Урок по теме «Экономическое развитие Нижегородской губернии в конце XIX – XX века» в 9 классе
методическая разработка

Завьялова Светлана Владимировна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме «Экономическое развитие Нижегородской губернии в конце XIX – XX века» в 9 классе / История и обществознание в школе: сборник научных и методических трудов. Вып. 4 / отв. ред. В.К. Романовский. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2018

Урок по теме «Экономическое развитие Нижегородской губернии на рубеже XIX- начала XX веков» в 9 классе.

Введение историко-культурного стандарта предполагает изучение региональной истории. Изучение родного края может стать фактором развития у учащихся широкого круга компетентностей: социальных, коммуникативных, технологических, интеллектуальных, гражданских. В Нижегородской области осуществляется изучение учебно-методического комплекта «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» и в связи с этим разрабатываются уроки, один из которых представлен в статье.

Цель урока: формирование исторических знаний об экономическом развитии Нижегородской губернии на рубеже XIX- начале XX веков.

Задачи урока:

1.Образовательные. Обеспечить в ходе урока усвоение: - терминов: пароход, баржа, танкер, теплоход, буксир, затон, пароходное общество, финляндчик; Транссибирская магистраль, Ромодановский вокзал, гужевой транспорт, конка; Нижегородская ярмарка, базарные площади Нижнего Новгорода: Новобазарная, Новосенная, Похвалинская, Острожная, Старосенная, Ковалихинская; базарные села, пуд, фунт; народные промыслы, кустарная промышленность; женский и детский труд, трудовое законодательство, мастер, рабочий, чернорабочий, грузчик; акционерное общество, крестьянская община, земельный надел, Столыпинская реформа, отруб, хутор, землеустроительная комиссия, крестьянский поземельный банк;

- использование исторической  карты для  характеристики  социально-экономическое развития губернии;

- проведение поиска информации и вычленение главного;

- изложение суждений о развитии промышленности, транспорта, торговли, промыслов, деревни Нижегородского края, причин и последствий Столыпинской аграрной реформы для нижегородской деревни;

- определение характерных тенденций развития экономики края.

2.Развивающие: - изучение и систематизация информации в форме кластера, развитие  умения  выделять ключевые положения;

- развитие умения самостоятельно работать с  учебником и  с исторической картой, показывая на ней промышленные районы края;

- развитие умения проблематизировать по вопросу аграрной реформы П.А.Столыпина (причины и последствия);

- применять знания учебного курса «История Нижегородского края» для раскрытия сущности  реформы П.А.Столыпина;

- развитие способности творчески решать поставленные задачи.

3.Воспитательные: - формирование интереса к изучению истории родного края, традициям и ценностям  Нижегородской земли.

Планируемые результаты:

личностные: - освоение традиций и ценностей Нижегородской земли;

метапредметные: - умение ставить и формулировать задачи в познавательной деятельности;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;

- смысловое чтение;

- способность регулировать свою учебную деятельность;

- умение организовывать сотрудничество со сверстниками;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования своей деятельности, владение устной и письменной речью;

предметные: - овладение знаниями о развитии экономики на примере Нижегородской губернии;

- умением использовать историческую карту;

 -  умение искать и анализировать информацию об экономических явлениях прошлого Нижегородского края, объяснять их;

- усвоение понятийно – терминологического аппарата, способность применять его для раскрытия сущности экономического развития края на рубеже XIX- начале XX веков.

Форма урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, коллективная.

Оборудование:

1. Карта Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков и Нижегородской области XXI.

2.Учебник: В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев, Э.С.Иткин, Б.Л. Гинзбург/ История Нижегородского края XX – начала XXI века: Н.Новгород, НИРО, 2015.

3.Компьютерная презентация.

Ход урока:

I этап. Организационный момент (1 мин.). Приветствие. Организация класса. Проверка готовности учащихся к учебной деятельности.

