Инклюзивная Программа развития личности ребенка группы коррекции в классе духовых инструментов
рабочая программа по теме

Данная программа разработана на основе исследований «Развитие личности ребенка в классе духовых инструментов» и представляет собой практическую часть реализации Концепции музыкально-творческого развития личности учащегося класса духовых инструментов ДШИ №3 им.В.В.Андреева, построенную на основе

1.      Философско- методологических и технологических разработок «Духовной Педагогики, Экологии искусства и Звукоинформационной среды»  (Говор.В.Н.,)

2.      «Гармоничного развития личности» (С.Мильтонян)

3.      «Компенсирующей методики» (Н.И.Царюк.)

Данная программа имеет общую методологическую основу с программой Л.В.Виноградова по предмету «Музыка» для общеобразовательных и музыкальных экспериментальных школ.

Разработчики программы : Берестенко И.В., Берестенко Н.А., Эунап А.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивная  Программа развития личности ребенка группы коррекции в классе духовых инструментов

Берестенко И.В.

Берестенко Н.А.

Эунап А.В

ДШИ №3 им.В.В.Андреева

Г.Тверь

Актуальность

Данная программа разработана на основе исследований «Развитие личности ребенка в классе духовых инструментов» и представляет собой практическую часть реализации Концепции музыкально-творческого развития личности учащегося класса духовых инструментов ДШИ №3 им.В.В.Андреева, построенную на основе

  1. Философско- методологических и технологических разработок «Духовной Педагогики, Экологии искусства и Звукоинформационной среды»  (Говор.В.Н.,)
  2. «Гармоничного развития личности» (С.Мильтонян)
  3. «Компенсирующей методики» (Н.И.Царюк.)

Данная программа имеет общую методологическую основу с программой Л.В.Виноградова по предмету «Музыка» для общеобразовательных и музыкальных экспериментальных школ.

В настоящее время сложилась ситуация при которой дети, имеющие проблемы со здоровьем в той или иной степени, оказываются в жесткой изоляции от культурнообразовательного процесса.

Наблюдаются высокие темпы роста заболеваний детей, связанные с нарушениями дыхательной системы, координации, задержкой развития, речи, зрения. Все больше детей по решению психолого-педагогических комиссий направляются в коррекционные школы. Порою, в эту категорию попадают дети, которые обучаясь в обычной СОШ, не успевают осваивать учебный материал ввиду большого количества детей в классе, и невозможности уделять внимание педагога на индивидуальную работу с учеником.

В школах коррекции, например 7 вида, ребенок обучается по обычной программе, с спокойными темпами освоения учебного материала. При этом есть возможность освоения всего спектра учебных предметов. Это немаловажный факт при обучении ребенка и в музыкальной школе, т.к. ребенок получает представление и навыки о самых разных видах деятельности и переводит эти навыки на музыкально-творческую деятельность.

Дети, которые попали в школу 8 вида фактически не имеют шансов на социо-культурную адаптацию в обществе, т.к. ребенок, который учится этом виде учебных заведений,  автоматически ставится на учет в  психиатрическое заведение. Редки случаи, когда дети из этих учебных заведений становились полноправными гражданами и адаптировались к самостоятельной жизни.

Музыкальная школа всегда принимала детей по жестким критериям отбора. Один из основных -хорошая координация. Чаще всего, дети относящиеся к группе коррекции, не могли учиться в обычных ДШИ.

Данная программа обучения на духовых инструментах дает возможность обучать таких детей.

Новизна

Подход к обучению детей группы коррекции в данной программе существенно отличается от типовых программ обучения детей.

1 . Используются комплексно-развивающие приемы, которые не имеют прямого, в обыденном понимании, отношения к музицированию (такие как, например, чистка картошки, вязание, прыжки со скакалкой, игра с мячом, и.т.д.)

2. Включение ребенка в социум- т.е. наряду с индивидуальными уроками, проводятся общие групповые занятия. В данной ситуации ребенок осознает себя и свои действия НАРАВНЕ СО ВСЕМИ. В отдельных учебных заведениях есть опыт обучения плохослышащих детей в обычной школе где, в результате, такие дети хорошо адаптируются в социуме.

