ОБРАЗ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧЕ НЕСТЕРОВА
статья по теме

Дзингель Валентина Анатольевна

Материал подготовлен к III Епархиальному съезду МОЛОДЕЖИ ЯКУТИИ "Мы наследники преподобного Сергия", посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Нерюнгри 11-14 марта 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_sergiya_radonezhskogo_v_tvorchestve_m.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

образ сергия радонежского в творчестве михаила васильевиче нестерова

В.А. Дзингель

Автономное Учреждение

Южно Якутский технологический колледж,  г. Нерюнгри

Михаила Николаевича Нестерова по праву считать одним из величайших представителей художественной элиты, который внёс неоценимый вклад в возрождение христианства в России. Но мне хотелось бы сегодня остановиться только на одном образе, который Михаил Николаевич раскрыт наиболее полно в своём творчестве. Это образ Сергия Радонежского, о котором с уверенностью можно сказать словами писателя Евгения Поселянина  «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий»

Образ Сергия, к которому однажды прикоснулся художник, будит манить его на протяжении всей жизни. Трудно сейчас сказать, что повлияло на выбор Нестерова, возможно утрата любимой жены, в 1886 году или русская природа и старина которой окружила его подмосковная усадьба Абрамцево, или его явно выраженный талант иконописца, о котором все говорили.

Усадьба Абрамцево, расположена неподалёку от Троице-Сергиевой лавры. По этой местности пролегает дорога на «Троицкое богомолье», по которой совершали паломнические шествия к обители и государи московские и простой люд. В здешней природе, холмах и церковках, везде чувствуется «Сергиевский дух», сама земля помнит Преподобного Сергия.  И естественно такой тонко чувствующий творец как Нестеров не остался равнодушным, уже в 1889 году мир познакомился с первым шедевром мастера, это картина ”Пустынник”. Картина написана предельно просто и реалистично, сам Михаил Николаевич, будучи передвижником, пытался избегать изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью, за что получил одобрение от своих коллег. А в 1890 году на суд публике была представлена новая работа ”Видение отроку Варфоломею”.  Работа которая сразу не нашла понимания в окружении художника, но впоследствии оказалась величайшим шедевром в творчестве мастера. Михаил Николаевич так высказался о своей работе: «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям – значит, он жив. Значит, жив и я».  И действительно на картине реалистичный пейзаж, но ощущение, что природа замерла в ожидании чуда… и это чудо происходит на глазах зрителей. Это полотно больше чем картина, оно тёплое, нарядное, глубоко символичное, мастеру удалось невозможное, он стёр границу между реальным и – мистическим, между картиной – и иконой. Художник сумел написать

” Варфоломея” и тем самым заглянул так высоко, как никогда ему больше не удавалось. Он не сдерживал свои чувства, своё мироощущение в данный момент творчества и сумел высказать всё, что было у него в душе, этой  картине.

После успеха картины Нестеров всё чаще возвращается к написанию образа святого. Так появились на свет произведения “Юность преподобного Сергия”, “Святой Сергий Радонежский”, “Труды Преподобного Сергия”. Каждая из этих работ достойна внимания, так картина  “Юность преподобного Сергия”, несёт в себе тему уединения, как образ жизни, как естественное единение человека и природы, человека с Богом.

Особое внимание заслуживает  триптих  “Труды Преподобного Сергия” написанные в 1897 году, художник показывает  нам святого как обыкновенного человека, Сергий это пример смиренного трудолюбия,  он носит воду, работает на строительстве храма и художник в равной мере приравнял труд физический к труду духовному. Эта работа произвела большое впечатление на современников, а поэт Соловьёв даже написал такие поэтические строки:

Весь день из рук, не выпускав пилы

Вдали соблазнов суетного мира,

Простой чернец, без церкви и без клира,

Молюсь в лесу, среди туманной мглы.

Заря зажгла сосновые стволы,

Запахло земляникой, стало сыро…

Звучи, звучи. Вечерняя стихира

Под тихое жужжание пчелы.

Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скудный.

Вдали сияют ризой изумрудной

Луга в благоухающих цветах,

Мой храм наполнен мёдом и смолою.

Плечистая! склонившись к аналою,

К Тебе взываю юноша-монах.

(С. Соловьёв 1906г.)

 Но пропало, волшебство, которым была окутана его картина ”Видение отроку Варфоломею”. Нестеров всё настойчивей пытается повторить успех своей картины, так появляется на свет новое произведение ”Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским”. Имя преподобного Сергия неразрывно связано со знаменитой, решившей судьбу России Куликовской битвой и победой московского князя Дмитрия Ивановича над Мамаем.

Отправляясь на битву с ханом, Дмитрий в сопровождении князей, бояр и воевод приезжал к Преподобному Сергию в его монастырь, чтобы помолиться вместе с ним о победе и получить от него напутственное благословение (Картина так и осталась неоконченной). В 1926 году появилось новое полотно цикла – ”Христос, благословляющий отрока Варфоломея”.

Пусть и не удалось Михаилу Николаевичу повторить свой триумф, но благодаря своему стремлению он оставил нам целый цикл художественных образ жития Преподобного. Картины Нестерова позволяют формировать гармоничную личность которую невозможно воспитать без духовных ценностей отображающих характер и ценности малой родины. Это помогает установить живую связь между духовным миром и умением видеть мир глазами художника, быть творцом.

 

Наш жизненный путь – тернистый.

Бегут чередой года.

Но мудрый, простой и чистый

Твой образ храним мы всегда.

Когда от труда, заботы

Почувствуем боль в плечах.

Мы вспомним, как Сам работал

И храм воздвигал в лесах.

Когда ужаснёмся дикой

И злобной душе людей

Мы вспомним, как Сам Великий

Был другом лесных зверей.

Когда устаем от битвы,

Сомнением полны, тоской,

Мы вспомним, как Сам с молитвой

Людей посылал на бой.

Как луч, как маяк ведущий Нам имя Твоё в пути.

И встретим Тебя, Зовущий,

У врат, что должны найти

Список литературы:

  1. Алленов М., Алленова Е., Астахов Ю. и др. Мастера русской живописи – Белый город 2007  
  2. Ропацкая Л.А. От Древней Руси к золотому периоду. Художественная культура России — М.: Издательский центр «Вентана Граф», 2000.
  3. Петрова М. Наш современник №6. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образ Петербурга в творчестве А. Блока" 2 урока

Учащиеся уже знакомы с Петербургом, нарисованным такими мастерами слова как Достоевский, Гоголь, Пушкин, поэты серебряного века. Александр Блок вслед за великими классиками проникся ощущением Петербур...

Урок литературы в 9 классе "Образ демонического героя в литературе и живописи" ( по поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" и творчеству М.Врубеля)

Это интересный урок может быть использован для учащихся старших классов. Урок расширяет кругозор учащихся, знакомя их с творчеством выдающегося художника Врубеля, а также дает более полное представлен...

Методические материалы к городскому лекторию "Сергий Радонежский - игумен земли русской"

Методический материал по проведению городского правосавного лектория "Сергий Радонежский - игумен земли русской"...

Мастер - класс «Петербург серебряного века» (Образ Петербурга в творчестве поэтов серебряного века, 11 класс).

Урок-мастерская—это не только технология, не толькометодология, но и новая философия, с мастерской связанаиная система отношений учителя и ученикаВ работе мастерской важен не только результат тв...

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 700-летию Сергия Радонежского

Данный сценарий может быть использован для постановки в момент подготовки к православным фестивалям, а также как основа для написания сценариев близкой направленности....