Урок на тему "История развития русской литературы: Лицевой букварь К. Истомина"
план-конспект урока

МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litsevoy_bukvar_k._istomina._urok.docx53.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    Возникновение и развитие детской литературы в России.

             Лицевой букварь Кариона Истомина.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель:Знакомство с Лицевым букварем КарионаИстомина;углубление знаний истории русской детской литературы; совершенствование навыков выразительного чтения, анализа литературного произведения;

воспитание любви к чтению, привитие эстетического вкуса.

Задачи урока:         1. Научить   собирать и обрабатывать материал, выбирать необходимые сведения.

 2. Продолжать     формировать    умение    выделять     особенности

творчества, обобщать изучаемые факты и доказывать это примерами из текстов произведений.

3.Развивать   творчество,   творческую   самостоятельность.

4.Воспитывать   ответственность   за  порученное   дело,   культуру

общения на уроке, умение рассуждать и принимать участие в беседе, анализировать и делать выводы.


Методы: словесные (беседа)

                 практические (работа с учебной литературой)

Межпредметные связи:ОД 02 «Литература», ОГСЭ 06 «Литература», МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания»

Источники информации, средства обучения:литературные источники: книги, журналы, учебники и учебные пособия,

электронные ресурсы: публикации в сети интернет.

Материально-техническое обеспечение:проектор, ПК, энциклопедии, учебники литературного чтения

Формируемые компетенции (ОК и ПК для МДК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Структура урока

1. Орг. момент. Мотивация изучения темы.

2.  Актуализация опорных знаний и способов действий.

               3. Самоопределение к деятельности.

4. Усвоение новых знаний.

               4. Закрепление.

               5. Подведение итогов занятия.

               6. Рефлексия учебной деятельности.

 7. Задание на дом.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация изучения темы.

Приветствие преподавателя:

Прозвенел уже звонок –

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям,

И садитесь по местам.

Ребята, все настроены на урок?

Студенты: Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Преподаватель: Ребята, давайте начнем урок с  небольшой разминки:

Откуда эти строки?

Цель данного вида работы: закрепление знаний текстов литературных произведений, вошедших в круг детского чтения.

(Даётся первая строчка стихотворения. Студенты должны продолжить, назвать произведение и автора).

Унылая пора….

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.       (А. С. Пушкин. «Осень»)

Белая берёза….

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром…          (С. А. Есенин «Берёза»

Когда в товарищах согласья нет….

На лад их дело не пойдет

И выйдет из него не дело, только мука….(И. А. Крылов (басня «Лебедь, Рак и Щука»

Преподаватель: В следующем стихотворном отрывке все слова заменены синонимами. Можно ли отгадать это произведение?

Как – то раз морозной лютою зимою

На опушке леса я совсем промерз

Вижу: вверх плетется тощая коняга

И сухие ветки на санях везет

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз….

(Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы  «Крестьянские дети» «Мужичок с ноготок»

Какой художественный прием использован в названии отрывка?

- ЛИТОТА – художественное преуменьшение)

Антоним ЛИТОТЫ?

- ГИПЕРБОЛА- художественное преувеличение)

Преподаватель: Соберите слова в порядке следования в произведении. Назовите автора и произведение. Определите идею:

А, душа, целый, это , петь,

Ты, так, лето, дело, пойти,

Все, плясать.

А, так ты….

Я без души лето целое все пела.

Так ты пела? Это дело!

Так поди же, попляши!

(Крылов. «Стрекоза и Муравей».идея:кто не работает, тот не ест.)

Преподаватель: Как называется идея в басне?

-МОРАЛЬ

Преподаватель: А теперь совершим экскурс в теорию литературы.

Блиц – опрос по теории литературы.

Цель: закрепление знаний литературоведческих терминов.

