Олимпиада по дисциплине "Русский язык" для студентов 1 курса, обучающихся 9-11 классов
олимпиадные задания на тему

Супрядкина Ирина Викторовна

Олимпиада по дисциплине «Русский язык» проводится среди студентов

I курса, изучающих предмет «Русский язык».

     Основные цели проведения олимпиады:

·                    расширение кругозора студентов по изучаемому предмету;

·                    развитие интереса к русскому языку и лингвистике;

·                    воспитание здорового духа соперничества у  студентов  разных групп;

·                    укрепление коллектива группы.

 При выполнении олимпиадных заданий студенты имеют возможность продемонстрировать не только  знания по всем разделам русского языка,  но и общий уровень образованности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_russkiy_yazyk.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада  по дисциплине «Русский язык»  для студентов 1 курса

преподаватель русского языка и литературы Супрядкина И.В.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Положение   о проведении олимпиады

 

     Олимпиада по дисциплине «Русский язык» проводится среди студентов

I курса, изучающих предмет «Русский язык».

     Основные цели проведения олимпиады:

  • расширение кругозора студентов по изучаемому предмету;
  • развитие интереса к русскому языку и лингвистике;
  • воспитание здорового духа соперничества у  студентов  разных групп;
  • укрепление коллектива группы.

     Оценивается выполнение каждого задания по традиционной системе, исходя из количества правильно выполненных заданий и в соответствии с количеством баллов, определённых  за каждое задание (всего 85 баллов).

      При выполнении олимпиадных заданий студенты имеют возможность продемонстрировать не только  знания по всем разделам русского языка,  но и общий уровень образованности.

     Участвует   в олимпиаде  одна команда от группы в количестве 3 человека.

Вариант 1

  1. Сравните соответствующие  слова украинского и русского языка и заполните пропуски в таблице. ( 6 баллов)

Украинский

Русский

Украинский

Русский

сiк

сок

дед

сон

сон

вiл

пiсок

песок

сiль

овес

овёс

кiт

кiсть

кость

ветер

вечiр

вечер

пёс

2.В балладе «Василий Шибанов» Алексей Константинович Толстой передаёт речь князя Курбского так, чтобы она как можно больше напоминала эпоху Ивана Грозного(10 баллов):

«Безумный! Иль мнишь бессмертнее нас,

В небытную ересь прельщённый?

        Внимай же! Придет возмездия час,

        Писанием нам предречённый,

        И аз, иже кровь в непрестанных боях

        За тя, аки воду, лиях и лиях,

        С тобой пред судьёю предстану».

Что именно Курбский писал к Иоанну? Напишите «подстрочный перевод» письма с русского на современный русский.

3. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения

(5 баллов):

1) вернуться к разбитому корыту;                а) Н.С.Лесков;

2) Демьянова уха;                                б) А.П.Чехов;

3) рыльце в пуху;                                в) Н.А.Некрасов;

4) человек в футляре;                                г) И.А.Крылов

5) подковать блоху.                                д) А.С.Пушкин.

4.Укажите, к какому разряду существительных (одушевлённые или неодушевлённые) относятся следующие слова (10 баллов):

Путеукладчик

Погрузчик

Перехватчик

Заправщик

Пользователь

Сортировщик

Истребитель

Труп

Кукла

валет

5. Даны современные и древнерусские названия месяцев. Приведите их в соответствие друг с другом. (12 баллов)

1) январь                                 а) бокогрей

2) февраль                                   б) капельник

3) март                                         в) берёзозол

4) апрель                                г) хлеборост

5) май                                       д) ледень

6) июнь                                   е) розацвет

7) июль                                       ё) грязник

8) август                                     ж) просинец

9) сентябрь                                 з) рябинник

10) октябрь                                и) грозник

11) ноябрь                                  к) жнивень

12) декабрь                                л) серебрень

6. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как  в русском языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, определите части речи, расставьте знаки препинания.(5 баллов)

Рочник грюмил расчиквающее дытирем стягло.

7. Подберите русские эквиваленты к английским пословицам. (5 баллов)

1) Сначала поймай зайца, а уж потом зажарь его.

2) Что для одного – мясо, то для другого – яд.

3) Всего желать – всё потерять.

