Методические реком по выполнению практических заданий по дисциплине «Перспектива" студентам отделения ДПИ
методическая разработка на тему

Соколова Марина Анатольевна

          Дисциплина «Перспектива» является наиболее значительной во всей системе подготовки художников « Декоративно-прикладного искусства». Владение на высоком уровне профессиональным мастерством невозможно без практической подготовки в области перспективы и рисунка. Знание перспективы поможет студентам в освоении теории изобразительного искусства, в глубоком понимании разных изобразительных систем. Умение использовать перспективу помогает не только при рисовании с натуры, но и при создании живописных композиций, скульптурных и архитектурных комплексов по представлению, а также является основой для реконструкции образов давно исчезнувших памятников искусства, дошедших до нас в развалинах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodichka_perspektiva_-_kopiya.zip360.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Железноводский художественно-строительный техникум»

                                        Методические рекомендации

                                по выполнению практических заданий

                                по дисциплине «Перспектива»  на 1 курсе

                                студентам отделения «ДПИ и НХП»

Разработала: Соколова М.А.,

преподаватель

спецдисциплин

г. Железноводск

2013г.

 Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………………………………….3

1. Введение в понятие «перспектива»…………………………………………………………4

2. Перспектива плоских фигур,

особенности технического рисунка……………………………………………………………..5

Равносторонний треугольник…………………………………………………………………………….6

Правильный шестиугольник……………………………………………………………………………….7

Окружность………………………………………………………………………………………………………….7

3. Закономерности линейных сокращений в

изображении городского пейзажа………………………………………………………………8

4. Перспектива объёмных геометрических тел……………………………………………10

Куб………………………………………………………………………………………………………………………..11

Призма………………………………………………………………………………………………………………….12

Прямой конус……………………………………………………………………………………………………….13

Прямой круговой цилиндр………………………………………………………………………………….13

5. Перспективные изображения явлений освещения………………………………….13

Светотень и штриховка теней………………………………………………………………………………14

Построение теней при искусственном освещении……………………………………………..15

Построение теней при естественном освещении……………………………………………….16

Штриховка…………………………………………………………………………………………………………….18

6. Рисование интерьера………………………………………………………………………………..18

7. Рисование экстерьера………………………………………………………………………………..19

8. Литература…………………………………………………………………………………………………21

Пояснительная записка.

          Дисциплина «Перспектива» является наиболее значительной во всей системе подготовки художников « Декоративно-прикладного искусства». Владение на высоком уровне профессиональным мастерством невозможно без практической подготовки в области перспективы и рисунка. Знание перспективы поможет студентам в освоении теории изобразительного искусства, в глубоком понимании разных изобразительных систем. Умение использовать перспективу помогает не только при рисовании с натуры, но и при создании живописных композиций, скульптурных и архитектурных комплексов по представлению, а также является основой для реконструкции образов давно исчезнувших памятников искусства, дошедших до нас в развалинах.

        Проблема построения изображений трёхмерного пространства на плоскости листа всегда стояла перед художниками и учёными. Эпоха Возрождения создала математически строгое учение о способах передачи пространства, назвав его перспективой.

         В данных методических рекомендациях рассматриваются правила и приёмы линейной перспективы, как наиболее разработанной системы, апробированной многими поколениями художников, даны общие положения этой науки, приведены некоторые приёмы построения перспективы плоских фигур и объёмных тел, интерьеров и экстерьеров жилых и общественных зданий, а также собственных и падающих теней.

           Приведённые в этих методических рекомендациях схемы и рисунки показывают практическое применение закономерностей перспективных построений в изобразительном искусстве.

Тема 1. Введение в понятие «перспектива».

Всякий чертёж, рисунок, картина представляют собой сочетание на плоскости точек, линий и цветовых пятен, сгруппированных так, что при рассматривании они формируют представление о тех или иных пространственных формах. Проблема построения изображения трёхмерного пространства на плоскости листа всегда стояла перед художниками. Во времена Античности и Средневековья её решали интуитивно, следуя основным зрительным впечатлениям. Эпоха Возрождения создала математически строгое учение о способах передачи пространства, назвав его перспективой.

         Понятие перспектива (франц. – насквозь видеть, внимательно рассматривать) отражает методический приём рассматривания предметов через прозрачную плоскость картины, на которой строятся все перспективные изображения. Различают две части общей перспективы: линейную – изображение очертаний предметов и воздушную – изображениесветовых и цветовых изменений предметов в пространстве в зависимости от их удаления от наблюдателя. Перспективное изображение может быть построено на поверхности любой формы. Теория линейной перспективы и основной метод её построения возникли из творческой практики художников и развились в точную науку, которая помогает современным художникам, архитекторам, дизайнерам строить изображения, совпадающие в достаточной степени со зрительным восприятием.