  1. Какие виды художественной речи вы знаете? (поэтическую и прозаическую)
  2. Какому виду речи характерны чёткий ритм, лаконичность, краткость, наличие рифмы, передача чувств автора? (поэтической)
  3. Созвучие концов стихотворных строк(рифма)
  4. Часть стихотворения, объединяющаяся ритмически и по

содержанию(строфа).

  1. Созвучие концов стихотворных строк(звукопись).
  2. Образное определение                                                         (эпитет).
  3. Сопоставление в художественном произведении(сравнение)
  4. Противопоставление в художественном произведении (антитеза).
  5. Очеловечивание в художественном произведении (олицетворение)

  1. Актуализация знаний.

 (Проверка домашнего задания)

Фронтальный опрос.

Преподаватель:  Какой раздел детской литературы мы изучаем?

- Возникновении детской литературы в России.

1. Когда начала зарождаться детская литература на Руси?

Русская детская литература стала зарождаться во второй половине 15 века , т.е. более пятисот лет назад, когда русский народ завершал борьбу за освобождение страны из-под и наземного господства. В это время усилился интерес ко всему родному (истории, языку, культуре). Чтобы ускорить процесс обучения грамоте, специально для детей стали перерабатывать известные грамматические статьи. Им предавалась форма беседы между учеником и учителем.

2. Когда и кем была создана первая рукописная книга для детей?

В 1491 году была издана первая рукописная книга для детей. Известный русский дипломат и образованнейший человек своего времени Дмитрий Герасимовперевел на русский язык и специально переработал для детей латинскую грамматику «Донатус» он разделил ее на беседы, использовал вопросно – ответную форму.

Дмитрий Герасимов (ученый, писатель, переводчик)

3. Кто расскажет о книге « Сказание о седми (семи) свободных мудростях»?

Сказание о седми свободных мудростях.

В ней 7 наук, которые изучались в школах всей Европы, как бы сами рассказывали детям о себе. Так, главная наука того времени грамматика убеждала детей в том, что никто не приобретет доброго имени , почета и уважения, «не познав и не уразумев ее.» Каждая наука восхваляла себя по –своему , призывая изучить и полюбить ее.

4. Азбука русского первопечатника Ивана Федорова.

Во второй половине 17 века на Руси появилось книгопечатание . До нас дошло 12 детских книг. Первой из них была Азбука русского первопечатника Ивана Федорова. Кроме азбучной части и грамматических сведений в книге были материалы для детского чтения: средневековый виршы( стихи) , обращения к детям и родителям . Федоров призывал детей любить знания так как они украшают человека, а науку сравнивал с медом. Он уговаривал не обижать слабых , калек , сирот , вдов, быть добрыми, справедливыми, послушными и старательными , не брать пример с плохих людей , слушать и уважать своих родителей и учителей Обращение к детям завершалось словами: « Если ищешь , то найдешь и иметь будешь.» Обращаясь к родителям, Федоров советовал им воспитывать своих детей благоразумными, кроткими , терпеливыми, исполнительными, прощающими друг друга.

5. Расскажите о книге «Синопсис»

В 1674 году в Киеве была издана первая печатная книга по русской истории «Синопсис» (краткое обозрение), в которой рассказывались занимательные истории и жизни русских князей, царей , описывались важные исторические события.
та книга печаталась в течение 162 лет.

   

6. Какими были первые рукописные детские книги 17века?
 
До нас дошло не менее 400 рукописных книг 17-го века. Маленьким читателям предназначались скорописные азбука ( азбуки – прописи ). Листы, на которых они писались не складывались для переплета , а подклеивались друг  к другу , составляя, как бы длинное полотно , доходившее до 15-20 метров. Потом для хранения они сворачивались в трубочку. Азбуки – прописи украшались яркими рисунками , писались красивым бисерным почерком. В них, кроме азбуки, помещались мудрые советы, пословицы , поговорки , рассказы, специально написанные для детей или переработанные для них: «Учение свет, неученье – тьма»,  «Хочешь уметь и знать – учись , а не ленись» , «Учение корень горек , а плоды его сладки».

