Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века
план-конспект занятия на тему

Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osob._razv._lit._k._18-n._19_v.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

                Особенности развития русской литературы

                          в конце XVIII – начале XIX века.

Цель: дать общую характеристику развития русской литературы на рубеже конца XVIII – начала XIX века.

  1. Художественные методы к. 18 – нач. 19вв.

Новая русская лит-ра начинается в Петровскую эпоху, т. к. реформы Петра I способствовали тому, что лит-ра и искусство начали приобретать черты светскости, общедоступности, злободневности. В начале 18 в.                    М. В. Ломоносов и его современники обрабатывают лит-й язык; опираясь на европейские языки, создают систему лит-х жанров, теорию «трёх штилей».

Русские писатели создают свои произведения, опираясь на принципы худ-го метода – классицизма.

Классицизм (лат. - образцовый) – худ-ый метод, в основе которого:

  1. Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведения ант-и – художественной нормой;
  2. Культ разума; (ценилась образованность)
  3. Обращение к общественной, гражданской проблематике;
  4. Произв-е строится как логически завершённое целое, для него                        характерны строгая сюжетно-композиционная организация, прямолинейное изображение чел-х х-ров (герои строго делятся на отрицательных и положительных, кот-е идеализируются).

Клас-му хар-на строгая иерархия жанров:

  1. Высокие: ода, трагедия, эпопея.
  2. Средние: письма, дневники.
  3. Низкие: басня, комедия, сатира.

Смешение высокого и низкого жан-в не допускалось. Драматическим произв-ям предписывалось соблюдение «трёх единств»: места, времени и действия.

В основе теории К. лежит идея о воспитательной роли искусства в жизни общества. Все виды иск-а должны служить человеку и государству, направляя их развитие в сторону идеала, способствуя их воспитанию и образованию. В системе ценностей К. на высшей ступени стоит Человек Разумный, обладающий всеми лучшими качествами. В воспитании такого чел-а главнейшую роль играет лит-ра, т. к. именно в ней он находит образцы для подражания.

В произв-ях К. почти всегда звучит поучительная интонация.

Грандиозных успехов К. достиг в архитектуре.  Произошёл расцвет в драматургии, что логично привело к развитию театрального искусства. Театр стал самым популярным зрелищем.

Представители К. в русск. лит-е: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин,           Д. И. Фонвизин.

К концу 18в. зарождается новый худ-ый метод – сентиментализм,        кот-й был противопоставлением для К.

Сентиментализм (фр. – чувство, чувствительность) – худ-ый метод (и лит-е напр-е), признающие основой человеческой природы не разум, а чувство.

Важнейшее свойство С. – стремление исследовать человеческую личность в движении души, мыслях, чувствах, переживаниях. С. обращается к изобр-ю частной чел-й жизни, утверждает ценность отдельной личности.

Главные темы С. – любовь, дружба, страдание.

Герой – простой ч-к, представитель низших сословий, наделённый врождённой нравственной чистотой, богатым духовным миром.

Жанры С.: дневник, повесть, послание, путешествие, с. роман, элегия.

Представители С. в русск. лит-е: М. Карамзин, А. Н. Радищев,                       В. А. Жуковский.

На рубеже столетий третьим худ-ым методом становится романтизм.

Романтизм (фр.- таинственный, странный,) – тип худ-го мышления и способ отображения действительности, в основе которого лежат принципы:

  1. Субъективная позиция автора по отношению к изображаемому.
  2. Стремление автора пересоздать действительность, используя фантастику, гротеск, символику.
  3. Герой – исключительная личность, одинокая, неудовлетворённая действительностью, мятежная, бунтующая против миропорядка, наделённая стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу.
  4. Ведущая черта Ром-а: герой осознаёт несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым.
  5. Провозглашение ценности человеческой личности и индивидуальности.

Жанры: поэма, баллада, элегия.

Представители Ром-а. в русск. лит-е: В. А. Жуковский,                          К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.

Особая роль в лит-е 19 в. принадлежит реализму, который сфор-ся к 1830-ым годам.

          Реализм (лат. – вещественный, действительный) – тип худ-го мышления и способ отображения действительности, следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах».

          Как худ-й метод реализм делят на три этапа:

1-ый: просветительский – к. 18 – н. 19вв. (Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин,           И. А. Крылов, А. С. Грибоедов);

2-ой: критический – с середины 19в. (Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов,                          Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой);

3-ий: социалистический – 20-й век (М. Горький, А. Н. Толстой; сатира               В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко; творчество                           А. Твардовского, К. Симонова, В. Гроссмана…). 

В центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те   закономерности, которые действуют в жизни, вз/отношения ч-ка и среды, героя и времени, в котором он живёт. Писатель с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни.

В основе Р. лежат историзм мышления (умение автора видеть историческую перспективу, вз/действие прошлого, настоящего и будущего), социальный анализ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности), социальная типизация. 

«Евгений Онегин» А. С. Пушкина – первый русский реалистический роман. Р. как художественный метод был главным не только на протяжении всего 19в., но остаётся таковым до сих пор.

Художественным открытием Р. стала узнаваемость, конкретность времени и места действия, события, характера.

Жанры: повесть, роман.

Вторая пол. 19в. получила назв. «эпоха русского романа». Благодаря романам Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого русский роман приобрёл мировое значение.

2. Лит-е общества и кружки.

В нач.19в. лит-а стала важной и неотъемлемой частью жизни дворянского общества. Возникло то, что наз. литературной жизнью – объединение писателей и всех, кто близок к лит-е, в группы, кружки, общества, насыщенный обмен мнениями, идеями, замыслами…

Названия обществ и кружков:

1. Дружеское лит-е общество.

2. Вольное общество любителей словесности.

3. Общество любомудрия.

4. Беседа любителей русского слова.

5. Арзамасское общество безвестных людей.

В лит-х салонах, существовавших в аристократических домах, читающая публика имела возможность познакомиться с лит-ми новинками раньше, чем они были опубликованы. Поэты и писатели сами читали св. произведения.

3. Литературная критика.

Начало 19в. – это время рождения русск. лит-й критики. Критерием оценки худ-го пр-я становится личный вкус критика, соответствие или несоответствие пр-я его взглядам.

Первыми профессиональными русск. крит-ми были Н. И. Надеждин,       И. В. Киреевский, Н. А. Полевой, В. Г. Белинский.  Именно В. Г. Белинский стал во многом «зеркалом» для русск. пис-лей и ориентиром для общественного читательского сознания. На протяжении 20-и лет он был непререкаемым авторитетом и для тех и для других.

Первая пол. 19в. стала для русск. лит-ы временем блестящих побед и великих открытий.

Обобщение (особенности разв-я лит-ы):

1. На рубеже столетий в русской лит-ре развиваются новые худ. направления: сентиментализм, романтизм, реализм.

2. Появляются лит-е общества и кружки.

3. Зарождается русская лит-ая критика.

 

        

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по русской литературе 19 века:

Тесты для самопроверки знаний обучающихся.по русской литературе  19-го века....

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века. Проект для обучающихся 10-11 классов, 1 курсов СПО - общеобразовательных дисциплин

Проектная работа "Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века". Проектную работу сопровождает презентация....

Контрольная работа по русской литературе ХХ века

Прилагаю контрольную работу по русской литературе ХХ века из 18 вопросов, где охвачены основные вопросы по литературе ХХ века. Прошу выбрать правильные ответы и отправить скриншот в вайбере....

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей

Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины  19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....

Урок на тему "История развития русской литературы: Лицевой букварь К. Истомина"

МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению....