Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-специальность Скрипка
рабочая программа на тему

Ребреш Ольга Анатольевна

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-Специальность Скрипка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  В  ОБЛАСТИ

                       МУЗЫКАЛЬНОГО  ИСКУССТВА

              «СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ»

                       

                                 Предметная   область

                  ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ  ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

                             

        Программа по учебному предмету

                 

         

       ПО.01.УП.01.  СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 

                                       

                                     

       

Нижневартовск  2012 год

             «Одобрено»                                                                  «Утверждаю»

        Методическим советом                                            Директор МАОУДОД

                                                                                          «ДШИ №2» г.Нижневартовск

                                                                                           Горина   Н.В.                                                                                                      

   МАОУДОД «ДШИ №2»                                              ____________________                  

     __________________                                                  (подпись)

       дата  рассмотрения                                                         _______________________

                                                                                                           дата утверждения                                  

 

Разработчик   –  преподаватель по классу скрипки  высшей                                                                                                                                                                     квалификационной   категории  МАОУДОД «ДШИ №2»

г.Нижневартовска, солист камерного ансамля МУ «ДИ»

Ребреш Ольга Анатольевна

Рецензент  –  преподаватель по классу  виолончели  высшей                                                                                                                                                      квалификационной   категории МАОУДОД «ДШИ №2»    г.Нижневартовска, солист камерного ансамля МУ «ДИ»

Дубовская Лариса Владимировна

Рецензент – преподаватель по классу скрипки высшей                                                                                                                                                                     квалификационной   категории Сургутского музыкального  колледжа, заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры

                                 Галяга  Елена Дмитриевна

           

    Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  • характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • срок реализации учебного предмета;
  • объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • цель и задачи учебного предмета;
  • обоснование структуры программы учебного предмета;
  • методы обучения;
  • описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

  • сведения о затратах учебного времени;
  • годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;                                                          

- критерии оценки;                                                                                                

       - контрольные требования на разных этапах обучения;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса                                     

- методические рекомендации педагогическим работникам;                          

       - рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

  1. Списки рекомендуемой  нотной и методической литературы  

                                                                                                                 

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

  Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «скрипка», далее – «Специальность (скрипка)» разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные- смычковые  инструменты».

   Учебный  предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

   Скрипка является не только сольным инструментом, но ансамблевым и оркестровым. Поэтому, владея игрой на данном инструменте, учащийся имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля или оркестра учащийся оказывается вовлеченным в процесс коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные в классе по специальности.

  Настоящая программа отражает организацию учебного процесса, все разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность реализации индивидуального подхода к каждому ученику.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый  класс в возрасте: с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (скрипка)»:

Срок обучения

8 летнее

9-ый год

Максимальная учебная нагрузка  всего (в часах)

1777

297

Аудиторные занятия всего (в часах)

592

99

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу)

1185

198

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные и физические возможности, эмоционально - психологические особенности.

5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (скрипка)»

Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретаемых им знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

  •  формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
  •  развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
  •  развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  •  освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
  •  приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  •  приобретение обучающимися умений и навыков, необходимых в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность (скрипка)»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа  содержит следующие разделы:                

  •  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  •  распределение учебного материала по годам обучения;
  •    описание дидактических единиц учебного предмета;
  •    требования к уровню подготовки обучающихся;
  •    формы и методы контроля, система оценок;
  •    методическое обеспечение учебного процесса.                

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

7. Методы обучения

  В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  •  словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  •  наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация  приемов);
  •  практический (работа на инструменте, упражнения);
  •  аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  •  эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной

      задачи).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях исполнительства на струнных смычковых инструментах.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)»

  Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошо проветриваться. Должна быть обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории. Учебные классы для занятий по специальности оснащаются роялем или пианино, в классе необходимо иметь пюпитр, который можно легко приспособить к любому росту ученика. Рояль или пианино должны быть хорошо настроены.  Комплект  разных по величине скрипок и смычков,  для детей разного возраста  размеры:  1/8; 1/4;  2/4;  3/4;  4/4. Нотную литературу, информационные стенды, методическую литературу.

 

II. Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (скрипка)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: 

             

Класс

          Распределение учебного времени  по годам обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

592

99

691

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные и самостоятельные)

1777

297

2074

Объём времени на консультации (по годам)

6

8

8

8

8

8

8

8

8

Общий объём времени на консультации

70

 Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармонии, театров, концертных залов и др.);
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, конкурсах фестиваля и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Требования по годам обучения

Первый год обучения

История  создания  инструмента. Устройство инструмента и смычка, усвоение  названий  частей  скрипки  и  смычка. Развитие музыкально-слуховых  представлений. Начальное развитие  музыкально - образного мышления. Основы  организации  целесообразных  игровых  движений - постановка игрового аппарата. Музыкальная грамота с выработкой  правильных  представлений «нота-звук». Простейшие динамические, темповые, аппликатурные,  штриховые  обозначения, знаки альтерации. Изучение  первой  позиции. Развитие навыков ведения и распределения смычка, изучение простейших видов штрихов: деташе целым смычком и его частями, легато по две и четыре ноты на смычок, комбинированные штрихи, мартле, переходы со струны на струну, плавное  соединение  движений  смычка  в его  различных  частях. Качество звукоизвлечения, динамика, контроль  за  интонированием, организация  ритма.   Простейшие   упражнения  для левой и правой   руки, упражнение для развития координации движений, работа над развитием артикуляции пальцев в 1 позиции. Воспитание навыков самостоятельной работы и самоанализа. Изучение гаммы и арпеджио в наиболее удобных тональностях в первой позиции. Пунктирный ритм. Простейшие  виды  двойных нот (с  применением открытых струн). Исполнение народных мелодий и несложных пьес. Музицирование: развитие зачатков самостоятельного творчества, начальные навыки игры в ансамбле маленьких пьес из 8-16 тактов, подбор по слуху, простейшее транспонирование.

