Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам Искусство (МХК) и Литература по теме «Культура Серебряного века»
план-конспект урока на тему

Силина Анна Сергеевна

Для разработки интегрированного урока были выбраны дисциплины Искусство (МХК) и Литература. Эти дисциплины отдельно предполагают в программе изучение тем «Искусство Серебряного века» и «Литература Серебряного века». Целесообразно было объединить их в одно учебное занятие, с целью представления студентам более полной образной картины обсуждаемого периода. Методическая разработка интегрированного урока  содержит следующие материалы: аннотацию, введение с пояснением актуальности выбранной темы, цели учебного занятия, план и содержание занятия, в приложениях приведены материалы, необходимые для проведения урока, предложен список литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ser.vek_.doc340 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ  КООПЕРАТИВНЫЙ  ТЕХНИКУМ  

КАРЕЛРЕСПОТРЕБСОЮЗА

185660 Республика Карелия г. Петрозаводск, пр. Первомайский, 1-А,

тел./факс (8-814 -2)  74-24-19, E-mail: cit@koopteh.onego.ru

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам

Искусство (МХК) и Литература по теме

«Культура Серебряного века»

Подготовили:

Силина А.С. – преподаватель дисциплины Искусство (МХК)

Попова Е.В. – преподаватель дисциплины Литература

Петрозаводск, 2012


Содержание

Аннотация……………………………………………...…………….……...……….3

Введение………………………………………… …...…………….……………..…4

План учебного занятия…………………………………………..….….……………6

Конспект лекции………………………………………………………..……………7

Список литературы…………………………………………………..……………..20

Приложение


Аннотация

на методическую разработку интегрированного урока по дисциплинам Искусство (МХК) и Литература по теме «Культура Серебряного века»

Тема «Культура Серебряного века» включает в себя изучение не только художественного наследия этого периода, но также изучение других видов искусств, одним из которых является литература, тесно взаимосвязанная в указанный период времени с изобразительным искусством. Именно поэтому для разработки интегрированного урока были выбраны дисциплины Искусство (МХК) и Литература. Эти дисциплины отдельно предполагают в программе изучение тем «Искусство Серебряного века» и «Литература Серебряного века». Целесообразно было объединить их в одно учебное занятие, с целью представления студентам более полной образной картины обсуждаемого периода. Описание исторической обстановки в России для понимания предпосылок возникновения появившихся художественных направлений и объединений обеспечивает межпредметные связи с дисциплиной «История».

 Занятие проводится в группе 1 курса по специальности «Право и организация социального обеспечения».  Рассчитано на одну пару, т.е. на два учебных часа.

Методическую разработку подготовили:

Силина Анна Сергеевна – преподаватель дисциплины Искусство (МХК),

Попова Елена Вячеславовна – преподаватель дисциплины Литература.

Данные дисциплины  входят в примерные объемные параметры реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ  СПО с учетом профиля получаемого  профессионального образования.

Методическая разработка интегрированного урока  содержит следующие материалы: аннотацию, введение с пояснением актуальности выбранной темы, цели учебного занятия, план и содержание занятия, в приложениях приведены материалы, необходимые для проведения урока, предложен список литературы.


Введение

Одним из интереснейших этапов истории российской культуры был Серебряный век, границы которого определены глубочайшими переменами в общественной жизни, происходившими на рубеже XIX – XX веков. Это было время, богатое достижениями как в области художественного творчества, так и в области мировоззренческого поиска.

Серебряный век – период перелома в сфере фундаментальных жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности.

Основой мировоззрения человека Серебряного века, как полагают практически все исследователи данного периода, становится обращение к духовному началу, осмысление цели человеческой жизни. Носители культуры этой эпохи полагали, что современная им ситуация в России характеризуется кризисным состоянием духовных основ общества, сменой личностных ценностных ориентиров.

По мнению интеллигенции рубежа XIX – XX вв., причиной кризисного состояния было именно отсутствие внутренней личностной гармонии, потеря духовных основ.
Мыслители Серебряного века в своих исканиях обратились к духовным началам, к анализу проблемы личности. Они предложили в качестве основной ценности творчество, сделали акцент на творчестве как способе существования человека.

Философия и мировоззрения представителей Серебряного века видятся нам невероятно актуальными и схожими с сегодняшней тягой молодых людей к индивидуальности, к поиску себя, выбору авторитетных ориентиров для развития личности.

Философы Серебряного века воспринимали человека как личность «свободную, творческую, героическую». По их мнению, человек может считаться личностью, если он индивидуален. Индивидуализм делился  мыслителями рубежа XIX – XX вв. на внешний индивидуализм и внутренний индивидуализм. Под внешним индивидуализмом подразумевалось осознание уникальности внешности, имени и биографии. Носители культуры Серебряного века сознательно пытались соответствовать пониманию термина «внешний индивидуализм». Так, для этой эпохи была характерна тщательная продуманность псевдонимов, зачастую трактовавшихся символически. Примером может служить символичный псевдоним Бориса Бугаева – Андрей Белый, где имя «Андрей» ассоциировалось апостолом Андреем Первозванным, и, как следствие, с Библией, божественным. Фамилия же фактически дублировала ассоциативный ряд, призывала видеть свет и чистоту Божественного откровения.

Следует также отметить особое внимание носителей культуры Серебряного века к внешнему виду. Исследователи эпохи утверждают, что данный период явил особый «стиль жизни». Под последним подразумевается манера одеваться, держаться в обществе, разговаривать. Человек рубежа XIX – XX вв. зачастую сознательно стремился выработать персональный внешний облик. Одной из концептуальных основ формирования персонального внешнего облика была экстравагантность, иногда переходящая в эпатажность, как в одежде, так и в манере общаться, в поведении.

Следование всем критериям, которые характеризовали понятие «внешний индивидуализм», не признавалось достаточным для того, чтобы человека можно было назвать личностью. Помимо внешнего индивидуализма необходим внутренний индивидуализм. Человек мыслился активной творческой сущностью, творящим субъектом, не только восстанавливающим и гармонизирующим мир, но и создающим его наподобие Бога. Философы Серебряного века предположили, что для достижения богоподобия человека необходима внутренняя способность и готовность личности продолжать дело Бога-творца. Человек должен быть достаточно развит, чтобы реализовать свой потенциал. Поэтому одним из основных критериев внутреннего индивидуализма полагалась энциклопедичность, то есть наличие качественных, глубоких знаний в разных областях человеческой деятельности. Согласно концепции личности Серебряного века, истинной «идеальной личностью» может стать лишь тот человек, кто гармонично соединил в себе внешний и внутренний индивидуализм.

 «Культура Серебряного века» - тема обширная, богатая, интересная многообразием видов искусств, тем, течений. Эпоха захватывает своим плодотворным, противоречивым, стремительным развитием.


План учебного занятия

Тема урока: культура «Серебряного века».

Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала.

Вид урока: лекция.

Цель урока: формирование представления о понятии и культурном периоде «Серебряный век» через интеграцию дисциплин литература и искусство (МХК).

Задачи:

  1. Раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в культуре конца XIX – начала XX века.
  2. Организовать деятельность студентов по поиску и обобщению необходимой информации через индивидуальную исследовательскую работу.
  3. Пробудить интерес к различным произведениям искусства и литературы,  к личности и творчеству отдельных деятелей литературы и искусства серебряного века.

Основные понятия: серебряный век, модернизм, символизм, акмеизм, декаданс, футуризм, авангардизм.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, презентация по теме.

Оформление кабинета: репродукции художников, сборник поэтов серебряного века.

План урока:

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
  2. Изложение нового материала
  3. Первичное закрепление изученного материала.
  4. Домашнее задание.
  5. Итог урока.

Конспект лекции

Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

Попова Е. В.

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
С Серебряный месяц ярко
Над Серебряным веком стыл…

Это строки из “Поэмы без героя” Анны Ахматовой, где впервые в литературном творчестве было употреблено выражение “Серебряный век”. Рубеж веков стал подлинным русским Ренессансом, расцветом русской духовности, давшей миру блистательные научные и художественные открытия.

Силина А.С. 

Сегодня мы поговорим об удивительной и многогранной культуре периода, который позднее получил название “Серебряный век”. Так называется и тема нашего совместного урока - "Культура Серебряного века".

Временные рамки Серебряного века можно обозначить лишь условно, но в целом – это период, охватывающий годы с начала 1890-х. до начала Первой мировой войны, приведшей к краху Российской империи и установлению диктатуры большевиков в 1917 году, хотя агония Серебряного века продолжалась еще вплоть до начала 1920-х годов.