4) Птичка в руке стоит двух в кустах.

5) У него еще за ушами не просохло.

8. Попробуйте решить математическую задачу. Обратите при этом внимание на значение каждого слова.(5 баллов)

   Лес имеет круглую форму, с диаметром  20 км. Как далеко лиса может забежать в этот лес?

9. Напишите слова, лексическое значение которых приведены ниже(6 баллов):

Отверстие вулкана - ….

Период, продолжающийся четверть года -….

Место на реке, где её можно перейти -….

Наука о небесных светилах -….

Самый быстрый ход лошади -…

Машина, приводящая в движение состав поезда -….

10. Приведите в соответствие название фильма и фразу, сказанную одним из героев фильма. (10 баллов)

1) «Интересный Вы человек. Всё у Вас в порядке. Удивительно, с таким счастьем – и на свободе».

2) «Эвоно как, опять санитары забыли закрыть врата ада».

3) «Федя, дичь!»

4) «Меня терзают смутные сомнения».

5) «Вежливость – главное оружие вора».

6) «Родственник, гони рубль. Афоня мне рубль должен».

7) «Тебя как, Федя, зовут?»

8) «Ну и рожа у тебя, Шарапов».

9) «Почём опиум для народа?»

10) «Похабная квартирка».

А) «Бриллиантовая рука»

Б) «ДМБ»

В) «Иван Васильевич меняет профессию»

Г) «Интерны»

Д) «Афоня»

Е) «Джентльмены удачи»

Ж) «Золотой телёнок»

З) « Собачье сердце»

И) «Место встречи изменить нельзя»

К) «12 стульев»

11. Перифраза (перифраз) – описательный оборот, заменяющий название предмета, лица или явления описанием его существенных признаков. Раскройте смысл перифраз (11 баллов):

1) Северная столица -

2) мать городов русских -

3) весна жизни –

4) очутиться в объятиях Морфея -

5) чёрное золото -

6) дочь Евы -

7) страна тюльпанов –

8) четвероногий друг –

9) солнце русской поэзии –

10) красная планета -

11) синяя птица

Вариант 2

1.Сравните соответствующие  слова украинского и русского языка и заполните пропуски в таблице. ( 6 баллов)

Украинский

Русский

Украинский

Русский

повний

полный

вiк

пiл

пол

дятел

довг

долг

толстый

дiл

дол

вовк

дiло

дело

лёд

лев

лев

лень

2.До нас дошли заметки древнего писца. Переведите их на современный русский язык.

(10 баллов)

1) …покушати писати новымъ черниломъ…

2) …о горе свербить…

3) …охъ знойно…

4) …чрес тынъ пьють а нас не зовуть…

5) …ох свербит…

6) …полести мытъся…

7) …о святой Никола пожалуй избави коросты…

8) …шести ужинатъ…

9) …родиша свиния порошата…

3.Даны современные и древнерусские названия месяцев. Приведите их в соответствие друг с другом. (12 баллов)

1) январь                                 а) сечень

2) февраль                                   б) березень

3) март                                         в) червень

4) апрель                                г) листопад

5) май                                       д) грудень

6) июнь                                   е) травень

7) июль                                       ё) ревун

8) август                                     ж) лютень

9) сентябрь                                 з) разносол

10) октябрь                                и) цветень

11) ноябрь                                  к)  серпень

12) декабрь                                л) студень

4. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения (5 баллов):

1) тришкин кафтан                ;                а) Н.В.Гоголь;

2) вертеться как белка в колесе;                б) А.П.Чехов;

3) есть ещё порох в пороховницах;                в) А.С.Грибоедов;

4) с корабля на бал;                                г) И.А.Крылов

5) не мудрствуя лукаво.                                д) А.С.Пушкин.

5. Укажите, к какому разряду существительных (одушевлённые или неодушевлённые) относятся следующие слова (10 баллов):

Носитель

Получатель

Застройщик

Спасатель

глушитель

Дворник

Заготовитель

Поставщик

Мертвец

Покойник

6. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как  в русском языке. Сделайте синтаксический разбор предложения,  определите части речи. (5 баллов)

Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.

7. Подберите русские эквиваленты к английским пословицам. (5 баллов)

1) Птицы одинакового оперения держатся вместе.

