«Конструирование художественного образа на уроке фортепиано в 0 классе»
методическая разработка по теме

Открытый урок по фортепиано преподавателя ДШИ №2 Тема: «Конструирование художественного образа на уроке фортепиано в 0 классе». Цель: - Развивать слуховое напряжение, использовать авторскую методику обучения, развивать метроритмический пульс; - Использовать вариативный подход к способностям и возможностям учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx104.63 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                          дополнительного образования детей

                                            «Детская школа искусств №2»

                                            городского округа Октябрьск

                                                        Самарская область

                              Открытый урок

    Тема: «Конструирование художественного образа  

                     на уроке фортепиано в 0 классе»

              (Методическая разработка)

                                                 Кузьмина Елена Алексеевна                                                                                                                                                    

                     Преподаватель МБОУ ДОД ДШИ №2 г.о. Октябрьск

г.о. Октябрьск

2014 год

                                  Открытый урок по фортепиано

           преподавателя ДШИ №2  Кузьминой Елены Алексеевны

                                с Хабибуллиной Дианой  0 класс.

Тема: «Конструирование художественного образа на уроке фортепиано в 0 классе».

Цель: - Развивать слуховое напряжение, использовать авторскую методику обучения,  развивать метроритмический пульс;

   - Использовать вариативный подход к способностям и возможностям учащегося.

Задачи:

  - Создать условия для обеспечения индивидуального подхода к учащемуся в рамках образовательного процесса обучения игре на фортепиано. 

Образовательные

закрепить  изученные теоретические знания (средства музыкальной  выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);
– продолжить  формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах).

Развивающие

– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
– развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, сочинение пьес на заданный сюжет).

Воспитывающие

– воспитывать эстетический вкус;
– воспитывать любовь к музыке;
– воспитывать усидчивость и трудолюбие

 Тип урока: комбинированный  (закрепление знаний, комплексное

                     применение  знаний).

Вид урока: традиционный.

 Средства обучения:           - Фортепиано, стул

                                     - нотная литература

                                      - ритмические карточки, иллюстративный материал.

Продолжительность урока:  35 минут.

                                             План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.)

1.

Орг. момент

Словестный

2

2.

Работа над упражнениями

Словестный, наглядный

2

3.

Работа над музыкальным материалом: Л.Шукайло «Цыплята», Ч.Пиерсон «Мышь в мусорном ведре» П.Видвуд «Мой пёсик, Джаззи»

Словестный, наглядный, показа, «направляющий указаний», «попутных поправок»

20

4.

Игровой момент: сочинение импровизаций по картинкам

Игровой, словестный, наглядный, показа

7

5.

Итог урока

Словестный, наглядный

2

6.

Домашнее задание

Словестный

2

                                                    Ход урока.

 Преподаватель: Начнём мы урок с небольшой гимнастики для пальчиков.

        1.Упражнение называется «Пальчики здороваются» (пальчики правой и левой рук по одному как бы цепляются друг за друга).

        2. Упражнение называется «Опора на стенку» (тело свободно падает на стенку, опираясь на ладони).

       3. Упражнение на знание нот (показывая рукой звуковысотность называть звуки показываемые педагогом).

       4.Упражнение по карточке «Бусы» играть ноты в порядке показываемым педагогом (в скрипичном ключе и басовом, по карточкам).

       5. Упражнение на длительности нот проигрывание гаммы нотами разной длительности (по карточкам).

       6.Работа по карточкам с длительностями нот (прохлопать  заданный ритм).

 Диана: Мы разогрели пальчики, а теперь давай попробуем поработать над теми пьесами, что у нас с тобой есть в репертуаре. Что мы сыграем?

Диана: «Цыплята».

П.: А ты помнишь, в каком характере мы исполним пьесу?

Д.: Помню.

П.: Расскажи мне, о чём ты сыграешь нам?

Д.: О маме курочке, разноцветных цыплятках и кошке, которая хочет поймать цыплят!  

П.: Я хотела бы прочитать тебе несколько стихотворений о цыплятах, они мне очень понравились, а потом ты попробуешь сыграть любой из образов, какой тебе понравится.

