Методическая разработка открытого урока "Работа над крупной формой"
методическая разработка на тему

Цель урока: Знакомство с вариационной формой, анализ произведения, создание первоначального художественного образа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.ur_1.krupnaya_forma.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

РАБОТА НАД  ПРОИЗВЕДЕНИЕМ КРУПНОЙ ФОРМЫ

Методическая разработка открытого урока

(на примере Вариаций В.А.Моцарта  на тему из оперы  «Волшебная флейта» G-dur с ученицей 1 класса Салиной Вероникой (8 лет)

Автор:

Гончарова Любовь Петровна,

 преподаватель по классу фортепиано

Тольятти, 2014

Дата проведения урока:  03.12.2014 г.

Время проведения урока: 10:00.

Место проведения урока: ДМШ № 4.

Краткая характеристика учащегося:

Салина Вероника — 8 лет, занимается второй год, имеет хорошие музыкальные данные, развитое мышление, любознательна. Вероника обладает большим объемом памяти, высокой трудоспособностью, интеллектуально развита. Игровой аппарат свободный и пластичный, обладает естественной природной  координацией, удобным строением руки.

Цель урока: Знакомство с вариационной формой, анализ произведения, создание первоначального художественного образа.

Задачи урока:

Образовательная:

  1. Проанализировать произведение.
  2. Выделить особенности стиля, строя, сюжетной линии, элементы музыкального языка, особенности темпа.

Развивающая:

Формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения.

Воспитательная:

  1. Создать художественный образ темы вариаций.

Тип урока: Аналитический, образно-развивающий, формирующий, закрепляющий.

Форма урока: Урок с элементами исследования.

Методы и приемы обучения на уроке:

  • Словесный (рассказ, объяснение, беседа);
  • Наглядный (показ, работа с нотным текстом);
  • Практический.

Методические материалы:

  1. Вицинский, А.В. Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением. /А.В. Вицинский. - М.: Классика - ХХI, 2003.
  2. Гинзбург, Л.О. О работе над музыкальным произведением./ Л.О. Гинсбург. – М.: Классика - ХХI, 1981.
  3. Гофман, Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре./ Й. Гофман. - М.: Классика – ХХI, 2002.
  4. Николаева, А.И. Теории и методика обучения игре на фортепиано. / А.И. Николаева, А.Г. Каузова. - М. Гуманитарное издание, 2003.
  5. Мартинсен, К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано./ К.А. Мартинсен. - М.: Классика – ХХI, 2002.
  6. Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. / С.И. Савшинский. - М. – Л., 1964.
  7. Щапов, А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. / А.П. Щапов. - М.: Классика – ХХI, 2001.

Реализуемые технологии:

  • развивающего обучения;
  • художественно-эстетическая;
  • здоровьесберегающая.

Оборудование:

  • Фортепиано;
  • Стул;
  • Сборник нот.

Ожидаемые результаты:

  • Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  • У девочки сформирован музыкальный образ;
  • Ученица свободно и правильно владеет текстом, штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой.

План урока:

  1. Организационный момент: мобилизация внимания и формирование положительного эмоционального фона – 5 минут:

- подготовка рабочего места;

- посадка учащегося;

- постановка руки.

Вступительная беседа.

  1. Анализ вариационной формы, анализ вариаций Моцарта на тему из оперы «Волшебная флейта»:

- анализ стиля, строя, сюжетной линии, элементов музыкального языка, особенности темпа музыкального произведения.

 - создание первоначального художественного образа.

3. Разбор нотного  текста:

- приемы и методы разбора текста (сольфеджирование, тактирование, проговаривание авторских ремарок, терминов, анализ основных технических приемов: аппликатура, штрихи. Динамика) 

        4. Задание на дом:

- закрепить навыки, полученные на уроке, выполнить поставленные цели и задачи.

- детальная работа над текстом произведения.

5. Заключение:

- рефлексия;

- оценивание.

Конспект  урока.

Педагог: Здравствуй, Вероника! Какое хорошее у тебя настроение! Ты сияешь так же как сегодняшнее солнышко. Приготовь ноты, дневник, присаживайся. Давай укрепим твое настроение музыкальным прослушиванием (Звучит музыкальное произведение Вариации В.А.Моцарта на тему из оперы «Волшебная флейта» в исполнении флейты и фортепиано).

