Методические указания для студента
методическая разработка на тему

Костина Анна Анатольевна

Методические указания определяютцель, задачи и конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной педагогической практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_po_pp_pm.03_kostina_a.a.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО СГКСТД

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна»

Методические рекомендации

по организации и прохождению

производственной педагогической практики

по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы  (по видам)

по ПМ 03 Педагогическая деятельность

Самара, 2015


МР 03.2015

Костина А.А. Методические рекомендации по организации и прохождению производственной педагогической практики по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) по ПМ 03 Педагогическая деятельность

Самара: ГБОУ СПО СГКСТД, 2015 г.

Методические рекомендации определяют цель и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной педагогической  практики  студентами по ПМ 03 Педагогическая деятельность, а также  содержат требования по подготовке отчета по практике.

Методические рекомендации адресованы студентам очной формы обучения.

Рецензент:  Маслакова Ирина Александровна, директор городской общественной организации «Творческий союз художников и мастеров декоративно-прикладного искусства «Палитра»

Рекомендовано к изданию методическим Советом ГБОУ СПО СГКСТД

© ГБОУ СПО СГКСТД, 2015

Тираж: 12 экз.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

4

1.

Цели и задачи практики

5

2.

Содержание практики

6

3.

Обязанности участников практики

8

4.

Требования к оформлению отчета

11

5.

Требования к содержанию отчета

13

Приложение 1.

Титульный лист отчета по практике

15

Приложение 2.

Внутренняя опись

16

Приложение 3.

Индивидуальный план прохождения практики

17

Приложения 4

Краткое содержание отчета

19

Приложение 5

Форма учебного занятий

Приложение 6

Анализ учебных занятий


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Производственная педагогическая практика ПП 03 является составной частью профессионального модуля ПМ 03 Педагогическая деятельность, программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам).

Требования к содержанию практики представлены:

- федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам);

- учебным планом по специальности и рабочими программами профессионального модуля ПМ 03 и производственной практики ПП 03 по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам);

  •  потребностями образовательных организаций среднего общего и дополнительного образования в педагогических кадрах предметных областей «Искусство», «Технология»;
  • настоящими методическими рекомендациями.

Прохождение производственной педагогической практики является обязательным условием обучения. Студенты, не прошедшие производственную педагогическую практику к сдаче экзамена (квалификационного) не допускаются.

Настоящие методические рекомендации определяют цели и задачи, конкретное содержание заданий по практике, особенности организации и порядок прохождения производственной практики,  а также содержат требования по подготовке отчета по практике. Консультации по практике проводятся его руководителем по установленному графику.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Целью практики является формирование профессиональных компетенций  по основному виду профессиональной деятельности – педагогическая деятельность.

Задачи:

- передача обучаемым основных художественно-технических приемов художественного и исполнительского мастерства;

- разработка учебных занятий, в том числе методического обеспечения;

- анализ и самоанализ педагогической деятельности.

Практика может быть организована в учреждениях дополнительного образования, детских художественных школах, детских школах искусств, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

ВАЖНО! С момента зачисления практикантов на рабочие места на время прохождения практики на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии или организации!

Формирование профессиональных компетенций

ПК

Задания на практику

ПК 3.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО

- Изучить содержание образовательной программы  по предмету (курсу);

- Ознакомиться с учебно-планирующей, методической документацией по предмету (курсу);

- Составить индивидуальный план педагогической практики, в том числе спланировать проведение учебных занятий на период практики;

- Изучить материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету (курсу)

- Разработать учебное(ые) занятие(я) и его(их) методическое обеспечение

ПК 3.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности

  • Провести учебное(ые) занятие(я) по предмету (курсу).
  • Использовать разнообразные формы, методы и средства обучения и воспитания в преподавательской деятельности
  • Использовать современные методы и технологии обучения и воспитания в преподавательской деятельности

ПК 3.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока.

- Разработать учебное(ые) занятие(я) и его(их) методическое обеспечение.

- Посетить учебные занятия педагогических работников образовательной организации

- Проанализировать посещенные учебные занятия.

- Проанализировать проведенное(ые) учебное(ые) занятия

ПК 3.4. Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

  • Проанализировать индивидуальные особенности и способности обучающихся по предмету (курсу)
  • -Провести учебное(ые) занятие(я) по предмету (курсу)

ПК 3.5. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

- Изучить содержание образовательной программы

- Проанализировать уровень обученности обучающихся по предмету (курсу)

-Разработать учебное(ые) занятие(я) и его(их) методическое обеспечение

ПК 3.6. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых художественных школ.

  • Провести учебное(ые) занятие(я) по предмету (курсу)
  • Использовать разнообразные формы, методы и средства обучения и воспитания в преподавательской деятельности
  • Использовать современные методы и технологии обучения и воспитания в преподавательской деятельности

Задания на практику

Содержание задания

Коды формируемых ПК

  1. .

Изучить содержание образовательной программы

ПК 3.1, 3.5

Ознакомиться с учебно-планирующей, методической документацией по предмету (курсу)

ПК 3.1

Составить индивидуальный план педагогической практики, в том числе спланировать проведение учебных занятий на период практики

ПК 3.1

Изучить материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету (курсу).

ПК 3.1

Посетить учебные занятия педагогических работников образовательной организации

ПК 3.3

Проанализировать уровень обученности обучающихся по предмету (курсу)

ПК 3.5

Проанализировать индивидуальные особенности и способности обучающихся по предмету (курсу)

ПК 3.4

Проанализировать посещенные учебные занятия

ПК 3.3

Разработать учебное(ые) занятие(я) и его(их) методическое обеспечение.

ПК 3.1, 3.2, 3.3, 3.5

Провести учебное(ые) занятие(я) по предмету (курсу)

ПК 3.2., 3.4, 3.6

Использовать разнообразные формы, методы и средства обучения и воспитания в преподавательской деятельности

ПК 3.2, 3.6

Использовать современные методы и технологии обучения и воспитания в преподавательской деятельности

ПК 3.6

Проанализировать проведенное(ые) учебное(ые) занятия

ПК 3.3

Результат должен найти свое отражение в дневнике и отчете.

Перечень документов, прилагаемых в качестве приложений к отчету по практике:

- анализ посещенного учебного занятия, разработка учебного занятия, самоанализ проведенного учебного занятия. фотографии  выполненных работ учащихся образовательной организации во время проведенного учебного занятия.

3. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРАКТИКИ

  1. Основные обязанности студента в период прохождения практики.

При прохождении практики  студенты обязаны:

  • своевременно прибыть на место практики;
  • соблюдать внутренний трудовой распорядок, соответствующий действующим нормам трудового законодательства;
  • выполнять требования охраны труда и режима рабочего дня, действующие в данной образовательной организации;
  • подчиняться действующим в образовательной организации правилам;
  • нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
  • полностью выполнять задания предусмотренные заданиями по практике;
  • ежедневно заполнять дневник практики;
  • по окончании практики представить в колледж оформленный отчет, подготовленный в строгом соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций;
  • сдать отчет по практике в установленные руководителем практики сроки.

  1. Обязанности руководителя практики от колледжа:
  • провести организационное собрание студентов перед началом практики;
  • установить связь с руководителем практики от предприятия, согласовать и уточнить с ним индивидуальный план по практике исходя из особенностей предприятия;
  • обеспечить контроль своевременного начала практики, прибытия и нормативов работы студентов на предприятии;
  • посетить предприятие, в котором студент проходит практику, встретиться с руководителями практики от предприятия с целью обеспечения качества прохождения практики студентами;
  • обеспечить контроль над соблюдением сроков практики и ее содержанием;
  • оказывать методическую помощь студентам при сборе материалов и выполнении отчетов;
  • провести итоговый контроль отчета по практике в форме дифференцированного зачета с оценкой, которая выставляется руководителем практики на основании оценок со стороны руководителя практики от предприятия, собеседования со студентом, с учетом  личных наблюдений;
  • вносить предложения по улучшению и совершенствованию проведения  практики перед руководством колледжа.

  1. Обязанности руководителя  практики от  образовательной организации.

Ответственность за организацию и проведение практики в соответствии с договором об организации прохождения практики возлагается на педагогического работника образовательного учреждения, закрепленного за студентом-практикантом.