  Годовые требования:

За год, обучающийся должен изучить 1-2 мажорные, минорные гаммы и арпеджио в пределах первой позиции до двух знаков в медленном движении с применением элементарных штриховых вариантов (деташе, легато и смешанные штрихи); 4-8 этюдов, упражнений,  10-20 пьес.

 Примерная программа для перевода из 1 во 2 класс:

   1. Магиденко М. «Петушок»;  Потоловский Н. «Охотник»

   2.МоцартВ. «Майская песня»;  Бакланова Н. «Марш октябрят»

   3.ДунаевскийИ. «Колыбельная»;   Бакланова Н. « Мазурка».

Второй год обучения

  Работа над постановочно-двигательными навыками, чистым интонированием, ритмом; качеством звукоизвлечения, исполнением штрихов: деташе, легато до 8 нот на смычок и их сочетаний в медленном и более подвижном темпе; изучение штрихов: мартле, стаккато, сотийе, различные ритмические фигуры: триоль, пунктир, несимметричные штрихи. Навыки вибрации. Ознакомление с настройкой инструмента. Простейшие виды флажолетов. Начальное развитие навыков в смене позиций (I-III).  Развитие  беглости левой руки. Освоение  двойных нот с применением открытых струн. Двухоктавные мажорные (минорные) гаммы и арпеджио. Работа над выразительным исполнением художественных произведений: фразировка, кульминации, филировка звука, динамика. Осмысление музыкального текста. Средства выразительности в музыке. Развитие  навыка чтения  нот с листа и самостоятельный разбор музыкальных произведений, подбор по слуху, транспонирование, игра в ансамбле. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Подготовка к выступлениям на публике, сценическая выдержка и психологический настрой. Информация о произведениях, авторах. Изучение иностранных музыкальных терминов: основные темпы в музыке, динамические обозначения, обозначения характера музыки, штрихов.

 Годовые требования:

За год, обучающийся должен изучить 2-3  (мажорные и минорные) гаммы до двух знаков с применением различных штриховых вариантов, арпеджио (с 3-мя обращениями),  6-8 этюдов, 6-7 пьес,  произведение  крупной формы (по желанию).

Примерная программа для перевода из 2 в 3 класс:

1. Технический зачет:  гамма соль мажор в две октавы с различными штриховыми вариантами; с арпеджио 3-х видов; Этюд  КомаровскийА. №12 ре мажор                                  

Академический концерт: Ниязи З. «Колыбельная», Кабалевский Д. «Галоп».

2. Технический зачет: гамма соль мажор в две октавы с различными штриховыми вариантами;   арпеджио 3-х видов;  Этюд: Комаровский А. №19 ля мажор

  Академический концерт:  Бакланова Н. « Романс»,  Гедике А. «Заинька»   или Гендель Г. Гавот с вариациями  ля мажор.

 3. Технический зачет: гамма ля мажор в две-три октавы с различными штриховыми вариантами; арпеджио 3-х видов;  Этюд: Родионов  К. №29 ре мажор.  

  Академический концерт: Гречанинов А.. «Весельчак», Б.Н.П. обработка П.Чайковского «Перепёлочка»  или  О.Ридинг Концерт си минор I часть.                                            

Третий год обучения

   Закрепление исполнительских,  постановочно – двигательных навыков:  работа над качеством звука, филировкой, артикуляция, интонация,  ритм. Изучение более сложных штрихов: легато до 16 нот на смычок, в медленном и более подвижном  темпах,  сотийе, комбинированные штрихи,  закрепление навыков исполнения штриха мартле и стаккато.

Изучение более сложных ритмов:  пунктирный, триоль.  Упражнение для развития беглости пальцев. Знакомство  с хроматизмами. Подготовительные упражнения к исполнению мелизмов. Изучение II-V позиций. Закрепление навыков смены позиций. Несложные двойные ноты, аккорды натуральные флажолеты. Освоение навыков вибрации. Развитие музыкально-образного мышления. Работа над художественными произведениями. Работа над целостностью художественного образа,  и умением  донести до слушателя замысел произведения, выработка сценической  выдержки.

Музицирование: чтение нот с листа, навыки самостоятельного разбора несложного материала, игра в ансамбле (учитель-ученик), транспонирование.                                        

Настройка инструмента. Изучение музыкальных терминов и понятий. Музыкально-теоретическая  подготовка: информация о композиторе, форма, жанр, стиль, содержание, фразировка, драматургия, средства выразительности, характеристика музыкальных образов.  

 Годовые требования:

 За учебный год учащийся должен проработать: 2-4 (двух – трёх) октавные гаммы и трезвучия с обращениями до 3-х ключевых знаков (минорные до 2-х знаков), с применением различных штриховых вариантов; 6-8 этюдов на различные виды техники; 6-7 пьес; 1-2 произведения крупной формы.