        Вероника, ты узнала это произведение?

Ученица: Да. Это Вариации В.А. Моцарта на тему из оперы «Волшебная флейта». Я сейчас работаю над этим произведением.

Педагог: Вероника, у тебя было домашнее задание: «Найти и познакомиться с сюжетом оперы «Волшебная флейта». Расскажи этот сюжет из сказки.

(Вероника смотрела сказку-мультфильм «Волшебная флейта» и слушала Вариации в инструментальном и вокальном исполнении. Содержание знает).

Ученица: Либретто «Волшебной флейты» Моцарту предложил его давний приятель. Сюжет он почерпнул в сказке К.Виланда «Лулу».

Cодержание сказки:

          В пустынной гористой местности чудовищная змея преследует принца Тамино. В последний раз воззвав о помощи, он падает без чувств. В этот миг из-за скалы выступают три дамы в черных одеяниях и рассекают змею на три части. Красота принца поражает их. Каждая мечтает о его любви, и никто не хочет идти к Царице ночи, чтобы сообщить о случившемся. После долгого спора они решают идти вместе. Томино приходит в себя и слышит звуки дудочки. Его взору предстает странное существо, человек в птичьем оперении, птицелов Папагено. Принц горячо благодарит его, считая своим спасителем. Папагено важно принимает благодарность. Возвратившись, три дамы наказывают его за хвастовство: замыкают рот громадным замком. Они объясняют принцу, что он во владениях царицы ночи, которая в знак благоволения прислала ему портрет своей дочери, Памины, похищенной злым волшебником; если при первом взгляде на портрет Тамино почувствует любовь, его ждут почет и счастье. Покоренный красотой Памины, принц готов любой ценой освободить девушку. Царица ночи дарит ему волшебную флейту - она поможет преодолеть все препятствия, а в спутники дает Папагено, который получает в подарок колокольчики, заставляющие плясать каждого, кто их услышит. В сопровождении трех волшебных мальчиков принц отправляется в путь.

