Система обучения музыке Н.А.Бергер
учебно-методический материал на тему

Косачева Татьяна Васильевна

Данная работа посвящена системе обучения музыке Н.А.Бергер

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_obucheniya_muzyke_n.a.berger.doc72.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Система обучения музыке Н.А. Бергер

Педагог Косачева Т.В.

Нина Александровна Бергер - преподаватель Санкт-Петербургской консерватории. Во время учебы в Консерватории в 1983-1989 годах я проходила у нее педагогическую практику по сольфеджио и гармонии и познакомилась с разработанной ею системой обучения музыке. Педагоги-сольфеджисты нашего города знают Нину Александровну по методическим курсам повышения квалификации, на которых она читала лекции. Многие педагоги занимались на курсах, которые Нина Александровна проводила на базе своего методико-педагогического комплекса, где на практических занятиях с детьми она демонстрировала результаты своей методики. Это был курс обучения, после которого педагоги получали сертификат об освоении ее метода. Я пользуюсь литературой, где Нина Александровна излагает свои принципы и методики.

Название кандидатской диссертации Нины Александровны - «Гармония как пространственная категория». В ней автор отстаивает тезис о том, что музыка не является чисто временным искусством, как это принято считать обычно. Она доказывает, что музыка не является чем-то однолинейным, но большую роль в ней играют пространственные категории, связанные с гармонией и созвучиями. Поэтому «музыка – искусство не чисто временное, но пространственно-временное» – пишет Нина Александровна(6, с.24-25).

Исходя из своей методологии, Нина Александровна предлагает изменить систему преподавания музыки вообще. Из тех представлений о музыкальной педагогике, «которые должны быть пересмотрены – изменены, важнейшими, - на ее взгляд, - являются:

  • абсолютизация слуховой природы музыки,
  • трактовка музыки как чисто временного искусства,
  • необходимость освоения нотной системы по принципам освоения буквенной системы языка» (6, с.23).

По мнению Нины Александровны, «музыка в первую очередь – искусство эмоционально-двигательное, психомоторное, включающее при восприятии мышечно-двигательные реакции, а уже во вторую очередь – искусство слуховое» (6, с.23). Поэтому основой системы обучения музыке Нины Александровны является освоение всех музыкальных закономерностей через участие в процессе музицирования, причем как на уровне отстукивания ритма, так и на высшем исполнительском уровне.

«Наша нотная система – это не столько письменность – аналог буквенной (буква – нота), как мы часто считаем, – сколько геометрическая модель высотного пространства или чертеж. А чтение чертежа требует развития совсем других навыков, нежели чтение буквенной системы письма» (6, с.25). «Признание сформулированных выше положений о природе музыки и разработка на их основе соответствующей методологии дает возможность приобщать человека к музицированию на основе музыкальной грамоты, независимо от наличия у него обычного физического слуха» (6, с.25-26).

Нина Александровна ставит вопрос, нужно ли поверять алгеброй гармонию? «Да,..ибо они близки и алгебра для обучения музыкальной грамоте может дать очень много» (6, с.17). «Алгебра (читай – математика)» (6, с.19) может оказать неоценимую услугу в исполнительстве. «Кто пробовал, знает, насколько «алгебра» облегчает запоминание, освобождает нервную систему от перегрузок. Ведь не музыка вышла из математики, а как раз наоборот» (6, с.19). «С помощью «алгебры» можно учить произведения по специальности, лежа на диване или на пляже, в поезде или в самолете..» (6, с.19), «алгебра позволяет не думать, что нажать, а думать как представлять звучание, соотнося сходное по пространству, но разделенное по времени, фантазировать по поводу характера исполнения и совсем не задумываться о том, удастся ли выучивать наизусть или определить на слух с последующей записью» (6, с.20). «С помощью «алгебры» можно приохотить ребенка к музыке и сделать его музыкально грамотным, то есть владеющим музыкальной письменностью» (6, с.22).

