МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
методическая разработка на тему

Урусова Анна Дмитриевна

Данная методическая разработка   адресована педагогам системы профессионального образования: мастерам производственного обучения и преподавателям предметов профессиональной подготовки. В разработке  представлена тема раздела основной образовательной программы, ее цели и задачи, организационные формы проведения учебных занятий, методы обучения, формы и методы контроля, приведен пример урока – ролевой игры.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ      БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПАВЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМЫ  РАЗДЕЛА

ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИЯ    072602.01 Изготовитель художественных изделий из металла


ПМ.02 Выполнение  технологических операций по обработке металлов, сплавов с учетом традиционных методов изготовления художественных изделий

Раздел 1. Художественная обработка металла


ТЕМА 1.5. Технология изготовления изделий в технике гравирования

г. Павлово

2013 г.

Авторы – разработчики:

Урусова Анна Дмитриевна, преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Павловский техникум народных художественных промыслов России».

Сумароков Сергей Владимирович, мастер производственного обучения первой квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Павловский техникум народных художественных промыслов России».

Методическая разработка темы «Технология изготовления изделий в технике гравирования»  Раздела 1  «Художественная обработка металла» ПМ.02 Выполнение  технологических операций по обработке металлов, сплавов с учетом традиционных методов изготовления художественных изделий основной профессиональной образовательной программы по профессии 072602.01 Изготовитель художественных изделий из металла. Методическая разработка. –  Павлово:  ГБОУ СПО ПТ НХП РФ, 2013 –  16 с.


Данная методическая разработка   адресована педагогам системы профессионального образования: мастерам производственного обучения и преподавателям предметов профессиональной подготовки. В разработке  представлена тема раздела основной образовательной программы, ее цели и задачи, организационные формы проведения учебных занятий, методы обучения, формы и методы контроля, приведен пример урока – ролевой игры.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ РАЗДЕЛА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
  3. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
  4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕМЫ
  6. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
  7. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ПРИ ИЗУЧЕНИИ  ТЕМЫ
  8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ    ПРАКТИЧЕСКОГО   ОБУЧЕНИЯ
  9. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГРАВЕРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
  10. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
  11. АЛГОРИТМ УРОКА – РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  13. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Художественная обработка металла во все времена была и остается сейчас ведущим направлением в производстве изделий народных художественных промыслов России.

Это очень сложный и технологически разнообразный процесс изготовления художественных металлоизделий на основе знаний о металлах, композиции, изобразительном искусстве с применением различного оборудования и инструментов.

Художественная обработка металла в Павловском районе как промысел имеет свою историю, традиции, технологические особенности в изготовлении изделий. Их художественный уровень зависит от материалов, из которых они изготавливаются, применяемого при этом оборудовании, творческого потенциала и мастерства самих изготовителей.

Комплекс технологий изготовления художественных изделий из металла подразделяют на ряд самостоятельных технологий, которые неразрывно связаны между собой. Это слесарная обработка металла, художественная ковка, художественная чеканка, ювелирное искусство, филигрань, горячие художественные эмали, офорт, гравирование резцом, рельефное гравирование и художественное литье.

В данной методической разработке рассматривается ТЕМА 1.5. Технология изготовления изделий в технике гравирования Раздела 1. Художественная обработка металла ПМ.02 Выполнение  технологических операций по обработке металлов, сплавов с учетом традиционных методов изготовления художественных изделий по профессии 072602.01 Изготовитель художественных изделий из металла.   

    Важнейшим условием обучения является  самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации. В основе находится идея создания инновационной среды, в которой успешно проходит профессиональное становление обучающегося. Познавательная деятельность субъекта направлена на ориентацию и усвоение способов получения знаний. Такой метод основан на широких социальных мотивах, которые проявляются в понимании социальной значимости обучения. При определении цели урока обучающиеся вырабатывают направления для изучения информации, необходимой в данной профессии совместно с мастером производственного обучения. Подобная технология выявляет учебно-познавательные мотивы, такие как: профессионально-ценностные, коммуникативные, познавательные.

Основной  результат при   подготовке  высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов   состоит в том, чтобы обучающиеся представляли этапы освоения профессиональных компетенций, органично сочетая с социальной составляющей своего будущего.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТЕМЫ РАЗДЕЛА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Художественная обработка металла

ТЕМА 1.5. Технология изготовления изделий в технике гравирования

Изучает:

  • Виды гравирования (офорт, плоскостное и рельефное гравирование).
  • Порядок и приемы работ по гравированию изделий.

Обучающийся должен знать: 

  • Организацию рабочего места,
  • правила охраны труда,
  • материалы и инструменты, применяемые  при гравировании.

Обучающийся должен уметь: 

  • производить перевод рисунка на поверхность изделия,
  • гравировать на плоских, криволинейных поверхностях изделий,
  • уметь производить плоскостное гравирование, рельефное гравирование, офорт.

АКТУАЛЬНОСТЬ  ТЕМЫ

      Данная тема:

  • отражает традиции исторически сложившегося и бытующего в городе Павлове Нижегородской области ремесла местных умельцев и мастеров по художественной обработке металла и способствует возрождению, сохранению и развитию этого промысла в современных условиях;
  • предназначена для подготовки и переподготовки конкурентоспособных специалистов для предприятий, выпускающих художественные металлоизделия, в рамках реализации программы «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ подтемы

НАИМЕНОВАНИЕ ПОДТЕМЫ

Количество  часов

1.5.1

Офорт

30

1.5.2

Плоскостное гравирование

42

1.5.3

Рельефное гравирование

72

ЦЕЛЬ:  

Подготовка  высококвалифицированного   компетентного конкурентоспособного специалиста в области гравирования

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная – формировать практические умения и навыки при выполнении  граверных операций;
  • Развивающая – способствовать формированию креативного мышления (творческого, логического, аналитического) при изготовлении обучающимися изделий в технике гравирования;
  • Воспитательная  способствовать воспитанию стремления к глубоким прочным знаниям; формированию профессионально важных качеств личности будущих специалистов: трудолюбия, самостоятельности, организованности, ответственности, нетерпимости к браку, развития предприимчивости, потребности использовать в трудовой деятельности новое, прогрессивное, что появляется на производстве, умения ценить и рационально использовать рабочее время, экономно расходовать материалы, с учетом потребностей работодателей на современном рынке труда.

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
ОСНОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА  ОБУЧЕНИЯ – УРОК.

  1. Урок упражнений
  2. Урок самостоятельного изготовления учебно-производственных изделий
  3. Контрольно-проверочный урок
  4. Урок – ролевая игра

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ПРИ ИЗУЧЕНИИ  ТЕМЫ

СЛОВЕСНЫЕ: объяснение, самостоятельная работа обучающихся с технической литературой, письменное инструктирование, видеоматериалы.

НАГЛЯДНЫЕ: демонстрация наглядных пособий (в т.ч. презентаций), показ трудовых приемов, самостоятельные наблюдения обучающихся, производственные экскурсии.

ПРАКТИЧЕКИЕ: упражнения по выполнению приемов, операций; упражнения по выполнению комплексных работ; самостоятельные работы.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ    ПРАКТИЧЕСКОГО   ОБУЧЕНИЯ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Оборудование, приспособления, инструменты и материалы по теме «Гравирование»;
  • Образцы упражнений и   изделий по теме «Гравирование».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для мастера производственного обучения:

  • План-конспект урока;
  • Наглядные пособия, ТСО;
  • Инструкционно-технологические карты, эскизы, чертежи;
  • Инструкции по охране труда;
  • Типичные ошибки и виды  брака;
  • Критерии  оценки.

Для обучающихся:

  • Чертежи;
  • Эскизы;
  • Алгоритмы действий;
  • Критерии оценки;
  • Инструкционно-технологические карты;
  • Домашнее  задание.

При изучении темы используются вводные уроки по изучению отдельных трудовых приемов и операций, уроки по выполнению нарастающих по сложности  трудовых приемов и операций (от простого к сложному), уроков по развитию самоконтроля качества и взаимного контроля выполняемых работ. Завершает изучение темы урок – ролевая игра.

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГРАВЕРНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.5.1 Офорт – штриховая углубленная гравюра на металле,  выполненная способом травления.

1. Гравирование орнамента (6 час.)IMG_5185

2. Гравирование орнамента на столовой ложке (6 час.)

3. Гравирование текста (12 час.)

IMG_5186

       4. Гравирование брелка (6 час.)IMG_5183

1.5.2 Гравирование на плоскости – способ, при котором обрабатывается только  поверхностный слой металла с помощью специальных резцов – штихелей.

1. Гравирование прямых линий (3 час.)

IMG_5163

2. Гравирование окружностей (3 час.)

3. Гравирование волнистых линий (3 час.)

IMG_5164

4. Гравирование эллипсов (3 час.)

IMG_5167

5. Гравирование крючков (6 час.)

IMG_5166

6. Гравирование алфавита(6 час.)

