Методические указания для студента
методическая разработка на тему
Методические указания определяютцель, задачи и конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной педагогической практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_po_pp_pm.03_kostina_a.a.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО СГКСТД
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна»
Методические рекомендации
по организации и прохождению
производственной педагогической практики
по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)
по ПМ 03 Педагогическая деятельность
Самара, 2015
МР 03.2015
Костина А.А. Методические рекомендации по организации и прохождению производственной педагогической практики по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) по ПМ 03 Педагогическая деятельность
Самара: ГБОУ СПО СГКСТД, 2015 г.
Методические рекомендации определяют цель и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной педагогической практики студентами по ПМ 03 Педагогическая деятельность, а также содержат требования по подготовке отчета по практике.
Методические рекомендации адресованы студентам очной формы обучения.
Рецензент: Маслакова Ирина Александровна, директор городской общественной организации «Творческий союз художников и мастеров декоративно-прикладного искусства «Палитра»
Рекомендовано к изданию методическим Советом ГБОУ СПО СГКСТД
© ГБОУ СПО СГКСТД, 2015
Тираж: 12 экз.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 4 | ||
1. | Цели и задачи практики | 5 | |
2. | Содержание практики | 6 | |
3. | Обязанности участников практики | 8 | |
4. | Требования к оформлению отчета | 11 | |
5. | Требования к содержанию отчета | 13 | |
Приложение 1. | Титульный лист отчета по практике | 15 | |
Приложение 2. | Внутренняя опись | 16 | |
Приложение 3. | Индивидуальный план прохождения практики | 17 | |
Приложения 4 | Краткое содержание отчета | 19 | |
Приложение 5 | Форма учебного занятий | ||
Приложение 6 | Анализ учебных занятий |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Производственная педагогическая практика ПП 03 является составной частью профессионального модуля ПМ 03 Педагогическая деятельность, программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам).
Требования к содержанию практики представлены:
- федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам);
- учебным планом по специальности и рабочими программами профессионального модуля ПМ 03 и производственной практики ПП 03 по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам);
- потребностями образовательных организаций среднего общего и дополнительного образования в педагогических кадрах предметных областей «Искусство», «Технология»;
- настоящими методическими рекомендациями.
Прохождение производственной педагогической практики является обязательным условием обучения. Студенты, не прошедшие производственную педагогическую практику к сдаче экзамена (квалификационного) не допускаются.
Настоящие методические рекомендации определяют цели и задачи, конкретное содержание заданий по практике, особенности организации и порядок прохождения производственной практики, а также содержат требования по подготовке отчета по практике. Консультации по практике проводятся его руководителем по установленному графику.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Целью практики является формирование профессиональных компетенций по основному виду профессиональной деятельности – педагогическая деятельность.
Задачи:
- передача обучаемым основных художественно-технических приемов художественного и исполнительского мастерства;
- разработка учебных занятий, в том числе методического обеспечения;
- анализ и самоанализ педагогической деятельности.
Практика может быть организована в учреждениях дополнительного образования, детских художественных школах, детских школах искусств, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
ВАЖНО! С момента зачисления практикантов на рабочие места на время прохождения практики на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии или организации!