Примерная программа для перевода из 3 в 4 класс:

1. Технический зачет:  гамма до мажор в 3 октавы с различными штриховыми вариантами,  арпеджио 3-х видов; Этюд  Яньшинов А. № 4 ля мажор

Академический концерт: Ниязи З. «Колыбельная», Кабалевский Д. «Галоп» или О.Ридинг Концерт си минор I часть.                                                                                                                                                             

2. Технический зачет: гамма ля мажор  в 3 октавы с различными штриховыми вариантами, арпеджио (3-х видов),

Вольфарт  Этюд № 39  до мажор  

  Академический концерт: П.Н.П. «Висла»,  Вебер К. «Хор охотников» или  Бакланова Н. Сонатина си бемоль мажор.

3. Технический зачет: гамма соль минор  в 3-октавы с различными штриховыми вариантами, арпеджио (3-х видов), Д7 аккорд, Этюд: Берио Ш. №34  ля мажор

Академический концерт:Караев К. «Задумчивость», Чайковский П.  «Неаполитанская песенка» или  Вивальди А. Концерт   соль мажор I часть.

                                             

Четвёртый год обучения

 

   Закрепление исполнительских,постановочно – двигательных навыков, работа над интонацией, динамикой, метроритмом, вибрацией, звукоизвлечением. Артикуляция, агогика. Развитие штриховой техники: деташе, легато, мартле,  маркато, стаккато в подвижных темпах и различных сочетаниях. Изучение штриха спиккато. Закрепление навыков игры во II- VIII позициях, арпеджио с обращениями, знакомство с исполнением Д7, Ум. вводного7 аккордов. Развитие беглости пальцев левой руки. Мелизмы: трель, группетто, мордент, форшлаг. Закрепление навыков смены позиций. Несложные хроматические последовательности, упражнения. Изучение двойных нот и  аккордов.  Натуральные флажолеты.

Развитие музыкально-образного мышления. Исполнительские навыки при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Чтение нот с листа. Дальнейшее изучение музыкальных терминов. Самостоятельная работа над разбором несложных пьес. Работа над целостностью художественного образа,  умением донести до слушателя замысел произведения,  выработка сценической выдержки.

Годовые требования:

 За учебный год учащийся должен проработать: 2-4  трёх октавные гаммы и трезвучия с обращениями до 3-х ключевых знаков с применением различных штриховых вариантов; 6-8 этюдов на различные виды техники; 4-6 пьес; 2 произведения крупной формы.

За учебный год учащийся должен проработать: 2 трёх октавные гаммы и трезвучия с обращениями до 3-х ключевых знаков с применением различных штриховых вариантов; 4-6 этюдов на различные виды техники; 4-6 пьес; 1-2 произведения крупной формы.

Примерная программа для перевода из 4 в 5 класс:

1. Технический зачет:  гамма ля мажор в 3 октавы с различными штриховыми вариантами,  арпеджио 3-х видов; Этюд Комаровский А. №21 до мажор Академический концерт:  Вольфарт Ф. «Вперегонки», Багиров З. «Романс» или  Бетховен Л.  Сонатина до минор                                                                                                                                    

2.Технический зачет: гамма ля минор  в 3 октавы с различными штриховыми вариантами, арпеджио (3-х видов) Д7; УМVII7 аккорды, Этюд: Берио Ш. №34  ля мажор

  Академический концерт: Комаровский А.  Вариации на русскую  народную  песню «Пойду ль я, выйду ль я»  или Чайковский П. «Грустная песенка», Обер П. «Тамбурин».

3.Технический зачет: гамма соль минор  в 3-октавы с различными штриховыми вариантами, арпеджио (3-х видов), Д7, УМVII7 аккорды, двойные ноты (терции, сексты, октавы), Этюд  Кайзер Г.  № 36 соль мажор.

  Академический концерт:  Вивальди А. Концерт ля минор 1 (или 2-3 части)  или

 Дварионас Б. «Прелюдия»,  Бах И.С. «Гавот»                                                                      

Пятый год обучения

                             

     Закрепление постановочно-двигательных и музыкально-исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звучания и выразительности исполнения. Работа над звукоизвлечением, вибрацией.Прием пиццикато левой рукой. Приемы игры в высоких позициях. Усложнение ритмических задач. Работа над штрихами: деташе, легато, мартелле, маркато, стаккато, спиккато, сотийе, рикошет. Двойные ноты в пределах трёх позиций (терции, сексты, октавы). Работа над соединением позиций при игре двойными нотами. Хроматические гаммы. Развитие беглости. Воспитание высокохудожественного вкуса, самостоятельности в профессиональной  деятельности и в художественных  занятиях. Музыкально-теоретические знания: информация о композиторе, исполнительских проблемах и путях их решений, форма, жанр, стиль, содержание, фразировка, драматургия, средства выразительности, характеристика музыкальных образов. Чтение нот с листа. Знание музыкальных терминов. Игра в дуэте с преподавателем несложных пьес.Возможное участие в школьном оркестре.

    Годовые требования:

 За учебный год учащийся должен проработать: 2-4  трёх октавные гаммы и трезвучия с обращениями до 3-х ключевых знаков с применением различных штриховых вариантов; 6-8 этюдов на различные виды техники; 4-6 пьес; 2 произведения крупной формы. 

Примерная программа для перевода из 5 в 6 класс:

1. Технический зачет: гамма си бемоль мажор в 3 октавы с различными штриховыми вариантами,  арпеджио 3-х видов, Д7 аккорд; Этюд Вольфарт Ф. №27 ля минор.

