Детский творческий проект "я частушку как частушку ,как на ниточку вяжу"
проект на тему

марина кусеева

  Тема:      «Я частушку на частушку

                           Как на ниточку вяжу…»

 

Цель: Изучить песенную (частушки) культуру родного края.

 

Задачи: 1. Изучить специальную литературу о сибирской частушке

            2. Собрать и записать частушки, исполняемые жителями нашего города.

            3. Обработать собранный материал, выявить особенности сибирской частушки.

            4. Собранный материал положить в основу сборника песен и частушек наших земляков.

 

Методы исследования:

- Опрос старожилов

- Работа с периодической печатью

- Работа в краеведческом музее

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Детский творческий проект85.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема:      «Я частушку на частушку

                          Как на ниточку вяжу…»

Цель: Изучить песенную (частушки) культуру родного края.

Задачи: 1. Изучить специальную литературу о сибирской частушке

           2. Собрать и записать частушки, исполняемые жителями нашего города.

           3. Обработать собранный материал, выявить особенности сибирской частушки.

           4. Собранный материал положить в основу сборника песен и частушек наших земляков.

Методы исследования:

- Опрос старожилов

- Работа с периодической печатью

- Работа в краеведческом музее

                                       Введение

На занятиях по музыке мы знакомимся с творчеством А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Говорим о теме, которая проходит через все произведения этих писателей - это тема любви к Родине, тема патриотизма. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать её прошлое. Наша цель – познакомиться с частушками, которые своими корнями уходят в это прошлое и отражают настоящее нашего края. В процессе знакомства с фольклорными произведениями родного края формируется чувство любви к своей Родине.

        

                                Основная часть

                                                                Я частушку на частушку

                                                                Как на ниточку вяжу

                                                                Ты досказывай, подружка,

                                                                Если я не доскажу.

                                                                        (русская частушка)

        Что же такое частушка? Частушка – двухстрочные и четырехстрочные  рифмованные куплеты с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями. Обратимся к этимологическому значению слова частушка: «частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая».

        Частушка произошла из обрядового припева танцевальной песни, у которого она переняла краткость, рифму и быстрый темп.  Слово образовано от старославянского «часто», «частый»: первоначально «то, что часто повторяют». Значение слова помогает нам понять, как надо исполнять частушки.

        Первые упоминания о частушке и первые публикации относятся  к 50-м годам   ХIХ века. Всего вероятнее, возникновение частушки происходило одновременно в городе и в деревне: частушка органично продолжает традиции народной лирики. Возникновению частушки способствовали прежде всего сокращение  народной лирической песни, развитие сюжетики, усилившееся влияние литературы на фольклор. Изменения, происходящие в фольклоре, отразили эволюцию национального сознания: на смену патриархальному укладу жизни шли новые капиталистические отношения, появились фабрики и заводы, развивалось  отходничество.

        Крестьянин выходил из замкнутого векового круга общины. Всё это привело к развитию личностного начала в человеке, появилась необходимость в востребовании жанра, отвечающего изменениям, происшедшим с отдельным человеком и окружающим его миром. Частушки возникли почти одновременно в нескольких различных местах России, и каждая местность не только придавала зарождавшейся песенке свой колорит, но зачастую наделяла и названием, определяющим ее характер, и указывала на место ее рождения.

        У нас есть реальная возможность для проведения фольклорно-краеведческой работы, т.к. в нашем городе, как показывают результаты наших экспедиций, фольклор до сих пор является важным элементом народной жизни. Это объясняется особенностями заселения края и его исторической судьбой. Сибирь представляет собой одну из архалегических зон, сохранивших на своей территории фольклор.Город, в котором мы проживаем, относится к районам позднего заселения. Из-за культурной замкнутости, трудностей передвижения, удаленности от крупных промышленных центров, особого психологического склада сибирского крестьянина, отличающегося стабильностью, сильной патриархальностью, произошла консервация народной духовной культуры. Необходимо особое отношение к фольклору, где живы народные традиции. Поэтому нужно сохранить, сберечь народную духовную культуру, частушку в том числе.

        Частушка сибирская отличается актуальностью, создаётся экспромтом. Мелодия частушки близка мелодии плясовой песни.                                

                                                                                                                                                                          Тематика частушек нашего края очень разнообразна. Например, любовные, в которых воссозданы разные образы любимых. Образ хорошего любимого:

Не ругай меня, маманя,

Что сметану пролила,

Мимо окон шёл Алёша,

Я без памяти была.

Разнообразны образы девушек в частушках. Вот  например про подружку:

Подружка моя

Горю не довайся

Хоть горе хоть беда

Ходи ,и улыбайся.