Программа предназначена :

  • Для обучения игры на духовых инструментах учащихся специальных коррекционных общеобразовательных школ
  • Инновационных образовательных учреждений, осуществляющих поиск новых подходов к обучению и воспитанию.
  • Для педагогов, ориентированных на развивающее обучение.

Цель программы

Интенсивное развитие личностных качеств ученика, возможность его адаптации к окружающему миру через музыкально-творческое общение.

Задачи

В ряду множественных задач, которые необходимо решать в процессе достижения цели, авторы программы подразделяют задачи на 2 уровня - индивидуальные и общие.

Общие:

  1. Развитие коммуникативных, креативных, рефлексивных способностей у детей
  2. Овладение основами музыкального языка.
  3. Интеграция направлений и видов творческо-познавательной деятельности детей, обеспечивающая многоуровневую корреляцию стратегии воспитания и образования

Индивидуальные:

Направленность ключевых задач, которые решаются в процессе достижения основной цели, определяется решением частных задач исходя из возрастных психофизиологических особенностей каждого ребенка. Можно выделить общие проблемы, особенности:

  1. Общая и мелкая моторика
  2. Мышление
  3. Внимание
  4. Пространственно-временные связи
  5. Речь не отрывистыми словами, но фразами
  6. Темпы учебной деятельности
  7. Утомляемость
  8. Эмоционально-волевая сфера
  9. Контактность

Понятийная структура потребностно-деятельной сферы творческого развития

Мотивация  ребенка является основным стимулирующим механизмом к творческо-поисковой активности. Модель деятельности ребенка выстраивается в соответствии с особенностями его психофизиологического развития.

      Потребностно-творческие устремления субьекта реализуются средствами, которые включают в себя зрительно-слухо-двигательный комплекс.

Принципы построения учебного процесса

  1. Рефлексия: чуткость, демократичность, терпимость, самоконтроль, отказ от авторитарности с позиции гуманизации образования. Рефлексия ощущений-как оценка и наращивание положительных (комфортных, целесообразных) ощущений.
  2. Целостность- развитие всех сфер музыкально-творческого мышления.
  3. Гармония-сохранность личности во всех ее проявлениях.
  4. Аморитмичность (выращивание)-постепенное развитие каждой из сфер музыкально-творческого мышления.
  5. Активное внимание – как фактор проявления интереса.
  6. Самоопределение и самостоятельность, исключающая необходимость постоянного педагогического контроля.
  7. Интеграция - синтез средств реализации потребностно-творческих устремлений
  8. Природо- и культуросообразность - учет естественного состояния ребенка, его природы и культурных норм.

Программа включает в себя ряд разделов:

  • Физическое движение разного уровня
  • Метроритм
  • Импровизация
  • Доинструментальный период
  • начальный инструментальный период
  • основной инструментальный период
  • Мелодия
  • Аккомпанемент
  • Дыхание
  • «Компенсирующее развитие» Царюк Н.И

Программа реализуется тремя этапами

  1. «Адаптационный»
  2. «Начальный»
  3. «Основной»

Адаптационный

Цели

Задачи

Прогнозируемый результат

1. Личностная адаптация в познавательном пространстве.

2. Целостная настройка учащихся на самореализацию

  1. Достижение

психофизиологического комфорта

  1. Развитие эмоционально-чувственной сферы
  2. Накопление сенсомоторных ощущений
  3. Активизация слухового восприятия
  4. Формирование образноассоциативного представления

1.Освобождение от психологической и физиологической скованности

2. Обретение коммуникативных навыков игрового и учебного взаимодействия

3. Запуск механизмов рефлексии

4.Освоение первичных навыков 

  • образно - ассоциативного представления
  • слуходвигательной реакции
  • вербально-логического выражения
  •  описания предметов и явлений

Начальный

Цели

Задачи

Прогнозируемый результат

Освоение способов и приемов творческой самореализации

  1. Расширение сферы музыкальных представлений
  2. Освоение специальных навыков импровизационной деятельности.
  3. Формирование дыхательно-артикуляционной сферы.
  4. Формирование инструментально-исполнительского аппарата.
  5. Освоение ритма, формы, звуковысотности, нотной записи.
  6. Формирование навыков самоконтроля
  1. Овладение элементарными инструментальными исполнительскими навыками
  2. Овладение основами инструментальногодыхания и языковой артикуляции.
  3. Обретение навыков записи нотного текста, чтение с листа.
  4. Овладение элементарными теоретическими знаниями.
  5. Освоение элементарных навыков общения в группе через инструмент (импровизация) игра в ансамбле