Академический концерт:  Комаровский А. Вариации «Пойду ль я выйду ль я», Й.Брамс «Колыбельная».                                            

2.Технический зачет: гамма си минор  в 3 октавы с различными штриховыми вариантами, арпеджио (3-х видов) Д7, УМVII7 аккорды, гамма двойными нотами (терции, сексты, октавы), Этюд: Вольфарт Ф. № 45 ре мажор

 Академический концерт: Данкля Ш. Вариации на тему Вейгля,   Спендиаров А. «Колыбельная»

3. Технический зачет: гамма ре мажор в 3-4 октавы с различными штриховыми вариантами, арпеджио (3-х видов), Д7, УМVII7 аккорды, гамма двойными нотами (терции, сексты, октавы),  Этюд  Крейцер Р.№ 10 ля минор

  Академический концерт: Акколаи Ж. Концерт ля минор, Рубинштейн А. «Прялка» 

                                       

                                         Шестой год обучения

   Совершенствование постановочно-двигательных и музыкально-исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звучания и выразительности исполнения. Работа над звукоизвлечением, вибрацией. Исполнительская техника двойных нот, аккордов, флажолетов. Изучение гамм двойными нотами (терции, сексты, октавы). Хроматические гаммы.  Изучение четырех октавных гамм и арпеджио. Дальнейшее совершенствование музыкально-образного мышления и исполнительских навыков. Дальнейшее изучение музыкальных терминов. Чтение нот с листа. Самостоятельная работа над посильным для ученика репертуаром. Игра в дуэте с преподавателем несложных пьес. Участие в школьном оркестре.

 

   Годовые требования:

За год учащийся должен проработать: 2-4  трех октавные гаммы и арпеджио с ДVII, Ум7VII аккордами с применением различных штрихов. Двойные  ноты: терции, сексты, октавы; 5-7 этюдов на различные виды техники; 4-6 разнохарактерных пьес, 2 произведения крупной формы.

Примерная программа для перевода из 6 в 7 класс:

1. Технический зачет: гамма ре мажор в три октавы, арпеджио, Д7  аккорд, Кайзер Г. Этюд № 64  до мажор

Академический концерт:  Комаровский А. Концерт № 2   1 часть,  Мари Г. «Ария в старинном стиле»                                                                                                   

2. Технический зачет: гамма ре минор в три октавы с арпеджио, Д7, УмVII7 аккорды, гамма двойными нотами(терции, сексты, октавы). Этюд № 10 И.Двойрин соль мажор.

    Академический концерт: Чайковский П. Мазурка,  Данкля Ш. Концертное соло.

3.Технический зачет: гамма ля бемоль мажор в четыре октавы с арпеджио в мажоро – минорном  исполнении, Д7,УмVII7 аккорды, гамма двойными нотами (терции, сексты, октавы), Этюд  Мазас Ж.. № 25 ля мажор.

 Академический концерт: Верачини А. Ларго, Берио Ш.концерт № 9 ля минор I часть.             

                                      Седьмой год обучения

  Развитие техники левой  руки: беглость, исполнительская техника мелизмов,  позиционная техника, двойные ноты, аккорды, флажолеты. Хроматические гаммы. Развитие техники правой руки. Совершенствование  исполнения различных виртуозных штрихов (спиккато, стаккато, сотийе, рикошет). Работа над звукоизвлечением, вибрацией. Изучение произведений, различных по стилям и жанрам, современных композиторов, джазовые популярные обработки. Активное участие в концертах отдела и школы, как в сольном исполнительстве, так и в составе ансамблей и школьного оркестра.

Годовые требования:

 За год учащийся должен проработать: 2-4 трех (четырёх) октавные гаммы и арпеджио в мажоро- минорном исполнении,  Д7; УмVII7 аккордами с применением различных штрихов. Гамма двойными нотами: терции, сексты, октавы; 5-6 этюдов на различные виды техники, 2-4 пьесы различного жанра и стиля, 2  произведения  крупной формы (части сонаты или концерта).

Примерная программа для перевода из 7 в 8 класс:

1. Технический зачет: Гамма соль минор арпеджио в мажоро – минорном исполнении, Д7, УмVII7, гамма двойными нотами: терции, сексты, октавы; этюды Крейцер Р. № 9 и № 20

 Академический концерт:Данкля Ш. Вариации на тему Вейгля,   Спендиаров А. «Колыбельная»,

Дель-Абако  «Жига»

2. Технический зачет:Гамма ре мажор, арпеджио в мажоро–минорном исполнении, Д7, УмVII7, гамма двойными: нотами терции, сексты, октавы; этюды Крейцер Р. № 11 и № 30

Академический концерт:Гендель Г. Соната № 4 Си минор 1-2 части,  Раков Н. «Вокализ»,  Бетховен Л. «Рондино».

                                                                                                                                                                                     

 Восьмой год обучения

        Главная задача этого класса - представить выпускную программу в максимально качественном виде. Подготовка к выпускному экзамену.В выпускном классе учащийся может пройти одну или две программы. В некоторых случаях может повторить произведение, исполнявшееся ранее. В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать программу на классных вечерах и школьных концертах, различных конкурсах и фестивалях. Программа должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей ученика и показать его с лучшей стороны.

 Самостоятельная работа над репертуаром. Активное участие в концертах отдела и школы, как в сольном исполнительстве, так и в составе ансамблей и школьного оркестра. 

