Дополнительная образовательная программа «Первые шаги баяниста»
учебно-методический материал по теме

Личностно-ориентированная,  художественно-эстетическая образовательная программа.

Сегодня педагоги столкнулись с желанием родителей обучать детей игре на баяне и аккордеоне  даже  с 5-6 лет, поэтому и возникла необходимость создания такой программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boytsova-dop-obr-programma-pervye-shagi-bayanista.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………..3

Учебно-тематический план………………………………………………………...6

Содержание изучаемого курса……………………………………………................7

Методическое обеспечение дополнительной образовательной

программы «Первые шаги баяниста»……………………………………………………10

Список литературы для педагогов………………………………………..............12

Список литературы для обучающихся …………………………………..............13

Список используемых аудиоматериалов…………………………………...........15

Словарь терминов…………………………………………………………………..16

Приложение……………………………………………………………………………20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В процессе формирования гармоничного развития личности эстетическое воспитание играет важную роль, и музыке здесь принадлежит одно из ведущих мест. Как никогда актуально в условиях засилья бездуховности в массовой культуре и бесконечной пропаганды безвкусицы сплошным потоком воздействующих на умы и души подрастающего поколения, решать задачи воспитания и формирования художественного вкуса, эстетического восприятия, умения ценить подлинное искусство. И в этом огромная роль принадлежит детской музыкальной школе – одному из самых эффективных звеньев в системе эстетического образования, которое не только способствует духовному становлению личности, её профессиональному росту, но также расширяет возможности для жизненного самоопределения детей. В музыкальной школе ребёнок приобщается к творческой деятельности, осваивая игру на различных музыкальных инструментах, в том числе и на баяне, самом русском народном инструменте.  

Направленность дополнительной образовательной программы «Первые шаги баяниста» – личностно-ориентированная,  художественно-эстетическая.

Вид дополнительной образовательной программы «Первые шаги баяниста»– адаптированная.

Новизна программы.

Ранее, на основании программ, разработанных Министерством культуры СССР (1988г.), приём детей в музыкальную школу по классу баяна и аккордеона производился с 9 лет. Сегодня педагоги столкнулись с желанием родителей обучать детей игре на баяне и аккордеоне уже с 7 и даже 5-6 лет.

Задачи и содержание музыкального образования определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, культурно- эстетического воспитания.

Целями  дополнительной образовательной программы «Первые шаги баяниста» являются:

– приобщение детей к деятельности в области искусства, в частности к игре на баяне, на основе индивидуального подхода и личностно-ориентированного взаимодействия;

–                создание фундамента, на котором строится всё дальнейшее музыкальное развитие ученика;

– развитие музыкальных способностей,  формирование музыкального вкуса и  стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности.

Из целей вытекают следующие задачи:

1. На основе индивидуального подхода к каждому ребёнку выстраивать методику общения и обучения, развивать  творческий потенциал ученика.

2. Развитие интереса к музыкальным занятиям.

2.         Изучение возможностей баяна, формирование первоначальных навыков владения инструментом.

3.         Воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку.

4.        Развивать музыкальную память, мышление, воображение.

5.         Воспитывать музыкальную отзывчивость, потребность в творческой деятельности.

6.        Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.

7.         Развивать самостоятельность, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Отличительные особенности и актуальность дополнительной образовательной программы «Первые шаги баяниста».

Создание данной программы вызвано необходимостью раннего обучения игре детей на баяне. Программа построена на основе личностно-ориентированного взаимодействия с детьми и отвечает требованиям родителей.

 

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Первые шаги баяниста» 5-6 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Первые шаги баяниста» два года.

Формы и режим занятий: индивидуальный урок продолжительностью 45 минут два раза в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки: основным показателем успеваемости учащихся является выполнение учебного плана и четвертные оценки.

Контроль успеваемости: 

В конце I четверти – контрольный урок.

В конце II четверти проводится контрольный урок, академический концерт.