Формирование профессиональных компетенций
ПК | Задания на практику |
ПК 3.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО | - Изучить содержание образовательной программы по предмету (курсу); - Ознакомиться с учебно-планирующей, методической документацией по предмету (курсу); - Составить индивидуальный план педагогической практики, в том числе спланировать проведение учебных занятий на период практики; - Изучить материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету (курсу) - Разработать учебное(ые) занятие(я) и его(их) методическое обеспечение |
ПК 3.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности |
|
ПК 3.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока. | - Разработать учебное(ые) занятие(я) и его(их) методическое обеспечение. - Посетить учебные занятия педагогических работников образовательной организации - Проанализировать посещенные учебные занятия. - Проанализировать проведенное(ые) учебное(ые) занятия |
ПК 3.4. Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. |
|
ПК 3.5. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. | - Изучить содержание образовательной программы - Проанализировать уровень обученности обучающихся по предмету (курсу) -Разработать учебное(ые) занятие(я) и его(их) методическое обеспечение |
ПК 3.6. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых художественных школ. |
|
Задания на практику
№ | Содержание задания | Коды формируемых ПК |
| Изучить содержание образовательной программы | ПК 3.1, 3.5 |
Ознакомиться с учебно-планирующей, методической документацией по предмету (курсу) | ПК 3.1 | |
Составить индивидуальный план педагогической практики, в том числе спланировать проведение учебных занятий на период практики | ПК 3.1 | |
Изучить материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету (курсу). | ПК 3.1 | |
Посетить учебные занятия педагогических работников образовательной организации | ПК 3.3 | |
Проанализировать уровень обученности обучающихся по предмету (курсу) | ПК 3.5 | |
Проанализировать индивидуальные особенности и способности обучающихся по предмету (курсу) | ПК 3.4 | |
Проанализировать посещенные учебные занятия | ПК 3.3 | |
Разработать учебное(ые) занятие(я) и его(их) методическое обеспечение. | ПК 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 | |
Провести учебное(ые) занятие(я) по предмету (курсу) | ПК 3.2., 3.4, 3.6 | |
Использовать разнообразные формы, методы и средства обучения и воспитания в преподавательской деятельности | ПК 3.2, 3.6 | |
Использовать современные методы и технологии обучения и воспитания в преподавательской деятельности | ПК 3.6 | |
Проанализировать проведенное(ые) учебное(ые) занятия | ПК 3.3 |
Результат должен найти свое отражение в дневнике и отчете.
Перечень документов, прилагаемых в качестве приложений к отчету по практике:
- анализ посещенного учебного занятия, разработка учебного занятия, самоанализ проведенного учебного занятия. фотографии выполненных работ учащихся образовательной организации во время проведенного учебного занятия.
3. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРАКТИКИ
- Основные обязанности студента в период прохождения практики.
При прохождении практики студенты обязаны:
- своевременно прибыть на место практики;
- соблюдать внутренний трудовой распорядок, соответствующий действующим нормам трудового законодательства;
- выполнять требования охраны труда и режима рабочего дня, действующие в данной образовательной организации;
- подчиняться действующим в образовательной организации правилам;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
- полностью выполнять задания предусмотренные заданиями по практике;
- ежедневно заполнять дневник практики;
- по окончании практики представить в колледж оформленный отчет, подготовленный в строгом соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций;
- сдать отчет по практике в установленные руководителем практики сроки.
- Обязанности руководителя практики от колледжа:
- провести организационное собрание студентов перед началом практики;
- установить связь с руководителем практики от предприятия, согласовать и уточнить с ним индивидуальный план по практике исходя из особенностей предприятия;
- обеспечить контроль своевременного начала практики, прибытия и нормативов работы студентов на предприятии;
- посетить предприятие, в котором студент проходит практику, встретиться с руководителями практики от предприятия с целью обеспечения качества прохождения практики студентами;
- обеспечить контроль над соблюдением сроков практики и ее содержанием;
- оказывать методическую помощь студентам при сборе материалов и выполнении отчетов;
- провести итоговый контроль отчета по практике в форме дифференцированного зачета с оценкой, которая выставляется руководителем практики на основании оценок со стороны руководителя практики от предприятия, собеседования со студентом, с учетом личных наблюдений;
- вносить предложения по улучшению и совершенствованию проведения практики перед руководством колледжа.
- Обязанности руководителя практики от образовательной организации.
Ответственность за организацию и проведение практики в соответствии с договором об организации прохождения практики возлагается на педагогического работника образовательного учреждения, закрепленного за студентом-практикантом.
Руководитель практики от образовательной организации:
- знакомится с содержанием заданий на практику и способствует их выполнению на рабочем месте;
- знакомит практиканта(ов) с правилами внутреннего трудового распорядка;
- предоставляет максимально возможную информацию необходимую для выполнения заданий практики;
- в случае необходимости вносит коррективы в содержание и процесс организации практики студентов;
- по окончании практики дает характеристику о работе студента-практиканта;
- оценивает работу практиканта(ов) во время практики.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
Отчет по производственной практике представляет собой комплект материалов, включающий в себя документы на прохождение практики (договор, дневник по практике, аттестационный лист, отчет); материалы, подготовленные практикантом и подтверждающие выполнение заданий по практике.