Свой опыт Нина Александровна отразила и обобщила в различных сборниках и книгах. Основная книга, в которой изложены ее взгляды на музыкальное преподавание - «Современная концепция и методика обучения музыке» (6), вышедшая в рамках серии «Модернизация общего образования» в 2004 году в Санкт-Петербурге. Книга «Современная концепция…» адресована всем преподавателям музыки, в первую очередь теоретикам и пианистам, в том числе и преподавателям музыки общеобразовательных школ. Стиль изложения книги Нины Александровны очень свободный, включает беллетристику, постоянные аналогии и сравнения музыкальных явлений с обыденной жизнью, необычные заголовки. Она дает оригинальные названия главам и разделам: «Музыка – это чудеса и голос нот [высказывание четырехлетней девочки]», «Обращение к коллегам», «Шаг навстречу» или «На что это похоже?», «Всего две ноты», «Развертка», «Инструмент – орудие труда».

Своими принципами и предложениями Нина Александровна старается заинтересовать коллег и предложить решение целого ряда проблем, которые много лет существуют в музыкальном преподавании. Цель книги «Современная концепция…» - «развеять миф о тех трудностях, которые поджидают человека на пути к музицированию и музыкальному образованию» (с.9). «Надо сделать так, - пишет Нина Александровна, - чтобы все наши ученики как можно раньше получали все необходимое для практического музицирования и как можно быстрее и легче преодолевали препятствия, стоящие на пути к нему, и за счет сэкономленной энергии смогли бы реализовать себя с возможной полнотой» (6, с.8). «Вполне очевидно, что перед нами встает ряд задач, которые надо как-то решать:

свободная ориентация в нотном тексте (читать ноты, как читают книгу…), его быстрое выучивание и длительное сохранение в памяти;

умение записать несложный музыкальный материал нотами; 

владение всеми тональностями – звуковыми красками – как равноправными;

возможность раскрытия собственного «я» через непосредственное высказывание в процессе творческого музицирования, -

вот скромный перечень задач по развитию личности в рамках общего музыкального образования. Специальное музыкальное образование предполагает еще профессиональное (виртуозное) владение инструментом или голосом» (6 ,с.9).

Нина Александровна прошла все ступени преподавания музыки, начиная от детей ясельного возраста и до взрослых. Свою систему она применяла на занятиях с самыми разными по возрасту, уровню способностей и подготовленности людьми – как детьми, так и взрослыми, в том числе и студентами Консерватории - на всех ступенях музыкального образования. Нина Александровна берется объяснять музыкальные закономерности любому человеку. Она делает самые сложные вещи простыми, понятными, доступными и выполняемыми, учитывая при этом глобальные музыкальные закономерности, часто «залезая» в глубокую историю, как музыкальную, так и общую.

«Отдельные рациональные приемы, апробированные в работе с различными категориями обучаемых, - пишет Нина Александровна, - в итоге сложились в систему, в чем-то сходную, а в чем-то принципиально отличающуюся от традиционной системы. ... Предлагаемая система направлена на освоение того материала, который дается с наибольшим трудом и нервными затратами. Для оптимизации учебного процесса предлагается интенсивный способ освоения музыкальной грамоты, прошедший многолетнюю апробацию и доказавший свою высокую эффективность в работе с различным контингентом профессионального и общего направления. Этот способ обеспечивает легкость усвоения материала, независимо от возраста ученика и от степени его музыкальной одаренности» (6, с.10).

Нина Александровна запатентовала свою оригинальную систему преподавания музыки начинающим как изобретение в 1997 году под названием «Способ обучения практическому музицированию». «Данный Способ предполагает постепенное приобщение ученика к музицированию в щадящем для него (и для окружающих) режиме, – пишет Нина Александровна. - В качестве идеализированной модели берутся известные истории о принципах обучения в мастерских художников-живописцев. … В начале ученик играл роль мальчика на побегушках. … По мере роста доверия увеличивалась и ответственность за результат. … И, наконец, мальчик-подмастерье превращался в мастера» (6, с.16).

