, неотрегулированными ремнями. Занятия на плохо отрегулированном инструменте воспитывают не только безразличие к звуковысотности, но и к тонкостям тембрового звучания.

Таким образом, перечисленные выше правила имеют большое общегигиеническое значение. Их несоблюдение и незнание приводит к быстрому снижению работоспособности, развитию усталости и неэффективному расходованию времени. Внимательное и заботливое отношение к этим  мелочам залог успешной работы учащегося.

Самостоятельная работа учащихся - это такая же учебная работа, как и весь процесс овладения исполнительскими навыками в целом. Она органически входит в процесс обучения и непосредственно с ним связана.  

Самостоятельная работа учащихся осуществляется:

  1. на самом уроке - и становится частью урока;
  1.  в домашней работе учащихся при выполнении заданий.

Самостоятельная работа - это труд, труд полный мысли, инициативы, воли и творческого воображения.

Повышать качество самостоятельной работы учащихся - значит последовательно развивать мышление, самоконтроль, приучать к преодолению трудностей, к умению самому справляться со все более и  более усложняющимися заданиями, а также проявлять инициативу в отборе необходимых для выполнения задания способов и приемов.

Прежде чем дать ученику задание для самостоятельной проработки, необходимо объяснить ему сущность задания, а затем научить практическому осуществлению.

Следовательно, сначала надо сформулировать задание, уточнить конкретные задачи, определить последовательность «операций», а затем проверить практически тут же на уроке, насколько ученик понял задание и как он пытается выполнить его. При выполнении после анализа ошибок следует добиваться самостоятельного исправления их.

Необходимо расчленять задачи и располагать их последовательно во времени таким образом, чтобы на первый план была выдвинута  одна, но наиболее важная для данного случая задача.

Задачи должны включаться постепенно, как бы «накладываясь» друг на друга, и связываться с предыдущими, опираясь на уже приобретенные умения.

Моменты работы:

  1. точное воспроизведение нотного текста;
  1.  уточнение ритмических представлений;
  1.  осмысление структуры музыкального произведения;
  1.  взаимосвязь в выполнении всех  предыдущих задач;
  1.  отбор необходимых для исполнения выразительных средств.

Педагог Л. Ауэр обращался к своим ученикам со следующими словами: «Молодые ученики, не взирая на советы, обычно не отдают себе отчета в том, насколько важен способ их работы и как влияет их манера упражняться на будущее… Я, совершенно, уверен -  и всегда говорю  это своим ученикам, - что, когда они упражняются без самонаблюдения и самокритики, они только  развивают и совершенствуют свои ошибки, поступая хуже, чем если бы просто зря тратили  время.»

Словесный отчет тоже может  способствовать лучшему выяснению причин ошибок и способов исправления их. Поэтому такой отчет, в особенности при анализе домашней работы, приучает учащихся к самопроверке и дает им навыки самостоятельно разрешать возникающие в процессе работы затруднения.

Человеку по природе  свойственно чувство самостоятельности, стремление самому все попробовать, испытать. Сколько огорчений приносят родителям проявления инициативы их ребенком. В стремлении отстаивать свое право на самостоятельность дети нередко проявляют большое упорство.

Приходя на первые уроки музыки, дети сталкиваются с новой для них областью, в которой на каждом шагу возникают явления, вызывающие интерес. Необходимо, чтобы ребенок с самого начала мог получать ответы на многочисленные «почему?». Это явится залогом развития его самостоятельности. Педагог, воспитавший в ученике пытливость мысли, дает ему вернейший ключ к самостоятельной творческой работе.

Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследуют указания педагога.

Успеху самостоятельной работы во многом способствует самоконтроль.

Для воспитания в учениках самостоятельности полезно, чтобы они время от времени сами, без помощи педагога, выучивали небольшие произведения. Разученные таким путем пьесы целесообразно прослушивать на классных собраниях. Обсуждение их всем классом с последующим выявлением достоинств и недостатков исполнения, а желательно и с вынесением оценки, что будет способствовать улучшению качества самостоятельной работы учащихся.