Руководитель практики от  образовательной организации:

  • знакомится с содержанием заданий на практику и способствует их выполнению на рабочем месте;
  • знакомит практиканта(ов) с правилами внутреннего трудового распорядка;
  • предоставляет максимально возможную информацию  необходимую для выполнения заданий практики;
  • в случае необходимости вносит коррективы в содержание и процесс организации практики студентов;
  • по окончании практики дает характеристику о работе студента-практиканта;
  • оценивает работу практиканта(ов) во время практики.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА

Отчет по производственной практике представляет собой комплект материалов, включающий в себя документы на прохождение практики (договор, дневник по практике, аттестационный лист, отчет); материалы, подготовленные практикантом и подтверждающие выполнение заданий по практике.

Отчет оформляется в строгом соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических рекомендациях.

Все необходимые материалы по практике комплектуются студентом в папку-скоросшиватель в следующем порядке:

№ п/п

Расположение материалов в отчете

Примечание

Титульный лист

Шаблон в приложении 1

Внутренняя опись документов

Шаблон в приложении 2

Индивидуальный план

Шаблон в приложении 3

Отчет о выполнении заданий по производственной практике

Пишется практикантом. Отчет является ответом на задание и сопровождается ссылками на приложения.

Приложение

Приложение представляет собой материал, подтверждающий выполнение заданий по практике. На приложение делаются ссылки в «Отчете о выполнении заданий по практики». Приложение имеет сквозную нумерацию.

Дневник по практике

Заполняется ежедневно. Оценки за каждый день практики ставит руководитель от образовательной организации. Обязательно, руководителем практики от образовательной организации должна быть заполнена характеристика, которая заверяется подписью и печатью. В листе отчета обучающегося дается описание итогам прохождения производственной педагогической практики

Аттестационный лист

Является подтверждающим документом аттестации по производственной педагогической  практике от организации

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА ОТЧЕТА

  1. Отчет пишется:
  • от 1-го лица в повествовательной форме;
  • оформляется на компьютере шрифтом Times New Roman;
  • поля документа: верхнее – 2, нижнее – 2, левое – 2,5, правое – 1;
  • отступ первой строки – 1,25 см;
  • размер шрифта - 14;
  • межстрочный интервал - 1,5;
  • расположение номера страниц - снизу по центру;
  • нумерация страниц на первом листе (титульном) не ставится;
  • верхний колонтитул (ГБОУ СПО СГКСТД).

Отчет начинается с заголовка и подзаголовка, оформленных центрированным способом.

2. Каждый отчет выполняется индивидуально.

3. Содержание отчета формируется в скоросшивателе.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА

ВВЕДЕНИЕ

Перед началом практики руководитель выдаёт студенту задание на практику, содержащее цели и задачи её прохождения. Именно они включаются во введение отчёта.

1. СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данном пункте дается описание образовательной организации, где студент проходил производственную практику.

Описание должно содержать следующую информацию:  полное наименование образовательной организации , адрес, руководитель (директор ОО), режим работы, контингент учащихся, количество классов, количество учащихся в классах, наименование и количество кружков и секций дополнительного образования (при наличии).

  1. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

В данном разделе перечисляются все виды работ и их тематика, которые студент выполнял на производственной практике в организации в соответствии с заданиями (см. Приложение 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение – это раздел отчёта, в котором студент высказывает своё мнение об организации, об организации и эффективности практики в целом, социальной значимости своей будущей специальности. На основе проделанной работы во время практики студенту следует выявить как положительные, так и отрицательные стороны своей деятельности.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ 

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна»

Специальность  072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

Квалификация  Художник-мастер, преподаватель

ОТЧЕТ

по производственной педагогической практике

по ПМ 03 Педагогическая деятельность

Место прохождения – МДОУ СОШ №26

Выполнила студентка 3 курса

Баканова Ольга Сергеевна

Оценка руководителя практики от образовательной организации

«______________»

Руководитель практики от колледжа

Костина А.А.

 «____» ___________20  г.

Оценка______________

Самара 2015


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВНУТРЕННЯЯ ОПИСЬ

документов, находящихся в отчете

студента(ки)                                        гр.                        

№ п/п

Наименование документа

стр.