          Цыплята

Яркие, пушистые,

Жёлтые комочки –

Маленькие деточки

Нашей пёстрой квочки.

Словно одуванчики,

В маленьком лукошке.

Клювики раскрытые

Просят хлеба крошки.

Я возьму тихонечко

Золотое чудо,

Я цыплёнка – лапочку

Обижать не буду.

*****

Из яйца, как из пелёнок,

Только выбрался цыплёнок —

И пошёл пушок пешком

Настоящим петушком.

    ****

Не могу понять что это?

Темнота, не видно света.

Жить без света не хочу

И немного постучу!

За стеной семья моя.

Здравствуй, мама!

Это -Я!

   ****

Потеряла курица
Всех цыплят на улице.
Куд-куда,  куд-куда
Собирайтесь все сюда.
Пи-пи-пи, пищат цыплята,
Нас позвали индюшата.
Мы играли в червячка,
Слушали концерт сверчка.
А теперь бежим домой
К маме - курице рябой.

   ***

Описание: кошка и цыплята

Мы - цыплятки, мы - братишки.
Знают все нас ребятишки,
Может, в ручках нас держали?
Или  гладили? Едва ли!
Боязливые мы крошки.
Больше всех боимся кошки.
Злым нас коршуном пугают –
Говорят, что он летает!
Мы не видели ни разу -
От него нас  прячут сразу
В дом уютный, лучший самый -
Под крылом у нашей мамы.

 П.: Я приготовила для тебя картинки, что бы тебе удобнее было нарисовать свою музыкальную историю. На прошлом уроке мы с тобой каждую музыкальную фразу сравнили с разными героями: мамой курицей, кошкой, цыплятами: жёлтыми, чёрненькими и пёстренькими.  

Д.: Я попробую сыграть про маму курочку, разноцветных цыплят и кошку, которая пугает цыплят, но цыплята убегают к маме (складывает картинку).

П.: Ну, а теперь сыграй  эту пьесу.

 (Звучит пьеса Л. Шукайло «Цыплята»)

П.: Молодец, а давай мы с тобой немного переделаем пьесу, пофантазируем, я хотела бы посмотреть, как ты запомнила нотный текст, который характеризует разных героев. Сложи картинки в другом порядке, так что бы поменялось содержание пьесы.

Д.: Я сыграю, так что мама курица сама напугает кошку (играет).

П.: Скажи мне, пожалуйста, в каком характере прозвучала пьеса «Цыплята»?

Д.: Разный характер, но в целом пьеса получается весёлой.

П.: А давай мы с тобой сыграем пьесу другого характера. Что ты нам сыграешь?

Д.: Мою любимую пьесу «Мой пёсик, Джаззи». Она ласковая и добрая.

(Звучит пьеса П.Видвуд «Мой пёсик,  Джаззи»).

П.: Мне очень понравилось, как ты сыграла пьесу, мне кажется, что ты сыграла про  своего,   домашнего щенка. А наша следующая пьеса называется «Мышь в мусорном ведре» Ч. Пиерсон.  На прошлом уроке я играла тебе эту пьесу, и мы говорили, что если бы пьеса называлась чуть иначе, то этот же нотный текст нужно было бы сыграть совсем в другом характере.

Д.: Да, если мышка в мусорном ведре, то она там ходит на цыпочках, что бы кошка её не услышала и её тему надо сыграть «на цыпочках», а кошку ярко (играет). А если мы представим, что пьеса называется «Кошки - мышки», то мыши будут убегать от кошек, их будет 2: сытая и ленивая и худая голодная. Тогда пьеса будет звучать по-другому  (играет).

П.: Давай мы подберём стихи и картинки к этой пьесе.

Описание: http://www.numama.ru/upload/blogs/f39e8c0e547e2f2e09287df87098ca95.jpg.jpg 

Кошка мышке говорит -
У меня живот болит,
Я три дня уже не ела,
Исхудало моё тело.
Подойди  поближе, мышка,
Ну, смелей, моя малышка,
Дай, лизну тебя немножко,
Я ведь ласковая кошка.
Мышка глазками моргнула,
В свою норку улизнула,
И страдает кошка горько –
Эх! Мала у мышки норка!