Художественная культура «серебряного века» противоречива и многогранна. История определила страстное неприятие окружающего мира, буржуазной культуры и цивилизации, радикальное отрицание порядков современного мира и предвидение наступления нового времени. Чувство времени в различных вариантах пронизывает всю художественную культуру этого периода.

На направленность и сложность поэтических исканий и художественной культуры в целом свою печать наложила историческая действительность.

 На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришел период социальных, политических  потрясений. Хроника ключевых событий эпохи

1890-е -  начало эпохи экономического роста. Реформы Витте.

1894 – начало царствования Николая II.

С 1902 – массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических.

1903 – второй съезд РСДРП.

1904-1905 – русско –японская война

1905-1907 – первая русская революция.

1906 – создание I государственной Думы; аграрная реформа Столыпина.

1914 – начало Первой мировой войны.

1917 – Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция.

Попова Е.В.

Что может чувствовать человек в такое тревожное и смутное время? Уверенность в завтрашнем дне? Свое прочное положение в этом мире? Конечно же, нет!  Растерянность, беспокойство, неясные предчувствия…..А какой вид литературы способен наиболее полно и ярко выразить переживания и настроения личности? Только поэзия, только поэтическое слово!

Известный русский философ Николай Бердяев так охарактеризовал эту эпоху:

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».

Андрей Белый: “Мы дети того и другого века; мы – поколение рубежа. Правота нашей твердости видится мне… скорее в решительном “нет”, сказанном девятнадцатому столетию, чем “да”, сказанному веку двадцатому”.

Силина А.С.

Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Никогда не было в русском искусстве такого количества направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее. Слишком неясными были для многих контуры нового эстетического идеала, отсюда трагический оттенок в творческих исканиях многих художников.

Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного.

Новое искусство – это  отрицание эстетики 19 века, эксперименты с формой и содержанием,   представление новых художественных взглядов,  слияние разных искусств.

В то время существовали разные объединения, гостиные и пр., где спорили о новом искусстве, представляли друг другу и на суд зрителей свои новые произведения.

Одним из самых модных и скандальных стало  артистическое кафе в Петербурге- “Бродячая собака”. Здесь находили приют люди самых разных профессий и социального положения.

Сообщение  студента  о кафе “Бродячая собака” – 2-3 мин.

Попова Е.В.

Какими различными были художественные взгляды художников и поэтов! Однако именно в те годы на почве дружеского общения возникали и более тесные профессиональные объединения. В частности, объединения художников, как, например «Мир искусства».

С сообщением о художественном объединении «Мир искусства» выступает студентка.

Силина А.С. 

«Мирискусники» работали в разной манере и мало походили друг на друга. И все же в их творчестве, настроениях и взглядах было много общего. Их беспокоило, что искусство все более вытеснялось из повседневной жизни и становилось достоянием небольшого круга «избранных» и «посвященных». Они были убеждены в том, что именно искусство постепенно смягчит и одухотворит людей.

В поисках «красоты и гармонии» художники пробуют себя в самых разных техниках и видах искусства - от монументальной живописи и театральной декорации до оформления книги и декоративно-прикладного искусства.

Для примера обратим внимание на разнообразие творчества одного из представителей «Мир искусства» Валентина Серова (просмотр работ на слайде: «портрет Орловой», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Похищение Европы»). Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая, историческая картина: масло, гуашь, темпера, уголь - трудно найти живописные и графические жанры, в которых бы не работал Серов, и материалы, которые бы он не использовал.

Каким же было объединяющее начало в искусстве Серебряного века? Это те сверхпроблемы, которые были одновременно выдвинуты во всех видах искусства.

Важнейшую образную сферу поэзии, живописи, музыки объединял лейтмотив свободы человеческого Духа перед лицом вечности. В русское искусство вошел образ Вселенной, Космоса и неразрывно связанные с ними образы Жизни и Смерти.

Попова Е.В.

Поэзия передавала чувства, озарения, боль, безумство, апатию, надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери…А будущее? Каким оно будет? Были только предчувствия, которые обретали форму стиха. Причем каждому оно виделось особенным, и, значит, стих был ярко индивидуален.    

