статья
статья по теме

Римская Елена Владимировна

Статья "Раннее развитие творческих способностей как залог интеллектуального развития детей (из личного опыта работы)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее развитие творческих способностей как залог интеллектуального развития детей

(из личного опыта работы)

В современной педагогике много сказано о раннем развитии творческих способностей детей как основополагающем факторе в становлении личности ребенка, его интеллектуальном развитии.

        Не так давно на глаза мне попалась книга Масару Ибука «После трех уже поздно», в которой автор, не имея профессионального образования в области педагогики, психологии и, опираясь на собственный опыт воспитания (воспоминания о воспитании его собственным отцом, своих детей), дает некоторые рекомендации в воспитании образованного, культурного человека через развитие интеллектуальных способностей ребенка в раннем возрасте. Прочитав ее, я с удивлением обнаружила, что проводя занятия с группой детей 4-5 лет, я интуитивно основываюсь на некоторых формах работы, которые описывает в своей книге М. Ибука. Когда мне предложили поработать с группой детей в сотрудничестве с педагогом, который занимается ранним образованием детей в творческом объединении «Умный малыш», с одной стороны мне было достаточно интересно попробовать опыт работы с группой детей дошкольного возраста, поскольку на протяжении 15 лет я преподаю в детской школе искусств им. В.С. Серовой фортепиано и занятия провожу непосредственно индивидуально с каждым учащимся, с другой стороны – очень ответственно, и даже немного боязно. Готовясь к первой встрече с родителями, я вновь проштудировала для себя достаточный объем литературы по работе с детьми такого возраста, их психологии, и создала программу занятий, которые и предложила родителям.

        Все мои занятия строятся на игре с детьми, никаких домашних заданий они не получают. Занятия проводятся либо перед образовательной программой «Умный малыш», либо после нее; соответственно либо настраивают ребенка  на дальнейший образовательный процесс (включение в коммуникативную образовательную среду, концентрация внимания и т.д.), либо создают некую релаксацию с одновременным дальнейшим развитием интеллектуальных и творческих способностей.

        В своей статье я хочу поделиться с вами некоторым игровым материалом, который я использую в своих занятиях.

1. Пальчиковые игры.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие его речи, творческих способностей, фантазии. Простые движения помогают убрать напряжение не только самих рук, но и расслабить мышцы всего тела, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и речи. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки», помогают найти гармонию в тандеме тело-разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.

Прежде чем привести примеры пальчиковых игр, я хочу еще немного слов сказать о развитии памяти в пальчиковых играх. Пальчиковые игры всегда сопровождаются текстом (стихами короткого размера). Интересный случай по разучиванию стихов хайку Иссы описывает в своей книге М. Ибука[1].

Он утверждает, что разучивание стихов тренирует память, а повторение – мать учения. Мозг ребенка может запомнить до 170 стихов-хайку Иссы или от 100 до 200 коротких стихов. «Память ржавеет, если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно

тренировать, пока он находит удовольствие в повторении» - М. Ибука.

 На собственном опыте я убедилась, что дети с удовольствием запоминают стихи, которые сопровождают пальчиковые игры. Таких игр и стихов мы выучили уже около 10-15. И если поначалу они запоминали их с трудом, с четырех-пяти занятий, то последние мы выучиваем на одном занятии. Здесь же проявляется еще один момент, который также описывает в своей книге М. Ибука: «Детский психолог Сейширо Аоки специально исследовал образование таких понятий у ребенка, как «хорошо» и «плохо», и пришел к выводу, что «хорошо» для ребенка — это то, что интересно и увлекательно». Интересом и увлекательностью стимулируется еще и развитие воли, которая побуждает человека к дальнейшему развитию. Каждому ребенку хочется добиться хорошего результата во владении своими пальчиками. Они воспроизводят игры до тех пор, пока фигуры (комбинации) из пальцев у них не будут получаться в совершенстве (легко, непринужденно и быстро), и при этом они совершенно не задумываются о том, какой объем стихов они выучили.

