Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века. Проект для обучающихся 10-11 классов, 1 курсов СПО - общеобразовательных дисциплин
проект

Невидимова (Куянова) Светлана Олеговна

Проектная работа "Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века". Проектную работу сопровождает презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века.

Введение

Актуальность. Жизнь человека – это длительный и интересный путь. Путь, по окончании которого каждый желает понять истину человеческого бытия. Но останется ли человек человеком, будет ли уважать себя и понимать, что он прожил жизнь не зря? Человеку постоянно приходиться выбирать. И выбор его зависит от понимания значимости человеческих ценностей, а также настолько он чувствует себя ответственным за совершенные поступки.

В литературе нравственные ценности выражаются через поступки и мышление героев. Герой мыслящий, стремящийся познать истину встречается во многих произведениях русских писателей. Правда одна, но пути ее достижения у героев различны. Казалось бы, что конкретные действия, которые ускоряют путь к достижение истины, должны принести пользу, но это происходит не всегда, а напротив, в некоторых случаях приносят раскаяние, боль, утраты. А вот обычные человеческие поступки, ведущие к достижению все той же истины, делают героев счастливыми, а их жизнь гармоничной.

В ходе проекта хотелось выяснить, как литературный герой ищет правду и как строит свою жизнь. Проблема заключается в том, чтобы оценить поступки литературных героев на пути к правде, а также к чему приводит выбор героя в борьбе за правду.

Объект: повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Предмет: нравственные ценности Ивана Северьяновича Флягина из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» и Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Нравственные ценности должны лежать в основе человеческих поступков. Поступки и убеждения должны быть взаимосвязаны. По поступкам можно судить каков человек на самом деле. Гармоничный человек должен стремиться к гармонии «внутри себя». 

Гипотеза: каждый герой, ищущий правду, должен идти нравственным путем.

Цель работы:  доказать, что путь литературных героев к достижению истины может быть различным.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  1. Описать сущностную характеристику понятие «нравственные ценности» и рассмотреть нравственные ценности в русской литературе 19-20 веков;
  2. Сопоставить поступки героев в произведениях Н.С. Лескова «Очарованный странник» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и оценить выбор пути героя к правде и его последствия.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

Глава 1. Нравственные ценности героев в литературе 19-20 веков

Рассмотрим несколько определений, которые дают нам словари о такой категории человеческой жизни как нравственные ценности:

  1. Нравственность -и; ж.1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. [1] словарь Кузнецова
  2. Нравственность - и, мн. нет, ж. (книжн.).

а) Совокупность норм, определяющих поведение человека. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». Ленин.

б) Самое поведение человека. Человек высокой нравственности.

в) Моральные свойства. Нравственность его побуждений внушает сомнения (т. е. сомнительно, нравственны ли его побуждения). [2] словарь Ушакова

  1. Нравственность, -и, жен. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. [3] словарь Ожегова

Можно сделать вывод, что нравственные ценности – это внутренние духовные качества человека, основанные на определенных идеалах.

Существует классификация нравственных ценностей:

  1. Христианские ценности: вера, любовь к ближнему, смирение;
  2. Ценности духовной жизни: способность сопереживать, чуткость, милосердие;
  3. Ценности человеческих отношений: толерантность, благодарность, уважение, сострадание;
  4. Ценности повседневной жизни: ответственность, прилежание, трудолюбие;

Проблема поиска нравственных ценностей человека корнями уходит в древнерусскую литературу, в фольклор. Они связаны с понятиями чести и достоинства, человеколюбия и моральными принципами героев. Эти качества помогали героям произведений в сложных жизненных ситуациях сделать правильный выбор.

Именно в произведения фольклора проявляется все богатство народа. Его дух. Само слово «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». Именно в устном народном поэтическом творчестве были сохранены черты национального характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости. Например, пословица - это прекрасное средство для воспитания нравственных чувств свод правил поведения, своего рода моральный кодекс. Самое сильное влияние на формирование характера человека еще с самого юного возраста оказывают сказки. Сказки призваны помочь воспитать порядочного, отзывчивого человека, неравнодушного к чужим переживаниям, уверенного, что добро всегда победит. В народных играх присутствует связь с нравственной культурой каждого человека и всего общества. Все произведения фольклора - это мудрость наших предков.