Композиция из стихов поэтов – читает Попова

Попова Е.В.

Поэты и художники, подвергая критике существовавшие ранее художественные принципы, искали иных способов освоения мира. Предчувствие у многих воплощалось в символах, порождавших сложные ассоциации. Все в то были разные способы постичь мир, раскрыть в нем художественную правду, за явлением распознать сущность, за малым увидеть всеобщее. Эти поиски отчасти воплотились в символизме.

Русский символизм заявил о себе настойчиво и, по мнению многих критиков, «внезапно».

Философ Н.А. Бердяев писал: “Символ есть связь между двумя мирами чувственным и воображаемым, видимым (реальным) и невидимым (потусторонним)”.

Понятие символизма – первое и самое значительное из модернистских течений в России.

Пишем в тетрадь:

Символизм (греч. symbolon –знак, символ) -  направление в искусстве 1870 -1910 годов; в искусстве символизм - попытка человека ограниченными средствами разума выразить невыразимое, интуитивно нащупать ту бездну, которая находится за пределами зримого мира.

Огромное влияние  на символистов оказал В.С.Соловьев, так сформулировавший сущность символизма:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Обращаемся к поэзии символизма. Об основных  этапах его развития, о старших и младших символистах расскажет …

Сообщение студента о символистах.

Силина А.С.

Символизм в творчестве художников.

Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир – М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов.  М. Врубель был представителем художественного объединения «Мир искусства». Объявив войну академизму и передвижничеству, они определили одну из главных тем своего творчества – обращение к прошлому. У Врубеля полный таинственности стиль письма. Он лепит форму, как мозаику, из острых «граненых» кусков разного цвета, как бы светящихся изнутри. Натура не имеет над Врубелем никакой власти. Он знает её, прекрасно владеет ею, но творит свой собственный фантастический мир, мало похожий на реальность. Интересна его серия картин «Демон». («Демона сидящий, «Демон летящий», «Демон поверженный»). Демон Врубеля - существо страдающее. Современники видели в его «Демонах» символ судьбы интеллигента - романтика, пытающегося бунтарски вырваться из лишенной гармонии реальности в нереальный мир мечты.

Один из старших символистов Валерий Брюсов так писал о Врубеле:

Стих читает подготовленный студент

В.Брюсов. М.А.Врубелю.

От жизни лживой и известной
Тебя мечта твоя влечет
В простор лазурности небесной
Иль в глубину сапфирных вод.

Нам недоступны, нам незримы,
Меж сонмов вопиющих сил
К тебе нисходят серафимы
В сияньи многоцветных крыл.

Из теремов страны кристальной,
Покорны сказочной судьбе,
Глядят лукаво и печально
Наяды, верные тебе.

И в час на огненном закате,
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.

И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица.


9 января 1906

Силина А.С.

Искусство лирика и мечтателя Борисова-Мусатова – это реальность, превращенная в поэтический символ. Как и Врубель, Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир, построенный по законам красоты и так не похожий на окружающий. Искусство Борисова-Мусатова проникнуто грустным раздумьем и тихой скорбью чувствами, которые испытывали многие люди того времени, «когда общество жаждало обновления, и очень многие не знали, где его искать». Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов — один из первых русских живописцев, соединивших в своем творчестве жизненную правду с символикой, страстную любовь к природе с остро индивидуальным ее преломлением. Живопись, в его представлении, должна быть одухотворенной, наполненной высокой поэзией.

 В лице таких художников, как Врубель и Борисов-Мусатов, на смену искусству, непосредственно отражавшему реальную жизнь, приходит искусство, строящее на основе преображенной действительности свой особый мир. Борисов - Мусатова называли « певец „уходящих усадеб“ или „зыбкого мира старых теней“… Это не аллегорические обитательницы „дворянских гнёзд“, воплощающие „тоску по прошлому“. Скорее это мусатовская „Прекрасная дама“, …она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта. Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики“, — тонко подметил Андрей Белый» 

Попова Е.В.

Такие образы – условные и реальные одновременно мы нередко встречаем в стихах символистов. Например, у Блока, который через любовь к земной женщине хотел постичь таинство мира и достичь гармонии:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями

И в кольцах узкая рука.

