«В «тени» девяти симфоний» Вокальный жанр в творчестве Бетховена. Особенности стиля и исполнения.
статья на тему

Селезнёва Светлана Александровна

 Статья рассматривает и анализирует  характерные черты музыкального стиля Людвига ван Бетховена как композитора стоящего на стыке двух эпох в музыке: классицизма и романтизма, а также значение вокального жанра в творчестве великого композитора. В статье проведен  разбор   некоторых музыкальных произведений  Людвига ван Бетховенана для освоения их уроках вокала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья48 КБ

Предварительный просмотр:

«В «тени» девяти  симфоний»

Вокальный жанр в творчестве Бетховена. Особенности стиля и исполнения.

Людвиг ван Бетховен является одним из наиболее известных и часто исполняемых композиторов-классиков. Его музыкальное наследие изучают на всех ступенях мировых систем образования: от уроков музыки в общеобразовательных школах до факультетов музыковедения в консерватории. Произведения Бетховена входят в обязательную  программу обучения музыкантов на различных исполнительских отделениях.

Прежде всего, Бетховен известен как великий мастер всех инструментальных жанров,  автор симфоний, сонат, увертюр, инструментальных концертов. Трагически-героическое начало  его музыки, её концептуальность и огромная энергия требовала от композитора крупной формы для воплощения. Вокальное наследие композитора, значительно уступающее по объёму,  оказывается в тени его инструментальной музыки. Но великий симфонист – Бетховен постоянно, на протяжении всего творческого пути обращался к вокальной музыке и в своём вершинном произведении – Девятой симфонии – соединил музыку и слово, ввёл в оркестровую ткань живые тембры человеческих голосов.

В вокальном наследии наиболее известны опера «Фиделио», Торжественная месса (Missa solemnis, D-dur, op.123), песни. Особое значение для истории музыки имеет вокальный цикл композитора «К далёкой возлюбленной», оp. 98 на стихи А. Ейтелеса. По своей форме, тональному плану и содержанию (цикл написан в характере «Лирического дневника») он предвосхищает будущие вокальные циклы композиторов – романтиков. Такие как: « Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Ф.Шуберта, «Любовь поэта» Р. Шумана.

Таким образом, изучая в классе вокала творчество Бетховена и включив в детский репертуар его  вокальные произведения, мы имеем возможность открыть для себя ещё одну грань творчества великого композитора  и рассмотреть характерные черты его композиторского стиля.

Бетховен в своём творчестве находится как бы на стыке двух эпох: классицизма и романтизма. С точки зрения формы он придерживается традиций Венской классической школы. Бетховен, также как его пред-шественники использует в своих произведениях гомофонно-гармонический стиль, чёткое размежевание фактурных слоёв с выделением главного и второстепенного – мелодии и аккомпанемента, квадратность как основу временной организации музыкальных произведений, опору на типизированную музыкальную форму: сонатная, простая и сложная 2-х и 3-х частная, вариации, форма рондо.      

И в то же время историческая эпоха переворотов, в которую жил композитор, создаёт условия при которых, по сути, Бетховен не может оставаться в рамках галантного стиля. К Бетховену часто применяется слово «бунтарь». Таким человеком композитор был и в жизни.

Бетховен, вдохновлённый идеями Французской революции и образом Наполеона, которому он посвятил свою 3-ю «Героическую» симфонию, часто отражает в своей музыке героическое начало.

В симфониях Бетховена мы встречаем и драматизм. Например, известная тема судьбы из 5-ой симфонии. Для сравнения у Гайдна всего одна симфония написана в миноре. Причём Бетховен выстраивает сквозную драматургическую линию «От мрака к свету, через борьбу к победе». Поэтому распространённое раньше исполнение отдельных частей симфонии потеряло смысл.

Музыке Бетховена свойственна философская концепция, охват целого мира. Например «Обнимитесь миллионы» в 9-ой симфонии.

Для вокальной музыки Бетховена характерен инструментализм. В «Фиделио» Бетховен наметил путь симфонизации оперы, характерный для всего 19 века и особенно для опер Р. Вагнера. Современники композитора обвиняли оперу в излишнем инструментализме вокальных партий и неприспособленности их для исполнения.

Песня «Аделаида» на слова Матиссона, op. 46 по стилю напоминает концертную арию. В «Аделаиде» более чем в других песнях Бетховена, ощутима близость его вокальной музыки – инструментальной. Мелодика Larghetto напоминает медленные части сонат и симфоний, мелодика Allegro – первые части и финалы.

В песне « Новая любовь – новая жизнь» («Neue Liebe, neues Leben», op. 75) Бетховен применяет форму сонатного allegro без разработки, что является редкостью для вокальной музыки.

В выборе репертуара для детского исполнения обращает на себя внимание сборник из восьми песен для голоса с сопровождением фортепиано Op 52 на стихи современных Бетховену немецких поэтов Г. Бюргера, Г.Лессинга, И. Гёте. Сборник относится к юношеским произведениям Бетховена, так называемому Боннскому периоду. Хотя был опубликован  гораздо позже в 1805 году. Эта музыка не содержит сложных философских идей. Она доступна для детского понимания. Хотя некоторые черты стиля будущего мастера уловимы даже здесь.

