Программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты"
рабочая программа на тему

Программа предназначена для детей в возрасте от 4-6 лет и содержит задания по рисунку и живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_ris_dosh.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа станица Советская»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕ РАЗВИВАЮЩАЯ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО   ИСКУССТВА

« Раннее эстетическое  развитие»

Программа

 по учебному предмету

ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

ст.Советская

2013 г.

Содержание

№№

Наименование раздела

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

5.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

6.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

7.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета  «Основы изобразительной грамоты» разработана  для детей  в возрасте  от 4-6 лет.

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты»  занимает важное место в комплексе предметов для раннего ориентирования детей в области искусства. Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Рекомендуется изучать совместно с предметом «Основы изобразительного искусства (Лепка и прикладное творчество)», чередуя занятия.

Программа предмета «Основы изобразительной грамоты»  состоит из двух разделов — рисунка и живописи, это два направления в содержании учебного предмета.

Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

Темы подобраны с учетом возможности возвращения к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  

Срок реализации учебного предмета ««Основы изобразительной грамоты»  – 3 (4) года.

Срок реализации учебного предмета

           При реализации программы учебного предмета ««Основы изобразительной грамоты» со сроком обучения 3(4) года продолжительность учебного года для педагогических работников составляет 44 недели из которых 34 недели- реализация аудиторных  занятий. В остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую , творческую и культурно-просветительскую работу.

           Продолжительность учебного года для учащихся составляет 38 недель, а продолжительность учебных занятий -33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года- 5 недель, продолжительность летних каникул – 14 недель. Продолжительность одного урока составляет 30 минут.

ОБЪЁМ  УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Учебный план

 по предмету «Основы изобразительной грамоты»

Наименование предмета

Годы обучения

( количество аудиторных часов в неделю)

Промежу-точная  аттестация

Итоговая аттестация

1кл

2кл

3кл

(4)кл

«Основы изобразительной грамоты»

1

1

1

(1)

     1,2

3 (4)

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные  и самостоятельную работу. Рекомендуемая продолжительность урока 30 минут. Во время занятий рекомендуется делать небольшие разминки в игровой форме, сопровождая стишками, музыкой и т.п.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели:

1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.

2. Формирование у детей дошкольного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Задачи:

  • Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).
  • Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
  • Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.
  • Формирование элементарных основ изобразительной грамоты  (цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).
  • Приобретение детьми опыта творческой деятельности.

ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

   

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

     В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
  2. творческие (творческие задания, участие детей в выставках);
  3. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Библиотечный фонд  укомплектовывается печатными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован  удобной мебелью, наглядными пособиями

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-ного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

33

-

33

1. Раздел «РИСУНОК»

1.1

Рисунок с использованием шаблонов. «Ёжик» А3 Цветные карандаши.

Урок

2

-

2

1.2

Осенние листья. А4 Цветные карандаши.

Урок

2

-

2

1.3

«Петушок» А4 Цветные карандаши.

Урок

2

-

2

1.4

«Ёлочная веточка с игрушкой» А3 Фломастеры.

Урок

2

-

2

1.5

Композиция по народной сказке. А3 Цветные карандаши.

Урок

2

-

2

1.6

Открытка-поздравление к 8 марта. Смешанная техника.

Урок

2

-

2

1.7

Композиция «Избушка на курьих ножках» Цветные карандаши. А3

Урок

2

-

2

1.8

Композиция «Радуга»  Цветные карандаши. А3

Урок

2

-

2

2. Раздел «ЖИВОПИСЬ»

2.1

«Фрукты» Гуашь А3

Урок

2

-

2

2.2

«Осенний лес» Акварель А3

Урок

2

-

2

2.3

Композиция «Кошка на заборе» Гуашь А3

Урок

2

-

2

2.4

«Снеговик» Белая гуашь на синей пастельной бумаге. А4

Урок

2

-

2

2.5

Композиция «Чьи ушки?» Акварель А3

Урок

2

-

2

2.6

«Тортик» Гуашь А3

Урок

2

-

2

2.7

«Сирень» Акварель А3

Урок

2

-

2

2.8

Композиция «Ночное небо» А3 Рисунок гуашью на тёмной пастельной бумаге.

Урок

2

-

2

2.9.

Просмотр работ. Подведение итогов за год.