2) Когда море вернет всех погибших в нем.

3) Возить уголь в Ньюкасл.

4) Для каждой собаки наступит ее день.

5) Не стоит пороха и дроби.

8. Объясните, почему ученик ответил именно так.(5 баллов)

 Ученику нужно было найти Х в уравнении:

                       5Х х 2 + 20 =100

Он подчеркнул букву Х и заявил, что нашёл Х в уравнении.

9. Напишите слова, лексическое значение которых приведены ниже(6 баллов):

Машина для уборки хлеба -….

Место, где производится добыча камня -….

Место, где скрещиваются улицы -….

Речь, произносимая одним актёром -….

Металл с примесью земли в том виде, в каком его извлекают из шахты -….

Маленькая ячейка из воска, куда пчёлы кладут мёд -…

10. Приведите в соответствие название фильма и фразу, сказанную одним из героев фильма. (10 баллов)

1) «Я сидел на 16 аршинах и буду сидеть…»                                                                                                    

2) « Ты пацак, а я – чапланин».

3) «От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах».

4) «»В монастырях не давали курить, в тюрьмах – пить, оставалась армия. Армия – прекрасная страна свободы и от мира, и от себя»

5) «Пилите, Шура, пилите!»

6) «Ты на что намекаешь, царская морда?»

7) « А может тебе ещё ключ дать от квартиры, где деньги лежат?»

8) «Ниши люди в булочную на такси не ездят».

9) «Активистка, спортсменка и просто красавица!»

10) «Коселёк, коселёк, какой коселёк?»

А) «Кавказская пленница»

Б) «Золотой телёнок»

В) «Иван Васильевич меняет профессию»

Г) « Собачье сердце»

Д) «ДМБ»

Е) «Кин-дза-дза»

Ж) «Берегись автомобиля»

З) «12 стульев»

И) «Место встречи изменить нельзя»

К) «Бриллиантовая рука»

11. Перифраза (перифраз) – описательный оборот, заменяющий название предмета, лица или явления описанием его существенных признаков. Раскройте смысл перифраз: (11 баллов)

1) появиться на свет божий -

2) уйти в мир иной, отправиться к праотцам -

3) закат дней –

4) жители страны восходящего солнца -

5) белое золото -

6) сын Адама -

7) царь природы, венец творения –

8) корень жизни –

9) сладкая смерть –

10) тихая охота -

11) второй хлеб -

Литература

1.Галкина ГВ. Занимательные задачи по русскому языку/ Г.В.Галкина, Л.З.Полонецкая. – Ростов н/Д:Феникс, 2009. – 142 с. – (Здравствуй, школа!).

2.Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. – 2-е изд. Испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с. – (Школьные олимпиады).

3.Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. Для учащихся ст. классов. – 2-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 1982. – 191 с., ил.

4.Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224 с.

5. Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы/ авт.-сост. Н.Ф.Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 171 с.

6.Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. – 336 с.

Ответы:

Вариант 1

1.(6 баллов)

Украинский

Русский

Украинский

Русский

сiк

сок

дiд

дед

сон

сон

вiл

вол

пiсок

песок

сiль

соль

овес

овёс

кiт

кот

кiсть

кость

в iтер

ветер

вечiр

вечер

пес

пёс

2 (10 баллов):

«Безумный! Иль мнишь бессмертнее нас,

 «Безумный! Иль ты думаешь, что ты, соблазнившийся несуществующей ересью, более бессмертен, чем мы? Слушай же! Придёт час расплаты, предсказанный нам в священном писании, и я, проливал и проливал кровь, в непрестанных боях за тебя, с тобою пред судьёю предстану».

3. (5 баллов):1) д  2) г        3) г 4) б  5) а                                

4. (10 баллов): н., н., о., о., о., о., н., н., о., о.

5. (12 баллов)1) ж 2) а    3) б  4) в   5) е 6) г  7) и    8) к   9) з   10) ё 11) д   12) л

6. (5 баллов)

Рочник грюмил расчиквающее дытирем стягло.

 Рочник – сущ, подлежащее; грюмил – гл., сказуемое; расчиквающее – причастие, определение; дытирем – сущ, дополнение;  стягло – сущ., дополнение.

