«Вместе весело играть»
методическая разработка на тему

Килякова Вера Владимировна

Игра в ансамбле - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. Занимаются этим и поныне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ansamblevykh_kollektivov.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий ансамблевых коллективов «Вместе весело играть».

 Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы поговорить о музыке! Музыка всегда с нами. Она внутри нас, вокруг нас. Ведь щебет птиц, плеск волн, шелест травы и деревьев - это тоже музыка, музыка природы, которая родилась раньше нас с вами, родилась на Земле прежде человека. Но пришел человек и сотворил из природных звуков искусство, великое искусство - музыку.

Значит, говорить о музыке - это говорить и о жизни. В музыке отражается все, чем живет человек. Человек подвержен частой смене настроения, и каждый раз он по разному воспринимает все, что слышит. Музыка бывает легкая, эстрадная, созвучная нашему характеру.

 Одна из важнейших функций художественного образования – деликатное, неспешное, вдумчивое и разумное воспитание уважения и любви к мировой культуре и истории своей страны. В этой ситуации, наиболее востребованной и деятельной группой являются, прежде всего, педагоги всех уровней. Все они ежедневно идут к детям, подросткам, выполняя свою извечную и необходимую миссию – бережную и настойчивую передачу ценностей новым поколениям.

Главная цель обучения в ДШИ – подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества. Могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, в строении музыки, уметь отличить мелодию от аккомпанемента.

И здесь большое воспитательное значение имеет проведение тематических музыкальных программ.

Многие участники концерта впервые будут играть на большой сцене перед родителями, друзьями, преподавателями. Нарядные, взволнованные, они в самом лучшем виде постараются донести до слушателей замысел произведений.

Сегодня в концертном зале ДМШ состоится концерт ансамблевого исполнительства который мы назвали: «Вместе весело играть»

Игра в ансамбле - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. Занимаются этим и поныне.

Сегодня мы с вами услышим ансамблевое исполнение  на разных инструментах и в разных коллективах.

Начнём знакомство с фортепиано.

Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент. Фортепиано является классом клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».

Игра на фортепиано в четыре руки - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, который приносит ни с чем не сравнимую радость совместного творчества.

С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре.

Сейчас перед нами выступят ученицы, которые уже 4 года играют вместе в ансамбле. Совсем недавно в  школьном конкурсе девочки  заняли 1-е место, а в Оренбурге, в 2011 году они стали лауреатами 2-ой степени.  Определение “хороший ансамбль” означает слаженность исполнения и единство творческих устремлений участников ансамбля, а выражение “чувство ансамбля” - способность музыкантов к совместной игре. Все эти слова относятся к дуэту сестёр Вики и Вероники Толкуновых. В их исполнении прозвучит:

1.Регтайм.  Н. Смирновой. Преп. Килякова В.В.

Импровизация как тип музыкального мышления оказалась во многом утраченной в академическом искусстве и учебной практике. Без сомнения, искусство интерпретации является высочайшим достижением музыкального мастерства, по-своему передающего талант и творческую индивидуальность исполнителя.

Ансамбль и импровизация вдвойне трудное исполнение, здесь нужно ориентироваться в тональности, поддерживать мелодию, и слушать партнёра. Не каждый взрослый сможет выступить с импровизацией, но сёстры Зуевы не боятся трудностей. Яна и Алёна исполнят

2.Импровизацию  на генерал-басе «Звёздная колыбель». Преп. Насыбулина И.Х.

Давайте поговорим сейчас о народных инструментах: баян, аккордеон, домра, гитара – это всё инструменты, входящие в состав ансамблей и оркестров исполняющих, как народные обработки, так и классические произведения.

Баян — духовой язычковый музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой; назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.

Фактически, баян является разновидностью аккордеона. Причём выделяют эту разновидность как отдельный инструмент (баян) только в России, в других же странах этот инструмент остаётся аккордеоном.

В русской традиции аккордеоном обычно принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа — в отличие, например, от баяна.

Особенности аккордеона

 Использование множества т. н. регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий

 Портативность позволяет выступать музыкантам в практически любом месте.

 Меньший размер клавиш по сравнению с фортепиано даёт возможность исполнять большие интервалы.

Выдающиеся аккордеонисты

Валерий Ковтун — эстрадный исполнитель

Юрий  Дранга (народный артист России) и его сын Пётр Дранга

Роман Бажилин — исполнитель, лауреат международного конкурса, автор многочисленных нотных сборников

3. Давайте послушаем в исполнении дуэта преподавателей – Антоновой Л.Г.и Сидоровой А.Н  «Народную мелодию».

Судьба домры удивительна и уникальна в своем роде. Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой.

Тем не менее, каково бы ни было истинное происхождение домры, точно установлено, что инструмент с таким названием бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в XVI-XVII веках. Играли на нем музыканты-скоморохи, о чем свидетельствует также известная исследователям поговорка «рад скомрах о своих домрах». Более того, при царском дворе существовала целая «Потешная палата», некий музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами, гуслями, гудками и прочими древнерусскими музыкальными инструментами. Кроме того, по мнению некоторых исследователей, домра в то время уже образовала семейство ансамблевых разновидностей. Самая маленькая и писклявая называлась «домришка», самая большая и низкая по звучанию – «домра басистая».

Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра. Какова будет его дальнейшая судьба? Слово за вами, уважаемые домристы

Выступает детский ансамбль русских народных инструментов. В их исполнении мы услышим:

4.Спадавекиа «Добрый жук» и

5. Шаинский «Кузнечик».

Неправда ли, как здорово и красиво звучит музыка в исполнении наших детей. Огромный свой труд и большую любовь к детям здесь вложила преподаватель Антонова Л.Г.

Давайте мы с вами немного отдохнём и заодно поиграем – поразгадываем загадки:

Кто на чём играет?

На баяне – баянист.

 На гитаре – гитарист.

 На гармошке – гармонист.

 А на бубне?.. (Ударник)

На кобзе – кобзарь.

 На дудке – дударь.

 На ложках – ложкарь.

 А на литаврах?.. (Ударник)

На флейте - флейтист.

 На тубе – тубист.

 На кларнете – кларнетист.

 А на тамтаме?.. (Ударник)

На органе – органист.

 На пианино – пианист.

 А на рояле?.. (Пианист)

А кто играет на барабане?

 На балалайке?

 На скрипке?

 На контрабасе?

 На синтезаторе?

***

Вернёмся к фортепианным ансамблям.  А кто из нас не любит вальс? А вальс Хачатуряна из драмы Лермонтова « Маскарад» это что-то удивительное! Иначе его музыку не назовешь. Его музыка легкая для восприятия, и вместе с тем трагичная в своей красоте. Нет такого человека, который не знал бы этот вальс.

Послушаем в исполнении Косенко Люды:

6. Вальс из драмы Лермонтова «Маскарад». Преп. Косенко Е.Г.

Уже традиционно в нашей школе, ни один концерт не обходится без выступления детей, которые выступают и играют на инструментах, предназначенных, для дальнейшего  развития музыкальных данных. Я говорю о металлофоне. Сейчас мы услышим:

7.«Колыбельная». Марченко Н., Крючкова, Шувалова.

8. «Хозяюшка». Марченко Н., Газизова, Журавлёва. Преп. Сидорова О.Г.

Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки.

Происхождение названия

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».

Классическая гитара

В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими.

У нас в школе также существует ансамбль классической гитары. Сколько труда и упорства вложено в создание ансамбля, можно только догадываться. Вначале нужно научить каждого ребёнка исполнять свою партию, а затем свести их всех вместе. Научить слушать друг друга, не отставать и не убегать вперёд – вот только малая частица кропотливой работы преподавателя Дураковой И.П.

Перед нами выступает ансамбль гитаристов. Они исполнят:

9. Мексик. Нар. Пес. «Красивое небо» и

10. «Романс»

-----------

В Заключение концерта мы предоставляем инструменты преподавателям, ведь, трудно научить ребёнка играть на музыкальном инструменте, если ты сам не владеешь этим инструментом как преподаватель,  если ты не выступаешь в концерте как артист, и если ты не переживаешь за своего ученика, как за родного ребёнка. Все эти слова я в полной мере могу отнести ко всем нашим преподавателям, которые уже много лет занимаются с детьми и называются преподавателями с большой буквы.

 11. Выступает оркестр народных инструментов. Звучит:  «Тульский самовар».,  рук. Дуракова И.П.

12.Выступает ансамбль пианистов.

Гершвин. «Колыбельная». Исп. Килякова В.В. и Косенко Е.Г.

13.Выступает ансамбль народных инструментов. Рук. Антонова Л.Г. Солистка Калиновская Н.В.

Звучит песня: « Кнопочки баянные».

Дорогие друзья! Я думаю, что все согласятся со мной в том, что сегодня мы провели в своей гостиной удивительный час. Мы поняли, что музыка не только доставляет нам удовольствие, но и многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, добрее. Так любите музыку и не расставайтесь с ней. А ваши и наши дети помогут нам по новому понять смысл жизни. Помните, как назывался наш концерт? Вместе весело играть!

Перефразируя, можно сказать: « Вместе весело играть и чертовски здорово жить!»

А теперь я представлю вам наших преподавателей: …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра «Веселый экспресс»

В целях развития познавательной активности обучающихся, мотивации к совершенствованию по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»...

Игра по развитию речи "Веселое лето" для младшей группы детского сада

Весёлая игра, направленная на развитие речи....

Методическая разработка сценария игры для первокурсников "Мы - вместе!"

В методической разработке представлен подробный сценарий внеклассного мероприятия на сплоченность для групп нового набора «Мы - вместе!». Методическая разработка предназначена в помощь рук...

Урок – игра «Веселый штукатур»

Урок – игра «Веселый штукатур»...

Клуб Веселых Физиков (игра)

материал содержит элементы развивающего обучения. в урок включены задания для обобщения и закрепления знаний по теме "Давление в газах, жидкостях и твердых телах". в работе предложены разноу...

Вместе весело шагать…

Сотаева Татьяна ИннокегнтьевнаВоспитатель ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Звездный» Чуть больше месяца прошло с того дня, как большая команда д...

Играют дети – играем вместе

Тема: «Играют дети – играем вместе».Форма проведения: родительское собрание традиционное с элементами совместных игр детей и родителей.Цель общая: Повышение педагогической компетенци...