В зависимости от назначения перспективных изображений плоскость может быть расположена вертикально, наклонно и даже горизонтально. Соответственно существует понятие центральной, панорамной и купольной перспективы.

Учение о методах построения перспективных изображений основывается на использовании основных понятий и правил элементарной геометрии, на правилах ортогонального и центрального проецирования и на некоторых сведениях из физики (оптика), анатомии и физиологии органов зрения.

         Способность глаза обобщённо  и детально видеть принята непременным условием при рисовании и является основой профессии художника.

Тема 2. Перспектива плоских фигур. Особенности технического          рисунка.

         Техническим рисунком называется изображение предметов, выполняемое по правилам аксонометрии и перспективы от руки на глаз (без применения чертёжных инструментов). Построение технического рисунка основано на параллельном и центральном проецировании. С помощью технического рисунка закрепляют технические идеи и предложения, кроме того, выявляют объёмную форму и устройство предмета.

        Основное правило, которое предъявляется к техническому рисунку и построению перспективы – это наглядность. Различают следующие разновидности технического рисунка: с натуры, по чертежу и по памяти. Перспектива предмета строится из геометрических элементов – точек, линий, плоскостей по методуцентрального проецирования или центральных проекций.

2.1. Часто на картинахизображают объекты, имеющие прямые углы, которые в перспективных изображениях таковыми не являются, вместе с тем визуально соответствуют действительности.  Угол многоэтажного здания изображён тупым, между тем нет сомнения, что здание имеет прямоугольную форму. Построение перспективы угла выполняется на основе общего правила построения перспективы прямых. Удобней всего строить перспективу прямой по двум точкам: картинному следу и предельной точке прямой.

Для построения перспективы угла, лежащего в горизонтальной плоскости задают его натуральную величину при совмещенной точке зрения и продолжают стороны до пересечения с линией горизонта. Полученные точки пересечения будут предельными точками сторон искомого угла с заданной вершиной.

2.2.Прежде чем приступить к выполнению рисунка с натуры, необходимо научиться проводить паралельные прямые линии, делить их на части, строить углы и плоские фигуры. Для развития глазомера и графических навыков полезно предварительно проделать следующие упражнения:

  1. Провести две-три параллельные линии – горизонтальные,вертикальные, наклонные и разделить их последовательно на две, четыре и восемь частей;
  2. Нарисовать углы 30, 45, 60, 90 градусов (рис. 1).
  3. Нарисовать аксонометрические оси прямоугольной изометрии. Для этого через начало координат проводят  горизонтальную прямую, на которой по одну сторону от начала координат откладывают пять единиц; из полученной точки проводят вертикальную прямую, на которой по одну сторону от начала координат откладывают пять единиц; из  полученной точки проводят вертикальную прямую и откладывают три единицы. Полученные отрезки переносят на противоположную относительно оси ОZ сторону. Через построенные точки проводят оси OXи OY (рис. 2).

Рис.1.

Рис.2.

2.3.Равносторонний треугольник.

Для построения равностороннего треугольника на прямой линии откладываем отрезок, равный стороне треугольника. Затем делим его пополам и в полученной точке восставляем перпендикуляр. Половину стороны основания делим на три равные части; на высоте откладываем пять таких частей. Через полученные точки проводим стороны треугольника. А после проверки правильности рисунка обводим линиями правильной толщины (рис.3).

          Рис.3.

         2.4.Правильный шестиугольник.

Для построения правильного шестиугольника (рис.4,а) проведём оси координат OXиOY. Построим горизонтальную ось шестиугольника и разделим её на четыре равные части. Затем построим угол 60 градусов. Стороны шестиугольника, параллельные оси OX, расположены на расстоянии 5 единиц. Их длинна равна половине горизонтальной оси шестиугольника. Полученные вершины соединяем прямыми отрезками. На рис. 4, б, в дано построение прямоугольной изометрии и прямоугольной диметриигоризонтального шестиугольника.

          Рис.4.

  2.5. Окружность.