7. (5 баллов)

1) Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

2) Что  русскому хорошо, то немцу смерть.

3) Много хочешь, мало получишь.

4) Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

5) Молоко на губах не обсохло.

8. (5 баллов) Это по форме математическая задача, а в действительности – упражнение на точное значение слова. Лиса может забежать в лес не более чем на 10 км., потому что далее она бежит уже не в лес, а из леса.

9. (6 баллов):

Кратер, квартал, брод, астрономия, галоп, локомотив.

10. Приведите в соответствие название фильма и фразу, сказанную одним из героев фильма. (10 баллов) 1г   2е  3 ж  4д   5б   6в   7з   8к   9а   10и

11. 1) Петербург 2) Киев 3) молодость 4) уснуть 5) нефть 6) женщина  7) Голландия

8) собака  9) Пушкин 10) Марс 11) мечта

Вариант 2

1.(6 баллов)

Украинский

Русский

Украинский

Русский

повний

полный

вiк

век

пiл

пол

дятел

дятел

довг

долг

товстий

толстый

дiл

дол

вовк

волк

дiло

дело

лед

лёд

лев

лев

            лiнь

лень

2. (10 баллов)

1) …попробовать пописать новыми чернилами…

2) …о,горе! Свербит…

3) …ох, знойно…

4) …через забор пьют, а нас не зовут…

5) …ох, свербит…

6) …не пойти ли помыться?…

7) …о, святой Никола, пожалуйста,  избавь  коросты…

8) …сесть да поужинатъ…

9) …родила свинья поросят! …

3. (12 баллов)1) а 2) ж     3) б   4) и 5) е 6) в 7)  к   8) з    9) ё    10) г    11) д   12) л                              

4. (5 баллов): 1) г  2) г        3) а 4) д  5) а                                

5. (10 баллов): н., н., о., о., н., о., о., о., о., о.

6. (5 баллов)

Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.

Сурепая – прилаг., определение; рашка – сущ., подежащее; зажугила – гл., сказуемое; квинячий – прилаг., опеделение; торщ – сущ., дополнение.

7. (5 баллов)

1) Рыбак рыбака видит издалека. Одного поля ягодки. Два сапога пара.

2) Когда рак на горе свистнет.

3) Ездить в Тулу со своим самоваром.

4) Будет и  на нашей улице праздник.

5) Игра не стоит свеч. Овчинка выделки не стоит. Выеденного яйца не стоит. Гроша ломанного не стоит.

8.(5 баллов) Здесь игра слов. Слово найти имеет разные значения, например: найти вещь (т.е. разыскать) и другое – найти неизвестное число в задаче, узнать, вычислить, чему оно равняется . ученик нашёл Х так же, как находят вещь.

 9. (6 баллов): Комбайн, каменоломня, перекрёсток, монолог, руда, соты

10. (10 баллов) 1ж     2г  3 а  4в   5е   6д   7б   8и   9к   10з

11. 1) родиться 2) умереть 3) старость  4) японцы 5) хлопок 6) мужчина 7) человек

8) женьшень 9) сахар  10) сбор грибов  11) картофель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ЕН "Математика" для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 151901 «Технология машиностроения»

Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специ...

Всероссийская олимпиада по ОБЖ среди студентов 1-2 курсов

В рамках недели предметно-цикловой комиссии по ОБЖ, проводилась среди студентов 1-2 курсов олимпиада....

ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОГО КРУЖКА «МОЯ ПРОФЕССИЯ - МОЕ БУДУЩЕЕ» для студентов 1-2 курсов, обучающихся по профессии «Машинист крана автомобильного»,

ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОГО КРУЖКА «МОЯ ПРОФЕССИЯ - МОЕ БУДУЩЕЕ»для студентов 1-2 курсов, обучающихся по профессии «Машинист крана автомобильного»,...

Методическая разработка самостоятельных работ по дисциплине"Иностранный язык" для студентов 2 курса , обучающихся по специальности 23.02.03 " Ремонт и обслуживание автомобильного транспорта"

В данной методической разработке представлены задания по самостоятельным работам для студентов 2 курса. Даны указания по какому материалу их выполнять. Сколько часов отводится на выполнение самостояте...