«Овладение музыкальной культурой как частью общей духовной культуры будущего педагога ДОО в процессе исследовательской деятельности студентов»
статья на тему
В статье затрагивается проблема воспитания основ музыкальной культуры будущего педагога ДОО; говорится об особенностях содержания музыкальной культуры ребенка и педагога; показывается значение исследовательской деятельности студентов в процессе повышения уровня музыкальной и общей духовной культуры; рассматриваются виды исследовательской работы студентов, обучающихся на «Дошкольном отделении» Гуманитарно-педагогического колледжа, приводятся яркие примеры исследовательских работ, связанных с овладением основами музыкальных знаний , умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_terenteva.docx | 25.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Овладение музыкальной культурой как частью общей духовной культуры будущего педагога ДОО в процессе исследовательской деятельности студентов»
2016г.
Терентьева М.А.-педагог дополнительного образования и преподаватель специальных дисциплин Гуманитарно-педагогического колледжа ГГТУ.
г. Орехово- Зуево, РФ.
Аннотация: в статье затрагивается проблема воспитания основ музыкальной культуры будущего педагога ДОО; говорится об особенностях содержания музыкальной культуры ребенка и педагога; показывается значение исследовательской деятельности студентов в процессе повышения уровня музыкальной и общей духовной культуры; рассматриваются виды исследовательской работы студентов, обучающихся на «Дошкольном отделении» Гуманитарно-педагогического колледжа, приводятся яркие примеры исследовательских работ, связанных с овладением основами музыкальных знаний , умений и навыков,
Ключевые слова статьи: музыкальная культура, эстетические эмоции, переживания и чувства, музыкальный вкус, творческая активность, профессиональное самоопределение студента в области эстетического развития, исследовательская деятельность, интеграция искусств.
В последнее время педагогика активно обращается к понятию «культуры», рассматривая её в качестве методологического основания педагогической науки и практики. Развивается культурологический подход к образованию, его гуманизация. По мнению педагога-музыканта О. В. Гончаровой, «в связи с этим выделяются 2 аспекта в понимании культуры: человек одновременно является творцом и творением культуры». Приоритеты педагогики подобного понимания культуры: культура как источник целей и ценностей. Поэтому Гончарова О. В. считает, что «образцы культуры нужно знать, понимать, беречь, творить, приобщаться к ним, овладевать ими, гордиться ими». [ 1,с.33 ]. Педагог Богачинская Ю. С. отмечает, что «ориентация на ценности культуры и организация достойной человека культурной среды значимы для педагогических процессов воспитания, обучения и развития». [ 1,с.33-34 ]
Музыкальная культура - это совокупность духовных ценностей в области музыки в их многообразном проявлении. Как можно судить о сформированности у человека основ музыкальной культуры? О. П. Радынова характеризует музыкальную культуру, как : «эстетическая потребность, интерес к музыке, наличие ярких эстетических эмоций, переживаний и чувств и как следствие , способность к мотивированной эстетической оценке, наличие развитого музыкального вкуса, проявляющуюся эстетическую и творческую активность». [2,с.31].
Рассмотрим аспекты формирования музыкальной культуры будущего педагога ДОО в процессе обучения. Студент должен понимать, что влияние детского сада на развитие музыкальности ребенка проявляется через личностные и профессиональные качества педагога, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателя и всего педагогического коллектива, через созданные в ДОО условия для музыкального развития ребенка. Если в процессе музыкальной деятельности ребенка будет сформировано его музыкально-эстетическое сознание, сформирован музыкальный вкус, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Как отмечает известный педагог Г. А. Праслова, «важнейшим условием развития музыкального сознания ребенка является музыкальная деятельность (восприятие музыки, её исполнение, а также творческая и музыкально-образовательная деятельность) [3? с.72].
На занятиях Методики музыкального развития дошкольников с первых дней изучения дисциплины ставится проблема:
музыкальное развитие ребенка – дело исключительно специалиста-музыканта?
Доводы «ЗА» и «ПРОТИВ». Часто встаёт вопрос: Что делать воспитателю (будущему воспитателю), если у него нет слуха, если он неритмичен, если он сам глух к классической музыке, она ему неинтересна. Не лучше ли, если музыкальным развитием ребенка будет заниматься только музыкальный руководитель? Ведь в каждом ДОУ есть специалист – музыкант с соответствующим образованием». Но после нескольких занятий мнение студентов резко меняется. Ребенок - чрезвычайно эмоционален, импульсивен, чувствителен. Музыка дарит ему колоссальную радость, яркие эмоции, эстетическое удовольствие. Музыка органично включена в повседневную жизнь ребёнка, и он не вычленяет её как отдельный феномен бытия. Воспитатель должен это понимать и не ограничивать общение ребенка с музыкой 2-мя короткими занятиями в неделю.
