Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса
методическая разработка на тему

Ковязина Анжелика Заурбиевна

В данном методическом пособии представлен материал по теме: «Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса», в котором представлен лекционный курс, разработаны практические задания и упражнения.

Пособие предназначено для студентов 2 курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.r._dichnost.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им.Х.Андрухаева»

Ковязина Анжелика Заурбиевна

Методическая разработка

Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса

Майкоп 2016

ББК

УДК

Ковязина А.З. Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса

В данном методическом пособии представлен материал по теме: «Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса», в котором представлен лекционный курс, разработаны практические задания и упражнения.

Пособие предназначено для студентов 2 курса

Тираж 100 экз.

Введение

Целью данной работы является изучение понятия «личность» и анализ личности как предмет воспитания.
На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.

Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она стала самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.

Она стала наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности. Существует закономерность: человек рождается, личностью он становится.

Актуальность данной темы обусловлена определенным интересом к воспитанию, развитию и совершенствованию личности.

Тема: Развитие личности.

Ребенок как объект и субъект

педагогического процесса.

Цели изучения:

заложить и развить представления о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»; выработать умение оперировать этими и другими понятиями темы; провести анализ различных подходов к данным понятиям на культурологической основе.

Форма изучения:

семинар, самостоятельная работа студента.

Основные понятия:

личность; человек; индивид; развитие личности; формирование личности; социализация личности; наследственность; среда; возрастные особенности развития; периодизация возрастного развития; акселерация.

План.

  1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.
  2. Движущие силы и основные закономерности развития личности.
  3. Факторы, влияющие на формирование личности.

  1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания.

Но прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным понятиям по теме. Таковыми являются человек, личность, индивид, индивидуальность.

Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, он представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. 

В то же время понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом рождаются, личностью становятся, а собственную индивидуальность отстаивают.

Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, педагогике понятия «развитие», «формирование» и «социализация» личности.

Развитие — это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное. В развитии, свойственном человеку, выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).

В философской, психологической, педагогической литературе даются разные дефиниции этого понятия. В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, когда речь идет о каком-либо изменении: прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и др.

В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой.

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.

Таким образом, развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Биологическое развитие связано с изменениями:

- морфологическими (роста, веса, объема);

- биохимическими (состава крови, костей, мышц);

- физиологическими (пищеварения, кровообращения, полового развития и созревания).

Социальное развитие связано с изменениями:

- психическими (совершенствованием памяти, мышления, воли, характера);

- духовными (нравственным становлением, изменением сознания);

- интеллектуальными (углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом).

Обычно, если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин «развитие», если нравственное, духовное — термин «формирование».

Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему.    Характерная  особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

В последнее время в педагогике кроме понятий «развитие», «формирование» личности широкое распространение получило понятие «социализация» личности. Под социализацией подразумевают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней. Социализацию определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализация осуществляется в процессе воспитания. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения социализации.

2. Движущие силы и основные закономерности развития личности

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.

Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.

Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.

Разрешение противоречий происходит через более высокие уровни деятельности. Когда потребность удовлетворяется, противоречие снимается. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и процесс продолжается.

Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, — с другой. К числу основных относятся закономерности, определяющие, что развитие человека:

■ детерминировано внутренними и внешними условиями;

■ обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;

■ детерминировано типом ведущей деятельности;

■ зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;

■ обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственностью, средой (социальной, биогенной, абиогенной), воспитанием (большим количеством видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельностью человека. Эти факторы действуют — не порознь, а вместе — на сложную структуру развития личности.

Рассмотрим более подробно влияние различных факторов на формирование личности.

3. Факторы, влияющие на формирование личности

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления         (СИ. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание — это социальные факторы, тогда как наследственность — биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения — «чистая доска, на которой можно все написать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К.Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств.    Человек — не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственности. Наследственность —  качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

По наследству от родителей к детям передаются:

■ анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

■ физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

■ особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

■ аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;

■ предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физических травм,  нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);

индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов,  педагогов — рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе жизнедеятельности и в результате воспитания. Передаются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть реализованными или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не об особых способностях, а, скорее, об адекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем они признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Его причиной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори,       К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И.П. Павлова, и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда. Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реальная действительность понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Индивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше  важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей воспитание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

■ обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

■ способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

■ содействует познанию и преобразованию окружающего мира;

■ является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

■ дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;

■ создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Подготовка к семинарскому занятию

  1. Установите иерархию следующих понятий: воспитание, человек, развитие, формирование личности, социализация личности, развитие личности. Заполните схему

  1. Проверьте себя, внимательно изучив следующую таблицу. Заполните ее.

Понятие

Общее

Различие

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферы человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.

Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Социализация – это усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта.

Воспитание – процесс и результат целенаправленного  формирования личности в условиях специально организованного взаимодействия воспитателя и воспитуемого.

  1. Как вы понимаете высказывание А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, приведенное в Российской педагогической энциклопедии: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?

Я понимаю это как ……………………………………………………………………………

  1. Раскройте суть влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов. Что здесь самое важное?

Факторы

Суть влияния

Наследственность

Деятельность

Географическая среда

Социальная среда

Общение

Воспитание

  1. Закончите фразы, заполнив пропуски.

1)Наблюдения показывают, что между возрастом и развитием человека существует …………………………………………………...

2)Чтобы правильно управлять процессом развития, нужна классификация ………………………………………………………….

3)Возрастная периодизация  основывается  на выделении возрастных ………………………………………………………………

4)Возрастными особенностями называются …………………………

…………….., присущие данному возрасту.

  1.  Что такое «акселерация»? Выберите наиболее полный и точный ответ:

1)процесс активной деятельности личности;

2)ускоренное формирование интеллектуальных сил личности;

3)проявление настойчивости личности в достижении поставленной задачи;

4)ускоренное физическое развитие детей, проявляющееся в последнее столетие;

5)ускоренное психическое и физическое развитие личности в подростковом возрасте.

Семинарское занятие

1.Основной доклад: «Особенности процесса развития  и формирования человеческой личности».

Темы для докладов и сообщений:

  • «Общее понятие о педагогической антропологии и ее роль в повышении эффективности педагогического процесса».
  • «Периодизация возрастного развития ребенка, особенности развития детей разных возрастных групп: здоровье, интеллект, мораль».
  • «Человек, личность, индивид. Как вы это понимаете?»
  • «Формирование личности школьников разных возрастов (отношение к школе и учению; отношение к будущему; особенности самосознания и т.д.)».
  • «Акселерация и ее последствия».

2.Основной доклад: «Понятие об индивидуальном развитии личности и его движущих сил».

Темы для докладов и сообщений:

  • «Внутренние и внешние факторы развития ребенка: наследственность, среда, воспитание».
  • «Взаимодействие социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии детей».
  • «Трудные дети. Одаренные дети».

3.Основной доклад: «Ребенок как объект и субъект педагогического процесса».

Темы для докладов и сообщений:

  • «В чем проявляется внутренняя активность личности в педагогическом процессе?»
  • «Когда у человека появляется право на субъективность?»
  • «…………………….» (свой вариант темы).

Тезисы  выступления на семинаре

Тема: ……………………………………………………………………

Вступление. Почему эта тема актуальна?

……………………………………………………………………………

Тезис 1. О чем идет речь (понятия, аксиомы)?

……………………………………………………………………………

Тезис 2. В чем суть проблемы?

……………………………………………………………………………

Тезис 3. Что вы думаете по существу темы и что предлагаете?

……………………………………………………………………………

Ход семинарского занятия

Тема выступления

Суть выступления

Вопросы к выступающему, замечания

Над чем подумать?

  1. Как основные биологические характеристики ребенка (пол, национальность, возраст) влияют на деятельность педагога?
  2. «В личность, - писал М.М. Рубинштейн, - входит все то, что объединено ее самосознанием, все, что она окрасила личным характером, органической теплотой своего существования, будет ли это духовное, идеальное, душевное, социальное, телесное» (Цит. по: Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М.: Интерпракс, 1994.-С.191).

Очевидно, что все перечисленное равнозначно. Какой должна быть иерархия понятий?

Самостоятельная работа

Из приведенного списка заданий различного уровня сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем.

№1. Напишите 7 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая карточка.

№2. Подберите отрывки из литературы и научных текстов по одной из предложенных тем.

  • «Общее понятие о педагогической антропологии».
  • «Внутренние и внешние факторы развития личности».
  • «Акселерация и ее последствия».
  • «Социально-педагогические особенности воспитания детей в условиях РА».
  • «………………………..» (свой вариант темы).

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии  (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

№3. Напишите сочинение «Я как индивид, личность, индивидуальность».

Форма отчета: текст сочинения.

№4. Попытайтесь проанализировать, что вы унаследовали от родителей и своих предков. С этой целью постройте генеалогическое древо своей семьи. Особенное внимание обратите на проявляющиеся в вашей семье задатки к определенным видам деятельности.

Форма отчета: генеалогическое древо с комментариями.

№5.  Повесть Р. Киплинга «Маугли» завершается сценой  ухода Маугли к людям. Он уходит к ним с тяжелым сердцем. Что ждет его среди людей? Увидят ли они в нем личность? Сможет ли он свободно развиваться среди них? Напишите продолжение сказки с точки зрения сторонников различных философско-педагогических концепций.

Форма отчета: текст сказки.

№6. Проведите свое исследование и напишите отчет на тему «Как школа учитывает индивидуальность и возрастные особенности учеников?»

Форма отчета: соответствующий текст.

Методические рекомендации по выполнению

самостоятельной работы

Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы. Некоторые задания требуют от вас проявления способности к рефлексии (задание №4). Тщательно проанализируйте  качества своей личности, охарактеризуйте ее направленность, постарайтесь объективно оценить свои достоинства и недостатки с точки зрения будущей профессии. Постарайтесь прокомментировать их.

Задания творческого характера потребуют от вас  проявления педагогической эрудиции, фантазии, юмора, нестандартности мышления (задание №5).

При выполнении последнего задания выберите школу, где бы вы могли провести исследование. Составьте необходимую анкету, попросите ответить на ее вопросы учителей и учащихся этой школы. Получив данные, попытайтесь прокомментировать их.

Отчет о выполнении самостоятельной работы

…………………………………………………………..

..........................................................................................

…………………………………………………………..

…………………………………………………………..

Ответы к разделу «Подготовка к семинарскому занятию»

№1. Социализация личности – воспитание человека – развитие личности – развитие и формирование личности.

№5.  1) Корреляция;  2) возрастных периодов; 3) особенностей;                4) характерные качества.

№6. 4.  Остальные ответы неверны или неполны.

Литература

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: учеб. пособие/ А.С. Агафонова. – СПб.: Питер, 2003. – 416с.

2. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие/ Н.В. Бордовская, Н.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.

3. Естествознание. Электронный Большой энциклопедический словарь. Mastersoft. ТОВ «Фортресс Паблишинг», 2004.

4. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Т.А. Ильина. - М.: Просвещение,   1984. - 496 с.

5. Столяренко А.М.Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающимся по педагогическим специальностям / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 479 с.

6. Педагогика: учеб. пособие / Под. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2006. - 432 с.

7. Подласый И. П. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра как фактор творческого развития личности ребенка"

Что же такое игра? Использование игровых технологий на уроках хореографии....

Инклюзивная Программа развития личности ребенка группы коррекции в классе духовых инструментов

Данная программа разработана на основе исследований «Развитие личности ребенка в классе духовых инструментов» и представляет собой практическую часть реализации Концепции музыкально-творческого развит...

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В КЛАССЕ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Данная работа написана в соответствии с ведущими тенденциями в развитии гуманистического, личностно-ориентированного образования с учетом современных требований к преподаванию предметов эстетического ...

Программа «Организация трудового воспитания как залог успешного развития нравственно-эстетических качеств личности ребенка»

«Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».Иммануил Кант Пояснительная запискаПрограмма по самообразованию на тему : « Организация трудового воспитан...

Объекты и субъекты управления проектами

В данном учебном материале дается информация об основах управления проектами. Раскрываются понятия объекта, субъекта управления. Вводится классификация процессов в системе управления проектом. Подробн...

Формирование единого образовательного пространства, как условие развития личности ребенка в дополнительном образовании.

A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children's self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift. Th...

Роль хореографических дисциплин в развитии личности ребенка

В период жизни, когда ребенок ходит в школу, основным видом его деятельности является учебная деятельность. Современные требования к обучению заставляют проводить много времени за учебой, как в стенах...