Функциональная система главных трезвучий и их соединение.
презентация к уроку на тему

Коняхина Марина Сергеевна

Лекционный мультимедийный материал по предмету "Гармония" на тему "Функциональная система главных трезвучий и их соединение". (Автор - М.С.Коняхина).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Совокупность главных и побочных трезвучий лада (а также – септаккордов и нонаккордов) в их закономерных функциональных отношениях образует полную функциональную систему. Функциональность – это комплекс напряжений и разрядов, свойственных отношениям функций. Основой функциональной яркости аккордов лада определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Т не Т Т Устойчивость неустойчивость Устойчивость (напряжение) (разрядка напряжения)

Слайд 3

Тоника по своей природе единична (незаменяема) и консонантна. Кроме гармонии I ступени данной ладотональности, никакая другая гармония не может придать звучанию характер полной устойчивости, покоя, завершенности. Функцию доминантовой неустойчивости в полной функциональной системе воплощают те трезвучия, в состав которых входит вводный тон лада – VII ступень. Это трезвучия III, V и VII ступеней. Функцию субдоминантовой неустойчивости – более мягкой, спокойной по сравнению с доминантовой – воплощают трезвучия, в которых отсутствует вводный тон; общим для них является звук VI ступени лада. Это трезвучия VI, IV и II ступеней.

Слайд 4

Различная степень интенсивности контраста с тоникой, различная функциональная «сила» аккордов определяет и закономерность их последования. Для гармонического движения характерна тенденция к усилению функциональной яркости; поэтому более «слабый» представитель функции тяготеет к переходу в более «сильный»: VI IV, IV II, VI IV II, VI II ; III V, V VII, III V VII, III VII .

Слайд 5

Обратное движение – от более ярких функциональных явлений к более слабым, смягченным – нетипично для гармонии венско - классической школы (оно чаще встречается в музыке XIX – XX веков); при этом возникает эффект «упрощения» гармонии, ослабления функциональной напряженности, «размагничивания» гармонического тока. В схеме тенденцию последования аккордов можно обозначить стрелками, указывающими типичный и наиболее естественный характер гармонического движения:

Слайд 6

Схема гармонического развития выглядит следующим образом: Т D S

Слайд 7

Названия оборотов по их функциональному составу: автентический оборот состоит из аккордов тоники и доминанты: T-D, D-T, T-D-T, D-T-D, T-D-D-T. плагальный оборот состоит из аккордов тоники и субдоминанты: T-S, T-S-T, S-T, S-T-S. полный оборот включает аккорды всех трех функций: T-S-D-T, D-T-S-D-T.

Слайд 8

Соединение основных трезвучий. Связное последование аккордов – гармонический оборот – образуется в их соединении. Основа соединения аккорда – голосоведение. По признаку интервалики интонационных ходов различается голосоведение: плавное (с секундовыми и терцовыми ходами ) скачкообразное (с ходами шире терции) ! Плавное голосоведение называется СТРОГИМ. Голосоведение со скачками называется СВОБОДНЫМ.

Слайд 9

Совместное ведение (движение) голосов. ПРЯМОЕ – движение голосов в одном направлении – восходящем или нисходящем: Разновидность прямого движения – движение ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ, при котором интервал между обоими голосами остается неизменным: ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ- движение двух голосов расходящееся или сходящееся:

Слайд 10

КОСВЕННОЕ – восходящее или нисходящее движение только одного из двух голосов, при неподвижности другого: В многоголосии образуется несколько парных сочетаний голосов, в четырехголосии имеется шесть пар:

Слайд 12

СООТНОШЕНИЕМ АККОРДОВ называется интервальное расстояние между их основными звуками (между их терциями и квинтами).

Слайд 13

Способы соединений трезвучий Гармоническое, при котором общий тон аккордов остается на месте. Гармоническое соединение всегда возможно для главных трезвучий кварто-квинтового соотношения ( T-S, T-D ), так как между ними имеется общий тон Мелодическое, при котором аккорды либо не имеют ни одного общего тона ( S-D ), либо этот общий тон не остается на месте, а перемещается в другой голос ( T-S, T-D)

Слайд 14

При плавном гармоническом соединении трезвучий расположение меняется. При мелодическом соединении трезвучий S-D в одну сторону возникают параллельные квинты и примы или октавы, а в миноре – ход на ув.2 – которые в гармонии запрещены. Ходы на увеличенные интервалы заменяются на уменьшенные. ! Между парой голосов возможна последовательность ч.5 – ум.5.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мелодическое соединение трезвучий главных ступеней кварто-квинтового соотношения ( T-S, T-D)

Слайд 4

Упражнения для самостоятельной работы На фортепиано 1. Играть от шести положения Т 5 3 гармоническое соединение T-D-T в тональностях до 4-х знаков мажора и минора. 2. Играть от шести положения Т 5 3 гармоническое соединение T-S-T в тональностях до 4-х знаков мажора и минора. 3. Играть от шести положения Т 5 3 мелодическое соединение T-D-T в тональностях до 4-х знаков мажора и минора. 4. Играть от шести положения Т 53 мелодическое соединение T-S - T в тональностях до 4-х знаков мажора и минора.

Слайд 5

Письменно Написать гармонические соединения T-D-T от шести положений Т 5 3 в заданных тональностях. Написать гармонические соединения T-S-T от шести положений Т 5 3 в заданных тональностях. 3. Написать мелодические соединения T-D-T от шести положений Т 5 3 в заданных тональностях. 4. Написать мелодические соединения T-S-T от шести положений Т 5 3 в заданных тональностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трезвучие и секстаккорд второй ступени в каденции и внутри построения.

Лекционный мультимедийный материал по предмету "Гармония" на тему "Трезвучие и секстаккорд второй ступени в каденции и внутри построения". (Автор - М.С.Коняхина)....

Разработка несложных функциональных схем радиоэлектронных узлов, приборов и устройств, применяемых в радиотехнических комплексах и системах управления космическими летательными аппаратами

Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по с...

"Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение."

Лекция по гармонии "Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение." Используется в качестве лекционного материала в педагогическом колледже на первом...

« D - ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА». «D-ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VIII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА»

Лекция по учебной дисципдине "Общая и неорганическая химия" для студентов фармацевтических колледжей...

Занятие по теме «Организация диспансеризации больных детей. Неотложная помощь. Организационно-методическая и функциональная структура системы дополнительного лекарственного обеспечения»

Современная реформа среднего профессионального образования, проводимая в России, опирается на личностно-ориентированный подход к обучению. Это предполагает серьезные изменения в привычной для преподав...

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ «СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО»

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ «СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО» На этих главных принципах и будет основано наше знакомство с «системой», с методом действенного анализа. Принцип жизненной п...