В литературе 19 – 20 веков писателями тоже уделяется большое внимание нравственным ценностям, пути вечного поиска истины, добра и справедливости своих героев. Рассмотрим некоторые произведения 19-20 века, в которых раскрываются понятия нравственных ценностей.  

А. И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор». Описываются такие нравственные качества, как духовность, благодарность, любовь к ближнему.

Матрена, главная героиня рассказа, жила по законам человеческой совести, ни на кого не обижалась, в душе у нее была только благодарность людям. Люди пользовались ее добротой, и лишь смерть раскрыла перед людьми величественный образ Матрены. С уходом из жизни Матрены уходит что-то ценное и важное. Матрена – праведник.

Во все времена и по сей день, кроме поиска нравственных ценностей, писателями в произведениях встаёт вопрос об утере в обществе жизненных ценностей, нравственных проблемах личности. В литературных произведениях поднимается тема бездуховности в людях и обществе в целом, жестокость, душевная черствость, бестактность, равнодушие по отношению к людям.

Рассмотрим некоторые литературные произведения 19 – 20 веков, где повествуются истории людей, проживающих жизнь безнравственно:

К.Г. Паустовский «Телеграмма». В этом рассказе описывается история бессердечия и душевной черствости.

Жизнь героини кажется такой насыщенной, что даже мешает ей писать письма матери, совершенно одинокой и старенькой. Пришла телеграмма о болезни матери, но Настя не сразу откликнулась на страшную весть, а потому и не застала свою маму, Катерину Ивановну, в живых. Мать так и не дождалась своей единственной любимой дочери. Проблемы нравственности, которые затрагивает Паустовский в своем рассказе это: взаимоотношения между отцами и детьми, одиночества, абсолютного равнодушия к престарелым, а также нехватки человечности между близкими людьми. В это суете повседневности мы забываем о своих близкий, как будто откладываем мысли о них на второй план, именно это может привести к пустоте в душе.

Для близкого человека, которого «нет, и никого не будет роднее» у Насти совсем не нашлось времени.

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско. У героя отсутствует имя, а это символ его внутренней бездуховности и опустошенности. Герой физически существует, а не живет в полном смысле этого слова. Он понимает только материальную сторону жизни, духовность отсутствует.

Герой из Сан-Франциско в свои 58 лет отправляется в путешествие. Удовольствие, наслаждение, праздное существование – это единственное, что его волнует. Но герой не понимает, что смысл человеческой жизни не в зарабатывании денег и не в их трате, смысл жизни – в самой жизни. Стоит задуматься об обыденности, о том, что, возможно, мы тратим впустую. Важнее ваш душевный багаж, а не материальный. И. Бунин утверждает, что жизнь без внутренней гармонии – это всего лишь жалкое существование.

А.П. Чехов «Ионыч». Главного героя, доктора Дмитрия Ионовича Старцева, в начале произведения читатель видит, как энергичного, амбициозного и увлеченного своей работой. Спустя год Старцев продолжает врачебную практику, но уже проявляются первые признаки деградации. К концу произведения автор описывает его обрюзгшим и располневшим телом  «ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову» и обнищавшим душой человеком. Его перестало интересовать, что или кто – либо. Он находит удовольствие только в ежевечернем подсчитывании денег, которых было уже не мало, а хотелось еще больше. Таким образом, постепенно герой превращается в «Ионыча», духовно, нравственно и морально обедневшего, ищущего счастье в богатстве и похожего на жителей городка. 

У каждого человека существуют свои жизненные ценности. Старцев, после отказа Котика, поменял отношение к жизни. Он пересмотрел свои жизненные ценности, теперь на первом месте стоят хорошее положение в обществе и богатство.

Во всех вышеперечисленных произведениях проявляются или угасают нравственные качества, никто из этих героев не ищет правду, они просто живут.