Отчет оформляется в строгом соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических рекомендациях.
Все необходимые материалы по практике комплектуются студентом в папку-скоросшиватель в следующем порядке:
№ п/п | Расположение материалов в отчете | Примечание |
Титульный лист | Шаблон в приложении 1 | |
Внутренняя опись документов | Шаблон в приложении 2 | |
Индивидуальный план | Шаблон в приложении 3 | |
Отчет о выполнении заданий по производственной практике | Пишется практикантом. Отчет является ответом на задание и сопровождается ссылками на приложения. | |
Приложение | Приложение представляет собой материал, подтверждающий выполнение заданий по практике. На приложение делаются ссылки в «Отчете о выполнении заданий по практики». Приложение имеет сквозную нумерацию. | |
Дневник по практике | Заполняется ежедневно. Оценки за каждый день практики ставит руководитель от образовательной организации. Обязательно, руководителем практики от образовательной организации должна быть заполнена характеристика, которая заверяется подписью и печатью. В листе отчета обучающегося дается описание итогам прохождения производственной педагогической практики | |
Аттестационный лист | Является подтверждающим документом аттестации по производственной педагогической практике от организации |
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА ОТЧЕТА
- Отчет пишется:
- от 1-го лица в повествовательной форме;
- оформляется на компьютере шрифтом Times New Roman;
- поля документа: верхнее – 2, нижнее – 2, левое – 2,5, правое – 1;
- отступ первой строки – 1,25 см;
- размер шрифта - 14;
- межстрочный интервал - 1,5;
- расположение номера страниц - снизу по центру;
- нумерация страниц на первом листе (титульном) не ставится;
- верхний колонтитул (ГБОУ СПО СГКСТД).
Отчет начинается с заголовка и подзаголовка, оформленных центрированным способом.
2. Каждый отчет выполняется индивидуально.
3. Содержание отчета формируется в скоросшивателе.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА
ВВЕДЕНИЕ
Перед началом практики руководитель выдаёт студенту задание на практику, содержащее цели и задачи её прохождения. Именно они включаются во введение отчёта.
1. СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данном пункте дается описание образовательной организации, где студент проходил производственную практику.
Описание должно содержать следующую информацию: полное наименование образовательной организации , адрес, руководитель (директор ОО), режим работы, контингент учащихся, количество классов, количество учащихся в классах, наименование и количество кружков и секций дополнительного образования (при наличии).
- ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
В данном разделе перечисляются все виды работ и их тематика, которые студент выполнял на производственной практике в организации в соответствии с заданиями (см. Приложение 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение – это раздел отчёта, в котором студент высказывает своё мнение об организации, об организации и эффективности практики в целом, социальной значимости своей будущей специальности. На основе проделанной работы во время практики студенту следует выявить как положительные, так и отрицательные стороны своей деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна»
Специальность 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) Квалификация Художник-мастер, преподаватель |
ОТЧЕТ
по производственной педагогической практике
по ПМ 03 Педагогическая деятельность
Место прохождения – МДОУ СОШ №26
Выполнила студентка 3 курса Баканова Ольга Сергеевна | |
Оценка руководителя практики от образовательной организации «______________» | Руководитель практики от колледжа Костина А.А. |
«____» ___________20 г. Оценка______________ |
Самара 2015
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
документов, находящихся в отчете
студента(ки) гр.
