Проект "Славянский базар"
проект на тему

Трушакова Татьяна Викторовна

Статья посвящена вопросам реализации проектной деятельности в условиях детской школы искусств в детском хореографическом коллективе

Ключевые слова: традиции, культура, проект, хореография

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_slavyanskiy_bazar.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация проекта «Славянский базар» в детском хореографическом коллективе Детской школы искусств № 5 г. Курска

Трушакова Татьяна Викторовна

преподаватель хореографии МБОУ ДОД ДШИ №5 г. Курска

Статья посвящена вопросы реализации проектной деятельности в условиях детской школы искусств в детском хореографическом коллективе

Ключевые слова: традиции, культура, проект, хореография

                                                             «Есть только один исторический путь к  

                                                               достижению высшей всечеловечности,  

                                                               к единству человечества - путь

                                                               национального роста и развития,  

                                                               национального творчества».

                                                                                                     А.В. Бердяев

В сегодняшней социальной ситуации нашей страны, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает все более важное значение. Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народно-сценический наследие, является одной из высших духовных ценностей русского народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России. Залогом социально-экономической и политической стабильности  является сохранение и совершенствование народной культуры. «Мы русские люди, должны сохранить свои традиции и обычаи, так как это наша национальная культура, наша гордость. Мы обязаны вспомнить все лучшее, что было сотворено нашими предками за многие столетия национальной истории. И не только вспомнить, но и опереться на их достижения.»  М. С. Хармицкий

Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, народная хореография является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека. Обучение народно-сценическому танцу является одним из факторов сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры. Органичное включение народного танцевального фольклора в современную хореографическую культуру и передача этого опыта подрастающему поколению – важнейшая практическая и теоретическая задача для всех работающих в этой сфере педагогов, фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становиться не объем усвоенный знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие ребенка, его психическая и социальная адаптация.

Устойчивые традиции национальной культуры способны помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. В целях сохранения традиций национальной хореографической культуры при изучении курса народно-сценического танца, обучающиеся средних и старших классов отделения хореографии детской школы искусств №5 знакомятся с проектом «Славянский базар».

Цели проекта «Славянский базар»:  

1. Создание условий для приобщения учащихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества во всех его проявлениях.

2. Развитие умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

3. Развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей.

4. Воспитание самодостаточного человека, патриота на основе любви к народной культуре, народному танцевальному творчеству.

Для реализации поставленных целей решаются следующие задачи:

1. Обучающие:

- овладение обучающимися основами народно-сценического танца;

- обучение выразительному исполнению народного танца;

- формирование знаний по народной культуре.

2. Развивающие:

- развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце;

- развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной деятельности;

3. Воспитательные:

- организация постановочной и концертной деятельности;

- создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности и условий для общения;

- формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, культуры эмпатического общения.

Определение целей, задач и содержания проекта «Славянский базар» основывается на таких важнейших принципах, как последовательность и доступность обучения, опора на интерес, учет индивидуальных особенностей ребенка. Соблюдение этих принципов позволяет определить перспективы развития не только каждого воспитанника, но и танцевального коллектива в целом.

На протяжении всего периода обучения в процессе репетиционно-постановочной деятельности нарабатывается техника танца, разучиваются новые танцевальные движения, максимально раскрывается творческий потенциал детей, совершенствуется их актерское мастерство.

При организации образовательного процесса используются методы: специфические( характерные для процесса хореографического образования) и общепедагогические(наблюдения, убеждения, стимулирования, создания ситуаций успеха для каждого ребенка).

Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы проекта и выражается в сформированности качеств: знаний, умений и навыков, которые являются критериями отслеживания результатов.

В конце курса проекта «Славянский базар» воспитанники должны:

- обладать художественным вкусом, творческим воображением;

- исполнять технически сложные движения: дроби, вращения, трюки.

- владеть основами актерского мастерства и «чувством ансамбля»;

- знать основы исполнения русского, белорусского, украинского танцев.

Занятия обучающихся проходят в детской школе искусств, что оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентированной сферы детей, являющейся одной из составляющих результатов образования.  Приобщение  к народному творчеству идет через: внеклассную работу, концертные программы, семейные праздники, фестивали искусств, конкурсы.

При изучении каждого из разделов проекта учащиеся знакомятся  с национальными особенностями изучаемой народности, народными                                                                                                                  обрядами, традициями жизни и истории народа. Все это помогает более глубокому пониманию национального характера, усиливает выразительность исполнения. При этом не следует преждевременно навязывать детям  взрослую манеру исполнения, заставлять их «наигрывать» темперамент и утрировать мимическую «игру». Исполнение должно быть естественным, а предлагаемый материал – не только соответствовать техническим возможностям воспитанников, но и учитывать их возрастную психологию.

Образовательная программа проекта состоит из 3-х разделов:

1. Экзерсис у станка.

2. Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.

3. Работа над этюдами, построенными на материале танцев Славянских народов.

Все перечисленные разделы связаны между собой, однако, каждый из них имеет свои конкретные задачи.

Основной задачей первого раздела «Экзерсис у станка» является постепенное введение в работу суставно-связочного аппарата. Учебные комбинации – это «кирпичики», из которых вырастает «здание» занятий. Движения, выстроенные в определенной последовательности - это форма которую мы наполняем содержанием.

Второй раздел «Танцевальные движения и комбинации на середине зала» включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений танцев славянских народов. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.

Основной задачей этого раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.

Третий раздел «Работа над этюдами, построенными на материале танцев славянских народов» включает в себя этюды в характере русских, украинских, белорусских,  танцев. Каждый этюд должен представлять собой небольшой народный танец.

Основной задачей  является закрепление полученных знаний и умений  выполнения упражнений у станка и на середине зала, развитие выразительности исполнения. Точная передача в движениях национального колорита. Открытые уроки с класс - концертами это итог работы по данному разделу. Обучающиеся с успехом исполняют такие танцы как Украинский гопак, Бульба, Лявониха, Веселуха, Гусачок, Барыня, Калинка, Выйду на улицу.

Участие обучающихся детской школы искусств №5 в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования элементов этнического самосознания и национальной культуры детей. Используемые формы работы руководителя танцевального коллектива (педагога-хореографа) не только крайне важны практической деятельности, но и являются средством сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства любви своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Как пошла я на базар..."

Мероприятие к Всемирному дню потребителя...

Птичий базар

(Зоологическая интеллектуальная игра по теме «Птицы» для учащихся 7 –х классов)  Игра проводится по типу телевикторины «Счастливый случай» Лучше всего это мероприяти...

Математический базар

19 мая 2023 года Кассный час в группе продленного дня...