Глава 2. Нравственные ценности Ивана Северьяновича Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Правда, истина жизни, в чем она заключена? На эти вопросы мы отвечаем в течение жизни. Существуют люди, которые привыкли говорить только правду, для них, любая ложь, даже в словах, это неправильно. Они идут к пониманию истины «чистым путем», просто живут по-настоящему. Но таких людей не так много как в жизни, так и в литературе.

Анализируя литературные произведения, нельзя не обратиться к повести Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник». Автор в ходе всего повествования постепенно раскрывает необычную судьбу человека, с самого детства «предназначенного для Бога». Его путь был предопределен.

С самых первых строк автор представляет своего персонажа мужчиной богатырского телосложения: «Это был человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета… Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпаке… [Ему]… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Сам он про себя говорил: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть».

Жизнь Ивана Флягина – это история столкновения личности с неблагоприятными житейскими ситуациями. Вот такое описание очарованного странника мы читаем: «Но при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности…». Этот человек не отталкивает окружающих, а наоборот, притягивает к себе какой-то особенной чистотой.

Мать главного героя долго не могла иметь детей, постоянно молилась и в конце концов дала обет Богу, что, ребенка, который у нее родится в будущем, отдаст на служение Ему. «От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и ее не помню, потому как я был у нее молитвенный сын, значит, она, долго детей не имея, меня себе у бога все выпрашивала и как выпросила, так сейчас же, меня породивши, и умерла, оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован», -так рассказывает о себе Иван Северьянович.

Путь Флягина к Истине был совсем не прост. «Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К. (*11) из Орловской губернии», - начинает свою повесть Иван.  В юном возрасте из-за него погиб монах, вот, как он описывает тот момент жизни: «Ближе подъехали, я гляжу, он весь серый, в пыли, и на лице даже носа не значится, а только трещина, и из нее кровь... Граф велели остановиться, сошли, посмотрели и говорят: «Убит». В столь юном возрасте он становится причиной смерти человека.

В другой момент жизни Иван Северьянович хотел спасти голубят, поэтому отрезал хвост хозяйской кошке. Его сразу же наказали. «Повели меня в контору к немцу-управителю судить, и он рассудил, чтобы меня как можно жесточе выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить... Отодрали меня ужасно жестоко, даже подняться я не мог, и к отцу на рогожке снесли, но это бы мне ничего, а вот последнее осуждение, чтобы стоять на коленях да камешки бить... это уже домучило меня до того, что я думал-думал, как себе помочь, и решился с своею жизнью докончить…».

Флягина так били, что он решил взять грех на душу и покончить жизнь самоубийством. «Припас я себе крепкую сахарную веревочку, у лакейчонка ее выпросил, и пошел вечером выкупался, а оттудова в осиновый лесок за огуменником, стал на колены, помолился за вся християны, привязал ту веревочку за сук, затравил петлю и всунул в нее голову». Но и тут ему это не удалось, не такова его судьба.

 Спас его граф и говорит: «Выбирай теперь, что тебе лучше: опять у своего графа в саду на дорожке камни щелкать или мое дитя воспитывать?». «Я подумал: нет, уже назад не пойду, и согласился остаться в няньках». Флягин предстает перед нами как человек очень тонко чувствующий чужую боль.  «Разгребу руками тёплый песок и закопаю туда девочку по пояс и дам ей палочек играть и камушков, а коза наша вокруг нас ходит, травку щиплет, а я сижу, сижу, руками ноги охвативши, и засну, и сплю Но, повстречав мать девочки, чувствуя ее горе, все-таки отдает е в котором развито стремление помогать окружающим. 

Попал Флягин в плен к татарам. Дали они ему и кров, и работу, и женщин. Но не мог Иван из души своего и сердца Родину взять и вырвать, тосковал.  И христианская вера теплилась в душе у него, не гасла.

Любовная история с Грушей тоже неотъемлемая часть его жизни. Эта девушка привлекла внимание Флягина: «Я увидел, как это у нее промеж черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и за спину падает, так я и осатанел, и весь ум у меня отняло. Пью ее угощение, а сам через стакан ей в лицо смотрю, и никак не разберу: смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у нее под тонкою кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и жилка бьет…».  Иван Северьянович девушку воспринимает как идеал, который создана самой природой. Груша –сильная характером женщина, для нее – лучше смерть, чем утрата любимого человека. «Моих больше сил нет так жить да мучаться, видючи его измену, и надо мной надругательства. Если я еще день проживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу, то навек убью свою душеньку! Пожалей меня, родной мой, мой миленый брат». Иван Флягин чувствовал душу Груши, только ему она могла доверить. Иван Северьянович не мог позволить Груше наложить на себя руки, он взял грех ее убийства на себя. 

Вернулся Иван на Родину, но и тут не все так гладко складывалось. «И приказали управителю еще раз меня высечь с оглашением для всеобщего примера и потом на оброк пустить. Так и сделалось: выпороли меня в этот раз по-новому, на крыльце, перед конторою, при всех людях, и дали паспорт. Отрадно я себя тут-то почувствовал, через столько лет совершенно свободным человеком, с законною бумагою, и пошел. Намерениев у меня никаких определительных не было, но на мою долю Бог послал. Бог всегда был рядом с Иваном, совершить самоубийство – это самый страшный из грехов, чего всевышний просто не мог допустить.

 Пятнадцать лет на Кавказе в солдатах под чужим именем, которые завершаются подвигом. Несмотря на всю боль пережитого, постепенно возрождалась душа героя, и дорога странствий приводит его в монастырь.

Готов он положить жизнь свою за свой народ. Его бескорыстное жизненное служения, то есть способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради других людей, вот качества самого настоящего русского человека, праведника.

 Иван Северьянович Флягин – это пример морально сильного и стойкого человека, который в течении всей своей жизни, питает надежду на приобретение Истины. И Флягин нашёл ее, по крайней мере, для себя. Он не имел семьи, постоянного места жительства, определённых занятий, герой всё время был в каком-то движении, пытался разгадать «смысл» жизни. В конце концов он оказывается в монастыре, вот что значит для него истина – служение Богу, мир с самим собой.

В конце своего мирского жизненного пути Иван Северьянович осознает, что чем выше духовно человек, чем ближе он находится к Богу, тем большие требования он должен предъявить к себе самому. Внутренние качества человека зависят от нравственного выбора, который он совершит. Иван Северьянович ищет правду, да, он совершает некоторые аморальные поступки, но его путь к правде прост, это путь к Богу.

Глава 2. Нравственные искания Родиона Романовича Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Размышляя над проблемой поиска литературными героями правды, нельзя пройти стороной роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Как отмечал сам Федор Михайлович, мой роман - это «психологический отчёт одного преступления», которое совершил бедный студент, убивший старуху-процентщицу. Что же с подвигло главного героя на такой шаг? Почему Раскольников выбрал именно этот путь?

 «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки», именно так начинается повествование о Родионе Раскольникове. «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье…». В голове юноши 23 лет затаилась идея, та, которую вынашивал он уже достаточно длительное время.

Из текста романа мы получаем некоторые сведения о семье Раскольникова: «...у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках» (часть 5 глава IV).  «Мать у меня сама чуть милостыни не просит...».

Одежда Раскольникова так бедна: «он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем в таких лохмотьях выходить на улицу». Однажды на улице незнакомая купчиха принимает его за просящего милостыню и дает ему двугривенник (20 копеек).

Раскольников является бывшим студентом, он из-за нехватки денег бросает учебу на юридическом факультете Петербургского университета: «Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти». (часть 5 глава IV). 

Проживает в квартире, похожей на гроб, не учится, не работает, семья на грани полнейшего разорения, находится в Петербурге, городе, полном зловонных запахов, на каждом шагу проституция, разврат, конечно, Раскольников пытается найти правду, причину такой жизни. Но ищет он ее не в себе, а в несправедливости по отношению к другим людям, в системе.

