Методическая разработка занятия по росписи "Гжель"
методическая разработка по теме

Каминская Ирина Михайловна

РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ ПРОГРАММЫ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ» НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ –

НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ "ГЖЕЛЬ"





Образцы работ обучающихся на факультативном занятии "Гжель":
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ ПРОГРАММЫ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ» НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ – НАРОДНЫЙ

ПРОМЫСЕЛ ГЖЕЛЬ

Разработал преподаватель технологии – Каминская И.М.

Санкт-Петербург.
2015г.

1. Введение.

2. ГЛАВА 1. Организационные мероприятия.

   2.1. Цели и задачи занятий.

   2.2.  Формирование учебной группы, её психолого-педагогический портрет.

   2.3.  Система обучения на занятиях по росписи гжель.

   2.4.  Форма занятий.

   2.5.  Методы обучения

   2.6.  Объект труда.

   2.7.  Методические рекомендации для преподавателя.

3. ГЛАВА 2. Методическая часть.

   3.1. Разработка учебно-тематического плана занятий.

   3.2. Календарно-перспективный план занятий.

   3.3. План-конспект  урока № 9.

   3.4. Инструкционно-технологическая карта.

   3.5. Смета затрат и каналы обеспечения необходимыми инструментами,            

          материалами для проведения занятий.

   3.6. План помещения для занятий.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

6. ПРИЛОЖЕНИЕ.

    6.1. Иллюстрации организации рабочего места.

    6.2. Фотографии объектов труда.

Введение.

Гжель - уникальный русский народный промысел. Гжель занимает особое место среди многочисленных центров народных промыслов. Изделия из фарфора и майолики, создаваемые гжельскими мастерами, получили всеобщее признание не только в нашей стране , но и за рубежом.

Данная курсовая работа создана с целью приобщения подростков к русской национальной культуре. Дети ,сами расписывая изделия, будут видеть и понимать всю красоту этого удивительного вида декоративно-прикладного искусства гжель.

Гжель - это колыбель русской керамики с более чем шестивековой историей. Старинный гончарный район Гжель, возник в 50 верстах от Москвы еще в XIV веке. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не всё население почти трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более что и в топливе недостатка не было – вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь». Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. У Гжели собственный стиль – орнамент на белом фоне: синие и голубые узоры и цветы. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Символично, что уже в XIX в. слова «Гжель» и «Русская народная керамика» стали в значительной мере синонимами. Майолика. Основное отличие майолики от гжели – в ее многоцветии. Гжельцы изготовливали из майолики почти весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины. Иногда это были глиняные изделия, только политые белой эмалью, без росписи, но они ценились за белизну и гигиеничность. Однако потребность в нарядных, ярких художественных изделиях всегда жила в народе. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить яркими красками. Так появились в Гжели цветные сосуды для кваса, браги, пива, получившие впоследствии название квасников и кумганов, декоративные настенные блюда, кувшины в виде двуглавых орлов, оригинальные чернильницы. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика сегодня известны не только в России, но и за ее пределами. Сегодня Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукция "Гжели" пользуется устойчивым спросом на Российском и международном рынке.

2.1.                   Цели и задачи занятий.

Целью этого модуля программы является способствование формирования у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства, получение школьниками представления о русском народном промысле гжель.

Основные задачи модуля: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться материалами, инструментами при выполнении росписи гжель, ценить красоту, развить творческое мышление.

Эти задачи будут осуществляться через знакомство с произведениями талантливых мастеров и художников народного промысла, через практические занятия по выполнению  как отдельных элементов росписи так и в комплексе композиционных решений. Большое значение будут иметь выставки работ учащихся, обсуждение их работ.

Общественное значение результатов декоративно – прикладной деятельности

школьников играют определяющую роль в их воспитании.

При выполнении практических работ – росписи гжель, кроме освоения технологических приёмов будут включаться решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

 2.2.                  Моделирование учебной группы.

Учебная группа факультативного занятия - народный промысел гжель будет формироваться из школьников 8 класса. Это подростки 15-16 лет. В этом возрасте идёт процесс самоутверждения в социуме. Одним из способов самоутверждения может быть обладание неординарными способностями, умениями, которые, в свою очередь, приобретаются в практической деятельности. Эти умения могут быть приобретены учащимися на факультативном занятии гжель.