Годовые требования:

 За год учащийся должен проработать: 2-4 трех (четырёх) октавные гаммы и арпеджио в мажоро-минорном исполнении, Д7; УмVII7 аккордами с применением различных штрихов. Гамма двойными нотами: терции, сексты, октавы; 5-6 этюдов на различные виды техники, 2-4 пьесы различного жанра и стиля,1- 2  произведения  крупной формы (части сонаты или концерта).

Примерная программа итоговой аттестации:

1. Гамма Соль минор в четыре октавы, арпеджио в мажоро-минорном исполнении, Д7,  УмVII7 аккорды, гамма двойными нотами: терции, сексты, октавы;                                              

   Крейцер Р. Этюд № 20 (ре мажор), Огинский М. Полонез, Верачини Ф.  Ларго, Гендель Г. Соната №6 ми мажор 1-2 части.

2. Гамма си бемоль мажор в четыре октавы, арпеджио в мажоро–минорном исполнении, Д7, УмVII7, двойные ноты: терции, сексты, октавы; П.Роде  Каприс № 2 ля минор, Крейцер Р. Этюд № 35, Виотти Д.Концерт № 22 ля минор I часть, Массне Ж. «Размышление», Новачек О. «Вечное движение».                                                                                                

                                          Девятый год обучения

 

   Программу необходимо построить так, чтобы она дала возможность развить у обучающегося все его технические и музыкальные потенциальные возможности, привести исполнительские и инструментальные навыки к предпрофессиональному уровню, необходимому для дальнейшего обучения в музыкальном колледже.

   Подготовка к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Углублённая  работа  над  техникой  исполнения  и художественным   мастерством. Учащимся рекомендуется в течение учебного года выступить  не менее  трёх раз на академических или  других концертах. Публично исполняемые  произведения должны быть сыграны на высоком уровне и оценены педагогами, комиссией. Программа составляется с учётом приёмных требований музыкального колледжа. Активное участие в концертах отдела и школы, как в сольном исполнительстве, так и в составе ансамблей и школьного оркестра.

Годовые требования:

 За год учащийся должен проработать: 2-4 трех (четырёх) октавные гаммы и арпеджио в мажоро-минорном исполнении,  Д7; УмVII7 аккордами с применением различных штрихов. Гамма двойными нотами: терции, сексты, октавы; Хроматическая гамма. 5-6 этюдов на различные виды техники, 2-4 пьесы различного жанра и стиля, 2  произведения  крупной формы (части старинной сонаты или концерта).

Рекомендуемый нотный репертуар:

 

  Григорян А. Гаммы и арпеджио

  Гилельс Е.   Гаммы и арпеджио       

  Шевчик О. Школа техники смычка. Соч. 2 тетради  II, Ш

                     Упражнения в смене позиций. Соч. 8

                        Упражнения в двойных нотах. Соч. 9

     Шрадик Г. Упражнения, тетрадь 1

                        Упражнения в двойных нотах, тетрадь III 

     Крейцер Р.  Этюды

     Фиорилло Ф.  36  этюдов и каприсов

     Роде П.  каприсы

     Мазас Ф. Этюды. Соч. 36, тетрадь I, II

     Донт Я.  Этюды. Соч. 35

     Яньшинов А.  6 каприсов

     Данкла Ш.  Этюды

     Этюды русских и советских композиторов

Пьесы кантиленного  характера:

Хачатурян А.  Ноктюрн

Глиэр Р.   Романс

Чайковский П. Осенняя песня,  Сентиментальный вальс,  Мелодия,  Размышление

Шостакович Д.   Романс,  Адажио

Венявский Г.   Польская песня,  Романс

Бах И.С.  Сицилиана

Синдинг К.  Романс

Балакирев М.   Экспромт

Массне Ж. Размышление

Верачини Ф.  Ларго

Аренский А.  Незабудка,  Серенада

Дварионас Б.  Элегия

Прокофьев С.  Вальс из балета «Золушка»

Паганини Н.  Кантабиле

Глазунов  А.   Большое Адажио из балета «Раймонда».

Виртуозные пьесы:

Бетховен Л.  Рондино

Дакен А.   Кукушка

Шуберт Ф.  Пчёлка

Поппер Д.   Прялка

Крейслер Р.   Сицилиана и ригодон,  Прелюдия и аллегро

Парадиз М.  Токатта

Кабалевский Д.  Импровизация

Фролов И.  Скерцо

Мострас К.  Этюд ля минор

Шнитке А. Сюита в старинном стиле

Рис Ф.  Непрерывное движение

Новачек О.  Вечное движение

Прокофьев С.  Мазурка,  Монтекки  и  Капулетти из балета «Ромео и Джульетта»

Давид Ф.   Этюд  

Произведения крупной формы:

Кабалевский Д.  Концерт I – II- III  части

Бах И.С.    Концерт  ля минор

Моцарт В.А.  Концерт № 3  соль мажор,  «Аделаида»

Крейцер Р.   Концерты  № 13, 19

Берио Ш. Концерты № 1, 7, 9, Балетные  сцены

Роде П.   Концерт  № 8

Виотти Д. Концерты  № 20, 22, 23

Шпор Л.  Концерты  № 2, 9, 11

Гендель Г. Сонаты № 2, 3, 4,6

Вьетан А. Баллада и полонез

Витали Т.  Чакона

Тартини Д. Соната «Покинутая Дидона»

Брух М.   Концерт 1 часть

Телеман Г.  12  фантазий

III. Требования к  уровню подготовки обучающихся

     Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения образовательной программы учебного предмета «Специальность (скрипка)», который приводит к формированию комплекса знаний, умений и навыков, таких как:

– наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

– знание репертуара скрипача, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

– знание художественно-исполнительских возможностей струнного инструмента - скрипка;

– знание профессиональной терминологии;

– наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

– навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом

исполнения музыкального произведения;

– навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

– наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

– наличие навыков репетиционно-концертной  работы в качестве солиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

 Оценка качества занятий по «Специальности» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться прослушивания, формами текущего контроля могут быть контрольные уроки. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ и др.  Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четверть или полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на данный учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий: по окончании 8 класса (выпускной экзамен) при 8-летнем сроке обучения или по окончании 9 класса (выпускной экзамен) при 9-летнем сроке обучения.    

   Учащиеся остальных классов в конце каждого учебного года сдают переводной зачет. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

  1. Критерии оценки

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибальной шкале:

Оценка  

            Критерии оценивания выступления            

5 («отлично»)                        

Оценка  отражает  грамотное  исполнение  с технически  качественное и художественно осмысленное  исполнение,      отвечающее  всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)                        

Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами  (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3(«удовлетворительно»)      

Оценка отражает исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, мало художественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата ит.д.

2(«неудовлетворительно»)  

Оценка отражает комплекс серьезных недостатков,    невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также  плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)            

Оценка отражает уровень подготовки  на данном этапе обучения

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

      Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

  • оценка годовой работы учащегося;
  • оценки за академические концерты или экзамены;
  • другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень

владения инструментом.

2. Убедительно раскрыть художественный образ музыкального  произведения.

3. Понимать и отражать в исполнительской интерпретации понятия стиля исполняемого произведения.

  Качество подготовки обучающихся оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). По завершении всех экзаменов, допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения.

3. Контрольные требования на разных этапах обучения

    Оценки выставляются по окончании четверти и полугодий учебного года. В конце учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.

В течение учебного года учащийся должен выступать не менее 4-х раз:

1-е полугодие:

Октябрь-ноябрь – технический зачет (гамма и этюд)

Ноябрь-декабрь – для обучающихся 2-4-ых классов две разнохарактерные пьесы или крупная форма. Для обучающихся 5-7(8) классов пьеса и крупная форма.

2-е полугодие:

Январь-февраль -  гамма  и  этюд.

Март-май – академический концерт: для обучающихся 1-4-ых классов две разнохарактерные пьесы или крупная форма. Для обучающихся 5-7(8) классов пьеса и крупная форма.

Общие  требования  к  знаниям и умениям   учащихся

- правильная  постановка игрового аппарата;

- навыки  использования  грамотной  аппликатуры;

- точное  звуковысотное  интонирование;

- качественное  звукоизвлечение;

- соответствие  темпа, метроритма;

 -  грамотная (убедительная) фразировка;

 -  умение играть  наизусть;

- владение  позициями и их  соединениями;

- владение  штриховой  техникой  и  навыками  вибрации;

- умение самостоятельно  разбирать  и  учить  музыкальное  произведение;

-  получить теоретические сведения о музыке: разнообразие нотной записи

(мелодического и ритмического рисунка), ключевые  знаки и другие

специфические символы;

- знание музыкальных терминов;

- умение  разбираться  в разнообразных  формах   и жанрах   музыки.        

         

 Критерии нормы  оценивания исполнительских навыков

Критерии оценивания

Показатели

Владение инструментом

 -организация   игрового аппарата, постановка

 - нотный текст, ритм, метр, интонирование

 -  динамические  оттенки, звукоизвлечение

 - точное  исполнение  штрихов

 - целостность формы, фразировка

 - характер  произведения

Уровень исполнительского мастерства

-   техническая оснащенность

-    соответствие   исполняемого   произведения         стилю и жанру

Исполнительская  воля

Музицирование

-   донесение   до  слушателя  художественного   смысла  произведения

-читка с листа, подбор, транспонирование, игра в ансамбле

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам 

 

    Необходимым условием для успешного обучения игре на скрипке является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной поставки правой и левой рук, корпуса. Что же касается учащихся, которые нуждаются в значительной корректировке постановки игрового аппарата и освобождении мышечного напряжения, то данную работу необходимо вести по программе, которая в первую очередь предусматривает решение этих задач. В связи с этим в одном и том же классе даны варианты зачетной программы, где наиболее полно отражены все аспекты художественного и технического развития ученика и его возможности на данном этапе. Развитию техники левой руки (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над инструктивным материалом: упражнениями,  гаммами  и   этюдами.

  В работе рекомендуется применение различных вариантов – штриховых,

 динамических,  ритмических и т. д. При работе над техникой необходимо давать

четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

   Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой,

важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно

проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного

внимания педагога.

    В  работе  над  музыкальными   произведениями  необходимо  постоянно

восстанавливать связь между художественной и технической сторонами изучаемого

произведения.Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной

 работы над произведением, которое по трудности должно быть легче произведений,

 изучаемых по основной программе. Репертуар учащихся состоит из технического и

художественного материала и должен быть разнообразным по стилю, содержанию,

форме, жанру, фактуре.