  1. Самоопределение к деятельности.

Преподаватель: Обратите внимание на экран!

Эпиграф:

                          Пусть слово живое твой разум и сердце разбудит,

                          Введет тебя в мир красоты.

З. И. Романовская

(З. И. Романовская – писатель, автор учебников литературного чтения для начальной школы).

Преподаватель: Кто прокомментирует эти слова?

Слово, сказанное мастером слова, может тронуть сердце, взволновать нас, заставить думать, размышлять, переживать.

Преподаватель: Может ли это «пробуждение» происходить само по себе? Какую роль в грают уроки литературного чтения?

Я думаю, что это «пробуждение» происходит в значительной степени на уроках литературного чтения, где ребенок начинает понимать художественное слово. Немаловажная роль в этом принадлежит первому учителю. Он помогает ученику понимать и чувствовать прочитанное.

Разминка

Преподаватель:Смотрим на слайд, читаем стихотворение хором вслух.

Литературное чтение - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Мы учим их – они учат нас!

Преподаватель:С какой книги начинается приобщение ребёнка к чтению?

С  БУКВАРЯ!

Преподаватель:Итак, ребята, о чем мы будем говорить на уроке?

О БУКВАРЕ!

ПреподавательЧто же такое БУКВАРЬ?

Букварь(азбука) – учебное пособие для обучения грамоте. Букварь помогает учащимся усвоить печатные и рукописные буквы и их звуковые значения, научиться читать слитно простейшие слоги и слова и правильно понимать читаемое, уметь читать и понимать небольшие тексты и уметь писать простейшие слова и предложения

Преподаватель:Сегодня мы познакомимся с самым первым и самым ярким букварем. Это Лицевой букварь Кариона Истомина.)

- Какие цели поставим?

1). Знакомство с Лицевым букварем Кариона Истомина.

Углубление знаний истории русской детской литературы.

2). Совершенствование навыков выразительного чтения, анализа литературного произведения.

3). Воспитание любви к чтению, привитие эстетического вкуса.

- Что узнаем на сегодняшнем уроке?

- Чему научимся?

 3. Усвоение новых знаний.

(Реализация проектов)

Преподаватель: Сегодня мы познакомимся с самым первым и самым ярким букварем. Лицевой букварь Кариона Истомина.)

Знакомство с новой темой пройдет в проектной форме. У нас 4 проектные группы. Название каждого проекта будет определять его цель.

1 проект: Карион Истомин- поэт, писатель, просветитель.(индивидуальный проект)

Цель: знакомство со сведениями о жизни и творчества Кариона Истомина.

Карион Истомин (1640-1722)

Карион Истомин, монах Московского Чудова монастыря, вместе с тем известный просветитель, поэт, художник, книжных дел мастер, служил на Московском печатном дворе сначала "справщиком" (редактором), а затем, с 1698 г., и его начальником.

Родился в городе Курске.
С 1679 года глава Московского Печатного
двора.Карион Истомин писал стихи для детей, составлял буквари, создавал энциклопедии. Его перу принадлежит иллюстриро-
ванный букварь,ставший лучшим учебнымпособием того времени.        

При жизни Истомина вышли еще 2 книги«Полис» и «Домострой».
 
В книге «Полис» К. Истомин рассказывает о науках, временах года, частях света в разных странах.

 В Стихотворной книге «Домострой», состоящей из 176 строк , на ярких примерах образно излагаются правила поведения. Основное содержание этих правил сводится к требованию: «Провождать день за полезным делом, заниматься изучением наук свободных , относиться с приятством ко всем».

 

2 проект: Лицевой букварь Кариона Истомина – иллюстрированная книга об окружающем мире (индивидуальный проект)

Цель Знакомство с Лицевым букварем Кариона Истомина.

Лицевой букварь Кариона Истомина был издан в 1694 году.