 Количество обучающихся в группе 15 человек. Желающие осваивать роспись гжель должны быть учащиеся, обладающие художественными способностями.

На занятиях дети будут развивать эти способности, формируя умения и навыки росписи гжель.

 Как правило, дети, обладающие художественными способностями равнополушарные, либо правополушарные.

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную - осязательную). При этом правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.


Левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова "эврика!"), параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление.

Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов – композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. – "правополушарные" люди.

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать что-либо связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования.

Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

В группе, где преобладают ученики правополушарного типа, вне зависимости от учебных предпочтений учителя, любая деятельность превращается в синтетическую. В этом случае левополушарные дети попадают в группу риска. Напротив, в группе с преобладанием левополушарных учащихся дети правополушарного типа мышления «вязнут» в деталях, особенно если учитель также относится к аналитическому типу, а учебный план имеет абстрактно-линейный характер.
Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.

Итог учебной работы обычно сводится к оценке. Учитель оценивает грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик же надеется, что оценят не только итог, но и его усилия.
Учителю необходимо учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки.

Любой педагогический процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, от их типа функциональной организации мозга.
Оценки учителей с разным типом функциональной асимметрии полушарий значительно расходятся для 74% мальчиков и для 50% девочек. Это так называемый закон нейропсихологического соответствия учителя и ученика.
Левополушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает детей своего типа, правополушарный и равнополушарный учитель в 73% случаев дает положительную оценку детям своего типа. Для учителя главным является его способность научить ребенка по своей методике: «Люблю того, кого умею научить». Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего. В результате этого ребенок, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет свое поведение: становится пассивным, капризным, раздражительным, нестарательным и т.д.

Учебную группу следует продиагностировать с помощью тестов на  доминирующую полушарность и обязательно учитывать это в процессе занятий

2.3.        Система обучения на занятиях по росписи гжель.

Под термином «система» мы будем понимать дидактическую категорию, предполагающее единство содержения, методов и организации обучения. Определяющую структуру и последовательность изучения учебного материала с целью овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками в определённом виде деятельности. При этом, естественно, подразумевается развитие и воспитание учащихся.

В факультативном занятии народный промысел гжель применяется приёмо –

комплексная система обучения. Первоначально учащиеся получают знания, умения, навыки необходимые для выполнения росписи составления композиции из простейших элементов геометрического и растительного орнамента, далее из более сложных. В итоге ,в комплексе учащиеся применяют все ранее полученные знания, умения и навыки и самостоятельно расписывают изделие: сырную доску, блюдо, кафельную плитку.    

2.4.                            Форма организации обучения.

В современной педагогике различают формы обучения и формы организации обучения. Формы обучения – это виды взаимодействия учащихся в учебных группах, микрогруппах, отдельных учащихся между собой и с преподавателем в рамках того или иного вида занятия (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная).

Основные признаки формы организации обучения: пространственно-временная определённость (режим занятия, место проведения занятия, состав учащихся);последовательность этапов работы или структура занятия; степень самостоятельности учащихся, дидактическая цель занятия.

Формы организации обучения способствуют реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функций педагогического процесса. Наряду с этим, они выполняют и специфические функции: интегративную, коммуникативную и управленческую.

Суть интегративной функции состоит в том, что благодаря форме организации обучения цели, содержание, методы и средства обучения приобретают признаки системности, становятся доступными для восприятия как завершённая целостная еденица взаимодействия педагога и учащихся.

Организация общения в учебном процессе – это вторая специфическая функция формы организации обучения, от которой прежде всего зависит степень активности и характер общения учащихся с педагогом и друг другом.

Третьей существенной функцией формы организации обучения является управленческая, означающая, что она может рассматриваться как средство управления обучением. Воспитанием и развитием учащегося и одновременно в качестве средства подготовки учащихся к управленческой деятельности. Эта функция обусловлена тем, что форма синтезирует, наряду с содержанием, представленным в учебниках, ещё и те знания, носителем которых является динамическая социокультурная среда.

Существуют различные классификации форм организации обучения, отличающиеся по тому, какие критерии лежат в их основе: число учащихся, дидактическая цель. Вид деятельности, доминирующая функция, место учёбы, продолжительность занятий.

Форма организации факультативного занятия – народный промысел гжель

сегментная.