IMG_5154

7. Гравирование текста (6 час.)

IMG_5156

8. Гравирование орнамента (12 час.)

1.5.3 Рельефное гравирование – способ, при котором резцом создается рельеф, или объемная скульптура из металла.

1. Изготовление простых цифровых клейм (18 час.)

2. Изготовление  сложных цифровых клейм (12 час.)

3. Гравирование  лавровой ветви (18 час.)

IMG_5175

4. Гравирование текста (24 час.)

IMG_5174

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Цели:

  • выявление качества знаний;
  • определение уровня  подготовки.

АЛГОРИТМ УРОКА – РОЛЕВОЙ ИГРЫ

ЦЕЛЬ:  приближение учащихся к реальным производственным условиям.

ЗАДАЧИ: 

образовательная: 

  • проверить и закрепить знания, умения и навыки обучающихся по пройденной теме,
  • активизировать  мыслительную деятельность  обучающихся;

развивающая:

  • способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
  • способствовать развитию умения работать в команде;

воспитательная:

  • формировать чувство уверенности в своих силах и возможностях;
  • способствовать воспитанию объективности и честности.

ОПИСАНИЕ  УРОКА:

  • Мастерская техникума – экспериментальный участок  офортных работ.
  • Поступил заказ по нанесению декоративных рисунков на столовые приборы в технике офорта.
  • В подгруппе 12 человек, которые делятся на 2 бригады       по 6 специалистов: бригадир,  маркетолог, дизайнер, технолог, инструктор по технике безопасности и контролер.
  • Каждому члену бригады дается опережающее задание за неделю до урока:
  • Бригадир готовит 5 вопросов по теме «ОФОРТ»;
  • Маркетолог изучает спрос на изделия, выполненные ручным и автоматизированным способами;
  • Дизайнер разрабатывает эскизы декоративных рисунков;
  • Технолог готовит инструкционно-технологическую карту;
  • Инструктор по технике безопасности готовит инструкции по охране труда при выполнении офортных работ;
  • Контролер разрабатывает критерии оценки качества готовых изделий.
  • Специалисты могут консультироваться по выполнению задания с мастером производственного обучения.
  • Мастер производственного обучения координирует действия бригад.
  • В выполнении практического задания участвуют все специалисты.
  • После окончания работ производится взаимная проверка  ответов на вопросы, подготовленные бригадирами,  и контроль качества выполненных работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе изучения данной темы обучающийся имеет возможность развивать свою познавательную деятельность при скрытом руководстве мастера производственного обучения, организовывать самоанализ и самооценку собственной трудовой  деятельности,
развивать мышление, воображение, проявлять творческий подход при изготовлении художественных изделий из металла.

Мастер производственного обучения создает  условия для развития интереса обучающихся через внедрение новых педагогических технологий в преподавании; введение в уроки элементов дифференциации, занимательности, новизны; использование различных форм работы, игровых моментов, творческих заданий.

Данная методическая разработка темы раздела основной профессиональной образовательной программы позволяет проводить занятия с использованием инновационных технологий в рамках ФГОС третьего поколения, вырабатывать положительную мотивацию обучающихся, интерес к получаемой профессии.  

Рекомендовано для внедрения при подготовке квалифицированных рабочих и служащих декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Технология производства павловских художественных металлоизделий (методическое пособие). – Нижний Новгород, 2008. – 132 с.

  1. Флеров В.А. Материаловедение и технология художественной обработки металлов – М.; «Высшая школа», 2001. 288 с.

  1. Шнейдер Г.А. Основы художественной обработки металла, Киев, «Высшая школа», 2008.

  1. Мельников И.В. Художественная обработка металлов – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005. 441 с.

  1. Флеров А.В. Художественная обработка металлов – М.; «Высшая школа», 2006. 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ДИЗАЙНА РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ. основной профессиональной образовательной программы специальности 031601 Реклама

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» по специальности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ДИЗАЙНА РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ. основной профессиональной образовательной программы специальности 031601 Реклама

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» по специальности...

КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 151901 Технология машиностроения укруп

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Разработка технологических процессов изготовления деталей машин и составл...

Методическая разработка по организации внеурочной самостоятельной работы студентов по дисциплине МДК. 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.02 ( 05014

Специфика детской литературы связана с характером изображения действительности, с особым предметом ее изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой де...

Аналитическая справка 4.5. Участие в разработке основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) учреждения

Участие в разработке основной  профессиональной образовательной программы (ОПОП) учреждения...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации подготовлены в связи с требованиями СМК, предъявляемыми к процессу управления....