    *****

Разленилась наша Кошка -
Развалилась у окошка.
Запищали в норке Мышки -
"Мы съедим весь сыр и пышки!
Ты поспи ещё немножко,
Снов тебе приятных, Кошка".

   ****

В уютной норке за стеной,
Скучала мышка в выходной,-
Побегать бы немножко,
Да спит под лавкой кошка.

   Д.:  Мне понравилось первое стихотворение,  я сыграю пьесу так: (складывает картинку).

  П.: Молодец! Я думаю, что сегодня на уроке мы с тобой создали свой образ пьес «Цыплята» и «Мышь в мусорном ведре».  Дома тебе необходимо закрепить то, что мы разучили в классе, поработать над упражнениями для пальчиков. Надеюсь,  что в домашней работе над этими произведениями тебе поможет работа с картинками, что бы лучше представить себе образ наших героев.

                                    Методическая аннотация

                                       к открытому уроку по фортепиано

«Конструирование художественного   образа  на уроке фортепиано в 0 классе

               преподавателя ДШИ №2 г. о. Октябрьск Самарской Области

                              Кузьминой Елены Алексеевны

                              с Хабибуллиной Дианой  0 класс.

          Нотная грамота

         Успешность обучения в классе фортепиано ДМШ и ДШИ зависит от многих составляющих. Огромное значение имеет развитие воображения, образно-художественного мышления ученика, умения найти в звуках изучаемой пьесы художественный образ и затем реализовать его в своём исполнении. Ученик должен восстановить музыку из нотной записи, вдохнуть в неё жизнь, свои эмоции. В связи с этим его духовно-интеллектуальное, образное и эмоциональное обогащение ученика должно стать предметом постоянного целенаправленного педагогического воздействия.

         Один из действенных методов развития воображения - активное использование приёма ассоциаций. Опора на зрительные образы предполагает сравнения, связанные с произведениями других видов искусства, картинами природы, окружающей жизни, быта. Можно использовать слуховые ассоциации со звучанием других музыкальных инструментов, оркестра, выразительной человеческой речи, с движением живых существ и механизмов, явлениями природы, цокотом копыт, колокольным звоном и т.д.

          Можно выделить следующие этапы работы над произведением: определить его художественное содержание, характер музыкальных образов; наметить возможный круг ассоциаций и аналогий с привлечением материала других музыкальных произведений, других видов искусств, исторических событий и т.д.

          В работе над музыкальным произведением ассоциативная функция воображения помогает раскрытию его образно-эмоционального содержания, наиболее соответствующего замыслу композитора, передаче его поэтической атмосферы. В младших классах мы придумываем небольшие рассказы, подтекстовки, сочиняем стихи, с удовольствием рисуем услышанное.

         Одной из особенностей данного урока является моделирование образа произведения через картинки.  Выбирая репертуар  для маленького пианиста, необходимо учитывать то, что маленький ребёнок не в состоянии запомнить текст большого объёма. Поэтому мною разработана методика, которая при подборе пьес учитывает такую форму произведения, где всё произведение состоит как бы из небольших эпизодов, которые  по ассоциациям, характеру можно выразить в какой-либо образ. Разучивая произведение фрагментарно можно затем составить из карточек – образов целый рассказ,  который ребёнок легко запоминает. А для лучшего усвоения текста можно поиграть с разными картинками-эпизодами, составить свою музыкальную картинку-музыку. Такие упражнения позволяют развивать у ученика воображение, а так же даёт толчок для создания первых навыков импровизации.

       

         Главное предназначение метода ассоциаций в том, чтобы будить фантазию ученика, вызвать его эмоциональный отклик, помогающий глубже осмыслить содержание музыки. Ассоциации активизируют образное мышление, эмоции, творческое отношение к исполнению.  Музыкальное исполнение - это живой рассказ. Его содержание черпается из жизненных переживаний, впечатлений, природы, искусства, исторической обстановки. В каждом произведении находится что-то такое, что связывает исполнителя с реальной жизнью.