В конце III четверти – контрольный урок.

В конце IV четверти проводится контрольный урок, академический концерт.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Первые шаги баяниста» является  переводной экзамен.

           По окончании 2-х годичного обучения учащиеся должны:

  • владеть первоначальными теоретическими знаниями;
  • исполнить на инструменте несколько детских песенок, попевок (8-16 тактов);
  • ориентироваться в жанрах и характере музыки.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Первые шаги баяниста»: участие учащихся музыкальной школы в концертах, проводимых в школе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п

Название разделов и тем

Форма

занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Развитие звуковысотного слуха, ладового чувства.

урок

8

4

4

2.

Развитие ритма.

урок

8

4

4

3.

Исполнительство (пение, игра на шумовых музыкальных инструментах)

урок

16

6

10

4.

Игра на баяне

урок

24

4

20

5.

Музыкально-образовательное развитие

урок

16

16

                                                                  Итого часов:

72

34

38

Второй год обучения

п/п

Название разделов и тем

Форма

занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Развитие звуковысотного слуха, ладового чувства.

урок

8

4

4

2.

Развитие ритма.

урок

8

4

4

3.

Исполнительство (пение, игра на шумовых музыкальных инструментах)

урок

10

6

10

4.

Игра на баяне, подбор по слуху, транспонирование

урок

32

4

28

5.

Музыкально-образовательное развитие: слушание музыки.

урок

8

8

                                                                  Итого часов:

72

26

46

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Годовые требования

I. Задачи:

  1. Развитие звуковысотного слуха, ладового чувства:
  • движение мелодии вверх, вниз, на месте;
  • звуки высокие, низкие;
  • характер музыки (мажорный, минорный – «светлый», «тёмный»).
  1. Развитие ритма:
  • протяжённость звука (короткие, длинные);
  • ритмослоги;
  • движение под музыку, хлопки.
  1. Исполнительство:
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда (ложки, бубен и т.д.).
  1. Игра на баяне:
  • посадка, постановка рук, изучение клавиатуры;
  • меховедение;
  • игра в ансамбле с педагогом.
  1. Музыкально-образовательное развитие:
  • нота, нотоносец, ключ, мажор, минор, понятие «жанра»;
  • сведения общего характера о композиторах, об инструментах.
  1.            10-15  детских и народных песенок,  попевок.

                Упражнения для обеих рук.

                Транспонирование в другие октавы выученных пьес.

Переводные требования:  исполнить 2 песенки (8-16 тактов).

Примерные переводные программы

  1. Укр. народная потешка «Лепёшки».
  2. Урк.н.п.  «Ой, звоны звонят».
  3. Р.н.п. «Пастушок».
  4. Р.н.п. «Лиса».
  5. Детская песенка «Кукушка».
  6. Детская песенка «Сорока».
  7. Детская песенка «Дождик».
  8. Попевка «Два кота».

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Годовые требования

I. Задачи:

1. Развитие звуковысотного слуха, ладового чувства:

  • определение характера музыки: уметь различать части произведения, оттенки силы звука динамические нюансы.
  1. Развитие ритма:
  • длительности нот;
  • ритмослоги;
  • движение под музыку, хлопки.
  1. Исполнительство:
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда (ложки, бубен и т.д.).
  1. Игра на баяне:
  • посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, воспитание аппликатурной дисциплины;
  • чтение нот с листа;
  • работа над ведением меха, изучение его возможностей;
  • игра в ансамбле с педагогом.
  1. Музыкально-образовательное развитие:
  • длительности нот, паузы, размер, знаки альтерации, штрихи, динамические оттенки, мотив, фраза, часть, темп,  регистр;
  • сведения общего характера о композиторах, об инструментах;
  • слушание музыки.

II.   10-15  детских и народных песенок,  попевок.

        Упражнения для обеих рук.

        Транспонирование в другие октавы выученных пьес.

Переводные требования:  исполнить 2 песенки разного характера.

Примерные переводные программы

  1. Р.н.п. «Василёк».
  2. Р.н.п. «Барашечки».
  3. Р.н.п. «Как под горкой, под горой».
  4. Р.н.п. «Скок, скок».
  5. Р.н.п. «Светит солнышко».
  6. Словацкая полька.
  7. Д. Кабалевский «Маленькая пьеска».
  8. Укр. н.п. «Ой, лопнув обруч».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПЕРВЫЕ ШАГИ БАЯНИСТА»

Формы проведения занятий:

  • урок;
  • урок-игра;
  • урок-беседа;
  • репетиция;
  • концерт;
  • фестиваль;
  • праздник;
  • лекция-концерт.

Методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • словесные (беседа, анализ текста, структуры музыкального произведения);
  • наглядные методы (показ, исполнение педагогом);
  • практические методы;
  • репродуктивные (воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности);
  • исследовательские (побуждение к самостоятельной творческой работе).

Средства обучения:

  • дидактический материал (ноты, методическая литература, наглядные пособия, шумовые музыкальные инструменты);
  • технические средства обучения (обучающие компьютерные программы, CD-проигрыватель, диктофон и т.д.)

Техническое оснащение  класса для индивидуальных занятий:

  • помещение должно соответствовать санитарным нормам;
  • стул, подобранный по росту ученика;
  • подставка под ноги;
  • пульт;
  • зеркало;
  • баян, соответствующий росту ученика «Малыш», «Огонёк»;
  • стол, стулья;
  • шкаф с нотной литературой;
  • шкаф для хранения инструментов;
  • стенд;
  • фортепиано.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. – М.,  2001.
  2. Дмитриев А. Позиционная аппликатура на баяне. – М.:  «Музыка», 1998.
  3. Иванов А. Руководство по игре на аккордеоне.– Ленинград: «Музыка», 1990 г.
  4. Имханицкий М. История баянного и аккордеонного искусства. Учебное пособие. – М., 2006.
  5. Имханицкий М. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. – М., 2004.
  6. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. – М., 1997.
  7. Самойлов А. 15 уроков игры на баяне.– М.: «Кифара», 1996.
  8. Стативкин Г.Начальное обучение на готово-выборном баяне. – М.: «Музыка», 1989.
  9. Шахов Г. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. – М.:  «Музыка», 1991.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Агафонов О. Самоучитель игры на баяне. – М.: «Музыка», 1998.
  2. Альбом для детей.  Вып. 1 / Сост. А. Крылусов. – М.: «Музыка», 1986.
  3. Альбом для детей. Вып. 7 / Сост. А. Крылусов. – М.: «Музыка», 1990.
  4. Альбом начинающего баяниста. Вып. 43 / Сост. В. Бухвостов. – М.: «Советский композитор», 1991.
  5. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. – М., 2001.
  6. Самойлов А. 15 уроков игры на баяне.– М.: «Кифара», 1996.
  7. Баян I класс ДМШ / Сост. О.Ф. Денисов, В.В. Угринович. – Киев: «Музична Украина», 1990.
  8. Баян. Подготовительная группа / Сост. О.Ф.Денисов, В.В. Угринович. – Киев: «Музична Украина»,   1999.
  9. Баянисту любителю. Вып. 15 / Сост. В. Бухвостов. – М..: «Советский композитор», 1983.
  10. Баянисту любителю. Вып. 21 / Сост. В. Бухвостов. – М.: «Советский композитор», 1992.
  11. Баянисту любителю. Вып. 23 / Сост. В. Ефимов. – М.: «Композитор», 1993.
  12. Бойцова Г. Юный аккордеонист. Часть 2. – М.: «Музыка», 1994.
  13. Музыкальная акварель. Вып. 7 / Сост. А. Черных. – М.: «Советский композитор», 1989.
  14. Музыкальная акварель. Вып.11 / Сост. В. Иванов. – М.: Композитор»,1992.
  15. Народные мелодии для баяна – аккордеона / Сост. А. Артюгин,                   И. Сперанский. – СПб.: «Композитор», 1998.
  16. Народные песни. 1 – 3 класс ДМШ / Сост. Д. Самойлов. – М.: «Кифара», 1998.
  17. Нотный альбом баяниста.  Вып. 11 / Сост. А. Басурманов. – М.: «Советский композитор», 1992.
  18. Популярные эстрадные пьесы. / Сост. О. Шаров. – Ленинград: «Музыка», 1988.
  19. Семенов В. Две сюиты для баяна. – М.: «Престо», 1996.
  20. Сонатины и вариации 1 – 3 классы ДМШ / Сост. Д. Самойлов. – М.: «Кифара», 1997.
  21. Спутник баяниста. Вып. 4 / Сост. И. Бурый, Н. Корецкий – Киев: «Музычна Украина», 1994.
  22. Хрестоматия баяниста 1 – 2 классы ДМШ / Сост. В. С. Крылусов – М.: «Музыка», 1986.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ АУДИОМАТЕРИАЛОВ

  1. «Новгородская мозаика» ансамбль русской народной музыки. Руководитель С. Яковлев CD
  2. «Маков цвет» ансамбль русской народной музыки. Руководитель М.Григорьев. CD
  3. «Голоса России» ансамбль русской народной музыки. Руководитель М. Зуденков. CD
  4. «Московская балалайка» квартет. Руководитель В. Ионченков. CD
  5. «Сувенир» ансамбль русской народной музыки. Руководитель С. Матвиенко. CD
  6. «Сударушка» ансамбль русской народной музыки ДМШ Шлиссельбург.
  7. «Ярманка»  ансамбль русской народной музыки. Руководители Василий и Марина Вялковы.
  8. Государственный русский народный оркестр им. Осипова.
  9. Государственный республиканский русский народный ансамбль «Россия».
  10. Академический русский народный оркестр Гостелерадио.
  11. «Белый день» ансамбль народной музыки.
  12. Терем – квартет CD «Собачий вальс».
  13. «Мозаика» Дмитриевы Александр, Виталий и Елена CD
  14.  Дмитриев В. CD «Баянисты и аккордеонисты – мастера эстрады Ленинграда»
  15. Бажилин Р. CD «Вальсирующий аккордеон»
  16. «Метелица» Руководитель И. Тонин. CD

СЛОВАРЬ  ТЕРМИНОВ

Звукоряд – ряд звуков (ступеней), выстроенных по высоте.

Нота – знак, при помощи которого изображаются звуки. Основных нот – семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.  Ноты отражают два качества музыки: высоту и длительность звука.

Длительности нот:

  • целая;

     –     половинная;

  • четвертная;
  • восьмая.

Для записи звуков используют нотоносец, состоящий из пяти линеек. Счёт линеек начинается снизу:

Ключ – знак в начале нотного стана, указывающий, на какой линейке находится нота определённого названия – ключевая нота.

Скрипичный ключ      (или ключ соль) определяет положение ноты соль первой октавы на второй линейке снизу.

Интервал – соотношение между двумя звуками по высоте. Наименьшим интервалом между двумя звуками является полутон. Тон – интервал, состоящий из двух полутонов.

Лад – набор звуков, внутренне связанных между собой системой тяготений неустойчивых звуков к устойчивым.

Основными ладами музыки являются мажор и минор.

Главные ступени лада:

I – первая ступень – тоника

IV – четвертая ступень – субдоминанта

V – пятая ступень – доминанта.

Мажор – лад, в котором между 1 и 3 ступенями находится большая терция.

Минор – лад, получивший название благодаря малой терции между 1 и 3 ступенями.

Пауза – перерыв в звучании, точно отмеренный определённой длительностью.

Паузы в нотах изображаются условными значками:

целая пауза;    половинная пауза;  четвертная пауза;  восьмая пауза

Штрих – приём игры, способ извлечения звука на каком-либо инструменте.

Legato( легато)  связная игра, между звуками нет разрывов.

Staccato (стаккато) отрывистое извлечение звука.

Динамика – оттенки, градации силы звука (степени громкости); обозначаются в нотах знаками или словами:

f (форте) – громко.

p (пионо)  – тихо.

mf (меццо форте) – не очень громко.

тр (меццо пиано)  – не очень тихо.

crescendo (крещендо)  –   усиливая звук.

diminuendo (диминуэндо)  –  ослабляя звук.

ritenuto (ритенуто) – замедляя.

Акцент – это более сильное, ударное извлечение какого-то одного звука по сравнению с другими. Обычно акцентированный звук находится в начале такта, на его первой доле. Акцент указывают в нотах знаком  > или сокращением слова sforzando (sf).

Аппликатура – распределение пальцев при игре на инструменте, а также запись этого распределения в нотах цифрами. У скрипача в счёт идут только четыре пальца левой руки.

Знаки альтерации – знаки изменения высоты звука.

   – диез – знак повышения ноты на полтона.

   – бемоль – знак понижения ноты на полтона.

    –  бекар – знак отмены действия диеза и бемоля.

Темп – скорость движения музыкального произведения.

 Andante (анданте) – не спеша, шагом.

 Moderate (модерато) – умеренно.

 Allegro (аллегро) – скоро.

Allegretto (аллегретто) – менее скоро, чем аллегро.

Такт – фрагмент музыки, заключенный между двумя сильными долями, ограниченный двумя тактовыми чертами.

Сильная доля такта – первая.

Размер         обозначает количество долей определённой длительности, образующих такт.

Музыкальная форма– строение музыкального произведения.

Элементы музыкальной формы: мотив – мельчайший элемент музыкальной формы, который обладает определённым музыкальным содержанием. Обычно состоит из 1-2 тактов, группируется вокруг сильной доли; фраза – часть предложения, относительно законченное построение, состоящее из 2-4 мотивов; предложение – музыкальное построение, состоящее из 2-х или более фраз, завершено каким-либо кадансом.

Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Всего существует четыре трезвучия:

        Мажорное        Минорное       Уменьшённое       Увеличенное

Реприза – знак повторения.

Жанр – ряд музыкальных произведений, объединённых по какому-либо признаку сходства: сходству строения (соната); одинаковому составу исполнителей (струнный квартет); общему предназначению (эстрадная музыка).

Марш – инструментальная пьеса, написанная в чётком, энергичном ритме, под которую удобно идти в стою. Марш всегда пишется в чётном размере – на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги.

Вальс – парный кругообразный плавный или умеренно быстрый трёхдольный танец.

Полька – живой непринуждённый танец в двудольном размере, который танцуют парами по кругу мелкими шажками.

Менуэт – старинный галантный танец в размере три четверти.

Диапазон – расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания, называют регистрами. Обычно  различают три регистра – низкий, средний и верхний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа: "Первые шаги"

Направленность образовательной программы «Первые шаги», представляет дополнительный образовательный курс художественно -эстетической направленности.При составлении программы и...

дополнительная образовательная программа работы вокального кружка

Данная программа представляет собой авторский курс  вокальных занятий со студентами в системе дополнительного образования....

Дополнительная образовательная программа: «РАДУЖНЫЙ МИР»

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества через систему дополнительного образования д...

Алмаева Р. Я. дополнительная образовательная программа начального общего образования социального направления развития личности «Природе нашу заботу»

Переход начальной школы на федеральные государственные стандарты нового поколения предусматривает обеспечение индивидуальных способностей детей во внеурочной деятельности. Предлагаемая дополнительная ...

Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.

Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на  формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся  о способах приготовления ...

2019 год Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО"

Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО" направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; рас...