Его путь к истине, к правде начинается с мыслей, которые постепенно перетекают в идею. Губительную идею о «сверхчеловеке». Родион делит людей на две категории: «твари дрожащие» и «право имеющие».

«...первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного». (часть 3 глава V). «Низшие люди», то есть обычные, заурядные люди ("материал", по словам Раскольникова). Эти люди послушны и консервативны, никак не влияют на законы, не имеют права переступить закон

«Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, - смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, - это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление». (часть 3 глава V). «Собственно люди», то есть выдающиеся люди, «Наполеоны», которые двигают мир, которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя». 

Идею в своей голове Раскольников придумал, но правды так и не достиг, ведь идея только в мыслях. Родиону необходимо было проверить ее на деле. Именно об этой «работе» он и думает в начале романа. Услышав однажды разговор двух молодых людей о вредоносной старушонке, у Раскольникова соединяется идея и путь к достижению своей правды.

Достоевский в романе «Преступление и наказание» описывает душераздирающий внутренний конфликт, который появился вследствие одержимости человека идеей.

Достоевский писал: «Идея - сила, формирующая человека, его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология». Полгода Раскольников вынашивал свою идею, он бросил университет, отказался от частных уроков. В газете «Периодическая речь» за два месяца до убийства публикуется статья «О преступлении», в которой герой изложил теоретические основы своей идеи, мысль об особых людях, которые вели основные массы на правильный путь. Ради этой идеи они могли убрать с дороги других.

Родион Романович Раскольников - молодой человек с философским складом ума, который всегда готов прийти на помощь, анализирующий все свои мысли и поступки. 

Почему Раскольников решается на убийство? Задавленный бедностью, он озлоблен тем, что бессилен помочь своим близким людям. Раскольников считает старуху-процентщицу ничтожной, той, которая лишь ищет выгоду от несчастья других. Его оглушает чувство мести за унижение и страдание всех нуждающихся. 

«Корень злых дел в дурных мыслях…», - это слова Л.Н. Толстого. Опираясь на них, можно подумать, что Родион Раскольников как будто бы понял мир человеческих страданий, и, вообще, понимал всю боль униженных и оскорбленных, пытался перестроить все основы нынешнего существования. Ему казалось, что он понял людей, все их мучения, понял, откуда все страдания народа. Он стал опираться только на себя, на свое понимание данной ситуации. И вот тут подключается «теория сильной личности». Личности протестующей против общественных законов, презрению к обществу. Это приводит к определенной «вседозволенности». А вот преступление над старухой-процентщицей Алены Ивановны должно доказать, что он не «тварь дрожащая», а самый, что ни на есть вершитель судеб.

Раскольников не идет против безнравственного общества, он идет у него на поводу, действует по его же законам.

Но, что самое страшное, что сначала его не задевает совершенное им преступление. Ему кажется, что за то, что он совершил преступление, отвечать ему только перед собой, и людской суд ему не важен. Он абсолютно уверен в правильности своей идеи на пути к достижению правды. Что же собственно такого, что он убил? Он убил одну несчастную «вошь» из всех зловонных существующих «вшей», зловредную «старушонку», которая беспокоилась только о своем богатстве и никак не думала о жизни других, сок из бедных высасывала. Какое же это преступление? «Не думаю я о нем, и смывать его не думаю», - так рассуждает Родион. И все-таки Раскольников – преступник, и велика вероятность, что его преступления бы продолжались, если бы он не встретил Сонечку Мармеладову.

Родион Раскольников человек с очень большими амбициями, его уязвленная гордость постоянно мешала ему жить спокойно. Он так высоко себя ценил, что даже не мог понять, почему такой, как он должен давать никчемные уроки, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Наверное, именно это образовало внутренний конфликт героя, его разлад с самим собой.

Несмотря на бесчеловечную жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком. Помогал Семье Мармеладовых, случайной девушке на улице. Но, к сожалению, самому себе он помочь не мог. Ведь путь его к достижению истины был античеловечен, убийство – грех. С грехом на душе идти невозможно. Сколько несчастий, пролитой человеческой крови принесла Родиону теория о «праве сильной личности».