Основной

Цели

Задачи

Прогнозируемый результат

Творческая самореализация на уровне самостоятельности постановки и решения творческих задач

  1. Совершенствование способов и приемов самореализации
  2. Расширение видов и форм творческой самореализации

  1. Самостоятельная постановка проблемы, задачи
  2. Самостоятельный отбор средств для решения творческих задач
  3. Самостоятельный анализ собственной деятельности
  4. Способность прогнозирования возможных результатов творческой деятельности
  5. Расширение теоретической базы
  6. Совершенствование инструментальноисполнительских навыков.
  7. Закрепление навыков импровизации, сочинения

 

Программа рассчитана на 5 лет обучения с периодичностью

  1. индивидуальных занятий :
  • 3 раза в неделю 20-30 минут на адаптационном, начальном этапе
  • 2 раза в неделю 30-40 минут на основном этапе
  1. групповых занятий:
  • 2 раза в неделю 40-45 минут

По окончании занятий по данному курсу ученик может продолжить обучение по типовой программе класса «Духовые инструменты»

Количество учеников при групповых занятиях - оптимально 3 человека.

Урок состоит из разделов-блоков.

Структура блоков

Адаптационный период

блока

Структура

1.

Постановка корпуса, рук, ног

2

Дыхание, губная техника

3

Постановка инструмента

4

Ритмоблок

5

Освоение нотной записи

6

Импровизация.Игры, основанные на импровизации

Начальный период

блока

Структура

1.

Выступление учащегося (по его желанию) перед соучениками и педагогом для исполнения нового творческого материала

2

Показ домашнего задания

3

Изучение нового материала (анализ, показ с рук,объяснение)

4

Импровизация.Игры, основанные на импровизации

Основной

блока

Структура

1.

Выступление учащегося (по его желанию) перед соучениками и педагогом для исполнения нового творческого материала

2

Показ домашнего задания

3

Изучение нового материала (анализ, показ с рук, объяснение)

4

Импровизация.Игры, основанные на импровизации

5

Игра по нотам, игра в ансамбле.

Временная продолжительность каждого блока составляет 3-5 минут –адаптационный период,    5-7 минут  - начальный и 8-12 минут - основной. В зависимости от состояния, настроения и работоспособности учеников план урока можно импровизационно изменять, маневрировать им (по времени и содержанию)

Один урок в неделю проводится по общеразвивающему курсу («Методика компенсирующего развития» Царюк Н.И.)

Форма контроля

Форма контроля на адаптационном, начальном периодах представляет собой фиксацию достижений ребенка через:

  • Открытый урок
  • Игру в ансамбле, в том числе в классе, на сцене

Основной период

  • Открытый урок
  • Выступление с импровизацией (групповой, индивидуальной), в том числе в классе, на сцене
  • Исполнение своих сочинений, в том числе в классе, на сцене
  • Интерпретация существующих музыкальных произведений, в том числе в классе, на сцене
  • Игра в ансамбле, в том числе в классе, на сцене

Учебно-тематический план программы

Занятия проходят в следующих направлениях:

Движение

1.Движения в 2-х дольном размере)

Цель: выход на понятия: время-темп; скорость-пульсация; динамика: тишина-тихо-громко.

Задачи:

а) Выявление физиологической зажатости с последующим умением корректировать напряжение мышц.

б) Закрепление связи амплитуды движения и громкости: скорость-время. Примерные темы: 1. Упражнения на быстроту реакции.

                  2.Упражнения на освобождение корпуса.

Ходьба:        - в свободном направлении вперед, назад, боком;

  • по кругу «змейкой»;
  • по прямым направлениям;
  • боковыми приставочными шагами.

Бег в разных направлениях.

Прыжки поскоки.

Пружинки

 Галоп.

Покачивание.

Шаги

Варианты сочетания движения.

Прыжки через скакалку с различными вариантами (мяч, счет, карточки). Примерные задания: «Угадай имя», «Ветер, ветерок, вьюга», «Паровоз» и т.д.

  1. Метроритм.
  1. Пульсация (в разных темпах) без инструмента, с инструментом.