I I этап. Актуализация знаний  по теме: Население Нижегородской губернии на рубеже XIX- начале XX веков.

Тестовый контроль: соотнесите группы населения Нижегородской губернии с их характеристиками:

1.Самое многочисленное городское сословие губернии

А.потомственные почетные граждане

2.Городская элита

Б.крестьяне

3.Абсолютное большинство населения губернии

В.отходники

4.Промежуточная категория населения между крестьянством и рабочим классом

Г.мещане

Сообщения учащихся по темам: «Нижегородское крестьянство», «Нижегородский рабочий класс», «Городские сословия: цеховые ремесленники, мещане, купцы», «Нижегородское дворянство».

Обобщение: Население края было многонациональным, многоконфессиональным. На рубеже XIX- начала XX веков  население проявляло себя в разных профессиях, что может свидетельствовать об экономическом развитии региона. Постановка цели урока.

I I I   этап. Организация изучения нового материала. План изучения темы:

1.Развитие промышленности.

2.Развитие транспорта.

3.Развитие торговли.

4.Развитие кустарно – ремесленного производства и промыслов.

5.Нижегородская деревня в годы Столыпинской аграрной реформы.

Работа по изучению нового материала организуется в группах. Инструктаж о работе в группах. Самостоятельная работа  учащихся в группах с текстом учебника параграф №2:

Группа №1. Развитие промышленности в Нижегородской губернии на рубеже XIX- начале XX веков (стр.14-16).

1.Какие отрасли промышленности были развитии?

2.Назовите промышленные центры и их продукцию.

3.Составьте кластер.

Группа №2. Развитие транспорта в Нижегородской губернии на рубеже XIX- начале XX веков (стр.16-18).

1.Какие виды транспорта были развиты?

2.Назовите общества речного транспорта.

Группа №3. Развитие торговли в Нижегородской губернии на рубеже XIX- начале XX веков (стр.19-20).

1.Rакие виды торговли существовали?

2.Какие населенные пункты, части города их представляли?

Группа №4. Развитие кустарно – ремесленного производства и промыслов (стр.20-22).

1.Какие виды ремесел существовали?

2.В каких населенных пунктах были развиты эти ремесла?

3.Какую помощь оказывали государство и земства?

Группа №5. Нижегородская деревня в годы Столыпинской аграрной реформы (стр.24-26).

1.Вспомните сущность аграрного вопроса в России на рубеже XIX- начале XX веков.

2.Вспомните основные этапы Столыпинской реформы.

3.Как реализовывалась реформа П.А.Столыпина в Нижегородском крае?

4.Какие проблемы возникли? Последствия реформы.

Обсуждение результатов групповой работы. Проверяется правильность заполнения кластеров, составляется каждым учащимся общий кластер по теме урока.

Правильные ответы должны содержать следующие элементы:

Группа №1: были развиты судостроение; мукомольное дело. 

Группа №2: был развит речной транспорт, связывающий Урал и Поволжье с Петербургом и Москвой, железнодорожный транспорт: Москва и Нижний Новгород (1862г.), Нижний Новгород – Арзамас (1902г.), 1903 г. - от Мызы до Нижнего Новгорода (Ромодановский вокзал на берегу Оки), 1910 г. – От подмосковных Люберец через Муром, Сергач, Арзамас на Казань, 1918 г. – от Арзамаса до Казани, 1914 г. – строительство ж/д от Нижнего Новгорода до Семенова и Котельнича, гужевой транспорт на конской тяге развозил грузы во все уголки Нижегородчины. Конная ж/д для внутригородских перевозок (конка) и трамвай (1896г.).

Группа №3: ярмарочная торговля (Нижегородская ярмарка - вид биржи), базары, торговля на рынках, лавки и магазины.

Группа №4: кожевенное производство (Богородск), токарно-посудное ремесло и мебельный промысел, художественная обработка дерева (Семенов), столярное и резное производство (Лысково), производство замков (Павлово), скорняжного производства (Большое Мурашкино).