Родион, в какой-то степени, был овеян «комплексом бога». Можно дать такое определение этому понятию: комплекс бога - непоколебимое убеждение, которое характеризуется завышенными ощущениями личных способностей, привилегий или непогрешимости. Он все-таки решается на убийство старухи-процентщицы. Именно в этот момент в Родионе соединяются две личности. Одной из которых руководит чувство мести за всех униженных и оскорбленных, а другой – «идея о сверхчеловеке». Происходит разлад внутри главного героя. Душа кричит, что он не «тварь Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой сам отвечает на причины своего поступка:

«...я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…» (Раскольников, часть 5 глава IV) «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! <...> Я просто убил; для себя убил, для себя одного... <...> И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил...<...> мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!..». Соня считает, что основной причиной преступления Раскольникова является его безверие, отход от Бога.

Достоевский считает, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его, происходит очищение героя: «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Раскольников Родион был одним из «правдоискателей», хоть путь к достижению его правды оказался ложным, но движение было, ведь юноша не мог смотреть на страдания людей, страдания тех, кто ему был близок. Но нельзя прийти к благу, истине, через убийство, даже если добро во много раз больше зла. Раскольников ищет правду жизни, но его поступки противоречат всем категориям нравственности. Внутри героя происходит разлад, можно предположить, противоборство двух «Я». Того «Я», которое придумало теорию «сильной личности» и человека-сострадающего. Это «раздвоение» провоцирует героя совсем на другое направление.

 На пути к своей правде он сходит с пути, совершив преступление, лишив жизни людей. Значит, Раскольников не может быть гармоничной личностью, его внутренние идеалы и поступки не связаны. Убийство – это совсем не нравственный путь, путь греха.

Заключение

В чем заключается правда жизни? Наверное, в жизни, но не в жизни грешника, а в жизни праведника на земле. Поиски истины – это путь, цель, направление. В жизни человек движется в этом направлении, страдает, падает, но поднимается. Литература – это зеркало жизни человеческой. Именно литература может помочь человеку определить свои жизненные позиции, свои представления о нравственном и безнравственном, предупредить читателя о последствиях выбора того или иного способа жизни, тех или иных ценностных установок, поступков и их мотивов. Родион Раскольников и Иван Флягин – герои-правдоискатели. Они оба задумываются о жизни, о причинах несправедливости, об Истине и правде.

Оба главных героя, наблюдая за несправедливым миром, пытаются что-то исправить. Флягин и Родион не могут изменить «систему», но пытаются своими поступками хоть как-то повлиять на нее. Пытаются найти правду, совершая ошибки.

 Их пути к истине различны, но поступки схожи. Иван Северьянович пытается найти себя, найти путь к Богу. Молодость его началась с непреднамеренного «убийства» монаха, смерти забитого есаула, десятилетний плен у татар, возвращение на Родину, встреча с прекрасной и свободолюбивой Грушей, её убийство. Флягин приходит к Богу через страдания.

На протяжении всего романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников терзается мыслями о месте человека в обществе. Родион Раскольников, на чью жизнь повлияла теория о «сверхчеловеке», тоже пытается найти выход из несправедливости. У него своя правда, и путь к ней тоже был нелегок. Совершив преступление, взяв грех на душу, Родион не смог справится со своей совестью, которая «плакала» и «изнывала» от боли. Раскольников вначале терпит поражение, потому что нельзя с помощью холодного разума, хладнокровия, расчета найти путь к правде. Он мучил себя и других, только непоколебимая вера Сони Мармеладовой и путь к Богу осветил ему выход из тьмы.

Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждается. Главные герои сначала шли по безнравственному пути, пути греха. Они находились не в ладу с собой, своей совестью, путь этих героев изначально привел к краху, потери себя. В конце произведений они находят себя, у Раскольникова происходит «воскрешение», Флягин уходит в монахи, но все это нравственный путь – путь очищения.