Преподаватель самостоятельно готовит и проводит занятия.

Для того, чтобы учащиеся наиболее успешно овладевали знаниями, умениями и навыками по росписи гжель, целесообразно при теоретическом обучении использовать фронтальную форму обучения. На практических занятиях целесообразно использовать групповую и индивидуальную форму обучения.

Занятия по росписи гжель будут проводиться 1 раз в неделю (после уроков общеобразовательного цикла). Продолжительность 1-го занятия 2 часа.

Всего 14 занятий.

2.5.                                     Методы обучения.

 

Метод (от греческого metohodos) « путь», «способ поведения» . Под методом обучения мы будем понимать систематически применяемый способ работы мастера с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные, художественные, творческие способности и интересы. Овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

Выбор конкретных методов и их сочетание должны быть соотнесены со следующими реалиями:

       - цели данного занятия;

       - особенности содержания изучаемой темы;

       - возможности педагога - мастера и уровень развития группы;

       - условия обучения.

Методы обучения классифицируются по трём группам:

       - словесные;

       - наглядные;

       - практические.

             Методы обучения на занятиях народный промысел гжель.

          словесные

           наглядные

          практические

Устное изложение:

Рассказ о народном промысле гжель, об исто-

рии развития промысла.

 Объяснение закономер-

ностей росписи гжель.

Беседа с учащимися по

пройденному материалу

предыдущих занятий по

росписи гжель.

Письменное инструктирование по каждому практическому

занятию.

Демонстрация нагляд –

ых пособий:

плакаты, иллюстрации с

изображением изделий

с росписью гжель.

Мультимедийные презентации по росписи гжель.

Натуральные образцы

изделий с росписью.

Материалы, инструмен-

ты, приспособления для

выполнения росписи

гжель.

Трудовые приёмы:

Рабочая поза.

Организация рабочего

места: размещение ма-

териалов, инструментов,

приспособлений.

Характер рабочих

Движений:

скорость, сила, темп и

ритм, координация, точность, пластичность

и ловкость при выполне-

нии росписи.

Отдельную специфическую группу составляют методы проверки знаний,

умений и навыков.

         Методы контроля                    

                       

-Текущие наблюдения.                                           Самоконтроль учащихся

-Устный опрос.                                                          

-Выполнение и анализ                                            Диагностика выполнения

 проверочных практических                                   учебных работ и произво-

 заданий.                                                                    дительности труда

-Выполнение контрольных                                     обучающихся росписи гжель.

 комплексных работ по росписи

2.6.       Объект труда на занятиях народный промысел гжель.

Изделия из керамики издавна используются в быту у человека. Много веков человечество художественно оформляет керамические изделия разными способами, тем самым украшая свои жилища. Художественно оформленные изделия несут не только практическое назначение, но и декоративное. Одним из способов декорирования керамики является роспись гжель.

Объект труда факультативного занятия народный промысел гжель  должен удовлетворять определённым требованиям. Для того, чтобы

научить учащихся первоначальным приёмам росписи гжель, нельзя для обучения использовать изделия сложной конфигурации.

Для знакомства с росписью гжель, для усвоения простейших видов растительного и геометрического орнаментов росписи гжель целесообразно будет использовать плоские формы расписываемых изделий: кафельная плитка, блюдо, сырная доска.    

Сырная доска не керамическое изделие, но её можно использовать как альтернативное решение – плоская форма для обучения простейшим приёмам росписи гжель, при условии огрунтовки поверхности белой эмалью.

                                                                                                                 

                             

2.7.        Методические рекомендации для преподавателя.

Для того  чтобы учащиеся успешно овладевали приёмами росписи, нарабатывали умения и навыки, преподаватель факультативного занятия гжель должен обладать следующими качествами.

  1. Преподаватель должен иметь художественное образование, так как только знающий закономерности построения композиции может передать эти знания учащимся. Также главное условие обучения – это демонстрация каждого приёма росписи, начиная от простейших элементов и заканчивая композиционными решениями. Без специальной художественной подготовки демонстрация приёмов росписи невозможна.
  2. это психологический аспект. Так как на занятиях будут обучаться подростки 15 – 16 лет. Это так называемый трудный возраст. Преподаватель должен обладать сильными волевыми качествами  характера, уметь чётко и грамотно организовать урок, тем самым обеспечить вызов определённого поведения учащихся и проявления их деловых и нравственных качеств путём выражения норм поведения в личных отношениях педагога с учащимися, в общении с ними.

3.                              Глава 2.

3.1. Учебно-тематическое планирование.

Составление тематического плана - сложная и ответственная работа. Независимо от формы плана необходимо учитывать следующие моменты.

Учебная программа для конкретной группы распределяется по темам, подтемам, которые в свою очередь делятся на занятия. Это несложно сделать, так как в программе указаны часы, а при известном количестве занятий в неделю происходит чёткое распределение по месяцам и полугодиям.

При планировании необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, то есть должна быть целостная система.

Тема занятий заполняется по одному конкретному уроку. Она определяет основные вопросы, подлежащие изучению, или основные трудовые приёмы, которые предстоит усвоить учащимся.

Наиболее существенным при перспективном планировании является определение круга практических действий учащихся в процессе групповых упражнений или самостоятельной работой.

 

От намеченного объекта труда в схеме перспективного планирования лучами расходятся взаимосвязанные вопросы: сортамент материала заготовки, расход на единицу, расход на группу, потребность в инструментах общего пользования.

Здесь же можно наметить степень технологического обеспечения каждого занятия.

Опыт и практика показывают целесообразность перспективного планирования резервных (заменяемых) объектов труда. Если мастер заблаговременно знает, какое изделие будут выполнять учащиеся, то он имеет долгосрочную возможность изготовить эталонный образец, необходимый для показа на занятии, подготовить требуемую техническую документацию, продумать и апробировать технологическую последовательность изготовления.  

Учебно – тематический план факультативного  занятия народный промысел гжель для школьников 8 класса.

Цель:

- Ознакомить с промыслом, традициями, условиями труда, инструментами, технологией производства.

- Научить простейшим приёмам росписи, наложению мазка.

- Познакомить с растительным и геометрическим орнаментами росписи гжель.

п/п

                            Темы занятий

Количество часов

теория

практика

  1

   2

   3

                        Вводное занятие.

Знакомство с гжельским промыслом, художниками

и производством.  Просмотр фильмов, слайдов.

                     Организация труда.

Ознакомление с условиями труда, рабочим местом,

набором кистей, инструментом, красками, разбавителями красок, техникой безопасности. Требования профессии к человеку. Профессиональ-

ные заболевания.

Выполнение профессиональной пробы 1-го уровня

Основные приёмы наложения мазка, точки, завитка.

Знакомство с основами композиции.

Отработка простейшего геометрического орнамента

Отработка простейшего растительного орнамента.

    2

     2  

     3                                    

     17

  №

 п/п

                            Темы занятий

Количество часов

теория

практика

   4

    5

Выполнение контрольного задания для 1-го уровня

Самостоятельно расписать сырную доску на основе полученных навыков росписи и составления компо-

зиции.

   Анализ выполнения контрольного задания.

Краткий выбор выполненных приёмов, освоенных элементов геометрического и растительного орна-

ментов. Правильность составления композиции с

учётом формы изделия. Индивидуальность работ.

Отбор для прохождения 2-го уровня профессиональ-

ной пробы.

    -

     -

     2

      2

                                          Итого  часов

            28

Выполнение профессиональной пробы

     Технологический

          компонент

     Ситуативный

      компонент

     Функциональный

      компонент

               

  Основные приёмы наложения мазка , точки, завитка.

                           Знакомство с приёмами композиции.

Задание.

 Освоить приёмы наложе-

ния мазка, точки, завитка.

Задание.

Расписать простой гжель-

ский цветок, состоящий

из мазков, с которыми оз-

накомились.

Задание.

Роспись на блюде.

 Условие.

Наложение мазка выпол-

няется мастером – нас-

тавником, после чего учащемуся предлагается

повторить показанный

приём.

Результат.

Задание считается выпол-

ненным , если компози-

ция соответствует форме

изделия.

Условие.

Выполнение росписи

простых цветков с учё-

том вариативности.

Результат.

Задание считается выпол-

ненным, если проявляет-

ся фантазия и разные варианты росписи.

Условие.

Самостоятельно соста -

вить композицию рос –

писи и выполнить её.

Результат.

Задание считается выпол-

ненным, если компози-

ция соответствует форме

изделия.

                Отработка простейшего геометрического орнамента

Задание.