Сначала это была
рукописная книга, расписанная золотом и
красками. В 1692 году Истомин поднёс
царице Наталии Кирилловне такой бук-
варь для её внука, царевича Алексея. Ещё
один экземпляр получили дочери царя
Иоанна Алексеевича.

Каждой букве была отведена отдельная страница. Наверху давались различные написания буквы. Треть страницы занимали рисунки предметов, названия которых  с нее начинались.  Так, на странице на букву «К» были нарисованы кит  колокол, карета и другие. Ниже шли стихи , в которых рассказывалось об изображаемых предметах и явлениях. Это была богато иллюстрированная энциклопедия об окружающем мире.

Каждая буква занимает здесь отдельную страницу. Во главе буквенного ряда стоит человек в доспехах, поза которого напоминает ее начертание.

Великолепные образцы написания буквы в разных стилях от вязи (соединение букв орнаментом) до скорописи не только по-славянски, но по-гречески, по-латыни и даже по-польски.

Карион Истомин «Букварь в лицах»

Рисунки растений и животных, построек и предметов быта оставляют яркое зрительное впечатление и у детей, и у взрослых.

По букварю Кариона Истомина  учился  Пётр  I. По своему оформлению лицевой букварь был самой роскошной книгой изданной в 17-м веке. Да и позже такие книги не издавались.

Букварь выдержал не одно издание вплоть до первой четверти XVIII в.

3 проект:Работа над устаревшей лексикой(работа в паре)

Цель: обогащение словарного запаса студентов

Преподаватель: Ребята, перед вами были стихотворения.

Вы должны были их прочитать и разделить на две группы.

1 Группа: 1,4,5

2 Группа: 2,3

1)Токмо обычий ему мудрых укоряти,

И сердце их раздражати,

И свое безумие утешати,

И чтоб никому ничто не знати.

2) Город зимний, город дивный

Снег, как с яблонь, лепестками,

Словно крыльев лебединых

Осторожное плесканье

3) Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

4) Грамматика учит знати

Глаголати и писати Благо

5) Не хотел котёнок мыться-

Опрокинул он корытце

И в углу за сундуком

Моет лапку языком.

Преподаватель: А почему вы именно так разделили эти стихотворения? По какому признаку?

1 Группа: 1,4,5 (современная лексика)

2 Группа: 2,3 (церковнославянская лексика)

Церковнославянская лексика:укоряти, раздражати,утешати, глаголати и писати – церковнославянская лексика

Укорять, раздражать, утешать, говорить, писать – современное произношение

Толкование слов:

Токмо – диалектное (и церковн. ) слово, соответствующее литературному только, лишь Иди, токмо не балуй.. . Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда.

БЛАГО — БЛАГО (греч. τὸ ἀγαθόν, τὸ εὖ, τὸ καλόν; лат. bonum) в философии: конечный предмет стремления, а также все способствующее его достижению; в богословии одно из божественных имен. Слова «благо», «благой», «хороший» (ἀγαθός, bonus, англ. Good)

Колесни́ца — большая двухколёсная повозка

Отопри – открой

Преподаватель:Каким словарем пользовались, работая над проектом?

Преподаватель: Как вы думаете, для чего мы проделали с вами эту работу?

Чтобы расширить знания лексики ограниченной сферы употребления (в данном случае – устаревших слов)

Преподаватель: Где можно встретить устаревшие слова?

В произведениях художественной литературы. Они используются в речи героев, чтобы передать особенности эпохи, которая описывается в произведении.

4 проект: Обзор современной АЗБУКИ(работа в группе)

Цель: сравнение современной азбуки с Лицевым букварем К. Истомина.

Эпиграф проекта:

«Сперва аз да буки, а там и науки»,- гласит старинная пословица.

Так называется наш учебник «Азбука» (это такая книга, по которой обучают грамоте).

 В своей проектной работе мы расскажем об Азбуке Горецкогои др. Она относится к УМК «Школа России». Состоит она из 2 частей и рабочих тетрадей. Система обучения детей грамоте, разработанная авторами, рассчитана на три с половиной месяца учебных занятий.

Расположение звуков (букв) в букваре основывается на принципе частотности их употребления в русском языке: сначала используются самые употребительные (исключение сделано для гласных ы и у), затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет заметно разнообразить лексику букваря и ускорить процесс развития технику чтения. Появляется возможность проводить целенаправленную работу по развитию речи и мышления первоклассников в связи с анализом содержания прочитанных текстов и выполнения специальных упражнений над словом, над предложением, над связной речью (составление рассказов по серии картин, по аналогии с прочитанным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по вопросам и др.).

Азбука формирует не только  навык чтения и письма, но и дает представления о мире. Способствует идейно-нравственному и трудовому воспитанию учащихся.  Основные темы: Родина, школа, город, село, труд людей разных профессий, времена года, животный и растительный мир и т. Центральное место  занимают чтение и анализ текста. Текст служит как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа: установления количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскания слов с изученной буквой, слого-звукового анализа отдельных слов, установления расхождения или совпадения произношения и написания и т. д. Этот анализ может сопровождаться обозначением предложений, слов и их частей, схемами и работой с разрезной азбукой.

В связи с чтением и анализом букварных текстов используются различного рода упражнения и работы творческого характера:

1)пересказ прочитанного и ответы на вопросы, помещенные после текста;

2)продолжение текста;

3)рассказывание по аналогии;

4)чтение по ролям;

5)словесное рисование;

6)придумывание к прочитанному тексту нового заголовка и др.

Вывод: Если сравнить современныеАЗБУКИ  и ЛИЦЕВОЙ БУКВАРЬ ИСТОМИНА, можно сказать, что несмотря на то, что азбука составлена с учетом всех требований педагогической науки, Лицевой букварь Истомина остается самой уникальной и роскошной книгой энциклопедического характера.

  1. Закрепление

Обучающиеся получают задание, быстро выполняют самостоятельно. Затем сверяют свои ответы с правильными ответами, данными на слайде. (самопроверка)

  1. Выделите лишнее

А) «Домострой»

Б)«Лицевой Букварь»

В)«Полис»

Г) «Синопсис»

  1. Что принесло славу Кариону Истомину?

А) Им создан букварь,ставший лучшим учебнымпособием того времени.

Б)Он создал книгу о частях света

В) Создал азбуки-прописи

Г) Переработал для детей латинскую грамматику

  1. Кому автор поднес в дар Букварь?

А) царице Наталии Кирилловне

Б) Елизавете Петровне

В) первопечатнику Ивану Федорову

Г) дипломату и образованнейшему человеку своего ивремени Дмитрию Герасимову

4) В каком году был издан Букварь?

А) в 1694 году

Б) в 1690 году

В) в 1679 году

Г) в в1649 году

5)Как выглядела страница Букваря?

А) Каждой букве была отведена отдельная страница.

Б)Давались различные приключения.

В) Описывались времена года

Г) Давались беседы между учителем и учеником.

6)Почему книга называется Лицевым букварем?

А) Букварь написан от первого лица

Б) Каждая буква занимает здесь отдельную страницу

        В) Во главе буквенного ряда стоит человек, поза которого напоминает  начертание этой буквы.

         Г) Истомин на каждой странице изобразил эпизод из личной жизни.

КЛЮЧ

1

2

3

4

5

6

г

а

а

а

а

в

-Подведение итогов занятия.

Преподаватель: Ребята, молодцы! Вы были активны на уроке. Отнеслись к заданиям со всей ответственностью и за это вы получите хорошие оценки. А теперьв довершение урока хочется прочитать стихи из Букваря Кариона Истомина. Думаю, это будет напутствием всем нам от мудрейшего предка.