Важно знать отношение родителей к занятиям музыкой их детей. Некоторые преувеличенно опекают ребенка, превращаются в репетитора и лишают его всякой самостоятельности. Иногда, наоборот, музыкальные занятия детей происходят без должного внимания со стороны родителей.

Иногда необходимо проводить с родителями настоящую воспитательную беседу, добиваться того, чтобы они помогали, а не мешали музыкальному развитию ребенка. Родители должны следить, чтобы ребенок занимался, создать ему необходимые условия для работы.

Зачастую учащийся не могут правильно, рационально распределить время своего рабочего дня. Когда же лучше всего заниматься на инструменте? Многие педагоги-музыканты указывают, что самое продуктивное время - утренние часы, в которые наблюдаются максимальный подъём энергии, свежесть внимания и восприятия. Однако учащиеся не всегда могут использовать эти часы в связи со школьными занятиями. Следовательно, целесообразнее посвятить время для занятий на музыкальном инструменте перед приготовлением теоретических заданий, что способствует переключению внимания и благоприятно отразится на всей работе как искусством, так и наукой.

Заниматься дома в первый год обучения нужно не менее 1 часа, а в последующие годы - 2-2,5 часа в день (если есть возможность, в IV-V классах - 3 часа); разбивая это время на 2-3 части. Концентрированные, плодотворные занятия не превышают 50 минут у подростка и 30-40 минут у ребёнка. Поэтому следует делать перерывы для отдыха, а затем снова браться за инструмент. Но успех занятий зависит, разумеется, не от количества потраченного времени, а от внимания и сосредоточенности, от точного исполнения всех указаний преподавателя.

С чего и как начинать свои ежедневные занятия на инструменте? Ведь в репертуаре музыканта почти всегда имеются произведения, находящиеся на разных этапах готовности: в стадии разбора, разучивания и так далее.

Привычным стал такой распорядок занятий, когда после игры гамм и упражнений переходят к этюдам, и в последнюю очередь, к изучению художественных произведений.

Безусловно, для проведения организма в рабочее состояние, для мобилизации мышечной деятельности необходима разминка, или разыгрывание, причём разыгрывание необходимо не только для рук, но и для общей психофизиологической настройки всего организма, для своеобразного «разгона» эмоциональных и даже мыслительных процессов: для вслушивания, вдумывания в содержание работы, чувствования.

Многие педагоги - музыканты считают необходимой каждодневную игру гамм и упражнений, которые являются материалом для технических навыков учащегося. Из истории мы знаем, что некоторые крупнейшие музыканты работали над упражнениями в течение всей своей жизни, другие - преимущественно в молодые годы и лишь некоторые не придавали им большого значения.

А отечественный  музыкант и педагог А.П. Щапов, считает возможным сократить игры упражнений и гамм при наличии двух условий:

  1. исключительная двигательная одаренность учащегося;
  2.  повседневная основательная работа над широким и очень разнообразным   виртуозным материалом.

При этих условиях игра упражнений и гамм не должна занимать много времени.

Конечно, игра упражнений и гамм необходима для развития технических навыков. Но надо ли ежедневно начинать свою работу именно с этого ?

У Г.М. Когана мы можем прочитать, что «гораздо целесообразнее, севши утром за инструмент, попытаться с листа в карьер, без всякого «разыгрывания» сыграть разок – другой невыходящий пассаж..»  Безусловно, результаты будут плачевными, но зато пианист очень быстро, «сразу, с разгона войдет в тот живой, энергичный рабочий ритм, который является одним из важнейших факторов успешности всякого труда».

На практике же многие ученики начинают свою ежедневную работу с того, что полегче, что не требует большой интенсивности и напряженности внимания. Истратив лучшие, свежие силы на такую работу, учащиеся приступают к решению главных трудностей. При таком неразумном распределении сил и распорядке занятий они вряд ли успешно справятся с ними.