Освоить элементы геомет-

рического орнамента:

тонкая сплошная линия,

орнамент из тонких ли-

ний, сеточка, точечные и

штриховые заполнения

её, капелька, усики, спи-

ралевидные завитки, рос-

черки, отводки.

Условие.

Наложение элементов геометрического орна-

мента выполняется нас-

тавником, после чего

учащемуся предлагается

повторить показанные

приёмы.

 Задание.

Составить композицию

геометрического орна –

мента.

Условие.

Использовать знакомые

элементы геометрическо-

го орнамента.

 Задание.

Расписать блюдце, кафельную плитку, используя элементы геометрического орна-

мента.

Условие.

Самостоятельно офор –

мить поверхность блюд-

ца либо кафельной плит-

ки с учётом 1-ой профес-

сиональной пробы и элементов геометричес-

кого орнамента.

Результат.

задание считается выпол-

ненным, если элементы

выполнены чётко.

Результат.

Задание считается выпол – ненным, если орнамент

составлен правильно,

выдержана композиция и

использованы необходи –

мые элементы росписи

с учётом вариативности.

Результат.

Задание считается вы –

полненным, если композиция соответствует форме   изделия и выполнена с

 учётом вариативности.

                    Отработка простейшего растительного орнамента.

Задание.

Освоить элементы рас –

тительного орнамента:

роза (любимый цветок

гжельских мастеров, изу-

чение росписи разных

приёмов изображения ро-

зы: роза Дунашёвой, Оку-

ловой, Федотова, Аваро –

вой  и др.), веточка, лис –

тья, ёлочка, бутон цветка,

колосок.

Условие.

Элементы растительного

орнамента демонстриру – ются наставником, затем

выполняются учащимися.

       

Результат.

задание считается выпол-

ненным, если элементы

выполнены правильно.

Задание.

Составить композицию

на тему «Сказочный

цветок» с учётом вариа-

тивности.

Условие.

Использовать освоенные  

элементы растительного

с учётом вариативности.

Результат.

Задание считается выпол-

ненным, если «Сказочный

цветок» композиционно завершён с учётом вариа-

тивности.

Задание.

Роспись сырной доски

либо кафельной плитки.

Условие.

Самостоятельно офор –

мить поверхность из –

делия с учётом исполь –

зования элементов рас –

тительного орнамента.

Результат.

Задание считается вы –

полненным, если ком –

позиция соответствует

форме изделия с учётом вариативности.

Поурочный план факультативного занятия народный помысел гжель

                                   для школьников 8 класса.

№ темы

Название темы урока.

Кол –во

часов.

   1.

   2.

   3.

   4.

   5.

   6.

   7.

   8.

   9.

   10.

   11.

   12.

   13.

   

   14.

 Водное занятие. Знакомство с гжельским промыслом.

 Организация труда.

 Знакомство с основами композиции. Освоение приёмов              выполнения точки, завитка, мазка.

 Выполнение росписи простых гжельских цветов.

 Составление композиции из усвоенных элементов, рос –

  пись блюдца, кафельной плитки.

 Основы композиции простого геометрического орнамен-

 та. Отработка элементов: тонкая линия, сеточка, штрихо-

вые и точечные заполнения сетки.

Отработка геометрических элементов: капелька, усики, завитки, росчерки, отводки.

 

Составление композиции из усвоенных элементов. Рос –

 пись изделия.

 

Основы композиции растительного орнамента. Отработ -     ка растительного элемента – цветок.

Отработка растительных элементов: бутон цветка, лист.

Отработка растительных элементов: веточка, ёлочка,

  колосок.

Составление композиции «сказочный цветок» из растительных элементов. Роспись изделия.

Контрольное задание. Роспись изделия на основе полу -ченных навыков росписи и составления композиции.

Анализ выполнения контрольного задания, отбор для прохождения 2-го уровня профессиональной пробы.

    2

    2

    2

     2

     2

     2

     2

     2

     2

 

     2

     2

     2

     2

     2

                      Итого 14 занятий по 2 часа. Всего 28 часов.

3.2                         Перспективно – календарный план.

\

  № урока

             

                  Тема урока

                   

                    Цели урока

        9

Основы композиции раститель-

ного орнамента. Отработка растительного элемента – цветок.

Сформировать у учащихся знания по основам композиции росписи гжель

растительного орнамента.

Сформировать у учащихся умения, на-

выки по росписи растительных элемен

тов.

Развить творческие и художественные способности.

 

                                       

                                              Содержание

                                    Теоретическое занятие  1 час.

Объяснить учащимся закономерности построения композиции растительного орнамента росписи гжель (композиции

букет, венок, гирлянда).

Демонстрация образцов росписи растительного орнамента.

Демонстрация цветных ксерокопий фотографий с изделиями росписи гжель растительного характера.

                              Практическое занятие  1  час.

Освоить элементы растительного орнамента:

роза (любимый цветок гжельских мастеров,

 изучение росписи разных приёмов изобра-

жения розы: роза Дунашёвой, Окуловой, Федотова, Аваровой  и др.)

                                        Эскиз

                 

                   

                     Материал, необходимый для росписи (на 1 урок)

1. Масляная художественная

краска в тубе (90 г.)

белила

голубая ФЦ.

  1. Пинен №3 или№4 (разбавитель) 100 мл.

              Расход материала

На 1 человека

На всю группу

2 г. - Белила

3 г. - Голубая Ф.Ц.

10 мл. -  пинен

З0 г.

45 г.

150 мл.

Необходимые инструменты, приспособления для росписи.

       Наглядные пособия

Межпредметные

          связи

 Кисти – белка наборные,№0,

 №3, №6.

  Подставка под кисти.

 Мастихин или шпатель.

 Палитра (кусок стекла или

             кафельная плитка).

 Стеклянная баночка для  

           пинена с водой.

 Тряпочка для вытирания

            кистей.

   Натуральные образцы  

     изделий.

   Цветные иллюстрации

   натуральных образцов

    изделий.

   Компьюторная презентация

    по росписи гжель.

Черчение,

Рисование,

Химия,

Основы безопасности жизнедеятельности.

3.3. Инструкционно – технологическая карта для урока №9.

       операция

            пояснение

материалы

Инструменты

приспособления

1.Из тюбиков с красками выдавить на палитру немного белил и голубой фц.

2. Разбавить краски.

3. Размешать краски до нужной консистенции.

4. Смешать вместе белую и синюю краски.

5. Набрать краску на кисть.

На палитре краски должны находиться на расстоянии друг от друга, чтобы не произошло случайного смешивания.

При помощи мастихина или специального шпателя добавить пинен в краску.

Краски по отдельности нужно размешивать до

однородной пастообразной (жидкая сметана) консистенции.

В отдельном месте на палитре путем смешивания белой и голубой краски получаем нужный по тональности цвет (светло-голубой или тёмно-голубой).

Краска должна распределиться по кисти определённым образом: убывая по насыщенности от одного края кисти до другого, чтобы при выполнении мазка создавался плавный переход от тёмного тона к светлому.

Художественные

масляные краски:

белила и голубая фц.

Пинен №3,№4.

Худ. масл. краски (белила, голубая ).

Пинен №3,№4.

Худ. масл. краски (белила, голубая ).

Художественные

масляные краски:

белила и голубая фц.

Художественные

масляные краски:

белила и голубая фц.

Палитра:

стекло либо кафельная плитка.

Мастихин, специальный шпатель, палитра, баночка под пинен.

Мастихин, специальный шпатель, палитра,тряпочка для вытирания мастихина.

Мастихин, специальный шпатель, палитра,тряпочка для вытирания мастихина.

Кисть – наборная, белка

№3,№6,подставка под кисти.

 

6. Выполнить мазки на рабочей поверхности (кафельная плитка ), формируя из них цветок.

7.Доработка цветка.

После выполнения 2-4 мазков кисть помыть в пинене и обтереть об тряпочку.

Выполняется тонкой кистью для завершённости вида.

(усики, точки, капельки, решётка ).

Пинен №3,№4.

Худ. масл. краски (белила, голубая ).

Пинен №3,№4.

Худ. масл. краски (белила, голубая ).

Палитра, баночка под пинен, кисти наборные из белки, подставка под кисти, тряпочка.

Палитра, баночка под пинен, кисти наборные из белки, подставка под кисти, тряпочка.

  1.                         План – конспект  урока.

Тема урока

 Действия учителя

время

  Действия учащихся

Основы композиции растительного орнамента.

Отработка растительного элемента – цветок.

  1. Организационная часть.