№ п/п | Наименование документа | стр. |
Индивидуальный план | ||
Отчет о выполнении заданий практики | ||
Приложение 1. Анализ посещенного учебного занятия | ||
Приложение 2. Разработка учебного занятия | ||
Приложение 3. Самоанализ проведенного учебного занятия | ||
Дневник по практике, содержащий характеристику | ||
Аттестационный лист |
Примечание: внутренняя опись документов располагается после титульного листа и содержит информацию о перечне материалов отчета, включая приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
№ | Вид деятельности | Дата и время выполнения | Отметка о выполнении |
Знакомство с образовательной организацией: структура управления, организация учебно-воспитательного процесса, правила внутреннего трудового распорядка, правила внутреннего распорядка для учащихся образовательной организации, должностные обязанности учителя, учебно-планирующая документация учителя образовательной организации | |||
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в организации, учебном кабинете по предмету «Изобразительное искусство» | |||
Изучение методического обеспечения учебных занятий по предмету «Изобразительное искусство» | |||
Посещение учебных занятий учителей образовательной организации по предмету «Изобразительное искусство» | |||
Анализ посещенных учебных занятий | |||
Разработка учебных занятий | |||
Разработка методического обеспечения уроков | |||
Проведение учебных занятий | |||
Самоанализ учебных занятий | |||
Оформление отчета |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
КРАТКОЕ СОДЕРЖНИЕ ОТЧЕТА
В ходе прохождения производственной педагогической практики мной были изучены:
- особенности организации обучения в….;
- правила внутреннего распорядка в ……;
- должностные обязанности учителя …….;
- образовательная программа по……;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса по….;
- теоретические основы и методика обучения по …….;
- учебно-методическая документация учебных занятий по….. и требования к ее оформлению;
- особенности планирования учебных занятий по…;
- требования к содержанию и организации контроля результатов обучения по…..
Я принимал(а) участие в:
- анализе посещенных учебных занятий………………(предмет, Ф.И.О. учителя, тема);
- разработке учебных занятий ………(предмет, тема);
- разработке методического обеспечения учебных занятий;
- самоанализе учебных занятий;
- ведении учебно-планирующей и отчетной документации.
Мной было проведено……..(количество учебных, занятий) по предмету……. по темам….., ……, …. в…..классе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе прохождения производственной педагогической практики я научился(ась) разрабатывать и использовать учебно-планирующую и методическую документацию, необходимую для проведения учебных занятий, взаимодействовать с педагогическими работниками …… по вопросу организации учебно-воспитательного процесса, планировать учебно-воспитательный процесс, подбирать практические задания, составлять перечень работ, организовывать и проводить учебные занятия, использовать различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Обеспечивать соблюдение обучающимися техники безопасности при выполнении практических работ, осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся, осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении занятий, оформлять учебно-методическую документацию, освоил необходимые общие и профессиональные компетенции.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ФОРМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Предмет (курс):
Класс:
Тип учебного занятия:
Тема учебного занятия:
Дидактические задачи:
- познавательная –
- развивающая –;
- воспитательная –.
Методическое обеспечение:
Технические средства обучения и оборудование:
Ход учебного занятия | Содержание учебного материала | Методы обучения | Средства обучения | Объем времени |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| . | 3 мин. | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Анализ учебных занятий
(посещенных и проведенных)
- Класс, тема.
- Соответствие цели, темы и содержания урока
- Тип урока и его основные задачи
- Начало урока
- Характеристика этапов урока (технологии, методы и формы, используемые на уроке)
- Степень педагогического мастерства учителя (организация деятельности учащихся, педагогическая техника ведения учебного занятия, педагогический такт, внешний вид)
- Деятельность учащихся на уроке (подготовка к уроку, активность учащихся на различных этапах уч занятия, виды деятельности, культура труда, отношение к предмету и учителю)
- Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для студентов по выполнению практических работ. Тема "Microsoft Word"
Методические указания предназначены для студентов , изучающих дисциплину «Информатика». Целью методических указаний является обучение студентов работе в Microsoft Word. Методические указания...
Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине: Налоги и налогообложение
Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине: Налоги и налогобложение для специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет...
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ» общеобразовательного цикла технический профиль
Методические указания для выполнения практических занятий и лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы государственного бюджетного образовательного уч...
Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Электротехника и электронная техника»
Данные указания составлены в соответствии с ФГОС по специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» и рабочей программой по учебной дисциплине «Электротехника и электронная т...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов БУ «Когалымский политехнический колледж» по выполнению практических работ по УДД.02 Основы самостоятельной работы студентов по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 15.01.31 Мастер контрольно-изме
Методические указания по выполнению практических работ разработаны для студентов бюджетного учреждения профессионального образования «Когалымский политехнический колледж» в соответствии с ...
Методические указания для студентов по выполнению практических заданий по ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса
Методические рекомендации по выполнению практических заданий в процессе изучения ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса разработаны в соответствии с рабочей программой ПМ...
Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.02 Технические измерения программы подготовки специалистов среднего звена
Методические указания по выполнению лабораторных/практических работ адресованы студентам очной формы обучения. ...