                   А.Блок «Незнакомка»

В недрах символизма и в противовес ему возникает направление, получившее название акмеизм. “Несомненно, символизм – явление XIX в. Наш бунт против символизма совершенно правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми XX в. и не хотели оставаться в предыдущем”, - говорила А. Ахматова.

Запись определения и принципов в конспект

Акмеисты (греч.acme –высшая степень чего-либо, цветущая сила) провозгласили своими главными принципами:

  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, «радостного любования бытием»;
  • стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведение на конкретной образности, требование «прекрасной ясности»;
  • обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
  • поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно- биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.

Акмеисты, входившие в объединение "Цех поэтов" (Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Сергей Городецкий), были "преодолевшими символизм", как их назвал в одноименной статье критик и филолог, будущий академик В.М. Жирмунский. Заоблачной двумирности символистов акмеизм противопоставил мир простых обыденных чувств и бытовых душевных проявлений. Поэтому акмеисты еще называли себя "адамистами", представляя себя первочеловеком Адамом, "голым человеком на голой земле". Ахматова писала:

 Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Силина А.С.

Кубизм и футуризм, примитивизм, лучизм, абстракционизм, супрематизм. Обилие “измов” говорит о рождении “левых” творческих направлений авангардного, т.е. передового искусства. В искусстве авангарда новизна и смелость становятся мерилом творческой одаренности, эталоном современности. Существовала вера в наступление новой эры больших индустриальных городов, аэропланов и чудо-техники, меняющей отношения людей друг с другом и с окружающей природой.

На смену “надземной” символисткой эстетики пришли течения, канонизирующие “сниженные”, огрубленные виды искусства, провозгласившие формотворчество как основу и цель создания художественного образа

Запишем в тетради:

Авангардизм (фр. avant-garde — передовой отряд) — условное наименование художественных движений начала XX века, для которых характерны стремления к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее установившимися принципами и традициями (в т. ч. и с реализмом), поиски новых, необычных средств выражения и форм произведений, взаимоотношений художников с жизнью. Авангардизм как художественное движение включает в себя самые различные школы и направления.

Декадентство (лат.  decadentia- упадок) – явление в культуре конца 19-начала 20 веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, сюрреализм. Многие художники этих современных направлений являются представителями объединения московских художников “Бубновый валет”.

Выступает студент с докладом об объединении «Бубновый валет»

Организаторами первой выставки “Бубнового валета” стали братья Бурлюки, известные своими пристрастиями к эпатажу добропорядочных обывателей.

Выставка показала, что в основу новой эстетики был положен предмет как таковой. Произведения “Бубнового валета” поразили первых зрителей нарочитой грубостью объемов, подчеркнутым ощущением “плоти вещей”. Склонность к примитиву характерна для всех членов объединения (И. Машков, Н. Гончарова, М.Ларионов).

Художники увлекались лубком, что рассматривалось как подлинное народное искусство. На творчество многих оказало влияние древнерусское искусство, иконопись. Художникам “Бубнового валета” были не чужды и опыты кубизма, когда простые устойчивые формы изображаемого предмета разлагаются на элементарные геометрические тела. (Н. Гончарова, Р.Фальк)

Обращение к кубизму, игра со временем, попытки разложить целостный художественный образ на сумму элементов разбудили у художников желание распознать тайное тайных — природу живописи. Это привело к рождению абстракционизма, создателями которого считаются Василий Васильевич Кандинский и Казимир Северинович Малевич.

Важнейшими компонентами изобразительного искусства всегда были линия и цвет. Оба эти компонента становятся предметами изучения и смелого эксперимента.

В. Кандинский работал в области психологического истолкования цвета. Он представлял мир красок как сочетание постоянно враждующих друг с другом начал.

Взгляды К. Малевича отражали его веру в победу над предметностью, над трехмерным земным пространством с его верхом-низом, правыми-левыми ориентирами. В геометрических образах художник видел “зародыш всех возможностей” нового искусства-супрематизма (отказ от воплощения предметного мира). Желание обратить живопись в “нуль форм” полнее всего выразилось в его работе “Черный супрематический квадрат”. Это течение подхватили другие художники.

К сожалению, рамки одного урока не позволяют нам подробно рассмотреть творчество художников и архитекторов этого объединения. Поэтому, более подробный рассказ о них мы продолжим в следующий раз.

Попова Е.В.