Урок

1

-

1

2 год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

33

-

33

                                                                    1.  Раздел «РИСУНОК»

1.1

Композиция «После дождя» Цветные карандаши. А3

Урок

2

-

2

1.2

Композиция «На птичьем дворе». Цветные карандаши. А3

Урок

2

-

2

1.3

Попугай. Многоцветный карандаш. А3.

Урок

2

-

2

1.4

Новогодний натюрморт. А3Смешанная техника.

Урок

2

-

2

1.5

Олень. А3. Черный гель.

Урок

2

-

2

1.6.

Сказочный замок. Смешанная техника.

Урок

2

-

2

1.7

Моя семья. Цветные карандаши. А3.

Урок

2

-

2

1.8

«Котёнок» Мозаика.

А3 Фломастеры.

Урок

2

-

2

                                                            2. Раздел «ЖИВОПИСЬ»

2.1

Осенний букет. Акварель. А3

Урок

2

-

2

2.2

Пальцевая техника. Гуашь.А3 «Зайка»

Урок

2

-

2

2.3

Золотая осень. А3. Смешанная техника.

Урок

2

-

2

2.4

Морозные узоры

Урок

2

-

2

2.5

Рассвет в зимнем лесу. Гуашь. А3

Урок

2

-

2

2.6

Весенний букет. Смешанная техника(гуашь, акварель) А3

Урок

2

-

2

2.7

Цветущий сад.

Урок

2

-

2

2.8

Салют Победы. Гуашь. А3

Урок

2

-

2

2.9.

Просмотр работ. Подведение итогов за год.

Урок

1

-

1

3  год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-ного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

49

16

33

  1. Раздел «РИСУНОК»

1.1

Композиция по русской народной сказке Цветные карандаши. А3

Урок

3

1

2

1.2

Натюрморт с самоваром. А3 Цветные мелки.

Урок

3

1

2

1.3

Портрет друга А3 Цветные карандаши.

Урок

3

1

2

1.4

Новогодняя открытка.

Урок

3

1

2

1.5

Техника «Акварель+ чёрный гель» А3

Урок

3

1

2

1.6

Орнамент. А3 Цветные карандаши.

Урок

3

1

2

1.7

Итоговая композиция «Мой пушистый друг», «Моя любимая сказка» и др. А3, А2 Техника графическая по выбору.

Урок

6

2

4

2. Раздел «ЖИВОПИСЬ»

2.1

Натюрморт «Дары осени» А3 Гуашь

Урок

3

1

2

2.2

Композиция «Под дождём» А3 Смешанная техника (акварель = гуашь)

Урок

3

1

2

2.3

Монохромная живопись. Цветы.

Урок

3

1

2

2.4

Композиция «Новогоднее настроение» А3 Смешанная техника.

Урок

3

1

2

2.5

Техника полусухой кисти. А3 «Медвежата»

Урок

3

1

2

2.6

Портрет мамы. А3 Гуашь.

Урок

3

1

2

2.7

Итоговая композиция. А2, А3 Свободная тема

Урок

6

2

4

2.8.

Просмотр работ. Подведение итогов за год.

Урок

1

-

1

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Основы изобразительной грамоты» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. Раздел «рисунок»

Тема 1.1.  Рисунок с использованием шаблонов. «Ёжик» А3 Цветные карандаши.

Знакомство с материалами, их применением. Показ картинок с изображением ежа. Использование заранее приготовленных преподавателем шаблонов (круг – солнышко, полукруг – ёжики). Ровные линии – лучики, колючки; гнутые – травка, цветы.

Тема 1.2.   Осенние листья. А4 Цветные карандаши.

Во время объяснения использовать настоящие листики. Использовать приготовленный преподавателем шаблон для вазочки. Тренировка штрихования нарисованной формы.

Тема 1.3.  «Петушок» А4 Цветные карандаши.

Показ картинок и работ старших учеников. Наложение цвета на цвет

Тема 1.4.  «Ёлочная веточка с игрушкой» А3 Фломастеры.

Знакомство с новой техникой. Освоение приёма «ломаная линия». При изображении игрушки допустимо использование шаблонов.

Тема 1.5.  Композиция по сказке. А4 Цветные карандаши.

Выполняется композиция по народной сказке («Колобок», «Репка», «Курочка-ряба» и др.) Напоминание сюжета сказки, показ рисунков художников и старших учеников.

Тема 1.6.  Открытка-поздравление к 8 марта. Смешанная техника.