А вот образ девушки гордой, умеющей за себя постоять:

Говорят я боевая

Боевая так и есть

Нынче времечко такое,

Боевым хвала и честь.

Велико значение труда для крестьянина. В частушках также раскрывается тема, связанная с сельским трудом:

В посевную пашем ,сеем

Каждое зерно лелеем

А потом.на небо глядя

Ждем большого урожая.

Менялся крестьянин, менялся его быт, менялась сама жизнь, труд. Эти изменения отразились в частушках:

Трактор пашет, трактор пашет,

Тракторист платочком машет.

Ты платочком не маши,

А на тракторе паши.

Тема войны затронута в частушках. В них раскрыта и боль утраты, минуты ожидания:

От Череповца до Вологды

Дороженька одна

Много горюшка наделала

Германская война.

Тема взаимоотношений матери-дочери очень выразительна, похожа на причитания:

Дочке косы заплетала,

Сверху бантики вязала

А она их не взлюбила

В луже грязной утопила.

Какая частушка без гармошки! В.Я.Пропп в книге «Фольклор и действительность» писал: «Изучать стихотворный фольклор вне связи с музыкой – значит понимать только половину дела. Текст и напев составляют одно органическое целое и методика стиха не может изучаться вне музыкального ритма и голосоведения»

Рвет гормошечка меха,

Будто мир ей тесен

Жизнь покажется плоха,

Если жить без песен.

Как видим, тематика частушек нашего края разнообразна. Частушку интересует все: личные отношения, трудовые будни, подвиги, беды. Частушка – это разновидность устного народного творчества, так богатого выразительными средствами. В ней можно найти образы – символы. Например: дорога – символ жизненного пути, судьбы:

Милый мой, дорог-то много,

Ты пошёл и я пойду.

Милый мой, Сибирь большая,

Ты ушел, и я уйду.

Для сибирской частушки характерны риторические вопросы. С их помощью исполнитель обращается к слушателям. Приглашает к размышлению, диалогу. Часто  следующая частушка была ответом на вопрос:

                Попляшите –ка сапожки

                Вам не долго поплясать.

                Придет времячко такое,          

                Вам на полочке лежать.

 

.

Характерны для нашей  частушки мини-диалоги – разговор двух или более исполнителей:

           
               Что сидишь невесело

                И качаешь головой?

                Разве чует твое сердце,

                Что расстанемся с тобой?

                                                                 

                                                                                                                                                                        Частушка, как малый жанр устного народного творчества, богата эпитетами, яркими красочными определениями:

У меня мама мировая

И папа мировой,

А я тоже мировая:

В три часа хожу домой.

Большинство частушек строится на сравнениях:


        Не туман ложится на землю,

         Не серая роса;

         Со печали помутились

         Мои серые глаза.

Развёрнутое сравнение широко используется в частушках нашей местности:

Хорошо траву косить,

Котора сама косится.

Хорошо одежду шить,

Которая долго носится.

Скрытое, неназванное сравнение – метафора - характерная линия для деревенской частушки:

Сера уточка летела,

Всю дорогу крякала.

Я дружочка провожала,

Всю дорогу плакала.

Для маленькой лирической песенки характерно единоначатие, где  первые слова  в каждой строчке одинаковые. Кроме того,  серый камень, серый цвет   в этой частушке  - символ печали.

Серый камень, серый камень,

Серый камень сто пудов,

Серый камень столь  не тянет,

Сколь суровая любовь

Ярко выражен в наших частушках смысловой параллелизм:

Не кукуй, кукушечка,

Не кукуй, горбатая,

Я теперь колхозница,

И живу богато  я.

Есть частушки, для которых характерно преувеличение, т.е. гипербола, например:

У меня миленков тридцать

Я не знаю, куда скрыться.

                   Окозалось на  яву

Один работает в хлеву.

Художественной особенностью частушек является антитеза – противопоставление:

Я иду, а люди судят

И считают мне года.

Я ни роза, ни малина,

Не повяну никогда.

Ярко отражены в частушках народные представления о красоте:

Пусть говорят,

пусть наговорятся.

Мои карие глаза

славы не боятся.

     Изобразительные средства помогают нам глубже понять смысл частушек, поднять настроение слушателям, помогают раскрыть чувства героев частушек, их отношение к окружающему миру, людям, определяют манеру исполнения.