         Обучение игре на фортепиано – процесс творческий и увлекательный. Успешный результат занятий во многом зависит не только от желания и интереса ученика, но и от умения педагога найти правильный подход. У детей младшего возраста внимание неустойчивое. Но они с интересом относятся ко всему новому, неожиданному. Поэтому занятия с малышами должны проходить в радостной, эмоционально-живой атмосфере. «Больше сказки, больше фантазии, рассказывать и показывать, колдовать вокруг музыки».

         Для того чтобы не просто развивать интерес к музыке у детей, но и заинтересовать их этим процессом, необходимо придумывать различные творческие задания, позволяющие ребёнку, применить свои знания и способности в области музыкального творчества. Это может быть: выразительное произнесение слов разучиваемой песни, пение, подбор мелодии по слуху, иллюстрации…Задача педагога: научить понимать и переживать музыку различного характера – весёлую, грустную, танцевальную…

         Выбор программы

        Путь к успеху начинается с подготовки педагога к уроку. Для педагога урок начинается задолго до того, как он встретится в классе с учеником. Одна из важных его забот – выбор программы. Дело ответственное. Помимо того, что программа должна отвечать требованиям, принятым в данном учебном заведении, её следует подбирать так, чтобы, исходя из индивидуальных качеств ученика, она максимально способствовала его развитию. Включаемые в неё произведения должны быть ученикам по силам. Вспоминаем завет Шумана: «Старайся играть хорошо и выразительно лёгкие сочинения; это лучше, чем трудные исполнять посредственно».

       Чтобы предлагаемая программа пришлась учащемуся по душе, надо обязательно учесть его желания. Обдумывая репертуар, лучше намечать не одну, а несколько однотипных пьес, оставляя ученику свободу выбора.

Другие средства воздействия на ученика

         Надо уметь найти те слова, которые способны определить характер произведения, дать представление об окраске звука. При этом надо помнить. Что урок  – не монолог педагога. Урок должен быть диалогом

Часто можно наблюдать за работой педагогов, которые чересчур щедро пользуются всеми приёмами показа своей игрой.

        Едва ученик начинает  играть,  как педагог  вскакивает  и «нависает»

над ним,  подталкивает  его в спину, подыгрывает, подпевает,

что-то приговаривает,  жестикулирует, предвосхищая,  каждое движение, сопереживая  каждую ноту.  Работаем мы все самозабвенно, до изнурения, что называется, «выкладываемся» полностью, и что же? Лишённые при публичном выступлении этого допинга, этой постоянной подзарядки, ученики играют бледно и невыразительно, как будто у них садились батарейки, или кончился завод. Невероятно  мощным средством воздействия на ученика всё-таки  является СЛОВО.

            Работа над звуком

        В возрасте 5-7 лет дети очень эмоциональны, интуитивно они очень хорошо чувствуют характер музыки. Знакомясь с новыми произведениями, обсуждаем характер, впечатления от музыки, разговариваем, о чём мы будем играть, какой образ будем создавать.

        В игре детей часто чувствуется скованность, внутреннее напряжение, многие поднимают плечи, напрягают мышцы лица, если вовремя не обратить внимания – это станет основой неправильной игры. Многие дети любят играть по краю клавиш, обычно это недостаток низкой посадки дома. Преодолеть эти трудности помогают упражнения, индивидуальный подход, контроль педагога, самоконтроль. Можно привлечь родителей, бабушек…

       Учить детей играть на фортепиано – это всё равно, что учить малыша ходить. Только что родившийся младенец не может сразу пойти. Вначале он задирает ножки, потом ползает, потом держится за что-нибудь   и начинает стоять на неустойчивых ногах, а заботливая мама поддерживает его, помогая сохранить равновесие. И, в конце концов, как-то незаметно малыш делает свои первые осторожные шаги, а потом – с каждым днём, с каждым месяцем ходит всё увереннее.

       Детским пальцам тоже нужно дать время, чтобы они научились играть, а вначале им требуется всего лишь помощь.

               Организация пианистического аппарата

      Лучше исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана. Либо играть третьими пальцами обеих рук  одновременно на нотах – близнецах (в унисон).