Ритм - четверть ("ТА"), восьмая ("ТИ-ТИ"), паузы («РУСТ»)

  1. Музыкальная нитка.
  2. Тактовая черта. Такт
  3. Фраза. Предложение. Реприза.

Задания:

  1. Ритмизация имен, слов, словосочетаний.
  2. Двудольные ритмические блоки.
  3. Моделирование ритма на кубиках разного цвета.
  4. Комбинирование ритма из «ритмоблоков».
  5. «Ритмические диктанты».
  6. Прочтение музыкального текста с названием нот, ритмических длительностей.
  7. Игры с карточками («Красная коровка», «Лягушка»).
  1. Импровизация.
  1. Импровизация движений на разножанровую музыку.
  2. Импровизация:

а)        ритмических квадратов по модели вопрос-ответ без инструмента, с инструментом;

б)        на заданный текст;

в)        на заданную тему.

Формирование связи: образ - характер звучания-способы звукоизвлечения. Упражнения на открытых позициях, упражнения с аппликатурой, сочетания аппликатуры с открытой позицией

                                      Построение музыкального квадрата, используя ритм

-Звуковысотность , звуки натурального звукоряда

- тетрахорды

-1 –октавная гамма (мажор)

-разные лады

-штрихи (на основе артикуляционного алгоритма)

2) Этюд: в 2-х частной форме

                 3-х частной форме

                  Форме РОНДО

                  Вариации

                  Период

                  Канон

  1.  Пьесы: разнохарактерность, выбор технических средств

  1. Доинструментальный раздел.
  1. Постановка корпуса, рук, ног, головы
  2. Пальцы
  • «Разговор» на столе всеми пальцами, отдельно каждым пальцем пальцами
  • «Разговор» пальцев ударом по подушечке большого пальца
  • «Разговор»двух рук одновременно
  1. Губы
  • «Хобот» в разных вариантах
  • Базинг
  • Базинг на мундштуке
  • «Базинговое сольфеджио»
  1. Язык

• Постановка Языка. Игра «Детский сад»

  • Работа со слогами. Артикуляционный алгоритм.
  • Зубы - умение выдвигать нижнюю челюсть вперед

  1. Начальный инструментальный раздел.

Блокфлейта самый доступный инструмент для начального вхождения ребенка в музицирование. Первичное освоение инструмента занимает не более 15- 20 минут. После чего ребенок может исполнять, сочинять, импровизировать простейшие мелодии в объеме кварты. Блокфлейта дает возможность основы правильного дыхания, что очень полезно для детей с проблемами дыхательных органов. Этот инструмент доступен любому человеку, в том числе родителям ребенка, который занимается на блокфлейте.

Играя в ансамбле, дети не только играют на инструментах, но и поют, и танцуют...

  • Постановка 1 и большого пальцев
  • Постановка мудштука на губах
  • Артикуляция
  • Аттака звука
  • Постановка пальцев левой руки, правой руки
  • Комбинации пальцев

  1. Основной инструментальный раздел

Переход на основной инструмент происходит по показателям физических параметров ребенка - рост, возможность удерживать инструмент.

  • Постановка корпуса, рук, ног, головы при игре на инструменте
  • Координация пальцев на клапанах
  • Координация пальцев, дыхания, языка
  • Ритмические упражнения со звуком
  • Фальцет, полузвук, звук

               

Задания:

  1. Исследования качеств музыкального звука.
  2. Игра имен, стихов, песенок, ритмических формул, кубиков на инструменте
  3. Игра в круге: импровизация в форме «вопрос-ответ», «упрямый ослик »

                  VII   Аккомпанемент (в ансамбле)

  • Игра в разном ритме гармонических аккордов
  • Игра «по кругу»-«подыгрывание на заданную тему»
  • Игра песенок
  1. Дыхание
  • Надувание шариков
  • Удерживание потока дыхание («Листок на стене»)
  • Дыхание на время с фиксацией ребер (положение при вдохе,выдохе)

               

              IX.Нотная грамота

  1. Звук как физическое явление

 свойства музыкального звука: высота, длительность, громкость, тембр

  1. Тон-полутон, натуральный звукоряд
  2. Нотная запись: метр, ритм, звукоряд, диез, бемоль, атака, акцент
  3. Понятие интервалов
  4. Гамма
  5. Лад
  6. Динамика
  7. Темп
  8. Cтроение мелодии
  9. Музыкальная форма
  10. Жанр
  11. Два принципа построения, как принципа построения мелодии: повторность, контрастность

               

             X.Запись этюдов, пьес

            XI.Игра по нотам

  1. Чтение с листа своих сочинений, сочинений других детей, этюдов и пьес из сборников.
  2. Игра по нотам соло, в ансамбле, с аккомпанементом

Курс «пропедевтика игры на духовом инструменте».

Данный курс состоит из:

  1. Физические движения разного уровня
  2. Метроритм
  3. Мелодия
  4. Импровизация
  5. Дозвуковой доинструментальный период
  6. Дозвуковой инструментальный период
  7. Звуковой период

Данный курс предназначен для детей первого и второго года обучения независимо от их возраста и психофизиологических особенностей. Организация деятельности детей в процессе совместного музицирования, направлена на со-творчество, со-переживанпе, со-чувствие. Эта направленность является  основой для воспитания нравственных качеств ребенка, личности моральной.

 

Организация учебной деятельности по освоению курса предполагает решение следующих задач:

  • создание условий для усвоения ребенком основных навыков инструментальной игры соло и в ансамбле
  • формирование способностей, мотивации к регулярной работе на инструменте, к осмысленному самовыражению через виды музыкальной деятельности: импровизацию, сочинение, интерпретацию

          Курс «Основной инструмент»

В курсе используются учебные пособия : переложения для ансамбля пьес классического репертуара и народной музыки, сборники Л.Бабуриной , Э.Пудовочкина, П.Ролланда, сборники С. Шальмана ,

« Вверх по ступенькам » В. Якубовской, «Школа ансамблевого музицирования» И.Пушечникова, «Алгоритм для трубача» В.Н.Говор

Содержание первого года обучения.

Овладение первичной постановкой инструмента (блокфлейта). Знакомство с нотной грамотой, развитие умений читать с листа, нотный текст, записывать нотными знаками собственную импровизацию и услышанную музыку в исполнении другого музыканта.

Штрихи :–на слоги «ха», «ла», «на», «па», «да», «га»

Используемый диапазон : прима, секунда

Смена позиций губ.

Базинг, базинговое сольфеджио.

Знакомство с музыкальными формами : простые 2-х частные ( « вопрос-ответ » ) , период.

Импровизация с использованием известных штрихов.

1 год обучения 1 полугодие

1. Дозвуковой доинструментальный период :

Знакомство с семейством духовых инструментов .

Знакомство с частями инструмента, название их .

Подготовительные упражнения для левой руки и для правой руки ( пальцы , локоть , кисть )

Постановка корпуса, головы, ног.

Постановка дыхания, упражнения на задержку вдоха и выдоха.

Постановка языка, арткуляция.

Ритмизация текстов .

2.Дозвуковой инструментальный период :

Общая постановка корпуса с инструментом .

Ритмизация текстов в форме « вопрос-ответ » и запись ритма на одной линейке –музыкальной нитке.

3.Звуковой инструментальный  период :

Запись на одной линейке мелодии –музыкальной нитке на одном, двух звуках.

Штрихи : «Да», «Та», «Ха»

Импровизация  

Нотная грамота

Звуковысотность - запись 2-х звуковых попевок на одной линейке

запись на нотном стане 2-х звуковых попевок .

1 год обучения 2 полугодие.

Запись ритма.

Штрихи :  слоги «Па», «Ла», «Да»

Импровизация

Нотная грамота : аттака , Р и f.

Знания 1 года обучения :

Название частей инструмента

Название звуков

Запись на нотном стане

Динамические обозначения

2 принципа музыкального построения : повторность ( реприза ), контрастность

Умения 1 года обучения (знания соответствуют умениям):

Постановка левой  руки, губ, головы, корпуса

исполнение штрихов

Умение выполнять творческие задания : записать нотами текст ( используя известный ритм в доступной звуковысотности ) в объеме тетрахорда , умение исполнить на инструменте .

Содержание второго года обучения.

Постановка правой руки

Знакомство с новыми музыкальными формами : Рондо, вариации ,

Нотная запись на нотном стане собственной импровизации .

Импровизация, используя известные приемы и навыки.

Сочинение в форме 2-х частной , 3-х частной , рондо .

Чтение нот с листа.