Тот, кто ходит рядом с водой, тот намочится,
Тот, кто сидит у огня, согреется.
Тот, кто читает,
Тот обязательно станет мудрым.

Звучит песня «Время читать» (видеоролик)

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Преподаватель:Д!авайте оценим свою деятельность на урокеПосмотрите на экран! «Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.»

Из какого  произведения этот отрывок? (легендарное произведение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.) Давайте оценим каждый себя! ниже даны иллюстрации из «Маленького принца».

Выберите, пожалуйста, ту иллюстрацию, которая наиболее точно выражает ваше эмоциональное состояние на нашем уроке.Посмотрим насколько объективны, сознательны и мудры

Я доволен своей работой. Урок был полезен для меня.

Урок был интересным, но я не  был достаточно активным

Пользы от урока я получил мало и не смог проявить себя

  1. Задание на дом

1 уровень

- Составить презентацию, используя материал параграфа (-И.Н Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.Л. Детская литература/ - М.: Академия, 2000.- с.

2 уровень

           - Подготовить рассказ о Лицевом букваре Истомина, применительно к возрасту детей младшего школьного возраста, приурочить к празднику «ПРОЩАНИЕ С БУКВАРЁМ».

3 уровень

          - Составить сценарий праздника «Прощай, Азбука!»

Литература

  1. Александров В. П. Биография творчества. – М.,1989.
  2. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература – М., 1997.
  3. Афанасьев И. А. Н. Поэтические воззрения славян. – М., 1999.
  4. Клименко А. В. Проектная деятельность учащихся. ПИ и Общ. 2002.
  5. Меняева И. Н. О методе проектов // Педагогическая мастерская, №4, 2004.
  6. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. №7. 2008.
  7. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 468 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06987-7. — URL :https://urait.ru/bcode/489256
  8. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 468 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00330-7. — URL :https://urait.ru/bcode/490222
  9. Фаге, Э. Чтение хороших старых книг / Э. Фаге. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 234 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11696-0. — URL :https://urait.ru/bcode/496045
  10. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения / М. А. Рыбникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 297 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09207-3. — URL :https://urait.ru/bcode/494803
  11. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07854-1. — URL :https://urait.ru/bcode/493063
  12. Ходькова, А. П. Французский язык. Аналитическое чтение современной литературы (B2—C1) : учебное пособие для вузов / А. П. Ходькова, М. С. Аль-Ради. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 190 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12219-0. — URL :https://urait.ru/bcode/475944
  13. Захарова, М. В. История русского литературного языка : учебник и практикум для вузов / М. В. Захарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 261 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01519-5. — URL :https://urait.ru/bcode/489238
  14. Белинский, В. Г. О детской литературе и детском чтении / В. Г. Белинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 199 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09224-0. — URL :https://urait.ru/bcode/475114
  15. Толстой, Л. Н. Круг чтения в 3 ч. Часть 1 / Л. Н. Толстой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11837-7. — URL :https://urait.ru/bcode/491532


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока "Вареники в русской литературе"

Урок конкурс состоит из: приветствия, разминки, практической работы, конкурса капитанов, кросворда и дегустации блюда....

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Технологическая карта урока по русской литературе в 5 классе по теме: «Басни И.А. Крылова «Волк на псарне»»

Тип урока: урок формирования новых знаний.Вид урока: изучение нового материала.Цели урока: продолжать знакомство с биографией И.А. Крылова, познакомить обучающихся  с басней И. А. Крылова «Волк н...

Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века

Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

7.09.20.Задание по литературе для группы 1БС01 Введение. Историко- культурный процесс и периодизация русской литературы

7.09.20.Задание по литературе  для группы 1БС01 по  теме "Введение. Историко- культурный процесс и  периодизация русской литературы" предназначено для самостоятельного изучени...

Разработка открытого урока по русской литературе

Разработка открытого урока по литературе Тема К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Проблема совести в сказке....