«Das Blumchen Wunderhold» « Чудоцвет» или «Волшебный цветок», Стихи Г.Бюргера. Существует ещё один перевод на русский язык, в котором песня называется «Малиновка». Прекрасное произведение для начального этапа вокального обучения. Оно также входит в программу музыкальных училищ.

         В этой песне ребёнок учится, сохраняя звучание головного резонатора, осуществлять переход в  центральный отрезок диапазона, не перегружая его и сохраняя высокую позицию. Изменения слогов на каждой ноте заставляет исполнителя следить за ровностью звуковедения, а, следовательно, за неизменностью места формирования певческого звука.  Таким образом, произведение способствует вырабатыванию у ребёнка ощущения высокой позиции в пении. А её гармоническая и мелодическая простота позволяют ему не отвлекаться от основных вокальных задач. В качестве примера можно предложить детям запись исполнения песни «Волшебный цветок» Виктории Ивановой (сопрано). Это исполнение на русском языке.

 «Marmotte» « Сурок», Стихи И. Гёте. Эта песня – часть пьесы «Ярмарка в Плундерсвейлере» Одно из самых популярных произведений Бетховена. Используется во многих курсах обучения музыке. Существует множество инструментальных переложений этой песни.

Песня исполняется от имени савойяра – мальчика, зарабатывающего в Германии песнями с дрессированным сурком. Слово «савойяр» происходит от названия французской провинции Савойя. Видимо, поэтому оригинальный текст произведения написан на двух языках: немецком и французском.

Песня понятна по структуре: написана в куплетной форме. Тональный план тоже не сложен – минор с небольшим отклонением в параллельный мажор. Мелодия дублируется в аккомпанементе. Основной сложностью при изучении песни с детьми является размер 6/8. Обычно это заставляет нас на уроке вспомнить с ребёнком тему «Метр и ритм» и научиться тактировать.

После того как произведение выучено и впето, открывается простор для

творчества в передаче конкретного образа. Художественным ориентиром может послужить картина французского художника Антуана Ватто «Савойяр с сурком» представленная коллекции Эрмитажа.        

« Maigesang», «Майская песня», Стихи И. Гёте. Жанровой основой песни является так называемая «компанейская песня». Это хоровая песня – кант. Для хоровых песен такого рода характерно движение ровными длительностями при умеренно быстром темпе. Можно сказать, что это первый набросок будущей «Оды к радости» из 9 симфонии.

«Mollys Abschied», «Прощание Молли», Стихи Г. Бюргера Произведение напоминает оперную арию. Например, Арию Графини из «Свадьбы Фигаро». Известно, что в это время Бетховен  очень увлекался творчеством В.А. Моцарта и мечтал о встрече с ним.

Для исполнения музыки Венского классицизма необходимо изучить традиции вокального исполнительства  немецкой  музыки, которой присущи инструментальность звучания голоса и безукоризненная чистота интонации.  И хотя национальная немецкая школа пения «школа примарного тона» сформировалась с подачи Р. Вагнера лишь в 19 веке. Но ещё И.С. Бах трактовал голос певца как инструмент, наделённый редкими выразительными возможностями. Лучшими примерами немецкой исполнительской школы являются выдающиеся певцы Дитрих Фишер-Дискау и Элизабет Шварцкопф.

Общепризнанно, что вокальное творчество великого Бетховена в известной степени проигрывает его симфониям и сонатам по узнаваемости, по популярности, и по количеству исполнений. Но, несмотря на это, оно занимает своё особое место, как в творчестве самого композитора, так и в истории мировой музыкальной культуры.

 

Список использованной литературы

А. Альшванг «Людвиг ван Бетховен» Очерк жизни и творчества. Москва, 1963.

Р. Грубер « Музыка Французской революции 18 века. Людвиг ван Бетховен» Сборник статей. М. «Музыка» 1967

И. Соллертинский «Фиделио» Бетховена. «Музыкально – исторические этюды» Ленинград, 1956.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: «Стилистические особенности исполнения сочинений Гайдна»

При изучении и оценке музыкальных произведений необходимо обратить внимание на место, окружающую среду, политику – словом на всю обстановку, при которой художник творит.О чём прежде всего необходимо з...

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ ДИСКО. Особенности исполнения. Методическая разработка

Определение современного танцевального стиля «диско» невозможно без знаний его сущности, характерных для диско движений, истории его развития. Сейчас диско – это не тот эстрадный танец, который исполн...

методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»

цель данного урока активизации познавательной   деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)...

Конспект урока литературы по теме "А.Н. Островский, пьеса «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции"

Конспект урока литературы по теме "А.Н. Островский, пьеса «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции"...

Методические рекомендации «Некоторые особенности в освоении народной манеры исполнения русских народных песен у студентов специальностей «Актёрское искусство», «Народное художественное творчество (по видам): театральное творчество»

Методическиерекомендацииособенности в освоении народной манеры исполнениярусских народных песен у студентов специальностей«Актёрское искусство», «Народное художественноетворчество (п...

Архипова Тамара Александровна «Фахверк. Особенности стиля домов»

В наши дни стоечно-балочная технология используется для строительства элегантных зданий с мощным каркасом из клееных брусьев и балок и окнами во всю стену, которые дают отличный вид на окружающий ланд...