2 год обучения 1 полугодие

Повторение штрихов

Новые штрихи: легато (Та-а), сочетания легато и деташе (Та-а, Та-та)

Нотный стан

Запись на нотном стане в форме периода

Понятие « этюд, пьеса »

Различие между этюдом, пьесой, упражнением

2-х, частная  форма, Рондо

Импровизация в ансамбле ( остинато , канон , «вопрос-ответ») используя известные приемы и навыки

2 год обучения 2 полугодие

Сочинение этюдов в форме периода на различные виды техники

Сочинение пьес в форме периода , 2-х частной форме

Понятие 3-х частной простой формы

Импровизация соло и в ансамбле в известных формах , используя различные виды техники

Игра по нотам

Нотная грамота : обозначение динамики ( мр , mf, cresc , dum , <> )

Технический зачет :

Упражнения на разные виды техники

2 этюда собственного сочинения

Выступления: соло , в ансамбле , не менее 1 раза в год .

Знания 2 года обучения :

Запись на нотном стане в форме периода

Обозначение динамики < >

Строение формы 2-х частная , 3-х частная простая, Период

Понятие « позиция губ » , « гамма » , «звукоряд».

 Знание канона, остинато

Знание понятий « пьеса , этюд » .

Умения 2 года обучения :

Игра по нотам

Игра в ансамбле

Умение выполнить творческие задания : сочинить этюд , пьесу в известных ребенку формах

1 и 2 год обучения предполагает обще-музыкальную подготовку ученика через музицирование на блокфлейте. Подготовка к игре на основном инструменте - базинг, игра на мудштуке, постановка корпуса, рук, головы, мундштука на губах, языка. Освоение основного инструмента начинается с 3 года обучения в режиме «Пропедевтики».  

Содержание 3 года обучения .

Понятие « диез » , « бемоль »

Тетрахорд

Гамма ( мажор )

Строение гаммы , запись , штрихи.

         Дальнейшее овладение постановкой .

Понятие «Тема с вариациями»

Строение известных форм ( схематичное )

Игра в разных жанрах

Импровизация , сочинение

Чтение нот с листа

Исполнение этюдов

3 год обучения  1полугодие        

На основном инструменте –выдержанные звуки, позиции-смена позиций.

Тетрахорд  штрихами

Запись на нотном стане в пределах тетрахорда

Импровизация соло и в ансамбле

Игра по нотам

Сочинение этюдов и пьес в форме периода , 2-х частной , 3-х частной формах

Сочинение темы и аккомпанемента ( остинато , перекличка )

Нотная грамота : обозначение темпа

2полугодие        

На основном инструменте - Понятие Тон-полутон, аппликатура

Сочинение этюдов , пьес в 2-х , 3-х частной формах

Импровизация соло и в ансамбле

Игра по нотам : унисон , 2-3 голоса

Нотная грамота : лад

Понятие формы « тема с вариациями » , импровизация в этой форме

Технический зачет : тетрахорды штрихами, трезвучие

2 разнохарактерных этюда собственного или авторского сочинения .

Выступления : соло , в ансамбле не менее 1 раза в год

Знания 3 года обучения :

Обозначение темпа ( анданте , аллегро )

Лад

Строение формы « рондо »

« тема с вариациями »

Музыкальные жанры

Натуральные звуки

Аппликатура

Умения 3 года обучения :

Игра по нотам соло и в ансамбле

Сочинения в форме рондо или темы с вариациями для солиста или ансамбля .

Программа «Основной инструмент»

Данная программа реализуется с 4 года обучения. К этому времени у ребенка относительно сформированы органы дыхательной системы, он в состоянии удерживать музыкальный инструмент.

Содержание 4 года обучения :

Артикуляционные упражнения в алгоритме (Говор В.Н.) –«Иголка», «Челнок», «Лесенка» (в обьеме терции)

Гамма

Использование всех известных приемов и навыков в собственных сочинениях .

Игра во всех известных формах , жанрах .

Игра музыкальных произведений ( например , из сб. Хрестоматия 3-4 класс, «Школа игры» ) . Самостоятельный разбор и игра этюдов из сб. « Избранные этюды » .

4 год обучения

1 октавная гамма

  Арпеджио

Сочинение        пьес , этюдов в известных формах.