        Во дворце Зарастро волнение: мавр Моностатос, приставленный стеречь Памину, так усердно домогался ее любви, что бедняжка сбежала. Однако скоро она была настигнута, и вот уже мавр грубо тащит прекрасную пленницу, собираясь заковать ее в цепи. Неожиданно появляется Папагено. Он и Моностатос, ошеломленные, напуганные внешностью друг друга, бросаются опрометью в разные стороны. Любопытство, однако, оказывается сильнее страха, и птицелов возвращается к Памине. Он рассказывает о любви принца к дочери Царицы ночи, о его решении спасти ее и предлагает немедленно бежать. Перед дворцом появляются трое волшебных мальчиков, а за ними Тамино. Он хочет войти, но дорогу ему преграждает жрец. Он раскрывает обман Царицы ночи: Памину похитил не злой волшебник - в царстве Зарастро господствуют мудрость и доброта. Рамину ждет счастье. Обрадованный тем, что любимая жива, Тамино начинает играть на волшебной флейте. На ее звуки откликается своей дудочкой Папагено; вместе с Паминой он приближается к храму. Но их опережает Моностатос со стражей. Он уже готов схватить беглецов, но звон колокольчиков Папагено заставляет его пуститься в пляс. Восторженные возгласы толпы возвещают о приближении Зарастро. Памина падает к его ногам, признаваясь в ослушании. Мавр приводит принца, схваченного поблизости, а когда молодые люди бросаются в объятия друг другу, грубо разлучает их. Он ждет награды за верную службу. Но Зарастро неожиданно приказывает строго наказать его. Зарастро объявляет, что пришельцы должны подвергнуться испытанию в храме. Тамино и Папагено вступают в храм, чтобы принять посвящение в члены братства мудрых. Условия испытаний суровы: не выдержавший должен умереть, - объявляют им жрецы. Испуганный Папагено сначала наотрез отказывается, но весть о том, что в награду Зарастро даст ему жену, меняет его решение. В первом испытании пришельцы должны проявить твердость по отношению к женщине: они должны быть неуязвимы для коварства и хитрости, для любви и сострадания. Едва скрылись жрецы, объявившие это условие, как перед Тамино и Папагено возникли три дамы, феи Царицы ночи. Они угрожают путникам гибелью, уговаривают вернуться к их повелительнице. Тамино в ответ молчит. С криком "Беда, беда!" дамы исчезают. Папагено, который был готов уже поверить им, падает на землю. Жрецы приветствуют принца, выдержавшего первое испытание, но предупреждают, что остальные труднее и опаснее. Набросив на него покрывало, они уводят его с собой.
        В чудесном саду, в беседке среди розовых кустов спит Памина. Моностатос с вожделением смотрит на нее. Почему бы еще раз не попробовать овладеть ею? В последнюю минуту его останавливает голос Царицы ночи. Она говорит Памине, что бессильна защитить ее от похитителя: отец Памины перед смертью передал Зарастро свой талисман, солнечный диск, который тот носит на груди. Памина должна убить Зарастро и вернуть знак солнца Царице ночи. Передав дочери кинжал, она исчезает. Моностатос, подслушавший разговор, решает воспользоваться случаем. Он берет у растерянной девушки кинжал и, угрожая разоблачением и смертью, требует ее любви. Памина отказывается, но когда мавр заносит над нею кинжал, его руку удерживает Зарастро. Он знает о всех кознях царицы, но не собирается мстить ей: его местью будет посвящение принца и его счастье с Паминой.
        Широкий двор храма. Сюда жрецы привели Тамино и Папагено. Они должны хранить молчание, но Папагено разражается болтовней. Он хочет выпить, и тут же из-под земли вырастает дряхлая старуха с кувшином, которая кокетливо сообщает, что ей восемнадцать лет и что у нее есть дружок по имени Папагено. Своего имени она не успевает назвать: удар грома заставляет ее исчезнуть, а напуганный Папагено клянется молчать. Три волшебных мальчика возвращают ему колокольчики, а Тамино - флейту. На звуки флейты прибежала Памина. Она изумлена, раздосадована молчанием принца, холодность возлюбленного повергает ее в отчаяние. В храме жрецы приветствуют Тамино, выдержавшего испытание. Навстречу ему Зарастро выводит Памину, разрешая влюбленным проститься перед последним испытанием. Тамино уводят. Запоздавший Папагено хочет следовать за ним, но дорогу ему преграждает жрец: боги прощают его слабость и дарят жизнь, но в круг избранных он недостоин войти. Папагено это и не нужно: он мечтает лишь о выпивке и доброй подружке. Вновь появляется старуха. Она ласкается и требует от Папагено супружеской клятвы, угрожая ему темницей. Птицелов клянется, и старуха превращается в хорошенькую дикарочку, одетую в перья. Папагено бросается к ней, но жрец удерживает его: он еще недостоин получить жену. Дикарочка исчезает. Папагено бежит за ней, но земля расступается под его ногами.

        Памина, терзаемая страшной мукой, бродит по саду. В ее руке кинжал. Зачем жить, если Тамиио разлюбил ее? Три волшебных мальчика успокаивают ее: Тамино по-прежнему любит ее.

        Воины в латах охраняют ту часть храма, куда допускаются лишь посвященные. Сюда пришел Тамино, чтобы пройти последнее испытание. Неожиданно его останавливает Памина: она хочет подвергнуться испытанию вместе с любимым. Под напев волшебной флейты они бесстрашно проходят сквозь пламя и бушующие волны. Торжественные возгласы толпы возвещают их победу.

        Папагено ищет свою исчезнувшую красотку. Волшебные мальчики напоминают ему о чудесных колокольчиках. Только раздались их звуки, как Папагена возникла перед восхищенным, ошалевшим от счастья птицеловом.
        Тем временем в храм посвященных под предводительством Моностатоса проникла Царица ночи со своим тремя феями. Храм должен быть разрушен, посвященные уничтожены. Но молния разбивает скипетр Царицы, ее последний талисман. При свете занимающегося дня Зарастро, жрецы и народ славят разум и любовь.        

Педагог: В.А.Моцарт – это композитор, венский классик, жил в 18 веке.

Слово «вариация» - латинского происхождения и означает «изменение». Мы называем вариациями определенную форму произведения или его части, которая состоит из изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. В середине 18 века в музыку пришли новые жанры и формы. В том числе и новый тип вариаций, получивший название строгих и классических вариаций.

