Главные вкладки

    Нагорная Л.Н. Диагностический материал для проведения среза остаточных знаний по учебной дисциплине «Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)». Тема 7. Модест Петрович Мусоргский
    методическая разработка

    Нагорная Лариса Николаевна

    Пояснительная записка. Цели и задачи методической разработки

       Учебно-методическая разработка «Диагностический материал для проведения среза остаточных знаний по дисциплине «Музыкальная литература» (отечественная). Тема 7. Модест Петрович Мусоргский» – это сборник тестовых заданий, предназначенный для обучающихся по специальности 07.31.01 направлению Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Оркестровые духовые и ударные инструменты.

        Тестирование – один из вариантов оперативного контроля, позволяющего провести диагностику усвоения ведущих понятий. Представленный материал  отобран с учетом содержания ФГОС СПО и рабочей программы по курсу учебной дисциплины ОД.02.04 Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) ФГКПОУ «Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова» МО РФ. Учебно-методическая разработка содержит два раздела: «Часть 1. Тестовые задания (теоретические вопросы)» и «Часть 2. Задания для слухового тестирования (проверка знания музыкального материала)». Каждый из разделов содержит четыре варианта тестовых заданий.

    Целью создания методической разработки является повышение эффективности контроля образовательного процесса.

    Для проверки качества освоения материала можно рекомендовать такие формы работы с заданиями, как письменный и фронтальный опрос; музыкальная викторина; контрольные уроки, творческие зачеты.

     

      

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publikatsiya_metodicheskaya_razrabotka.docx65.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Герб МВМУ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «МОСКОВСКОЕ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

    МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Диагностический материал для проведения среза остаточных знаний по дисциплине «Музыкальная литература» (отечественная).

    Тема 7. Модест Петрович Мусоргский

    Выполнила: преподаватель отдельной дисциплины

    (музыкально-теоретические дисциплины и фортепиано)

    Нагорная Л.Н.

    Москва

    2016

    Пояснительная записка. Цели и задачи методической разработки

       Учебно-методическая разработка «Диагностический материал для проведения среза остаточных знаний по дисциплине «Музыкальная литература» (отечественная). Тема 7. Модест Петрович Мусоргский» – это сборник тестовых заданий, предназначенный для обучающихся по специальности 07.31.01 направлению Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Оркестровые духовые и ударные инструменты.

        Тестирование – один из вариантов оперативного контроля, позволяющего провести диагностику усвоения ведущих понятий. Представленный материал  отобран с учетом содержания ФГОС СПО и рабочей программы по курсу учебной дисциплины ОД.02.04 Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) ФГК ПОУ «Московское военно-музыкальное училище МО РФ». Учебно-методическая разработка содержит два раздела: «Часть 1. Тестовые задания (теоретические вопросы)» и «Часть 2. Задания для слухового тестирования (проверка знания музыкального материала)». Каждый из разделов содержит четыре варианта тестовых заданий.

      Целью создания методической разработки является повышение эффективности контроля образовательного процесса.

        Для проверки качества освоения материала можно рекомендовать такие формы работы с заданиями, как письменный и фронтальный опрос; музыкальная викторина; контрольные уроки, творческие зачеты.

     

    Диагностический материал для проведения среза остаточных знаний

    по дисциплине «Музыкальная литература» (отечественная)

    Тема 7. Модест Петрович Мусоргский

    Часть 1. Тестовые задания (теоретические вопросы)

            1 вариант

    1. Укажите годы жизни М.П. Мусоргского:

        1. 1844 – 1908

        2. 1839 – 1881

        3. 1837 – 1910

        4. 1833 – 1887

    2. Когда и где родился М. П. Мусоргский?        

        1. 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии

        2. 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии

        3. 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии

        4. 21 декабря 1836 в Нижнем Новгороде

    3. В каком учебном заведении композитор получил образование?

        1. в петербургском Морском корпусе

        2. в петербургской Медико-хирургической академии

        3. в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков

        4. в Нижегородском дворянском институте        

    4. Кто предложил М.П. Мусоргскому трагедию Пушкина «Борис Годунов» в качестве сюжета для оперы?

        1. Чернышевский

        2. Никольский

        3. Стасов

        4. Балакирев

    5. Кого в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргский «… разумел как великую личность»?

        1. Годунова

        2. Пимена

        3. народ

        4. Григория Отрепьева

    6. Кто из композиторов после смерти М.Мусоргского завершил «Хованщину» и сделал новую редакцию «Бориса Годунова»?

        1. Н.А. Римский-Корсаков

        2. А.П. Бородин

        3. М.А. Балакирев.

        4. Ц.А. Кюи.

    7. Какое настоящее имя носил Лжедмитрий в опере «Борис Годунов»?

        1. Степан Разин

        2. Емельян Пугачёв

        3. Григорий Отрепьев

        4. Иван Болотников

    8. Какой из перечисленных хоров служит кульминацией образа народа в опере «Борис Годунов»?

       1. «Уж как на небе солнцу красному слава»

       2. «Хлеба!»

       3. «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая»

       4. «Не сокол летит по поднебесью»

    9. С кем из деятелей «Могучей кучки» особенно сблизился и поддерживал тёплые дружеские отношения М. Мусоргский в 1868-72-е годы?

        1. с Ц. Кюи

        2. с М. Балакиревым

        3. с В. Стасовым

        4. с А. Бородиным

    10. Кто создал либретто опер «Борис Годунов» и «Хованщина»?

         1. Мусоргский

         2. Стасов

         3. Бородин

         4. Балакирев         

    2 вариант

    1. Укажите годы жизни М.П. Мусоргского:

        1. 1844 – 1908

        2. 1833 – 1887

        3. 1837 – 1910

        4. 1839 – 1881

    2. Укажите раннюю оперу М.П. Мусоргского на сюжет Г. Флобера:

       1. «Саламбо»

       2. «Женитьба»

       3. «Борис Годунов»

       4. «Хованщина»

    3. Укажите жанр сольного номера Бориса «Достиг я высшей власти» из II действия оперы «Борис Годунов»:

       1. рондо

       2. песня

       3. ария

       4. монолог

    4. Укажите эпизод оперы «Борис Годунов», который основан на мелодии народной былины:

       1. 4 д. 3 к.  Хор «Расходилась, разгулялась»

       2. 4 д. 3 к. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли»

       3. Пролог, 2 к. Величальный хор  «Уж как на небе солнцу красному слава»

       4. 1 д. 2 к. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»

    5. В каком учебном заведении композитор получил образование?

        1. в петербургском Морском корпусе

        2. в петербургской Медико-хирургической академии

        3. в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков

        4. в Нижегородском дворянском институте

    6. Укажите – с кем из известных вокалистов того времени композитор совершил своё последнее концертное турне по югу России:

       1. Дарьей Леоновой

       2. Федором Шаляпиным

       3. Федором Комиссаржевским

       4. Михаилом Михайловым

    7. Укажите художника, произведения которого послужили одновременно и стимулом, и программой для создания фортепианного цикла «Картинки с выставки»:

       1. Иван Крамской

       2. Валентин Серов

       3. Илья Репин

       4. Виктор Гартман

    8. Укажите эпизод оперы «Борис Годунов», который написан  на народные слова:

       1. 1 д. 2 к. Песня  шинкарки «Поймала я сиза селезня»

       2. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли»

       3. 1 д. 2 к. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»

       4. 4 д. 3 к.  Народный хор «Не сокол летит по поднебесью»

     9. Укажите эпизод оперу М.П. Мусоргского на сюжет Гоголя:

       1. «Саламбо»

       2. «Женитьба»

       3. «Борис Годунов»

       4. «Хованщина»

    10. Кого в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргский «… разумел как великую личность»?

        1. Годунова

        2. Пимена

        3. народ

        4. Григория Отрепьева

    3 вариант

    1. Укажите годы жизни М.П. Мусоргского:

        1. 1844 – 1908

        2. 1833 – 1887

        3. 1837 – 1910

        4. 1839 – 1881

    2. В каком учебном заведении композитор получил образование?

        1. в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков

        2. в петрбургской Медико-хирургической академии

        3. в петербургском Морском корпусе

        4. в Нижегородском дворянском институте        

    3. Укажите жанр сольного номера Бориса «Достиг я высшей власти» из II действия оперы «Борис Годунов»:

       1. ариозо

       2. монолог

       3. ария

       4. песня

    4. Укажите эпизод оперы «Борис Годунов», который основан на мелодии народной былины:

       1. 4 д. 3 к.  Хор «Расходилась, разгулялась»

       2. 1 д. 2 к. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»

       3. Пролог, 2 к. Величальный хор  «Уж как на небе солнцу красному слава»

       4. 4 д. 3 к. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкнули»

    5. Укажите – с кем из известных вокалистов того времени композитор совершил своё последнее концертное турне по югу России:

       1. Дарьей Леоновой

       2. Федором Шаляпиным

       3. Федором Комиссаржевским

       4. Михаилом Михайловым

    6. Укажите эпизод оперу М.П. Мусоргского на сюжет Гоголя:

       1. «Саламбо»

       2. «Сорочинская ярмарка»

       3. «Борис Годунов»

       4. «Хованщина»

    7. Кого в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргский «… разумел как великую личность»?

        1. Годунова

        2. Пимена

        3. народ

        4. Григория Отрепьева

    8. Вокальный цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти» написан на стихи:

         1. А. А. Голенищева-Кутузова

         2. В. С. Курочкина

         3. М.П. Мусоргского

         4. Л.Мея

    9. Укажите литературную первооснову оперы «Борис Годунов»           М.П. Мусоргского:

         1. пьеса Н.В. Гоголя

         2. трагедия А.С. Пушкина

         3. роман Г. Флобера

         4. драма Л. Мея

    10. Укажите место службы М.П. Мусоргского после окончания учебного заведения:

         1. Лейб-гва́рдии Преображе́нский полк

         2. Лейб-гвардии Измайловский полк

         3. Лейб-гвардии Семёновский полк

         4. Лейб-гвардии Конный полк

    4 вариант

    1. Укажите годы жизни М.П. Мусоргского:

        1. 1844 – 1908

        2. 1833 – 1887

        3. 1839 – 1881

        4. 1837 – 1910

    2. В каком учебном заведении композитор получил образование?

        1. в Нижегородском дворянском институте        

        2. в петербургской Медико-хирургической академии

        3. в петербургском Морском корпусе

        4. в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков

    3. Укажите раннюю оперу М.П. Мусоргского на сюжет Г. Флобера:

       1. «Саламбо»

       2. «Женитьба»

       3. «Борис Годунов»

       4. «Хованщина»

    4. Кто из композиторов после смерти М. Мусоргского завершил «Хованщину» и сделал новую редакцию «Бориса Годунова»?

        1. М.А. Балакирев

        2. А.П. Бородин

        3. Н.А. Римский-Корсаков

        4. Ц.А. Кюи.

    5. Укажите эпизод оперы «Борис Годунов», который основан на мелодии народной былины:

       1. 4 д. 3 к.  Хор «Расходилась, разгулялась»

       2. 4 д. 3 к. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли»

       3. Пролог, 2 к. Величальный хор  «Уж как на небе солнцу красному слава»

       4. 1 д. 2 к. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»

    6. Укажите – с кем из известных вокалистов того времени композитор совершил своё последнее концертное турне по югу России:

       1. Федором Комиссаржевским

       2. Федором Шаляпиным

       3. Дарьей Леоновой

       4. Михаилом Михайловым

    7. Укажите художника, произведения которого послужили одновременно и стимулом, и программой для создания фортепианного цикла «Картинки с выставки»:

       1. Иван Крамской

       2. Виктор Гартман

       3. Илья Репин

       4. Валентин Серов

    8. Укажите эпизод оперы «Борис Годунов», который написан  на народные слова:

       1. 1 д. 2 к. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»

       2. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли»

       3. 1 д. 2 к. Песня  шинкарки «Поймала я сиза селезня»

       4. 4 д. 3 к.  Народный хор «Не сокол летит по поднебесью»

    9. Какой из перечисленных хоров служит кульминацией образа народа в опере «Борис Годунов»?