Знакомство с примерами использования смешанных техник (цветной карандаш+фломастер, цветной карандаш+ цветной гель и т.п.). Заполнение большой формы мелкими. Большая форма в виде восьмёрки рисуется по шаблону, изготовленному преподавателем.

Тема 1.7.  Композиция «Избушка на курьих ножках» В работе используется линейка. Другие элементы композиции, кроме дома, ребенок дорисовывает самостоятельно.

Тема 1.8.  Композиция «Радуга»  Цветные карандаши.

Знакомство с цветами радуги. При выполнении работы  допустимо применение шаблона (кусочек дуги). Рисунок можно дополнять цветущим лугом, насекомыми и др.

2. Раздел «ЖИВОПИСЬ»

Тема 2.1.   «Фрукты» Гуашь А3

Для изображения подходят виноград, сливы, яблочки.

Выполнение работы локальными цветами. Наложение цветового пятна вторым слоем. Высветление зелёного цвета путём добавления жёлтой краски.

Тема 2.2.   «Осенний лес» Акварель А3

Работа без предварительного наброска карандашом. Применяется тонирование плоскости листа с помощью поролона.

Тема 2.3.   Композиция «Кошка на заборе» Гуашь А4

Композиция выполняется плоской синтетической кистью. При рисовании кошки используется двухслойная живопись для изображения полосок, глазок, носика.

Тема 2.4.   «Снеговик» Белая гуашь на синей пастельной бумаге. А4

Знакомство с техникой выполнения работ красками  на цветном фоне.

Тема 2.5.   Композиция «Чьи ушки?» Акварель А3

За несложными по форме предметами (пеньками, камнями, ёлочками, деревьями) рисуются разные по форме и цвету ушки. В конце занятия проводится игра «Угадайка»

Тема 2.6.   «Тортик» Гуашь А4

Изучаются приёмы получения цветов пастельных оттенков путём добавления в белый цвет колеров. Для тонировки фона допустимо использование поролона.

Тема 2.7.   «Сирень» Акварель А4

Использование приёма «тычок» плоской синтетической кистью. Для тонировки фона допустимо использование поролона.

Тема 2.8. Композиция «Ночное небо» А3 Рисунок гуашью на тёмной пастельной бумаге. Для рисования планет можно использовать шаблоны.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. Раздел «РИСУНОК»

Тема 1.1        Композиция «После дождя» Цветные карандаши. А3

Изучение строения бабочек.

Тема 1.2        Композиция «На птичьем дворе». Цветные карандаши. А3

Понятие соотносительности величин на примере тел домашних птиц.

Тема 1.3        Попугай. Многоцветный карандаш. А3.

Изучение и применение различных видов штриховок, а также разного нажима на карандаш.

Тема 1.4        Новогодний натюрморт. А3Смешанная техника.

Применение для рисования игрушек вырезанных самостоятельно симметричных форм. В работе могут быть использованы цветные карандаши, фломастеры и цветные гелиевые ручки.

Тема 1.5        Олень. А3. Черный гель. Отработка рисования шерсти.

Тема 1.6.        Сказочный замок. Смешанная техника.

При работе может быть использована линейка.

Тема 1.7        Моя семья. Цветные карандаши. А3.

Изучение пропорций человеческого тела.

Тема 1.8        «Котёнок» Мозаика. А3 Фломастеры.

Понятие декоративной стилизации.

2. Раздел «ЖИВОПИСЬ»

Тема 2.1        Осенний букет. Акварель. А3

Повторение приёмов прикладывания кисти. Отработка приёмов короткого и длинного мазка.

Тема 2.2        Пальцевая техника. Гуашь.А3 «Зайка»

Мелкие детали прорисовываются кистью.

Тема 2.3        Золотая осень. А3. Смешанная техника.

Фон допустимо выполнить с помощью поролона акварелью. Гуашью рисовать без предварительного карандашного наброска.

Тема 2.4        Морозные узоры

Понятие нюансов.

Тема 2.5        Рассвет в зимнем лесу. Гуашь. А3

Двухслойная живопись. Дерево и кусты выполняются без предварительного карандашного наброска.

Тема 2.6        Весенний букет. Смешанная техника (гуашь, акварель) А3

Фон выполняется акварелью.

Тема 2.7        Цветущий сад.

Применение конфетти или мелко нарезанной бумаги.

Тема 2.8        Салют Победы. Гуашь. А3

Работа выполняется на тёмной пастельной бумаге. Допустимо применение стразов и других блестящих элементов.