Основная установка Нины Александровны заключается в том, что ребенок должен овладевать какими-то знаниями и теоретическими обобщениями в процессе музицирования. Если ему рассказывать что-то просто так, это совершенно не воспринимается. И все, что она должна дать ребенку в теоретической форме, она дает только через практическое музицирование, начиная этим заниматься буквально с первых уроков с любыми детьми.

Камнем преткновения для многих начинающих обучение музыке, считает Нина Александровна, является изучение нотной грамоты. Так, она пишет: «История нам дает немало примеров самообразования людей в той или иной области. В музыке самообразование – редчайший случай. Часто музыкально одаренный человек играет по слуху, не зная нот, и не считает себя музыкально образованным. Освоение же нотного письма обычно происходит с помощью учителя, от профессионализма и личных качеств которого на 90 % зависит успех обучения» (6, с.5). Нина Александровна приводит цитату из знаменитого фильма «Бриллиантовая рука»: «Не волнуйтесь шеф, разыграем как по нотам» и пишет, что выражение «разыграем как по нотам» из системы обучения музыке перекочевало в обыденную жизнь, где используется в переносном значении, но с привнесением ... позитивного момента». Но, «парадокс истории заключается в том, что позитивный фактор «игры по нотам» остался в быту только в переносном значении и не с лучшей морально-этической характеристикой, а само обучение музыке этого позитивного фактора напрочь лишилось, чем был нанесен непоправимый вред начинающим ученикам. С первых этапов радость обучения исчезла, сменившись разочарованием. Необходимо восстановить справедливость» (6, с.6).

И начинать обучение музыке, по мнению Нины Александровны, нужно именно с ритма. «Если кто-то говорит, что у ребенка нет музыкальных способностей, поскольку «нарушено чувство ритма», - не верьте этому человеку, ибо он ошибается. Ритм – это упорядочивание наших действий во времени и пространстве. Оно в той или иной форме присутствует у каждого. Это неправда, что научить детей разбираться в нотном тексте музыкального произведения можно только в ДМШ и ДШИ»(4, обложка).

«Осознание времени и пространства у нас происходит с помощью разных анализаторов. Отсюда, при развитии способностей ориентации в музыкальном времени и музыкальном пространстве на каждом этапе овладения элементами музыки их необходимо временно разъединять, пока действия не дойдут до автоматизма. В освоенных же элементах снова происходит объединение ритмической и высотной сторон. Затем, на новом этапе опять происходит их разъединение. И так далее…» (6, с.24-25). Поэтому Нина Александровна предлагает разделить обучение музыке на отдельные компоненты. Первое – это ритмическое развитие (совершенно отдельно от ладо-интонационного блока). Второе – это ладовое развитие (ладовое воспитание можно проводить в отрыве от ритма).

В музыкально-хоровую студию «Галактика» принимают всех детей, независимо от уровня их способностей. Поэтому нам приходится сталкиваться с теми, у кого бывают уклоны в ту или иную сторону. Задача педагога выявить, какая сторона музыкальных способностей у ребенка меньше развита и развивать именно ее. В дальнейшем, когда что-то простейшее усвоено и в ритме, и в ладу, переходить на новый этап. Добавляется гармоническое развитие, когда ребенок учиться слушать интервалы, аккорды, также соединяя их с ритмом (включается даже гармонический ритм). И самое главное – это участие детей в музыкальном исполнительстве.

Моя практика проведения занятий по сольфеджио показывает, что, действительно, первое что нужно делать с начинающими обучение музыке – это включить ребенка в процесс музицирования.

Я это делаю по пособиям Нины Александровны «Младенец музицирует», написанном совместно с ее ученицами Н.Яцентковской и Р.Алиевой (3«Сначала – РИТМ (Ребенок, играя, творит музыку)»(4).