Рисуя окружность  сначала проводят горизонтальный и вертикальный диаметры. Затем рисуют окружность тонкой линией, проводят её через концы диаметров; уточняют рисунок, обводят. На рис. 5, б, в приведены рисунки окружности в прямоугольной изометрии и прямоугольной диметрии. Сначала строим аксонометрические оси , на осях откладываем половину диаметра. Параллельно осям проводим стороны описанного квадрата. В диметрии через начало координат проводят горизонтальную прямую – направление большой оси эллипса. Отмечают концы осей эллипсов. Выдерживая соотношение размеров осей прямоугольной изометрии. Затем рисуют эллипс тонкой линией, проводя её через точки касания кривой к серединам сторон. Уточняют рисунок и обводят линией нормальной толщины.

Рис.5.      

Тема 3. Закономерности линейных сокращений в изображении городского пейзажа.

3.1. При изображении улиц городов, улицу, где горизонтальные линии фасадов домов стремятся в главную точку схода, называют центральной перспективой. В этом случае  торцовые части зданий изображают параллельными основанию картины (рис. 6)

          Рис.6.

При центральной перспективе улицы главная точка картины находится в середине картины, а наблюдатель как бы стоит на её проезжей части. Если главная точка расположена ближе к краю, то зритель стоит на тротуаре. В этом случае он видит одну сторону улицы  более сокращенной, а на противоположной может рассмотреть все архитектурные детали зданий. Некоторые улицы имеют спуски и подъёмы. Для правильного изображения таких улиц необходимо помнить правила построения восходящих и нисходящих плоскостей. Горизонтальные фризы, карнизы, цоколь фундаментов и края окон на фасадах домов, выходящих на улицу,сохраняют глубинное направление с главной точкой схода Р. Стены домов с торца также расположены параллельно основанию картины (рис.7)

         Рис.7.

       3.2.Линии пересечения домов с восходящей и нисходящей поверхностью улиц направлены в точки схода на линии главного вертикала. Чем круче подъём или спуск, тем больше расстояние между точкой схода линий восходящих или нисходящих плоскостей и главной точки картины. Если сравнить рис.7 и рис.8, можно заметить, что подъём гораздо круче спуска. Расстояние от Р до Р1 на рис.7 больше соответствующей величины на рис.8.

На восходящей и нисходящих улицах границы тротуара. А так же прямые, проведённые через основания и верхние концы фонарей и деревьев, имеют точки схода, расположенные на линии главного вертикла. Эти же правила относятся к изображению идущего по улице транспорта.

           3.3. Изображение, на котором точки схода горизонтальных линий фасадов зданий последовательно перемещаются вправо или влево по линии горизонта. Называют улицей с поворотом(рис.9). Улица имеет сложный рельеф. Кроме спуска у неё ещё два поворота дороги, по краям которой распологаются здания. На линии горизонта точки Р и Р1 являются точками схода прямых. Расположенных на горизонтальной поверхности земли, а точки Р2 и Р3 – для глубинных зданий, развёрнутых под разными углами к зрителю. Края же тротуаров оснований зданий будут иметь точки схода, расположенные выше линии горизонта над точками схода соответствующих горизонтальных направлений.

Рис.8.                                                              Рис.9.                      

Тема 4. Перспектива объёмных геометрических тел.

       Мир,окружающий человека, состоит из различных предметов самой разной формы. Кнаиболее простым формам относятся геометрические тела, такие как, куб, параллелипипед, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар.

В работе над перспективными изображением какой-либо сложной формы, в том числе и человеческого тела, художнику помогает умение ассоциировать изучаемые формы с геометрическими телами. На первом этапе рисования, табурет, лежащий на полу ассоциируется с изображением прямоугольной призмы. На последующих этапах рисования уточняются формы отдельных элементов – наклон ножектабурета, перекладин, вводится светотень, определяются собственные и падающие тени с учётом направления световых лучей и законов воздушной перспективы (рис.10).

Рис.10.            

        Построение перспективы геометрических тел основывается на умении строить перспективу плоских фигур с применением перспективных масштабов. Геометрические тела могут распологаться на картине ниже или выше линии горизонта. А также пересекать горизонт в зависимости от композиционного замысла художника (рис.11).

       4.1. Куб.