Приветствие. Проверка учащихся по списку.

3 мин.

Готовят инструменты, материалы к занятию.

2. Водный инструктаж.

2.1.Беседа с учащимися по теме предыдущего урока. Вспомнить об основах композиции геометрического орнамента росписи гжель.

2.2. Опрос учащихся:

   - Основные элементы геометрического орнамента.

57 мин.

(3)

(4)

Учащиеся беседуют с педагогом по теме предыдущего урока.

Отвечают на вопросы.

    - Композиционные решения геометрического орнамента.

 

2.3 Введение в тему:

- Рассказать и показать иллюстрации росписи с основным растительным элементом «роза» знаменитых гжельских мастеров Дунашёвой, Окуловой, Федотовой, Аваровой.

- Показать компьютерную презентацию по теме занятий.

- Объяснить основы

композиции растительного характера.

- Показать натуральные образцы изделий с росписью растительного характера.

- Продемонстрировать трудовые приёмы (с объяснениями):

    - размешивание краски на

    палитре.

    - набирание краски на кисть.

    - выполнение отдельных

    мазков.

    - выполнение растительных

    элементов (цветок разных

     приёмов изображения).

(20)

(30)

Учащиеся  слушают педагога, смотрят наглядные пособия, таким образом усваивают информацию, делают для себя определённые выводы.

Учащиеся наблюдают за выполнением трудовых приёмов педагогом, усваивают информацию.

3. Текущий инструктаж.

Преподаватель выполняет обходы рабочих мест:

  - Консультирует

    Индивидуально.

  - Следит за выполнением

     охраны труда.

  - следит за чёткостью и

     аккуратностью исполнения

     приёмов (правильностью

50 мин

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнения по наложению отдельных мазков. Выполняют самостоятельную работу:

выполнение растительного элемента росписи гжель.

 исполнения приёмов )

   - помогает преодолеть

    трудности в работе, найти

  решение путей исправления

    ошибок.

   - следит за правильной организацией рабочего места.

  1. Заключительный

инструктаж.

Подведение итогов занятия.

Обсуждение работ.

Домашнее задание: наброски

композиции растительного характера.

10 мин

Участвуют в обсуждении работ, в подведении итогов занятия.

Уборка рабочих мест, материалов и

инструментов.

                                   Итого:

2 часа

  1. Список используемой литературы.

Настольная книга мастера профессионального обучения, Г.И. Кругликов, М.:

Изд-во Академа 2006 г.

Психология развития человека: Учебн. Пособие / Е. Е Сапогова – М.: Аспект

Пресс 2001. – 460 с.

Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профес-

сиональное образование», 1997. – 512 с.

Программы общеобразовательных учреждений: учебное издание / Чистякова С. Н., Холодная М. Н., Шалавина Т. И. – М.: Издательство «Просвещение» 2006 г.

Программы общеобразовательных учреждений, технология трудовое обучение: учебное издание / Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко – М.:

Изд-во «Просвещение» 2006 г.

















Предварительный просмотр:

                Организация рабочего места для росписи гжель.

      Для росписи потребуется:

  1. Художественные краски:                      

     белила и голубая фц.

             

  1. Разбавитель – пинен и стеклянная баночка под пинен.

                   

В баночку наливают ¾ части воды и ¼ части разбавителя. Это очень удобно в работе , так как грязный пинен под силой тяжести будеь падать на дно ( там где вода ) и очищаться. А мы его по мере использования будем подливать в баночку.

  1. Мастихин или специальный шпатель.

  1. Кисти из белки наборные и подставка под кисти. Подставку можно изготовить из небольшого кусочка картона.

  1. Палитра для размешивания красок и тряпочка для обтиания кистей и шпателя – мастехина.

В качестве палитры можно использовать кафельную плитку либо прямоугольный кусок стекла. Тряпочка должна быть из хорошо впитывающего материала.

Подготовленное рабочее место для факультативного занятия Народный промысел гжель.

Урок № 9:

Выполнение  растительных элементов росписи: цветок, листик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»

Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".

Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....

Методическая разработка занятия "Опыт разработки открытого урока на примере спецдисциплины"

Данная методическая разработка урока по дисциплине "Основы материаловедения"Общепрофессиональный цикл подготовки по профессии программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)...

Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт

Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок».  Учебное занятие предполагает дальнейш...