 Динамизм открытий в области форм захватил и поэзию. В искусстве поэтического слова расцвел футуризм, течение родственное формотворческим экспериментам в живописи. (лат.futurum – будущее).  Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.  Художественной системе футуризма свойственны:

  • культ техники, индустриальных городов;
  • отрицание гармонии как принципа искусства;
  • словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;
  • абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника;
  • бунтарство, анархичность мировоззрения

В футуризме очень тесно  сплелись литература и живопись. Неслучайно в  России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие ндивидуальности. МаяковскийХлебниковКручёныхБенедикт ЛившицЕлена Гуро — наиболее известные имена. Свои взгляды на искусство они выразили в манифестах.

Доклад о манифестах (с презентацией – выдержки из манифестов) выступает студент.

Попова Е.В.

Бурлюк писал в стихотворении «Мы футуристы»:

Мы должны помещаться роскошном палаццо
Апельсиновых рощ голубых Гесперид
Самоцветным стихом наготой упиваться
А не гулом труда, не полетом акрид.
А ходить мы должны облаченными злато
Самоцветы камней наложивши персты
Вдохновенно изысканно и немного крылато
Соглядатаи горьних глубин высоты
Вдохновенные мысли напевы и струны
Нам несут сокровенно упорный прилив
Нам созвездья сияют светила и луны
Каждый час упоеньем своих молчалив.
А питаться должны мы девическим мясом
Этих лёгких созданий рассветных лучей
Ведь для нас создана невесомая раса
И для нас со земли увлекли палачей.
Ароматов царицы цветочные соки
Нам снесли изощренно кондитер-секрет
Нам склоняются копья колосьев высоких
И паучья наука воздушных тенет
И для нас эта тайная пьяная лета
Вин тончайших пред ними помои нектар
Нам объятий улыбок бессменное лето
И для нас поцелуи – влюбленности дар.

   Все футуристы распались на несколько группировок.

Кубофутуристы («Гилея»):    Хлебников В.В.,  Бурлюк Д.Д.,

  Маяковский В.В., Лившиц Б.К.,  Каменский В.В.

 «Центрифуга»: Асеев Н.

 Эгофутуристы: Северянин И. (Лотарев И.В), Олимпов К.К. (Фофанов)

«Мезонин  поэзии: Лавренев В., Ивнев Р.

Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Поэзия должна была вырваться из темницы книги и зазвучать на площади.

В.В.Маяковский

«А вы могли бы?»

Я  сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел  я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

 

Один из интереснейших поэтов экспериментаторов — И. Северянин. Послушаем сообщение о нем.

С сообщением о творчестве И. Северянина и эгофутуризме выступает студент.

Попова Е.В.

Были в рамках Серебряного века и другие группировки и фигуры, вовсе сопротивлявшиеся «прикреплению» к тому или иному направлению. Без них картина литературной эпохи была бы неполной.

На партах раздаточный материал. 

Задание: прочесть и выписать основные течения и представителей.

(См. приложение 1)

Первичное закрепление изученного материала

Проводится в форме фронтального опроса, свободной беседы, дискуссии.

Силина А.С.

Сегодня мы сделали попытку совместно составить мозаичное полотно, прикоснувшись к одному из уникальнейших моментов в жизни нашей страны.

Как вы думаете, почему в русском искусстве эпоха конца XIX- начала XX века получила название “Серебряный век”?

 (ответы студентов)

ПоповаЕ.В.

Что дает основание для объединения таких разных поэтов и художников начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»?

 Студенты выявляют общие черты и записывают их в тетрадь:

  • Все они – современники, их объединяет время, сама эпоха, они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;
  • всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
  • все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму, все они новаторы;
  • они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий;
  • их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…

Выдача домашнего задания

Попова Е.В.

Домашнее задание – заполнить таблицу. Впишите, что вы запомнили об основных течениях серебряного века в литературе.

Критерии для сопоставления

Символизм

Акмеизм

Футуризм

1. Цель творчества

2. Отношение к миру

3. Отношение к слову

4. Особенности формы

5. Представители

Силина А.С. Вторая таблица об основных художественных объединениях этого периода: Мир искусства и Бубновый валет.

Мир искусства

Бубновый валет

Художественное направление

Задачи

Представители

Примеры выполнения домашнего задания.