Проведём прямую через точки А и Р до пересечения с основаниемс картмины в точке А0. От этой точки отложимс отрезок А0 В0, равный длинеL. Точку В0 соединим с точкой Р. Через точку А проведём прямую, паралельную основанию картины, до пересечения прямой В0 Р в точке В-е. точку А соединим с дистанционной точкой D. Данная прямая пересечёт прямую В0 Р в точке С. Через точку С проведём вторую прямую, паралельную основанию картины, которая пересечёт прямую А0 Р в вершине Е-е. перспектива основания куба построена. Чтобы построить верхнее основание куба, надо из каждой вершины основания кубапровести перпендикуляры. Фронтальная грань будет иметь высоту, равную стороне АВ. Построив переднюю грань, начертим остальные грани куба. Два верхних ребра будут сходиться в точке Р.

      Куб может иметь иное положение по отношению к линии горизонта и точке схода, т.е. может быть развёрнут под произвольным углом к картине (рис. 12).

4.2. Призма.

          Построим перспективу правильной четырёхугольной пирамиды SABCE, стоящей на горизонтальной плоскости под произвольным углом к картине. Основание пирамиды имеет форму квадрата. Высота пирамиды 70 мм. На картине задана перспектива АВ. Построим перспективу основания пирамиды, т.е. квадрат ABCE, используя прпи этом масштабные трочки М1 и М2. В основании квадрата проведём диагонали. Из точки пересечения диагоналей восстановим вверх перпендикуляр и по масштабу высоты определим вершину пирамиды О. пирамида. Две стороны основания которой параллельны основанию картины, визуально воспринимаются крупнее, а её перспективные построения проще (рис.13).

Рис.11.                               Рис.12.  

  Рис.13.

4.3.Прямой круговой конус.

Построим перспективу квадрата, в который вписан по восьми точкам эллипс – основание конуса. Из середины основания конуса проведём вверх перпендикуляр, на котором по масштабу высоты определяем вершину. Из вершины конуса – точки Sпроведём две две касательные к основанию конуса (рис.14).

  Рис.14.

4.4.Прямой круговой цилиндр.

Для построения цилиндра, стоящего на горизонтальной плоскости, построим перспективу его нижнего основания( в той же последовательности, как и при построения перспективы конуса), а затем верхнее. Оба основания построим по восьми точкам. Для оптимизации построений пользуемся масштабом высоты. Из каждой найденой перспективы точки нижнего основания проведём вверх перпендикуляр и по масштабу высоты определим высоту образующих и начертим верхнее основание цилиндра – эллипс.

Тема 5. Перспективные изображения явлений освещения.

        Изображение теней в перспективе часто играет решающюю композиционную роль и подчеркивает сюжетное содержание картины. Предметы называют освещёнными, когда на них падают лучи непосредственно от источника света. В воздушной среде лучи света всегда направлены по прямым линиям. Рассматривая окружающие предметы легко заметить, что степень освещённости их частей неодинаковы. Повернутые к источнику света стороны предметов освещены, а противоположные поверхности, куда лучи света не попадают, находятся в тени. Художники передают освещённость посредством штрихов, тушёвки или наложением тоновых или цветовых пятен на соответствующие его части. Закономерностями распределения светотени и способами их построения занимается тональная перспектива.

5.1. Светотень и штриховка теней.

   Форма предмета воспринимается правильно, когда предмет освещён и на его поверхности образуется  светотень. Распределение вета на поверхности предмета зависит не только от его формы. Но и от направления лучей света. Различают следующие элементы светотени: свет, полутень, тень. Тени разделяют на собственные и падающие. Собственная теньобразуется на неосвещённой части предмета. Линия или узкая полоса, разделяющая освещённую и неосвещённую часть предмета, называется границей собственной тени. На поверхностях многоугольников она чётко обозначена, на поверхности вращения граница собственной тени не бывает резкой, а образует плавный переход от света к тени. Падающей называется тень, которая отбрасывается предметом на другой предмет или на плоскость основания. Граница тени имеет чёткое очертание. На кривой поверхности наибольшая яркость получается при падении лучей света перпендикулярно поверхности. При этом, если поверхность гладкая или блестящая. То на ней образуется блик(1). По мере отклонения участков поверхности от направления лучей света освещённость поверхности постепенно уменьшается и образуется полутень (2). Освещённость оказывается наименьшей там, где лучи света, скользят по поверхности, при этом образуется граница светотени (4) – самое тёмное место на поверхности (рис.15в).

Рис.15а.                                     рис.15в.

Собственная и падающая тени предмета также имеют различную освещённость: собственная тень, как првило, светлее падающей. Это объясняется тем, что на неосвещённую часть предмета падают отражённые лучи, которые подсвечивают её, создавая рефлекс (3). Падающая тень по мере удаления от предмета, бросающего тень, несколько высветляется.

