Основные виды мелизмов. Применение и расшифровка.
презентация к уроку по теме

Коняхина Марина Сергеевна

Лекционный мультимедийный материал по предмету "Элементарная теория музыки" на тему "Основные виды мелизмов. Применение и расшифровка". (Автор - М.С.Коняхина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_vidy_melizmov._primenenie_i_rasshifrovka.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные виды мелизмов. Применение и расшифровка.

Слайд 2

Мелизмы (от греч., « Melos » - песня, мелодия) – это мелодические фигуры, украшающие основные звуки мелодии. наибольшее распространение они получили в период с XV по XVIII века в клавесинной музыке. Временные доли мелизмов не входят в основные доли данного такта, поэтому они исполняются по времени за счет предыдущей длительности или за счет длительности украшаемого звука.

Слайд 3

Форшлаг (нем., « vor » — пред, « schlag » — удар) -означает звук, предшествующий основному, «предудар». Короткий (перечеркнутый) Долгий (неперечеркнутый) Исполняется за счет предыдущей длительности или той, перед которой он обозначен. Если форшлаг состоит из нескольких звуков – обозначение шестнадцатыми, связанными ребром: Представляет собой задержание— нисходящее или восходящее. Исполняется за счет длительности звука, перед которым он помещен. При ноте с точкой долгий форшлаг равен ее двум третям:

Слайд 4

Мордент (итал., « mordente » - кусающий, острый) - представляет собой оборот из трех звуков: основного, вспомогательного и основного. Исполняется только за счет длительности основного звука, (меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины длительности) - на третий звук): Простой (неперечеркнутый) - вспомогательный звук берется сверху от основного звука Перечеркнутый - вспомогательный звук берется снизу от основного звука Знак альтерации, стоящий над или под знаком мордента, относится к вспомогательному звуку: Двойной мордент

Слайд 5

Группетто - мелодическая фигура, состоящая из четырех или пяти звуков: основного и вспомогательных (верхнего и нижнего). 4-х звучное группетто начинается с верхнего вспомогательного, за которым следуют основной звук, затем нижний вспомогательный и основной: 5-ти звучное группетто начинается с основного звука, за которым следует верхний вспомогательный и далее - как в 4-х звучном группетто:

Слайд 6

Над нотой. Тогда он может означать как 5-ти звучное, так и 4-х звучное группетто, исполняемое за счет длительности основного звука. Такое группетто занимает либо всю длительность основного звука, либо начальную часть этой длительности: Между двух нот. Означает либо 5-ти звучное группетто, занимающее всю длительность основного звука, либо 4-х звучное группетто, занимающее конец длительности основного звука: Если знак стоит между двумя нотами одинаковой высоты, последний звук группетто приходится на длительность второго звука: Знаки альтерации, которые могут стоять над или под знаком группетто, относятся, соответственно, к верхнему или нижнему вспомогательным звукам:

Слайд 7

Трель (от итал., « trillare » - дребезжать, колебать) - это быстрое чередование основного вспомогательного звуков, tr ставится всегда над нотой. Продолжительность трели равна длительности звука, за счет которого она исполняется. Если необходимо, чтобы трель начиналась со вспомогательного звука, то перед основным звуком выставляется этот вспомогательный, обозначенный знаком короткого форшлага.

Слайд 8

Способы исполнения трели: 1. Начиная с верхнего вспомогательного звука: 2. Начиная с нижнего вспомогательного звука: В старинной музыке (по XVIII век включительно) в конце трели обычно вводился нижний вспомогательный звук, образующий заключительный оборот, сходный с группетто. Этот заключительный оборот - « Nachschlag » (нем., - последующий удар) - специально не отмечался в нотной записи, но предполагался в исполнении.

Слайд 9

3. Начиная с основного звука: С середины XIX века и до настоящего времени исполнение Nachschlag становится обязательным лишь в тех случаях, когда он специально обозначен в нотной записи в конце трели: Кроме перечисленных существуют и другие мелизматические фигуры, обозначаемые особыми знаками, имеющими большее или меньшее распространение лишь в определенных стилях. Так, например, различные виды мелизмов, отличных от вышеописанных, можно встретить в произведениях И. С. Баха. Он сам дал образцы расшифровки применяемых им мелизмов в «Клавирной книжечке Вильгельма Фридемана Баха», понимая, очевидно, их не столь универсальное значение.

Слайд 10

Знаки некоторых приемов исполнения Легато – связное исполнение звуков мелодии. Обозначается дугообразной линией, над или под нотами, которые должны быть исполнены связно.

Слайд 11

Стаккато – короткое и отрывистое исполнение звуков мелодии или аккордов. Обозначается точками, выставляемыми над или под головками нот.

Слайд 12

Портаменто или глиссандо – это скольжение по хроматической (на ф-но по диатонической) гамме вверх или вниз, заполняя промежуток между двумя звуками, отстоящими друг от друга на широкий интервал. Термин портаменто характерен вокальному исполнительству. Термин глиссандо – инструментальной практике. Обозначается следующим знаком: В фортепианной практике термин портаменто означает прием глубокого « non legato », т.е. почти связное исполнение как отдельных звуков, так и аккордов (особенно повторяющихся). Обозначается следующим знаком:

Слайд 13

Арпеджиато – это исполнение звуков аккордов снизу вверх последовательно в быстром движении. По времени арпеджиато исполняется обычно за счет данного аккорда.

Слайд 14

Иногда арпеджиато записывается мелкими нотами:

Слайд 15

Упражнения для самостоятельной работы: 1. Запишите варианты исполнения следующих мелизмов:

Слайд 16

2. Следующие мелодические фрагменты запишите с помощью соответствующих мелизмов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Основные виды дизайна"

Методическая разработка урока по теме "Основные виды дизайна" , по предмету дополнительной подготовке в области ИЗО, "Основы дизайна",преднозначена для студентов ГБОУ СПО ПК№8Дизайн как вид ...

«Рентабельность производства основных видов продукции на примере хозяйства ООО «Волошинское»

Проектная работа на тему: «Рентабельность производства основных видов продукции на примере хозяйства ООО «Волошинское»...

Бинарный урок "Основные виды общеслесарных работ и их применение в работе мастера ЖКХ"

Цели и задачи урока:Обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных видах слесарных работ;Закрепить умения проводить слесарные работы в процессе ремонта систем ЖКХ;Формировать профессионал...

Основные виды педагогической деятельности

Преподавание – управление познавательной деятельностью в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет  жесткие временные ограничения, строго определенную цель и в...

Презентация к уроку "Чугуны: виды, свойства, применение"

Данный материал содержит информацию о составе, видах, свойствах и применении чугуна и  может быть использован при изучении ОП04 "Основы материаловедения"...

Мелизмы в музыке: основные виды украшений

Мелизмы в музыке – это так называемые украшения. Знаки мелизмов относятся к знакам сокращённого нотного письма, а задачей употребления этих самых украшений является расцвечивание основного рисун...