На занятиях у Нины Александровны дети включаются в музицирование, начиная с двух нот. «Ноты для исполнения представляют собой некую «матрицу», - пишет она (6, с.29). Две нарисованные на доске ноты: высокая и низкая – и являются такой матрицей. Исполнять их можно на клавиатуре левой и правой рукой, или на двух разных инструментах, с помощью движений, петь. А в дальнейшем «после матрицы знакомые мелодии можно поиграть и по развертке, одновременно напевая. Число звуков-нот стоит постепенно увеличивать» (6, с.33). Этому посвящено пособие «Младенец музицирует», (3), адресованное педагогам и родителям детей «от ясельного до школьного возраста» (3, с.1).

По этому пособию любой ребенок у нас на занятиях сольфеджио учиться играть на фортепиано на черных клавишах. Нина Александровна предлагает, вообще не зная нот и даже их названий, на пяти черных клавишах исполнять (петь и играть) специально подобранные ею песенки (около 30). При этом она не пользуется пятилинейным нотным станом, использует замечательные картинки, нарисованные клавиши и цветные крупные ноты, расположенные на одной или двух линейках, в четырех разных вариантах. Для двух черных клавиш есть 2-й и3-й пальцы, для трех - 2-й, 3-й и 4-й пальцы. Разноцветные кружочки на нарисованных клавишах соответствуют цветным крупным кружочкам-нотам (развертке), которыми записана песенка. У нас существуют небольшие (в две октавы) «немые» клавишные игрушки, которые есть у каждого ребенка на парте, на которых дети учатся играть эти песенки. Дети шести-семи лет с удовольствием это делают. Текст песни подсказывает ребенку, где длинные, где короткие длительности, а в записи у длинной ноты овал удлиннен. Немного потренировавшись, ребенок получает разрешение сыграть выученную песенку на настоящем пианино. Таким образом ребенок уже на первом занятии играет, он уже «музыкант» и с нетерпением ждет продолжения занятий. Тут же проверяются и проявляются способности детей.

Учебно-методическое пособие «Сначала – Ритм…»(4) Нина Александровна предлагает для общеобразовательных и музыкальных школ, школ искусств, отделений педагогической практике музыкальных училищ и консерваторий. По пособию «Сначала – Ритм…»(4) она сама работала в общеобразовательной школе №56 города Санкт-Петербурга и говорила, что дети написали заявление директору с просьбой продлить занятия музыкой на летние каникулы – так они им понравились.

«Давайте договоримся: ритмическое воспитание – это развитие способности делить текучее (неделимое) время на равные единицы» - пишет Нина Александровна (4, с.5). «Равные единицы времени – основа музыкального ритма, его фундамент» (4, с.5). «Единицы измерения времени прячутся в регулярном движении человека, действии, которое он постоянно совершает в обыденной жизни, не анализируя и даже не обращая на него внимания» (4, с.6). Такими единицами измерения времени являются шаги. «Итак, нет ничего проще, чем поставить систему ритмического воспитания с головы на ноги. Нашли единицы измерения, а дальше – просто: осваиваем различное количество действий по отношению к долям времени» (4, с.8).

«Начнем с того, что научим детей играть по нотам ритмический аккомпанемент», - пишет Нина Александровна (6, с.28). Этому посвящено учебно-методическое пособие «Сначала – РИТМ (Ребенок, играя, творит музыку)»(4). В пособии «Сначала – Ритм…» она подобрала очень хорошие пьески, которые можно сопровождать отстукиванием метрических долей в различных размерах такта. Педагог исполняет пьесу, а дети – ритмический аккомпанемент.

