Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века
план-конспект занятия на тему
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития русской литературы
в конце XVIII – начале XIX века.
Цель: дать общую характеристику развития русской литературы на рубеже конца XVIII – начала XIX века.
- Художественные методы к. 18 – нач. 19вв.
Новая русская лит-ра начинается в Петровскую эпоху, т. к. реформы Петра I способствовали тому, что лит-ра и искусство начали приобретать черты светскости, общедоступности, злободневности. В начале 18 в. М. В. Ломоносов и его современники обрабатывают лит-й язык; опираясь на европейские языки, создают систему лит-х жанров, теорию «трёх штилей».
Русские писатели создают свои произведения, опираясь на принципы худ-го метода – классицизма.
Классицизм (лат. - образцовый) – худ-ый метод, в основе которого:
- Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведения ант-и – художественной нормой;
- Культ разума; (ценилась образованность)
- Обращение к общественной, гражданской проблематике;
- Произв-е строится как логически завершённое целое, для него характерны строгая сюжетно-композиционная организация, прямолинейное изображение чел-х х-ров (герои строго делятся на отрицательных и положительных, кот-е идеализируются).
Клас-му хар-на строгая иерархия жанров:
- Высокие: ода, трагедия, эпопея.
- Средние: письма, дневники.
- Низкие: басня, комедия, сатира.
Смешение высокого и низкого жан-в не допускалось. Драматическим произв-ям предписывалось соблюдение «трёх единств»: места, времени и действия.
В основе теории К. лежит идея о воспитательной роли искусства в жизни общества. Все виды иск-а должны служить человеку и государству, направляя их развитие в сторону идеала, способствуя их воспитанию и образованию. В системе ценностей К. на высшей ступени стоит Человек Разумный, обладающий всеми лучшими качествами. В воспитании такого чел-а главнейшую роль играет лит-ра, т. к. именно в ней он находит образцы для подражания.
В произв-ях К. почти всегда звучит поучительная интонация.
Грандиозных успехов К. достиг в архитектуре. Произошёл расцвет в драматургии, что логично привело к развитию театрального искусства. Театр стал самым популярным зрелищем.
Представители К. в русск. лит-е: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.
К концу 18в. зарождается новый худ-ый метод – сентиментализм, кот-й был противопоставлением для К.
Сентиментализм (фр. – чувство, чувствительность) – худ-ый метод (и лит-е напр-е), признающие основой человеческой природы не разум, а чувство.
Важнейшее свойство С. – стремление исследовать человеческую личность в движении души, мыслях, чувствах, переживаниях. С. обращается к изобр-ю частной чел-й жизни, утверждает ценность отдельной личности.
Главные темы С. – любовь, дружба, страдание.
Герой – простой ч-к, представитель низших сословий, наделённый врождённой нравственной чистотой, богатым духовным миром.
Жанры С.: дневник, повесть, послание, путешествие, с. роман, элегия.
Представители С. в русск. лит-е: М. Карамзин, А. Н. Радищев, В. А. Жуковский.
На рубеже столетий третьим худ-ым методом становится романтизм.
Романтизм (фр.- таинственный, странный,) – тип худ-го мышления и способ отображения действительности, в основе которого лежат принципы:
- Субъективная позиция автора по отношению к изображаемому.
- Стремление автора пересоздать действительность, используя фантастику, гротеск, символику.
- Герой – исключительная личность, одинокая, неудовлетворённая действительностью, мятежная, бунтующая против миропорядка, наделённая стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу.
- Ведущая черта Ром-а: герой осознаёт несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым.
- Провозглашение ценности человеческой личности и индивидуальности.
Жанры: поэма, баллада, элегия.
Представители Ром-а. в русск. лит-е: В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.
Особая роль в лит-е 19 в. принадлежит реализму, который сфор-ся к 1830-ым годам.
Реализм (лат. – вещественный, действительный) – тип худ-го мышления и способ отображения действительности, следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах».
Как худ-й метод реализм делят на три этапа:
1-ый: просветительский – к. 18 – н. 19вв. (Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов);
2-ой: критический – с середины 19в. (Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой);
3-ий: социалистический – 20-й век (М. Горький, А. Н. Толстой; сатира В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко; творчество А. Твардовского, К. Симонова, В. Гроссмана…).
В центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, вз/отношения ч-ка и среды, героя и времени, в котором он живёт. Писатель с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни.
В основе Р. лежат историзм мышления (умение автора видеть историческую перспективу, вз/действие прошлого, настоящего и будущего), социальный анализ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности), социальная типизация.
«Евгений Онегин» А. С. Пушкина – первый русский реалистический роман. Р. как художественный метод был главным не только на протяжении всего 19в., но остаётся таковым до сих пор.
Художественным открытием Р. стала узнаваемость, конкретность времени и места действия, события, характера.
Жанры: повесть, роман.
Вторая пол. 19в. получила назв. «эпоха русского романа». Благодаря романам Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого русский роман приобрёл мировое значение.
2. Лит-е общества и кружки.
В нач.19в. лит-а стала важной и неотъемлемой частью жизни дворянского общества. Возникло то, что наз. литературной жизнью – объединение писателей и всех, кто близок к лит-е, в группы, кружки, общества, насыщенный обмен мнениями, идеями, замыслами…
Названия обществ и кружков:
1. Дружеское лит-е общество.
2. Вольное общество любителей словесности.
3. Общество любомудрия.
4. Беседа любителей русского слова.
5. Арзамасское общество безвестных людей.
В лит-х салонах, существовавших в аристократических домах, читающая публика имела возможность познакомиться с лит-ми новинками раньше, чем они были опубликованы. Поэты и писатели сами читали св. произведения.
3. Литературная критика.
Начало 19в. – это время рождения русск. лит-й критики. Критерием оценки худ-го пр-я становится личный вкус критика, соответствие или несоответствие пр-я его взглядам.
Первыми профессиональными русск. крит-ми были Н. И. Надеждин, И. В. Киреевский, Н. А. Полевой, В. Г. Белинский. Именно В. Г. Белинский стал во многом «зеркалом» для русск. пис-лей и ориентиром для общественного читательского сознания. На протяжении 20-и лет он был непререкаемым авторитетом и для тех и для других.
Первая пол. 19в. стала для русск. лит-ы временем блестящих побед и великих открытий.
Обобщение (особенности разв-я лит-ы):
1. На рубеже столетий в русской лит-ре развиваются новые худ. направления: сентиментализм, романтизм, реализм.
2. Появляются лит-е общества и кружки.
3. Зарождается русская лит-ая критика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по русской литературе 19 века:
Тесты для самопроверки знаний обучающихся.по русской литературе 19-го века....

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"
Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

Урок по теме «Экономическое развитие Нижегородской губернии в конце XIX – XX века» в 9 классе
Разработка урока...

Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века. Проект для обучающихся 10-11 классов, 1 курсов СПО - общеобразовательных дисциплин
Проектная работа "Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века". Проектную работу сопровождает презентация....

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей
Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины 19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....
Урок на тему "История развития русской литературы: Лицевой букварь К. Истомина"
МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению....
История 1 курс "Развитие политической системы России в начале 21 века."
Политическая система России в начале 21 века претерпела значительные изменения, которые связаны как с внутренними, так и с внешними факторами. Мы начнем с анализа ключевых моментов, влияющих на полити...