   При формировании экзаменационных программ за основу был взят общий принцип «сплошной вертикали», т.е. последовательность, постепенность и нарастающая сложность репертуара. При составлении зачетной или экзаменационной программы важно соблюсти все аспекты музыкальных и технических сложностей, освоение которых ученик должен продемонстрировать на данном этапе своего развития. Например, если один этюд посвящен проблемам левой руки, то желательно, чтобы во втором этюде акцент делался на технике штрихов; если выбрана классическая крупная форма, то пьеса должна быть романтически- виртуозного характера (и наоборот).    Комплексный подход, продуманный выбор учебного материала – важнейшие факторы успешного развития учеников.

  К началу каждого полугодия преподаватель составляет на каждого ученика индивидуальный план, который утверждает заведующий струнным отделением. В конце полугодия преподаватель вносит изменения, если они были, и информацию обо всех выступлениях ученика с оценкой и краткой характеристикой учащегося.  При составлении индивидуального плана необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности, а также степень подготовки учащегося. В репертуар следует включать произведения, доступные с точки зрения технической и образной сложности, разнообразные по стилю, жанру, форме.  Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня исполнительской законченности).

  Путь развития ученика определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы, главное, недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности ученика и не соответствующие его возрастным особенностям.

  •  Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. Очень важно показать учащимся, как рационально использовать время, отведенное для работы дома. На уроке необходимо четко ставить конкретные задачи и показывать пути их решения, фиксировать их в дневнике. Это поможет более осознанно строить домашние занятия, развивает навыки самостоятельной работы. В результате учебный процесс проходит значительно плодотворнее. Для большей мотивации в домашней работе необходимо чаще менять репертуар, заинтересовывать участием во всевозможных выступлениях, как в качестве солиста, так и в ансамбле. Недопустимо играть одну программу в течение учебного года – это притупляет ощущения музыки, тормозит творческий процесс, вследствие чего самостоятельные занятия дома становятся рутинными, неинтересными и малопродуктивными.
  •    Педагог   не   должен   ограничиваться узкопрофессиональными задачами,  должен проявлять  интерес ко всем сторонам учебной и  внеклассной  деятельности ученика. Организация творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.)

Педагогу по специальности следует наблюдать за поведением ученика в школе, поддерживать контакт с родителями и преподавателями музыкально-теоретических и других дисциплин.    

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы

 

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Они должны быть ежедневными. Количество времени, расходуемого в домашних занятиях, обуславливается степенью сложности проходимого музыкального материала, подготовкой  к выступлениям на зачетах и концертах, конкурсах. Кроме того, желательно, чтобы ежедневные домашние занятия были четко распланированы следующим образом:

  1. работа над техническим материалом (гаммы, этюды, упражнения);
  2. работа над пьесами и произведениями крупной формы;
  3. проработка наиболее трудных эпизодов в изучаемых произведениях;
  4. самостоятельный  разбор нового музыкального материала;
  5. посещение концертов, спектаклей, а также непосредственное участие учащегося в концертной деятельности класса и школы.

Необходимо научить ребенка самостоятельно ставить задачи и решать их в ходе домашних занятий, развивать самоконтроль. Чтобы занятия дома были продуктивнее и интереснее, необходимо научить учащегося самостоятельно и творчески мыслить, уметь четко формулировать проблему на уроке и находить пути ее решения.

  1. Списки рекомендуемой  нотной и методической литературы                                

Рекомендуемые  репертуарные  сборники:

  • 1. Бакланова Н. Маленькие  упражнения  для  начинающих (1 позиция). М.,1950.
  • 2. Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях. М.,1987.
  • 3. Гарлицкий М.  Шаг за шагом. Методическое пособие для юных скрипачей. М.1985.
  • 4. Гржимали И. Упражнения в гаммах. М.,1966.
  • 5. Григорян А. Гаммы и арпеджио. М.,1988.
  • 6. Григорян А. Начальная школа  игры на скрипке М.,1986.
  • 7. Двойрин И. Этюды-каприсы. Л., 1986.
  • 8. Донт Я. Этюды соч.37. М.,1988.
  • 9. Избранные  упражнения. М.,1988.
  • 10. Кайзер Г. соч. 20, Этюды, М.,Л.,1988.
  • 11.Кайзер Г. 36 этюдов, тетрадь 1-2, М.-л.,1987.
  • 12. Конюс Ю. Маленькие этюды и упражнения в двойных  нотах. М.-Л., 1986
  • 13. Крейцер Р. Этюды (под ред. Ямпольского А.), М.,1973.
  • 14. Львов А. 24 каприса. М.-Л.,1947
  • 15. Мазас Ф. Этюды. М.,1990
  • 16. Мострас К. Этюды-дуэты., с.1 и 2. М.,1949
  • 17. Первые шаги. Пособие  для юных скрипачей. Минск,1980
  • 18. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М.,1987
  • 19. Сборник  избранных этюдов 1-3 кл. М.,1988,вып.1
  • 20. Сборник избранных этюдов 3-5 кл.,М.,1988, вып.2
  • 21. Сборник  избранных этюдов 5-7 кл.,М. 1988, вып.3                                                        
  • 22. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов. М.,1961
  • 23. Шальман С. Я буду скрипачом, ч. 1 и 2. Л.,1987
  • 24.Шевчик О. Скрипичная школа для начинающих, соч.6, Тетр.1. Упражнения. М.,1969
  • 25. Шевчик О. Школа скрипичной  техники, соч.1. Тетрадь 1-2 М.,1946
  • 26. Шевчик О. Школа техники смычка, соч.1-2. Тетр.1,2,3.  М.,1947
  • 27. Шевчик О. Упражнения в двойных нотах, соч.9. М.-Л.,1951
  • 28. Шрадик Г. Упражнения. М.,1969
  • 29. Шрадик Г.  Упражнения в двойных нотах. М.,1969
  • 30. Юный скрипач. Вып. I,II,III.(ред. Фортунатова К.). М.,1988
  • 31. Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л.,1986
  • 32. Яньшинов А. Гаммы и арпеджио. М. 1947
  • 33.Гуревич Л., Зимина И. Скрипичная азбука  1-2 тетради. М. 2002
  • 34.Гилельс Е. Ежедневные упражнения скрипача. 24 гаммы и арпеджио.М.1985
  • Раздел  II
  • 1.Альбом скрипача. Классическая и современная  музыка. Вып.1,М.,1987
  • 2. Библиотека юного скрипача. 5,7 классы. ДМШ.Вып.2-3 М.1985
  • 3. Бакланова Н.пьесы для скрипки и ф-но. II-IV классы. М.,1974
  • 4. Классические пьесы. М.,1988
  • 5. Классические пьесы для скрипки и ф-но. Л.,1984
  • 6. Корелли А. Шесть сонат для скрипки и ф-но. Л.,1981
  • 7.Концерты и пьесы крупной формы. М.,1984
  • 8. Крейслер Ф. Избранные пьесы для скрипки.Вып.3. М.,1967
  • 9. Моцарт В. Пьесы для учащихся  средних и старших  классов ДМШ. М.,1988
  • 10. Педагогический  репертуар для скрипки и ф-но. (Под ред.Мостраса К. и Ямпольского А.).М.,Л.,1941
  • 11. Первые шаги. Пособие для  юных скрипачей. Минск,1980
  • 12. Пьесы советских композиторов. Младшие  классы. М.,1972
  • 13. Прокофьев С. Избранные произведения (обработка для скрипки и ф-но). Вып.1, М.,1966
  • 14. Пьесы для  скрипки (сост. Шальман С.Старшие и средние классы ДМШ). М.,1987
  • 15. Пьесы и произведения крупной формы. М.,!988, 1986, 1985.
  • 16. Раков Н.Пьесы для детей и юношества.М.,1988
  • 17. Семь пьес для скрипки и ф-но. М.,1961
  • 18. Хрестоматия. 1-2 классы ДМШ. М., 1985
  • 19. Хрестоматия. 2-3 классы ДМШ.М.,1986
  • 20. Хрестоматия. 3-4 классы ДМШ. М.,1988
  • 21. Хрестоматия. 4-5 классы ДМШ.,1984
  • 22. Хрестоматия 5-6 классы  ДМШ М.,1988
  • 23. Хрестоматия. 6-7 классы ДМШ. М.1990.
  • 24.Хрестоматия. Концерты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып. I, II  М.,1988
  • 25. Чайковский П. Пьесы (переложения для скрипки и ф-но).М.,1974
  • 26. Шальман С. Я буду скрипачом. Тетрадь 1-2. Л., 1987
  • 27. Юный скрипач. М.,1987
  • 28. Юный скрипач. Вып.I-II-III. М.,1982,1985
  • 29. Чайковский П. Альбом пьес для детей. М.,1993
  • 30. Бах И. Альбом пьес для скрипки и ф-но. М.,1993
  • 31. Педагогический репертуар. Танцы. Вып.1. Л.,1990
  • 32. Домашний концерт. Любимые мелодии для скрипки и ф-но. М.,1990
  • 33. Григорян Г. Начальная школа игры на скрипке. М.,1989
  • 34. Комаровский А. Детский альбом. М.,1997
  • 35. Учебный репертуар. Скрипка Вып.1,2,3. Музична Украина 1983
  • 36. Пьесы старинных композиторов для скрипки и ф-но. М.,1993
  • 37. Гендель Г. Сонаты для скрипки и ф-но. М.,1987
  •                                                                                                                                                  

           Список  методической  литературы:

  • 1. Гинзбург Л., Григорьев В. История  скрипичного  искусства М. 1990.
  • 2. Берлянчик М. Основы  воспитания  начинающего  музыканта С-П. 2000.
  • 3.Меламед П.,Мурзина Е. Воспитание и  обучение в ДМШ: скрипка,                                                 виолончель.М. 1989.
  • 4. Раабен Л., Шульпяков О. Михаил Вайман – исполнитель и педагог Л.1984.
  • 5. Натансон Б., Рощина Л. Вопросы  музыкальной  педагогики М. вып.5. 1984.
  • 6. Руденко В. Вопросы  музыкальной педагогики М. вып.7 1986.
  • 7.Сборник научно-методических работ  преподавателей ДШИ и ДМШ  Ханты-  Мансийск 2002.
  • 8. Гинзбург М.И., Кац ЗГ. Токарева  Л.М., Кифер М.  Программа  по классу  скрипки и альта  М. 1989.
  • 9.В.Б. Григорьев Методика обучения игре на скрипке М. 2006. Классика- XXI
  • 10. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе.  М. 2006. Классика- XXI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНаЯ ГРАМОТА

       Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных  требований к дополн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО.02.УП.02 "Беседы об искусстве" Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа В области Театрального искусства «Искусство театра»

Программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» (срок обучения 5 лет)

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» (срок обучения 5 лет)

Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразоват...

Рецензия профессора МГК им.П.И.Чайковского П.В.Федотовой на Дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области муз.искусства "Фортепиано"

Реализация данной программы позволит творчески подойти к решению учебно-воспитательных задач в образовательной практике школы искусств....