Игра в тональностях До, Ре, Соль, Ля, Фа - мажор

натуральный        мажор

минор – гармонический, мелодический, натуральный.

Понятие гармонический аккомпанемент

5 год обучения

Артикуляционные упражнения в алгоритме (Говор В.Н.) –«Иголка», «Челнок», «Лесенка» (в обьеме терции, квинты)

Гамма в штрихах, арпеджио

Легато
Губные трели

Губные интервалы

Интервалы

Игра секвенций

Использование всех известных приемов и навыков в собственных сочинениях .

Игра во всех известных формах , жанрах .

Игра музыкальных произведений ( например , из сб. Хрестоматия 3-4 класс, «Школа игры» ) . Самостоятельный разбор и игра этюдов из сб. « Избранные этюды » .

К окончанию 5 года обучения возраст учащегося допускает работу над интерпретацией. Они могут интонационно точно играть гаммы, подбирая удобную аппликатуру, - что свидетельствует о признаках организованного инструментального мышления. «Ученики исполняют собственные сочинения, фрагменты которых не уступают сочинениям профессиональных композиторов» (из отзыва см. «Педагогику гарм. развитая» С.О. Мильтоняна стр. 129) , подбирать на слух, самостоятельно разбирать нотный текст, готовы технически и личностно к произведениям , требующих концептуального мышления.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица возрастной периодизации

Таблица № 1

Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера преимущественно развивается

Новообразования возраста

Дошкольный возраст 3-7 лет

Игровая

После 4-5 лет –сюжетно-ролевая игра

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общественно-значимой и общественно оцениваемой деятельности

Младший школьный возраст 7-10 лет

Учение

На познание начал наук

Интеллектуально-познавательная

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль.

Рефлексия.

Критичность

Подростковый возраст 11-14 лет

Деятельность общения в процессе обучения, организованной трудовой деятельности

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости», «самооценка», подчинение нормам коллективной жизни.

Таблица № 2

Возрастной период

Возрастные особенности психического развития

Возрастные особенности усвоения учебного материала

Дошкольный возраст

3-7 лет

Развитие психомоторики , наличие богатого воображения ; потребность в общении ; охват мира в его целостности , отсутствие страха, способность к сравнениям, самонаблюдению ; саморегуляции ; формирование моральных чувств ; стремление к самовыражению ; развитая чувственность.

Синтез различных видов деятельности музыки , рисования , поэзии , движений

и т. д.

Игровые методы обучения .

Групповая форма обучения .

Опора на чувственность, воображение .

Младший школьный возраст 7-10 лет

Работает связь : чувства - воображения - мышления Социальная связь с миром . Идентификация себя с каким-то видом труда , с результатами и процессом производства вещи и мысли Освоение « технологического этноса культуры », Учитель - естественный лидер .

Импровизация и сочинение - ведущие виды деятельности , опережающие в технических трудностях интерпретируемые произведения . Привлечение игровых методов групповой формы , синтез различных видов деятельности .Опора на связь мышления с чувственно - образной сферой .

Подростковый возраст 11-14 лет

Борьба за лидерство, тяга к эксперименту, проверка всего на собственном опыте, самоедство , эмоциональная нервозность, поиск целостности и индивидуальности . Период полового созревания . Поиск социальных ценностей . Идентификация себя с перспективной карьерой , т.е. деятельности , имеющей значение для себя и других.

Появление продуманности замысла, авторской воли, свободы в сочинении и импровизации.

Появляется стремление выразить себя в сочинении другого автора через его музыкальный взгляд на мир (интерпретация)



                                                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!. М. , 1988.

Анисимов В.П. АРТ-ПЕДАГОГИКА нравственности  Тверь 2010г.

Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л. , 1979.

Виноградов Л. Пособие по элементарному музицированию. М., 1993.

 Говор В.Н. Основные приемы освоения духовых инструментов по «Сферозвуковой технологии» / Методическая разработка. -Бежецк–Тверь; УМЦ, 2011. -С. 42.

Говор В.Н. Сферозвуковая технология освоения духовых инструментов /Методологические основы инструментально-духовой педагогики // Учебное пособие для преподавателей классов духовых инструментов ДМШ, ДШИ, ССУЗов, ВУЗов.-СПб.: Композитор, 2012.