Тема 2.9.        Просмотр работ. Подведение итогов за год.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. Раздел «РИСУНОК»

Тема 1.1        Композиция по русской народной сказке Цветные карандаши. А3

Повторение понятия многоплановости рисунка.

Домашнее задание: подготовка по возможности дидактического материала. Повторение изученных на уроке понятий.

Тема 1.2        Натюрморт с самоваром. А3 Цветные мелки.

Понятие симметрии на примере самовара. Допустимо использование выкройки центральной части самовара. Штрихование по линиям округлости.

Домашнее задание: подготовка по возможности дидактического материала. Повторение изученных на уроке понятий.

Тема 1.3        Портрет друга А3 Цветные карандаши.

Изучение пропорций человеческого лица.

Домашнее задание: подготовка по возможности дидактического материала. Повторение изученных на уроке понятий.

Тема 1.4        Новогодняя открытка.

Допустимо использование мишуры.

Домашнее задание: подготовка по возможности дидактического материала. Повторение изученных на уроке понятий.

Тема 1.5        Техника «Акварель+ чёрный гель» А3

Фон – акварелью широкими мазками по карандашному наброску. Мелкие детали рисуются гелиевой ручкой без предварительного карандашного наброска.

Домашнее задание: подготовка по возможности дидактического материала. Повторение изученных на уроке понятий.

Тема 1.6        Орнамент. А3 Цветные карандаши.

Понятие кругового и полосового орнамента. Использование чертёжных инструментов.

Домашнее задание: подготовка по возможности дидактического материала. Повторение изученных на уроке понятий.

Тема 1.7        Итоговая композиция «Мой пушистый друг», «Моя любимая сказка» и др. А3, А2 Техника графическая по выбору.

Используя полученные навыки, ребенок заранее выбирает тему рисунка и готовит дидактический материал.

  1. Раздел «ЖИВОПИСЬ»

Тема 2.1        Натюрморт «Дары осени» А3 Гуашь

Приём выхода изображения за пределы листа для показа изобилия. Домашнее задание: подготовка по возможности дидактического материала. Повторение изученных на уроке понятий.

Тема 2.2        Композиция «Под дождём» А3 Смешанная техника (акварель = гуашь)

Изображение эмоций(радость или грусть) В зависимости от содержания композиции.

Домашнее задание: подготовка по возможности дидактического материала. Повторение изученных на уроке понятий.

Тема 2.3        Монохромная живопись. Цветы.

Повторение понятия «нюансы». Изучение приёмов пользования плоской кистью при нанесении на неё двух и более красок.

Домашнее задание: подготовка по возможности дидактического материала. Повторение изученных на уроке понятий.

Тема 2.4        Композиция «Новогоднее настроение» А3 Смешанная техника.

Фантазийная композиция с использованием новогодних персонажей( Ддеда Мороза и Снегурочки)

Домашнее задание: подготовка по возможности дидактического материала. Повторение изученных на уроке понятий.

Тема 2.5        Техника полусухой кисти. А3 «Медвежата»

Изучение техники полусухой кисти для изображения шерсти.

Домашнее задание: подготовка по возможности дидактического материала. Повторение изученных на уроке понятий.

Тема 2.6        Портрет мамы. А3 Гуашь.

Двухслойная живопись.

Домашнее задание: подготовка по возможности дидактического материала. Повторение изученных на уроке понятий.

Тема 2.7        Итоговая композиция. А2, А3 Свободная тема

Используя полученные навыки, ребенок заранее выбирает тему рисунка и готовит дидактический материал.

Тема 2.8.        Просмотр работ. Подведение итогов за год.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты для дошкольников. Рисунок и живопись»:

Знание различных видов изобразительного искусства.

  1. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета).
  2. Навыки работы в разнообразных техниках: (мазка, тычка, прикладывания кисти, печатания штампами, тонировки листа поролоном, рисования пальцем и др.).
  3. Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.
  4. Навыки передачи формы предмета.
  5. Наличие творческой инициативы, зачатки понимания выразительности цветового и композиционного решения.

5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ учащихся во 2-м и 4-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за год.

По окончании предмета проводится промежуточная аттестация,  вид аттестации – зачет, оценка за который выставляется в 6-м полугодии и заносится в свидетельство об окончании предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование для дошкольников». Учащемуся предлагается выполнить сюжетную композицию на заданную тему (например, «Мой пушистый друг», «В мире сказок»). На выполнение задания отводится 4 часа. Оценка работ учащихся ставится исходя из прописанных ниже критериев.

Критерии оценки

Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается оценивать работу ребенка

 «5 (отлично)  - учащийся демонстрирует свое самостоятельное решение задачи;

4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;

 Отметка 3 (удовлетворительно)  нежелательна во избежание возможной низкой самооценки ребенка и развития в дальнейшем комплекса неполноценности.

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребенка дошкольного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок пытается воплотить свой замысел в творческой работе.

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников-иллюстраторов детских книг и народных мастеров, а также с работами учащихся отделения изобразительного искусства. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к выставочной деятельности.

Самостоятельная работа учащихся

Для лучшего усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы с третьего года обучения. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам).

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации;

- демонстрационные: натюрмортный фонд;

- аудиовизуальные: аудио-записи.

7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А. Л. Романовская. Поделки из соленого теста.

Москва. «Аст». 2007 г.

В. П. Савиных. Поделочные материалы. Справочник мастера.

Минск. ООО «Хэлтон». 1999 г.

Н. Г. Пищикова. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.

Москва. ООО «Издательство Скрипторий»  2007 г.

Ч. Барта. 200 моделей для умелых рук.

Москва. 1997 г.

М. Максимова и М. Кузьмина. Дизайнерские идеи для дома и дачи.

Москва. Эксмо. 2006г.

Х. Махмутова. Аппликация для детей.

Изд-во «Ниола-Пресс». 2008 г.

Г. Н. Давыдова. Бумагопластика.Цветочные мотивы.

Москва.. 2007 г.

Е. В. Киреева. История костюма.

Москва. Просвещение. 1976 г.

под. ред. М. А. Некрасовой. Народные мастера. Традиционные школы.

Москва. Изд-во «Изобразительное искусство». 1985 г.

Е. Артамонова. Необычные сувениры и игрушки.

 Н.М. Сокольникова. Основы живописи. – М: Титул, 2001

Л.А. Шитов. Живопись. – М: Просвещение, 1995

Ф.А. Сервер. Акварель для начинающих. – М: АСТ, 2003

Ред. С.С. Скляр. Полное руководство по рисованию. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2009

Пер.И.С. Бородычева. Полный курс рисования. – М: Астрель, 2008

Питер Станир, Терри Розенберг. Рисунок. Базовый курс. – М: Астрель, 2005

   Робин Хейзелвуд. Самоучитель по рисованию. – М: АСТ, 2007

                             Календарный план

1 класс ОРП  1 полугодие 2014-2015 уч.года

Предмет: «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»

Вторник                                                                                                          1 час

02.09.

1.1. Рисунок с использованием шаблонов. «Ёжик» А3 Цветные карандаши.

09.09.

1.1. Рисунок с использованием шаблонов. «Ёжик» А3 Цветные карандаши.

16.09.

2.1. «Фрукты» Гуашь А3

23.09.

2.1. «Фрукты» Гуашь А3

30.09.

1.2. Осенние листья. А4 Цветные карандаши.

07.10.

1.2. Осенние листья. А4 Цветные карандаши.

14.10.

2.2. «Осенний лес» Акварель А3

21.10.

2.2. «Осенний лес» Акварель А3

04.11.празд.

1.3. «Петушок» А4 Цветные карандаши.

11.11.

1.3. «Петушок» А4 Цветные карандаши.

18.11.

2.3. Композиция «Кошка на заборе» Гуашь А4

25.11.

2.3. Композиция «Кошка на заборе» Гуашь А4

02.12.

1.4. «Ёлочная веточка с игрушкой» А3 Фломастеры.

09.12.

1.4. «Ёлочная веточка с игрушкой» А3 Фломастеры.

16.12.

2.4. «Снеговик» Белая гуашь на синей пастельной бумаге. А4

23.12.

2.4. «Снеговик» Белая гуашь на синей пастельной бумаге. А4

                                    Календарный план

1 класс ОРП  1 полугодие 2013-2014 уч.года

Предмет: «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»

Среда                                                                                                        1 час

04.09.

1.1. Рисунок с использованием шаблонов. «Ёжик» А3 Цветные карандаши.

11.09.

1.1. Рисунок с использованием шаблонов. «Ёжик» А3 Цветные карандаши.

18.09.

2.1. «Фрукты» Гуашь А3

25.09.

2.1. «Фрукты» Гуашь А3

02.10.

1.2. Осенние листья. А4 Цветные карандаши.

09.10.

1.2. Осенние листья. А4 Цветные карандаши.

16.10.

2.2. «Осенний лес» Акварель А3

23.10.

2.2. «Осенний лес» Акварель А3

06.11.

1.3. «Петушок» А4 Цветные карандаши.

13.11.

1.3. «Петушок» А4 Цветные карандаши.

20.11.

2.3. Композиция «Кошка на заборе» Гуашь А4

27.11.

2.3. Композиция «Кошка на заборе» Гуашь А4

04.12.

1.4. «Ёлочная веточка с игрушкой» А3 Фломастеры.

11.12.

1.4. «Ёлочная веточка с игрушкой» А3 Фломастеры.

18.12.

2.4. «Снеговик» Белая гуашь на синей пастельной бумаге. А4

25.12.

2.4. «Снеговик» Белая гуашь на синей пастельной бумаге. А4

                         Календарный план

1 класс ОРП  2 полугодие 2013-2014 уч.года

Предмет: «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»

Среда                                                                                                         1 час

1.5. Композиция по народной сказке. А4 Цветные карандаши.

1.5. Композиция по народной сказке. А4 Цветные карандаши.

2.5. Композиция «Чьи ушки?» Акварель А3

2.5. Композиция «Чьи ушки?» Акварель А3

1.6. Открытка-поздравление к 8 марта. Смешанная техника.

1.6. Открытка-поздравление к 8 марта. Смешанная техника.

2.6. «Тортик» Гуашь А4

2.6. «Тортик» Гуашь А4

1.7. Композиция «Ночное небо» А3 Рисунок мелками на тёмной пастельной бумаге.

1.7. Композиция «Ночное небо» А3 Рисунок мелками на тёмной пастельной бумаге.

2.7. «Сирень» Акварель А4

2.7. «Сирень» Акварель А4

1.8. Композиция «Радуга»  Цветные карандаши.

1.8. Композиция «Радуга»  Цветные карандаши.

2.8. Композиция «Избушка на курьих ножках» Смешанная техника.

2.8. Композиция «Избушка на курьих ножках» Смешанная техника.

2.9. Просмотр работ. Подведение итогов за год.

                                 Календарный план

2 класс ОРП  1 полугодие 2014-2015 уч.года

Предмет: «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»

четверг                                                                                                        1 час

04.09.

1.1. Композиция «После дождя» Цветные карандаши. А4

11.09.

1.1. Композиция «После дождя» Цветные карандаши. А4

18.09.

2.1. Осенний букет. Акварель. А3

25.09.

2.1. Осенний букет. Акварель. А3

02.10.

1.2. Композиция «На птичьем дворе». Цветные карандаши. А4

09.10.

1.2. Композиция «На птичьем дворе». Цветные карандаши. А4

16.10.

2.2. Пальцевая техника. Гуашь.А3 «Зайка»

23.10.

2.2. Пальцевая техника. Гуашь.А3 «Зайка»

06.11.

1.3. Попугай. Многоцветный карандаш. А3.

13.11.

1.3. Попугай. Многоцветный карандаш. А3.

20.11.

2.3. Золотая осень. А3. Смешанная техника.

27.11.

2.3. Золотая осень. А3. Смешанная техника.

04.12.

1.4. Новогодний натюрморт. Смешанная техника.

11.12.

1.4. Новогодний натюрморт. Смешанная техника.

18.12.

2.4. Морозные узоры

25.12.

2.4. Морозные узоры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень

Основные цели  изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на :        - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...

Программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6-7 классов (базовый уровень). Разработана Зайцевой Л. П.

Программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6-7 классов (базовый уровень, фрагмент). Разработана Зайцевой Л. П....

Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.

07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы  содержание предмета, ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5-7 класс для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования

Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству создана на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского: Изобразительное искусство. Рабочие п...

Рабочая программа дополнительного образования по изобразительному искусству, для детей младшего школьного возраста.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование, для внеурочной деятельности  по изобразительному искусству. Рассчитана на детей младшего школьного возраста....

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.07 Основы учебно-исследовательской деятельности

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование базовой подготовки.Программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской дея...

рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство. Региональный компонент»

Настоящая образовательная программа МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ» по реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области изобразительного искусства «Жи...