Список использованной литературы

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  2. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. 
  3. Н.С. Лесков «Очарованный странник» – М.: 1970
  4. «Толковый словарь русского языка», под ред С.И. Ожегова 1949, 22-е издание, 1990; с 1992 совместно с Н. Ю. Шведовой).
  5. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
  6. Топор, А. В. Фольклорные произведения как средство формирования у младших школьников духовных и экологических ценностей / А. В. Топор, А. А. Денисова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3228/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Герой-правдоискатель в русской литературе 19-20 века. Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение (техникум) «Училище Олимпийского резерва» Преподаватель русского языка и литературы КУЯНОВА СВЕТЛАНА ОЛЕГОВНА

Слайд 2

Человеческие ценности

Слайд 3

Объект : роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник ». Предмет : нравственные ценности Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Ивана Северьяновича Флягина из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».

Слайд 4

Гипотеза К аждый герой, ищущий правду, должен идти нравственным путем.

Слайд 5

Цель - доказать, что путь литературных героев к достижению истины может быть различным.

Слайд 6

Задачи: Описать сущностную характеристику понятие «нравственные ценности» и рассмотреть нравственные ценности в русской литературе 19-20 веков; Сопоставить поступки героев в произведениях Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Н.С. Лескова «Очарованный странник» и оценить выбор пути героя к правде и его последствия.

Слайд 7

Нравственность Нравственность -и; ж.1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. [1] словарь Кузнецова Нравственность - и, мн. нет, ж. (книжн.). 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Ленин. 2. Самое поведение человека. Человек высокой нравственности. 3. Моральные свойства. Нравственность его побуждений внушает сомнения (т. е. сомнительно, нравственны ли его побуждения). [2] словарь Ушакова Нравственность, -и, жен. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. [ 3 ] словарь Ожегова

Слайд 8

Нравственные ценности Существует классификация нравственных ценностей: Христианские ценности: вера, любовь к ближнему, смирение; Ценности духовной жизни: способность сопереживать, чуткость, милосердие; Ценности человеческих отношений: толерантность, благодарность, уважение, сострадание; Ценности повседневной жизни: ответственность, прилежание, трудолюбие .

Слайд 9

Нравственные ценности Исследуя определения толковых словарей, можно сделать вывод, что нравственные ценности – это внутренние духовные качества человека, основанные на определенных идеалах.

Слайд 10

А. И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор »

Слайд 11

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда »

Слайд 12

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Слайд 13

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско

Слайд 14

А.П. Чехов «Ионыч»

Слайд 15

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Слайд 16

Путь Ивана Северьяновича Флягина

Слайд 17

Иван Фляги н

Слайд 18

Путь к Богу

Слайд 19

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Слайд 20

Путь Родиона Раскольникова

Слайд 22

«Очищение» Раскольникова

Слайд 23

«Здесь Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» Ф.М. Достоевский

Слайд 24

«Правда» героев Главные герои находят себя, у Раскольникова происходит «воскрешение», Флягин уходит в монахи, но все это нравственный путь – путь очищения . Они нашли свою правду.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ителлектуальный марафон для учащихся 1 курса по общеобразовательным дисциплинам

Ителлектуальный марафон для учащихся 1 курса по общеобразовательным  дисциплинам   Проведение «Интеллектуального марафона» позволяет не только проверить в неформальной обстановке знания...

Олимпиада по дисциплине "Русский язык" для студентов 1 курса, обучающихся 9-11 классов

Олимпиада по дисциплине «Русский язык» проводится среди студентовI курса, изучающих предмет «Русский язык».     Основные цели проведения олимпиады:·...

Тесты по русской литературе 19 века:

Тесты для самопроверки знаний обучающихся.по русской литературе  19-го века....

Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века

Особенности развития русской литературы в конце 18 - начале 19 века...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

Контрольная работа по русской литературе ХХ века

Прилагаю контрольную работу по русской литературе ХХ века из 18 вопросов, где охвачены основные вопросы по литературе ХХ века. Прошу выбрать правильные ответы и отправить скриншот в вайбере....

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей

Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины  19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....