Программа по предмету «Сценический костюм»
рабочая программа по теме

Грязева Татьяна Борисовна

Программа работы детского объединения «Сценический костюм» является дополнением к программе «Хореография танцевальных коллективов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenicheskiy_kostyum.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Дома детского творчества

____________  

«____»   ___________________   2009г.

ПРОГРАММА

по предмету «Сценический костюм»

педагог дополнительного образования

Грязева Татьяна Борисовна

г. Лыткарино

Пояснительная записка

Программа работы детского объединения «Сценический костюм» является дополнением к программе «Хореография танцевальных коллективов».

Хореографическая постановка – это калейдоскоп зрительных впечатлений и чувств. Это радостный отдых и заряд бодрости. Невозможно довести работу до совершенства без участия режиссера, художника, осветителя, музыкального оформления и без ярких, красочных костюмов, которые создают удивительную атмосферу танцевального действия. Атмосфера праздника и веселья танцевальных номеров обеспечивается кажущейся легкостью исполнения, которую нельзя обеспечить без хорошей посадки танцевального костюма (как швейного изделия). Ребенок, входя в тот или иной образ, надевая сценический костюм, должен ощущать комфорт, свободу движения, дыхания и кровообращения. Поэтому изготовление сценического костюма должен организовать педагог, профессионально владеющий швейным мастерством.

Для более успешной и плодотворной деятельности танцевальных коллективов создано детское объединение «Сценический костюм», так как сценический костюм является неотъемлемой частью танцевального обучения. Поскольку в учреждении дополнительного образования не может быть профессионального производственного цеха по изготовлению и пошиву сценических костюмов, а материальная база не позволяет приобретать эти костюмы, то были созданы дополнительные образовательные возможности для оснащения танцевальных коллективов необходимыми атрибутами. В результате было организовано детское объединение «Сценический костюм», где непосредственное участие в изготовлении и пошиве сценических костюмов осуществляется самими участниками танцевальных коллективов. Такая деятельность учащихся исключает формирование иждивенческой позиции, а наоборот, повышает чувство личной ответственности каждого участника детского объединения и сплачивает детей в творческий коллектив. Кроме того, такая работа дает толчок для фантазии детей в области художественного моделирования, а для особо одаренных детей – в области конструирования и технологической обработки одежды.

Курс детского объединения «Сценический костюм» направлен на выявление потенциальных способностей ребенка в области прикладного творчества и на развитие этих способностей.

Основная цель – помощь ребенку в саморазвитии, максимальное развитие его творческих возможностей, активация познавательных интересов, помощь в овладении навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

В работе данного детского объединения во главу угла ставится задача развития интереса учащихся к предмету «Сценический костюм», а также выявление способностей учеников и их родителей к сотрудничеству и сотворчеству.

Занятия в д/о предполагают решение следующих задач:

  • развитие и реализация творческих способностей детей;
  • формирование умений, навыков и приемов работы с тканями, неткаными и отделочными материалами;
  • знакомство с видами материалов и их свойствами;
  • знакомство с проектированием, конструированием, моделированием и технологической обработкой изделий;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, умения сотрудничать и работать в коллективе;
  • развитие художественного мышления.

Для реализации поставленных задач в процессе обучения учащиеся получают теоретические знания о данном танце, на практике осуществляется изготовление сценического для данного танца. Работа детского объединения строится конкретно для учащихся, занимающихся в данное время, учитывая их собственные номера.

Данная программа является адаптированной, в основу программы положены издания и методические пособия по театральному искусству и конструированию, моделированию и технологии изготовления швейных изделий.

Программа рассчитана на детей школьного возраста. Срок обучения по программе составляет 3 года.

Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с небольшими перерывами на отдых.

Для солистов может быть использована индивидуальная работа с составлением индивидуального учебного плана.

Количество часов, отведенное на прохождение той или иной темы, может незначительно меняться в зависимости от качества и скорости усвоения программы детьми.

Обучение детей по данной программе предполагает использование разнообразных методов и приемов, в первую очередь, эвристических, т.е. направленных на выявление и развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, в процесс обучения активно включаются педагогические методы и приемы как продуцирование идей, ассоциативный, прогнозирование результатов и др. При комплексном использовании все эти методы способствуют формированию творческой личности и позволяют учащимся достичь определенного мастерства в изготовлении сценического костюма.

Программа выстроена в определенной последовательности с возрастанием сложности выполнения процесса изготовления сценического костюма.

Технология изготовления сценического костюма разнообразна. Она включает в себя элементы проектирования, художественного моделирования, конструирования, технологии обработки и художественного оформления. Перед началом работы определяется композиционное решение будущего изделия. Просматривается необходимое количество материала.

В углубленном процессе активно используются наглядные пособия: образцы изделий, фотографии, готовые изделия, видеоматериалы, журналы и др.

Теоретический материал дается в форме беседы или лекции, как для всей группы, так и индивидуально. В конце каждого учебного года проводится итоговое занятие. Цель итогового занятия – отчет детей за проделанную работу, демонстрация своих работ.

Материал, инструменты, оборудование. Организация рабочего места.

Для работы детского объединения «Сценический костюм» должен использоваться кабинет по обработке тканей. Помещение должно быть достаточно просторным для того, чтобы дети не мешали друг другу, не загораживали свет, и хорошо проветриваемым. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Кабинет должен быть освещен рассеянным солнечным светом при дневном освещении и люминесцентными лампами при вечернем. При таком освещении не составляет труда работать с тканью, а именно: определение направления ворса, нитей основы и т.д. рабочее место должно быть правильно организовано. Желательно использовать столы с гладкой поверхностью, чтобы исключить трение при раскладке ткани на столе. В качестве оборудования должны использоваться швейные машины: стачивающие и краеобметочные с ручным и электрическим приводами; электронагревательный прибор – утюг с функцией отпаривания, гладильная доска с проутюжильником; колюще-режущие инструменты: ножницы, иголки, булавки.

Основные материалы: тканевые, нетканые, трикотажные полотна.

Вспомогательные материалы: резинка, тесьма, косая бейка, нитки швейные.

Отделочные материалы: бусины, блестки, стразы.

Необходимы шкафы и полки для хранения материалов и наглядных пособий, письменный стол, доска, мел, стенды для мини-выставок, примерочные с зеркалами.

Программное содержание

I год обучения.

  1. Вводное занятие. Правила техники безопасности, пожарной безопасности, дорожного движения, поведения в Доме детского творчества, в нестандартных и чрезвычайных ситуациях, режим работы, составление расписания, комплектование групп. Организация рабочего места.
  2. Выбор модели для изготовления. Зарисовка эскиза модели.
  3. Начальная обработка. Подготовка к первой примерке. Просмотр костюмов на сцене. Уточнение деталей кроя, посадка на фигуру.
  4. Окончательная отделка с элементами художественного оформления.
  5. Машиноведение. Заправка верхней и нижней нитей.
  6. Индивидуальная работа с солистами.
  7. Итоговое занятие. Выставка работ. Подведение итогов.

II год обучения.

  1. Вводное занятие. Правила техники безопасности, пожарной безопасности, дорожного движения, поведения в Доме детского творчества, в нестандартных и чрезвычайных ситуациях, режим работы, составление расписания, комплектование групп. Организация рабочего места.
  2. Выбор модели для изготовления. Зарисовка эскиза модели. Описание модели. Техника безопасности при раскрое. Раскрой.
  3. Поузловая технологическая обработка. Просмотр костюмов на сцене. Уточнение деталей кроя, посадка на фигуру.
  4. Окончательная отделка и оформление.
  5. Машиноведение. Рабочие органы швейной машины.
  6. Индивидуальная работа с солистами.
  7. Итоговое занятие. Выставка работ.

III год обучения.

  1. Вводное занятие. Правила техники безопасности, пожарной безопасности, дорожного движения, поведения в Доме детского творчества, в нестандартных и чрезвычайных ситуациях, режим работы, составление расписания, комплектование групп. Организация рабочего места.
  2. Основы проектирования. Художественной описание модели. Зарисовка эскиза модели. Техническое описание модели.
  3. Техника безопасности при раскрое. Способы раскроя. Раскладка выкроек на ткань. Обмеловка. Рассекание ткани ножницами.
  4. Изготовление модели сценического костюма. Обработка отдельных узлов. Просмотр костюмов на сцене. Уточнение деталей кроя, посадка на фигуру. Соединение технологических узлов в целое изделие.
  5. Машиноведение. Швейная игла. Замена швейной иглы.
  6. Индивидуальная работа с солистами.
  7. Художественное оформление изделия. Прикрепление фурнитуры. Изготовление аксессуаров.
  8. Итоговое занятие. Выставка работ.

Ожидаемый результат

I год обучения.

        Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнять рабочий эскиз модели.
  2. Соединять детали изделия между собой, используя готовый крой.
  3. Выполнять начальную технологическую обработку.
  4. Заправлять швейную машину.
  5. Оформить сценический костюм аппликацией, накладными или съемными деталями отделки.
  6. Аккуратно и внимательно работать в течение занятия, доводить начатое дело до конца.

II год обучения.

        Учащиеся должны уметь:

  1. Описывать модель сценического костюма. Осуществлять раскрой.
  2. По шаблонам и раскладке основных деталей кроя.
  3. Выполнять технологическую обработку отделочных узлов швейного изделия.
  4. Выполнять отделочные работы. Прикреплять блестки и другую фурнитуру.
  5. Выполнять прямую стачивающую строчку.
  6. Аккуратно и точно выполнять задание. Уметь работать в коллективе.

III год обучения.

        Учащиеся должны уметь:

  1. Осуществлять элементарное проектирование.
  2. Выполнять раскладку основных деталей кроя, использую готовые шаблоны. Осуществлять раскрой.
  3. Осуществлять поузловую обработку и монтаж изделия.
  4. Художественно оформить сценический костюм, включая изготовление браслетов и мягкой обуви.
  5. Осуществлять мелкий ремонт швейной машины.
  6. Творчески подходить к работе, используя полученные знания и навыки. Сотрудничать с другими учащимися.

Календарно-тематический план

Тема

Примерное количество часов

Примерные сроки выполнения

Теоретических

Практических

I г. об.

II г. об.

III г. об.

I г. об.

II г. об.

III г. об.

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего места.

2

2

2

Сентябрь

2.

Проектирование.

6

10

14

6

8

10

Сентябрь, январь

3.

Изготовление сценического костюма.

20

18

16

72

68

64

Сентябрь – май

4.

Машиноведение.

2

2

2

4

4

4

Октябрь, февраль

5.

Художественное оформление.

4

4

4

4

4

4

Декабрь, май

6.

Индивидуальная работа.

10

10

10

12

12

12

Сентябрь – май

7.

Заключительное занятие.

2

2

2

Май

Итого:

46

48

50

98

96

94

Календарно-тематический план

II год обучения.

Тема

Примерное количество часов

Примерные сроки

Теоретических

Практических

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего места.

2

Сентябрь

2.

Проектирование сценического костюма «Гномики».

10

8

Сентябрь – январь

3.

Изготовление сценического костюма «Гномики».

18

68

Сентябрь

4.

Машиноведение.

2

4

Октябрь, февраль

5.

Художественное оформление сценического костюма «Клоуны».

4

4

Декабрь – май

6.

Индивидуальная работа.

10

12

Сентябрь – май

7.

Заключительное занятие.

2

Май

Итого:

48

96

Всего:

144

Методическое обеспечение

  1. Набор лекал в М 1:10.
  2. Набор лекал в М 1:1.
  3. Схема «Механизм движения ткани».
  4. Схема «Заправка ниток».
  5. Конструктивная схема машины 2-М.
  6. Схема оборудования челночного стекла.
  7. Схема «Швейная машина 2-М ПМЗ».
  8. Образцы отделочных материалов.
  9. Журналы мод «Бурда моден» №№ 3/2004, 11/2003, 4/2004, 7/1997, 1/2004, 2/2004.
  10. Образцы изделий.
  11. Образцы технологической обработки отделочных узлов.
  12. Образцы видов тканей.
  13. Раздаточный материал: кроссворды, карточки с заданиями.
  14. Аудио и видео кассеты.

Список используемой литературы

  1. «Обслуживающий труд в школе». Фомина Н.К., М 1976г.
  2. «Как шить красиво?». Зайцев В.М., Мир 1990г.
  3. «Основы швейного производства». Труханова А.Т., М 1995г.
  4. «Швейные машины». Червяков Ф.И., М 1968г.
  5. «Обработка тканей». Мельникова Л.В., М 1986г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предмету «ИСТОРИЯ КОСТЮМА»: "Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"

quot;Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"Выбранная тема отражена в историческом костюме, выполненном на куклу, и сопровождается пояснительной запиской.В рабо...

Программа По предмету «Народно-сценический танец» для учащихся хореографического отделения «Детской школы искусств» (2-7 класс)

Народно – сценический  танец  является  одним  из  основных  предметов  специального  цикла  хореографических  дисциплин,  он  расширяет...

Презентация открытого урока истории изобразительного искусства "Реконструкция исторического костюма.Древнеегипетский костюм" для обучающихся 2 класса отделения "Живопись" ДШИ

Цель урока: Закрепить знания обучающихся об искусстве Древнего Египта. Выполнить реконструкцию древнеегипетского костюма Задача урока:ОбучающиеПолучить дополнительные  знания по искусству Др...

Методическая разработка по теме « Форма и силуэт в костюме » для подготовки квалифицированных рабочих по профессии 29.01.04. Художник по костюму

Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине « Основы художественной графики костюма»  по специальности художник по костюму.Данные методичес...

Тема. Костюм стран Древнего мира Практическое занятие: Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)

МДК.01.01. Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов. Практическое занятие..Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)Цель р...

Урок - презентация "Русский народный костюм. Графическая стилизация" по предмету "Прикладная композиция" для 4(8) класса ДХШ/ДШИ

В презентации показана графическая стилизация русского народного костюма на основе изученного иллюстративного материала по теме "Русский народный костюм" и "Русская народная картинка - ...