И в пособии «Сначала – Ритм…», и в книге «Современная концепция…» Нина Александровна предлагает свою систему ритмослогов, отличающуюся от привычной. Вместо слогов «ти-ти» (две восьмые длительности) она вводит «та-ти», вместо «ти-ри-ти-ри» (четыре шестнадцатые) – «та-ра-ти-ри». Это связано с увязкой четвертной доли размера такта со слогом «та» и помогает постоянно «чувствовать» пульсацию четвертей – «шаги». В этом есть строгая логика и опора на метрическую пульсацию, но сила традиционного подхода к ритмослогам как обозначениям ритмических групп очень велика и переход на предлагаемую Ниной Александровной систему многими педагогами не принимается, так как при сочетании традиционного подхода и новой системы ритмослогов у детей возникает путаница.

Чрезвычайно удачной является придуманная Ниной Александровной система ритмографики. Она позволяет быстро и легко записывать ритм музыкального или ритмического отрывка и концентрировать внимание именно на этой стороне музыки.

Особое значение Нина Александровна придает развитию ладового слуха, особенно у людей с относительным слухом. В этой области она предлагает великолепную систему, которая описывается в статье «Роль пространственных представлений в процессе формирования тонально-ладового мышления» (5) и «Современная концепция и методика обучения музыке» (6). «Лад и тональность – это то, что отличает музыку от всех других видов деятельности и нигде больше не встречается. И без владения этими знаниями мы не имеем права говорить о каком-либо музыкальном образовании» - пишет Нина Александровна (6, с.117). Осваивать их Нина Александровна предлагает обязательно с использованием фортепианной клавиатуры. «Пальцы руки – первичные природные носители пространственной дискретности, ее передатчики. В наивысшей степени эта функция пальцев воплощена в передаче ими дискретности звуковысотной при игре на музыкальном инструменте» (6, с.87). Практическое музицирование на клавишах предполагает, что все задания по музыкальной грамоте обязательно выполняются на клавишах и «на нотном стане» во всех двадцати четырех тональностях с одинаковой свободой.

Исходя из пространственно-временного подхода к музыке, Нина Александровна разработала схему лада, представляющую собой вертикальный чертеж из различных геометрических фигур, соответствующих определенной ступени мажора или минора (см. 6, с.321). На этой схеме четко видны ступени, одинаковые для мажора и минора, и различные. Эта схема показывает симметричное расположение в мажоре и миноре I-II и IV-V ступеней, и разное по высоте расположение III и VI ступеней. VII ступень показана в виде вводного тона, находящегося на расстоянии одного полутона от I ступени, а в схеме лада на клавиатуре (см. 2, таблица 1) – в двух вариантах: VII натуральная и VII гармоническая. По этой схеме удобно показывать ступени, которые можно спеть в любом порядке и в любой тональности.

Кроме того, Нина Александровна разработала последовательность освоения ступеней лада, в которой основной упор делается на I и V ступени – «каркас» лада.


Список литературы

  1. Бергер Н.А. Гармония как пространственная категория // Проблемы высотной и ритмической организации музыки. – М., 1980.
  2. Бергер Н.А. Краткий курс музграмоты в таблицах. – СПб., «Мудрость», 2003.
  3. Бергер Н.А., Яцентковскаая Н., Алиева Р. Младенец музицирует. - СПб., Издательский Дом «АВЕРС-МУДРОСТЬ», 2004 (2-е изд.). – 64с. – Для дошкольного возраста.
  4. Бергер Н.А. Сначала – Ритм (Ребенок играя творит музыку). Учебно-методическое пособие. – СПб.: Композитор, 2004. – 72с.
  5. Бергер Н.А. Роль пространственных представлений в процессе формирования тонально-ладового мышления // Вопросы воспитания музыкального слуха. – Л., 1987.
  6. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке (Голос нот). - СПб.: КАРО, 2004. – 368с. – (Модернизация общего образования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа на тему: «Информационные технологии в процессе обучения музыке»

В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование....

Доклад: "Дуальное обучение-перспективная система обучения"

     Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практич...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов"

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов" ( сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива" ),

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов" ( сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива" )

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов". С сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива".

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов". Сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива".

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...