Вместе со студентами мы рассматриваем такие формы работы воспитателя, в которых он достаточно компетентно сможет организовать досуговую деятельность с использованием музыки, поможет проявлению музыкального творчества ребенка, расширит его кругозор в области музыкального искусства, разовьёт музыкальные способности малыша.
Поэтому одним из первых заданий для самостоятельной работы студентов является написание эссе на тему: «Как воспитать истинного ценителя музыки?» Рассуждая об этой проблеме, студенты приходят к выводу, что педагог ДОО может и должен своей увлеченностью, музыкальной культурой и вкусом, своими знаниями и умениями помочь ребенку войти в волшебный мир музыки, который подарит ему радость новых чувств и эмоций.
Об активном профессиональном самоопределении студента можно говорить тогда, когда учитывается его собственная личностная направленность. Каждый студент поднимает планку в освоении профессиональных компетенций воспитателя ДОО в области музыкального искусства в соответствии со своими индивидуальными творческими способностями, эстетическими потребностями.
Современные требования к специалистам обуславливают особую важность воспитания у студентов стойкого познавательного интереса, развития у них аналитического и творческого мышления, а также овладение общей духовной культурой.
Исследовательская деятельность в данном направлении помогает углубленному овладению студентами основами музыкальной культуры.
Учебно-исследовательская работа проводится, как правило, на начальном этапе в виде выполнения докладов, рефератов, затем при подготовке курсовых работ или проектов, выпускных квалификационных работ, других видов учебных занятий, имеющих исследовательский характер, а также при прохождении производственной практики. Поиск студентами информации по музыкальному искусству стимулирует интерес к избранной специальности, расширяет рамки познания будущей профессии. Во внеучебное время научно-исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе кружков, семинаров, на конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.
В процессе выполнения исследовательской работы студенты учатся применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться дидактическим материалом, анализировать результаты своих исследований. Успех учебно-исследовательских студентов определяется их актуальностью и глубиной исследований.
Рассмотрим виды исследовательской работы студентов, цель которой – углубленное изучение закономерностей развития музыкального искусства и исследование роли музыки в жизни и развитии ребенка.
Прослушивание первых базовых лекций по курсу «Музыка» предполагает дальнейшее самостоятельное изучение этих тем и подготовку рефератов , таких как: «История романса», «Баркарола», «В вихре вальса». «Комическая опера буффа», «Дягилевские балетные сезоны в Париже» и др. При написании этих работ студенты изучают монографии о жизни композиторов, сборники, различные справочные издания (музыкальные словари и энциклопедии), статьи из музыкальных газет и журналов.
Одной из эффективных форм исследовательской работы являются мини-проекты. Студенты в группах готовят одно из направлений мини-проекта (например, «Композиторы-песенники-детям» или «Русская народная песня», «Мюзиклы», «Сказочные оперы Н. А. Римского- Корсакова»), учатся распределять задания между собой, работать в группе.
Студентов увлекает работа по созданию презентаций и видеороликов к детским песням, к классическим произведениям по слушанию, к циклам Детской классической музыки (например к «Детскому альбому» П. И. Чайковского, к «Альбому для юношества» Р. Шумана). В ходе этих заданий они могут проявить свою индивидуальность, творческий почерк, поделиться практическим опытом.
На презентации проекта у студентов складывается целостная картина музыкального явления, жизни какого-либо композитора. Каждый студент может дополнить материал проекта интересной информацией, внести что-то своё. Педагогу же выделяется роль консультанта и координатора.
При подготовке курсовых и дипломных работ по методике музыкального развития дошкольников студенты работают над проблемами эстетического воспитания детей, поиска путей развития детского музыкального творчества, создания условий для повышения мотивации к музыкальной деятельности, развития музыкальных способностей дошкольников. Приведу примеры разработки тем, напрямую связанных с овладением студентами основами музыкальной культуры.