Группа №5: 1.Аграрный вопрос в начале XX века в России: малоземелье, сохранение помещичьего землевладения и крестьянской общины, выкупные платежи, отработочная система.

2.Этапы Столыпинской реформы: 1. Выход из крестьянской общины с наделом. 2.Создание хуторов и отрубов.

3.Крестьяне начали бесплатно приватизировать свои наделы и выходить из общины, создавать отруба и хутора, получать государственные субсидии на обустройство хуторов.

4.Последствия: расширились посевные площади, повысилась урожайность ржи на 26 %, поголовье скота возросло на 30 %, шире стали применяться с/х машины[1]. Проблемы: в Нижегородской области из общины вышло только 15 % крестьян, среди них те, кто уже давно работал в городе, т.е. они продали свои наделы, поэтому хуторов было мало (около 2, 5 %, 553 хутора [2]),  свыше 90 % всей  надельной земли в губернии  оставалось в общинном пользовании. В 1907 году из губернии выехало более 2 тыс. переселенцев, а в 1910 г. 87 % переселенцев возвратились [3]. Таким образом, реформа П.А.Столыпина  внесла оживление в сельское хозяйство, ускорила социальное расслоение, но не была завершена, имела противоречивые результаты.

IVэтап. Закрепление знаний.

1.Обобщение и конкретизация материала темы по кластеру.

2.Учитель предлагает самостоятельно в письменной форме выполнить задание (выводится на презентации). Работы после выполнения сдаются учителю на проверку. Задание - задача: данные Крестьянского банка 1911 г. о выходе  крестьян на хутора и отруба по уездам Нижегородской губернии:

Уезды

Количество хозяйств

Сергачский

936

Княгининский

388

Нижегородский

278

Лукояновский

418

Ардатовский

106

Васильский

93

Макарьевский

37

Арзамасский

48

Семеновский

7

Балахнинский

1

1.В каких уездах было подано наибольшее количество заявлений о выходе из общины? (В чисто земледельческих уездах - Васильском, Княгининском, Лукояновском, Сергачском).

2.Объясните. (Объяснение: В земледельческих уездах в значительной степени выходили из общины малоземельные крестьяне и беднота. Они считали более выгодным для себя получить землю в собственность, чтобы потом ее продать. В промысловых уездах больше укреплялось зажиточное крестьянство).

Vэтап. Подведение итогов и организация домашнего задания.

Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами.

Анализ учебной деятельности. Проставление отметок за работу на уроке.

Домашнее задание:

1.Параграф №2, ответы на вопросы (устно).

2.Сообщение по теме любого раздела параграфа №2.

3.Опережающее задание: подготовить презентацию о памятных местах Нижнего Новгорода, связанных с революцией 1905 года.

Изучение истории родного края во взаимосвязи с историей Отечества является важным фактором формирования региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности, фактором осмысления исторического, культурного опыта предшествующих поколений.

Кластер группы № 1


[1] Федоров В.Д. История Нижегородской области, Арзамас, 2004 г., стр. 104

[2] Там же.

[3] Там же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока – конференции Тема: «Экономическое содержание и классификация материально-производственных запасов»

Методическая разработка составлена для проведения открытого урока-конференции по ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, МДК.01.01 Практ...

Методическая разработка урока-конференции.Тема: «Экономическое содержание, классификация и учет материально-производственных запасов»

Методическая разработка  составлена для проведения открытого урока-конференции  по ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации,  ...

Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века

Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века...

разработка урока по теме: экономическая география, 10 класс

Разработка урока по теме: экономическая география, 10 класс...

методическая разработка урока на тему:"Экономические реформы П.А.Столыпина. Политическая жизнь России 1907-1914 гг.

Презентация для проведения урока истории (общеобразовательный цикл) 1 курс....

Урок на тему "История развития русской литературы: Лицевой букварь К. Истомина"

МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению....