Классный час на тему: "История русского народного костюма".
классный час по теме
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КЛАССНОГО ЧАСА
НА ТЕМУ
«МЫ ПОКОЛЕНИЕ XXI ВЕКА»
«ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА»
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение……………………………………………………………………………………..2
- Сценарий классного часа:
- Цели классного часа…………………………………………………………………....3
- Формы проведения классного часа……………………………………………...…….3
- Методы……………………………………………………………………………….....3
- Средства……………………………………………………………………………..….3
- Ход классного часа:
- Организационный момент…………………………………………………………......4
- Мотивационное начало классного часа…………………………………….…..……..4
- Русский народный костюм……………………………………………………..……...4
- Представление народных костюмов…………………………………………….…….4
- Русский фольклор………………………………………………………….…………...5
- Подведение итогов………………………………………………………….………….5
- Приложения:
- Песня «Живи родник»……………………………………...…………………………..6
- Особенности русского народного костюма…………………………………………..7
- Особенности кроя рубахи…………………………………………………………...…8
- Особенности кроя сарафана…………………………………………………...……..11
- Особенности кроя поневы, юбки……………………………………………...……..15
- Особенности кроя передника…………………………………...……………………16
- Особенности кроя мужской одежды…………………………………...……………19
- Пословицы и поговорки………………………………………………………………22
- Частушки………………………………………………………………………...…….23
- Фотоальбом………...……………………………………………………………….24
- Литература…………………………………………………………………………...…….28
- Методическая записка……………………………………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
При профессиональной подготовке специалистов начального звена для швейной отрасли в начальных профессиональных учебных заведениях одним из основных аспектов преподавания является изучение исторического костюма. Материал данной методической разработки охватывает вопросы, связанные с историей русского народного костюма, конкретные рекомендации по конструированию женской и мужской народной одежды, декоративной отделки и технологии изготовления. Причем создание народного костюма рассматривается, как вид прикладного искусства со всеми его закономерностями и как аспект дизайна предметной среды человека.
В жизни нашей страны многое меняется, но мастерство у российских людей всегда было в почёте, а те, кто обладал им, пользовались большим авторитетом. Ведь в каждое изделие мастера вкладывали частицу своей души, теплоту своих рук. И это делало работу уникальной, неповторимой, ценной.
Изучение культуры и традиций русского народа способствует приобщению обучающихся к многовековым народным традициям и ремёслам, осуществлению эстетического (развитие вкуса) воспитания; установлению межпредметных связей (история костюма, моделирование и художественное оформление одежды, рисование), развитию творческих способностей, профориентации учащихся.
Изучая русский костюм, обучающиеся смогут глубоко и многогранно подойти к исследованию традиций русского народа, изучить приёмы и методы мастеров декоративно- прикладного искусства, композиционные и конструкторские особенности традиционного костюма-образа.
Задачи при проектировании урока, это формировать у обучающихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа; создать условия для нравственного воспитания обучающихся; воспитывать любовь к России, народу и его традициям; способствовать развитию творческих способностей личности; обучать учащихся умениям и навыкам традиционной художественной обработки материалов разных видов.
В результате изучения русского народного костюма должны знать историю развития русского народного костюма; новые термины, встречающие при изучении темы; знать и владеть приёмами народной вышивки и композиции; знать и владеть техникой конструирования и обработки деталей костюма; уметь анализировать результаты своей работы.
Особое место в подготовке к классному часу отводиться практической деятельности и работе над изготовлением народных костюмов.
При обучении дисциплине «Истории костюма» большое значение уделяется развитию у учащихся эстетического вкуса. Поэтому целесообразно в процессе учебно-воспитательного процесса организовывать конкурсы и выставки. Эти мероприятия – итог работы дома и на уроках теоретического и производственного обучения. Цель выставок и конкурсов: расширить кругозор обучающихся, дав новую информацию; развить самостоятельность, развить эстетический вкус при оформлении работ и их созерцании; умение вести рассказ, выступать перед товарищами; привить интерес к предмету; пропагандировать широкий спектр знаний и творчество.
При изготовлении экспонатов для выставки, обучающиеся показывают свои знания не только по предмету «История костюма», но также по «Конструированию одежды» и «Технологии одежды».
Задания для выставки объявляются заранее. Обучающиеся осуществляют поиск информации при поддержке преподавателя и мастера производственного обучения.
В данной методической разработке содержится информация о характеристике основных предметов народной одежды. Опираясь на данный материал, обучающимся легче расширить собранную информацию и определить направление работы над моделями костюмов.
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
«МЫ ПОКОЛЕНИЕ XXI ВЕКА»
«ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА»
«НАРОД, НЕ ЗНАЮЩИЙ СВОЕГО ПРОШЛОГО,
НЕ ИМЕЕТ БУДУЩЕГО»
- Цели классного часа
Воспитывающие:
- Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за свою национальную духовную культуру и уважения к народному костюму
Развивающие:
- Привить интерес к изучению истории костюма, способствовать творческому подходу к исследованию народного костюма
Обучающие:
- Овладение навыками самостоятельной исследовательской работы, в выполнении народного костюма, подготовке сообщений, подбора пословиц и поговорок.
- Формы проведения классного часа:
- Индивидуальная форма – наблюдается на конкурсе «Русский народный костюм»;
- Групповая форма – просмотр слайдов с комментариями; исполнение сатушек;
- Фронтальная форма – пословицы и поговорки.
- Методы:
- Объяснительно-иллюстративный – наблюдается при показе моделей на слайдах, с одновременным комментарием;
- Репродуктивный метод – наблюдается при выполнении костюмов по эскизам;
- Творческий метод – создание эскизов костюмов и их выполнение, подбор пословиц и поговорок, исполнение частушек, песни, создание памятных сувениров.
- Средства:
- Презентация с показом слайдов, мультимедийная установка;
- Музыкальная установка «Караоке», для исполнения песни и музыкального сопровождения;
- Образцы русских народных костюмов;
- Русские народные платки для оформления;
- Фотоаппарат.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
- Организационный момент: Слайды 1, 2.
Слова преподавателя: Здравствуйте, мы начинаем классный час из серии «Мы поколение XXI века». Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего.
Тема нашего классного часа «История русского костюма», об истории русского костюма, о русском фольклоре.
Песня «Родник» - исполняет учащаяся под фонограмму. Слайды с 3 по 12.
- Мотивационное начало классного часа:
«Особенности русского народного костюма» - слова преподавателя. Слайды 13, 14.
- «Русский народный костюм», сообщения учащихся с одновременным показом слайдов:
- особенности кроя рубахи – показ слайдов с 15 по 18;
- особенности кроя сарафана – показ слайдов с 19 по 23;
- особенности кроя поневы, юбки – показ слайдов с 24 по 28;
- особенности кроя передника – показ слайдов с 29 по 32;
- особенности кроя мужского костюма – показ слайдов с 33 по 12.
- Представление изделий народных костюмов: Слайды 34, 35.
Слова преподавателя: В жизни нашей страны многое меняется, но мастерство у российских людей всегда было в почёте, а те, кто обладал им, пользовались большим авторитетом. Ведь в каждое изделие мастера вкладывали частицу своей души, теплоту своих рук. И это делало работу уникальной, неповторимой, ценной. Наши учащиеся подготовили изделия русских народных костюмов и сейчас проведут презентацию своих работ.
Презентация работ учащихся:
Учащаяся 1: У меня Вологодский народный костюм, он состоит из рубахи, юбки и душегреи.
Учащаяся 2: У меня Воронежский народный костюм, он состоит из рубахи, юбки и передника без грудки.
Учащаяся 3: У меня Тульский народный костюм, он состоит из рубахи с широкими рукавами, юбки в клетку и короткого расклешённого сарафанчика.
Учащаяся 4: У меня Курский народный костюм, он состоит из рубахи с длинными рукавами, юбки и передника переходящего на спину.
Учащаяся 5: У меня Орловский народный костюм, он состоит из рубахи и прямого сарафана.
Учащаяся 6: У меня Уральский народный костюм, он состоит из рубахи и расклешённого сарафана.
Учащаяся 7: У меня Саратовский народный костюм, он состоит из рубахи с пышными рукавами, юбки и короткого сарафанчика.
- Русский фольклор: Слайды 36, 35.
Слова преподавателя: «Слова сказаний живых,
Мощное, вечное слово –
Светлый, кипучий родник,
Кладезь богатства родного!»..
Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлы и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звук струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
(Алексей Николаевич Толстой)
Пословицы и поговорки, учащиеся зачитывают свои найденные заранее пословицы и поговорки;
Исполнение частушек учащимися.
- Подведение итогов:
Заключительное слово преподавателя: Костюм как элемент и продукт материальной культуры – это своеобразный экран, на который проецируется в зримой и яркой форме все аспекты культуры, то есть социальный, материальный, технический и духовный уровни развития общества. Т. Ардман в книге «Орнаментация тканей» пишет: «…если бы исчезло всё, и остался только женский костюм, то по нему можно было бы восстановить до известной степени эстетическую культуру прошедших эпох».
Раздача памятных сувениров.
ЛИТЕРАТУРА
- Аникин. В.Русский фольклор. Издательство «Художественная литература». Москва, 1986.
- Бланк А.Ф., Фомина З. М.. Русская народная одежда и современное платье. М., Лёгкая и пищевая промышленность, 1982.
- Дудникова Г.П.. История костюма: Учебник – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Коринский А.., Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. Издательство «Белый город». Москва, 2007.
- Э. Б. Плаксина. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования. – М.; ИРПО: Издательский центр «Академия», 2003.
- Русский народный костюм (коллекция государственного музея). Svetico.narod.ru
- Русский народный костюм. Беседка. Slavlibrary.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ русского человека через народный костюм
В статье "Образ русского человека через народный костюм" хотелось познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма.Развивать эстетический и художественный вкус учащихся.Воспитыват...
Материалы для проведения классного часа по теме: «История врачевания» 34.02.01 Сестринское дело
Материалы для проведения классного часа по теме: «История врачевания» 34.02.01 Сестринское дело...
Классный час на тему"История Серпухова"
Методическая разработка класного часа для студентов 1 курса на тему"История Серпухова"...
Русский народный костюм. Реферат
История Русского народного костюма интересна и актуальна особенно в наши дни. Все мы понимаем как важно не терять своих корней, познакомить и показать детям во что одевались наши предки. Тем более что...
Открытый урок преподавателя Смирнова Ю.П., художественного руководителя и дирижера оркестра русских народных инструментов "Югорская фантазия", на тему: "Знакомство с инструментами русского народного оркестра"
Ознокомление с инструментальным составом народного оркестра, с задачами групп инструментов, солистов...На примере пьес из репертуара оркестра "Югорская фантазия" показаны музыкально-выразите...
Урок на тему "История развития русской литературы: Лицевой букварь К. Истомина"
МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению....
Урок - презентация "Русский народный костюм. Графическая стилизация" по предмету "Прикладная композиция" для 4(8) класса ДХШ/ДШИ
В презентации показана графическая стилизация русского народного костюма на основе изученного иллюстративного материала по теме "Русский народный костюм" и "Русская народная картинка - ...