конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"
план-конспект урока

Имамбаева Людмила Михайловна


Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока по теме «Русская литература Серебряного века»

Цель урока заключается в аргументации тезиса: «Серебряный век - явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов». Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Возникновение и становление течений русского модернизма: символизма, акмеизма и футуризма. Задачи:

Ввести в удивительный мир русской культуры начала XX века.

  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, эстетических и творческих способностей учащихся, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся
  • совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний

Что бы учащиеся могли не только интеллектуально, но и эмоционально постичь характер этой эпохи, эпохи всплеска, подъема в науке и искусстве, на уроке используются разнообразные аудиовизуальные материалы:

презентация

  • репродукции полотен М.Врубеля, В.Серова, Н.Рериха, К.Мапевича, В.Кандинского, К.Петрова-Водкина.
  • записи музыкальных произведений С.Рахманинова, А.Скрябина, И.Стравинского.

Ход урока

Вступительное слово учителя:  Посмотрите вокруг тебя. Так необычно все, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо - подарили миру серебряный век русской культуры.

Я произношу слова: "Серебряный век". И повторяю снова: "Серебряный век".

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Составили ассоциативную цепочку: "Серебряный век -        " (вместе с учениками     составляем словесный ряд)

Серебряный век - блеск, яркость, звон, утонченность, бряцание, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза...

Звуковой облик слов  аСеребряный век" создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX - XX веков, отличенный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым.

Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. Ученые, критики обосновывают разные точки зрения: Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы XX века и закончился "с революцией или, вернее, с первой мировой войной". Ефим Эткинд считает иначе: "Серебряный век робко начался в 90-х годах (XIX век), 1951 - высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его". Вадим Крейд считает, что "Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого Серебряного века после этого не было. В 20-е годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш Серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде, чем обрушиться или разбиться. Еще живы были большинство поэтов, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых создан был Серебряный век, но сама эпоха кончилась".

Формулирую проблемный вопрос

  • Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?

(Вся работа строится как поиск ответа на проблемный вопрос)

  • Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

Учащиеся слушают сообщения одногруппников, выступающих в роли историка, искусствоведа и литературоведа, и записывают основные теоретические положения, факты, имена.

Историк (заранее подготовленный учащийся) На смену застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX века пришел период социальных, политических потрясений. Вот хроника ключевых событий эпохи:

1890 - начало экономического роста реформы Витте. 1894 - начало царствования Николая II.

с 1902 - массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических. 1903 - второй съезд РСДРП.

  1. 1905        - русско-японская война.
  2. 1907        - первая русская революция. 1906 - создание I Гос. Думы;
  • аграрная реформа Столыпина. 1914 - начало первой мировой войны.

1917 - Февральская революция, свержение самодержавия;

  • Октябрьекая революция.

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество.

В художественной культуре получило распространение декадентство (лат. упадок), мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма (фр. - новейший, современный).

Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смерти. Вселенной. Бога не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутренний мир.

Искусствовед (заранее подготовленный учащийся) На фоне музыки ("Вокализ" С.Рахманинова) учащийся представляет полотна, ставшие символом эпохи:

М.Врубель Демон поверженный

(комментарии) В. Борис-Мусатов Призраки

(комментарии) К.Ретров-Водкин Купание красного коня (комментарии)

Важнейшее свойство эпохи - лирическое преображение всех видов искусства. В  начале XX века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В XIX веке изобразительное искусство служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты передвижников были отражением реальных эпизодов социальной жизни. Художники новой, поэтической эпохи, отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусорского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С. Рахманинова.

Первые пятнадцать лет XX века - время, когда наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека оказывается искусство танца, поэзии и музыкального исполнения.

Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.

Литературовед (заранее подготовленный учащийся) Русский поэтический Серебряный век истоками уходит в XIX столетие и всеми корнями прорастает в "век золотой", в гениальное творчество А.С.Пушкина, в наследие пушкинской плеяды. Поэты-романтики Е.Баратанский, Лермонтов, Батюшков, Н.Языков и др. задавались вопросами о времени, вечности, человеческом сознании, одиночестве, жизни и смерти.

"Золотой век" в истории русской литературы был порою господства поэзии; длился он не долго, до конца двадцатых годов XIX столетия.

Затем началась новая пора - эпоха прозы, продержавшаяся 60-65 лет. Гоголь Тургенев, Гончаров, Толстой, Салтыков-Щедрин, Лесков, Герцен, Достоевский Чехов, Короленко, Куприн Ц таковы главные деятели этой полосы в истории русской

литературы. Ее сменила новая поэтическая эпоха        

Намечается известная периодичность литературного процесса: краткий период господства поэзии сменяется гораздо более длительным прозаическим после чего на такой же краткий период снова воца ряется поэзия

Учащиеся делают вывод

Поэзия - это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия... и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери... А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален.

Вслушаемся в голоса поэтов начала века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.

Группа учеников, предварительно познакомившихся с историями жизни и стихотворениями поэтов "Серебряного века" представляет композицию "Я каждый миг исполнен откровенья".

Музыкальное сопровождение: А. Скрябина "Поэма экстаза"

К.Больмонт  "Я ненавижу человечество" Ф.Сологуб "Я - Бог таинственного мира" Н.Гумилев "Слово"

Ахматова  "Я научилась просто, мудро жить"

Хлебников  "Еще раз, еще ра?" И.Северянин "Эгополонез"

С учащимися делаем вывод: Каждый поэт - ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится набрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки

Осмысливая информацию, учащиеся отвечают на вопрос и записывают черты, объединяющие поэтов разных группировок,

  • все эти поэты современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены , что участвуют в духовном обновлении России.
  • всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии.
  • все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения.
  • они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий.
  • их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.

Слово учителя

Есть еще одна бесценная страница в истории Серебряного века. Это мир человеческих отношений, мир любви и дружбы людей. Обратимся к посланиям поэтов, адресованных их современникам, к воспоминаниям о них. О чем говорят эти строки?

Учащиеся работают по карточкам

- 1 вариант

  • Прочитать фрагменты статей и писем поэтов начала XX века.
  • Выписать строки, которыми поэты характеризуют своих адресатов.
  • Ответить на вопрос "Как эти произведения помогают понять личностные качества их создателей?"

(Статьи и письма О.Мандельштама, А.Белого, М.Цветаевой, Б.Пастернака).

- 2 вариант

  • Прочитать фрагменты статей и писем поэтов "Серебряного века".
  • Ответить на вопрос: "Почему литературная полемика не перерастала в личную вражду? За что поэты были бесконечно благодарны друг другу?"

(Статьи и письма М.Цветаевой, А.Белого, Б.Лившица).

  • 3вариант
  • Прочитать стихотворения, посвященные памяти ушедших из жизни поэтов.
  • Ответить на вопрос: "Почему так дороги поэтам воспоминания об их друзьях и оппонентах? Какие детали сохранила их память?"

(Стихи А.Ахматовой, Б.Пастернака).

Делаем вывод

  • поэты Серебряного века творили не только стихи, баллады, они лепили и свои судьбы; почти всем им свойственно отношение к собственной биографии как к выстраиваемому мифу.
  • большинство поэтов были связаны искренней дружбой, которую сохранили в течении долгих лет; они высоко оценивали и поэтическое мастерство, и личные качества друг друга, они не скупились на добрые слова, они умели радоваться успехам друзей, восхищаться их гениальностью.

Учитель обращает внимание на даты прозвучавших стихотворений и воспоминаний, просит учащихся осмыслить их, систематизировать весь изученный на уроке материал и ответить на проблемный вопрос урока.

Каким десятилетием или каким историческим событием можно очертить конечную границу "Серебряного века"?

Учащиеся отмечают, что "Серебряный век" оставался в душах, в сознаниях поэтов, сотворивших его, всю жизнь, до последних дней они мысленно уносились в те годы, беседовали с уже ушедшими из жизни, но такими дорогими и близкими людьми, восстанавливали в подробностях самые яркие, памятные события. "Серебряный век" стал их судьбой. Как они сотворили "Серебряный век", так и он сотворил их. Значит, это явление продолжало существовать до 50х-60х годов.

А если считать основным содержанием "Серебряного века" то, что не утратилось во времени: торжество поэтической одаренности, необыкновенную теплоту человеческих отношений, очарование возвышенных помыслов и чувств - все то, что оставлено русской поэзии и нам, читателям, в наследство, то, нельзя не считать, что под знаком "Серебряного века" развивалась духовная, художественная жизнь всего XX столетия.

Литература:

Ахматова        "Листки из дневника" (О.Мандельштам) Т.И.Бапакина "История русской культуры"

В.Агеносов        "Русская культура Серебряного века"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественные открытия Серебряного века

На изучение темы «Русский поэтический Серебряный век» отводится 10 часов, из них  2 часа – на знакомство с особенностями художественных направлений в области литературы, живописи, музыки (с...

Конспект урока по музыкальной литературе: С.Прокофьев, кантата "Александр Невский"

Восспитание патриотизма  на уроках музыкальной литературы на примере кантаты "Александр Невский", С.Прокофьева...

план-конспект урока литературы по поэзии серебряного века "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."

Данный урок, заключительный по изучению поэзии Серебряного века, носит обобщающий характер и составлен в форме интеллектуальной игры по типу "Умники и умницы". Проведение такого урока препод...

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам Искусство (МХК) и Литература по теме «Культура Серебряного века»

Для разработки интегрированного урока были выбраны дисциплины Искусство (МХК) и Литература. Эти дисциплины отдельно предполагают в программе изучение тем «Искусство Серебряного века» и &la...

Портретная галерея серебряного века Презентация к уроку литературы

Серебряный век мифологичен – это время замещено в общественном сознании штампами, любовными историями и сплетнями, подменяющими биографии. Это одна из наиболее описанных эпох русской культуры ...

Электронный образовательный ресурс по литературе "Поэзия "Серебряного века"

Электронный образовательный ресурс по теме: "Поэзия "Серебряного века" разработан в формате MyTest. данный образовательный ресурс позволит проверить уровень знаний обучающихся по теме: ...

Мастер - класс «Петербург серебряного века» (Образ Петербурга в творчестве поэтов серебряного века, 11 класс).

Урок-мастерская—это не только технология, не толькометодология, но и новая философия, с мастерской связанаиная система отношений учителя и ученикаВ работе мастерской важен не только результат тв...