Индивидуальный план

Отчет о выполнении заданий практики

Приложение 1. Анализ посещенного учебного занятия

Приложение 2. Разработка учебного занятия

Приложение 3. Самоанализ проведенного учебного занятия

Дневник по практике, содержащий характеристику

Аттестационный лист

Примечание: внутренняя опись документов располагается после титульного листа и содержит информацию о перечне материалов отчета, включая приложение


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Вид деятельности

Дата и время выполнения

Отметка о выполнении

Знакомство с образовательной организацией: структура управления, организация учебно-воспитательного процесса, правила внутреннего трудового распорядка, правила внутреннего распорядка для учащихся образовательной организации, должностные обязанности учителя, учебно-планирующая документация учителя образовательной организации

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в организации, учебном кабинете по предмету «Изобразительное искусство»

Изучение методического обеспечения учебных занятий по предмету «Изобразительное искусство»

Посещение учебных занятий  учителей образовательной организации по предмету «Изобразительное искусство»

Анализ посещенных учебных занятий

Разработка учебных занятий

Разработка методического обеспечения уроков

Проведение учебных занятий

Самоанализ учебных занятий

Оформление отчета


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

КРАТКОЕ  СОДЕРЖНИЕ ОТЧЕТА

В ходе прохождения производственной педагогической практики мной были изучены:

- особенности организации обучения в….;

- правила внутреннего распорядка в ……;

- должностные обязанности учителя …….;

- образовательная программа по……;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса по….;

- теоретические основы и методика обучения по …….;

- учебно-методическая документация учебных занятий по….. и требования к ее оформлению;

- особенности планирования учебных занятий по…;

- требования к содержанию и организации контроля результатов обучения по…..

Я принимал(а) участие в:

- анализе посещенных учебных занятий………………(предмет, Ф.И.О. учителя, тема);

- разработке учебных занятий ………(предмет, тема);

- разработке методического обеспечения учебных занятий;

- самоанализе учебных занятий;

- ведении учебно-планирующей и отчетной документации.

Мной было проведено……..(количество учебных, занятий) по предмету……. по темам….., ……, …. в…..классе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе прохождения производственной педагогической практики я научился(ась) разрабатывать и использовать учебно-планирующую и методическую документацию, необходимую для проведения учебных занятий, взаимодействовать с педагогическими работниками …… по вопросу организации учебно-воспитательного процесса,  планировать учебно-воспитательный процесс, подбирать практические задания, составлять перечень работ, организовывать и проводить учебные занятия, использовать различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Обеспечивать соблюдение обучающимися техники безопасности при выполнении практических работ, осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся, осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении занятий, оформлять учебно-методическую документацию, освоил необходимые общие и профессиональные компетенции.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ФОРМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет (курс):

Класс:

Тип учебного занятия:

Тема учебного занятия:

Дидактические задачи:

- познавательная –

- развивающая –;

- воспитательная –.

Методическое обеспечение:

Технические средства обучения и оборудование:

Ход учебного занятия

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Объем времени

1

2

3

4

5

  1. Организационный этап

.

3 мин.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Анализ учебных занятий

(посещенных и проведенных)

  1. Класс, тема.
  2. Соответствие цели, темы и содержания урока
  3. Тип урока и его основные задачи
  4. Начало урока
  5. Характеристика этапов урока (технологии, методы и формы, используемые на уроке)
  6. Степень педагогического мастерства учителя  (организация деятельности учащихся, педагогическая техника ведения учебного занятия, педагогический такт, внешний вид)
  7. Деятельность учащихся на уроке (подготовка к уроку, активность учащихся  на различных этапах уч занятия, виды деятельности, культура труда, отношение к предмету и учителю)
  8. Рефлексия



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по выполнению практических работ. Тема "Microsoft Word"

Методические указания предназначены для студентов , изучающих дисциплину «Информатика». Целью методических указаний является обучение студентов работе в Microsoft Word. Методические указания...

Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине: Налоги и налогообложение

Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине: Налоги и налогобложение для специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет...

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ» общеобразовательного цикла технический профиль

Методические указания для выполнения практических занятий и лабораторных работ  являются частью основной профессиональной образовательной программы государственного бюджетного образовательного уч...

Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Электротехника и электронная техника»

Данные указания составлены в соответствии с ФГОС по специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» и рабочей программой по учебной дисциплине «Электротехника и электронная т...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов БУ «Когалымский политехнический колледж» по выполнению практических работ по УДД.02 Основы самостоятельной работы студентов по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 15.01.31 Мастер контрольно-изме

Методические указания по выполнению практических работ разработаны для студентов бюджетного учреждения профессионального образования «Когалымский политехнический колледж» в соответствии с ...

Методические указания для студентов по выполнению практических заданий по ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса

Методические рекомендации по выполнению практических заданий  в процессе изучения ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса разработаны в соответствии с рабочей  программой ПМ...