        Кроме того, на поверхности многогранников на двух соседних гранях различной освещённости образуется пограничный контраст – усиление тени затеннёной грани к общей границе с более освещенной гранью и высветление последнеё в сторону границы с менее освещённой гранью (рис.15а). Для того чтобы придать рисунку большую наглядность и выразительность , лучше выявить форму изображаемого предмета, необходимо помимо контурных линий передать на рисунке освещённость предмета, или распределение светотени на его поверхности. При изображении светотени на рисунке принято считать. Что источник света находится слева сверху.

         Для того чтобы правильно нарисовать собственную и падающую тени предмета, нобходимо прежде всего задать направление лучей света. Построение падающей и собственной тени зависит и от источника освещения,который может быть искусственным или естественным. Естественный источник света – это лучи солнца, луны. Искусственным источником света может быть электрическая лампочка, настольная лампа, пламя свечи, уличный фонарь и т.д..

5.2. Построение теней при искусственном освещении.

На примере параллелепипеда с заданной перспективой стоящим на предметной плоскости построим собственную и падающую тень при источнике искусственного освещения С.

           Построим падающую тень от трёх рёбер параллелепипеда А,В,Е. границей собственной тени параллелипипеда будут рёбра А и Е, поскольку источник света и его основание расположены справа от параллелепипеда. Построив падающие тени от рёбер А,В и Е, проведём прямые А* В* и В* Е* и получим падающую тень от параллелепипеда (рис.16).

На рисунке 17 заданы прямой конус, стоящий на предметной плоскости и источник света. Требуется построить собственную и падающую тени конуса. Источник света находится слева и спереди от конуса, поэтому падающая тень будет направлена в сторону линии горизонта. Основание источника света соединим с основанием высоты конуса и продлим прямую в сторону горизонта. Через вершину конуса проведём луч до пересечения с полученной прямой в точкеL*. Из этой точки проведём касательные к основанию конуса и тем самым определим контур падающей тени. Собственная тень получится в результате соединения точки касания на основании с вершиной конуса (рис.17).

Рис.16                                                         Рис.17

5.3. Построение теней при естественном освещении.

Длина тени при естественном освещении зависит от угла наклона солнечных лучей (рис.18а,в). При изображении архитектурных сооружений выбор угла наклона солнечных лучей зависит от предполагаемых условий расположения здания. В перспективных изображениях, выполняемых методом архитектора, угол наклона лучей принимают равным 45 градусам.  

Рис.18а.Рис.18в.

На рисунке 19 заданы прямой цилиндр, стоящий на предметной плоскости и направление лучей света. Требуется построить падающие тени. Солнце в промежуточном пространстве слева от зрителя. Через точки а и в нижнего основания цилиндра проведём касательные, параллельные проекции луча света С. Из точек касания проведём образующие цилиндра аА и вВ и построим параллельно лучу света С падающие тени аА*  вВ*. Образующие аА и  вВ будут границей собственной тени цилиндра. На верхнем основании цилиндра возьмём несколько произвольных точек 1, 2 и Е, расположенных в теневой части цилиндра. Через точки 1 и 2 проведём образующие тени от каждой из них. Тени от точек соединим плавной кривой линией. Для более точного построения падающей от цилиндра тени нужно провести большее числообразующих (рис.19).

         Рис.19                                             Рис.20                    

На рисунке 20 задан параллелепипед , стоящий на предметной плоскости и стрелками указано направление лучей света. Требуется построить падающие тени. Определим направление тени. Солнце расположено в промежуточном пространстве, так как проекция луча параллельна основанию картины. Падающая тень будет располагатьсясбоку от предмета, выявляя его рельеф. Контур тени определим местоположением точек А*, В* и Е*, которые получим на пересечении лучей света и их проекций. Лучи проведём параллельно заданному направлению через вершины рёбер, а проекции – через их основания (рис.20)

 5.4. Штриховка.

По окончании построения перспективы предмета и его теней на поверхности натуры распределяется светотень способом нанесения штриховки, шрафировки, тушовки или отмывки.Штриховку выполняют тонкими прямыми или кривыми линиями различной толщины и плотности; шрафировку - перекрёстной штриховкой, т.е. пересекающимися штрихами; тушёвку – частым, почти сплошным нанесением штрихов в различном направлении; отмывку делают тушью или краской.

          Тема 6. Рисование интерьера.

Интерьером называют внутренний вид помещений в целом или отдельных его частей. Студенту, готовящемуся работать в области ДПИ, непосредственно связанного с интерьером, необходимо уметь рисовать его и выполнять чертежи на основе знаний линейной перспективы. Существуют два вида перспектив интерьера: угловая и фронтальная.

Рисунок внутреннего вида помещения, или интерьера, здания следует начинать с выбора точки зрения. Учитывая возможность свободного обхвата взглядом изображаемого внутреннего пространства. Угол зрения при этом не должен превышать 40-50 градусов. Если требуется изобразить, например, мозаичный пол. Точку зрения надо выбрать по возмлжности выше.

 При рисовании интерьера, с применением боковой фронтальной  перспективы, сначала намечают линию горизонта h-h и точку схода Fпродольных прямых линий; затем лёгкими линиями намечают основные линии стен, пола, потолка. Далее рисуют крупные формы, не отвлекаясь на детали.

           Разбивку перспективной сетки мозаичных плит пола удобно производить проводя сначала продольные линии плит, идущие в точку схода F, а затем прямую линию диагоналей квадратов и всего пола – в точку D на линии горизонта справа. Через точки пересечения этой прямой с продольными линиями проводят поперечные линии пола. В дальнейшем уделяют внимание глубине пространства, учитывая воздушную перспективу, выявляют её. Линии заднего плана и штриховку светотени выполняют легче и тоньше, чем на переднем плане, где светотеневой контраст должен быть сильнее.

           В завершающей стадии внимательно и подробно прорабатываются элементы внутренней отделки интерьера, например, рисунок мозаичного пола. Эти части интерьера могут быть также представлены дополнительным рисунком в увеличенном масштабе с указанием размеров, формы и цветовых решений (рис.21). Если  же точка F распологается в самом центре картины, то изображение будет называться центральной фронтальной перспективой.Фронтальную перспективу интерьера можно строить используя ортогональные проекции плана помещения и фронтальный разрез или по размерам помещения.

           Тема 7. Рисование экстерьера.

При рисовании внешнего вида, или экстерьера здания, необходимо правильно передать на изображении глубину пространства и степень перспективных ракурсов сторон или фасадов здания. Для этого следует наметить линию горизонта и точки схода горизонтальных прямых (рис.22). Сначала на рисунке наносят общую форму здания, проверяют правильность передачи перспективных сокращений, а затем переходят к рисованию деталей: окон, дверей. И других архитектурных элементов. В процессе рисования необходимо следить за правильностью основных форм здания, не уделяя большое внимание прорисовке мелких деталей.

Существует несколько способов построения перспектив зданий: архитектора, применения вспомогательных плоскостей, прямоугольных координат, сетки, проективных пучков. Метод архитектора самый распространённый в применении способ построения перспективы здания.

       Рис.21.

        Рис.22.

Литература:

  1. Ганенко А.П., Лапсарь М.И. Оформление текстовых и графических         материалов. М.,2008
  2. Жданова Н.С., Перспектива. М.,2004
  3. Подрезков В.Б., Тихонов С.В., Рисунок. М.,2005
  4. Беляева С.Е., Розанов Е.А., Спецрисунок и художественная графика. М.,2006
  5. Кузин В.С., Основы обучения изобразительному искусству. М.,2009
  6. Паррамон Хосе М., Как рисовать. С-Пб., 2006
  7. Ли Н.Г., Основы учебного академического рисунка. М.,2005
  8. Кирцер Ю.М. Рисунок. М.,2009
  9. Евстифеев М.Ф., Построение архитектурных форм в перспективе. К.,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ. Дисциплина "Документационное обеспечение управления"

Методические рекомендации  содержат конкретные материалы в помощь студентам по выполнению  практических занятий по дисциплине "Документационное обеспечение управления"....

Методические указания по выполнению практических работ дисциплины "Транспортная система России"

Практикум инструкционных карт практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГОБПОУ  «ГТК» по специальности СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ дисциплины Русский язык для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Методические указания для студентов по выполнению практических занятий дисциплины Русский язык для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений являются частью основной проф...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся заочного отделения по выполнению практических работ, дисциплина "Техническая механика", специальность 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

Основной акцент при изучении дисциплины «Техническая механика» сделан на практическую и самостоятельную работу студентов. Для активизации самостоятельной работы программой предусматриваетс...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работдисциплины «Основы предпринимательской деятельности»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Дисциплина ОП. 07 Техническое оснащение организации общественного питания и охрана труда

Методические указания по выполнению практических работ адресованы обучающимся очной формы обучения.Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, задачи, обе...