Говор В.Н. Об исполнительском дыхании при игре на трубе. //Проблемы музыкальной педагогики и   музыкознания. –Владивосток, ДВГУ. 1986. -С.35-41.

Говор В.Н. Формирование навыков управления исполнительским аппаратом при игре на медных духовых инструментах /Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ и муз. училищ. -Кемерово, 1988.

Говор В.Н. Формирование навыков настройки и слухового контроля при игре на медных духовых инструментах. /Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ и муз. училищ. -Кемерово, 1988.

Говор В.Н. Эстетическое и нравственное воспитание школьников в  духовом оркестре. /Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Сб.ст., -Новосибирск: НГК им. Глинки, 1989. -С.234-239.

Говор В.Н. Учебная Программа “Методика обучения игре на медных духовых инструментах” для повышения квалификации преподавателей детских музыкальных школ. -М.: ЦИПК РТР, 1988.

Говор В.Н. Профессиональная реабилитация как педагогическая проблема (на примере исполнителей на духовых инструментах). -СПб: СПГАК, 1999.

Говор В.Н. Целостно-Гармоничное  развитие  личности – ВЕКТОР  ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / Материалы международной конференции “По мягким вычислениям и измерениям” // Сб. докладов. Т.I. -СПб; 2002. -с. 177-184.

Говор В.Н. Мировоззренческий аспект проблемы творческого развития личности школьника / Материалы конференции: “Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога”. -Тверь, 2003. С.195-198.

Говор В.Н. О дидактическом подходе к обучению игре на духовых инструментах / Материалы конференции «Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога». -Тверь, 2003. С. 198–203.

Говор В.Н. Импровизационная деятельность. С-Пб., 1999.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

Журнал «Известия Российской Академии образования». № 2. М., 2000.

Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1991.

Лесман И. А. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М., 1964.

Либерман Е. Экзамен по специальности и его оценка. / Советская музыка, № 7, 1976.

Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития музыканта. Тверь , 2003г.

Мострас К.Г. Упражнения / Очерки по методике обучения игре на скрипке. М., 1960.

Никитины Б.П. и Л.А. Мы, наши дети и внуки. М., 1989.

Общая психология / Под редакцией А.В. Петровского. М., 1979.

Оленчик М. Хрестоматия для блокфлейты

Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте

Пушечников И. Школа ансамблевого музицирования для блокфлейты сопрано

Савочкина Т.С. Психология обучения. Тверь, 1998,

Сухомлинский В. А. Сердце отдало детям. Киев, 1978.

Турчанинова Г.С. Некоторые вопросы профессионального обучения скрипачей в младших классах ДМШ (из опыта работы) // Вопросы методики начального музыкального образования. М., 1980.

Флеш К. Воспоминания скрипача // Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1977. Вып. 8.

Царюк Н.И. «Компенсирующая методика» (На правах рукописи)

Шатковский Г.И. Сочинение и импровизация мелодий. М., 1988.

Шульпяков О.Ф Техническое развитие музыканта - исполнителя. Л., 1973.

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. № 4. 1971.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра как фактор творческого развития личности ребенка"

Что же такое игра? Использование игровых технологий на уроках хореографии....

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В КЛАССЕ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Данная работа написана в соответствии с ведущими тенденциями в развитии гуманистического, личностно-ориентированного образования с учетом современных требований к преподаванию предметов эстетического ...

Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса

В данном методическом пособии представлен материал по теме: «Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса», в котором представлен лекционный курс, разработаны практические ...

Формирование единого образовательного пространства, как условие развития личности ребенка в дополнительном образовании.

A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children's self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift. Th...

«Воспитание навыков ансамблевого музицирования учащихся ДШИ в классе духовых инструментов»

Обобщение опыта преподавателя по классу духовых инструментов.Будет полезно преподавателя музыкальных школ и школ искусств. В работе рассмотрены этапы, приёмы, возможные трудности работы над пьесо...

Роль хореографических дисциплин в развитии личности ребенка

В период жизни, когда ребенок ходит в школу, основным видом его деятельности является учебная деятельность. Современные требования к обучению заставляют проводить много времени за учебой, как в стенах...

Доклад на тему: «Работа с фонограммой на уроках в классе духовых инструментов»

В успешной работе преподавателя детской школы искусств важную роль играет применение на практике современных образовательных технологий.В современных реалиях учебного процесса (дистанционное обучение ...