                                Заключение

        Интерес к фольклору сегодня приобретает особую значимость. Во многом это связано с поиском надежной опоры, способной дать импульс к возрождению глубинных духовных традиций. Фольклор и народ всегда находились в теснейшей близости и взаимосвязи. Без знания своего самобытного народного искусства, уважения к нему   и к опыту своих предшественников, привязанности к тем местам, где родился и живёшь, невозможно установить связь между прошлым и будущим своего народа. Мало изучать и познавать своё прошлое, важно проникнуться им, зажечься животворными  идеями, участвовать в сохранении и приумножении огромного наследия.

        Д.С.Лихачёв писал в этой связи: «Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди молодёжи распространено мнение, что всё русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно. Планомерное изучение фольклора призвано разрушить это неверное представление»

                                Список литературы

  1. Бороздунова Л. В. «Я частушку на частушку как  на ниточку вяжу». «Уроки литературы», № 10, 2004г.
  2. Буданова Е.В. «По следам фольклорных экспедиций». «Уроки литературы», № 4, 2001г.
  3. Введенский Б.А.  Большая Советская энциклопедия. 1957г.
  4. Дранникова Н.В. «Изучение фольклора Русского Севера». «Уроки литературы», № 5, 1994г.
  5. Пропп В.Я «Фольклор и действительность»
  6. Тексты частушек.
  7. Фотоархив  музея

Приложение 1 (тексты частушек)

1.Не ругай меня, маманя,                  

Что сметану пролила,

Мимо окон шёл Алёша,

         Я без памяти была.

2.                                 
Подружка моя

         Горю не довайся

         Хоть горе хоть беда

         Ходи ,и улыбайся.

3.                                                                           .Говорят я боевая

          Боевая так и есть

          Нынче времечко такое,

          Боевым хвала и честь.

4.                                               В посевную пашем ,сеем  

Каждое зерно лелеем

        А потом на небо глядя                                                            Ждем большого урожая                                      

 5.                                                                         Трактор пашет, трактор пашет,Тракторист платочком машет                           Ты платочком не маши,

 А на тракторе паши                                                                                      6.                                                    От Череповца до Вологды

          Дороженька одна

 Много горюшка наделала

          Германская война.

           7.

           Дочке косы заплетала,

Сверху бантики вязала

А она их не взлюбила

В луже грязной утопила.                                  8.Рвет гормошечка меха,

            Будто мир ей тесен

   Жизнь покажется плоха,

            Если жить без песен.

9.                                                           Попляшите –ка сапожки

Вам не долго поплясать.

Придет времячко такое,          

Вам на полочке лежать.                                  10. Что сидишь невесело

       И качаешь головой?

        Разве чует твое сердце,

        Что расстанемся с тобой? 11. У меня мама мировая

      И папа мировой,

      А я тоже мировая:

      В три часа хожу домой.           12. Не туман ложится на землю            Не серая роса;

Со печали помутились                   Мои серые глаза.                                  13. Хорошо траву косить,

      Котора сама косится.

      Хорошо одежду шить,

      Которая долго носится.

 

            14. Сера уточка летела,

              Всю дорогу крякала.

      Я дружочка  провожала,

             Всю дорогу плакала.

           15. Серый камень, серый  камень,

       Серый камень сто пудов,

        Серый камень столь   не тянет,

Сколь суровая любовь.                                     16. Не кукуй, кукушечка,

               Не кукуй, горбатая,

      Я теперь колхозница,

               И живу богато  я.

        17. У меня миленков тридцать

     Я не знаю, куда скрыться.

              Окозалось на  яву

     Один работает в хлеву.

18. Я иду, а люди судят

И считают мне года.

Я ни роза, ни малина,

Не повяну никогда.

          19.    Пусть говорят,

пусть наговорятся.

Мои карие глаза

славы не боятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

темперамент. влияние его на формирование детского творческого коллектива

Презентация раскрывает три теории о темпераменте. В работе раскрыты теории Гиппократа, Крэчмера, Павлова. Главная мысль- как найти точки соприкосновения с воспитанниками разными по темпераменту, раскр...

Рабочая программа детского творческого объединения "Лоскутная мозаика" на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.ЛипецкаСогласовано на заседании...

Рабочая программа детского творческого объединения "Бумажная пластика" на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.Липецка    Согласовано на заседании...

Рабочая программа детского творческого объединения "Бумажная пластика" для дете с ОВЗ на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г. Липецка Согласовано на заседании...

Творческий проект "Детская комната"

Конкурентоспособность рабочего, специалиста, востребованного на рынке труда, во многом зависит от того, насколько он владеет современной прогрессивной технологией выполнения работ с применением высоко...

Детско - родительский творческий проект "Сказки А.С. Пушкина"

Познавательно - творческий краткосрочный проект...

Детско - родительский творческий проект "Сказки А.С. Пушкина"

Позновательно-творческий краткосрочный проект...