Статья "Ткачество, как древнейшее из ремесел"
статья на тему

Работа информирует о процессе ткачества, об истории возникновения этого древнего вида рукоделия и знакомит читателя с одним из элементов древнерусского костюма - поясом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkachestvo_kak_drevneyshiy_vid_remesla.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Ткачество было изобретено человеком в эпоху неолита – около 8 тысяч лет до нашей эры. До зарождения ткацкого ремесла первобытные люди одевались в шкуры животных, которые сшивали нитями, изготовленными из жил тех же животных.

Ткачество – это изготовление тканей из нитей животного или растительного происхождения. Ткацкому процессу предшествует процесс прядения. Из коротких шерстинок или растительных волокон прядут нити, скручивая шерстинки или волокна между собой. Затем нити переплетаются. При этом продольные нити образуют основу ткани, а поперечные нити располагаются перпендикулярно основе и образуют уток. Переплетенные нити основы и утка образуют тканевое полотно.

Ткачество как ремесло возникло в результате перехода человека от кочевого к оседлому образу жизни, от собирательства к одомашниванию животных и возделыванию растений.

Освоив ткачество в глубокой древности, человечество не расставалось с этим ремеслом никогда. Для облегчения производства были изобретены ткацкие станки. Ручной ткацкий станок представляет  собой простую деревянную раму, на которую натягиваются нити основы и перемещаемый вручную челнок с закрепленной на нем нитью утка. Это одно из древнейших орудий труда. Остается лишь поражаться изобретательности древнего мастера, впервые придумавшего это немудреное, но вполне эффективное устройство. Станок позволил не только ускорить производство ткани, но и добиться получения достаточно тонкого полотна с ровной поверхностью.

Следующего после ручного ткацкого станка пришлось ждать до середины восемнадцатого века, когда был изобретен механический ткацкий станок. Это была одна из первых машин, с которой началась промышленная революция. Приводимый в действие паровым, а сегодня – электрическим двигателем, механический ткацкий станок многократно увеличил производительность труда. Кроме того, ткани получались именно такими, какими их задумывал ткач. Все зависело от типа используемых ниток и параметров, которые выдерживались при создании полотна на станке. Несмотря на то, что с момента изобретения механического ткацкого станка технологии шагнули далеко вперед, основные принципы производства тканей остаются неизменными. Процесс создания тканей из натуральных материалов – шерсти животных и растительных волокон – включает в себя сложившуюся веками технологическую цепочку, по-прежнему включающую в себя выращивание животных и растений, стрижку шерсти или сбор урожая, все стадии обработки волокна, прядение нити и, наконец, ткацкий процесс. Но изменились сами ткацкие станки.

Современные ткацкие станки имеют множество разновидностей. По способу прокладывания уточной нити, например ткацкие станки подразделяются на челночные и бесчелночные. По механизму смены утка – с ручной сменой и автоматические. По числу челноков – на одночелночные и многочелночные. И так далее.

Рисунок ткани при ручном производстве полотна зависит лишь от мастерства и фантазии ткача. Сначала создавался эскиз узора, затем мастер вычислял расположение окрашенных поперечных нитей – подсчитывал через сколько движений челнока требуется сменить уточную нить на нить другого цвета. Подобным образом создавались и украшенные простым узором ткани, и целые художественные полотна, вроде гобеленов.

При современном производстве рисунок ткани создает художник-дизайнер. Затем компьютер станка программируется в полном соответствии с эскизом узора. В ходе ткацкого процесса станок автоматически меняет нити утка, следуя командам компьютера.

Но ручная технология ткачества вовсе не исчезла. Вручную ткутся художественные полотна. Ручной труд сохраняется в производстве дорогих ковров – красочных напольных полотен, вытканных из толстых шерстяных нитей.

Из повсеместно распространенного ремесла ручное ткачество перешло в разряд искусства. Выткать уникальный ковер или гобелен при помощи машины невозможно. Автоматические ткацкие станки не позволяют мастеру в должной мере проявить художественную интуицию. Автомат способен абсолютно точно воспроизвести рисунок ткани, размножить его в сотнях тысяч экземпляров. Но это будет всего лишь выхолощенная копия, лишенная особенностей почерка художника.

Ручное ткачество ценится своими крошечными огрехами – узелками, мелкими «неправильностями» в рисунке, непостоянством толщины нитей. В искусстве они исполняют роль штрихов карандаша или мазков кисти живописца. Благодаря этим почти незаметным деталям, мы чувствуем в вытканных полотнах живое тепло рук художника, будь он нашим современником или неведомым жителем Древнего Египта.

Издавна ткачество представляло собой особый ритуал, оно было одним из главных занятий женской половины населения, когда собирались девушки и женщины за важным ремеслом, коротали дни и вечера, вели душевные беседы, напевали любимые песни.

Одним из элементов древнерусского костюма,  женского, мужского или  детского, был пояс. Повязывание пояса объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом - готовностью к деяниям и способностью эти деяния осуществлять. Пояс, как часть одежды человека, принимающая форму круга повсеместно, употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится». Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе.
Традиционно использовались два, иногда три пояса.

Один пояс был крестильным, носился на голое тело, и его никогда не снимали.
Завязывался пояс узлом спереди или с боку, чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов обозначал их длину, которая колеблется от 1,5 до 6м. Ширина поясов тоже различна: повседневную рубаху подпоясывали тонким полувершковым поясом (22мм); праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм). Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Сегодняшнее выражение «распоясался» означает расхулиганился.

В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоравливающими и оплодотворяющими свойствами. Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.

На селе пояса плели и ткали крестьянки из льняной и шерстяной  пряжи. В городах производством поясов занимались ремесленники, изделия которых продавались на ярмарках или в посадских лавочках.

В народе были распространены дешевые вязаные тканые и плетеные пояса. Наиболее древними являются пояса, сплетеные из льняных или шерстяных нитей на пальцах и имевшие ромбовидный узор.

Ценные пояса включались в списки вещей, передаваемых по наследству. Особенно это касалось княжеских и царских поясов, являвшихся частью парадных облачений правителей и в качестве таковых служивших символами преемственности власти. Так, в «Духовной грамоте» Ивана Калиты 1328 года сказано: « А из золота дан сыну моему Ивану пояс большой с жемчугом, с каменьями, золотом окован».

До середины XIX в. ткачество поясов не носило товарного характера. Чаще всего пояса изготавливались для пользования семьи или на заказ соседям, односельчанам. Еще в начале XX в. пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной и ритуальной. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.

Все женщины умели плести пояса. Качество изготовления поясов должно было быть безукоризненным. Ошибки "погибелки" не допускались. Здесь требовалась особая внимательность и острота зрения, терпение и трепетное отношение к любимому делу. Все это исключительно красочное богатство, бесконечное множество узоров создавалось руками крестьянских женщин на протяжении многих веков, бережно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней практически в неизменном виде. Сегодня обрядовая функция и магическое значение пояса утрачено, но эстетический смысл сохранил этот вид народного искусства для человека. Многие марки одежды на показах мод используют пояс в качестве красивого дополнения, подчеркивающего красоту фигуры.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)

Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...

Презентация к занятию "История философии Древней Индии и Древнего Китая"

Презентация к занятию по разделу "История философии"...

Тема. Костюм стран Древнего мира Практическое занятие: Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)

МДК.01.01. Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов. Практическое занятие..Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)Цель р...

Лекция «Философия Древней Индии и Древнего Китая» для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"

Лекция «Философия Древней Индии и Древнего Китая» для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"...

Презентация к занятию по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Презентация предназначена для проведения учебных занятий по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"...

Презентация на тему "Риторика как наука Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"...