Вашему вниманию я предлагаю несколько пальчиковых игр:

«Апельсин»

Мы делили апельсин

Левая рука в кулачке, правая её обхватывает

Много нас – а он - один

Эта долька – для ежа

Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке

Эта долька – для стрижа

Эта долька – для котят

Эта долька – для утят

Эта долька – для бобра

А для волка – кожура!

Стряхиваем обе кисти

Гости

К Кате гости прибежали,

Бежим пальчиками по столу или по коленям

Все друг другу руки жали.

Здравствуй, Жора,

Соединяем большой и указательный пальчики

Здравствуй, Жанна,

Большой и средний

Рад Сережа и Снежана.

Большой и безымянный, большой и мизинец

Не хотите ль пирожок?

Ладошки складываем вместе

Может коржик

Показываем 2 открытые ладошки

Иль рожок

2 кулачка ставим друг на дружку

Вот драже вам на дорожку

Пальчиком тычем в открытую ладошку

Вы берите понемножку

Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

Пальчики

        В соответствии с текстом, поочередно сгибаем и разгибаем один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем – сжимаем и разжимаем кулачки.

Вот это самый толстый пальчик у меня,

Сгибаем и разгибаем большой палец

Когда танцует пальчик, танцуют все друзья,

Сжимаем и разжимаем кулачки

Вот это самый ловкий пальчик у меня,

Сгибаем и разгибаем указательный палец

Когда танцует пальчик, танцуют все друзья,

Вот это самый длинный пальчик у меня,

Сгибаем и разгибаем средний палец

Когда танцует пальчик, танцуют все друзья,

Вот этот самый лодырь пальчик у меня,

Сгибаем и разгибаем безымянный палец

Когда танцует пальчик, танцуют все друзья,

Вот этот пальчик – мальчик – любимый у меня,

Сгибаем и разгибаем мизинец

Когда танцует пальчик, танцуют все друзья,

Все мои пять пальцев – дружная семья,

Раскрыть ладошки, растопырить пальцы, затем сложить их в один кулак

Когда танцуют пальцы, танцую с ними я!

Выполняем движение «фонарики», хлопаем в ритме текста

2. Игры на постановку звуков, развитие речевого аппарата с одновременным развитием памяти.

В своей книге «После трех уже поздно» М. Ибука пишет: «Неграмотная речь и плохое произношение — продукты среды, в которой растет ребенок. Среда оказывает на наше сознание неизгладимое впечатление помимо нашей воли, и его ничем потом не сотрешь. Если у взрослого есть какие-то особенности речи, он почти всегда передает их ребенку, который потом передаст их своему ребенку. Таким образом, передаются из поколения в поколение все неправильности и искажения в языке. Если правильная речь прочно войдет в сознание ребенка, он сможет впоследствии избежать влияния жаргонов, которыми изобилуют средства массовой информации, а уж если будет пользоваться ими, то без ущерба для своего языка»[2]. Сейчас в нашем обществе достаточно много людей с плохой дикцией, а ведь это создает иной раз множество проблем. Особенно напряженно чувствует себя в обществе своих сверстников ребенок. Он испытывает неловкость, стыд, часто замыкается в себе, перестает быть членом коллектива и т.д. Поэтому на своих занятиях я провожу с детьми игры на правильное формирование звуков (гласных и согласных), развитие артикуляции речевого аппарата и дикции. Основу таких игр составляют исполнение скороговорок. Напомню, что на Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Скороговорка – это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки обязательно используют логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. При проговаривании вслух скороговорок речь становится более гибкой и совершенной, дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.

Разучивание скороговорок я использую с целью хорошего исполнения песен, которые мы исполняем на занятиях. Присутствуя на утренниках в детском саду, я стала обращать внимание, что иногда дети поют песни, не понимая их смысла, поэтому непонятны и сами слова, которые они произносят. Скороговорки, которые предлагаю детям для разучивания, подбираются мной по буквам алфавита. Таким образом, я достигаю сразу две цели – развитие дикции у ребенка и знакомство с алфавитом через образы.  Буквы  алфавита запоминаются через образы скороговорок, а ненасильственным путем. И вновь подтверждение своим словам я нахожу у японского автора   М. Ибука: «Если взрослому сознательно приходится запоминать место, число и картинку, то ребенок обладает замечательной образной памятью»[3].

Для примера ряд скороговорок - Буква «А»:

Антилопе к именинам

Подарили апельсины,

Абрикосы, ананасы,

И еще бочонок кваса.

Буква «Б»:

У барана беда,

Не растет борода,

Баран от природы

Совсем безбородый.

Проговаривая каждую конкретную букву алфавита в скороговорке, обращу ваше внимание на развитие памяти ребенка, о котором уже мною упоминалось ранее, в случае пальчиковых игр. И вновь для ребенка – это увлекательный процесс развития умственных и творческих способностей.

Особенно ценны в таких играх для меня, как и для любого педагога, результаты развития детей. Пятилетняя девочка, которая пришла в группу с большими проблемами речи (не выговаривала множество звуков: р, л, ш и т.д., была очень застенчивой, стеснительной) и регулярно посещала мои занятия, сегодня большую часть из них исправила и стала одним из лидеров группы, которого понимают и к мнению которого прислушиваются. Мальчик пяти лет пришел на занятия в группу с большими психологическими и речевыми проблемами: практически все время молчал, не входил в контакт ни с кем из своих сверстников по группе, был очень зажатым,  сегодня он свободно общается с детьми, стал раскрепощенным, дефекты в речи присутствуют, но многие звуки он уже исправил.

Скороговорки, также как и пальчиковые игры, решают проблему развития памяти (ее объема) у ребенка, о чем упоминалось мной выше.

Положительную динамику в своих занятиях наблюдает и педагог творческого объединения «Умный малыш». Дети, занимающиеся в моих группах, более активны, свободны как двигательно, так и психически. Их отличают высокая концентрация внимания, быстрое запоминание материала, творческий подход к выполнению заданий.

Несколько слов хочется добавить о разучивании и исполнении детских песен. В детских садах дети разучивают достаточно большое количество песен, как правило, к каждому празднику. Поэтому песня перестает быть для них чем – то интересным. Но развивать слух ребенка не менее важно, чем все остальные способности и задатки. Неслучайно в восточных странах (Япония, Китай, Корея) занятия на музыкальных инструментах начинают очень рано. Об этом также говорит в своей книге М. Ибука[4].

Поэтому детям на своих занятиях я предлагаю поиграть с песнями. А именно – мы разучиваем все вместе детскую песню, придумываем движения, которые будут иллюстрировать слова, исполняем песню с показом. Получается некая театрализация. Эта занятие для детей очень увлекательно, они с удовольствием их исполняют, причем по нескольку раз. Я же, как педагог, вновь решаю сразу несколько задач:

- развитие слуха ребенка, в том числе метроритмического и звуковысотного;

- формирование умения ориентироваться в пространстве и собственном теле, развитие координации;

- активизация речевых процессов;

- воспитание умения работать сообща в коллективе, возможность прямого и свободного самовыражения в отношениях с другими членами группы.

        Закончить свою статью я вновь хочу словами М. Ибуки: «Что такое творчество? Трудно дать точное определение, но в простейшем смысле — это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия. На этом высшем уровне творчества интеллект, эрудиция и воображение слиты воедино. Не вызывает сомнения тот факт, что успехи

творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей»[5].

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций – М.: 1960. – 171 с.

2. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.

3. Ибука, М. После трех уже поздно – М.: Альпина нон-фикш, 2011. – 223 с., ил.

Е.В. Римская, преподаватель по классу фортепиано

МАУ ДОД «ДШИ им. В.С. Серовой»,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Дом детского творчества»


[1] Ибука М. После трех уже поздно. – М., 2011 - С. 154-155.

[2] Там же, С. 145-146

[3] Там же, С. 37

[4] Там же, С. 41-42, 53-55, 152-153, 161

[5] Там же, С. 133-134, 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....