      Игра двумя руками только третьими пальцами занимает довольно продолжительный период. Ребёнок учится согласованности движений рук. Чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя руками, тем проще и легче будет впоследствии овладеть игрой другими пальцами и решать все последующие задачи.

       После закрепления первоначальных навыков игры 2-м, 3-м и 4-м пальцами можно переходить к игре 1-м и 5-м. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не отдельно каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. Пятый палец продолжает боковую линию предплечья и плеча и достаточно независим, поэтому обычно главная функция его – ведение мелодической линии.

        При подборе репертуара я учитываю растяжение ладонных мышц, особенности строения руки и, конечно, вкусы и предпочтения.

       Выступления на концертах

Свои первые выступления на концертах малышу всегда легче даются, если с ним рядом его педагог, поэтому хорошо включать в репертуар ансамбли. Это ещё важно и потому, что ученик начинает слушать совместную игру, пытаясь подстроиться или взять инициативу, охватывая больший звуковой объём, в нотном тексте следит за своей партией и партией партнёра. С учащимися младших классов нужно стараться проходить большое количество произведений и не требовать добиваться всего сразу. Накопление репертуара – центральная задача педагога.

     Развитие вокальных навыков

      Работа над музыкальным произведением в классе идёт по многим направлениям. Процесс овладения фортепианной игрой настолько трудоёмкий, что порой поглощает всё внимание ученика. Пианист, в отличие от певца не должен думать о чистоте интонации, поэтому внимание и контроль слуха ослабевает, игра становится часто набором звуков. Наряду с совершенствованием технической стороны, необходимо использовать и развивать вокальные навыки. Особенно помогает пение в работе над произведениями кантиленного характера. Ученик, не мог услышать развитие и окончание фраз. Играл невыразительно, неровно, угловато. После того как пропели мелодию правой руки, играя левую, обратив внимание на динамику, скачки, штрихи.

      Проанализировали движение мелодии по контуру, добавили движение кисти. Придумали слова, содержание. Игра стала более осмысленной, появились штрихи, дыхание, звуковое разнообразие.

       В своей книге музыкант и педагог Г.Г.Нейгауз писал: «Только комплексное воспитание гармонично развивает музыканта, когда музыкальный интеллект, чувство и пианизм сливаются воедино»
    Слушать рояль можно бесконечно. И так же здорово на нём играть, развивая свои чувства, интеллект, артистичность и память. Поэтому свою работу я закончу словами композитора Валерия Гаврилина:

     «Рассказ об игре на рояле …
     Знаю каждую клавишу, знаю
     где как поставить палец,
     чтобы звучало как нужно …
     Хорошо играют другие,
     но больше всего люблю играть сам,
     люблю,  как люблю …
     … При посторонних стесняюсь,
     нет такого: «Пойди и посмотри,
     как я люблю».
     Любовь только для двоих.
     Я и рояль».

                           Список используемой литературы:

1.Артоболевская А.Д. Хрестоматия маленького пианиста
2. А.П. Щапов «Фортепианный уро в музыкальной школе и училище». –

 М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009. (Cерия «Секреты фортепианного мастерства»)
3. Гофман И.И. «Фортепианная игра».
4. Камаев А.А. «Чтение с листа».
5. Милич Б.Е. «Воспитание ученика – пианиста».
6. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры».
7. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Творческие задания на уроках Фортепиано (начальные классы)»

В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей  форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между  конкретным худо...

"Художественные образы мультипликации."

Воспитание и обучение музыканта-пианиста – сложный, многогранный процесс. Занятие музыкой способно внести ценный вклад в развитие личности в целом и, в частности, в развитии ее интеллектуальных ...

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

В докладе «Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ» рассматриваются методы и приемы, используемые в детской вокально-хоровой педагогике.Особенное вн...

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

Любое музыкальное и, в частности, хоровое произведение, если вдуматься, это совокупность различных средств художественной выразительности – мелодии, динамики, ритма и жанра, слова и т.д. Упустив...

План - конспект открытого урока в 9 классе. «Изготовление сувенирных столярных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий и виды художественной резьбы по дереву. Декорирование разделочных досок»

План урока Предмет : Профильный труд «Столярное дело» – 9 классТема: Изготовление сувенирных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий. Виды ...