Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века
план-конспект занятия на тему

Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osob._razv._lit._k._18-n._19_v.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

                Особенности развития русской литературы

                          в конце XVIII – начале XIX века.

Цель: дать общую характеристику развития русской литературы на рубеже конца XVIII – начала XIX века.

  1. Художественные методы к. 18 – нач. 19вв.

Новая русская лит-ра начинается в Петровскую эпоху, т. к. реформы Петра I способствовали тому, что лит-ра и искусство начали приобретать черты светскости, общедоступности, злободневности. В начале 18 в.                    М. В. Ломоносов и его современники обрабатывают лит-й язык; опираясь на европейские языки, создают систему лит-х жанров, теорию «трёх штилей».

Русские писатели создают свои произведения, опираясь на принципы худ-го метода – классицизма.

Классицизм (лат. - образцовый) – худ-ый метод, в основе которого:

  1. Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведения ант-и – художественной нормой;
  2. Культ разума; (ценилась образованность)
  3. Обращение к общественной, гражданской проблематике;
  4. Произв-е строится как логически завершённое целое, для него                        характерны строгая сюжетно-композиционная организация, прямолинейное изображение чел-х х-ров (герои строго делятся на отрицательных и положительных, кот-е идеализируются).

Клас-му хар-на строгая иерархия жанров:

  1. Высокие: ода, трагедия, эпопея.
  2. Средние: письма, дневники.
  3. Низкие: басня, комедия, сатира.

Смешение высокого и низкого жан-в не допускалось. Драматическим произв-ям предписывалось соблюдение «трёх единств»: места, времени и действия.

В основе теории К. лежит идея о воспитательной роли искусства в жизни общества. Все виды иск-а должны служить человеку и государству, направляя их развитие в сторону идеала, способствуя их воспитанию и образованию. В системе ценностей К. на высшей ступени стоит Человек Разумный, обладающий всеми лучшими качествами. В воспитании такого чел-а главнейшую роль играет лит-ра, т. к. именно в ней он находит образцы для подражания.

В произв-ях К. почти всегда звучит поучительная интонация.

Грандиозных успехов К. достиг в архитектуре.  Произошёл расцвет в драматургии, что логично привело к развитию театрального искусства. Театр стал самым популярным зрелищем.

Представители К. в русск. лит-е: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин,           Д. И. Фонвизин.

К концу 18в. зарождается новый худ-ый метод – сентиментализм,        кот-й был противопоставлением для К.

Сентиментализм (фр. – чувство, чувствительность) – худ-ый метод (и лит-е напр-е), признающие основой человеческой природы не разум, а чувство.

Важнейшее свойство С. – стремление исследовать человеческую личность в движении души, мыслях, чувствах, переживаниях. С. обращается к изобр-ю частной чел-й жизни, утверждает ценность отдельной личности.

Главные темы С. – любовь, дружба, страдание.

Герой – простой ч-к, представитель низших сословий, наделённый врождённой нравственной чистотой, богатым духовным миром.

Жанры С.: дневник, повесть, послание, путешествие, с. роман, элегия.

Представители С. в русск. лит-е: М. Карамзин, А. Н. Радищев,                       В. А. Жуковский.

На рубеже столетий третьим худ-ым методом становится романтизм.

Романтизм (фр.- таинственный, странный,) – тип худ-го мышления и способ отображения действительности, в основе которого лежат принципы:

  1. Субъективная позиция автора по отношению к изображаемому.
  2. Стремление автора пересоздать действительность, используя фантастику, гротеск, символику.
  3. Герой – исключительная личность, одинокая, неудовлетворённая действительностью, мятежная, бунтующая против миропорядка, наделённая стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу.
  4. Ведущая черта Ром-а: герой осознаёт несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым.
  5. Провозглашение ценности человеческой личности и индивидуальности.

Жанры: поэма, баллада, элегия.

Представители Ром-а. в русск. лит-е: В. А. Жуковский,                          К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.

Особая роль в лит-е 19 в. принадлежит реализму, который сфор-ся к 1830-ым годам.

          Реализм (лат. – вещественный, действительный) – тип худ-го мышления и способ отображения действительности, следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах».

          Как худ-й метод реализм делят на три этапа:

1-ый: просветительский – к. 18 – н. 19вв. (Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин,           И. А. Крылов, А. С. Грибоедов);

2-ой: критический – с середины 19в. (Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов,                          Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой);

3-ий: социалистический – 20-й век (М. Горький, А. Н. Толстой; сатира               В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко; творчество                           А. Твардовского, К. Симонова, В. Гроссмана…). 

В центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те   закономерности, которые действуют в жизни, вз/отношения ч-ка и среды, героя и времени, в котором он живёт. Писатель с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни.

В основе Р. лежат историзм мышления (умение автора видеть историческую перспективу, вз/действие прошлого, настоящего и будущего), социальный анализ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности), социальная типизация. 

«Евгений Онегин» А. С. Пушкина – первый русский реалистический роман. Р. как художественный метод был главным не только на протяжении всего 19в., но остаётся таковым до сих пор.

Художественным открытием Р. стала узнаваемость, конкретность времени и места действия, события, характера.

Жанры: повесть, роман.

Вторая пол. 19в. получила назв. «эпоха русского романа». Благодаря романам Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого русский роман приобрёл мировое значение.

2. Лит-е общества и кружки.

В нач.19в. лит-а стала важной и неотъемлемой частью жизни дворянского общества. Возникло то, что наз. литературной жизнью – объединение писателей и всех, кто близок к лит-е, в группы, кружки, общества, насыщенный обмен мнениями, идеями, замыслами…

Названия обществ и кружков:

1. Дружеское лит-е общество.

2. Вольное общество любителей словесности.

3. Общество любомудрия.

4. Беседа любителей русского слова.

5. Арзамасское общество безвестных людей.

В лит-х салонах, существовавших в аристократических домах, читающая публика имела возможность познакомиться с лит-ми новинками раньше, чем они были опубликованы. Поэты и писатели сами читали св. произведения.

3. Литературная критика.

Начало 19в. – это время рождения русск. лит-й критики. Критерием оценки худ-го пр-я становится личный вкус критика, соответствие или несоответствие пр-я его взглядам.

Первыми профессиональными русск. крит-ми были Н. И. Надеждин,       И. В. Киреевский, Н. А. Полевой, В. Г. Белинский.  Именно В. Г. Белинский стал во многом «зеркалом» для русск. пис-лей и ориентиром для общественного читательского сознания. На протяжении 20-и лет он был непререкаемым авторитетом и для тех и для других.

Первая пол. 19в. стала для русск. лит-ы временем блестящих побед и великих открытий.

Обобщение (особенности разв-я лит-ы):

1. На рубеже столетий в русской лит-ре развиваются новые худ. направления: сентиментализм, романтизм, реализм.

2. Появляются лит-е общества и кружки.

3. Зарождается русская лит-ая критика.

 

        

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по русской литературе 19 века:

Тесты для самопроверки знаний обучающихся.по русской литературе  19-го века....

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века. Проект для обучающихся 10-11 классов, 1 курсов СПО - общеобразовательных дисциплин

Проектная работа "Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века". Проектную работу сопровождает презентация....

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей

Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины  19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....

Урок на тему "История развития русской литературы: Лицевой букварь К. Истомина"

МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению....

История 1 курс "Развитие политической системы России в начале 21 века."

Политическая система России в начале 21 века претерпела значительные изменения, которые связаны как с внутренними, так и с внешними факторами. Мы начнем с анализа ключевых моментов, влияющих на полити...