Птичий базар
план-конспект занятия

Корбукова Надежда Михайловна

(Зоологическая интеллектуальная игра по теме «Птицы» для учащихся 7 –х классов)

  Игра проводится по типу телевикторины «Счастливый случай» Лучше всего это мероприятие проводить весной, когда в школе отмечается День птиц.                                                                                         Цель игры. Систематизировать  знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни  человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе.                                                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptichiybazar.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Птичий базар                                                                                                                                                       (Зоологическая интеллектуальная игра по теме «Птицы» для учащихся 7 –х классов)

  Игра проводится по типу телевикторины «Счастливый случай» Лучше всего это мероприятие проводить весной, когда в школе отмечается День птиц.                                                                                         Цель игры. Систематизировать  знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни  человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе.                                                                                                                    (В игре участвуют две команды по 5-6 человек. Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода. Его получит та команда, которая даст правильный ответ)

Ведущий.                                                                                                                                                                                                         Скажи ты мне, какой чудак и днём и ночью носит фрак? (Пингвин)

Гейм первый. «Знакомство»

Капитан команды представляет игроков и отдаёт эмблему команды жюри. Жюри оценивает соответствие названия эмблемы с биологической направленностью игры, оценивает оригинальность пятью баллами.

Гейм второй. «Круг знаний»

Каждой команде задаётся по 5 вопросов для выведения круга знаний о строении и особенностях жизнедеятельности птицы.                                                                                                                                                           1. У большинства животных зубы располагаются в ротовой полости, но о птицах говорят, что у них зубы в желудке. Почему? (У птиц действительно зубов в ротовой полости нет. Пища измельчается мускульным отделом желудка путём трения о его роговые стенки желудка и камешки, которые заглатывает птицы. Такой способ переваривания особенно важен для зерноядных птиц.)                                                                                                                                                                     2. Какие особенности строения тела обеспечивают полёт птиц? (Внутри костей содержатся полости, заполненные воздухом; относительно маленький размер черепа; наличие перьевого покрова).                                                                                                                                                                                                                   3. Сколько кругов кровообращения у птиц? (Два – большой и малый)                                                                    4. Для чего у пеликана под клювом есть кожистый мешок? (Прижимая клюв к грудине, пеликан освобождает мешок от воды и заполняет его рыбой).                                                                                          5. Какие зерноядные птицы выкармливают своих птенцов насекомыми? (Воробьи, щеглы и др).                 6. Существует ли птичье молоко и у каких птиц? (Птичье «молоко» есть у голубей и пингвинов. Если по чему либо самка пингвина отошла от гнезда и задержалась, а птенец требует пищу, то у самца начинает действовать особые железы, которые перерабатывают жир в питательную массу, её то он и отрыгивает в раскрытый клюв птенца).                                                7. Дышит ли птенец в яйце? (Дышит, так как споры скорлупы пропускают воздух).                                                8. Какие из инстинктов указывают на более высокую организацию птиц по сравнению с земноводными  и пресмыкающимися? (Внутреннее оплодотворение, строение яиц, сухая кожа, лёгочное дыхание, четырёхкамерное сердце, постоянная температура тела).                                           9. Насколько обосновано выражение: «Ест мало, как птичка»? (Утверждение неточное. Если учитывать абсолютное количество еды, то, конечно, большинство птиц съедает мало. Но по отношению к собственной массе птица ест значительно больше многих животных и человека).                                                                                                                                                                          10. Какое значение в жизни птиц имеет их пение весной?  (Привлечь самок, показать самцам того же вида, что территория занята).

Гейм третий. «Заморочки из мешочка»

Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами вопросов, на каждый ответ даётся 30 с. Если команда не справляется вопрос переходит в зал. За каждый правильный ответ – один балл.                                                                                                                                                                                                  Если достанется бочонок с подковкой, то это «счастливый случай», команда получает три дополнительных очка и одно очко за ответ на шуточный вопрос.                                                                          

  1. Каких птиц называют кричащими и каких певчими? (У кричащих птиц нижняя гортань устроена несложно, у певчих птиц голосовой аппарат значительно сложнее).                                              2. Назовите самую крупную птицу, обитающую в России? (Дрофа).                                                                        3. О пользе воробья сложились противоречивые мнения. Так полезная эта птица или вредная?  (Воробьи полезные для хозяйства птицы. Тот небольшой вред, который они приносят, питаясь зерном, многократно компенсируется уничтожением гусениц, которыми они вскармливают своих птенцов).                                                                                                                                                                                                                                    4. Почему стрижи улетают из средней полосы в конце августа раньше других птиц? (В конце августа на высоте, где охотятся стрижи, становится значительно меньше насекомых, хотя у земли их ещё много. Голод пробуждает инстинкт перелёта).                                                                                       5. У каких птиц яйца насиживает самец? (Эму, страуса, плавунчика, глупой ржанки).                                       6. Почему в гнездах ворон, сорок, скворцов можно обнаружить разные блестящие предметы? (Эти птицы наделены странной особенностью собирать, а иногда воровать в домах и тащить в гнездо блестящие предметы).                                                                                                             Шуточные вопросы.                                                                                                                                                                               1. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать).                                                                      2. Какая птица определяет срок жизни человека? (Кукушка).                                                                             3. Когда температура тела у птицы выше: зимой или летом? (Одинакова круглый год – птицы теплокровные).                                                                                                                                                                          4. От какой птицы зависит количество детей в семье?  (От аиста).

Гейм четвёртый «Ты – мне,  я – тебе»

Команда должна заранее приготовить три вопроса для соперников. На размышление – 20с. Жюри  выбирают наиболее интересный вопрос. За каждый правильный ответ – один балл.

Гейм пятый. «Тёмная лошадка».

Ведущий читает вопрос. Команда, которая раньше поднимает руку, отвечает первой. Если обе команды не ответили, вопрос переходит в зал зрителям.                                                                      1. Удивительно красиво белоснежное оперение этой птицы. Весной, с наступлением брачного периода, на её спине вырастают и сохраняются  до начала лета особые чудесные перья, напоминающие своеобразную кружевную накидку.  Длинные пучки этих перьев, колыхающиеся при малейшем колебании воздуха, называют эгретками.  Перья этой птицы шли на украшение женской  и ценились очень  высоко, но это привело к почти полному её истреблению. Сейчас охота на эту птицу запрещена. Назовите её.  (Белая цапля).                                2.  Один из самых лучших певцов. Его пение часто сравнивают с пением соловья. Натуралист Кайгородов рассказывает: «Мне известны многие случаи, когда несведущие люди принимали этот свист за соловьиный и уверяли, что слышали соловья, в то время когда в лесу ещё местами лежал не стаявший снег. Они не хотели верить, что подобные звуки могли принадлежать какой -то другой птице». Но в отличие от соловья в этом пении не услышишь знаменитого соловьиного щёлканья и раскатов. О какой птице нашей фауны идёт речь? (Певчий дрозд).                                                                                                                                     3. Одна из замечательных  особенностей поведения этой птицы  - великолепная ориентация и умение вернуться из любого места кормёжки или водопоя.  Это качество и послужило причиной её одомашнивания, которое произошло 5 – 6 тыс. лет назад. Она может проводить в полёте много часов подряд  и иногда развивает скорость до 100 км/ч. Эту птицу использовали как почтальона. Кто это? (Голубь).                                                                         4. Основная пища этих птиц – насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причём из всех пернатых только они клюют мохнатых гусениц, покрытых ядовитой шерстью. Натуралисты в старину отмечали, что глотка и желудок этой птицы изнутри покрыт мехом.  Наблюдение верное, только «мех» этот не собственный. Это многочисленные волоски гусениц, которые впиваются в стенки желудка и глотки птицы. Время от времени она отрыгивает эту шерсть. О какой полезной для леса птице идёт речь? (Кукушка)

 

Гейм шестой. «Игра в прятки»

В каждом приведённом выражении найти скрытые  цветок и птицу. Выполнить это можно только соединяя и разъединяя слова в строки, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Время на задание ограничено.                                                                                                                                                                   1. Мы пойдём по тропинке мимо забора, а вы Пьер? (Мимоза, выпь.                                                            2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока.                           (Ромашка, сорока.                                                                                                                                                                                                     3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома. (Ирис, пеночка)                                                                                                                                                 4. Плывём в Жигулях. Над горами гроза, ходит волнами Волга. (Роза, иволга).                                         5. Ты сегодня кто? – Я сегодня шпион. – Пароль? – У – два, ракушка. (Пион, варакушка).       6. А задачки – то хороши.  Повникай,  повникай – это тебе не шуточки. (Шиповник, уточки)

Гейм седьмой. «Дальше, дальше…»

Знаете ли вы орнитофауну.

  1. Какие наши птицы не садятся ни на воду, ни на землю, ни на ветки? (Стрижи)
  2. Назовите самую маленькую птицу нашей средней полосы?                                         (Королёк и подкоренник – крапивник)
  3. Какие птицы не летают? (Страус африканский, американский нанду, австралийский эму, козуар, новозеландский киви, пингвин).
  4. Какая наша птица может ползать по стволу вниз головой? (Поползень).
  5. Какие птицы нашей местности ночуют зарывшись в снег?                                           (Глухари, тетерева, рябчики)
  6. Какая птица ходит под водой? (Оляпка)
  7. Какие утки гнездятся в дуплах деревьев?                                                                                        (Мандаринка каролинская утка, гоголь, крохаль, иногда кряква)
  8. Какие птицы не высиживают яйца?                                                                                      (Кукушка, сорные куры, некоторые шалашники)
  9. У каких наших промысловых птиц воспитывают птенцов и самец, и самка? (Рябчики, белая и серая куропатки)
  10. Какая птица нашей местности самая большая? (Дрофа)
  11. Какая птица переносит птенцов в лапах? (Вальдшнет)
  12. Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  13. Какие птицы самые дальнозоркие? (Грифы)
  14. Какая наша птица поёт хвостом? ((Бекас)
  15. Какая птица носит фамилию писателя? ( Грифы)
  16. Какая птица накалывает добычу на колючки кустарника? Сорокопут)
  17.  Какая птица имеет хвост в форме музыкального инструмента? (Лирохвост)
  18. Какая птица совершает самый дальний перелёт? (Полярная крачка)
  19. Какая птичка может лететь хвостом вперёд? (Колибри)
  20. Какая птица лает как собака? (Самец белой полярной куропатки)
  21. Есть ли у скворца своя песня? (Нет)
  22. Какие куры являются прародителями наших современных домашних?  (Банкивский петух и кустарниковая курица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Как пошла я на базар..."

Мероприятие к Всемирному дню потребителя...

Проект "Славянский базар"

Статья посвящена вопросам реализации проектной деятельности в условиях детской школы искусств в детском хореографическом коллективеКлючевые слова: традиции, культура, проект, хореография...

Презентация "Торт Птичье молоко"

Презентация к открытому уроку...

Урок-игра на тему "Птичий калейдоскоп"

Урок -предназначен для обучающихся  7 класса. Целью урока является обобщение и систематизация знаний учащихся об особенностях строения, процессах жизнедеятельности птиц, их разнообразии; в ходе у...

Математический базар

19 мая 2023 года Кассный час в группе продленного дня...