В своей работе «Интеграция искусств как средство эстетического воспитания дошкольников в ДОО» студентка Райская Ирина изучала механизмы интеграции искусств, принципы построения интегративных программ по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста «Синтез», «Гармония» таких авторов, как К. В. Тарасова, Рубан и др. При разработке эксперимента студентка подбирала музыкальные произведения, связанные с литературными источниками, по которым создавались музыкальные произведения, использовала яркую наглядность. Это фрагменты оперы Н. А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению. А. С. Пушкина с запоминающимися иллюстрациями художника Ивана Билибина. Студентка прослушала пьесы из «Детского альбома» и проанализировала его уникальное издание с иллюстрациями Веры Павловой, которая вдохновлялась русской наивной живописью второй половины XIX века. В пьесах Чайковского отражены реалии жизни ребёнка в усадьбе, которые так тонко прочувствовала и отобразила художница. Ознакомление дошкольников с героиней оперы «Снегурочка», героями балета К. Хачатуряна «Чипполино», сказочными героями Эдварда Грига на формирующем этапе проходило с чтением фрагментов сказок, мифов, легенд, с подбором загадок, стихов и конечно ярких иллюстраций лучших художников.
Работая над темой: «Формирование музыкального словаря старших дошкольников в процессе восприятия музыки», студентка Чертыковцева Юлия изучила словарь эмоционально-образных характеристик музыки, подобрала ряд музыкально-дидактических игр на ознакомление детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестра, проводила беседы о музыкальных профессиях, музыкальных коллективах, композиторах.
В работе над интересной темой влияния музыки на раскрытие художественных способностей детей студентка заочного отделения Маркова Татьяна исследовала как предмет различные виды русских народных песен и мелодий на занятиях декоративно-прикладным искусством (лирические протяжные, плясовые, календарные, семейно-бытовые и т.д.)
Технология обработки полученных результатов диагностирования основывается не только на механическом подсчете баллов, но и включает прежде всего их тщательный качественный анализ.
Студентам нужно обосновать роль того или иного метода в выявлении творческого потенциала ребенка в различных видах музыкальной деятельности.
В ходе исследовательской работы по проблемам музыкального развития дошкольников студенты понимают, что невозможно обойтись без консультаций опытных воспитателей, музыкального руководителя, каждый из которых может представить студенту результаты диагностических исследований музыкальности ребенка, состояния его психоэмоциональной сферы.
Проведение исследовательского эксперимента на формирующем этапе исследований является наиболее интересным, содержательным моментом в работе над проблемой. Студенты определяют методы и приемы формирования у детей того или иного компонента музыкальности, подбирают наглядные пособия, музыкально-дидактические игры, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов, аудио-записи, разрабатывают творческие задания детям.
Исследования, проведенные в ходе практической работы с детьми, позволяют студентам увидеть и оценить результаты своего труда, его эффективность и степень заинтересованности детей.
Подводя итог вышесказанного, можно отметить, что исследовательская деятельность студентов по направлению художественно-эстетического развития дошкольников способствует углублению их знаний о музыкальном искусстве, помогает в становлении личности педагога, способной увлечь детей искусством, привить им интерес к музыке и художественный вкус.
Т. о. овладение студентами основами музыкальной культуры не только помогает в освоении ими профессиональных компетенций, но и расширяют границы познания себя в будущей профессии, видения себя в ней и в жизни в целом как творческой креативной личности.
Используемая литература:
1. Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. Теория и методика музыкального воспитания . - М.: «Академия», 2012., 256с.
2. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации.— М., 2000.
3. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация развивающей функции математики в процессе исследовательской деятельности учащихся на уроках алгебры и начал анализа
Структура теоретических исследований включает в себя общую схему процесса творческой деятельности, владение логикой познания и формальной логикой, владение общими способами решения задач, т.е....
Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности студентов
Программа курса "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" по новым ФГОС, третьего поколения, СПО....
Организация научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентоспособного специалиста
Представлена методика организации научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентноспособного специалиста...
Проектно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования общих и профессиональных компетенций
В современном мире английский язык занимает значимое место в жизни людей. Еще совсем недавно он был просто иностранным языком, сейчас же – это международный язык. Начинается повсеместное использование...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Статья отражает основные направления формирования исследовательских компетенций студентов....
Методическое пособие по исследовательской деятельности студентов по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело
Методическое пособие по исследовательской деятельности студентов по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело...
Проектно-исследовательская деятельность студентов как средство формирования общих и профессиональных компетенций.
Данная статья предназначена для преподавателей английского языка профессионального образования. В статье представлена информация о значимости участия студентов в проектно-исследовательской деяте...