Социальный туризм как одно из направлений социокультурной реабилитации инвалидов (Опыт ГБУ ПНИ № 16)
опыты и эксперименты на тему

Значение социального туризма для воспитанников интернатов на основании опыта ГБУ ПНИ № 16.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный туризм как одно из направлений социокультурной реабилитации  инвалидов

(Опыт ГБУ ПНИ№ 16)

   

 Одним из основных направлений комплексной реабилитации является социокультурная реабилитация инвалидов, составной частью которой является социальный туризм.

     В Федеральном законе об «Основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996г. №132-ФЗ сказано: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».

В большинстве законов различных государств этот вид туризма причисляется к приоритетным. Российский закон дает социальному туризму третью степень приоритета после внутреннего и выездного направлений туризма.

     В психоневрологическом интернате №16, где на полном государственном обеспечении проживают более 700 инвалидов в возрасте от 18 лет и старше,  большое внимание уделяется развитию социального туризма. Я – Кокорева Светлана Гурьяновна, воспитатель ГБУ ПНИ№ 16, была назначена ответственной за это направление социокультурной реабилитации. Мной был разработан проект «Социальный туризм», основная цель которого - повышение качества жизни воспитанников интерната, укрепление физического и душевного здоровья. Задачи проекта:

  1. организация свободного времени проживающих;
  2. вовлечение воспитанников интерната в активную общественную жизнь;
  3. активизиция творческого потенциала и сохранение позитивного отношения к жизни;
  4. получение новых знаний и опыта;
  5. содействие успешной адаптации воспитанников в социум.

     Специалистами были разработаны Правила поведения воспитанников психоневрологического интерната в общественных местах (театр, музей, выставочный зал и т.д.) Правила поведения в общественном транспорте.

     Проект состоит из 3 этапов:

- подготовительный

- экскурсионный

- постэкскурсионный.

      В подготовительный этап входит работа по изучению объекта экскурсии. При выборе объекта социального туризма учитываются рекомендации медицинского персонала, уровень активности участников  проекта, их состояние, возраст, доступность объекта для посещения людей с особенностями развития, пожелания воспитанников. Также изучается специальная литература по социальному туризму. Перед экскурсией музейные работники информируются об особенностях развития наших воспитанников, поэтому  экскурсии проводятся с учетом их умственного развития. Оптимальное количество человек в экскурсионной группе 14 и двое сопровождающих.

В интернате и ранее организовывались экскурсии, прогулки и выходы в театр, но в результате реализации Проекта этот процесс стал носить систематический и планомерный характер.

     Так воспитанники интерната в количестве 42 человек (3 группы)  посетили «Московский Планетарий». Большое впечатление на них произвел музей Урании, посвященный истории Планетария, развития инструментов и методов познания Вселенной. Ребята увидели глобусы Земли, Луны, Марса и Венеры. Экскурсовод интересно и доходчиво рассказал об обширной  метеоритной коллекции Планетария. Ребята посмотрели фильмы «Звезды Зимой» и «Два волшебных стеклышка», благодаря которым они получили знания о безграничном и интересном мире Вселенной, узнали истории изобретения  телескопов.

     Незабываемое впечатление осталось у наших воспитанников от посещения новой программы в Большом Московском Цирке на проспекте Вернадского «Like РАШН» (Лайк РАШН). В новой цирковой программе они смогли увидеть дрессировщиков, воздушных гимнастов, жонглеров, эквилибристов, Главную роль в спектакле исполнял знаменитый клоун из Италии Дэвид Ларибле. Вместе с другими зрителями они «побывали» на Красной площади, в аэропорту, деревне и Большом театре. Ребятам очень понравились дрессированные животные: лошади, верблюды, питоны, крокодилы. Представление ребятам очень понравилось и запомнится надолго.

     Наши воспитанники любят посещать  музеи. В силу своего социального положения и ограничения возможностей, люди с особенностями развития являются даже более благодарными посетителями музеев, чем обычные экскурсанты.

     Посещение музея для них – праздник,  выход в люди, возможность получить информацию, свежие впечатления, эстетическое удовольствие.

 Знакомясь с экспозицией музея, слушая экскурсовода, присматриваясь к другим посетителям музея, они получают бесценную возможность общения, обмена впечатлениями, возможность своего культурного развития.

     В 2014 году исполнилось 200 лет со дня рождения великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, дом-музей которого посетили в феврале 2015 года воспитанники нашего интерната. Наши воспитанники узнали об укладе семьи,  людях, окружавших Лермонтова в то время, интересах и увлечениях, напряженной творческой жизни поэта. Ознакомились с раритетами музея – книгами с автографами Лермонтова, изданиями с первыми публикациями юного поэта, его картинами, рисунками, знаменитым автопортретом, семейными портретами. По дороге в интернат ребята вспоминали и читали стихи М.Ю. Лермонтова, в том числе отрывки из поэмы «Бородино».

   Очень интересны для посещения небольшие («камерные» музеи), так мы побывали в музее «Русские валенки». Из рассказа экскурсовода ребята узнали о методах и орудиях ручного валяния мастерами-умельцами. Удивились тому, что опытный мастер может свалять валенки из готовой шерсти за 5-6 часов. Нам продемонстрировали инструменты, использовавшиеся при ручном валянии валенок: от ножниц для овечьей шерсти и гребенок для чесания шерсти до ручной машины для подготовки шерстяного полотна.

     Для воспитанников со средним и низким уровнем активности очень интересной оказалась костюмированная экскурсия в необычный музей – музей самого правдивого человека на свете – барона Мюнхгаузена. Наши ребята узнали, что   барон Мюнхгаузен - это не вымышленный персонаж, а реально живший человек, потомок знатного рода Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен. Ребята увидели макет дома в поместье Боденвердер, где под звуки музыкальной шкатулки на втором этаже сидит тот самый Мюнхгаузен.  Услышали звук замерзшего рожка, увидели «бешеную шубу», примерили шляпу Мюнхгаузена. На память об экскурсии каждому подарили открытку с портретом барона Мюнхгаузена. Экскурсия ребятам очень понравилась. На обратном пути была проведена викторина среди ребят с целью закрепления информации о  Бароне Мюнхгаузене.

   Кроме вышеназванных экскурсий мы с нашими ребятами побывали в музее – усадьбе «Царицыно», увидели Большой Дворец и побывали в Оранжереях, в музее «П.И. Чайковский и Москва», «Музее Великой Отечественной Войны», музее «Огни Москвы», в музее «Кочевой культуры».  

     В проекте «Социальный туризм» использовалась также методика зоотерапии. Лечебный эффект от общения с животными был известен еще со времен Гиппократа. Общение с животными в настоящее время используется для лечения таких сложных заболеваний как ДЦП, аутизм, гиперактивность, сердечно-сосудистые заболевания. Людям с психическими проблемами важно погладить животное, ощутить их тепло. Контакт с «братьями меньшими действует на них это успокаивающе. С этой целью побывали наши воспитанники в контактном зоопарке «Зверюшки как игрушки», где узнали о повадках животных, смогли их погладить, а затем и нарисовать вместе с замечательными экскурсоводами.

     В своей работе мы используем не только реабилитацию музейными средствами, но и театротерапию.

     Так, мы побывали с ребятами в Московском театре Юного Зрителя на спектакле «Романтики». Наши воспитанники с интересом наблюдали за  историей двух 17- летних влюбленных, сопереживали им. Очень понравился нашим воспитанникам мюзикл «Жизнь и приключения Оливера Твиста» в театре Н. Сац.

     Реализация проекта подтвердила свою целесообразность. Методические подходы, применяемые при реализации проекта, способствовали повышению уровня жизни наших воспитанников. Реализация Проекта «Социальный туризм» содействует социальной интеграции людей с ограниченными возможностями в современное общество.

     Ребята стали увереннее в себе, их кругозор стал шире. Перед экскурсией проводится беседа с воспитанниками: куда едем, краткая история музея, инструктаж по технике безопасности. После посещения музея ребята еще больше интересуются историей страны, просят показать фильмы или интересуются книгами об объекте экскурсии.

     Следует отметить, что все вышеуказанные мероприятия были организованы по договоренности с учреждениями культуры на благотворительной основе. Хочется сказать огромное спасибо руководителям, экскурсоводам и работникам учреждений за чуткость, внимательность, доброту  к нашим воспитанникам.

       

Литература:

Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих; ИСР. – М.,1996

Социокультурная реабилитация инвалидов: Метод. рекомендации/  М-во труда и соц. Развития РФ; Рос. Ин-т культурологи М-ва культуры РФ.-М.,2002.-144 с.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие.-3-е изд.-М., 20022004.-340с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида

Представлены Рекомендации по формированию индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида....

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, ВЫДАВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ПОРЯДКА ИХ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ

Ниже представлен ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, ВЫДАВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМ...

Реабилитация инвалидов

«Реабилитация инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями, лиц из группы социального риска, пожилых и престарелых людей.»...

Медицинская и социальная реабилитация инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска.

Инвалиды составляют особую категорию населения, численность которой постоянно увеличивается. Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной важности...

Теоретическое обоснование реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры

АННОТАЦИЯВ статье рассматриваются повышение физических возможностей студентов-инвалидов посредством адаптивной физической культурой.КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВАИнвалидность,  адаптивная физическая культу...

«Работа тьютора в процессе профессиональной реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья»

Целью деятельности тьютора является, оказание нуждающимся в помощи обучающимся, имеющим проблемы в обучении, а также социализации и интеграции в коллектив. Сопровождать – значит «следовать...