       1. «Уж как на небе солнцу красному слава»

       2. «Хлеба!»

       3. «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая»

       4. «Не сокол летит по поднебесью»

    10. Кого в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргский «… разумел как великую личность»?

        1. Годунова

        2. Пимена

        3. народ

        4. Григория Отрепьева        

    Часть 2. Задания для слухового тестирования (проверка знания музыкального материала)

    1 вариант

    1. М.П. Мусоргский. Песня «Семинарист» (слова Мусоргского).

    2. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Пролог, 2 картина. Величальный хор  «Уж как на небе солнцу красному слава».

    3. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 4 д. 3 к. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» (основана на мелодии народной былины)

    4. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 2 д. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти».

    5. М.П. Мусоргский. Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (стихи А. А. Голенищева-Кутузова). №3 («Трепак»).

    6. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 4 д. 3 к.  Народный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни)

    7. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 3 д. 2 к.  Сцена у фонтана. Дуэт Самозванца и Марины «О, царевич, умоляю».

    8. М.П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки». № 5. «Балет невылупившихся птенцов».

    9. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 1 д. 1 к. Монолог Пимена «Еще одно, последнее сказанье».

    10. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 4 д. 1 к. Сцена Юродивого с царем Борисом.

    2 вариант

    1. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 4 д. 1 к. Сцена мальчишек с Юродивым «Месяц едет, котенок плачет».

    2. М.П. Мусоргский. Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (стихи А. А. Голенищева-Кутузова). №2 («Серенада»).

    3. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 2 д. Заключительная сцена галлюцинаций («Сцена с курантами»).

    4. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 4 д. 1 к.  Хор «Хлеба!»

    5. М.П. Мусоргский. Песня «Семинарист» (слова Мусоргского).

    6. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Пролог, 2 картина. Монолог Бориса «Скорбит душа».

    7. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Пролог, 1 картина. Сцена у Новодевичьего монастыря и хор «На кого ты нас покидаешь».

    8. М.П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки». № 4. «Быдло».

    9. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 4 д. 3 к.  Народный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни).

    10. М.П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки». № 9. «Избушка на курьих ножках».

    3 вариант

    1. М.П. Мусоргский. Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (стихи А. А. Голенищева-Кутузова). №4 («Полководец»).

    2. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».  Интродукция.  Пролог, 1 картина.

    3. М.П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки». № 6. «Два еврея, богатый и бедный».

    4. М.П. Мусоргский. Опера «Хованщина». 3 д. Сцена убийства Хованского («Слава лебедю»).

    5. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 4 д. 2 к.  Сцена смерти и монолог царя Бориса.

    6. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 1 д. 2 к. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани».

    7. М.П. Мусоргский. Опера «Хованщина». 4 д. Казнь стрельцов и Победный марш преображенцев.

    8. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Пролог, 2 картина. Монолог Бориса «Скорбит душа».

    9. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 4 д. 1 к. Сцена Юродивого с царем Борисом.

    10. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».  4 д. 3 к. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» (основана на мелодии народной былины).

    4 вариант

    1. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».  4 д. 3 к. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» (основана на мелодии народной былины).

    2. М.П. Мусоргский. Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (стихи А. А. Голенищева-Кутузова). №1 («Колыбельная»).

    3. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».  1 д. 2 к. Песня  шинкарки «Поймала я сиза селезня».

    4. М.П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки». № 10. «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

    5. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 2 д. Заключительная сцена галлюцинаций («Сцена с курантами»).

    6. М.П. Мусоргский. «Блоха»  («Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха» Стихи из «Фауста» И. В. Гете в переводе А. Струговщикова).

    7. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Пролог, 1 картина. Сцена у Новодевичьего монастыря и хор «На кого ты нас покидаешь».

    8. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 3 д. 2 к.  Сцена у фонтана. Дуэт Самозванца и Марины «О царевич, умоляю».

    9. М.П. Мусоргский. Опера «Хованщина». Вступление («Рассвет на Москве-реке»).

    10. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». 4 д. 1 к. Сцена мальчишек с Юродивым «Месяц едет, котенок плачет».

    Критерии оценивания результатов тестирования:

    Оценка «5» (отлично) – выставляется при условии, если обучающийся выполнил правильно 85% и более тестовых заданий (8 и более правильных ответов из десяти).

    Оценка «4» (хорошо) – выставляется при условии, если обучающийся выполнил правильно 70-84 % тестовых заданий (6-7 правильных заданий из десяти).

    Оценка «3» (удовлетворительно) – выставляется при условии, если обучающийся выполнил правильно 50-70% тестовых заданий (5-6 правильных ответов из десяти).

    Оценка «2» (неудовлетворительно) – выставляется при условии, если обучающийся выполнил правильно менее 50% тестовых заданий (менее 5 правильных ответов из десяти).

    Оценка «1» – выставляется при условии, если обучающийся выполнил правильно менее 20% тестовых заданий (1 и менее правильных ответов из десяти).

                    

    Интернет-ресурсы

    Мир классической музыки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://classic-music.ws/

    Музыкальные термины.

    URL:http://www.biometrica.tomsk.ru/ftp/dict/muzic/vocab.htm

    Музыкальный справочник. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

    http://mus-info.ru

    Нотный архив БорисаТараканова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/composers/b.htm

    Нотный архив.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.free-scores.com/

    Ноты классической музыки Нотомания.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.notomania.ru/

    СlassicalМusicLinks. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.classicalmusiclinks.ru/

    Энциклопедия классической музыки. [Электронный ресурс].

    Режим доступа: http://www.distedu.ru/mirror/_muz/www.classic.net.ua      

    Онлайн – архив классической музыки Classic-оnline.ru.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://classic-online.ru/

    Music Student. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://musstudent.ru

    Культурно-образовательный портал "OrpheusMusic.Ru". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orpheusmusic.ru/

    Классическая музыка, опера, балет Belcanto.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belcanto.ru/

    Поисковая система  музыки в формате mp.3 Audiopoisk.com  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.audiopoisk.com/

    Современные русские композиторы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russiancomposers.ru/ 

    Научно-популярный иллюстрированный журнал "Оркестр". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orkestr2000.narod.ru/ru/Journal_015.htm.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    административный срез знаний по учебной дисциплине

    административный срез знаний по  учебной дисциплине ОП.10 "Калькуляция и учет в общественном питании" специальности "Технология продукции общественного питания"...

    Материалы контрольного среза знаний по учебной дисциплине Уголовный процесс

    Материалы контрольного среза знаний по учебной дисциплине Уголовный процессдля обучающихся 2 курса специальности Правоохранительная деятельностьв рамках процедуры САМООБСЛЕДОВАНИЯ...

    Материалы контрольного среза знаний по учебной дисциплине ОУДВу.11 Экономика

    Методическая разработка оценочного средства в рамках внутреннего мониторинга качества знаний по общеобразовательной учебной дисциплине "Экономика"...

    Материалы контрольного среза знаний по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии

    Методическая разработка оценочного средства в рамках внутреннего мониторинга качества знаний по дисциплине ОГСЭ Основы философии для обучающихся укрупненной группы специальностей 40.00.00 Юриспру...

    Материалы контрольного среза знаний по учебной дисциплине ОГСЭВ.05 Социология и политология

    Методическая разработка оценочного средства  в форме тестовых заданий в рамках внутреннего мониторинга качества знаний по дисциплине ОГСЭВ.05 Социология и политология...