Критерии для сопоставления

Символизм

Акмеизм

Футуризм

1. Цель творчества

Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество

Возвращение поэзии ясности, вещности

Вызов традиции

2. Отношение к миру

Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты

Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков

Одержимость идеей разрушения старого мира

3. Отношение к слову

Понимание слова как многосмысленного послания, вести

Стремление придать слову определенное, точное значение

Интерес к словесным деформациям, неологизмам

4. Особенности формы

Знаковое наполнение обычных слов, легкость слога

Конкретная образность, «прекрасная ясность»

Разговорная интонация, пафос эпатажа

5. Представители

Брюсов, Бальмонт, Блок

Ахматова, Гумилев, Мандельштам

Маяковский, Хлебников, Бурлюк

Мир искусства

Бубновый валет

Художественное направление

символизм

модернизм

Задачи

Театрально – декоративное искусство, обращение к прошлому, поиск прекрасного.

Обращение к  народному искусству, примитиву, обобщение формы при раскрытии колористического богатства натуры.

Представители

Дягилев, Бенуа, Врубель, Серов, Борисов – Мусатов и др.

Кандинский, Малевич, Фальк и др.

Итог урока

Достижения русского искусства «Серебряного века» огромны и имеют мировое значение. Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали своеобразным прологом искусства ХХ столетия, как в зеркале отразив противоречия и сложности культуры нового века.

Дальнейший, более детальный разговор о творчестве конкретных художников и поэтов Серебряного века мы продолжим с вами во время следующих встреч.

Оценивание студентов, выступавших с докладами.


Список литературы

  1. Русская литература XX века 11 кл.: Учеб для общеобразоват. учеб. заведений.  В 2 ч. Ч.1/ В. В. Агеносов и др.-М.: Дрофа, 2005
  2. Солодовников Ю.Мировая художественная культура 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Ю. Солодовников. – М.: Просвещение, 2012
  3. Вийранд Т. Молодежи об искусстве/ Т. Вийранд. – Таллин: Издательство «Кунст», 1990
  4. Рапацкая Л. Русская художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. Часть 2/ Л.  Рапацкая.- М.: Владос, 2012
  5. Серебряный век русской поэзии / Сост. Н.В. Банникова. – М.: Просвещение, 2000.
  6. Современный словарь- справочник по искусству/Науч. ред. и сост. А.А. Мелик – Пашаев. – М.: Олимп: ООО «Изд. АСТ».- 2000

Интернет – ресурсы

  1. Серебряный век [Электронный ресурс].- Электрон. ст.-  Режим доступа к ст.: ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Cеребряный век в русской литературе. Основные черты и значение “Серебряного века” для культуры России. Поэты серебряного века
    Модернизм. Декаденство. Символизм. Акмеизм. Футуризм.
    [Электронный ресурс].- Электрон. ст.- Режим доступа к ст.:
     http://www.abc-people.com/typework/literature/rus/silver.htm

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК в русской литературе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» преподавателей МКЭиИТ Невзоровой И.Б. и Сипачевой О.И.

Данная работа содержит методику проведения интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» для студентов 2 курса специальности 23011...

Методическая разработка интегрированного урока по теме: «Сахароза»

Интегрированный урок по химии посвящён теме "Сахароза"...

Методическая разработка интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара по теме: "Правовое государство: история и современность"

Данная разработка интегрированного урока проводится по дисциплинам "История" и "Обществознание"....

Методическая разработка интегрированного урока на тему "Маркетинговая среда вокруг предприятий отрасли печати"

  Интегрированный урок проводился по МДК Основы управления производством полиграфической продукции  (Тема Управление маркетинговой деятельностью в полиграфическом производстве) и ОГСЭ...

2018 год Методическая разработка интегрированного урока Тема: Приготовление пирогов: «Американский яблочный пирог» Данная разработка предназначена обучающимся 11классов

Методическая разработка интегрированного урока по теме: Приготовление пирогов: «Американский яблочный пирог» Данная разработка предназначена обучающимся 11классов.Актуальность интегрированного заняти...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...

методическая разработка интегрированного урока по предметам русский язык и основы делопроизводства .Тема урока "Деловые бумаги".

Методическое обоснование урокаВ профессионально-техническом учебном заведении преподаватель любой общеобразовательной дисциплины должен быть готов интегрировать свой предмет с профессионально-теоретич...