При неукоснительном соблюдении одинакового порядка работы над произведениями вырабатывается определенный стереотип. Установленный порядок при повторениях облегчает работу. В этом заключается его положительное значение. Однако, раз установленный, он преодолевается уже с трудом.

Многие считают, что занятия следует начинать с разбора новых произведений или с произведений, по которым было много замечаний, а заканчивать теми, которые требуют незначительной доработки.

Работа будет непроизводительной, если для разучивания брать большой отрывок или все произведение сразу.  Нужно сосредоточить свое внимание на отрывках в одну – две музыкальные фразы, впоследствии связав их между собой.

Разучивая тот или иной отрывок, надо стараться освоить его технически, с учетом динамических оттенков. Многократное повторение полезно лишь до тех пор, пока внимание не притупится и повторение не перейдет в механическое зазубривание.

При разучивании наизусть играйте в медленном темпе, что способствует более быстрому и твердому запоминанию.

Поэтому можно сделать следующий вывод: разминка, как правило, необходима, но не всегда разыгрываться надо на гаммах и упражнениях, можно, например, начать с работы над лирическим произведением или эпизодами из крупных пьес, в материале которых необходимо разобраться. После этого следует переходить к решению первоочередных  по важности задач, требующая большого напряжения как двигательного аппарата, так и умственных усилий. Такую работу следует чередовать с более легкой, например, с работой над произведением, где голова уже все знает, а руки еще не умеют выполнить, или работой над упражнениями и этюдами.  

Преподаватель Петербургской консерватории Т. Лешетицкий учил: «Не играйте безостановочно… Только дав себе ясный отчет в том, что было в вашем исполнении хорошо и что плохо, работайте дальше над закреплением хороших сторон и устранением недостатков.  Всегда работайте с помощью слуха и работайте критически». Поэтому успех самостоятельной работы основан на высокой требовательности к себе.

Занятия на музыкальном инструменте требуют много сил и энергии, хорошей физической подготовки; они будут непродуктивными, если ученик приступает к ним усталым, мышцы у него слабые, а настроение вялое. Чтобы быть всегда бодрым, энергичным и не испытывать физической  усталости, нужно заниматься гимнастикой, спортом.

Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол. Не особенно рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч. Хорошая физическая подготовка прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время занятий и положительно сказывается на протекании умственных процессов.

Одной из важных задач преподавателя является привитие любви к самостоятельным занятиям. Такие качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, инициатива, проявленные учеником во время урока, будут подспорьем при переводе ученика на самостоятельность в обучении.  Активная самостоятельная работа под контролем преподавателя позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс. При этом появляется дополнительное урочное время для объяснения нового материала, способствующее быстрому продвижению учащегося, формированию у него чувства ответственности и способности к саморазвитию.

Таким образом, соблюдение общегигиенических условий труда, правильная организация домашних ежедневных занятий на музыкальном инструменте являются немаловажными факторами, способствующими повышению производительности домашней самостоятельной работы учащегося – музыканта.

Список используемой литературы:

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. / М.; 1971
  2. Беркман Т. Л.  Обучение музыке в школе. / М.; 1958
  3. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Учебно – методическое пособие./  Изд – во В. Катанского, М.; 2001
  4. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. / М.; 1972
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие. / М. «Владос», 2000
  6. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. / М.; 1989
  7. Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. / Л.; 1963
  8. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения? / 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая "Организация домашней работы по математике в условиях группы продленного дня"

Домашняя работа по математике в условиях группы продлённого дня содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов шк...

Контрольная домашняя работа по математике для заочного отделения

Представлена домашняя контрольная работа для студентов заочного отделения...

Методические рекомендации по организации домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

Методические рекомендации  по организации домашней работы по общеобразовательной  учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности  43.02.01 Организация обслуживания в обществе...

Методические рекомендации по организации домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Методические рекомендации  по организации домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности  19.02.10 Технология продукции общественного питани...

ДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАДОМАШНИЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ, ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.   Работа выполнена Алешунайте Анастасией Петровнойобу...