Тема наших вариаций изложена в развернутой и законченной форме. Она сама уже создает определенный образ. (педагог игает тему вариаций)

Вероника, скажи: «Какой образ возникает? Какой характер музыки?». Подбери определения, используя дидактическую карточку «Словарь признаков характера звучания».

Ученица: Звонкая,  блестящая, бойкая, яркая, ослепительная, веселая, жизнерадостная.

Педагог: Тема написана в Соль мажоре – это светлая, жизнерадостная, прозрачная тональность. В опере «Волшебная флейта» есть такой персонаж Попагено. Он музыкально охарактеризован веселой арией «Известный всем я птицелов» в духе народной песни, после каждого куплета звучат простодушные колокольчики.

        Текст Попагено в арии:

Я самый ловкий птицелов,

Я молод, весел и здоров!

Куда б зайти мне не пришлось,

Повсюду я желанный гость!

В лесу все птички мне родня,

Свирель их манит, а не я!

Наполнив ими мой силок,

Иду веселый на лужок!

Вот такой образ любопытного, болтливого весельчака Попагено лег в основу музыкальной характеристики вариаций.

Теперь мы проанализируем тему вариаций. Давай прохлопаем ритм с названием нот (ученица выполняет задание).

Вероника, попробуй прохлопать тему одновременно с динамикой.

Тема написана в форме периода, который состоит из двух предложений. Во 2-ом предложении уже имеется элемент вариаций – разложен в новом ритмическом рисунке.

Вероника, в чем особенность, что сразу бросается тебе в глаза?

Ученица: Сначала легато, потом стаккато.

Педагог: Правильно. Легатный мотив затактный и звучит громко. Это мотив птицелова. 2-ой мотив стаккатный – это образ колокольчиков и он звучит на пианино. Вся тема построена на контрасте.

Давай сейчас разделим роли. Я буду играть за птицелова, а ты за колокольчики.

Исполнение темы.

Педагог: Хорошо. Теперь посмотри глазами все вариации. А я расскажу тебе о них.

В 1 вариации тема поменяла ритмический рисунок – она изложена фигурациями из шестнадцатых, в которых тема узнаваема.

Педагог исполняет 1 вариацию.

- Вероника, ты слышишь тему, которую мы разобрали?  Исполняется аккомпанемент – он стал разложенным и протяженным.

-  Во 2 вариации что ты видишь, Вероника?

Ученица:  Ноту с точкой.

Педагог – Правильно – это пунктирный ритм.

Во 2 вариации изменился ритм. В легатном мотиве он стал пунктирным и все-таки хорошо узнаваемым. А в аккомпанементе появились гаммаобразные пассажи. Контрасты сохранены.

И так, Вероника. Я сейчас исполню Вариации В.А.Моцарта на тему из оперы «Волшебная флейта», а ты во время прослушивания закрась цветными карандашами нотные знаки (целая, половинная ноты больших размеров).

Урок окончен. Подари мне, пожалуйста свой рисунок. До свидания.

По диагностике «Цветового теста Люшера» можно определить психологическое состояние ученицы от проведенного урока (понравился - не понравился урок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...

Методическая разработка открытого урока "Сольный концерт как результативная форма работы с одарёнными детьми"

Цель  урока:·        развитие творческих способностей ребёнка,  совершенствование исполнительского мастерства.Задачи:образовательные:·...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

Методическая разработка открытого урока дисциплина ОП. 12. «Основы сельскохозяйственного производства» тема: Кормление молодняка крупного рогатого скота

Кормление молодняка крупного рогатого скота  является актуальной, носит прикладной характер и имеет  значение для  формирования у студентов профессиональных компетенций, расширения круг...

Методическая разработка открытого занятия по фортепиано. «Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата»

Методическая разработка открытого занятия по фортепиано  по теме «Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата»...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия в форме викторины «История в лицах» по дисциплине ОУД.б.04 История

Данная методическая разработка представляет собой опыт проведения внеклассного мероприятия по дисциплине ОУД.б.04 История в форме викторины, которая состоит из 3 разделов различной степени сложности: ...

Методическая разработка открытого кураторского часа «Широкая Масленица» (форма проведения: экскурсия в традиции)

Основной целью данного кураторского часа является совершенствование знаний о фольклорном празднике Масленица и его традициях: истории, особенностях празднования каждого дня масленичной недели, апробир...